ВОСПИТАНИЕ КУЛЬТУРЫ ПОВЕДЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОВЗ, КАК ФУНКЦЦИЯ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ.
статья (1 класс) на тему
Предварительный просмотр:
ВОСПИТАНИЕ КУЛЬТУРЫ ПОВЕДЕНИЯ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОВЗ,
КАК ФУНКЦЦИЯ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ.
Выполнила: Васильева Анастасия Анатольевна
Место работы: ГБС(К)ОУ школа-интернат №113
г.о.Самара
Должность: учитель начальных классов
г.о. Самара
2015г.
ВВЕДЕНИЕ.
В современном обществе в целом, а в школьной среде в частности, наблюдаются проявления жестокости, грубости, насилия. Для многих школьников сквернословие, ложь, проявление грубой силы стало нормой поведения. Многие учащиеся не знакомы с такими нормами общения как вежливость, соблюдение условных и общепринятых способов выражения доброго отношения друг к другу, формы приветствия, благодарности, извинений, правил поведения в обществе, общения мужчины и женщины.
Уже в раннем возрасте начинается закладываться фундамент жизни. А чем выше и совершеннее культура, которой обладает школьник, тем больше свободы и права у него будет в будущем.
Воспитание культуры поведения ребенка, есть не что иное, как обучение его искусству властвовать собой, ограничивать и вступать в компромиссно – переговорный процесс, в договорные отношения с другими людьми.
Проблема воспитания культуры поведения разрабатывается в педагогике с древних времен. О ней говорится в памятниках зарубежной и русской педагогике, в трудах Иоанна Златоуста, Эразма Роттердамского, Епифания Славинецкого в труде «Гражданство обычаев детских», Я.А.Коменского в работе «Правила для юношества» и др. Выдающиеся педагоги прошлого подчеркивали необходимость улучшения нравов молодежи и всегда связывали культуру поведения с нравственностью.
Культура поведения как составная часть нравственного воспитания рассматривалась в трудах отечественных педагогов XX века – И.С.Марьенко, Л.И.Рувинским, О.С.Богдановой, Н.Е.Щурковой. Об этикете, как атрибуте педагогической культуры писали А.А.Дорохов, Б.В.Бушеева. Вопросам методики формирования культуры поведения посвящены работы Н.Е.Щурковой.
Однако роль классного руководителя в этом процессе обозначена недостаточно, что и обусловило выбор темы: «Содержание, формы и методы работы классного руководителя по воспитанию культуры поведения младших школьников».
Объект исследования – деятельность классного руководителя.
Предмет исследования – воспитание культуры поведения младших школьников как аспект деятельности классного руководителя.
Цель исследования – определение содержания, формы и методов деятельности классного руководителя по воспитанию культуры поведения младших школьников.
Гипотеза исследования - воспитание классным руководителем культуры поведения младших школьников будет эффективным, если:
- классный руководитель в своей работе вооружает учащихся знаниями о культуре поведения;
- в процессе внеклассной работы классный руководитель создает ситуации, требующие от младших школьников культурного поведения.
Задачи исследования:
1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
2. Обобщить опыт работы классного руководителя по воспитанию культуры поведения младших школьников.
- Разработать систему мероприятий, способствующих формированию культуры поведения младших школьников.
Основные функции деятельности классного руководителя в школе.
У учителя в основном две роли. Первая роль – преподавателя. Роль вторая – воспитателя. Об этой области своей деятельности молодой учитель имеет смутное представление. Он считает, что здесь достаточно одной любви к детям, и думает, что главное – уделять им как можно больше времени, придумывать как можно больше интересных мероприятий. Однако успех деятельности классного руководителя определяется уровнем его профессионального мастерства как воспитателя. Классные руководители выбираются среди лучших учителей.
Деятельность классного руководителя разнообразна. (См. диаграмму 1).
Воспитательная работа классного руководителя строится как система организуемых им мероприятий. К слову «мероприятие» в школе относятся иронически, саркастически, отрицая иногда его роль в формировании личности. И происходит это там, где мероприятие проводится от случая к случаю.
Воспитание – это всегда мероприятие как форма организации деятельности, совокупность действий, имеющих целью достичь определенного воспитательного эффекта.
Познавательная деятельность учащихся в школе осуществляется на уроке и вне него. Урочная познавательная деятельность является объектом внимания классного руководителя, но не организации. Внеурочная познавательная деятельность составляет непосредственное содержание работы классного руководителя и направлена на развитие познавательной активности, самостоятельности школьников стимулирование их самообразования.
В связи с этими задачами познавательная деятельность должна соответствовать возрастному и умственному развитию детей; быть интересной и целенаправленной; развивать всех учеников, в том числе и отстающих; приобщить к различным источникам знаний, средствам и методам их самостоятельного приобретения и обогащения. Для формирования активной жизненной позиции школьников классный руководитель должен обратить внимание на такие виды деятельности:
Познавательную – обогащающую представления учеников об окружающей действительности;
Общественно-полезную – направленную на общую пользу и благо, и инструментуемую как забота «о других»;
Ценностно-ориентировочную – раскрывающую ученикам духовные и значимые материальные ценности и ориентирующую на них поведение ребят;
Художественно-творческую – позволяющую реализовать индивидуальные творческие задатки и способности.
Свободного общения – организуя взаимно обогащающий досуг школьников.
Для достижения максимальной активности школьников классный руководитель должен сам полностью посвящать себя той или иной деятельности, тем самым показывать пример учащимся.
Личность школьника также формируется и развивается в деятельности физической. И чем богаче и содержательней будет специально организованная педагогом трудовая деятельность, тем больше возможностей создается для целенаправленного воздействия на становление отношений школьников к явлениям окружающей действительности, на формирования их самосознания.
При формировании навыков трудовой деятельности классный руководитель должен обратить особое внимание на создание коллектива. Если не создан коллектив, воспитательная деятельность классного руководителя обречена на неудачу. В коллективной деятельности происходит и развитие индивидуальности каждого ученика, становление личности ученика, создание условий для проявления его скрытых внутренних сил.
