Классный час "Маленькие герои большой войны"
классный час (2 класс) на тему

Садовникова Ольга Викторовна

Классный час разработан в рамках проведения месячника оборонно-массовой, патриотической и спортивной работы в период с 23 января по 23 февраля 2018 года учителем начальных классов МБОУ СОШ №2 города Лермонтова Садовниковой О.В.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл hod_klassnogo_chasa.docx30.08 КБ
Файл malenkie_geroi_bolshoy_voyny.pptx1.24 МБ

Предварительный просмотр:

Классный час разработала учитель начальных классов МБОУ СОШ №2 г. Лермонтова

Садовникова Ольга Викторовна.

Ход классного часа.

Тема: «Маленькие герои большой войны»

Ученик:

"Уходили мальчики – на плечах шинели,
Уходили мальчики – храбро песни пели,
Отступали мальчики пыльными степями,
Умирали мальчики, где – не знали сами...
Попадали мальчики в страшные бараки,
Догоняли мальчиков лютые собаки.
Убивали мальчиков за побег на месте,
Не продали мальчики совести и чести...
Не хотели мальчики поддаваться страху,
Поднимались мальчики по свистку в атаку.
В черный дым сражений, на броне покатой
Уезжали мальчики – стиснув автоматы.
Повидали мальчики – храбрые солдаты –
Волгу – в сорок первом,
Шпрее – в сорок пятом,
Показали мальчики за четыре года,
Кто такие мальчики нашего народа".

                                                                                                     И. Карпов

Учитель:

 - Мы сегодня поговорим с вами о невыдуманном герое – сыне 593-го штурмового Витебского авиаполка 332-й штурмовой Витебской авиадивизии 4-й воздушной армии.

  Таких, как Витя Вишневецкий, было немало. Ребята убегали на фронт из родительского дома или, оставшись сиротами, приставали к воинским частям. На них не действовали никакие убеждения. Мальчишек отправляли в тыл, устраивали в детские дома, но через некоторое время они снова появлялись на фронте или в партизанских отрядах, становились отличными разведчиками, связными.

  Вначале Витя Вишневецкий попал в 32-й автобатальон, доставлявший боеприпасы фронтовым частям. Во время выполнения одного задания мальчик был ранен, и после лечения автобатцы отвезли его в родную станицу Нестеровскую Грозненской области.

  Командир эскадрильи лётного училища майор Грушин принял близко к сердцу судьбу осиротевшего мальчишки, и Витя был зачислен на довольствие в училище, стал сыном полка. Но на военных дорогах потерялся след любимого командира : пока Витя лежал в больнице, Грушина направили на фронт.

  Узнав номер полевой почты, парнишка пустился в путь на поиски майора. Нашёл его в Белоруссии и до конца войны воевал вместе с Грушиным в составе 593-го авиаполка, дошёл до Берлина.

  О событиях военной жизни Виктора, об интересных случаях, неожиданных поворотах судьбы рассказывается в книге Людмилы Харченко «Что я – маленький?», которую мы с вами прочитали на уроках внеклассного чтения.

  Майор в отставке К.С.Грушин прочитал рукопись книги и написал: « Так и было».

..После войны Виктор Иванович Вишневецкий жил и работал в городе Железноводске.

Библиотекарь:

-Ребята, сегодня я расскажу вам о писательнице, книгу которой вы держи те в руках.

  Людмила Ивановна Харченко родилась 31 декабря 1915 года в селе Петровском Ставропольского края. В родном селе окончила семилетнюю школу, а десятилетку уже в городе Ставрополе.До войны работала в редакции газеты «Молодой ленинец», а затем в детской газете заведовала отделом школ и пионеров. Когда началась Великая Отечественная война, молодёжные и детские газеты были закрыты, и Людмилу Ивановну перевели в отдел школ и пионеров крайкома комсомола.

  Член Союза журналистов СССР с 1958г.  Людмила Ивановна много ездила по Ставрополью в поисках юных героев времён Великой Отечественной войны. Первая книга Людмилы Харченко «Подруги» вышла в 1951 году. В 1963г. вышла книга «Орлёнок», а в 1968г. – «Шёл ребятам в ту пору…».

