Развитие познавательной активности на уроках математике
рабочая программа на тему
Развитие познавательной активности на уроках математике
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_po_teme_razvitie_poznavatelnoy_aktivnosti_na_urokah_matematike1.doc | 74.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Развитие ребят – это не только рост их прирожденных способностей, но еще в большей мере результат целенаправленной и систематической работы учителя над развитием его питомцев. Интенсивное продвижение ребят в развитии достигается в процессе приобретения знаний, овладении навыками и формировании побуждения к учению. Поиски путей активизации познавательной деятельности учащихся, развитие их познавательных способностей и самостоятельности – задача, которую призваны решать педагоги, психологи, методисты и учителя».
Л.В. Занков
Прекрасная пора детства! Ребенок, впервые преступивший порог школы, попадает в мир человеческих знаний, где ему предстоит открывать много неизвестного, искать оригинальные, нестандартные решения в различных видах деятельности. Такой деятельностью является и творческая познавательная деятельность. В ее основе лежат реализация и развитие познавательных интересов, способностей и возможностей ребенка.
Универсальных приемов формирования познавательных интересов у младших школьников в практике обучения и воспитания нет. Каждый творчески работающий учитель добивается этого, используя свои приемы развития познавательных интересов.
«Развитие ребят, писал Л.В. Занков, - это не только рост их прирожденных познавательных способностей, но еще в большей мере результат целенаправленной и систематической работы учителя над развитием его питомцев. Интенсивное продвижение ребят в развитии достигается в процессе всей учебно-воспитательной работы: и приобретения знаний, и овладение навыками, и формирования побуждения к учению.
Говоря о заданиях в процессе обучения иногда полагают, что движущей силой самого процесса обучения является учитель, его объяснения, указания, задания. Если учитель непрерывно командует, а на долю учеников остается лишь подражательно-исполнительная функция, то подобный урок дает основание полагать, что учитель представляет учебный процесс не иначе, как с постоянно заторможенной ролью учащихся, учителю ежеминутно приходится подталкивать их, двигать учебный процесс своими словами и жестами. Необходимо, чтобы выдвинутое учителем задание вызывало собственное стремление учеников к познанию нового, неизвестного, в способности найти наиболее удачное решение того или иного задания. А учителю на данном этапе нужно выбрать такой метод работы, чтобы он вызывал репродуктивную деятельность учащихся, которая представляет собой умение сравнивать, анализировать, обобщать.
Работая учителем я пришла к выводу, что наиболее эффективными средствами развития познавательной активности и интереса учащихся на уроке является: игровая деятельность, создание положительных эмоциональных ситуаций, работа в парах. Так, например, в 1 классе доминирует игровая деятельность. Начальный этап формирования познавательных интересов совпадает по времени с первым полугодием 1 класса. Он характеризуется введением элементов учебно-познавательных игр. Так при закреплении последовательности чисел первого десятка я прошу детей помочь Белочке выбраться из лабиринта чисел. Для этого произвольно записанные числа необходимо соединить, начиная с единицы.
1 2
6 4
3 5
Задания познавательного характера присылали ученикам сказочные герои. Иногда сказочные герои оживали. Ребята превращались и в звездочетов, и в Синеглазку, и в гномов. И не беда, если ответ не всегда был совсем правильным. Одноклассники с огромным желанием помогали сказочным героям справиться с заданием, найти наиболее удачное решение математического задания.
Для выполнения заданий на выделении различного и сходного, задания такие:
- – Чем похожи пары примеров?
3 + 5 7 + 2 6 + 3
8 - 3 9 - 7 9 - 3
- На карточке записаны примеры: 5 + 3, 4 + 3, 8 – 3, 6 + 3, 7 - 3, 9 – 3. Предлагаю указать сходства или различия примеров. Ученики обычно указывают такой признак сходства, как знак действия, затем обращают внимание на то, что в первой группе прибавляется число 3, а во второй вычитается число 3. Отмечают различия между примерами первой и второй группы: знаком действия и тем числом, которое в первом случае увеличивается, а во втором уменьшается.