Целенаправленная систематическая работа по воспитанию навыков и привычек культурного поведения начинается в дошкольном возрасте. Именно с этого момента закладывается основа аккуратности, опрятности, вежливости, точности, прививаются хорошие манеры, умение культурно вести себя в школе и дома, на улице и общественных местах. Отсутствие элементарных привычек у детей затрудняет работу над воспитанием у них более тонких и сложных проявлением культурного поведения: такта, деликатности, непринужденности, изящества манер и т.д. В формировании навыков культурного поведения классному руководителю отведена главная роль, потому что он имеет специальное образование, владеет особыми методами. У многих школьников заметно отставание навыков и привычек культурного поведения. Для повышения уровня культурного поведения необходима такая организация жизни, чтобы школьники постоянно накапливали опыт правильных нравственных отношений. В работе со школьниками возможно проведение специальных упражнений для планомерной отработки отдельных навыков культурного поведения. Но упражнение – это не только простое повторение. Для того, чтобы повторение закрепляло то ли иное действие, привычку поведения, необходимо, чтобы оно закреплялось положительными эмоциями, приятными переживаниями. Иногда это молчаливое одобрение взрослых, а иногда поощрение друзей.
Главная задача классного руководителя заключается в том, что дети должны усвоить достаточно большой объем знаний об основных правилах культурного поведения и научиться выполнять их. Если классный руководитель видит, что ребенок не выполняет какие-то правила, потому что не знает их, а отрабатываться они будут только в будущем, то он, конечно, показывать, как нужно поступать в данном случае.
Конкретных правил приличия и поведения много, познакомить со всеми трудно, да и вряд ли это нужно. В жизни может сложиться такая ситуация, в которой учащиеся оказались впервые. Поэтому очень важно учить школьников не только правилам поведения, но и одновременно умению действовать в связи с духом правила, то есть находить правильный способ поведения в новой обстановке на основе уже известных правил.
В работе с детьми надо учить их выполнению правил поведения в различных ситуациях, с которыми чаще всего они встречаются в школе, на улице, в общественных местах. Это необходимо для того, чтобы ребенок научился выполнять одно и то же правило в разных условиях. Для учащихся перенос знаний из одной ситуации в другую не всегда прост.
Культура поведения во многих случаях тесно связана с нормами нравственности. Так в основе многих конкретных правил вежливости, внимательности, такта, точности, лежит ответственность за свои поступки. Ребенок постепенно начинает осознавать и оценивать необходимость выполнения правил с точки зрения нравственности. Единство знания, навыка и привычки способствует приобретению устойчивости поведения, формированию определенных качеств личности.
Всегда быть вежливым, обязательным, точным – значит приобрести такие качества как вежливость, точность, обязательность. В системе работы классного руководителя большое значение имеет разъяснение детям этических норм, связанных с правилами культурного поведения. Методы разъяснения различные: рассказ учителя, этическая беседа, обсуждение фактов школьной жизни, беседа по прочитанному рассказу, стенды по культуре поведения. Главная задача этического просвещения – формирование нравственных представлений и понятий о доброжелательности, справедливости, гуманности. При разъяснении правил культурного поведения необходимо обратить внимание учащихся на мотивы поступков и их последствия для других людей. Тогда правило выступает не как случайное и необоснованное требование, а как разумная необходимость, очевидна для учащихся.
Социальные изменения, происходящие в обществе, обусловили необходимость пересмотра педагогической позиции, переоценки ценностей педагогической деятельности, направленной на воспитание ребенка.
Классное руководство как проблема собирает в узел всю совокупность самых разных и сложнейших вопросов воспитания школьников. Время изменилось, и педагогу, вводящему детей в контекст современной мировой культуры, особенно трудно. Разделение мира на мир материальный и мир духовный сопровождается осознанием различий между средствами жизни и содержанием жизни. В настоящее время в материальной среде, например, в сфере бизнеса и рынка, имеющих свою логику, нет человека. Бизнес не бывает ни чистым, ни грязным, ибо он ориентирован в первую очередь на прибыль, а не на человека. Педагог, таким образом, оказался в поле ценностного напряжения полярно противоположных идей: материального и духовного, богатства и бедности, добра и зла, цинизма и романтизма и т.д.
В этом же поле оказались и дети. Им осуществлять выбор. А педагогу – содействовать производимому ребенком выбору жизненных ценностей так, чтобы этот процесс оказался вхождением в культуру. Классный руководитель, как никто другой, влияет на становление и развитие личности школьника, проживающего важнейшие моменты своей жизни в группе товарищей по классу, параллели, в школе.
Воспитание – процесс целенаправленного формирования личности, а в современном понимании – это именно процесс эффективного взаимодействия (сотрудничества) воспитателей и воспитанников, направленного на достижение заданной цели.
Процесс школьного воспитания – это процесс непрерывного, систематического взаимодействия воспитателей и воспитанников, который проявляется в процессе обучения и во внеклассной и внешкольной работе. Наивно предполагать, что яркое мероприятие или единичный пример способно изменить поведение учеников, нужна непрерывная кропотливая работа педагогов, чтобы выработать устойчивые привычки и воспитать правильную культуру поведения детей.
Воспитывая в детях уважение к нормам поведения и этикету, классный руководитель должен учитывать, что истинная культура поведения обнаруживается не тогда, когда ребенок следует отдельной норме этикета, но игнорирует моральные и нравственные принципы. Недостаточно человеку, в том числе и маленькому, обладать изысканными манерами, быть начитанным и разносторонне развитым, если нарушаются нравственные нормы жизни – такой этикет фальшив. Истинная культура – там, где поступки ребенка, их содержание и внешняя среда органически соответствуют общечеловеческим нравственным принципам.
Первый этап школьного обучения, когда знания об окружающем мире начинают приходить в систему, когда появляется множество обязанностей, и в жизнь младшего школьника прочно входят понятие «долг» и «должен». Вместе с тем, понятие долга во многом сводится к тому, чтобы слушаться учителя, выполнять его указания. У детей – шестилеток, начинающих учиться в школе, прежде всего, изменяется содержание и форма их деятельности. Ведущей формой становится учебная деятельность, которая гармонично сочетается с игровой.
