Вежливое общение
план-конспект урока (3 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Предмет - Риторика
Тема - ВЕЖЛИВОЕ ОБЩЕНИЕ
Кузьмина Маргарита Гюльметовна
Учитель начальных классов
МБОУ «Подюжская средняя школа имени В.А. Абрамова»
Цель: учить вежливой речи, уважительному, доброму отношению друг к другу.
I. Организационный момент II. Речевая разминка III. Самоопределение к деятельности ΙV. Работа по теме урока V. Рефлексия VI. Домашнее задание VII. Подведение итогов | Проверка готовности к уроку. - Какой у нас сейчас будет урок? Что должно лежать на парте? - Ребята, сегодня к нам на урок пришли гости. Давайте поздороваемся с гостями, улыбнемся им и подарим им своё хорошее настроение. - Ну а начнем наш урок с чего? (речевая разминка) Откройте учебную тетрадь на с. 105. Найдите задание 1. - Прочитайте задание. Что сначала нужно сделать? (Прочитать за одну минуту слова, с помощью которых можно охарактеризовать человека). Прочитаем эти слова по цепочке. - Ну а сейчас постарайтесь запомнить те слова, которыми вы можете описать по-настоящему доброго человека. Дам вам минутку для запоминания. - Закройте книгу, произнесите эти слова по памяти. Расскажите, что запомнили друг другу. - Какие слова вы можете добавить? Справились с заданием? Вызвало у кого-нибудь оно затруднение? - Обратите внимание на стихотворные строки в 3 задании. Прочитайте их про себя. - Юля, прочитай эти строки. - Как вы их понимаете? (свои негативные эмоции нужно уметь сдерживать при общении с людьми) Хочется вспомнить отрывок из стихотворения Владимира Солоухина «Слово о словах». Когда ты хочешь молвить слово, Мой друг, подумай – не спеши, Оно бывает то сурово, То рождено теплом души. А также хочется вспомнить пословицу «Слово не воробей, вылетит – не поймаешь». - Прочитайте эти строки медленно, быстро, с улыбкой, с предостережением. Ну а теперь на память. - Интересное задание? Чем интересно? Для чего нам нужна речевая разминка? - Ребята, сейчас у меня к вам такое задание – вы должны отгадать слово и для этого Из слова СВЕТ вам нужно взять вторую и третью буквы – ВЕ 1. Из слова УЖ взять согласную букву - Ж 2. В слове МАЛИНА найти второй слог – ЛИ 3. В слове ВЕРЕВКА найти повторяющиеся согласные буквы – В 4. В слове КОСТЬ убрать первую букву - ОСТЬ Ребята, какое слово у нас получилось: ВЕЖЛИВОСТЬ - Кто смог составить слово? Поднимите руку. – Чему мы учимся на уроках риторики? Мы учимся говорить, писать так, чтобы нас поняли, чтобы общение было успешным. О каком общении пойдет речь на уроке? (ВЕЖЛИВОЕ ОБЩЕНИЕ). - Какую цель поставим себе на этом уроке? (учиться вежливой речи, учиться уважительному, доброму отношению друг к другу) – А что же такое вежливость? Ответы учащихся: – Я думаю, что это воспитанность. – Мне кажется, хорошее поведение. – Это правила поведения человека. – Когда человек вежливый, к нему хорошо относятся. – Вежливые, добрые слова сказать нетрудно, а другому человеку приятно, и он будет лучше к тебе относиться. И т.д. Перед вами толковые словари, найдите в нем слово ВЕЖЛИВОСТЬ. 1. Беседа Вежливость – соблюдение правил приличия. Послушайте, откуда пришло это слово: - Один мальчик не любил говорить спасибо, пожалуйста, извините, здравствуйте. - Ах, ты невежа – говорили ему. Он очень обижался и кричал в ответ - Нет, я вежа, вежа, вежа! Странное слово. Но на самом деле не странное оно, а старинное. В старину вежей называли человека знающего, сведущего, учёного. А “вежество” означало учёность, учтивость. Отсюда и появилось слово “вежливость” – доброе поведение, почтительность. Так, что мальчик был прав: есть такое слово “вежа”. Только его-то никак нельзя было назвать вежей. Сначала ему нужно научиться говорить вежливые слова. 2. Работа с учебником. - Откройте учебник на странице 103. Прочитайте отрывок из стихотворения Людмилы Щипахиной и подумать над его смыслом. ...