Программа воспитания
рабочая программа на тему
Программа духовно-нравственного воспитания и развития школьников разработана на основе Закона "Об образовании", ФГОС, "Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников". Цели и задачи программы достигаются и решаются в контексте национального воспитательного идеала, направлены на формирование у ребенка нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности), нравственного облика (терпения, милосердия), нравственной позиции (способность различать добро и зло), нравственного поведения (готовность служить людям и Отечеству, послушания, доброй воли).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma._fgos._polovinko_a.v.docx | 47.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Половинко А.В.
Программа воспитания и развития младших школьников
«Мир, в котором я живу»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа духовно-нравственного воспитания и развития учащихся «Мир, в котором я живу» разработана на основе Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников, Программы воспитания и социализации обучающихся.
Данная программа направлена на воспитание в каждом ученике гражданина и патриота, на раскрытие способностей и талантов учащихся, подготовку к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире.
При разработке программы учитывались возможности школы, психологическая готовность учащихся к работе, индивидуальные особенности учащихся, материальное и методическое обеспечение, запросы семей, взаимодействие с учреждениями дополнительного образования, основные направления работы школы: духовно-нравственное и здоровьесберегающее.
Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся содержит пять разделов.
Первый – «Цель и задачи духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся» раскрывает конкретную цель и задачи духовно-нравственного развития младших школьников.
Второй раздел «Основные направления духовно-нравственного развития учащихся младших классов» содержит приоритетные направления воспитательной работы и определяет традиционные источники нравственности.
В третьем разделе «Содержание духовно-нравственного развития учащихся начальной школы» раскрыты основные подходы к организации воспитания, задачи духовно-нравственного развития конкретизируются с учетом направления воспитания. В каждом из направлений воспитания раскрывается соответствующая система базовых ценностей, а так же приводятся основные виды деятельности и формы занятий с учащимися.
Четвертый раздел «Совместная деятельность школы, семьи и общественности по духовно-нравственному развитию учащихся» формулирует основные условия повышения эффективности совместной воспитательной деятельности школы, семьи и общественности.
В пятом разделе – «Планируемые результаты духовно-нравственного развития учащихся» определены ценностные отношения, представления, знания, опыт, которые должны быть сформированы у младших школьников по каждому из направлений воспитания.
- ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ, ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания личности младшего школьника формулируются, достигаются и решаются в контексте национального воспитательного идеала. На его основе в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования обоснован «портрет выпускника начальной школы» и сформулирована основная цель нравственного развития и воспитания личности младшего школьника. Она заключается в становлении личностных характеристик выпускника начальной школы, а именно:
любящий свою семью, свой край, свою Родину и свой народ; уважающий и принимающий ценности своего рода и общества;
способный к организации собственной деятельности и готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;
доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение.
Духовно-нравственное воспитание - это процесс «содействия духовно-нравственному становлению человека, формированию у него:
- нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности,апатриотизма),
- нравственного облика (терпения, милосердия, кротости, незлобивости),
- нравственной позиции (способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний),
- нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли).
Цель:
Воспитание, развитие и становление личности младшего школьника на основе нравственных ценностей и исторического опыта России через деятельностное отношение к окружающему миру, к людям, себе.
Задачи:
Формирование у учащихся чувства любви к Отечеству на основе изучения православных культурных традиций.
Создание общешкольной атмосферы любви, взаимопонимания и взаимопомощи.
Развитие активного культурного сознания и нравственного поведения детей.
Формирование личности, уважающей историю своего народа, способную к толерантному взаимодействию с окружающей действительностью.
Ориентирование семьи на духовно-нравственное воспитание детей, укрепление авторитета семьи.
- ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ
В условиях современной начальной школы процесс духовно – нравственного развития и воспитания личности младшего школьника ориентирован на:
- формирование жизненной позиции, соответствующей демократическим преобразованиям общества;
- воспитание нравственных качеств на основе общечеловеческих ценностей;
- организацию личностной и социально ценной, многообразной деятельности;
На основе воспитательного идеала выпускника начальной школы определены традиционные источники нравственности:
патриотизм (любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; служение Отечеству, сохранение традиций своего народа);
гражданственность (правовое государство, гражданское общество, долг перед Отечеством, закон и правопорядок);
социальная солидарность (свобода личная и национальная;
доверие к людям; справедливость, милосердие, честь, достоинство);
семья (любовь к близким, почитание родителей, забота )
традиционные российские религии и традиции народной культуры
искусство и литература (гармония, духовный мир человека, нравственный выбор).