Стремление детей лучше справиться с учебными занятиями и овладеть формами поведения школьника делает их очень податливыми и восприимчивыми к педагогическому воздействию. Ученики стараются во всем следовать за учителем, охотно повторяют за ним, как приветствовать старших, когда они входят в класс, как правильно сидеть за партой, как держать карандаш в руке и т.д. Это позволяет ему сравнительно легко установить психологический контакт с учениками уже на первых днях их пребывания в школе. Педагогический такт, спокойная уравновешенность, заботливость и внимательность учителя на этом этапе – единственно педагогически оправданные отношения классного руководителя с классом. Например, педагогический также учителя предостерегает его от резких замечаний и одергиваний. Постоянно дети сами поймут, что некрасиво громко говорить, смеяться, шуметь на уроке, постигнут трудную науку этикета.
Субъектом нравственных отношений в педагогической среде является учитель. Будучи основным звеном в учебно - воспитательном процессе, он осуществляет самое широкое взаимодействие с учащимися, их родителями. Поэтому он является центральной фигурой нравственных отношений в системе педагогической морали. Объектами отношений учителя выступают, прежде всего, учащиеся.
Учитель общается с учениками в тот период, когда они на практике постигают азбуку социальных отношений, когда у них формируются и закрепляются основные нравственные установки. Мир взрослых дети постигают через призму взглядов первого учителя, который нередко становятся их идеалом на всю жизнь. В лице классного руководителя ребята часто видят свой идеал, берут с него пример, подражают ему. Ученики во многом бывают, похожи на своего любимого учителя или классного руководителя. Поэтому понятно, почему классному руководителю постоянно нужно заниматься самообразованием, глубже изучать и познавать себя, чтобы лучше оценить психологию и поведение других, особенно учащихся, дать им объективную оценку. Н.Г.Чернышевский подчеркивал: «Кто не изучал человека в самом себе, никогда не достигнет глубокого знания людей». [38,426] Отсюда следует, каким внимательным и проницательным должен быть каждый классный руководитель.
Классный руководитель, став во главе класса и понимая огромную ответственность за развитие каждого учащегося и класса в целом, должен правильно подобрать формы работы по воспитанию культуры поведения у детей.
Существует многообразие форм работы в данном аспекте воспитания с одной стороны, а с другой – необходимость их постоянного обновления на практике. Предпочтительным является тот вариант, когда форма воспитательной работы рождается в процессе коллективного осмысления и поиска всех участников работы; классного руководителя, школьников, а в ряде случаев и родителей, так как воспитание поведенческой культуры у младших школьников предполагает совместную работу педагогов и родителей.
Воспитание культуры поведения с позицией современного этикета проводится при соблюдении педагогических и этикетных принципов.
Принципы воспитания: классный руководитель воспитывает детей в процессе их деятельности, сочетая педагогическое руководство с развитием детской инициативы и самостоятельности.
Принципы обучения: научность, энциклопедичность, наглядность, систематичность, сознательность и активность детей, индивидуализация развития каждого.
Диагностика – оценочная процедура, направленная на прояснение ситуации, выявление истинного уровня воспитанности. Данные оценочного уровня сопоставляются с исходными (начальными) характеристиками воспитанности, разница между ними определяет эффективность воспитательного процесса.
Через диагностику классный руководитель устанавливает, как реализованы педагогические задачи, какие из них требуют дальнейшего развития.
Классному руководителю, который общается с учениками и коллективом несколько лет, нет необходимости проводить начальную диагностику полностью.
Но когда коллектив сформирован впервые, и классный руководитель не знаком с учащимися, что имеет место у младших школьников, начальная диагностика используется для всестороннего изучения учеников.
Метод наблюдения - наиболее доступный способ получения знаний об учащихся. Но личное наблюдение может стать для педагога единственным источником изучения качеств ребенка, так как оно является односторонним и субъективным.
Метод беседы – обязывает классного руководителя прислушиваться к ситуациям окружающих ребенка людей и находящихся в непосредственной близости с ним, чтобы правильно определить сущность формирующейся личности. Необходимо сопоставить данные, полученные в сочетании с личными наблюдениями.
Метод анкетирования – позволяет выяснить не только мнения ребят по интересующим учителя вопросам, но и выявить и склонности, связи, оценочные суждения.
Для изучения младших школьников следует использовать рисунки детей, а также метод социометрии, получить графическое изображение отношения респондентов друг к другу.
Интересна методика «Пословицы» (разработана С.М.Петровой). Цель этой методики – определить уровень нравственной воспитанности учащихся и выяснить особенности ценностных отношений к жизни, к людям, их поступкам и к самим себе.
Классный руководитель постоянно оценивает поступки детей в сфере повседневных отношений. Ему важно видеть не только результат деятельности ученика, но и его личное отношение к своим поступкам. Только при этих условиях нравственная оценка будет играть свою воспитательную роль. Если учитель не знает, что побудило ребенка совершить тот или иной поступок, он рискует оценить его недостаточно объективно.
Взаимоотношения учителя с учениками должны основываться на соблюдении определенных моральных норм:
1. Уважение чувства собственного достоинства, каждого из своих воспитанников;
2. Справедливость в оценке поступков детей;
3. Искренняя любовь к детям, бережное отношение к их внутреннему миру;
4. Помощь детям в трудные моменты их жизни, отсутствие нервозности в конфликтных ситуациях;
5. Недопустимость деления воспитанников на любимых и нелюбимых, тем более – удобных и неудобных;
6. Непримиримое отношение классного руководителя к злу, жестокости, несправедливости.
7. Индивидуальный подход к каждому воспитаннику.
Принцип этикета: разумность и необходимость поведенческих правил, доброжелательность и дружелюбие, прочность и красота манер поведения, отсутствие мелочей.
Существуют следующие формы работы:
Массовые;
Групповые;
Индивидуальные. Индивидуальные формы пронизывают всю неурочную деятельность общения педагога и детей. Они действуют в групповых и коллективных формах, и в конечном итоге определяют успешность всех других форм. К индивидуальным формам относятся: беседа, обмен мнениями, консультация. Разговор по душам может оказаться для ребенка полезнее, чем несколько проведенных коллективных мероприятий.
Поскольку социальный опыт младшего школьника еще мал, ему необходимо разъяснять, как и почему следует поступать в той или иной ситуации, какой поступок будет правильным, хорошим, красивым, а какой совершать не следует и почему.
