Классный час: «Маленькие герои большой войны» (4 класс).
план-конспект урока (4 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Классный час:
«Маленькие герои большой войны»
4 класс
Цель: Формирование у школьников патриотической позиции. Воспитывать любовь к Родине, гордость за победу русского народа в Великой Отечественной войне.
Задачи: рассказать учащимся о роли детей в годы войны.
Форма: классный час.
Методы: рассказ-беседа.
Ход занятия:
- Чтобы начать наш разговор, я предлагаю вам разгадать ребус, который находится у вас на столах.
- Какое высказывание Константина Дмитриевича Ушинского вы прочитали?
«Много есть на свете, кроме России, всяких хороших государств и земель, но одна у человека мать – одна у него и Родина».
- Как вы понимаете это высказывание?
(Учащиеся читают стихотворения о Родине и России)
1)О, Россия!
С нелегкой судьбою страна...
У меня ты, Россия,
Как сердце, одна.
Я и другу скажу,
Я скажу и врагу –
Без тебя,
Как без сердца,
Прожить не смогу...
Песня «Моя Россия» Струве.
- Все может родная земля: накормить вкусным хлебом, напоить родниковой водой, восхитить своей красотой. И только защитить себя она сама не может. Поэтому Защита Отечества - долг тех, кто живет на этой земле и пользуется ее дарами.
- Героическое прошлое нашего народа отразилось в устном народном творчестве. Народ помнит своих легендарных героев - богатырей: Илью Муромца, Добрыню Никитича, Алешу Поповича.
И по сей день живет добрая память о русском воине как о самом мужественном и бесстрашном.
- Каких героев вы еще знаете?
- Чем они прославились? (Александр Невский, Дмитрий Донской, Пересвет, Кузьма Минин и князь Дмитрий Пожарский, Суворов, Кутузов и др.)
*Выставка книг.
- Тяжелые испытания ждали русский народ. Обороняя свои рубежи, русские люди проявляли свойственное им высокое национальное чувство единения, патриотизма, любви к своей земле.
*Сообщение Левитана о начале ВОВ. Слайд 1
- Из сообщения мы с вами услышали, что на рассвете 22 июня 1941 года в 4 часа утра без объявления войны фашистская Германия напала на нашу Родину, прервав мирный труд русского народа. Началась Великая Отечественная война .
Тогда ещё не знали мы,
Со школьных вечеров шагая,
Что завтра будет первый день войны.
А кончится она лишь в 45-м, в мае…
Фонограмма песни “Священная война”.
1 чтец:
Солнечным ранним утром в июне,
В час, когда пробуждалась страна.
Прозвучало впервые для юных
Это страшное слово “война”.
Чтоб дойти до тебя, 45-й,
Сквозь лишения, боль и беду
Уходили из детства ребята
В сорок первом году…
- Грозный сорок первый… Как он изменил судьбы! Обагрил кровью и слезами детство. Сделал короткими жизни многих мальчишек и девчонок. Разрушил светлые мечты…
- 22 июня 1941 года началась Великая Отечественная Война. Путь к победе был долгий и трудный - 1418 дней войны. И каждый из них - это кровь и смерть, боль и горечь утрат, безмерные страдания людей, мужество и доблесть народа, радость больших и малых побед. Слайд 2.
Представить бы их всех посмертно к ордену,
тех, что сказали твердо как один:
Мы можем жизнь отдать за нашу Родину,
- а Родину за жизнь не отдадим!
- Сегодня мы поговорим о детях, которые, как и взрослые отдавали себя всецело во имя победы.
До войны это были самые обыкновенные мальчишки и девчонки. Учились, помогали старшим, играли, бегали-прыгали, разбивали носы и коленки. Их имена знали только родные, одноклассники да друзья.
-Мужеством исполнены страницы истории нашей Родины.
Но не может рассказать история, что чувствовала семилетняя девочка, на глазах которой бомбой разорвало сестру и брата… О чём думал голодный десятилетний мальчик, варивший в воде кожаный ботинок, глядя на трупы своих родных…
Инсценировка «Дети Войны».
Брат и сестра в ожидании матери. Сестра, кутаясь в старую шаль, играет в куклы, брат ремонтирует табурет.
С е с т р а. Как холодно! И мама не идёт.
Быть может, хлебушка она нам принесёт?