Программа предусматривает методы и приемы:
- беседы (вопрос-ответ, обсуждение ситуаций);
- наглядно-действенные, эмоционально-образные (интерпретация, создание ситуации выбора);
- практические (изготовление, лепка);
- игровые (сюжетно-ролевые игры, игры-драматизации);
- тренинг – приемы;
- наблюдение за деятельностью детей;
- проективные методы (тематический рисунок, поощрение)
Программа предусматривает техническое и дидактическое оснащение занятий:
- методическая литература;
- аудиовизуальная техника (магнитофон, видеокамера);
- компьютер, ксерокс, фотоаппарат
- игровой материал (игрушки: мягкие, технические)
Организация духовно-нравственного развития и воспитания учащихся по программе «Мир, в котором я живу» определяется следующими направлениями воспитательной работы:
1. Мое Отечество.
2. Мир человеческих отношений.
3. Мир культурного наследия.
4. Мир твоей души.
3. СОДЕРЖАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
В основе Программы духовно – нравственного развития, воспитания и социализации учащихся начальной школы лежат три подхода: аксиологический, системно-деятельностный, развивающий.
Аксиологический подход.
Воспитание представляет собой социальную деятельность, обеспечивающую передачу ценностей от старшего поколения к младшему, от взрослых к детям, от человека к человеку.
Аксиологический подход изначально определяет систему воспитания и социализации школьников, весь уклад школьной жизни. Сам этот уклад должен быть социальной, культурной, личностной ценностью для младших школьников, педагогов и родителей Система ценностей определяет содержание основных направлений духовно – нравственного воспитания младших школьников.
Системно-деятельностный подход.
Один из основателей системно-деятельностного подхода – А.Н. Леонтьев – определял воспитание как преобразование знания о ценностях в реально действующие мотивы поведения.
Принятие ребенком ценностей происходит через его собственную деятельность, педагогически организованное сотрудничество с учителями и воспитателями, родителями, сверстниками, другими значимыми для него субъектами. Системно-деятельностный подход имеет свои особенности:
- воспитание как деятельность должно охватывать все виды образовательной деятельности: учебной, внеурочной, внешкольной.
- системно-деятельностный подход учитывает утрату семьей и школой монополии на воспитание и предусматривает, что деятельность различных субъектов воспитания и социализации, при ведущей роли общеобразовательной школы, должна быть по возможности согласована. Системно-деятельностный подход выступает методологической основой организации уклада школьной жизни.
Развивающий подход.
Подход дает принципиальное понимание системно-деятельностной многоукладной технологии духовно-нравственного развития обучающегося и определяет общую конструкцию Программы воспитания и социализации учащихся начальной школы. Каждое из основных направлений воспитания и социализации младших школьников оформляется в виде тематической программы. Основу такой программы составляют:
- система морально-нравственных установок и ценностей (аксиологический подход);
- многоукладность программы, которая охватывает различные виды образовательной и социально-педагогической деятельности.
- содержание в программе ряда технологий воспитания и социализации по числу и характеру
Направление работы по духовно-нравственному воспитанию и развитию учащихся 1-4 классов
- МОЕ ОТЕЧЕСТВО
Воспитание патриотизма, гражданского самосознания, уважения к правам и
обязанностям человека.
Ценности: любовь к России, к своему народу, к своему краю; уважение традиций своего народа; любовь к близким; долг перед старшим поколением, семьей; свобода и ответственность; доверие к людям.
Задачи:
Формирование у учащихся уважительного отношения к своему дому, своей семье, к представителям старшего поколения.
Воспитание любви к своему городу, родному краю, Родине, к своему народу.
Дать представление о символах государства и субъекта Российской Федерации –Флаг, Герб, Гимн.
Воспитывать уважение к защитникам Родины, национальным героям.
Сформировать элементарные представления о правах и обязанностях гражданина России.