Счастливей, чем счастья подкова, Дороже, чем горсть серебра... Спасибо за доброе слово. Спасибо за слово добра. (Л. Щипахина благодарит за доброе слово, оно для неё дороже всего на свете. Российская поэтесса, живет в Москве, в 2003 году ее имя вошло в энциклопедию «Лучшие люди России»). – Добрые слова – а к ним относятся и вежливые слова – поднимают людям настроение, говорят об уважении говорящего к собеседнику, о его деликатности, такте, чуткости, готовности оказать услугу тому, кто в ней нуждается. Именно поэтому добрые слова «дороже, чем горсть серебра». Поэтому не надо скупиться на добрые слова, надо стараться не огорчать людей своим невниманием, а делать так, чтобы людям, которые окружают вас, было приятно, удобно – хорошо. - Какие вы знаете вежливые слова? Продолжите предложения: Растает даже ледяная глыба От слова тёплого… (спасибо). Зазеленеет старый пень, Когда услышит … (добрый день). Мальчик вежливый и развитый Говорит при встрече… (здравствуйте). Когда нас бранят за шалости, Мы говорим … (извините, пожалуйста). И во Франции, и в Дании На прощанье говорят … (до свидания). А как вы думаете, достаточно ли знать только вежливые слова, чтобы быть вежливыми? (ответы детей) Если вежливость – это соблюдение правил приличия, то вежливый человек – это какой человек? Это человек, значит соблюдающий правила приличия, воспитанный и учтивый. Да, вежливые люди – воспитанные люди, которые соблюдают правила поведения, принятые в обществе. Вежливый человек – учтивый, внимательный. С ним легко установить и поддержать контакт. Вежливость проявляется прежде всего в словах, затем в тоне, которым их произносят. Очень важно, как ты обращаешься к человеку. Вежливые слова, сказанные грубо, небрежно, перестают быть вежливыми. Откройте стр 106 упражнение 120. - Прочитайте задание. - Разыграем эту ситуацию. Геной будет… Чебурашкой… и тд. Вы все будто гуляете в парке. Ты, Гена, будешь корреспондентом, вот тебе микрофон, бери интервью. Интервью - Какой ответ вам больше всего понравился? Напишите ответ на стр 107. - А как бы вы ответили на вопрос Гены? Запишите. Почитайте друг у друга эти ответы. Как вы считаете, справились с этим задание ваши напарники? Для чего нам нужно было выполнить это задание? 3. Беседа о значении несловесных средств. – Мы узнаем человека, который хочет к нам обратиться, не только по словам, но и по жестам, по выражению его лица. Один неправильный жест может полностью изменить смысл произнесённых слов. Особенно высоко ценится в общении улыбка. Об этом очень хорошо рассказал Владимир Солоухин: «А ведь у людей в распоряжении есть ещё и улыбка. Посмотрите, почти всё у человека предназначено для самого себя; ноги – ходить; рот – поглощать пищу; глаза – смотреть; всё нужно самому себе, кроме улыбки. Улыбка самому себе не нужна. Если бы не зеркала, вы её никогда бы даже не увидели. Улыбка предназначена другим людям, чтобы им с вами было хорошо, радостно и легко. Это ужасно, если за десять дней тебе никто не улыбнулся и ты никому не улыбнулся. Душа зябнет и каменеет». – В каких ситуациях особенно важно улыбнуться собеседнику? В ответах называются такие ситуации, как «Приветствие», «Я в гостях», «У меня гости», «Благодарность», «Извинение», «Просьба» и др. 4. Минутка тишины Всегда приятно видеть, как дети улыбаются друг другу. Сегодня я приглашаю вас совершить путешествие на прекрасный остров, который называется «Остров Доброты и Отзывчивости». Если вам хочется, то вы можете закрыть глазки и послушать музыку. (Звучит музыка. Пауза). Представьте себе красивый, зеленый остров, вокруг которого плещутся волны теплого моря (пауза). На этом острове живут маленькие волшебники - мальчики и девочки. Мальчики сильные и смелые, а девочки – нежные и ласковые (пауза). Они очень дружные и веселые ребята. Всем девочкам и мальчикам хорошо вместе. Они умеют дружить и никогда не ссорятся (пауза). Всем мальчикам и девочкам радостно и хорошо вместе. Они улыбаются солнышку и держат друг друга за руки. Они – настоящие друзья, потому что добрые и отзывчивые (пауза). Маленькие волшебники: Саша, Денис, … (учитель перечисляет имена всех детей) очень заботливые. Все волшебники ходят по улицам, залитым солнечным светом, улыбаются людям и дарят им добрые дела (пауза). Они помогают пожилым людям перейти через дорогу, сделать покупки в магазине, сделать что-то по дому: прибраться, напоить чаем; маленьким же детям – помогают одеться, гуляют и играют с ними. Взрослые люди очень любят маленьких волшебников за их добрые сердца, взрослые дела и большую заботу. Почувствуйте, как приятно быть маленьким волшебником и дарить людям радость, свою заботу (пауза). Добрые и заботливые волшебники – это вы, дорогие мои дети! Я скажу: «Хорошо быть добрым! Хорошо быть отзывчивым!», и вы откроете глазки. Вздохните глубоко. Потянитесь ручками вверх. Хорошо. 