Рабочая программа внеурочной деятельности " Путь к себе" 6 класс
рабочая программа на тему

Подростковый период - важнейший этап жизни человека, время выборов, которые во многом определяют последующую судьбу. Несмотря на разницу социально-культурного окружения, почти все подростки с особой остротой переживают свое взросление, заявляя об этом через агрессию, непослушание, алкоголь, школьные трудности и т.д. Поэтому так важно, чтобы у детей была возможность поговорить о себе, исследовать себя, получить новые знания о себе.

Программа психологических занятий для подростков должна обеспечивать с одной стороны формирование их психологического здоровья, с другой стороны - выполнение основных задач развития.

Данная программа кружка включает в себя основные направления работы: аксиологическое, инструментальное, потребностно-мотивационное и развивающее.

Аксиологическое направление учит ребенка принимать самого себя и других людей, при этом адекватно осознавая свои и чужие достоинства и недостатки. Инструментальное направление формирует умение осознавать свои чувства, причины поведения, последствия поступков, строить жизненные планы, т.е. помогает личностной рефлексии ребенка. Потребностно-мотивационное направление для подростков предполагает развития умения сделать выбор, готовность нести за него ответственность, а также формирование потребности в самоизменении и личностном росте. Развивающее направление обеспечивает формирование эго-идентичности (Э. Эриксон), половой идентичности и личностного самоопределения (Л.И. Божович).

Рабочая программа внеурочной деятельности в 6 классе «Путь к себе», составлена в соответствии с требованиями:

Федерального государственного стандарта основного общего образования; Основной Образовательной Программы  Основного  Общего  Образования МБОУ ООШ №21 города Белово и разработана на основе: - Авторской программы О.В.Хухлаевой «Тропинка к своему Я».

Основная цель программы: помочь младшим подросткам научить лучше понимать себя и других, принимать на себя ответственность за свои поступки, обрести уверенность в собственных силах.

imageimageЗадачи:

1 .Мотивировать детей к самопознанию и познанию других людей. Пробудить интерес к внутреннему миру другого человека.

2.   Учить  учащихся  распознавать   эмоциональные   состояния  по   мимике,

жестам, голосу, понимать чувства другого человека.

3.  Формировать адекватную установку в отношении школьных трудностей
установку преодоления.

4.   Развивать  социальные  и  коммуникативные  умения,  необходимые  для установления межличностных отношений друг с другом и учителем.

5.   Повышать   уровень   самоконтроля   в-  отношении   проявления   своего

эмоционального   состояния  в  ходе  общения.   Формировать  терпимость  к мнению собеседника.

6.     Корректировать у учащихся нежелательные черты характера и поведения.

7.     Расширять пассивный и активный словарь обучающихся.

8.     Способствовать успешной адаптации ребенка при переходе в среднее звено

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл put_k_sebe_6_klass.docx28.33 КБ

Предварительный просмотр:

                                                 Рабочая программа

по внеурочной деятельности

«Путь к  себе»

6 класс

СОСТАВИТЕЛЬ

Педагог-психолог

Паштакова Елена Владимировна

Пояснительная записка

Подростковый период - важнейший этап жизни человека, время выборов, которые во многом определяют последующую судьбу. Несмотря на разницу социально-культурного окружения, почти все подростки с особой остротой переживают свое взросление, заявляя об этом через агрессию, непослушание, алкоголь, школьные трудности и т.д. Поэтому так важно, чтобы у детей была возможность поговорить о себе, исследовать себя, получить новые знания о себе.

Программа психологических занятий для подростков должна обеспечивать с одной стороны формирование их психологического здоровья, с другой стороны - выполнение основных задач развития.

Данная программа кружка включает в себя основные направления работы: аксиологическое, инструментальное, потребностно-мотивационное и развивающее.

Аксиологическое направление учит ребенка принимать самого себя и других людей, при этом адекватно осознавая свои и чужие достоинства и недостатки. Инструментальное направление формирует умение осознавать свои чувства, причины поведения, последствия поступков, строить жизненные планы, т.е. помогает личностной рефлексии ребенка. Потребностно-мотивационное направление для подростков предполагает развития умения сделать выбор, готовность нести за него ответственность, а также формирование потребности в самоизменении и личностном росте. Развивающее направление обеспечивает формирование эго-идентичности (Э. Эриксон), половой идентичности и личностного самоопределения (Л.И. Божович).

Рабочая программа внеурочной деятельности в 6 классе «Путь к себе», составлена в соответствии с требованиями:

Федерального государственного стандарта основного общего образования; Основной Образовательной Программы  Основного  Общего  Образования МБОУ ООШ №21 города Белово и разработана на основе: - Авторской программы О.В.Хухлаевой «Тропинка к своему Я».

Основная цель программы: помочь младшим подросткам научить лучше понимать себя и других, принимать на себя ответственность за свои поступки, обрести уверенность в собственных силах.

Задачи:

1 .Мотивировать детей к самопознанию и познанию других людей. Пробудить интерес к внутреннему миру другого человека.

2.        Учить  учащихся  распознавать   эмоциональные   состояния  по   мимике,

жестам, голосу, понимать чувства другого человека.

