Нравственное воспитание - курс "Азбука добраты"
классный час на тему
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка к курсу «Азбука добра»
«Добрая привычка – это нравственный капитал,
который растет беспрестанно,
процентами с него
человек пользуется всю жизнь»
К. Д. Ушинский
Формирование личности человека происходит в конкретном образовательном пространстве. Сущность образовательного пространства определяется через философское понимание смысла пространства вообще, представляющего собой соединение сред, находящихся в отношениях и связях между собой, образующих целостность и единство. К числу ведущих сред образовательного пространства мы относим следующие: культуросообразная среда; обучающая среда; здоровьесберегающая среда; психокоррекционная среда; креативная среда; информационная среда; коммуникативная среда, художественная (в том числе музыкальная) среда. Анализ практики показывает, что независимо от того, на что направлена та или иная среда её содержание базируется на нравственности. При этом нравственность выступает тем интегрирующим началом, способным систематизировать все аспекты базовой культуры личности в условиях функционирования образовательного пространства.
Нравственность как философская категория мыслителями разных веков трактовалась по-разному. Еще в древней Греции в трудах Аристотеля о нравственном человеке говорилось: «Нравственно прекрасным называют человека совершенного достоинства… Ведь о нравственной красоте говорят по поводу добродетели: нравственно прекрасным зовут человека справедливого, мужественного, благоразумного и вообще обладающего всеми добродетелями”.
В кратком словаре по философии понятие нравственности отождествлено с понятием мораль.
Мораль (латинское mores-нравы) – нормы, принципы, правила поведения людей, а также само человеческое поведение (мотивы поступков, результаты деятельности), чувства, суждения, в которых выражается нормативная регуляция отношений людей друг с другом и общественным целым (коллективом, классом, народом, обществом).
В этическом словаре под моралью, или нравственностью понимается специфическая форма общественного сознания, которая представляет собой совокупность принципов, требований, норм и правил, регулирующих поведение человека во всех без исключения сферах его общественной и личной жизни, его отношение к обществу, к той социальной группе, представителем которой он является, к себе как к члену данного общества, а также к выполнению возложенных на него социальных обязанностей.
На современном этапе нравственность рассматривается как социальный закон, регулирующий взаимоотношения людей между собой; как способ найти компромисс среди совершенно разных людей; как механизм построения оптимистичного будущего с общечеловеческим содержанием.
Образовательное пространство, в свою очередь, является моделью общества, в которую погружается школьник, переступая порог гуманитарной гимназии. Формирование нравственности процесс длительный и весьма сложный. Поэтому никто из ученых не призывает сформировать её на уроке чтения, музыки или любом другом уроке в гимназии. Так как доказано жизнью, одно знание нравственных законов, а не следование им, не позволяет относить того или иного человека к категории нравственных людей. Поэтому, в условиях образовательного пространства гуманитарной гимназии необходимо последовательное решение следующих воспитательных задач:
- выработка нравственного сознания, включающего устойчивые нравственные убеждения, понятия;
- развитие глубоких нравственных чувств;
- формирование навыков поведения.
Остановимся на содержании основных понятий.
Нравственное сознание- отражение в сознании человека принципов нравственности, т.е. норм поведения, регулирующих отношение людей друг к другу и к обществу. Нравственное сознание выражается в форме нравственных понятий и убеждений. Важнейшими нравственными понятиями являются добро, долг, справедливость, совесть, честь, счастье. Содержание нравственного понятия связано с оценкой и поступка, и его мотива.
Нравственные чувства – переживание человеком своего отношения к поступкам и действиям, регулируемыми нормами нравственности. Нравственные чувства наряду с интеллектуальными и эстетическими относятся к высшим чувствам, наиболее богатым по содержанию и сложным по структуре. К сфере нравственных чувств относятся: сопереживание, сочувствие, эмпатия, чувства долга, ответственности за результаты своей деятельности, честь, ответственность за свое поведение и т. д.
Поведение, обусловленное нравственными нормами и принципами, регулирующими отношения людей в обществе, принято считать нравственным поведением. Важнейшим условием воспитания нравственного поведения является формирование нравственного сознания, нравственных понятий, нравственных чувств. Из определений нравственных понятий вытекает взаимосвязь и взаимозависимость задач нравственного воспитания.