5.Работа с учебником - На странице 108 прочитайте стихотворение Г. Граубина «Хорошее настроение». – Почему оно так называется? - Когда у вас бывает хорошее настроение? Разыгрывание ситуаций. 1. Денис и Анжелика «Петушок и птичка» Учитель. Жили-были Петушок и Птичка, жили они дружно. Но однажды Петушок и Птичка не стали, как обычно, играть вместе, надулись и отвернулись друг от друга. (Обращается к детям, исполняющим роли Петушка и Птички.) Что случилось? Отчего вы такие сердитые? Поссорились? Так надо помириться! Птичка. Я с Петушком мириться не буду! Он невежливый. Я сказала ему: «Здравствуй!», а он не ответил. Петушок. А зачем отвечать, я тебя вчера видел. Птичка. Но я же сегодня сказала «Здравствуй». Петушок. Ну и что, у меня еще вчерашнее не кончилось. Учитель. Петушок, ты хочешь, чтобы птичка заболела? Петушок. Нет, я не хочу, чтобы она болела! Учитель. А что же ты для нее! «здравствуй» пожалел? Ведь «здравствуй» - это значит будь здоров, не болей! Петушок. Птичка тоже не очень-то вежлива. Когда она ко мне обращается, то кричит: «Эй, ты!» Учитель. Значит, вы оба виноваты. Надо друг друга уважать! Петушок. Прости меня, Птичка! Я всегда буду здороваться! Птичка. И ты прости меня, Петушок! Я всегда буду вежливой! Учитель. Вы поняли, как надо себя вести? Будьте всегда вежливы и никогда не ссорьтесь. Поаплодируем ребятам. Хорошие они актеры? Еще две ситуации вы представите сами. 2. – Лиза, ты опять плакала? – Да, у меня сегодня плохое настроение. Поссорилась с мамой. – Не плачь. Извинись перед мамой. А я дарю тебе этот цветок. Посмотри, какой он красивый. – Ой, спасибо. Как я рада! Теперь мне не так грустно. 3.Другая ситуация описана в учебнике на странице 111 задание 125. Прочитайте ее. Кто желает ее нам показать? Обсуждение - Прав ли Боба? Этот мальчик вежливый? - Что такое синонимы? Какие синонимы можно подобрать к слову вежливый? Синонимы – это слова одной части речи, которые обозначают одно и то же, но по-разному. - Прочитайте на странице 110 синонимы к слову вежливый все вместе, хором. Какие слова вам уже знакомы? - Какое задание нужно выполнить в этом упражнении? (Записать антонимы). Как вы это сделаете? (с помощью приставки НЕ) Антонимы – это слова с противоположным значением. (Учтивый – почтительно-вежливый в обращении с людьми. Корректный – тактичный, вежливый, учтивый. Уважительный – проявляющий уважение к собеседнику. Предупредительный – скромный, обязательный, вежливый. Любезный – обходительный, предупредительный, учтивый. Галантный – изысканно вежливый, любезный). – В парах проверьте выполненное задание. Если всё верно – поднимите руки. - А чем отличаются слова НЕВЕЖА и НЕВЕЖДА? В древнерусском языке было слово «вежа» – знаток. Следовательно, вежливый – это знающий, как себя вести; невежда – необразованный, малосведущий человек, а невежа – грубый, невоспитанный. Толкование данных слов говорит о том, что со словом «вежливость» связаны и такие понятия, как образованный, знающий, грамотный. Показ книг Нам уже известный во внеклассному чтению Григорий Остер в своей книге дает нам вредные советы. Что хотел нам сказать автор? Он высмеивает людские пороки и в шутливой форме заставляет каждого из нас посмотреть на себя со стороны и задуматься: не бываем ли и мы похожи на некоторых невоспитанных и невежливых героев его шутливых советов? - У нас в классе какие есть журналы, в которых вы можете почитать рассказы и статьи на тему вежливости? («Детская энциклопедия» и «Мурзилка»). Подойдите к журналам – попробуйте сходу найти что-нибудь на нашу тему? Физминутка «Объятия» - давайте