Книга Л.И.Харченко «Шёл ребятам в ту пору…» о юных героях ставропольчанах. О маленьком танкисте, сыне полка Васе Жигайлове, воевавшем в экипаже танка стрелком-радистом,   о девочках-подпольщицах,  ученицах средней школы № 2  г. Ставрополя   Вале Плугаревой, Нелли Белявской,  Жене Булановой, расстрелянных немцами у Холодного родника, о тринадцатилетнем подростке Володе  Кавешникове из ст. Старомарьевской,  посмертно награждённом орденом Отечественной войны II степени за подпольную работу в своём селе. В этой книге можно узнать и о других ребятах, сражавшихся в тылу врага на нашей ставропольской земле.

  Книга «Орлёнок» рассказывает о героическом подвиге ставропольчанина Геннадия Голенева, ученика средней школы №7, чьим именем теперь названа улица в районе Нижнего рынка.

  Вот что говорится в докладной записке секретаря горкома Андреева : «Голенев Геннадий Иванович, 1926 года рождения, учащийся средней школы №7, сын дважды орденоносца, находящегося сейчас на фронте. Во время пребывания немцев хранил у себя на чердаке радиоприёмник, ежедневно слушал сводки Совинформбюро и передавал их населению. Там же он спрятал винтовку с патронами и гранаты. Часто выкручивал из немецких машин нужные приборы, резал покрышки, прокалывал камеры.

  В дни отступления немцев Голенев во главе группы подростков из германской штабной машины похитил пачку документов и план города Ставрополя. Потом с чердака дома бросил гранату в проходившего мимо немецкого офицера и убил его.

  Геннадий был предан соседкой Александрой Одинец. Немцы схватили его, пытали, но адреса своей семьи и партизан, которых он знал, Гена не выдал.

  Немцы выстрелили в него, а затем умирающего бросили в огонь. Геннадий Голенев представлен к правительственной награде».

Геннадия Голенева первоначально похоронили на южном склоне Комсомольской горки, а позже перезахоронили на старом Даниловском кладбище».

Учитель:

- Ребята, а теперь мы с вами проведём беседу по книге Л.И.Харченко «Что я, маленький?»

  • -Остался ли жив человек после ВОв, о котором пойдёт речь в книге? (да).
  • -В каком городе он жил после войны? (Железноводске).
  • Где работал? (В банке).
  • Сколько лет было Вите Вишневецкому, когда умерла его мама? (2 года).
  • Как Витя оказался в школе? (В 7 лет пришёл сам, учительница пожалела его и взяла в класс).
  • Как учился Витя с 1 по 4 класс? (На отлично).
  • Когда Витя остался сиротой? (Когда мальчик учился в 3-ем классе умер его отец).
  • Где пришлось работать мальчику, чтобы заработать себе на еду? ( У злой тётки в деревне; пас жеребят в совхозе.)
  • Где питался мальчик? (в детском саду).
  • Где он жил? (По людям, иногда ночевал в стогу сена.)
  • Как Витя попал к солдатам? (Когда мальчик вернулся в свою родную станицу Троицкую, обнаружил, что в его доме квартировался отряд солдат-шофёров).
  • Как Витя попал на линию фронта? ( Спрятался в кузове солдатской машины между ящиками со снарядами.)
  • Как прошла первая разведка? ( проводник слепого. Заброска в тыл врага оборванца-подростка и заросшего «слепого» с библией в руках. Смотрели и запоминали, где сконцентрирована живая сила противника, где какая техника, отмечали подходы к ж/д мосту).
  • Когда Вите сшили военную форму? ( После выполнения первой разведоперации: гимнастёрку, брюки, пилотку и хромовые сапоги).
  • Как Витя выполнил боевую задачу «Динамит»? ( Коробку с динамитом привязали к спине мальчика, дали в руки сапёрную лопатку. Он должен был выкопать ямку под рельсами, заложить в неё динамит и зажечь шнур спичками. С операцией Витя справился, но взрывная волна выбросила его к реке).
  • Что стало с Витей после взрыва? ( Он был ранен и попал в медсанбат, в котором ему сделали операцию).
  • Сколько месяцев провёл Витя в медсанбате? ( 2 месяца).
  • Вернулся ли он после выписки в родной автобатальон? ( Нет, командование не разрешило. Мальчика отправили домой, чтобы он окреп).
  • Кого обучали на аэродроме? ( Будущих лётчиков и стрелков-радистов).
  • Каким образом Витя смог добраться из Грозного до Белоруссии, где воевал майор Грушин? (На поездах).
  • В каком возрасте Витя Вишневецкий стал сыном полка? ( В 13 лет).
  • В каком возрасте он дошёл до Берлина и расписался на рейхстаге так: « Грозный-Берлин.Вишневецкий В.И.Май 1945».? ( В 15 лет).
  • Какие задания выполнял Витя на войне? (Ходил в разведку, был караульным, обслуживал самолёты, летал на самолётах в качестве стрелка).
  • В какую организацию того времени Витя был принят досрочно? (В комсомольскую).