Содержание деятельности
Класс | Уровень | Содержание деятельности |
1 класс | 1 | Беседы: Познакомьтесь со мной: мой дом, мои родители, мои близкие. Моя Родина - Россия. Государственный флаг, герб, гимн. Президент Российской Федерации. Конституция – основной закон государства. Права ребёнка в России. День Защитника Отечества. День Победы |
2 | Праздник «День народного единства» Выставка рисунков «Моя семья» Праздник День Победы Посещение театров, кинотеатров, выставок и т.п. | |
3 | Акция «Подарок воину» Акция «Открытка ветерану Великой Отечественной войны» | |
2 класс | 1 | Беседы: Город Батайск в Российском государстве. Администрация города. Глава города. Права гражданина. Обязанности горожанина. Батайск – защитник Отечества. |
2 | Праздник «День народного единства» Выставка рисунков «Мой любимый край» Экскурсия по городу Батайску Посещение театров, кинотеатров, выставок и т.п. Праздник День Победы | |
3 | Акция «Подарок воину» Акция «Открытка ветерану Великой Отечественной войны» | |
3 класс | 1 | Беседы: Административное деление нашего государства. Регион. Область. Областной центр. Ростовская область. Каким должен быть Защитник Отечества? |
2 | Праздник «День народного единства» Праздник «Курсы молодого бойца» Конкурс плакатов ко Дню защитника Отечества Праздник День Победы | |
3 | Акция «Подарок воину» Акция «Открытка ветерану Великой Отечественной войны» Участие в концерте для ветеранов | |
4 класс | 1 | Беседы: Я - гражданин Российской Федерации. Нация и национальность. Национальные традиции и дружба между народами. Конституция Российской Федерации. |
2 | Праздник «День народного единства» Праздник «Курсы молодого бойца» Конкурс плакатов ко Дню защитника Отечества Праздник День Победы | |
3 | Акция «Подарок воину» Акция «Открытка ветерану Великой Отечественной войны» Участие в концерте для ветеранов |
2.МИР ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ
Формирование нравственных чувств и этического сознания через взаимоотношения в коллективе и семье.
Ценности: правила вежливого поведения в обществе, культура общения с людьми, отзывчивость, дружба, честность, справедливость, отношения в семье;
Задачи:
Познакомить с правилами поведения и культурой общения в общественных местах.
Учить взаимоотношениям в коллективе.
Формирование у младших школьников почтительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим.
Воспитание доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания другим людям.
Содержание деятельности
Класс | Уровень | Содержание деятельности |
1 класс | 1 | Беседы: Азбука этикета: я – ученик, это значит... Вежливые слова. Правила поведения в общественных местах |
2 | Посещение театров, кинотеатров, выставок и т.п. | |
3 | Посвящение в первоклассники Концерт для мам Праздник для пап | |
2 класс | 1 | Беседы: Азбука этикета: как нужно ходить друг к другу в гости. Что такое дружба? Лучший друг. Правила дружбы. |
2 | Посещение театров, кинотеатров, выставок и т.п. | |
3 | Концерт для мам Праздник для пап | |
3 класс | 1 | Беседы: Правила работы в группе. Как относиться к младшим? Как относиться к старшим? Что такое внимание и забота. |
2 | Посещение театров, кинотеатров, выставок и т.п. | |
3 | Концерт для мам Праздник для пап Организация игр в своём классе на переменах | |
4 класс | 1 | Беседы: Азбука этикета: основы делового общения. Как говорить по телефону. Переписка личная и деловая. Что значит быть лидером? Как подобрать команду? |
2 | Посещение театров, кинотеатров, выставок и т.п. Прощание с начальной школой. | |
3 | Концерт для мам Праздник для пап Организация игр на переменах для первоклассников |
3.МИР КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ
Воспитание духовно-нравственной культуры у младших школьников на традициях
народной педагогики.
Ценности: традиции семьи, родная школа и ее традиции, история города, области, края,
национальные герои и важнейшие события истории страны;
Задачи:
Познакомить с истоками культурного наследия и национальными традициями.
Формирование у учащихся чувства любви к Отечеству на основе изучения православных культурных традиций.
Воспитывать чувство национальной гордости.
Содержание деятельности
Класс | Уровень | Содержание деятельности |
1 класс | 1 | Беседы: Народные праздники – культурное наследие каждого народа. Праздник урожая. Рождество. Народные сказки. Что такое храм? |
2 | Выставка рисунков «Весёлое Рождество» Экскурсия к храму. | |
3 | «Покровская ярмарка» | |
2 класс | 1 | Беседы: Народные игры. Народные песни. Масленица. Святые на Руси |
2 | Праздник День матери Разучивание народных подвижных игр на перемене. | |
3 | «Покровская ярмарка» «Масленица» | |
3 класс | 1 | Беседы: Народные традиции. Народные обряды. Уважение к народным традициям людей других национальностей. |
2 | Праздник «День народного единства» Праздник День матери | |
3 | «Покровская ярмарка» «Масленица» | |
4 класс | 1 | Беседы: Народные промыслы. Традиционные искусства. Народные традиции в современном мире. |
2 | Праздник День матери | |
3 | «Покровская ярмарка» «Масленица» |
- МИР ТВОЕЙ ДУШИ
Формирование осознанного духовно-нравственного отношения к жизни через самопознание.