Большую роль в обучении детей правилом этикета играет родной язык, так как речевой этикет является словесным выражением уважительного отношения к людям. Важно использовать литературные, музыкальные и живописные произведения, репродукции, слайды, диафильмы, видеофильмы, а также самостоятельное детское творчество.
Деятельность классного руководителя должна быть направлена на работу с родителями.
Эти категории неразрывно связаны, представляют собой цепь взаимной зависимости. Если возникнут проблемы с чем-то одним, то это, несомненно, отразиться на другом. Если же во взаимоотношениях с другими учителями у классного руководителя серьезных проблем не возникает, то при общении с родителями может возникнуть множество претензий с обеих сторон. На работу с родителями классному руководителю нужно обратить особое внимание, потому что родители – главные воспитатели ребенка. Если, разумеется, это настоящие, заботливые родители. Многие из них соответствуют этим требованиям. А некоторые, весьма достойные родители не имеют знаний в области детской психологии и не представляют, как воспитывать ребенка. Вот почему необходимо тесное сотрудничество классного руководителя с родителями учеников. Классный руководитель организует взаимодействие семьи и школы, ведет педагогическое просвещение родителей, по возможности усиливает их положительное влияние на детей и нейтрализует отрицательное. У классного руководителя возникает множество претензий родителям, а у тех – к школе. Классный руководитель может предотвратить многие конфликты с родителями, если без амбиций внимательно отнесется к их критическим замечаниям.
Говоря родителям об их ребенке, классный руководитель обязан быть объективным, непредвзятым. Родители должны видеть, что классный руководитель верит в потенциальные возможности их ребенка, даже если он неважно учится и ведет себя.
Педагог быстро разрушает барьер взаимоотношения с родителями, если, прежде чем говорить о недостатках ребенка, сообщает о его положительных качествах. Родители испытывают негативные чувства по отношению к педагогу, который делает пессимистические выводы о том, что их ребенок хуже всех, неисправим.
Поэтому приход классного руководителя к «трудному» ученику или вызов его родителей в школу для беседы воспринимается им как «сигнал бедствия».
Нередко положение усугубляется непродуманной методикой проведения родительских собраний. Обсуждая итоги четверти, иной классный руководитель е скупится на похвалу сильным ученикам, не стесняется в выражениях, оценивая слабых и недисциплинированных.
Таким образом, те родители, которым больше всего нужна помощь, оказываются в конфликте с учителями, классным руководителем. В этих конфликтах нет победителей. А жертва – всегда ребенок. Родительским собранием принадлежит особая роль в установлении особых контактов между семьей и школой. Каждое такое собрание своеобразный публичный экзамен для социального педагога. От того, как оно пройдет, зависит успех дальнейшей работы с родителями.
Исследователи проблемы семейного воспитания утверждают, для того, чтобы избежать конфликта, заслужить доверие родителей «трудных» детей, никогда не следует говорить на родительских собраниях плохого об их детях, не сравнивать их с другими учениками. С такими родителями нужно беседовать отдельно, стараясь найти в них что-то положительное, что их ребенок не безнадежен. Родители всегда признательны за это. На родительском собрании нужно не только сообщать об успеваемости и дисциплине детей, событиях, происшедших в классе, но и рассказывать родителям о психологии, возрастных особенностях детей, приемах педагогического влияния на них, предлагать обсудить сложные ситуации, возникающие в семье, провести с родителями тесты. На вопрос анкеты «Любите ли вы своих детей?» родители никогда не давали отрицательного ответа. Но, уже выросшие, горячо любимые дети так жестоко относятся к своим родителям: третируют, бросают их, не помогают им. Ведь по логике, они должны на любовь отвечать любовью. Должны, но не отвечают. Любовь отца и матери к детям во имя удовлетворения собственных родительских чувств и во имя обеспечения благополучия ребенка. Часто эти два вида любви сочетаются. Вторая любовь более бескорыстна, и ребенок это чувствует. Часто родители сами помогают классному руководителю найти правильный выход из конфликтной ситуации. На родительских собраниях обсуждаются многие вопросы работы с детьми. Особое место занимает подготовка того или иного праздника.
Работа классного руководителя с родителями сложна, но правильно организованная, она существенно улучшает микроклимат и в школе, и в семье.
Непременный принцип в работе с родителями – высокое уважение личности отца и матери, их родительских забот. Содержание работы включает:
- педагогическое просвещение – ознакомление родителей с психологическими знаниями, основами воспитания детей. Актуальным проблемам семьи и школы (нравственное воспитание, культура труда);
- оповещение о ходе развития школьника – регулярное извещение родителей о результатах учебной деятельности, о соблюдении норм поведения ребенка;
- рекомендации по созданию благоприятных семейных условий (режим, питание, культура, гигиена). Обсуждение процесса и результатов воспитания, совместные (педагога и родителей) размышления – раздумья, определение наилучших средств и методов воспитания, путем разрешения сложных и конфликтных ситуаций. Это содержание реализуется в следующих формах:
- родительский университет – систематически проводимые лекции по психологии, педагогике, этике, гигиене, праву;
- родительское собрание класса;
- индивидуальные беседы с родителями.
Всякая работа классного руководителя, с кем она не велась, требует продуманного и четкого планирования. Нередко классные руководители составляют громоздкие планы, в которых большое количество разделов, общих воспитательных задач. Они, как правило, недостаточно конкретные и для работы весьма неудобные. Приступая к составлению плана, классный руководитель знакомится с общешкольным планом и выписывает из него мероприятия. Эти мероприятия он включает в план, чтобы контролировать свое участие, участие своих воспитанников в общешкольных делах.
В плане классного руководителя определены темы мероприятия. Дата его проведения, ответственность за него. Классный руководитель записывает эти дела в план, чтобы контролировать участие в них своих воспитанников. В самостоятельный раздел плана классный руководитель включает работу с учителями, руководителями кружков и администрации школы. Проводятся педагогические консилиумы. Их назначение – глубокое изучение личности учащихся и коллектива класса, выработка единой педагогической позиции, системы мер по ликвидации пробелов в знаниях, умениях ребят, повышения уровня и культуры поведения. Включая в свой план раздела «Работа с родителями», классный руководитель ставит перед собой задачу – привлекать родителей к активной работе с учащимися, контролировать ее.