Ну, хоть бы крошечку где отыскать,
Голодной страшно мне идти в кровать.
Б р а т. А разве я есть не хочу? Хочу!
Но всё равно молчу.
Ведь там, где папа наш сейчас,
Потяжелее, чем у нас.
Не разрываются снаряды здесь,
И дом у нас с тобою есть.
А главное – фашисты далеко.
Да и кому сейчас легко!
С е с т р а. А помнишь блинчики с вареньем,
Чай с маминым печеньем,
Которое по праздникам пекла она.
Сейчас я б съела всё одна!
Б р а т. Опять ты о еде заговорила!
Уж лучше б душу не травила!
Чем чаще вспоминаешь ты о ней,
Тем голод чувствуешь сильней.
И мне воспоминанья эти не нужны.
С е с т р а. А вот и мамины шаги слышны!
Б р а т (строго). Не вздумай хныкать перед ней,
Дай отдохнуть сначала ей.
Ведущий: В чём были повинны эти дети? Что пришлось пережить всем детям войны? Страх, голод, холод и острую боль, вонзающуюся в детские души как нож!
Чтоб снова на земной планете
Не повторилось той беды,
Нам нужно, чтобы наши дети
Об этом помнили, как мы!
Я не напрасно беспокоюсь,
Чтоб не забылась та война:
Ведь эта память – наша совесть
Она, как сила нам нужна…
2 чтец:
Майор привёз мальчишку на лафете
Погибла мать. Сын не простился с ней.
За десять лет на том и этом свете
Ему зачтутся эти десять дней.
Его везли из крепости, из Бреста
Был исцарапан пулями лафет.
Отцу казалось, что надёжней места
Отныне в мире для ребёнка нет.
Отец был ранен, и разбита пушка.
Привязанный к щиту, чтоб не упал,
Прижав к груди заснувшую игрушку,
Седой мальчишка на лафете спал.
Мы шли ему навстречу из России.
Проснувшись, он махал войскам рукой…
Ты говоришь, что есть ещё другие,
Что я там был и мне пора домой…
-Мальчишки. Девчонки. На их хрупкие плечи легла тяжесть невзгод, бедствий, горя военных лет.
И не согнулись они под этой тяжестью, стали сильнее духом, мужественнее, выносливее.
Маленькие герои большой войны.
Они сражались рядом со старшими - отцами, братьями.
Пришел час – они показали, каким огромным может стать маленькое детское сердце, когда разгорается в нем священная любовь к родине и ненависть к ее врагам.
3 чтец:
Горнили к бою трубы полковые,
Военный гром катился над страной.
Вставали в строй мальчишки боевые
На левый фланг, в солдатский строй.
Великоваты были им шинели,
Во всём полку сапог не подобрать
Но всё равно, в боях они умели
Не отступать и побеждать!
Песня «До свидания ,мальчики».
4 чтец:
Уходили мальчики – на плечах шинели
Уходили мальчики – храбро песни пели
Отступали мальчики пыльными степями
Умирали мальчики – где, не знали сами
Попадали мальчики в страшные бараки,
Догоняли мальчиков лютые собаки.
Убивали мальчиков за побег на месте
Не продали мальчики совести и чести.
Не хотели мальчики поддаваться страху,
Поднимались мальчики по свистку в атаку.
Уезжали мальчики, стиснув автоматы,
Повидали мальчики – храбрые солдаты
Волгу – в сорок первом,
Шпрею – в сорок пятом
Показали мальчики за четыре года
Что такое мальчики нашего народа.
-Весь советский народ встал на защиту своей Родины. Все взрослые (мужчины и женщины) уходили на фронт воевать, защищать свою Родину, свой дом, своих родных. Слайд 3. (женщина провожает сына)
- Ребята, скажите, пожалуйста, как вы думаете, а кто остался дома?.
Ответ: Старики, дети, женщины. Да, правильно!
-Сразу повзрослели дети, потому что надо было помогать взрослым во всех делах.
- А какие дела могли делать дети? Давайте посмотрим на эти фотографии.
(Учитель показывает фотографии детей военных лет.)Слайд 4.
