Рабочая программа внеурочной деятельности " Путь к себе" 6 класс
рабочая программа на тему
Подростковый период - важнейший этап жизни человека, время выборов, которые во многом определяют последующую судьбу. Несмотря на разницу социально-культурного окружения, почти все подростки с особой остротой переживают свое взросление, заявляя об этом через агрессию, непослушание, алкоголь, школьные трудности и т.д. Поэтому так важно, чтобы у детей была возможность поговорить о себе, исследовать себя, получить новые знания о себе.
Программа психологических занятий для подростков должна обеспечивать с одной стороны формирование их психологического здоровья, с другой стороны - выполнение основных задач развития.
Данная программа кружка включает в себя основные направления работы: аксиологическое, инструментальное, потребностно-мотивационное и развивающее.
Аксиологическое направление учит ребенка принимать самого себя и других людей, при этом адекватно осознавая свои и чужие достоинства и недостатки. Инструментальное направление формирует умение осознавать свои чувства, причины поведения, последствия поступков, строить жизненные планы, т.е. помогает личностной рефлексии ребенка. Потребностно-мотивационное направление для подростков предполагает развития умения сделать выбор, готовность нести за него ответственность, а также формирование потребности в самоизменении и личностном росте. Развивающее направление обеспечивает формирование эго-идентичности (Э. Эриксон), половой идентичности и личностного самоопределения (Л.И. Божович).
Рабочая программа внеурочной деятельности в 6 классе «Путь к себе», составлена в соответствии с требованиями:
Федерального государственного стандарта основного общего образования; Основной Образовательной Программы Основного Общего Образования МБОУ ООШ №21 города Белово и разработана на основе: - Авторской программы О.В.Хухлаевой «Тропинка к своему Я».
Основная цель программы: помочь младшим подросткам научить лучше понимать себя и других, принимать на себя ответственность за свои поступки, обрести уверенность в собственных силах.
Задачи:
1 .Мотивировать детей к самопознанию и познанию других людей. Пробудить интерес к внутреннему миру другого человека.
2. Учить учащихся распознавать эмоциональные состояния по мимике,
жестам, голосу, понимать чувства другого человека.
3. Формировать адекватную установку в отношении школьных трудностей
установку преодоления.
4. Развивать социальные и коммуникативные умения, необходимые для установления межличностных отношений друг с другом и учителем.
5. Повышать уровень самоконтроля в- отношении проявления своего
эмоционального состояния в ходе общения. Формировать терпимость к мнению собеседника.
6. Корректировать у учащихся нежелательные черты характера и поведения.
7. Расширять пассивный и активный словарь обучающихся.
8. Способствовать успешной адаптации ребенка при переходе в среднее звено
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
put_k_sebe_6_klass.docx | 28.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
«Путь к себе»
6 класс
СОСТАВИТЕЛЬ
Педагог-психолог
Паштакова Елена Владимировна
Пояснительная записка
Подростковый период - важнейший этап жизни человека, время выборов, которые во многом определяют последующую судьбу. Несмотря на разницу социально-культурного окружения, почти все подростки с особой остротой переживают свое взросление, заявляя об этом через агрессию, непослушание, алкоголь, школьные трудности и т.д. Поэтому так важно, чтобы у детей была возможность поговорить о себе, исследовать себя, получить новые знания о себе.
Программа психологических занятий для подростков должна обеспечивать с одной стороны формирование их психологического здоровья, с другой стороны - выполнение основных задач развития.
Данная программа кружка включает в себя основные направления работы: аксиологическое, инструментальное, потребностно-мотивационное и развивающее.
Аксиологическое направление учит ребенка принимать самого себя и других людей, при этом адекватно осознавая свои и чужие достоинства и недостатки. Инструментальное направление формирует умение осознавать свои чувства, причины поведения, последствия поступков, строить жизненные планы, т.е. помогает личностной рефлексии ребенка. Потребностно-мотивационное направление для подростков предполагает развития умения сделать выбор, готовность нести за него ответственность, а также формирование потребности в самоизменении и личностном росте. Развивающее направление обеспечивает формирование эго-идентичности (Э. Эриксон), половой идентичности и личностного самоопределения (Л.И. Божович).
Рабочая программа внеурочной деятельности в 6 классе «Путь к себе», составлена в соответствии с требованиями:
Федерального государственного стандарта основного общего образования; Основной Образовательной Программы Основного Общего Образования МБОУ ООШ №21 города Белово и разработана на основе: - Авторской программы О.В.Хухлаевой «Тропинка к своему Я».