- 5 + 2 = 7 - Какое число можно поставить вместо точек,
2 + … = 7 чтобы второе равенство было верным. Почему?
- 6 + 1 = 7. Сколько нужно прибавить к шести, чтобы получить не 7, а 8? Ученик рассуждает: 8 > 7 на 1. Чтобы получить число на 1 больше семи, нужно прибавить на 1 больше, т. е. 2. Но ученик вправе дать ответ и сразу, на основе усвоенной таблицы, т. е. 6 + 2 = 8.
- 5 + 4 5 + 3
3 + 5 7 + 0
4 + 5 9 + 1
6 + 1 0 + 7
- Укажите примеры, в которых суммы одинаковы?
Для выполнения этого задания ученик должен использовать операцию сравнения. Ход его рассуждения может быть следующим: он выделяет примеры, в которых слагаемые одинаковые, но переставлены, и, сославшись на переместительное свойство сложения делает вывод. Но может ограничиться и вычислением результатов и на основе их сравнения сделать вывод. Использование таких заданий в процессе обучения математике решает не только задачу развития познавательных способностей, но и способствует развитию вычислительных навыков.
Большую активность у учащихся вызывают задания, где нужно сгруппировать по какому-либо признаку. Например:
- Выпишите в разные столбики примеры, которые связаны между собой. Объясните эту взаимосвязь.
12-2=10 12-10=2
15-1=14 10+2=12
10-8=2 8+2=10
10-2=8 15-14=1.
14+1=15
Каждый по-своему пытается сгруппировать данные примеры.
а) в одних примерах «+», в других «-» учащиеся нашли сходство в одинаковых арифметических действиях.
б) более наблюдательные ученики замечают, что в некоторых примерах на сложение и вычитание фигу-
рируют одни и те же числа:
14+1=15 10+2=12 8+2=10
15-1=14 12-10=2 10-8=2
15-14=1 12-2=10 10-2=8
Объясняют: -Эти прмеры связаны между собой. Сложили 14 и 1, получили 15. Вычитаем первое слагаемое, получаем второе. Вычитаем второе слагаемое, получаем первое.
Задание записано на доске:
30-9 54-20 23-10
20-7 48-30 30-4
40-6 100-7 87-5
83-60 56-30 50-4
Предлагается сравнить примеры и установить основание для их классификации.
30-9 83-60 56-3
30-4 54-20 87-5
20-7 48-30
50-4 23-10
40-6
100-7
Каждый столбик ребята обосновывают.
- Не решая, назовите пример, в котором будет наибольшая (наименьшая) разность?
-Почему вы так решили?
- Найдите примеры с одинаковыми уменьшаемыми. В каком из них будет большая разность? Почему?
Прошу учащихся составить примеры на вычитание однозначных чисел с уменьшаемым 30, а разностью меньше 26. Проверку задания выполняем на доске, располагая примеры в порядке возрастания(убывания)
разности. 30-5=25
30-6=24
30-7=23
30-8 22 и т.д.
Это дает возможность установить зависимость разности от вычитаемого при постоянном уменьшаемом.
В 3 классе при изучении темы «Равенства и неравенства» даю такое задание, направленное на конструирование равенств и неравенств и их преобразование. Выражение 30-9 и 30-4 предлагаю соединить знаком сравнения, затем полученное неравенство преобразовать в равенство.
- Изменим знак сравнения. Вместо знака «<»поставим знак «=». Получим неверное раывенство: 30-9=30-4
-Почему оно неверное?
Изменим левое выражение так, чтобы равенство было верным.
-Его следует увеличить или уменьшить?
-На сколько единиц надо увеличить?
- Как следует изменить уменьшаемое?
-На сколько увеличить? Почему?
