Урок "Вежливое общение"
план-конспект урока (3 класс) на тему
Цель: познакомить с понятиями вежливость, вежливое общение, вежливая речь, вежливое поведение.
Задачи:
- открывать значение слова вежливость;
- подвести к мысли о том, что учиться вежливой речи – значит учиться уважительному, доброму отношению друг к другу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vezhlivoe_obshchenie.rar | 178.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: "Вежливое общение" Проверь себя. Что такое вежливость.
Цель: познакомить с понятиями вежливость, вежливое общение, вежливая речь, вежливое поведение.
Задачи:
- открывать значение слова вежливость;
- подвести к мысли о том, что учиться вежливой речи – значит учиться уважительному, доброму отношению друг к другу.
Оборудование:
- презентация, карточки;
- тест “Оцени свою вежливость”;
- словари русского языка по этике, словари синонимов и антонимов.
- Организационный момент
На уроке будь старательным,
Будь спокойным и … (внимательным).
Всё пиши, не отставая,
Слушай, … (не перебивая).
Говорите чётко, внятно,
Чтобы было всё … (понятно).
Если хочешь отвечать,
Надо руку … (поднимать).
На математике считают,
На перемене … (отдыхают).
Будь прилежен на уроке,
Не болтай, ты не … (сорока).
Если друг стал отвечать
Не спеши … (перебивать).
А помочь захочешь другу –
Подними спокойно … (руку).
Знай: закончился урок,
Коль услышал ты … (звонок).
Когда звонок раздался снова,
К уроку будь всегда … (готовым).
Чтоб не тревожились врачи,
На переменах не … (кричи).
II. Актуализация знаний
– Какие средства общения можно применить? (Работа по цепочке) (слайд 2)
(Дети говорят, что "улыбка")
– Особенно высоко ценится в общении улыбка. Посмотрите, почти все у человека предназначено для самого себя: ноги – ходить, рот поглощать пищу, глаза смотреть все нужно самому кроме улыбки. Улыбка предназначена другим людям, чтобы им с вами было хорошо, радостно, легко.
- Это ужасно, если тебе никто не улыбнется, и ты никому не улыбнулся Душа зябнет, каменеет.
– Улыбнитесь друг другу.
– Улыбнитесь мне. Улыбнитесь гостям.
– Как стало на душе? (Радостно)
III. Постановка учебной задачи
– А вот Виталию Григорьеву почему-то нерадостно. Давайте поможем.
1. Чтение стихотворения учеником С. Михалкова “Лапуся”
Я не знаю, как мне быть –
Начал старшим я грубить.
Скажет папа:
– Дверь открой!
Притвори ее, герой! –
Я ему в ответ сердито
Отвечаю:
– Сам закрой!
За обедом скажет мама:
– Хлеб, лапуся, передай!
Я в ответ шепчу упрямо:
– Не могу. Сама подай!
Очень бабушку люблю,
Все равно я ей грублю.
Очень деда обожаю,
Но и деду возражаю...
Я не знаю, как мне быть –
Начал старшим я грубить,
А они ко мне:
– Голубчик,
Ешь скорее, стынет супчик!
А они ко мне:
– Внучок, –
Ляг, лапуся, на бочок!
Я такое обращенье
Ненавижу, не терплю,
Я киплю от возмущенья
И поэтому грублю.
2. Анализ стихотворения.
– Почему Виталию нерадостно? Отчего он грубит. Вот нам предстоит открыть эту проблему.
Ответы детей:
– Мальчик грубо разговаривает со своими родителями, потому что не знает вежливых слов и правил вежливости.
– Он всем грубил, так как был избалованным. – Виталя стал грубым, так как ему не нравилось, как к нему обращались. Он считал себя взрослым, а его постоянно называли лапусенькой.
– А какие выражения “Сама подай!”, “Сам закрой!”? грубые, невежливые, на них просто необходимо наложить запрет. Они обижают собеседника, портят настроение.
Вывод: Нельзя грубостью выражать свои обиды.
IV. Открытие детьми нового знания
– Так какая задача нашего урока? (Вежливое общение.)
– Что такое вежливость? (Ответы детей.)
(Слайд3)
“Вежливость – это качество человека, для которого уважение к людям стало повседневной нормой поведения и привычным способом общения с окружающими”.
Учитель: (читает отрывок из стихотворения В. Солоухина “Слово о словах”)
Когда ты хочешь молвить слово,
Мой друг, подумай – не спеши,
Оно бывает то сурово,
То рождено теплом души.
– Какие же вежливые слова рождают тепло души? (Спасибо, будьте добры, будьте любезны, пожалуйста, извините...)