- На фотографии изображен мальчик (ему лет 12 -14), он небольшого росточка, а стоит на 2-х ящиках у сложного станка. Он работает на заводе, который делает снаряды для фронта. Он заменил своего отца или брата, который ушел на фронт воевать с немцами. А ящики ему подставили, так как он не достает до станка. Он очень хотел бы пойти на фронт сражаться с немцами, но ему мало лет, его не возьмут. А на заводах и фабриках некому было работать, и дети помогали взрослым.
Слайд 5.
Женя 13 летний подросток, возвращался домой с завода. Ему было очень тяжело. В руках у Жени была табуретка. Он каждый день брал её с собой, потому что из-за маленького роста он попросту не доставал до станка.
Сегодня он возвращался домой немного раньше обычного. Дело в том, что во время работы мальчик упал и больно ударился головой. А упал он потому, что на какое-то мгновение силы оставили мальчика. То ли из-за того, что он почти ничего не ел, то ли из-за того, что совсем не высыпался. Работа у Жени была очень тяжёлая: в мирное время за его станком работал отец, взрослый и здоровый мужчина.
Но к этому моменту почти все мужики ушли воевать. Цех, выпускавший раньше детские самокаты, теперь производил патроны для ружей. Женька тоже хотел на фронт, но его не взяли. Тогда мальчишка решил пойти на завод, чтобы хоть чем-то помочь стране в этой страшной войне. А ещё у него была мечта, чтоб попали эти патроны в полк, где служил его отец, и чтоб Женькины патроны достались именно папе.
Слайд 6
-Девочки вязали теплые вещи для фронта: варежки, носки, помогали раненым в госпиталях, писали письма солдатам на фронт, чтоб поддержать их боевой дух, чтобы не скучали наши защитники по своим близким. Приятно было солдату получить письмо, в котором чувствовалась любовь, забота, теплота пусть даже, если ему написал незнакомый человек. Согревало солдата в холодной землянке это письмо, и уходил он в бой, зная, что кто-то его любит и ждет!
Слайд 7.
«Дорогой папа! Я очень хочу попросить чтобы тебя, чтобы ты громил фашистов, чтo есть мочи и поcкoрee возвращался домой живым, а то мама часто плачет. Мы с ней очень соскучились. А я всегда думаю тeбe. Я горжусь, что ты — солдaт, и что у тебя есть oрдeн и медали, и что ты защищаешь всех нас oт фашистов! Ждем тебя. «Твой сын Женя»
-Даже есть стихи К. Симонова «Жди меня, и я вернусь, только очень жди». На эти стихи написана известная песня.
Жди меня, и я вернусь.
Только очень жди,
Жди, когда наводят грусть
Желтые дожди,
Жди, когда снега метут,
Жди, когда жара,
Жди, когда других не ждут,
Позабыв вчера.
Как я выжил, будем знать
Только мы с тобой,-
Просто ты умела ждать,
Как никто другой.
Слайд 8.
- Что здесь изображено? Как вы думаете?
-У стога сена сидит пожилой человек (можно сказать, старик), а рядом с ним подросток, они с оружием.
-Вглядитесь в их глаза, посмотрите какие у них напряженные взгляды.
- О чем это говорит? Они из партизанского отряда, сидят в засаде, внимательно смотрят на дорогу, ждут врага. Чтобы уничтожить во время немцев, не дать пройти им на нашу землю.
- А кто такие партизаны?
Ответы детей: диверсанты, взрывающие вражеские заводы, железные дороги на территориях захваченных врагом, живущих в лесу в землянках.
-Дети полностью старались заменить своих взрослых родных, помогали на заводах, на фабриках, в партизанских отрядах.
Слайд 9.
- Многие из них были в партизанских отрядах, где их нередко использовали в качестве разведчиков и диверсантов, а также при проведении подпольной деятельности. Нередки были случаи, когда подростки школьного возраста воевали в составе воинских частей (так называемые «сыновья и дочери полков»). Дети становились юнгами на военных кораблях; в советском тылу трудились на заводах, заменяя ушедших на фронт взрослых, а также участвовали в гражданской обороне .
-И сейчас мы послушаем рассказы о героических подвигах детей, которые помогали взрослым во время Великой Отечественной войны.
Слайд 10. Бородулин Саша
С первых дней войны ленинградец Саша ушел в леса и в одиночку нападал на гитлеровцев. Вскоре он встретился с партизанским отрядом и стал полноправным его бойцом, участвуя во всех военных операциях.