На родительских собраниях обсуждаются актуальные психо педагогические проблемы: выполнение единых требований в воспитании детей в семье и в школе, воспитание у ребенка любви к книге, контроль за выполнением домашних заданий и др.
Таким образом, классный руководитель выступает как связующее звено между детьми, учительским коллективом и родителями. Его деятельность направлена на воспитание всесторонне развитой личности.
В воспитании школьников принимает участие семья, школа, детский коллектив, социальная среда. Они являются субъектами воспитывающей деятельности.
Одним из главных субъектов воспитывающей деятельности школьников является классный руководитель. Задача классного руководителя, педагога- воспитателя – скоординировать все воспитательные влияния на школьников в целях развития личности через включение школьников в многообразные виды деятельности и взаимоотношений. При этом необходимо помнить о том, что и сам школьник может становиться субъектом воспитывающей деятельности и этим определять, в конечном счете, результат воспитания и развития.
Педагог – воспитатель, классный руководитель призван осуществлять следующие функции: организаторскую, коммуникативную (организация общения), координационную (согласование всех влияний), коррекционную (преобразование, изменение личности), функции защиты ребенка от неблагоприятных воздействий.
Среди названных функций особую значимость сегодня приобретает функция коррекции (коррекция всех воспитательных влияний, оказываемых на воспитанников, как в школе, так и со стороны семьи, социальной среды). Педагог, владея информацией о школьниках (физические, медицинские, психические, социальные показатели), обязан находить самый верный способ педагогической корректировки воспитательных влияний. Такая корректировка заключается либо в фокусировании влияний окружающей жизни, что усиливает это влияние, либо в нейтрализации ряда отрицательных влияний, а в общем – в создании нужной установки и акцентировании влияния на той стороне события, явления, которая нуждается в корректировке и развитии в данном коллективе, группе.
Корректировка воспитательных влияний осуществляется, во-первых, через содержание воспитывающей деятельности учащихся, которая должна быть социально значимой, коллективной, творческой, соответствовать возрасту, способностям и интересам воспитанников, уровню развития коллектива и воспитанности детей, предоставлять им возможность проявить активность, самостоятельность, инициативу, увидеть результативность своего труда. Например, при слабом эстетическом развитии воспитанников классный руководитель сначала планирует в небольшом объеме их общение с искусством через развлекательно-занимательные формы, затем увеличивает объем духовных влияний, усложняет формы общения с произведениями искусства. Или, например, при низкой успеваемости проводятся смотры знаний, яркие устные журналы, аукцион знаний, а при различных познавательных интересах и интеллектуальных потребностях организуются философские столы, конференции и т.д.
Деятельностный подход способствует устранению шаблонности в воспитательной работе, поэтому необходимо организовывать как можно больше разнообразной деятельности (КТД), что помогает не только выявлять, но и развивать индивидуальные способности школьников.
Во-вторых, через организацию жизнедеятельности и воспитывающего влияния классного руководителя на личность или группу школьников при тесном взаимодействии с органами самоуправления в классе, так как, чем выше уровень развития коллектива, тем более свободен ученик в своих проявлениях и чувствует себя более защищенным. Через коллектив осуществляется тонкая и сильная коррекция становления школьника как личности.
В-третьих, через организацию взаимоотношений воспитателя и воспитанников, основанных на доброжелательности, уважении и внимании к ребенку, заботе о нем. У хорошего классного руководителя – гуманный, оптимистический подход к личности, сотрудничество, сотворчество, содружество в совместной творческой деятельности с воспитанниками, тесный контакт с родителями и социальной средой, усилено внимание к защите прав ребенка.
Следующая сфера, в которой ребенку, очень нужна защита, - это общение. Некоторым детям очень трудно в коллективе: иногда одних не замечают, других дразнят, над третьими смеются, четвертых не принимают в общие игры и затеи, над пятыми просто издеваются морально или физически. Это один полюс товарищеских отношений, на другом оказываются сильные в нравственном и физическом отношении, или лидеры-деспоты, лидеры-эгоисты… оказавшись в неблагополучной товарищеской среде, школьник обретает различные комплексы, психологическую неустойчивость, результатом чего может стать агрессивность в семье, с младшими, с учителями. В этих условиях невозможно говорить о нормальном психическом и нравственном развитии ребенка. Да и физическое его здоровье под угрозой.
Войти в сферу общения детей, понять положение каждого в ней, научиться корректировать отношения между людьми – важнейшая функция классного руководителя.
Однако нельзя идти только по следам событий. Приходится вести серьезную работу по обретению детьми культуры общения, культуры поведения, соблюдению норм элементарной нравственности во взаимоотношениях.
Проблема общения выводит на нравственный облик человека.
Когда говорят «общечеловеческие нормы нравственности», имеют в виду категорию добра, как его понимают все цивилизованные люди на земном шаре.
Высшая ценность – человеческая жизнь. Посягать на нее не имеет права никто. Она дана человеку природой, и только природа может ее забрать.
Другая ценность, осознанная человечеством на заре своего появления, - преклонение перед человеком, который дал жизнь – боготворения матери.
Родная земля, дом, семья – те ценности, из которых вырастает достоинство человека, стремление к свободе, его патриотизм и гражданственность.
Право другого человека на собственную уникальность, на физическую и духовную самобытность, на другое мнение и собственные оценки, если это право осознается с детства каждым, оно становится ценностью, позволяющей развиваться и отдельным людям, и обществу в целом.
К числу общечеловеческих ценностей относится природа (она принадлежит не только тому, кто рядом с ней, но дает кислород и другие богатства всем людям земли); продукты человеческого труда; культурное наследие различных народов и наций.
Все их понять и освоить сразу школьнику трудно. Их постижение идет на уроках, и в чтении, и благодаря кино и телевидению. Но если каждый день и каждый час держать их в качестве стержневых ориентиров жизни детского общества – они становятся регуляторами норм общения между людьми, критериями оценки человеческих поступков.
С позиции защиты ребенка иначе высвечиваются и основные направления работы классного руководителя, обеспечивающие благополучие в сфере учения.