3.        Формировать адекватную установку в отношении школьных трудностей
установку преодоления.

4.        Развивать  социальные  и  коммуникативные  умения,  необходимые  для установления межличностных отношений друг с другом и учителем.

5.        Повышать   уровень   самоконтроля   в-  отношении   проявления   своего

эмоционального   состояния  в  ходе  общения.   Формировать  терпимость  к мнению собеседника.

  1. Корректировать у учащихся нежелательные черты характера и поведения.
  2. Расширять пассивный и активный словарь обучающихся.
  3. Способствовать успешной адаптации ребенка при переходе в среднее звено

Общая характеристика

В основе реализации программы лежит теоретическая модель групповой

работы с младшими школьниками, которая включает три основных компонента:

  • аксиологический (связанный с сознанием);
  • инструментально-технологический;
  • потре^ностно-мотивационный.

Аксиологический компонент содержательно представлен ценностями «Я»: собственного «Я» человека, его связи с «Я» других людей и с природными

объектами. Он предполагает осознание ребёнком ценности, уникальности себя и окружающих, идентификацию как с живыми, так и неживыми объектами, осознание единства с миром во всей его полноте.

Инструментальный компонент предполагает овладение рефлексией как

средством самопознания, способностью концентрировать сознание на самом себе, внутреннем мире и своём месте во взаимоотношениях с другими.

Потребностно-мотивационный компонент обеспечивает появление у

ребёнка потребности в саморазвитии, самогоменении, побуждает к последующей самореализации.

Задачи развития являются четвёртым компонентом в данной модели. Работа с ними осуществляется параллельно, т.е. при построении каждого занятия учитываются все направления, но, в зависимости от целей, делается акцент на одном из них.Занятия проходят по определённой схеме, каждая часть которой выполняет свои задачи:

1 .Введение в тему. 2.Развёртывание темы. 3.Индивидуализация темы. 4.Завершение темы

Место курса в учебном плане

Программа рассчитана  на  детей   10   -12  лет  и  состоит  из  занятий,   что соответствует УП школы, которые проводятся 1раз в неделю (34 часа). Продолжительность занятия 45 минут.

Занятия проводятся в форме уроков, групповых занятий, трениногов, ролевых и ситуационных игр, дискуссий и с использованием художественных средств выразительности.

Планируемые результаты

Планируемые результаты определяются поставленными выше задачами и ориентируются на следующие критерии.

1Изменения в модели поведения школьника:

проявление   коммуникативной   активности  при   получении   знаний   в
диалоге     (высказывать     свои     суждения,     анализировать     высказывания
участников беседы, добавлять, приводить доказательства);
в монологическом
высказывании
(рассказ, описание, творческая работа);

соблюдение      культуры      поведения      и      общения,      правильных
взаимоотношений;       проявление       доброжелательности,       взаимопомощи,
сочувствия, сопереживания;

активное     участие     в     различной     деятельности,        проявление
самостоятельности, инициативы, лидерских качеств;

создание  условий  для  реальной  социально  ценной  деятельности  и
обеспечение формирования реально действующих мотивов.

2. Изменения     объема     знаний,   расширение   кругозора     в     области нравственности и этики:

использование  полученной  на  уроках  информации  во   внеурочной  и
внешкольной деятельности;

краткая        характеристика        (высказывание        суждений)
общечеловеческих    ценностей    и    осознанное    понимание    необходимости

следовать им;

-        объективная       оценка       поведения       реальных       лиц,       героев
художественных произведений и фольклора с точки зрения соответствия

•    нравственным ценностям.

З.Изменения в мотивационной и рефлексивной сфере личности:

-        способность   объективно      оценивать   поведение   других   людей   и
собственное,

-        сформированность    самоконтроля   и   самооценки:    действия контроля
ситуативного поведения,   побуждение вовремя его изменить; способность
«видеть» свои недостатки и желание их исправить.

Таким образом, в ходе реализации данной программы ожидается:

  • профилактика  дезадаптации  у  учащихся  среднего  звена  в  результате
    создания благоприятных условий для успешной адаптации;
  • улучшение условий для развития личности и самореализации каждого
    ребенка;
  • увеличение числа детей, охваченных организованным досугом;

воспитание у детей толерантности, навыков здорового образа жизни

Содержание

Тема 1 Агрессия и её  роль в развитии человека

Я повзрослел. Работа со сказкой. Символ   моего  Я.   У  меня  появилась  агрессия.  Как выглядит агрессивный человек Моя реакция на агрессию.  Конструктивное решение агрессии , если я сильный…… Агрессия во взаимоотношениях между родителями  и детьми. Чем недовольны подростки?  Подростки не понимают…  Родители не понимают…..  Учимся договариваться. Работа с притчей

Тема 2 Уверенность в себе  и ёё роль в развитии человека

Зачем  человеку нужна уверенность в себе? Работа со сказкой. Источники уверенности в себе. Копилка источников  уверенности.  Мои ресурсы.  Какого  человека мы называем неуверенным в себе? Работа с рассказом.  Я  становлюсь увереннее.  Уверенность  и  самоуважение.  Волшебное зеркало. Уверенность к  другим.  Уверенность в себе и  милосердие.  Качество  милосердного  человека.  Золотые фразы.  Уверенность в себе и непокорность.  Корзинка непослушания.

