Классный час "Маленькие герои большой войны"
классный час (2 класс) на тему

Медведева Алла Николаевна

Методическая разработка классного  часа «Маленькие герои большой войны» направлена на формирование гражданских и патриотических чувств школьников через обращение к памяти о  событиях  Великой Отечественной войны 1941-1945 годов; расширение кругозора учащихся о жизни детей в трудное для страны военное время. Задачи классного часа: воспитание младших школьников в духе патриотизма  и гражданственности, гордости за достижения родной страны, воспитание гуманистических качеств личности  обучающихся; формирование  интереса и уважения к историческому прошлому, бережного отношения к традициям своего народа.

       9 мая 2015 года наша страна отмечает 70 годовщину Великой Победы.  Мы обязаны победе не только воинам, защищавшим нашу Родину, женщинам, старикам, но и детям, которые помогали во время войны взрослым приблизить этот День Победы.

     Война не знает возраста. Перед страшным ликом ее уничтожающей силы равны и стар и млад. У детей войны разные судьбы, но всех их объединяет общая трагедия, невосполнимая потеря прекрасного мира детства. До войны это были обыкновенные мальчишки и девчонки.   

Учились, играли, бегали, разбивали носы и коленки, помогали старшим. Их имена знали только родные, одноклассники, друзья.

Пришёл грозный час и они доказали, каким огромным и бесстрашным может стать детское сердце, когда в нём разгорается священная любовь к Родине и ненависть к её врагам.      Поколение детей войны не только на фронте, но и в тылу, преодолев испытания военного лихолетья,  показало, что нельзя победить страну, которая взрастила и воспитала такую героическую молодежь! 

      Во многих городах и сёлах  нашей страны установлены памятники юным героям.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Классный час «Маленькие герои большой войны».

Аудитория:1 – 4 классы, учителя, родители.

Автор:  учитель начальных классов МБОУ ООШ №26 Темрюкского района Краснодарского края Медведева Алла Николаевна.

Цели: формирование гражданских и патриотических чувств школьников через обращение к памяти о  событиях  Великой Отечественной войны 1941-1945 годов; расширение кругозора учащихся о жизни детей в трудное для страны военное время.

Задачи:

- актуализация исторической памяти, формирование  интереса и уважения к историческому прошлому, бережного отношения к традициям своего народа;

 -  воспитание обучающихся в духе  патриотизма  и гражданственности, гордости за достижения родной страны, воспитание гуманистических качеств личности  обучающихся, уважения к другим народам и странам;

-  формирование коммуникативной культуры, способности к  общению со сверстниками и старшим поколением.

Оборудование:  ноутбук, проектор, экран, открытки с изображением памятников, возведённых в память о маленьких героях ,  в разных городах нашей страны, буклеты о Хатыни, Ленинграде.

Подготовка к мероприятию: Учителем подобраны  стихи о детях войны, музыкальное сопровождение песен, создание презентации.

 Класс празднично украшен шарами, фигурками голубей, дети заранее выучили стихи, на занятиях внеурочной деятельности прослушали рассказы о героических поступках детей в годы войны, о сыновьях полков, о партизанах, посмотрели презентации о блокадном Ленинграде, разучили песни  «Несовместимы дети и война» Автор текста : Садовский М. Композитор : Хромушин.; «Пусть всегда будет солнце» Композитор:  Аркадий Островский. Автор текста: Лев  Ошанин.

Комментирует слайды  учитель (ведущий).

Слайд №1    Добрый день дорогие ребята, уважаемые коллеги, родители и гости нашего открытого классного часа.  Наша встреча  посвящена детям Великой Отечественной войны 1941-1945.  

 Слайд №2   9 мая 2015 года наша страна отмечает 70 годовщину Великой Победы.  Мы обязаны победе не только воинам, защищавшим нашу Родину, женщинам, старикам, но и детям, которые помогали во время войны взрослым приблизить этот День Победы.

   Война не знает возраста. Перед страшным ликом ее уничтожающей силы равны и стар и млад. У детей войны разные судьбы, но всех их объединяет общая трагедия, невосполнимая потеря прекрасного мира детства.