Защита человека возможна лишь тогда, когда побуждается состраданием или верой в лучшие возможности человека. Если учитель видит в ученике «тупицу», «ленивого», «до конца испорченного», «безнадежного», то есть идет к нему с установкой – «с этим, что ни делай бесполезно» - такой педагог не может быть защитником личности.
Учение – очень трудная работа. Едва ли не самая трудная из всех имеющихся деятельностей. Надо понимать, что, хотя основы знаний необходимо получить каждому, профессионально познавательной деятельностью, научной работой будет заниматься не каждый. У одного мальчишки золотые руки: он может сделать любую вещь, другого не оторвешь от моделей, третий добр и просто гениален в общении с другими. Может это и будет жизненной стезей, а пока надо брать себя в руки, заставлять себя «зубрить», сосредоточенно работать на уроке, регулярно выполнять задания учителя, что дано не каждому. Понятно, что дисциплинарными мерами, ужесточением требований здесь ничего сделать нельзя. Поэтому начинать надо с другого.
Все, что говорилось о здоровье, о положении в среде сверстников, состоянии семейного климата, классный руководитель берет на вооружение. Защита ученика означает на этом этапе: разъяснение всем учителям – предметникам индивидуальных особенностей школьника, стремление добиться, чтобы каждый учитель так же понимал и так же сострадал ученику, как это сумел сделать классный руководитель.
Опытный педагог знает, сколько из школы выходит постоянно ругаемых, слабо успевающих детей, которые потом становятся мастерами своего дела в сельском хозяйстве или в промышленном производстве, обслуживании людей. А для многих настает такой момент, когда приходит осознание необходимости расширения или углубления своего образования, и они начинают учиться вновь.
Итак, классный руководитель защищает не ученика, а человека в нем, подходит к каждому ученику с оптимистической гипотезой. Основные направления в изучении работы учащихся на уроке путем посещения занятий и наблюдений за детьми.
Важнейшее место в формировании личности школьника, занимает досуговая сфера.
Досуг обозначает широкое пространство и время жизнедеятельности школьника за пределами учебной работы. Эту хону ученые часто называют рекреативной, то есть зоной отдыха, восстановления физических и духовных сил. Другая ее функция – развитие способностей и интересов. Третья – свободное общение со значимыми людьми.
Отличительная особенность сферы досуга (в сравнении с учением) – добровольный выбор школьником занятий, форм отдыха. Однако не верно было бы думать, что досуг – это только индивидуальные развлечения и увлечения. Большой интерес школьников, например, проявляют к различным видам общественной, коллективной деятельности.
Краткая характеристика внеучебной сферы жизни школьников позволяет наметить основные задачи классного руководителя, составляющие программу «Досуг»:
- выявление индивидуальных интересов детей, помощь в выборе кружков, спортивных секций, расширение познавательного и культурного кругозора класса (экскурсии, литературные, исторические встречи, конкурсы, посещение кино и театров); помощь детям в общественной работе;
- организация коллективной творческой деятельности класса совместного отдыха на природе; обеспечение детям, не имеющим успехов в учебе, авторитета перед классом за счет демонстрации их достижений в досуговой сфере.
Наконец, необходимо рассмотреть еще одну сферу, оказывающую кардинальное воздействие на развитие школьника – сфера его материального бытия, образа его жизни. Не секрет, что еще достаточно много семей, где процветает грубость, пьянство, где дети предоставлены сами себе, где нет условий для нормального сна, отдыха, выполнения домашних заданий; есть семьи малообеспеченные, где дети испытывают трудности с питанием, с одеждой (а есть наоборот – увлеченные вещизмом), есть семьи с плохими жилищными условиями, а есть такие, где школьник имеет отдельную комнату и т.д. Одни дети помогают родителям, выполняют работы по дому, на участке, другие ведут праздный образ жизни. Естественно, что положение семьи, окружающая ребенка бытовая атмосфера, организация жизни прямо сказываются и на здоровье, и на учении, и на нравственности детей.
Образ жизни школьника не ограничивается домашними условиями. В классе периодически возникают эпидемии, связанные с модой на прически, на стиль одежды и обуви, на ношение украшений. Практически каждый ученик подвержен влиянию предметно-эстетической обстановки, которая его окружает в классе, в школе. Многие дети болезненно переживают отсутствие у них модных вещей.
Внимание к повседневному бытию ребенка, к образу его жизни ставит перед классным руководителем ряд специфических задач. Их можно разделить на две группы. Первая обращена к семье, вторая – к школе. Классный руководитель знакомится с условиями жизни ребенка в семье, с режимом дня школьника, изучает особенности его отношения с родителями, фиксирует наиболее авторитетных для ребенка членов семьи и устанавливает с ними рабочий контакт. Знание семейно-бытовых условий создает предпосылки для тактичной корректировки негативных явлений, для серьезной разъяснительной работы, и если есть необходимость, то и подключения компетентных организаций с целью оказания финансовой помощи для защиты прав ребенка.
В школе классный руководитель вместе с ребятами заботится о красивой, уютной обстановке, вместе выбирают оформление класса (кабинета), налаживает самообслуживание и дежурство. Кроме того, проводятся беседы с детьми о здоровом образе жизни, о ценностях подлинных и мнимых, дискуссии о несправедливостях моды и несправедливостях родителей, эгоизме и равнодушии детей. Наконец, возникает порой потребность организовать всех учеников класса для оказания той или иной помощи одному из них.
Можно выделить приоритетные направления в деятельности классного руководителя. Во-первых, в центре внимания находится личность, индивидуальность каждого воспитанника, его защита и развитие, а коллектив, класс должен стать средой, благоприятной для отдельного ребенка. Во-вторых, из всего возможного содержания воспитательной работы, педагогический наставник класса выбирает следующие программы: «Здоровье», «Общение», «Учение», «Досуг», «Образ жизни». Организуя работу по этим направлениям, классный руководитель обеспечивает физическое, нравственное развитие личности школьника, создает условия для развития его интеллектуальных, творческих способностей, для самоопределения, самореализации, самоорганизации и самореабилитации. Все это он осуществляет совместно с семьей и другими учителями, работающими в данном классе.