35-9=30-4
Очень хорошо способствует на уроке математики развитию познавательного интереса, памяти, вниманию такой метод работы, как использование элемента соревнования.
- «Какой ряд первый»
Каждый ряд получает карточку, на которой записаны примеры на табличное умножение и деление. Первые ученики каждого ряда по сигналу решают первый пример и передают карточку следующему ученику. Выигрывает ряд, который первым решил примеры и без ошибок.
- «Выбери примеры»
2 * 4 6 : 2
12 : 4 5 * 5
63 : 9 14 : 2
9 * 2 10 : 5
3) «Составь слово»
На доске записаны примеры:
12+27 12+5 16+5 27+11
15+18 27-9 65-11 68-13
24-14 14+9 18-12 48+11
К доске выходят две команды. По «цепочке» ребята решают примеры и выбирают среди подготовленных карточек карточку с числом, соответствующим ответу его примера ( на обороте карточки написана буква)
39 33 10 21 54 6
Р О Д И Н А
19 22 23 38 55 29
Д Р У Ж Б А
Команда, первая составившая слово, побеждает. Математические задания с элементами соревнования не только повышают интерес и активность на уроке, но и помогают усвоению и закреплению учебного материала.
Большое влияние на развитие познавательной активности на уроках математики оказывают задачи. В своей работе в дополнении к заданиям учебника широко использую задачи практического характера и задачи, интересные в познавательном отношении. Эти задачи я составляю на основе цифровых данных материалов газет, журналов, статистических справочников и энциклопедий. Простые задачи чаще всего предлагаю для устного счета. Иногда раздаю карточки, на которых записано сразу несколько задач.
Дети читают их, решают и записывают сразу ответы.
Задачи более сложные использую для работы с сильными учениками. Включаю задачи в самостоятельную работу, выполняемую на уроке. Вот некоторые из таких задач.
« Если купить 6 тетрадей по 3 рубля, то 2 рубля еще останется. Сколько рублей было? Если купить 7 тетрадей по 3 рубля то сколько рублей не хватит?»
«За 3 булочки девочка заплатила 45 рублей. Мальчик купил таких же булочек, но денег заплатил в 2 раза больше, чем девочка. Сколько булочек купил мальчик?»
«Машина-автомат завертывает в минуту 400 конфет. Сколько рабочих заменит такой автомат, если рабочий в минуту может завернуть только 20 конфет?»
«Длина голубого китенка, только что появившегося на свет 7 метров, длина взрослого кита 33 метра. На сколько метров подрастет китенок, когда станет взрослым?»
« Туловище японского гигантского краба достигает 60 см, а есть крабы-горошины с размером тела 2 см. Во сколько раз туловище краба-гиганта больше краба-горошины?»
« Мама слониха имеет массу 6 тонн, а ее слоненок в 5 раз легче. Чему равна масса слоненка?»
« Слону в зоопарке в сутки дают 90 кг пищи, а верблюду 15 кг. Во сколько раз слон съедает больше, чем верблюд?»
« Длина реки Волга 3690 км, а длина реки Лена 4320 км.На сколько километров река Лена длиннее Волги?»
« Длина кита 33 метра, это на 19 метров больше длины акулы. Какова длина акулы?»
На своих уроках математики я использую загадки. Загадки расширяют кругозор детей, развивают любознательность и пытливость, тренируют внимание, память, мышление. Применение загадок на уроке дает положительные результаты, так как они знакомят учащихся с окружающим миром, раскрывают богатства родного языка, развивают логическое мышление. На своих уроках я использую загадки, содержащие различные числа. Например:
« У него четыре лапки,
Лапки цап-царапки,
Пара чутких ушей,
Он гроза для мышей.» (Кот)
« Черненькая, хвостатенькая,
Не лает, не кусает,
А из класса в класс не пускает.» (Двойка)
Загадки, содержащие математические отношения:
« Чем больше из нее берешь,
Тем больше она становится» (Яма)
- После того как дети назвали отгадку, я прошу их вспомнить, какое число прозвучало в загадке. Например:
Вспушит она свои бока,
Свои четыре уголка,
И тебя, как ночь настанет,
Все равно к себе притянет. (Подушка)
-Найдите число, прозвучавшее в загадке в кассе цифр и счетного материала.
