Игры на общение
учебно-методический материал (1 класс) по теме

Корягина Марина Валерьевна

Игры на общение в адаптационный период для первоклассников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igry_na_obshchenie_v_adaptatsionnyy_period.doc43 КБ
Office presentation icon igra_kak_sredstvo.ppt196 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад на тему:

«Игра как средство воспитания, обучения и развития личности»

Подготовила: Корягина М.В.

Игра - одно из самых сильных воспитательных средств в руках педагога. Именно в игре проявляются и развиваются разные стороны личности ребенка, удовлетворяются многие его интеллектуальные и эмоциональные потребности, складывается характер. Известно, что игра – это сочетание повторения и неожиданности. Она должна строиться на полученных ранее знаниях и умениях и обеспечивать приобретение новых.

Задача педагога – подобрать такие игры, чтобы они не только увлекали ребенка, но и давали ему здоровую пищу для ума. Ведь как сказал известный педагог Януш Корчак: «Важно не то, во что играть, а, как и что при этом думать и чувствовать» Умелое педагогическое руководство игрой вызывает к жизни встречную активность ребенка в самовоспитании.

Наблюдая за действиями первоклассников в адаптационный период, учителя замечают, что дети с удовольствием вступают в игровую деятельность, но при этом не могут договориться о правилах игры, не хотят уступать товарищам, спорят, обижают друг друга, жалуются учителю на одноклассников. Другие дети были замкнуты, подчинялись правилам одноклассников или были пассивны. Поэтому на этапе адаптации можно использовать игры на общение. В них главное – не результат, а сам процесс игрового взаимодействия участников.

Приведу пример некоторых игр на общение в адаптационный период первоклассников.

Данные игры способствуют:

  • Знакомству первоклассников,
  • получению положительного опыта общения,
  • созданию благоприятного психологического климата в классе,
  •  сплочению детского коллектива.

Упражнение «Имя на ушко»

Ребята ходят по кабинету и приветствуют друг друга необычным способом: шепчут на ухо каждому встречному свое имя. Это нужно делать так, будто передается драгоценная тайна, о которой больше никто знать не должен. Предупредите игроков, что в один прекрасный момент они услышат звон колокольчика, и это будет сигналом: надо остановиться и ждать новых указаний. Когда каждый игрок пообщается примерно с половиной участников, позвоните в колокольчик. Теперь нужно снова ходить по помещению, но на этот раз сообщать на ухо партнеру его имя. Забытое или неизвестное имя игрока не должно стать основанием для уклонения от встречи. Тот, кто не знает имени, шепчет другому на ухо: «Я хотел бы узнать, как тебя зовут». Игра заканчивается со звоном колокольчика. Эта игра может быть не столь эффективной для заучивания имен, но зато она дает возможность быстро создать доверительную атмосферу в классе.

«Путаница»

Игра для группы детей. Выбирается водящий, который выходит из комнаты. Остальные дети берутся за руки и становятся в круг. Не разжимая рук, они начинают запутываться, кто как может. Когда образовалась путаница, водящий заходит в комнату и пытается распутать то, что получилось, также не разжимая рук. Эта игра поможет детям почувствовать свою принадлежность к группе, понять, как неприятно быть вне ее.

«Дом с колокольчиком»

Игра построена на обсуждении стихотворения Л.Кузьмина «Дом с колокольчиком».

Стоит небольшой старинный

Дом над зеленым бугром.

У входа висит колокольчик,

Украшенный серебром.

И если ты ласково, тихо

В него позвонишь,

То поверь,

Что в доме проснется старушка,

Седая-седая старушка,

И сразу откроет дверь.

Старушка приветливо скажет:

— Входи, не стесняйся, дружок. --

На стол самовар поставит,

В печи испечет пирожок.

И будет с тобою вместе

Чаек распивать дотемна.

И старую добрую сказку

Расскажет тебе она.

Но если,

Но если, но если

Ты в этот уютный дом

Начнешь кулаком стучаться,

Поднимешь трезвон и гром,

То выйдет к тебе не старушка,

А выйдет Баба-Яга,

И не слыхать тебе сказки,

И не видать пирога.


После стихотворения идет обсуждение с детьми, подводится итог, что результат зависит от характера, способа выполнения, намерений. Одного и того же можно добиться разными путями, но эти пути также могут привести к разным результатам. Обсудите с ребенком, почему во второй части стихотворения к ребенку вышла не добрая старушка, а Баба-Яга.