Профессиональные способности классного руководителя можно разделить на три основные группы: рефлексивно-аналитические; организаторские; коммуникативные.
Первую группу составляет способность анализировать собственную деятельность, ошибки и удачи, понять свои сильные и слабые стороны для самосовершенствования и рационального планирования; умение предвидеть последствия и результаты деятельности (ставить педагогический диагноз). С другой стороны, педагог должен овладевать методами диагностики состояния личности и коллектива; путем наблюдения и анализа оценивать уровень индивидуального развития школьника и условия семейного воспитания, влияние товарищеской внешкольной среды на ученика; учить отдельных детей и класс в целом анализировать свою жизнь и работу.
Организаторская деятельность классного руководителя предполагает умение ставить перед собой и перед детьми цели, причем только такие, которые дадут ожидаемый результат; умение планировать деятельность с теми, кто ее будет осуществлять; умение разделить цель на более мелкие задачи и превратить их в дифференцированные задания для групповой и индивидуальной работы класса; способность создавать положительную установку на предстоящую деятельность, использовать различные методы ее стимулирования (состоятельность, поощрение, возможность индивидуальной самореализации детей и др.); обеспечивать бытовые условия и эстетическую сферу, на фоне которых проходит жизнь ребенка в семье и школе. Важный аспект организаторской деятельности – координация усилий семьи, «малого» педсовета (учителей, работающих с данным классом), внешкольных педагогов в воспитании школьников.
Коммуникативные качества классного руководителя, во-первых, должны быть направлены на установление контакта и взаимопонимания с каждым отдельным ребенком. Для этого требуется подход к нему с «оптимистической гипотезой», вера в его силы и возможности, демонстрация желания понять, поддержать и защитить его. Во-вторых, требуется умение корректировать межличностные отношения между детьми; выступать справедливым арбитром в решении конфликтов; помогать взаимопониманию учителей-предметников с учащимися класса; устанавливать дружеские отношения детей своего класса с другими – параллельными, младшими и старшими классами; достигать взаимопонимания с родителями.
Пример коммуникативной доброжелательности классного руководителя – важнейшее условие здорового климата в школе и предпосылка сотрудничества с классом и другими субъектами воспитания.
Важным субъектом воспитывающей деятельности является семья.
Задача классного руководителя – обеспечить координацию совместных усилий семьи и школы по воспитанию школьников, создать единую воспитательную среду.
Основными направлениями – в деятельности классного руководителя в работе с родителями следует считать:
- педагогическое просвещение родителей;
- коррекцию семейного воспитания;
- совместную деятельность классного руководителя с семьей по воспитанию детей;
- защиту ребенка от неблагоприятных условий в семье, в школе, в микрорайоне.
Задачи классного руководителя – в работе с семьей можно сформулировать следующим образом:
- изучение семьи;
- выработка единых требований к школьнику семьи и школы;
- определение совместных методов педагогического воздействия на личность в целях ее перспективного развития;
- организация коллектива родителей, развитие его воспитательного потенциала.
В работе с родителями классным руководителем используются разнообразные формы:
- массовые (родительские собрания, конференции, практикумы, обмен опытом семейного воспитания, диспуты, вечера вопросов и ответов, дни открытых дверей, праздники, дни коллективного отдыха, совместные посещения театров и музеев, походы, экскурсии и др.;
- групповые (родительский комитет, совет класса, консультация, беседа и др.);
- индивидуальные (консультация, беседа, поручение, посещение семьи и др.).
Самой распространенной в практике и эффективной формой признается родительское собрание.
Родительские собрания могут быть:
- организационными (в начале учебного года);
- тематическими (диспут, практикум, обмен опытом по педагогической проблематике);
- итоговыми (в конце учебного года);
- совместными собраниями родителей и учащихся;
- комбинированными (включают элементы всех форм собраний).
Классный руководитель – это, прежде всего, руководитель педагогически направленного широкого общения детей, родителей, учителей, работающих в классе, шефов и подшефных и т.д. Широта общения, разнообразие вариантов, «сопряжения» общающихся очень велики.
Следует подчеркнуть, что деятельность классного руководителя уникальна. Все его общение с людьми – это не простая встреча или, быстро «исчерпываемая» ситуация отношений, (покупатель-продавец, водитель такси – пассажир, библиотекарь - читатель и т.д.) - это всегда обдуманный, запрограммированный, целенаправленно развиваемый при учете «обратной связи» (реакции родителей, детей, учителей) процесс, имеющий целью получение необходимого педагогического эффекта. Это педагогически направленное общение. Каждый акт его – неповторимое переплетение отношений, которые и составляют особую панораму – деятельность классного руководителя. В центре ее – личность классного руководителя. В жизни школы еще встречаются невыразительные, порой даже удручающие картины общения педагога с его «окружением». Однако значительно богаче педагогическая действительность неповторимо яркими светлыми, драгоценными образцами, проносимыми в сердцах людей через всю жизнь. Поэтому первой функций классного руководителя с родителями и будет установление и поддержание постоянной связи с родителями. Она вытекает из задач руководства комплексным процессом воспитания, предполагающим знание семьи, утверждение единства идейного, трудового, морального влияния. Между семьей и классным руководителем есть постоянное звено, соединяющее их каждодневно, - ребенок. Именно это и определяет необходимость очень тонкого, осторожного осуществления данной функции. Связь классного руководителя с родителями не должна отрицательно влиять на самочувствие ребенка. Нельзя строить работу так, чтобы ребенок воспринимал эти контакты как угрозу своей свободе, благополучию.
Вторая функция классного руководителя состоит в выработке единства требований семьи и школы к ребенку.
Первоосновной выработке этого единства требований являются «Правила для учащихся» - документ, который определяет круг обязанностей ребенка.
Но обязанности сами по себе не вырабатываются. Они, прежде всего, как категория поведения – долженствование – у воспитанной личности не должны вызывать внутренних разладов, внешних «взрывов», не должны порождать не удовольствий, сопротивления, выискивания путей уклониться от исполнения.
Сила мотивировки долженствования состоит в убежденности, что отступление от обязанностей унижает человеческое достоинство и вредит не только обществу, ho и самой личности. С другой стороны, эта высокая мотивировка – результат воспитания и самовоспитания.