- Назовите предыдущее и последующее число.
- Как можно получить число 4?
Для того, чтобы дети отгадали загадку, они должны быть знакомы с предметом или явлением, о котором идет речь, наблюдать его. С другой стороны, загадки про один и тот же предмет, позволяющие показать его с разных сторон, способствуют расширению знаний об окружающем мире. Любая загадка – это логическое упражнение, при выполнении которого ребенок учится выделять количественные стороны предмета, а также находить предмет по нескольким перечисленным признакам.
Большой интерес у детей вызывает работа с занимательным материалом. Ребята с огромным удовольствием выполняют задания, направленные на развитие внимания, восприятия и воображения, на развитие памяти и мышления.
Ребята находят способ фиксации сосчитанных звездочек. Например, все звездочки представленные на рисунке, можно разделить на две группы: большие и маленькие. Сосчитаем сначала большие звездочки. Чтобы не ошибиться при счете, будем ставить внутри большой звезды тот номер, который она получит при счете. После этого переходим к подсчету маленьких звездочек, будем обводить их кружком.
Задания на развитие внимания значительно обогащаются геометрическим материалом. Например, такого вида:
-Выпиши все треугольники и четырехугольники, которые ты видишь на фигуре АВСДЕ. Введи для этого дополнительные обозначения.
Задания для развития восприятия и воображения
- Найдите к каждому осколку точно такую же по форме часть на пузырьке. Запиши пары одинаковых частей. Какие три осколка не имеют пары и остались лишними?
-Назовите геометрические фигуры, из которых составлен этот домик.
-Сосчитайте число прямоугольников в одной оконной раме. Сколько всего прямоугольников вы видите?
-А сколько всего четырехугольников использовано для изображения домика?
- Какая геометрическая фигура встречается только один раз?
Значит, ребята, чтобы строить дома, конструировать машины, нужно много знать, многому учиться.
Не все рождаются творческими личностями. Однако при создании определенных условий, к числу которых можно отнести развитие познавательных способностей, самостоятельности, предоставления для творчества, самовыражения и самореализации детей, развития навыков общения, обмена мнениями последует движение вперед по пути познания и творчества.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие познавательной активности на уроках математики.
В данной работе представлены примеры развития познавательной активности на уроках математики по программе "Начальная школа 21 века"...
Выступление Развитие познавательной активности на уроках математики
Конкретный познавательный и интересный материал для уроков математики 1-2 классов...
Развитие познавательной активности на уроках математики начальной школы.
В статье представлен материал о развитии познавательной активности на уроках математики начальной школы....
Развитие познавательной активности на уроках математики
Познавательная активность является социально значимым качеством личности и формируется у школьников в учебной деятельности. Она отражает определённый интерес к получению новых знаний, умений и навыков...
Развитие познавательной активности на уроках математики в специальной (коррекционной) школе VIII вида через применение коррекционно-развивающих упражнений
Коррекционная работа ведется по направлениям:•осуществление индивидуального подхода к детям;•предотвращение наступления утомления;•использование активизации познавательной деятельности детей;•создание...
Развитие познавательной активности на уроках математики в специальной (коррекционной) школе VIII вида через применение коррекционно-развивающих упражнений.
Математика в коррекционной школе решает одну из важных специфических задач обучения школьников с нарушением интеллекта – преодоление недостатков их познавательной деятельности и личностных качеств. Из...
Презентация "Применение педагогических технологий и внеурочной деятельности для развития познавательной активности на уроках математики"
Презентация раскрывает особенности урочной и внеурочной деятельности....