опять превратимся в добрых волшебников и полетаем по классу. Видео ЕРАЛАШ «День вежливости» - Какой вывод сделаете? (нужно всегда быть вежливым) ТЕСТ «Оцени свою вежливость» - Вы дома вместе с родителями оценивали свою вежливость. Что же получилось? Какой вывод сделали? - Вы заполняли анкету «Вежливость», где были должны написать как можно больше вежливых слов. Не очень много их вы знаете, оказывается. Давайте вспомним их. Выходи сюда и передавая наш волшебный цветок добра будем называть по одному вежливому слову. Самые распространенные вежливые слова, существующие в нашем общении: На выбор 1) Найти статьи, сказки или рассказы о вежливости в журналах «Мурзилка», «Детская энциклопедия» или др. 2) Подобрать пословицы о вежливости, добре, дружбе. -Что нового узнали на уроке? Что вызвало затруднение? Какое задание запомнилось? - Кого бы вам хотелось сегодня поблагодарить за что-нибудь? С самого детства надо усваивать науку общения, овладевать умением вести себя среди людей так, чтобы всем было хорошо, приятно, удобно. Нужно научиться быть хорошим гостем, хорошим хозяином. Надеюсь, что наш урок вам в этом поможет. Как бы ни было в жизни нам туго, Нужно вежливость не растерять. Мы окажем вниманье друг другу И друг друга сумеем понять. И ежели вы вежливы, то сидя на уроке, Не будете с товарищем трещать, как две сороки. И ежели вы вежливы, поможете вы маме И помощь ей предложите без просьбы – то есть сами. И ежели вы вежливы, то в разговоре с тётей И с дедушкой, и с бабушкой вы их не перебьёте. И ежели вы вежливы, то вы в библиотеке Некрасова и Гоголя возьмете не навеки. И ежели вы вежливы, вы книжечку вернете В опрятном, не измазанном и целом переплете. И ежели вы вежливы тому, кто послабее, Вы будете защитником, пред сильным не робея. Заключительная песня-эхо «С нами, друг!» (аккомпанемент – баян) И это вам памятки о вежливости. Почитайте дома и вспомните наш разговор сегодня. Памятка «Вежливое поведение» 1. Здоровайся при встрече с людьми и говори при расставании «до свидания» или «всего хорошего». Когда идешь спать, пожелай всем «Спокойной ночи». 2. Выходя из-за стола, поблагодари родителей. Не забудь похвалить заботливо приготовленную пищу. 3. Если надо обратиться к взрослым, которые разговаривают, дай им закончить разговор. Только после этого скажи: «Извините, пожалуйста» - и изложи свою просьбу. 4. Когда просишь о чем-нибудь, не забудь сказать: «Прошу вас…» или «Я хочу попросить у вас…» 5. Если нечаянно толкнул кого-то, сделал неловкое движение, надо извиниться: «Извините, пожалуйста», «Простите меня, пожалуйста». |
Анкета «Вежливость»
1. Перечислите вежливые слова, которые вы знаете
1)__________________________
2) _________________________
3)__________________________
4) _________________________
5)__________________________
6) _________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока риторики в 2-м классе по теме: "Доброе и вежливое общение" (Программа "Школа-2100")
Урок риторики...
Занятие: «Вежливое общение»
Дать ребятам представление о вежливости общении, формировать привычку употреблять слова вежливости и проявлять в общении с одноклассниками....
Классный час "Вежливое общение со сверстниками"
Знакомство с вежливой формой общения со сверстниками.Использование вежливых слов в общении- норма поведения....
Урок "Вежливое общение"
Цель: познакомить с понятиями вежливость, вежливое общение, вежливая речь, вежливое поведение.Задачи:открывать значение слова вежливость;подвести к мысли о том, что учиться вежливой речи – значи...
Воспитательное занятие "Вежливое общение"
Цель данного занятия: привить учащимся навык уважительного и доброжелательного отношения к людям....
Презентация для классного часа 2 класс "Мои товарищи. Вежливое общение со сверстниками"
Презентация предствляет собой набор слайдов на тему "Вежливость,общение со сверстниками,знакомство с приветствиями разных народов", видео-файл со стихотворением С.Я.Маршака "Ежели вы ве...
Внеурочное занятие во 2 классе по теме: «Учимся проектировать вежливое общение»
Составление коллективного плаката "Вежливое общение"...