Ценности: нравственный выбор, справедливость, милосердие, честь, достоинство, любовь, культура миропонимания, жизненные ценности.
Задачи:
Формирование способности к духовному развитию, самовоспитанию и универсальной духовно-нравственной компетенции «становиться лучше».
Способствовать укреплению нравственности, внутренней установки личности школьника поступать согласно своей совести.
Обогащать нравственный опыт личности опытом других людей.
Укрепление у младшего школьника нравственной позитивной самооценки и самоуважения.
Содержание деятельности
Класс | Уровень | Содержание деятельности |
1 класс | 1 | Беседы: Поступки хорошие и плохие. Может ли человек быть хорошим или плохим? Что такое человеческое достоинство. Как уважать своё и чужое достоинство. |
2 | Игра-практикум «Как попросить прощения?» Просмотр и обсуждение фильмов, спектаклей о дружбе, взаимопомощи. | |
3 | Участие в социальных акциях. | |
2 класс | 1 | Беседы: Что такое характер? Черты характера. Можно ли изменить характер. Что такое совесть. Что значит «поступать по совести». |
2 | Игра-практикум «Подари другому радость». Просмотр и обсуждение фильмов, спектаклей о справедливости, о людях с сильным характером. | |
3 | Участие в социальных акциях. | |
3 класс | 1 | Беседы: Научись управлять собой. Что значит самоуважение. Мужество и смелость. |
2 | Игра-практикум «Конфликт». Просмотр кинофильмов героического содержания. | |
3 | Участие в социальных акциях. | |
4 класс | 1 | Беседы: Как составить о себе приятное впечатление. Как отстоять свою точку зрения. Главные ценности человека: жизнь, семья, Родина, Земля. |
2 | Игра-практикум «Я считаю…» Просмотр кинофильмов и спектаклей нравственного содержания. | |
3 | Участие в социальных акциях |
Календарно-тематическое планирование организации духовно-нравственного воспитания и развития учащихся 4 «а» класса
по программе «Мир, в котором я живу».
Направления | Содержание деятельности | Сроки | Ответст. |
Сентябрь | |||
Мое Отечество | Классный час: Я – гражданин Российской Федерации. | Учитель | |
Мир человеческих отношений | Чтение рассказов из «Азбуки нравственного воспитания» с последующим обсуждением. | Учитель | |
Мир культурного наследия | Информационный час: Народные праздники – культурное наследие каждого народа. | Актив класса | |
Мир твоей души | Беседа: Как составить о себе приятное впечатление. | Учитель | |
Профилактика психического и физического здоровья | Изучение правил поведения в школе. Безопасный путь в школу. | Актив класса | |
Октябрь | |||
Мое Отечество | Классный час: Нация и национальность. | Учитель | |
Мир человеческих отношений | Азбука этикета. Основы делового общения. | Актив класса | |
Мир культурного наследия | Покровская ярмарка. Праздник Осенины. | Актив класса, родители | |
Мир твоей души | Час доверительного разговора: Как отстоять свою точку зрения. | Учитель, психолог | |
Профилактика психического и физического здоровья | Культура здорового образа жизни. Режим дня – основа жизни человека. | Учитель | |
Ноябрь | |||
Мое Отечество | Праздник: День народного единства. | Учитель | |
Мир человеческих отношений | Классный час: Как говорить по телефону. | Актив класса | |
Мир культурного наследия | Главные ценности человека: жизнь, семья, Родина, Земля. | Актив класса | |
Мир твоей души | Игра – практикум. Конфликт. | Учитель, психолог | |
Профилактика психического и физического здоровья | Чистота – залог здоровья. Беседы по ППБ. | Учитель, медсестра | |
Декабрь | |||
Мое Отечество | Беседа: Государственный флаг, герб, гимн. | Учитель | |
Мир человеческих отношений | Классный час: Что значит быть лидером? Как подобрать команду? | Учитель | |
Мир культурного наследия | Народный календарь. Зимние посиделки. | Актив класса | |
Мир твоей души | Мужество и смелость. Просмотр и обсуждение фильмов. | Учитель | |
Профилактика психического и физического здоровья | Растем здоровыми ( профилактика инфекционных заболеваний ) | Медработник | |
Январь | |||
Мое Отечество | Классный час: Конституция Российской Федерации. | Учитель | |