Ребёнок 1:                        Летней ночью на рассвете,

                                           Гитлер дал приказ

                                           И послал солдат немецких

                                           Против всех людей советских,

                                           Это значит - против нас.

                                                                  (С. Михалков)  

Слайд №3    (Звучит голос Левитана о вероломном нападении немецких войск на нашу страну)

Слайд №4      (На слайде изображены немецкие самолёты в небе, танки, разрушенные дома, звучит сирена и, пулемётные очереди, визг летящих бомб, взрывы снарядов.)

Слайд №5  Ребёнок 2:  В тот день июньский, на рассвете

                     В бой святой и правый,

                     С отцами поравнялись дети

                     Геройством, доблестью и славой.

Слайд №6  Сразу повзрослели дети, потому что надо было помогать взрослым во всех делах. Они  хотели бы пойти на фронт сражаться с немцами, но им мало лет, их не возьмут. А на заводах и фабриках некому было работать, и дети помогали взрослым.  

Слайд №7    Но не все дети могли работать или воевать. Девочки вязали теплые вещи для фронта: варежки, носки, помогали раненым в госпиталях, писали письма солдатам на фронт, чтоб поддержать их боевой дух, чтобы не скучали наши защитники по своим близким. Приятно было солдату получить письмо, в котором чувствовалась любовь, забота, теплота пусть даже, если ему написал незнакомый человек. Согревало солдата в холодной землянке это письмо, и уходил он в бой, зная, что кто-то его любит и ждет!    

Слайд №8     Самых маленьких отправляли в тыл, где не было немцев, но и родителей тоже не было… Ведь мужчины все на фронте, а женщины оставались в больницах  помогать раненым или тоже уходили на войну… Дети уезжали одни, к незнакомым людям, чтобы остаться в живых.    

Слайд №9    Трудно было всем, а детям, особенно… Они голодали, ка все, лишились жилья…    

Слайд №10     Многие дети осиротели… (на слайде фото, где девочка плачет над телом мамы)

Слайд №11    Сотни тысяч детей фашисты погнали в конслагеря. Большинство детей погибало в газовых камерах сразу же после прибытия.

Над теми, кто покрепче проводили медицинские опыты,  вели забор крови для раненых немецких солдат. Многие дети погибали в таких нечеловеческих условиях и их исхудавшие тельца сжигались в огромных печах крематориев.  Только в одном Освенцуме погибло 400 тысяч детей, а лагерей было несколько.

Памятник детям - узникам фашистских концентрационных лагерей «Опалённый цветок» бил установлен  в 2005 в городе Смоленске.     

Слайд №12    Тысячи  детей были сожжены вместе с жителями деревень, расстреляны и сброшены в одну могилу. Ярким примером жестокости фашизма  в годы войны стала трагедия Белорусской деревни Хатынь. Деревня была уничтожена 22 марта 1943 года карательным отрядом в качестве мести за убийство нескольких немецких военнослужащих.  Всё население Хатыни от мала до велика — стариков, женщин, детей выгнали из домов, согнали и заперли в колхозный сарай, который облили бензином и пожгли. Выбегавших из огня встречала автоматная очередь. Кричали дети, плакали взрослые, задыхались и горели люди.   Среди 149 сгоревших в Хатыни  - 75 детей.

Слайд № 13      В годы войны каждый ребенок совершил свой подвиг – несмотря на голод и страх, дети продолжали учиться, помогали раненым в госпиталях, отправляли посылки на фронт, работали в полях. Дети своим тяжким трудом приближали победу. Всё для фронта! Всё для Победы!      Вот, что писал мальчик Женя своему папе на фронт:  « Дoрoгoй папа! Я очень хочу попросить  тебя, чтобы ты громил фашистов  чтo есть мочи и поcкoрee возвращался домой живым, а то мама часто плачет. Мы с ней очень соскучились. А я всегда думаю о тeбe. Я горжусь, что ты — солдaт,  и что у тебя есть oрдeн и медали, и что ты защищаешь всех нас oт фашистов! Ждем тебя. Твой сын Женя». 