При включении школьников в образовательное пространство гуманитарной гимназии, содержание деятельности его субъектов сориентировано на следующие направления:
- раскрывать учащимся содержание общечеловеческих нравственных ценностей и обосновывать их значение для общества в целом и для личности каждого ученика в отдельности;
- добиваться превращения общественных норм и правил поведения в глубокие личные убеждения учащихся, в их действенно – волевую сферу;
- прививать школьникам добросовестное и постоянное выполнение нравственных норм и правил поведения дома, в школе, в общественных местах;
- воспитывать невосприимчивость к аморальному поведению в учебной, трудовой, общественной деятельности, в личных делах и поступках учащихся.
Каждое из указанных направлений выполняет определенные функции, а в совокупности они раскрывают технологию воспитания у младших школьников целостной системы нравственных ценностей. В каждом конкретном случае могут взаимодействовать разные стороны процесса: нравственное просвещение, убеждение и приучение, возможно равномерное взаимодействие всех сторон воспитания.
Дальнейшее развитие человека невозможно без осознания себя как носителя нравственности. Сначала нравственные действия дети осуществляют по внешнему побуждению. Оно исходит от субъектов образовательного пространства (их требования, авторитет, оценки), от мнения сверстников (соревновательный аспект), диктуется общественным мнением. А далее внешние побудители переходят в стадию действия по внутренним побуждениям – мотивам и определяются интересом, ответственностью, любознательностью, самоутверждением и т.д. Это процесс отражает этап личностного становления ребенка, когда зарождается внутренняя мотивация.
При этом сам ребенок выступает активным субъектом образовательного пространства. Он, согласно концепции Н.Е.Щурковой, вступает в целенаправленно организованное взаимодействие с миром во всем его многообразии: природой, наукой, производством, искусством, а также вещами и предметами, их окружающими, и, главное, людьми. Это взаимодействие с окружающим миром осуществляется через организацию основных видов деятельности школьника: познавательную, трудовую, художественную, спортивную, общественную, ценностно-ориентировочную, коммуникативную.
Эффективность данного взаимодействия зависит от осмысленного наполнения педагогом всех видов деятельности нравственным содержанием, погружения школьника в систему истинно нравственного взаимодействия.
Все вышесказанное послужило основанием для разработки и апробации факультативного курса «Азбука добра» для учащихся 1 классов гуманитарной гимназии. Данный курс является пропедевтическим в целостной системе нравственного воспитания гуманитарной гимназии.
Авторский коллектив выражает благодарность Литяйкиной Ольге Геннадьевне, зав. кафедрой педагогики, психологии и управления образованием, канд. пед наук, доценту, Приходченко Татьяне Николаевне, канд. пед. наук, доценту кафедры педагогики дошкольного и начального образования, Вальчук Елене Васильевне канд. пед. наук, доценту кафедры дошкольного и начального образования Мордовского РИО за поддержку проекта.
Целью курса является формирование у младших школьников систематических первичных представлений о нравственности в рамках освоения понятий “добро - зло” и общего знакомства с группой нравственных понятий о правде, честности, справедливости и других в процессе изучения правил поведения.
Средства достижения цели: интегрированный подход к обучению, фантазирование, аудио сопровождение, просмотр видеофильмов. Основные формы подачи материала могут быть разными: игра-путешествие, телепередача, сообщение сказочных героев, пресс-конференция, комбинированный урок.
Основной принцип построения программного материала - последовательное обучение детей нормам нравственности, познания и самосовершенствования своей личности. Внутри программы каждый раздел имеет сквозную идею (Этика приветствия; Этика отношений с окружающими; Этика поведения), в логике которой выстраиваются все темы занятий. Последняя тема каждого раздела – своеобразное подведение итогов, анализ нравственных знаний, умений и навыков, приобретенных детьми.
Поскольку этический курс - занятие не совсем обычное, обращенное в первую очередь к внутреннему миру ребенка, занятия не могут вестись только традиционными методами. Помимо беседы, обсуждения на занятиях, диалогов необходимы работа в группах, игры, решения моральных дилемм и т.д.
Занятия курса «Азбука добра» рассчитаны на то, чтобы для ребенка стали естественными и органичными проявления великодушия, порядочности, благородства и неприемлемыми – лживость, предательство, высокомерие, грубость. Систематические занятия дополняются внеклассной деятельностью детей, ориентированной на их участие в этическом общении, взаимодействии.