Мир человеческих отношений | Час доверительного разговора: Мое хочу и мое надо. | Учитель, психолог | |
Мир культурного наследия | Светлый праздник Рождества. | Актив класса, родители | |
Мир твоей души | Участие в социальных акциях. | Актив класса | |
Профилактика психического и физического здоровья | Гигиена и ее значение. Беседы по ПДД, ППБ. | Учитель | |
Февраль | |||
Мое Отечество | Праздник: Курсы молодого бойца. | Актив класса, родители | |
Мир человеческих отношений | Час доверительной беседы: Каким должен быть защитник Отечества? | Учитель | |
Мир культурного наследия | Праздник Масленицы. | Актив класса | |
Мир твоей души | Классный час: Как уважать свое и чужое достоинство. | Учитель | |
Профилактика психического и физического здоровья | Интересные факты: Здоровое питание. Викторина по ПДД. | Учитель, медсестра | |
Март | |||
Мое Отечество | Классный час: Женщина – мать. Значение женщины на Земле. Женский образ в искусстве. | Учитель, актив класса | |
Мир человеческих отношений | Концерт для мам. | Учитель | |
Мир культурного наследия | Информационный час:. Народные герои – гордость страны. Знакомство с былинами. | Учитель | |
Мир твоей души | Игра – практикум: Встречают по одежке, провожают по уму. | Учитель | |
Профилактика психического и физического здоровья | В приемной у доктора Айболита. Беседы по ОЖЗ. | Учитель, медсестра | |
Апрель | |||
Мое Отечество | Выставка рисунков: Моя семья. | Учитель | |
Мир человеческих отношений | Правила поведения в общественных местах. | Учитель, актив класса | |
Мир культурного наследия | Праздник: Нам поет Пасхальный звон песнь о жизни вечной. | Актив класса, родители | |
Мир твоей души | Игра – практикум: «Я считаю ….» | Учитель | |
Профилактика психического и физического здоровья | Спорт в моей семье. Обзор иллюстраций по ПДД. | Учитель | |
Май | |||
Мое Отечество | Праздник: Этот День Победы! | Актив класса, родители | |
Мир человеческих отношений | Просмотр кинофильмов и спектаклей нравственного содержания. | Учитель | |
Мир культурного наследия | Классный час: Уважение к культурным традициям разных национальностей. | Учитель | |
Мир твоей души | Психологический классный час: Тренировка памяти. | Учитель | |
Профилактика психического и физического здоровья | Доверительная беседа: Я здоровье берегу. Викторина по ПДД, ППБ. | Учитель |
4. СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ШКОЛЫ, СЕМЬИ И ОБЩЕСТВЕННОСТИ ПО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ РАЗВИТИЮ УЧАЩИХСЯ
Взаимодействие школы и семьи имеет решающее значение для организации нравственного уклада жизни младшего школьника.
Для развития ребенка очень важны гармоничные отношения с родителями. Основными задачами в работе с родителями являются:
- развитие у родителей эмпатии и способности оказывать поддержку;
- усиление взаимного интереса и принятия;
- развитие конструктивных способов взаимодействия;
- поиск новых конструктивных способов разрешения конфликтных ситуаций;
- увеличение взаимной открытости;
- улучшение понимания родителями собственного ребенка, особенностей и закономерностей его развития.
Педагогическая культура родителей – один из самых действенных факторов духовно- нравственного развития, воспитания младших школьников. Уклад семейной жизни представляет собой один из важнейших компонентов нравственного уклада жизни обучающихся. В силу этого повышение педагогической культуры родителей необходимо рассматривать как одно из важнейших направлений воспитания и социализации младших школьников.
Работа с родителями
- Изучение воспитательного потенциала семьи
- Психолого-педагогический всеобуч родителей
- Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс
- Индивидуальная работа с родителями
Основные формы работы с родителями
Лекции, дискуссии, семейные советы, круглый стол, устный журнал, беседы, анкетирование, педагогически направленное наблюдение, микроисследования.
Тематика родительских собраний для первого класса.
- Адаптация младших школьников к условиям школьной жизни.
- Распорядок дня первоклассника – залог здоровья.
- Влияние телевидения на нравственное воспитание школьников.