Слайд № 14     Дети Ленинграда проявили невероятную стойкость и мужество.  900 дней и ночей наравне со взрослым населением они голодали, работали на станках, рыли окопы, а младшие школьники даже учились. Нередко во время урока раздавался вой сирены, возвещавшей об очередной бомбежке или артобстреле. Ученики быстро и организованно спускались в бомбоубежище, где занятия продолжались.  Учиться в жестоких условиях зимы стало подвигом. Рассказывая об этом незабываемом времени, ученики 7-го класса 148-й школы писали в своем коллективном дневнике: "Температура 2-3 градуса ниже нуля. Тусклый зимний, свет робко пробивается сквозь единственное небольшое стекло в единственном окне. Ученики жмутся к раскрытой дверке печурки, ежатся от холода, который резкой морозной струей рвется из-под щелей дверей, пробегает по всему телу. Настойчивый и злой ветер гонит дым обратно, с улицы через примитивный дымоход прямо в комнату... Глаза слезятся, читать тяжело, а писать совершенно невозможно. Мы сидим в пальто, в галошах, в перчатках и даже в головных уборах . 

 Слайд № 15   Вот он, блокадный кусочек хлеба! 125 граммов на весь день.

 Слайд № 16  Всему миру знакома ленинградская девочка, которая жила в блокадном городе. Звали её Таня Савичева. Девять страничек алфавитной записной книжки, исписанные детским почерком, до сих пор напоминают о страданиях маленькой девочки, на глазах которой, умирали её близкие.    

Ребёнок 3:

                             Будьте бдительными, люди!

                    Люди, вслушайтесь в дневник!

                    Он звучит сильней орудий,

                    Тот безмолвный детский крик.

Ребёнок 4:  

Глаза девчонки семилетней,

Как два померкших огонька.

На детском личике заметней

Большая, тяжкая тоска.

Она молчит, о чем ни спросишь,

Пошутишь с ней – молчит в ответ,

Как будто ей не семь, не восемь,

А много, много горьких лет.

Слайд №17    Письмо Феди Быкова отцу на фронт:

« Дорогой папа! Я теперь не учусь в школе, а работаю на заводе. У нас в цехе много ребят, мы учимся работать на станках. Наш мастер дядя Саша говорит, что мы своей работой поможем отстоять Ленинград от проклятых фашистов. А мама работает тоже, только в другом цехе, где делают мины. Дорогой папа! Я всё время хочу есть, и мама тоже всё время хочет есть. Потому что хлеба теперь дают мало, мяса вовсе почти нет и масла не бывает. Дорогой папа! Бей фашистов!  

Остаюсь твой сын, рабочий завода №5 Фёдор Быков    Слайд № 17   

 Слайд №18   Юные герои вместе с воинами Красной Армии встали на борьбу с врагом. Сыны полка боролись за победу с оружием в руках.  

     Не в срок повзрослевшие, не по годам мудрые и невероятно стойкие  маленькие герои противостояли войне. Их патриотизм во время Великой Отечественной войны, трудовые подвиги и отчаянная храбрость навсегда останутся в памяти нашего народа.  

Слайд №19 До войны это были обыкновенные мальчишки и девчонки.    

Учились, играли, бегали, разбивали носы и коленки, помогали старшим. Их имена знали только родные, одноклассники, друзья.

Пришёл грозный час и они доказали, каким огромным и бесстрашным может стать детское сердце, когда в нём разгорается священная любовь к Родине и ненависть к её врагам.

 Слайд №20     Поколение детей войны не только на фронте, но и в тылу, преодолев испытания военного лихолетья,  показало, что нельзя победить страну, которая взрастила и воспитала такую героическую молодежь!  

      Во многих городах и сёлах  нашей страны установлены памятники юным героям. И вот один из них:

Мемориал «Детям, погибшим в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» в селе Лычково Новгородской области .

Был открыт 4 мая 2005 года на месте  безымянной братской могилы времен Великой Отечественной войны… Одна из многих в России… Одна из самых трагично-печальных… Потому что это - детская могила.          

Слайд №21     Памятник «Пионерам-героям»  в Таврическом саду города Ленинграда.                            