– С помощью данных слов оказываем внимание, успокаиваем, благодарим. Однако одних слов часто бывает мало. Нужны не только добрые слова, но и добрые дела.
Физминутка:
- Предлагаю поиграть в игру “Не ошибись, пожалуйста”.
- Я буду просить вас исполнить задания, но выполнять их надо только тогда, когда я назову волшебное слово.
- Встаньте, пожалуйста!
- Поднимите руки!
- Будьте добры, похлопайте в ладоши.
- Потопайте.
- Попрыгайте, тихонечко, пожалуйста.
- Потопайте.
- Руки вперед.
- Мои дорогие, прошу вас тихо сядьте!
V. Первичное закрепление
1. Самостоятельная работа в парах. Игра “Заполни цветок”.
- Первый ряд – подобрать синонимы к слову вежливый
- Второй ряд – подобрать антонимы
- Третий ряд – составить из данных слов словосочетания
(слайд 4,5)
ВЕЖЛИВЫЙ учтивый | НЕВЕЖЛИВЫЙ неучтивый |
– что значит учтивый………………………………………
– Как вы понимаете смысл слова невежливый! От какого слова образовано? А слова вежливый?
– А вот так дает объяснение толковый словарь. В древнерусском языке слово “вежа” – знаток.
Слайд 6
Следовательно, “вежливый” – знающий, как себя вести;
“невежда” – необразованный, малосведущий человек,
“невежа” – грубый, невоспитанный.
– У меня еще осталось 3 слова.
– Куда их записать?
– Посмотрите и подумайте. (слайд 7)
образованный знающий грамотный
(Ответы детей.)
Вывод: Они лишние. Это другие качества личности.
4. Игра “Подарок Вежливости».
–Нужно найти слова Вежливости.
Слова на доске: (слайд 8)
Красота, злость, уродство, доброта, приветливость, обида, улыбчивость, угрюмость, спокойствие, оскорбление, уважение, огорчение
– почему вы не взяли другие слова?– Это отрицательные качества.
VI. Самостоятельная работа. Тест: оцени свою вежливость. «А ты вежлив?»
VII. Домашнее задание – творческое. На солнышке, которое подарю каждому, подумать и написать ваши добрые слова и добрые дела.
VIII. Итог урока.
Рефлексия деятельности. Итог урока. (слайд 9)
– Что нового узнали про себя или для себя?
–Скажите мне доброе слово.
Самооценка собственной деятельности на уроке.
«Словарь – синонимов».
Учтивый – почтительно-вежливый в обращении с людьми.
Корректный – тактичный, вежливый, учтивый.
Уважительный – проявляющий уважение к собеседнику.
Предупредительный – скромный, обязательный, вежливый.
Любезный – обходительный, предупредительный, учтивый.
Галантный – изысканно вежливый, любезный.
Самостоятельная работа в парах
Игра «Заполни цветок»
Задание:
1 ряд – подобрать синонимы к слову вежливый
2 ряд – подобрать антонимы
Слова:
1 ряд – подобрать синонимы к слову вежливый
2 ряд– подобрать антонимы
3 ряд – составить из данных слов словосочетания
Любезный взгляд
Невежливый поступок
Предупредительный жест
Галантный вид
Некорректный вопрос
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Круглый стол На тему: «Особенности общения воспитателя с родителями воспитанников». «Как стать компетентным в общении с родителями».
У педагогов и родителей единые задачи: сделать всё, чтобы дети росли счастливыми, здоровыми, активными, жизнелюбивыми, общительными, чтобы они стали гармонически развитыми личностями. Современные дошк...
Урок обучения грамоте по теме "Роль слова в устном общении. Слова речевого этикета и их роль в общении".
Урок обучения грамоте в 1 классе по теме: "Роль слова в устном общении. Слова речевого этикета и их роль в общении" ставит следующие задачи: практическое знакомство с целями и ср...
Презентация по психологии общения на тему "Барьеры общения".
Барьеры общения....
программа внеклассных мероприятий по формированию культуры общения и профилактике конфликтов "Общение"
По мнению В.В. Давыдова: «Общение – взаимодействие двух и более людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного или эффективно-оценочного характера. Общение удовлетворяет особую потре...
час общения. Игровая программа "Наше общение"
игра путешествие по станциям помогает ученикам 1 класса учиться лучше понимать других людей...
Презентация по психологии общения на тему "Барьеры общения"
Классификация барьеров общения...
Конспект урока по русскому языку на тему: "В мире общения. Цели и формы общения" 1 класс
Конспект урока по русскому языку на тему: "В мире общения. Цели и формы общения" 1 класс...