- Эмоции положительные и отрицательные.
Тематика родительских собраний для второго класса.
- Нравственное воспитание младших школьников в школе и дома.
- Формирование духовности у учащихся через чтение.
- Объединение усилий педагогов и родителей в совместной деятельности по нравственному воспитанию.
- Как по-настоящему любить детей.
Тематика родительских собраний для третьего класса
- Значение общения в развитии личностных нравственных качеств ребенка.
- Трудовое участие ребенка в жизни семьи. Его роль в развитии личностных качеств.
- Ничего не обходится нам так дешево и не ценится так дорого, как вежливость.
- Семейные традиции: прошлое, настоящее, будущее.
Тематика родительских собраний для четвертого класса.
- Агрессивные дети. Причины и последствия детской агрессии.
- Физиологическое взросление и его влияние на формирование нравственных личностных качеств ребенка.
- Здоровый образ жизни школьников.
- Итоговое собрание: “Итоги обучения в начальной школе”
В деятельности школы по повышению педагогической культуры родителей принимают участие врачи, работники правоохранительных органов, представители общественности.
В формировании нравственного уклада школьной жизни свои традиционные позиции сохраняют учреждения дополнительного образования и культуры.
- ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ УЧАЩИХСЯ
Воспитательные результаты любого из видов деятельности школьников распределяются по трем уровням.
Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых
формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, т.е. в защищенной, дружественной просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии юный человек действительно становится (а не просто узнает о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде.
Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постепенным, что должно учитываться при реализации Программы духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников.
К ожидаемым результатам относятся:
- МОЕ ОТЕЧЕСТВО
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.
ценностное отношение к России, к своей малой родине, государственной символике, русскому и родному языку, к Конституции и законам Российской Федерации; к старшему поколению;
элементарные представления о примерах исполнения гражданского и патриотического долга;
начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища.
2. МИР ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ
Формирование нравственных чувств и этического сознания через взаимоотношения в коллективе и семье.
начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, представителями разных социальных групп;
нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;
уважительное отношение к традиционным российским религиям;
первоначальное умение видеть красоту в поведении, поступках людей;
3. МИР КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ
Воспитание духовно-нравственной культуры у младших школьников на традициях народной педагогики.
ценностное отношение к народной культуре;
элементарные знания о традициях своей семьи, школы и бережное отношение к ним;
первоначальный опыт постижения народного творчества, традиций и фольклора русского народа;
- МИР ТВОЕЙ ДУШИ
Формирование осознанного духовно-нравственного отношения к жизни через самопознание
понимание ценности человеческой жизни;
неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;
способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;
почтительное отношение к родителям, уважительное отношение к старшим, заботливое отношение к младшим;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа воспитания и социализации учащихся начальной школы как способ реализации духовно-нравственного воспитания.
Как правильно и интересно организовать воспитательный процесс в классе? Каким содержанием его наполнить? На что обратить внимание при определении задач и видов деятельности, при планировании воспитате...
Программа воспитания учащихся начальных классов МБОУ СОШ с. Панино «Воспитание культуры толерантности у детей младшего школьного возраста»
воспитание культуры толерантности с самых первых дней обучения в школе...
Программа воспитания "Воспитание толерантности у детей младшего школьного возраста"
Данная программа воспитания разработана для учащихся 1-4 классов. Срок реализации программы 4 года. Представленная программа воспитания позволит ученикам успешно адаптироваться не только к жизни в шко...
Программа воспитания и социализации ФГОС ООО на 2016-2019г. (воспитательная программа 3-4 классов)
Цель воспитательной программы – воспитание, социально – нравственная поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного г...
программа воспитания и социализации ( программа воспитательной работы 3 класс)
Программа воспитания и социализациии составлена в соответствии снормативно- правовой базой.Настоящая программа является программой воспитания у младших школьников духовно-нравственных основ социальной...
Рабочая программа учебного предмета «Физическая культура» с учетом рабочей программы воспитания для начального общего образования(1-4 класс)
Рабочая программа учебного предмета "Физическая культура" с учетом рабочей программы воспитания для начального образования (1-4 класс)Данный материал будет полезен учителям по физической кул...
Рабочая программа по немецкому языку с2 по 4 классы с программой воспитания
Процесс овладения иностранным языком на уровне начального общего образования внесет свой вклад в формирование активной жизненной позиции обучающихся. Знакомство на уроках иностранного языка с доступны...