Третья функция классного руководителя – организация коллектива, развитие его воспитательного потенциала.
Это сложная и важная функция. Она предполагает высокий уровень психолого-педагогической подготовки педагога, обеспечивающей умение влиять на взрослых и детей, родителей и представителей общественности. Проявляется она также в искусстве педагогического воздействия, то есть безошибочного выбора форм и методов работы, дающих нужный результат в воспитательной деятельности по любому из направлений.
Четвертая функция классного руководителя – педагогическое просвещение родителей, повышение уровня их педагогической культуры.
«По моему убеждению, педагогика должна стать наукой для всех – и для учителей и для родителей», - утверждал В.А.Сухомлинский.
Заключение
Уже в раннем возрасте начинает закладываться фундамент жизни. А чем выше и совершеннее культура, которой обладает школьник, тем больше свободы и права у него будет в будущем.
Ведущая роль в воспитании детей принадлежит педагогу. Он проектирует завтра будущей личности. Процесс воспитания непрерывен. Для педагогов это положение приобретает особое значение, ибо воспитание осуществляется не от случая к случаю, а целенаправленно постоянно, с первых дней учебы в школе.
Перед педагогами, классными руководителями младших школьников встают следующие задачи:
1. Воспитывать культуру общения ребенка с окружающими людьми (взрослыми и сверстниками);
2. Воспитывать культуру речи ребенка;
3. Воспитывать культуру деятельности (не только в школе, но и вне нее);
4. Воспитывать прочные навыки личной гигиены, умение быть опрятным и аккуратным.
Постепенно педагог подводит детей к тому, что навыки культурного поведения закрепляются, и становится потребностью детей. Прививая внутреннюю культуру младшим школьникам, классный руководитель учит их внешним способом ее выражения, является при этом самым первым примером для подражания. Все это является важнейшим условием способности школьника к самовоспитанию в дальнейшем.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
- Азаров Ю.П. Искусство воспитывать. М., 1988.
- Бим-Бад Б.М. Воспитание человека общество и общества человеком. М., 1996.
- Болдырев Н.И. Методика работы классного руководителя. М.,1994.
- Капралова Р.М., Работа классного руководителя с родителями. М., 1990.
- Домострой: Сборник. М., 1991.
- Матлин Е.К. Психологические основы нравственного воспитания учащихся. Минск, 1998.
- Основа педагогического мастерства. Под ред. И.А.Зазюна. М., 1999.
- Рыбакова М.М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе. М., 1991.
- Сухомлинский В.А. Нравственный идеал молодого поколения. М., 1963.
- Славинецкий Е. Гражданство обычаев детских. // Хрестоматия по истории школы и педагогики России. М., 1991.
- Холоднова Л. Сотрудничество классного руководителя и родителей. // Воспитание школьников. М., 1996, № 4.
- Основы педагогического мастерства: Учебное пособие для пед.спец.учеб.заведений // И.А.Зязюн, И.Ф.Кривонос, Н.Н.Тарасевич и др. Под ред. И.А.Зязюна. М., Просвещение, 1989, с.302.
- Мудрик А.В. Общение в процессе воспитания. М., Педагогическое общество России, 2001.
- Писаренко В.И., Писаренко И.Я. Педагогическая этика: Книга для учителя. М., 1986, с.240
- Выгодский Л.С. Психология. М.: Изд. ЭКСМО-пресс, 2000, с108. (серия «Мир психологии»)
- Абрамова Г.С. Общая психология: Учебное пособие для вузов. 2-е изд. М. «Академ.проект»: Фонд «Мир», 2003, с.496.
- Руднева Т.И., Никулина Е.Б., Колесникова Н.Б., Багаданова П.А., Нравственное развитие личности, Самара, 2002, с.320с
- Сергеева В.П. Особенности развития и воспитания младших детей.
- Бездухов В.П., Гусаров В.И. Формирование гуманистических взглядов учащихся в деятельности классного руководителя. Самара, 2000, с.160.
- Андреева Г.М. Психология социального познания: Учебное пособие для студ. выш. учеб. заведений, 2000, с.288.
- Богданова О.С., Калинина О.Д. Содержание и методика этических бесед с младшими школьниками: Пособие для учителей. М., 1982, с.160.
- Макаренко А.С. О воспитании / Составитель и автор вступ.слова Хелемендик В.С. М., 1990, с.415.
- Сухомлинский В.А. О воспитании / Составитель и автор вступ. Очерков Соловейчик. М., 1975, с.270.
- Фельдштейн Д.И. Проблемы возрастной и пед. психологии. М., 1995, с. 368.
- Жирякова А.А. О новых подходах к организации воспитательной работы в школе / Классное руководство. М., 1997, № 1, с.62-64
ДИАГРАММА 1
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на МО классных руководителей" О воспитании у школьников добрых чувств к людям"
Данный доклад поможет учителям и классным руководителям понять, что недопустимо унижение личности ребёнка, его человеческого достоинства....
Родительское собрание в 4 классе. Воспитание культуры поведения школьников.
Рекомендации родителям. Выработка совместных действий....
"Совместная работа классных руководителей и родителей по формированию патриотической культуры школьников"
Статья из опыта работы по патриотическому воспитанию...
Воспитание культуры младших школьников
Эта презентация поможет молодым учителям во внеклассой работе....
Выступление на ШМО классных руководителей. Тема: «Работа классных руководителей по повышению правового воспитания школьников».
Главным во все времена считалась идеология общества, формирование и развитие личности будущего человека. Самым важным было и остается, каким будет человек, как сформировать, воспитать, настоящего граж...
Формирование толерантности у младших школьников через традиционные формы работы классного руководителя
Формирование толерантной личности – это длительный и сложный процесс, нет измерителей, которые сказали бы нам: “Ваша работа достигла поставленных целей”, но та обстановка доброжелате...
Выступление на заседании ГМО классных руководителей Мастер-класс «Игровой подход к формированию и развитию навыков коммуникативной культуры младших школьников с ОВЗ».
При формировании и укреплении дружеских отношений детей значительная роль отводится игре. Играя поначалу просто рядом, а потом, объединяясь в игре по двое, по трое, дети приучаются считаться с па...