Согласно представленной программе для первого класса предлагается занятия, которые проводятся один раза в неделю по 35 мин. Их содержание строится по концентрическому принципу. Оно углубляется и расширяется с опытом учащихся.
Первый раздел курса «Азбука добра» посвящен основам этики общения. Его педагогическая задача – формировать у младших школьников этические основы общения; уважение, доброжелательность по отношению к людям.
Второй раздел курса называется «Добро и зло». Он предусматривает ознакомление детей с нормами нравственности в диапазоне «добра и зла» в отношениях с окружающими людьми – в школе, на улице, в семье, с соседями и т. д. У младших школьников формируется эмоциональная отзывчивость на переживания другого человека, уважение к старшим и младшим.
Третий раздел курса посвящен этикетным формам поведения в школе, театре, музее, дома, на улицах города. Дети знакомятся с правилами поведения, основанными на нравственных законах. Построение поведения в соответствии с правилами позволяет младшему школьнику быстрее включиться в мир гимназического сообщества.
Четвертый раздел «Жизнь по законам добра» посвящен этике отношений в школьном и классном коллективе. Дети с помощью педагога анализируют различные жизненные ситуации, проблемы многообразной деятельности коллектива, собственные поступки. Овладение нормами нравственной культуры пробуждает у школьника интерес к своей внутренней жизни, вызывает потребность в самооценке, в сопоставлении себя с другими людьми.
Пятый раздел «Добро побеждает зло» является системообразующим разделом, позволяющим обобщить накопленный нравственный опыт в течение первого года изучения факультативного курса. Практическими показателями усвоения нравственных знаний, умений и навыков является характер отношений в коллективе первоклассников и вне его, нравственная мотивация поведения, эмпатия.
Занятия курса «Азбука добра» проходят в увлекательной форме, они эмоциональны, разнообразны по выбранным формам и методам. Дети играют, поют, ставят небольшие театральные сценки, состязаются в знании нравственных пословиц и поговорок. Занятия рассчитаны не на морализаторское воздействие, а на живое и непосредственное включение ребенка в мир добрых отношений и добрых дел.
Программа курса «Азбука добра» получила высокую оценку на экспертном совете Мордовского Республиканского института образования и была рекомендована для школ Республики Мордовия.
Остановимся подробнее на содержании занятий курса
№ урока | Тема занятия |
Этика приветствия | |
1 | Здравствуй, гимназия! |
2 | Добрые традиции гимназии |
3 | Доброе утро, учитель! |
4 | Здравствуйте, ребята! |
Добро и зло | |
5 | Ежели вы вежливы |
6-7 | Почтение родителей – уважение себе |
8 | Старших надо уважать, малышей – не обижать |
9 | Доброе слово, что ясный день |
Энциклопедия этикета | |
10 | 1 Б идет в школу |
11 | 1 Б идет в столовую |
12 | 1 Б идет в библиотеку, медпункт |
13 | 1 Б идет в театр (театральный этикет) |
14 | 1Б идет на экскурсию |
15 | 1 Б идет домой (повседневный этикет) |
16 | 1 Б идет по городу |
Жизнь по законам добра | |
17 | Узнай себя. Из чего сделаны девчонки? Из чего сделаны мальчишки? |
18 | Ладушки – ладошки (мой сосед по парте) |
19 | Раздели печаль и радость другого |
20 | Жить – Родине служить |
21 | Если радость на всех одна |
22 | Мама, я могу быть волшебником! |
23 | Самый «классный» класс |
24 | Мы соберем большой хоровод (подарок коллективу) |
Добро побеждает зло | |
25 | Сказка ложь, да в ней намек! (путешествие в волшебную страну) |
26 | Нам счастья не сулит обида чья-то |
27 | Мы рисуем добро |
28 | 1 Б несет добро детям |
29 | 1 Б несет добро бабушкам и дедушкам |
30 | 1 Б несет добро нашему городу |
31-33 | Добро, что солнце (итоговые занятия) |
Раздел 1. Этика приветствия
Задачи раздела
- формировать представление у младших школьников об этикетных формах приветствия;
- способствовать успешной адаптации и социализации первоклассников в условиях гуманитарной гимназии;
- освоение кодекса гимназиста как совокупности нравственных правил.