Когда однажды отряд попал в окружение, Саша остался в числе пяти добровольцев, вызвавшихся прикрывать отход товарищей. Отряд прорвался, но группа заслона погибла. Последним погиб Саша. Он подорвал себя и нескольких фашистов гранатой.
Слайд 11. ЗенкинаВаля
Белорусская девочка Валя, участница героической защиты Брестской крепости, где погиб ее отец, стала санитаркой медсанчасти. Днем она перевязывала раненых, а ночью собирала на поле недавнего боя оружие и перетаскивала в крепость.
Вале удалось уйти из окружения и впоследствии она сражалась в партизанском отряде до самого конца войны. После войны Валентина Зенкина жила в городе Могилеве в Белоруссии.
Слайд 12. Бондаровская Юта
Двенадцатилетняя Юта встретила войну в Новгородской области, где и вступила в подпольную партизанскую бригаду разведчицей. Юта собирала разведданные, распространяла сводки Совинформбюро, участвовала в боевых рейдах отряда в тыл врага.
В начале 1944 года, бригада продвигалась в глубокий тыл немцев к берегам Чудского озера. Под конец тяжелого перехода партизаны вынуждены были принять бой с фашистами. В этом бою и погибла юная разведчица Юта Бондаровская.
Слайд 13. Волков Валерий
Война застала Валерия в Севастополе. Двенадцатилетний защитник города бесстрашно сражался вместе с горсткой храбрецов-разведчиков морской пехоты, прикрывавшей отход воинских частей из Севастополя. Он погиб как герой. Подбитый им вражеский танк надолго остановил в узком ущелье танковую колонну противника.
Слайд 14. Зина Портнова
После вторжения гитлеровцев Зина оказалась на оккупированой территории и начала службу в партизанском отряде имени К.Е. Ворошилова. Она состояла в подпольной организации «Юные мстители», участвовала в распространении листовок среди населения и диверсиях против захватчиков.
Работая в столовой курсов переподготовки немецких офицеров, отравила пищу. Во время разбирательств, чтобы доказать немцам свою непричастность, попробовала отравленный суп. Чудом осталась жива. В декабре 1943 года Зина была поймана фашистами. На одном из допросов в гестапо, схватив со стола пистолет следователя, застрелила его и ещё двух гитлеровцев, пыталась бежать, была поймана. После пыток расстреляна в тюрьме.
Слайд15. Каманин Аркаша
В 14 лет Каманин Аркаша стал пилотом связного самолета штурмового авиационного корпуса, действовавшего на Западной Украине.Он неоднократно с честью выполнял ответственные задания штаба армии, за что дважды был награжден правительственными наградами.Однажды, пролетая над передовой, Аркаша заметил на нейтральной полосе подбитый краснозвездный «ИЛ-2» с тяжелораненым летчиком. Посадив самолет, Каманин перетащил пилота под непрерывным огнем противника в свой самолет и на глазах немцев улетел к своим.Умер Аркаша уже после войны от тяжелой болезни.
Слайд 16 Ковалёв Саша
Двенадцатилетний Саша после гибели отца на фронте попал в юнги Северного Военно-Морского Флота. Пройдя специальный курс обучения, Саша был назначен мотористом на торпедный катер, охранявший воды Баренцева моря.
В мае 1944 года группа сторожевых катеров завязала неравный бой с караваном фашистских судов. Катер, на котором служил Саша, залпом торпед потопил немецкий транспорт и пытался уйти. Бак мотора был пробит, катер терял скорость. Тогда Саша грудью закрыл пробоину. Мальчик погиб, но катер ушел от врага.
-И ни на миг не дрогнули юные сердца!
Их повзрослевшее детство было наполнено такими испытаниями, что, придумай их даже очень талантливый писатель, в это трудно было бы поверить. Но это было.
- Много детей погибло от пуль врага, в тюрьмах после пыток. О них написана песня «Пионеры-герои».
Песня «Пионеры – герои» 1 куплет( в это время прокручиваю слайды детей- пионеров героев) Слайды 17- 29-последняя Лида Вашкевич.
-Что такое блокада? (Из окруженного города нельзя выехать ни на поезде , ни на машине. Все пути к нему на суше захвачены фашистами .)
Слайд 30.