«Спина к спине»

Дети встают спиной друг к другу. Задача — договориться о чем-нибудь или рассказать что-нибудь друг другу. После упражнения дети делятся впечатлениями и своими ощущениями. Взрослый может помочь им, задавая вопросы типа: «Было ли вам удобно?», «Не хотелось ли что-нибудь изменить?» Лучше, если тему для разговора придумают сами дети, но и взрослый может им в этом помочь.

Возможен и такой вариант этого упражнения, когда спина к спине сидят  взрослый и ребенок.

Эта игра направлена на то, чтобы развить умение детей договариваться друг с другом и показать, как важно для этого видеть своего собеседника.

«Сидящий и стоящий»

Один ребенок сидит, другой стоит. Задача: постараться в этих условиях вести разговор. Через некоторое время дети меняются местами, чтобы испытать ощущения «сверху» и «снизу». После выполнения этого упражнения дети также, делятся впечатлениями.

Игра направлена на то, чтобы показать детям значение неверных средств общения.

«Ладонь в ладонь»

Дети прижимают ладошки друг к другу и таким образом двигаются по комнате, в которой можно установить различные препятствия, которые пара должна преодолеть. Это может быть стул или стол, а может ребенок соорудить из чего-нибудь гору или реку. В игре может участвовать пара взрослый ребенок.

«Снежный ком»

Первый ученик называет свое имя. Второй повторяет имя первого и называет свое имя и т.д. Например: первый называет имя «Вика», второй – «Вика, Антон», третий – «Вика, Антон, Катя» и т. д.

 «Выбери пару по сигналу»

Учитель предлагает детям по сигналу колокольчика выбрать себе пару для игры на перемене. Почему вы выбрали друг друга? С кем тебе интересно играть? (уточнить высказывания детей – играть обычно приятно по общим интересам). С кем всегда играешь, Саша, Маша и т.д.? Кто не хотел выбирать пару? Почему? (сделать вывод, что дети еще плохо знают об интересах друг друга). Как же можно познакомиться с интересами других?».

Эти игры способствует формированию у школьников такого целостного опыта, который пригодится им в будущей учебной и практической деятельности. Игры позволяют установить более тесный контакт с ровесниками, помогают лучше узнать друг друга, развивают коммуникабельность. Порой, именно в игре ребенок проявляет себя с совершенно неожиданной стороны.

Игра вызывает чувство соревнования, желание победить, учит сопереживанию, содействует развитию эмоционально-волевой сферы, стимулирует деятельность. В процессе игры постоянно создаются ситуации, требующие немедленного разрешения, что ведет к формированию умения делать выбор и нести за него ответственность. А это требует самостоятельного решения, инициативы, развития мышления.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Игра как средство воспитания, обучения и развития личности»

Слайд 2

«Важно не то, во что играть, а, как и что при этом думать и чувствовать »

Слайд 3

Знакомство первоклассников Получение положительного опыта общения Создание благоприятного психологического климата Сплочение детского коллектива

Слайд 4

Имя на ушко Путаница Дом с колокольчиком Спина к спине

Слайд 5

Сидящий и стоящий Ладонь в ладонь

Слайд 6

Снежный ком Выбери пару


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра как способ развития навыков общения

Игра как способ развития навыков общения со сверстниками у дошкольников (Практико-ориентированный проект по итогам курсов повышения квалификации) ...

Правила общения - Советы. Интерактивные игры.

Игры и советы по улучшению человеческих отношений....

Игры для развития навыков общения

Играя можно научить намного большему, чем читая лекции....

Статья «Речевые упражнения и игры как средства активизации общения в процессе социализации детей с ОВЗ»

Социализация ребенка с ОВЗ и дальнейшая интеграция в общество невозможна без развития его коммуникативной сферы....

Час общения «Правила дорожные - правила надежные» (беседа с элементами игры и моделированием ситуаций)

Час общения«Правила дорожные - правила надежные»(беседа с элементами игры и моделированием ситуаций) Цель:расширить представление детей о том, какое поведение на дорогах опасно;Задачи...

Презентация игра-викторина "Культура общения" 3 класс

Эта игра проверяет знания детьми этикета и культуры общения!...

Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности «Игра. Досуговое общение» для обучающихся 1-4 классов

Цель: создание наиболее благоприятных условий для формирования у младших школьников отношения к здоровому образу жизни как к одному из главных путей в достижении успеха;обеспечение благоприятной, добр...