Развитие познавательной активности на уроках математики.
материал по математике (3 класс) по теме
В данной работе представлены примеры развития познавательной активности на уроках математики по программе "Начальная школа 21 века"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_poznavatelnoy_deyatelnosti_na_urokah_matematiki.doc | 46.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие познавательной активности учащихся на уроках математики
«Кто с детских лет занимается математикой, тот развивает внимание, тренирует свой мозг, свою волю воспитывает в себе настойчивость и упорство в достижении цели…»
педагог математики
Алексей Иванович Миркушевич.
Учитель, который хочет принести пользу всем своим учащимся и тем, которые будут и тем, которые не будут пользоваться математикой после школы, должен обучать решению задач так, чтобы обучение на одну треть было математикой, а на две третьи – здравым смыслом.
Д. Пойа.
Изумление человека – вот что должно быть красной нитью всего школьного воспитания.
В.А.Сухомлинский.
В концепции стандартов второго поколения указано, что целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться.
Одним из ценностных ориентиров начального образования является:
- развитие умения учиться, как первого шага к самообразованию и самовоспитанию.
- развитие широких познавательных интересов инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества.
- формирование способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке).
В настоящее время исследования ученых убедительно показали, что возможности людей, которых обычно называют талантливыми, гениальными – не аномалия, а норма.
Задача заключается лишь в том, чтобы раскрепостить мышление человека, повысить коэффициент его полезного действия, чтобы использовать те богатейшие возможности, которые дола ему природа и о существовании которых многие подчас не подозревали.
Познавательный интерес – это один из важнейших для нас мотивов. Познавательный интерес направлен не только на процесс познания, но и на результат его, а это всегда связано со стремление к цели, с реализацией её, преодоление трудностей, с волевым напряжением и усилием. Таким образом, в познавательном интересе своеобразно взаимодействуют все важнейшие проявления личности.
Работа над развитием познавательных интересов способствует снятию психологических нагрузок в учении, а значит сохранности здоровья у учащихся, способствует предупреждению отставания в учении.
В своей работе я стараюсь применять приёмы и методы направленные на развитие мысленной деятельности каждого ученика. А это невозможно без развития познавательных интересов. Нельзя научить ребёнка чему – либо, если ему не интересно. Считаю, что развитие познавательных интересов – это основа успешного обучения, учения с увеличением.
- Развитие познавательных процессов на уроках математики.
Свои уроки стремлюсь строить так, чтобы дети могли расширить свой кругозор, развивать любознательность и пытливость, тренировать внимание и воображение, память и мышление. Все эти познавательные процессы под влиянием познавательного интереса приобретают особую активность и направленность.
Развивая внимание, мы развиваем основу всех познавательных процессов. Проводя устный счет, мы развиваем произвольное внимание, запоминаем расположение чисел и выявляем особенности решения простых задач и различных цепочек действий, различные действия с геометрическим материалом.
На уроке в первом классе дети, выполняя в уме решение примеров, узнавали названия различных рыб, а во втором названия цветов.
Слайды. познакомились с понятием геометрия.
2. Восприятие.
Восприятие, более чем какой либо другой познавательный процесс, связан с другими процессами, в частности с воображением, памятью, мышлением, поэтому большую часть заданий направлено на развитие этих понятий. Например, при решении примеров на вычитание или сложение, учащимся предлагаю использовать цветные карандаши «Раскрась цветок» - ученики
1-ого класса решают выражение, и каждый ответ закрашивают соответствующим цветом. Затем раскрашивают тем же цветом части рисунка с таким же ответом. Задание усложняется с возрастом, это работа с графиками и чертежами.
3. Воображение тесно связано с восприятием.
Слайд. На уроке дети должны построить домик для бабы яги или корабль, который будет плавать на море или на реке.
Они видят - домик старый, нужно построить новый, лучше предыдущего, а кораблик – лодочку они строили в международный день воды – 22 марта.
чтобы запомнить, что такое периметр прямоугольника, ребята строили машину, узнавая, что такое противоположные стороны прямоугольника.
Я использую задания на преобразование и перестроение геометрических фигур и предметов, которые выложены, например, из различных фигур и предметов или счетных палочек. Это интересный и эффективный метод для развития воображения.
Проводимый в процессе поиска решения, мыслительный анализ выложенных вариантов, способствует развитию воображения детей, формирует умение представлять возможные изменения в фигуре.
4. Развитие памяти является в математике важным аспектом. Это запоминание различных терминов, и формул, алгоритмов тех или иных действий.
5. Развитие мышления. И конечно самый благодатный материал для развития познавательных интересов – это работа с задачами.
В своей работе я применяю различные задачи и задания, которые помогают поддерживать интерес к математике, это нестандартные задачи из сборников Керовой Г.В., Беденко М.В., и задачи которые есть в современном учебнике. Данные задачи понятны современному школьнику, интригующие его и вызывающие смех. Они развивают кругозор и воображение, чувство юмора, абстрактное и логическое мышление школьников. Задачи знакомят учащихся с профессиями и увлечениями людей, жизнью в разных странах современных и древних, содержат сведения о животных и растениях, есть задачи с экономическим содержанием, так например русский купец XIX (19) века Фома Уседов знакомит детей с доходами и затратами, прибылью и убытками.