Содержание деятельности
В рамках этого раздела содержание деятельности включает
- обучение умению общаться в коллективе, вести диалог; употреблять вежливые формы приветствия; пользоваться различными средствами выразительности речи;
- формирование коммуникативных навыков.
Содержание проблемы
Актуальным вопросом является формирование умения толерантного межличностного общения. Согласно возрастным особенностям, со сменой ведущего вида деятельности первоклассник испытывает затруднения в выборе форм приветствия, прощания, не знает, как вести себя во время разговора, не может умело пользоваться громкостью, темпом речи. При этом вежливое общение нами рассматривается как нравственная основа построения отношений в детском коллективе.
Формы реализации
- беседы,
- игры,
- викторины,
- игры-путешествия,
- конкурсы чтецов,
- конкурсы рисунков.
Учащиеся должны знать и уметь:
- употреблять слова приветствия, прощания, обращения с просьбой, выражать слова благодарности;
- правильно вести себя во время беседы;
- умело использовать темп, тон, громкость речи, мимику и жесты;
- вести объяснение и доказывать правильность своей точки зрения.
Раздел 2. Добро и зло
Задачи раздела
- Воспитание добрых качеств личности как определяющих в повседневном поведении отношение детей к другим людям (уважение, доброжелательное отношение к каждому);
- осуществление взаимосвязи представлений детей о добре и зле, полученных при изучении раздела программы, с повседневной жизнью, формирующей опыт нравственного поведения.
В содержание деятельности по этому разделу входит формирование у детей нравственных представлений в диапазоне «добра и зла», реализация добрых дел по отношению к окружающим людям – в школе, на улице, в семье, с соседями и т. д. Формирование эмоциональной отзывчивости на переживания другого человека, уважение к старшим и младшим.
Содержание проблемы
Добрый поступок - это основа нравственности. Формирование нравственности необходимо начинать с противопоставления добра и зла в жизни человека и анализа последствий их проявления. Мотивация поступка как фактор анализа намерений ребенка (мотив- добро, поступок-зло..?)
Формы реализации
- беседы,
- игры,
- викторины,
- игры-путешествия,
- конкурсы чтецов,
- конкурсы рисунков.
Учащиеся должны знать и уметь:
- знать существенные признаки, отличающие добрых людей от злых;
- употреблять добрые слова в обращении с людьми;
- учить делать добро и не совершать злых поступков;
- уметь анализировать свое поведение и поведение других детей с точки зрения добра и зла;
- уметь проявлять знаки уважения и любви к родителям, родственникам и заботиться о них.
Раздел 3. Энциклопедия этикета
Задачи раздела
- формировать представление у младших школьников о поведении в общественных местах (школе, столовой, библиотеке, театре, церкви, такси, магазине, транспорте и т.д.);
- изучить существующие виды этикета;
- формировать навыки поведения в общественных местах в соответствии с изученным сводом законов этики.
Содержание деятельности
Формирование навыков нравственного поведения при посещении театра, библиотеки, медпункта, столовой. Поведение на улицах города, в транспорте, в лифте. Этикетные формы поведения гимназиста. Этикет для мальчиков. Этикет для девочек.
Содержание проблемы
Под этикетом в широком смысле понимается совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения к людям, формы обращения и приветствий, нормы поведения в общественных местах, манеры и одежда. Этикет – это форма поведения, обхождения, правил учтивости, принятые в данном обществе. Задача учителя посредством занятий данного раздела формировать у младших школьников целостное представление об этикете и побуждать желание соблюдать его законы.
Формы реализации
- беседы,
- игры,
- викторины,
- игры-путешествия,
- конкурсы чтецов,
- конкурсы рисунков.
Учащиеся должны знать и уметь:
- знать существующие виды этикета, взаимосвязь этикета и культуры общения;
- иметь представление о приличиях и манерах поведения;
- уметь адекватно применять правила этикета в зависимости от сложившейся ситуации.
Раздел 4. Жизнь по законам добра
Задачи раздела
- вооружить младших школьников знаниями о морали и целесообразности соблюдения нравственных норм;
- формировать потребности и мотивы нравственного поведения у младших школьников;
- обогатить эмоциональный мир детей путем вовлечения их в разнообразную этико-ориентированную деятельность;
- научить проявлять сильные стороны характера, понимать себя и других, сочувствовать, сопереживать.