Слайд №22     В городе Красноярске есть памятник детям войны, аналогов которому нет ни в одном городе России. Его авторами стали скульптор Константин Зинич и архитектор Андрей Касаткин.  Две бронзовые фигурки - девочки, держащей кусочек хлеба, и малыша с бидончиком воды в руке, воплотили в себе жестокую правду войны, рухнувшую на хрупкие детские плечи.             

Слайд №23    Памятник детям, погибшим   в блокаду Ленинграда, назвали «Цветок Жизни». Там, где была смерть, победила юность.   «Цветок жизни» пробивается сквозь камни и устремляется ввись, утверждая жизнь.    

Слайд №24     Памятник детям войны в городе Ейске.  Во время оккупации в Ейске находился детский дом,   эвакуированных  в начале войны  из Симферополя. В нем жили дети, больные костным туберкулезом. К корпусу, находящемуся подъехало несколько машин. Отстранив персонал, немцы осмотрели детей и погрузили их в машины. Тех, кто сопротивлялся или пытался бежать, бросали в машины силой. Вывезли за город и остановились на землях Широчанского хутора, вблизи дороги идущей от города Ейска. Всех детей сбросили в яму и еще живых забросали землей. Они страшно ушли из жизни.

Слайд № 25    13 миллионов детских жизней унесли 4 года войны… 

Ребёнок 5:  Юные безусые герои,

                     Юными остались вы навек.

                     Перед вашим вдруг ожившим строем

                     Мы стоим не поднимая век.

Слайд №26     Вечная память юным героям Великой Отечественной войны.      МИНУТА МОЛЧАНИЯ  (звук метронома)

Слайд №27     Ребёнок 6:    Пусть память верную о ней

 Хранят, об этой муке,

    И дети нынешних детей

                       И наших внуков внуки.  Слайд №28

Слайд №28     Ребёнок 7:    Мы скажем снова: «Нет» -  войне!

       И повторим мы это слово.

                Пусть будет мир на всей земле,

                  Пусть будет мир всему основой.

                       Ребёнок 8:     Нужен мир тебе и мне,

                                                Чистый воздух на заре.

            Птичий гомон, детский смех.

            Солнце, дождик, белый снег,

     Лишь война, лишь война

                                                На планете не нужна.    

Слайд №29  (На слайде изображение девочки у мемориала)  

Кто-то сказал: «На войне детей не бывает». Нет, бывает, и тем страшнее война, чем больше детей теряют свое беззаботное, радостное детство в ее жерновах, становясь не по возрасту серьезными, ответственными зачастую не только за себя, за своих братьев и сестер, но и за весь мир, за мир на земле. А как много они могут сделать: не меньше, а может быть, даже и больше, чем взрослые.

Навечно застыли в строю героев дети, чей взрослый подвиг в годы войны не имеет цены.

Их имена и в 21 веке сияют звездами на мирном небе нашей родины.

За мужество, бесстрашие и проявленный героизм десятки тысяч сынов и дочерей полков, юнг и юных партизан были награждены орденами и медалями.

Звучит песня «Несовместимы дети и война» Автор текста (слов): Садовский М. Композитор (музыка): Хромушин.

Звучит песня «Пусть всегда будет солнце» Композитор:  Аркадий Островский. Автор текста: Лев  Ошанин.

Слайд №30  Спасибо за внимание.  

:/ 

/ http:// 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Маленькие герои большой войны" (герои-пионеры)

Классный час на тему:  «Маленькие герои большой войны».Цель:1) Рассказать о школьниках, совершивших подвиг в годы Великой Отечественной         войны.2) ...

Всекубанский классный час «Гордимся, помним!» Маленькие герои большой войны.

классный час посвящен детям -героям войны , учащимся кубанских школ....

Классный час "Маленькие герои большой войны"

Классный час разработан в рамках проведения месячника оборонно-массовой, патриотической и спортивной работы в период с 23 января по 23 февраля 2018 года учителем начальных классов МБОУ СОШ №2 города Л...

Маленькие герои большой войны. Классный час "Дети- герои войны" 15.04.20

Цель данного классного часа углублять знания учащихся о Великой Отечественной войне, героизме народа-освободителя, рассказать о детях, участвовавших в Великой Отечественной войне наравне с взрослыми.М...