Тема 3. Конфликты и их роль в усилении  Я

Что такое конфликт? Конфликты в школе, доме, на улице.  Стиль входа в конфликт. Способы поведения в конфликте:  наступление,  обсуждение,  отступление,  уход от конфликта. Основные стили поведения в конфликте.  Конфликтные ситуации.  Конструктивное разрешение конфликтов.  Как оставаться спокойным.  Конфликт как возможность развития.  Попробуем  договориться. Готовность к разрешению конфликта.

Тема 4. Ценности и их роль в жизни человека

Что такое ценности?  Я  в будущем .  Ценности и жизненный путь  человека. ПереоценкаБ

 ценностей.  Мои ценности.  Спор ценностей. Герб  моих ценностей. Общий герб класса.бю

Четверть

Сроки

№ п/п

Тема урока

Количество часов

Теория

Практика

Характеристика учебной деятельности (УУД)

Тема 1. Агрессия и ее роль в развитии человека.

11

Регулятивные УУД:

осознавать свои телесные ощущения, связанные с напряжением и расслаблением

извлекать необходимую информацию  из текста

определять и формулировать цель в совместной работе

учиться делать осознанный выбор в сложных ситуациях

осознавать свою долю ответственности за всё, что с ним происходит

реалистично строить свои взаимоотношения друг с другом и взрослыми

планировать цели и пути самоизменения с помощью взрослого

соотносить результат с целью и оценивать его.

Познавательные УУД:

планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей

наблюдать, сравнивать по признакам, сопоставлять

обогатить представление о собственных возможностях и способностях

учиться наблюдать и осознавать происходящие в самом себе изменения

оценивать правильность выполнения действий и корректировать при необходимости

учиться моделировать новый образ на основе личного жизненного опыта

находить ответы на вопросы в тексте, перерабатывать информацию

адекватно воспринимать оценку учителя

КоммуникативныеУУД:

ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии

учиться контролировать свою речь и поступки

учиться толерантному отношению к другому мнению

учиться самостоятельно решать проблемы в общении

осознавать необходимость признания и уважения прав других людей

формулировать своё собственное мнение и позицию

учиться  грамотно задавать вопросы и участвовать в диалоге.

1

Я повзрослел

1

2

Я повзролел

1

3

У меня появилась агрессия.

1

4

Как выглядит агрессивный человек?

1

5

Как звучит агрессия?

1

6

Конструктивное реагирование на агрессию.

1

7

Конструктивное реагирование на агрессию.

1

8

Агрессия во взаимоотношениях между родителями и детьми.

1

9

Агрессия во взаимоотношениях между родителями и детьми.

1

10

Учимся договариваться

1

11

Учимся договариваться

1

Тема 2. Уверенность в себе и ее роль в развитии человека.

11

12

Зачем человеку нужна уверенность в себе

1

13

Источники уверенности в себе

1

14

Источники уверенности в себе

1

15

Какого человека мы называем неуверенным в себе

1

16

Какого человека мы называем неуверенным в себе

1

17

Я становлюсь увереннее.

1

18

Уверенность и самоуважение.

1

19

Уверенность и самоуважение.

1

20

Уверенность и уважение к другим.

1

21

Уверенность в себе и милосердие.

1

22

Уверенность в себе и непокорность.

1

Тема 3. Конфликты и их роль в усилении Я.

9

23

Что такое конфликт?

1

24

Конфликты в школе, дома, на улице

1

25

Способы поведения в конфликте: наступление, обсуждение, отступление, уход от конфликта.

1

26

Способы поведения в конфликте: наступление, обсуждение, отступление, уход от конфликта.

1

27

Конструктивное разрешение конфликтов

1

28

Конструктивное разрешение конфликтов

1

29

Конфликт как возможность развития.

1

30

Конфликт как возможность развития.

1

31

Готовность к разрешению конфликта.

1

Тема 4. Ценность и их роль в жизни человека.

3

32

Что такое ценности?

1

33

Ценности и жизненный путь человека.

1

34

Мои ценности

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности "Путь к Здоровью"

Рабочая программа внеурочной деятельности...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Путь к грамотности"

Данная программа составлена но основе авторской программы внеурочной деятельности по русскому языку О.В. Олейник, Л.П.Кабанюк «Путь к грамотности». Адресована учащимся начальной школы и рассчитана на...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Музей в твоём классе" 1 класс

Данная рабочая программа по внеурочной деятельности общекультурного направления «Музей в твоем классе» » для 1 класса общеобразовательного учреждения разработана на основе концептуал...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Путь к грамотности" для 3 класса

пояснительная записка и календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности для учеников 3 класса...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Путь к грамотности"

Рабочая  программа внеурочной деятельности  "Путь к грамотности"...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Путь к успеху!"

Рабочая программа "Путь к успеху!" направлена на дополнительные занятия для детей, испытывающих трудности в обучении по математике и литературному чтению.Программа данного курса представляет...