Содержание деятельности
Основное содержание деятельности – осмысление необходимости понимать других, сочувствовать человеку, сопереживать ему.
Исходное положение: в школе учащиеся не только получают знания, но и учатся жить, здесь формируются базовые нравственные качества.
Содержание проблемы
Ученик и школьный коллектив. Интересы личные и коллективные. Знания в жизни человека. Младший школьник в семье. Поведение и действия достойного сына, дочери.
Формы реализации
- конкурс знатоков;
- беседа;
- игра с последующей рефлексией;
- день добрых сюрпризов;
- конкурс рисунков;
- смотр талантов.
Учащиеся должны знать и уметь:
- Приобрести нравственный опыт общения с людьми;
- уметь проявлять сильные стороны характера;
- уметь выполнять роль хозяина в школе, поддерживающего обстановку доброжелательности и радости общения, уважения друг к другу;
- осознавать роль сына или дочери, которые помогают старшим, берегут покой родителей, заботятся о своей семье.
Раздел 5. Добро побеждает зло
Задачи раздела
- сформировать твердое убеждение у младших школьников о непременной победе добра над злом;
- формировать представление о силе добра и его нравственном потенциале;
- обогатить эмоциональный мир детей путем вовлечения их в разнообразную этико-ориентированную деятельность;
- научить проявлять сильные стороны добрых качеств, видеть проявления добра в других людях.
Содержание деятельности
Основное содержание деятельности – осмысление необходимости проявлять только добрые чувства, это позволит ребенку чувствовать себя победителем в любой жизненной ситуации.
Содержание проблемы
Противостояние добра и зла. Дороги добра и дороги зла. Эмоциональное удовлетворение от осуществления доброго поступка. Психологический дискомфорт при проявлении злости и безнравственности.
Формы реализации
- конкурс знатоков;
- беседа;
- игра с последующей рефлексией;
- день добрых сюрпризов;
- конкурс рисунков;
- смотр талантов.
Предполагаемый результат:
- приобретение опыта доброго общения с людьми;
- проявление сильных добрых сторон характера;
- возникновение устойчивого желания совершать добрые поступки;
- построение жизни коллектива по законам победы добра над злом.
Учащиеся должны знать и уметь:
- равноправно общаться, считаясь с интересами других;
- отстоять своё мнение;
- проявлять силу воли и характер в трудных ситуациях;
- расширять круг интересов, способностей и увлечений;
- самостоятельно регулировать отношения с детьми в коллективе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному воспитанию "Азбука нравственности"
Актуальность программы в том, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством. Уровень нравственности чело...
Формирование нравственных качеств личности во внеурочное время. Из опыта работы по нравственному воспитанию детей-сирот.
Важным структурным компонентом личности является нравственность. В практике работы с детьми с особыми образовательными потребностями это наиболее значимый аспект воспитания. Представленный материал бу...
Выступление на тему" Духовно-нравственное воспитание младших школьников через внеклассную работу.Воспитание детей через воспитание родителей"
Конспект выступления...
Духовно-нравственное воспитание молодёжи является сегодня неоспоримой и важнейшей целью всякого общества. Недостатки и упущения в нравственном воспитании наносят обществу такой невозвратимый и невосполнимый ущерб, что при недостатках другого характер
Духовно-нравственное воспитание молодёжи является сегодня неоспоримой и важнейшей целью всякого общества. Недостатки и упущения в нравственном воспитании наносят обществу такой нев...
Духовно-нравственное воспитание младших школьников. Основные направления и ценностные основы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.
Программа духовно - нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования должна быть направлена на обеспечение духовно-нравственного развития обучающихся в единстве ...
Проект по духовно-нравственному воспитанию «Воспитание духовно-нравственных качеств личности через национальные русские традиции посредством социально-педагогического взаимодействия»
Создание условий для духовно-нравственного развития детей дошкольников и младших школьников в тесном взаимодействии ДОУ и СОШ с семьями и объектами социума....
Презентация "Духовно-нравственное воспитание школьников на уроках ОРКСЭ и во внеурочной деятельности". Доклад "Духовно-нравственное воспитание младших школьников".
Духовно-нравственное воспитание школьников направлено на усвоение учащимися нравственных ценностей, обеспечивающих мотивацию поведения и поступков, ориентацию в разнообразных жизненных ситуациях. Пред...