Ученик:

- Прошло уже почти 73 года с момента окончания Второй Мировой войны. Мы остались последним поколением, которое ещё может расспросить своих родственников о славных подвигах наших граждан в годы Великой Отечественной войны, о подвигах таких же, как мы, мальчишек и девчонок, отважно сражавшихся с фашистами. Мы свято чтим память о них, мы узнаём и говорим о их самоотверженных подвигах на фронтах и в тылу. Нам никогда не забыть того, чем они пожертвовали ради нашего светлого будущего. Мы помним и гордимся ими!.

Учитель:

- И в заключение нашего классного часа, мы рассмотрим две выставки. Первая выставка – это выставка книг о маленьких героях большой войны. Об этих книгах нам сейчас расскажет библиотекарь школы. А вы сможете брать и читать эти книги в школьной библиотеке.

  -Вторая выставка – это выставка ваших рисунков и иллюстраций к прочитанной книге. Мне бы хотелось, чтобы каждый ученик класса рассказал ребятам о том, какой эпизод этого произведения вы изобразили.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Маленькие герои большой войны Классный час, посвящённый подвигу сына 593 штурмового Витебского авиаполка 332-й штурмовой Витебской авиадивизии 4-й воздушной армии Вити Вишневецкого

Слайд 2

Эпиграф: Человек не исчезает до тех пор, пока его кто-то помнит…

Слайд 3

"Уходили мальчики – на плечах шинели, Уходили мальчики – храбро песни пели, Отступали мальчики пыльными степями, Умирали мальчики, где – не знали сами... Попадали мальчики в страшные бараки, Догоняли мальчиков лютые собаки. Убивали мальчиков за побег на месте, Не продали мальчики совести и чести... Не хотели мальчики поддаваться страху, Поднимались мальчики по свистку в атаку. В черный дым сражений, на броне покатой Уезжали мальчики – стиснув автоматы. Повидали мальчики – храбрые солдаты – Волгу – в сорок первом, Шпрее – в сорок пятом, Показали мальчики за четыре года, Кто такие мальчики нашего народа". И. Карпов

Слайд 4

Книги Людмилы Харченко


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Маленькие герои большой войны" (герои-пионеры)

Классный час на тему:  «Маленькие герои большой войны».Цель:1) Рассказать о школьниках, совершивших подвиг в годы Великой Отечественной         войны.2) ...

Всекубанский классный час «Гордимся, помним!» Маленькие герои большой войны.

классный час посвящен детям -героям войны , учащимся кубанских школ....

Классный час "Маленькие герои большой войны"

Методическая разработка классного  часа «Маленькие герои большой войны» направлена на формирование гражданских и патриотических чувств школьников через обращение к памяти о  событиях  В...

Маленькие герои большой войны. Классный час "Дети- герои войны" 15.04.20

Цель данного классного часа углублять знания учащихся о Великой Отечественной войне, героизме народа-освободителя, рассказать о детях, участвовавших в Великой Отечественной войне наравне с взрослыми.М...