Восьмого сентября 1941года гитлеровские войска захватили город Шлиссельбург у истока Невы и окружили Ленинград с суши. Началась 871 – дневная блокада города на Неве. Единственной дорогой в осажденный город было малоизученное Ладожское озеро. Из Ленинграда по воде было эвакуировано 33 479 человек, но навигация была смертельно опасна. Частые налеты вражеской авиации и непредсказуемые осенние штормы делали каждый рейс подвигом. И наравне со взрослыми, испытывая голод, холод, дети-подростки мужественно защищали стены родного города .
В школах и бомбоубежищах стоял такой мороз, что замерзали чернила. Ученики сидели в пальто, шапках и рукавицах. Руки мерзли, а мел выскакивал из пальцев.
Слайд 31.
Ученики шатались от голода. У всех была общая болезнь - дистрофия. А к ней еще прибавилась цинга. Дети умирали не только дома, на улице по дороге в школу, но случалось - и прямо в классе.
Девчонка руки протянула
И головой -
На край стола.
Сначала думали -
Уснула,
А оказалось -
Умерла:
Никто
Не обронил ни слова,
Лишь хрипло,
Сквозь метельный стон,
Учитель, выдавил, что снова
Уроки -
После похорон.
-Вам известна судьба девочки Тани Савичевой. Блокада отняла у девочки всех родных, она осталась сиротой.
Таню обнаружила санитарная команда, обходившая ленинградские дома. Девочка была без сознания от голода. Вместе со 140 другими ленинградскими детьми в августе 1942 года её эвакуировали в село Красный Бор Горьковской области. Врачи два года боролись за ее жизнь. Но болезнь уже была неизлечимой. 24 мая Таню перевезли в Шатковскую районную больницу. 1 июля 1944 года она умерла.
Слайд 32-33.
Детей увозили и в Германию.
Война отучила этих детей плакать. Вспоминает узница концлагеря: "Когда наш эшелон разбомбили второй раз, мы попали в руки немцев. Фашисты выстраивали детей отдельно, взрослых отдельно. От ужаса никто не плакал, смотрели на все стеклянными глазами. Мы четко усвоили урок: заплачешь – расстреляют. Так на наших глазах убили маленькую девочку, которая кричала без остановки. Слайд 34. Немец вывел ее из шеренги, чтобы все видели, и пристрелил. Все поняли без переводчика – плакать нельзя".
Хочется только, позавидовать из стойкости и мужеству, а так же сказать огромное спасибо, за их подвиг! Глядя на эти фотографии великой отечественной войны, на этих мальчишек и девчонок, подумайте, а как бы вы поступили в их годы…
Эти мальчишки, девчонки,
Видно, росли орлятами,
Глаз от беды не прятали,
Смерти смотрели в глаза.
Помним мы юных,
Горды их делами,
Память о них не сотрут года...
Юные герои всегда рядом с нами,
В нашем строю всегда!
- Давайте почтим минутой молчания всех погибших на полях сражения во время ВОВ.
- Я хочу, чтоб все смеялись,
Чтоб мечты всегда сбывались,
Чтобы детям снились радостные сны,
Чтобы утро добрым было,
Чтобы мама не грустила,
Чтобы в мире больше не было войны!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час "Маленькие герои большой войны" (герои-пионеры)
Классный час на тему: «Маленькие герои большой войны».Цель:1) Рассказать о школьниках, совершивших подвиг в годы Великой Отечественной войны.2) ...
Классный час «Маленькие герои большой войны» Тип разработки: литературно-музыкальная композиция
Данная разработка посвящена 70 летию Великой победы....
Классный час «Маленькие герои большой войны» Тип разработки: литературно-музыкальная композиция
Данная разработка посвящена 70 летию Великой победы....
Классный час "Маленькие герои большой войны"
Методическая разработка классного часа «Маленькие герои большой войны» направлена на формирование гражданских и патриотических чувств школьников через обращение к памяти о событиях В...
Классный час "Маленькие герои большой войны"
Классный час разработан в рамках проведения месячника оборонно-массовой, патриотической и спортивной работы в период с 23 января по 23 февраля 2018 года учителем начальных классов МБОУ СОШ №2 города Л...
Классный час " Маленькие герои большой войны"
Литературно - музыкальная композици , посвященная Дню Победы в Великой Отечественной войне...
конспект классного часа "Маленькие герои большой войны"
Классный час "Маленькие герои большой войны" к 75 летию Победы...