1. Скорость Бабы Яги 20 км в час. Сколько она пролетает за 3 часа полета.
2. Царевны – несмеяна наплакала 2 ведра слёз. В золотое ведро она наплакала 386 слезинок, а в серебряное на 127слезинок больше. Сколько всего слезинок выплакала Царевна – несмеяна.
3. Крестьянин повез на базар продавать 6 кур и 3 гусей. За каждого гуся он выручил 12 рублей. За сколько он продал курицу, если сумма всего торга 90 рублей.
Первое, что является предметом познавательного интереса для школьников – это новые знания о мире. Я стараюсь продумывать отбор содержания учебного материала, показа богатства заключённые в научных знаниях, так как это является важнейшим звеном формирования и развития интереса к учению.
Одним из важнейших моментов повышения интереса к математике я считаю решение логических задач, а в современных учебниках наряду с текстовыми задачами немало логических, комбинаторных, геометрических, ситуационных задач, которые требуют от ученика умения интриговать знания из разных учебных контекстов.
Решение логических задач вызывает большой интерес у детей.
При решении таких задач я учу детей рисовать условия задачи т. е. моделировать на отрезках. Например задача №243. Рост Серёжи 164 см., Катя на 8 см. ниже Серёжи, но на 12 см. выше Димы. Вычисли рост Кати и рост Димы. Назови имена детей в порядке увеличения их роста.
С_____164 см________
К___________/__8 см_/
Д________/__12 см___/
Текстовые цепочки №211
П-7 О в 2 раза старше П 32-7=25
О-32 ? П-? О-? 25*2=50 лет
О 32____________ П-25 О-50 лет
П 7_____________
Можно так же применить метод построения текстовых цепочек умозаключений.
Задача №374, 390
Мама приготовила Лиде, Наташе и Алёне подарки – медведя, куклу и зайца. Ни одна из девочек не взяла зайца. Медведя взяла не Наташа. Кто какую игрушку взял? Эту же задачу можно решить при помощи таблицы.
Л Н А
М + 0 0
К 0 + 0
З 0 0 +
Таким образом, решение логических задач создаётся дидактические условия для овладения младшими школьниками основам логического и алгоритмического мышления, умения работать с информацией, читать и заполнять таблицы.
Чтобы поддерживать и развивать познавательные интересы на уроках математики, я применяю различные игры, а игровые моменты делают учебный процесс познания более продуктивным. В процессе игры дети незаметно для себя выполняют различные упражнения, где сравнивают множества, выполняют арифметические действия.
Часто готовлю для детей задачи, сказки, где действующие лица – сказочные персонажи, а сказки – верные спутники малышей. Они учат детей добру, учат общаться, сопереживать. Стараюсь на всех уроках применять математические задания.
Таким образом, разнообразные приёмы помогают воспитывать и развивать интерес к урокам математики. Дети очень любознательны, но только в том случае можно добиться успеха, если они будут наглядно понимать те или иные приёмы, действия, которыми занимается математика.
Чтобы не погасло желание учиться, нужно сделать все возможное, чтобы дети смогли проявить свои способности, и без устойчивого интереса к учёбе этого трудно добиться.
В заключении хочется сказать, что мои дети любят математику и ждут эти уроки с нетерпением, а я стараюсь каждый урок для них сделать открытием нового, еще не познанного. Я стремлюсь в своей работе к созданию условий, обеспечивающих ребёнку успех в учебной работе, ощущение радости на пути продвижения от незнания к знанию, от неумения к умению.
Прочные знания учащиеся приобретают в процессе активной познавательной деятельности, и вспомогательной предпосылкой которого является интерес.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление Развитие познавательной активности на уроках математики
Конкретный познавательный и интересный материал для уроков математики 1-2 классов...
Развитие познавательной активности на уроках математики начальной школы.
В статье представлен материал о развитии познавательной активности на уроках математики начальной школы....
Развитие познавательной активности на уроках математики
Познавательная активность является социально значимым качеством личности и формируется у школьников в учебной деятельности. Она отражает определённый интерес к получению новых знаний, умений и навыков...
Развитие познавательной активности на уроках математики в специальной (коррекционной) школе VIII вида через применение коррекционно-развивающих упражнений
Коррекционная работа ведется по направлениям:•осуществление индивидуального подхода к детям;•предотвращение наступления утомления;•использование активизации познавательной деятельности детей;•создание...
Развитие познавательной активности на уроках математики в специальной (коррекционной) школе VIII вида через применение коррекционно-развивающих упражнений.
Математика в коррекционной школе решает одну из важных специфических задач обучения школьников с нарушением интеллекта – преодоление недостатков их познавательной деятельности и личностных качеств. Из...
Развитие познавательной активности на уроках математике
Развитие познавательной активности на уроках математике...
Презентация "Применение педагогических технологий и внеурочной деятельности для развития познавательной активности на уроках математики"
Презентация раскрывает особенности урочной и внеурочной деятельности....