Основная цель программы: помочь младшим подросткам научить лучше понимать себя и других, принимать на себя ответственность за свои поступки, обрести уверенность в собственных силах.
Задачи:
1 .Мотивировать детей к самопознанию и познанию других людей. Пробудить интерес к внутреннему миру другого человека.
2. Учить учащихся распознавать эмоциональные состояния по мимике,
жестам, голосу, понимать чувства другого человека.
3. Формировать адекватную установку в отношении школьных трудностей
установку преодоления.
4. Развивать социальные и коммуникативные умения, необходимые для установления межличностных отношений друг с другом и учителем.
5. Повышать уровень самоконтроля в- отношении проявления своего
эмоционального состояния в ходе общения. Формировать терпимость к мнению собеседника.
- Корректировать у учащихся нежелательные черты характера и поведения.
- Расширять пассивный и активный словарь обучающихся.
- Способствовать успешной адаптации ребенка при переходе в среднее звено
Общая характеристика
В основе реализации программы лежит теоретическая модель групповой
работы с младшими школьниками, которая включает три основных компонента:
- аксиологический (связанный с сознанием);
- инструментально-технологический;
- потре^ностно-мотивационный.
Аксиологический компонент содержательно представлен ценностями «Я»: собственного «Я» человека, его связи с «Я» других людей и с природными
объектами. Он предполагает осознание ребёнком ценности, уникальности себя и окружающих, идентификацию как с живыми, так и неживыми объектами, осознание единства с миром во всей его полноте.
Инструментальный компонент предполагает овладение рефлексией как
средством самопознания, способностью концентрировать сознание на самом себе, внутреннем мире и своём месте во взаимоотношениях с другими.
Потребностно-мотивационный компонент обеспечивает появление у
ребёнка потребности в саморазвитии, самогоменении, побуждает к последующей самореализации.
Задачи развития являются четвёртым компонентом в данной модели. Работа с ними осуществляется параллельно, т.е. при построении каждого занятия учитываются все направления, но, в зависимости от целей, делается акцент на одном из них.Занятия проходят по определённой схеме, каждая часть которой выполняет свои задачи:
1 .Введение в тему. 2.Развёртывание темы. 3.Индивидуализация темы. 4.Завершение темы
Место курса в учебном плане
Программа рассчитана на детей 10 -12 лет и состоит из занятий, что соответствует УП школы, которые проводятся 1раз в неделю (34 часа). Продолжительность занятия 45 минут.
Занятия проводятся в форме уроков, групповых занятий, трениногов, ролевых и ситуационных игр, дискуссий и с использованием художественных средств выразительности.
Планируемые результаты
Планируемые результаты определяются поставленными выше задачами и ориентируются на следующие критерии.
1Изменения в модели поведения школьника:
проявление коммуникативной активности при получении знаний в
диалоге (высказывать свои суждения, анализировать высказывания
участников беседы, добавлять, приводить доказательства); в монологическом
высказывании (рассказ, описание, творческая работа);
соблюдение культуры поведения и общения, правильных
взаимоотношений; проявление доброжелательности, взаимопомощи,
сочувствия, сопереживания;
активное участие в различной деятельности, проявление
самостоятельности, инициативы, лидерских качеств;
создание условий для реальной социально ценной деятельности и
обеспечение формирования реально действующих мотивов.
2. Изменения объема знаний, расширение кругозора в области нравственности и этики:
использование полученной на уроках информации во внеурочной и
внешкольной деятельности;
краткая характеристика (высказывание суждений)
общечеловеческих ценностей и осознанное понимание необходимости
следовать им;
- объективная оценка поведения реальных лиц, героев
художественных произведений и фольклора с точки зрения соответствия
• нравственным ценностям.
З.Изменения в мотивационной и рефлексивной сфере личности:
- способность объективно оценивать поведение других людей и
собственное,
- сформированность самоконтроля и самооценки: действия контроля
ситуативного поведения, побуждение вовремя его изменить; способность
«видеть» свои недостатки и желание их исправить.
Таким образом, в ходе реализации данной программы ожидается:
- профилактика дезадаптации у учащихся среднего звена в результате
создания благоприятных условий для успешной адаптации; - улучшение условий для развития личности и самореализации каждого
ребенка; - увеличение числа детей, охваченных организованным досугом;
воспитание у детей толерантности, навыков здорового образа жизни
Содержание
Тема 1 Агрессия и её роль в развитии человека
Я повзрослел. Работа со сказкой. Символ моего Я. У меня появилась агрессия. Как выглядит агрессивный человек Моя реакция на агрессию. Конструктивное решение агрессии , если я сильный…… Агрессия во взаимоотношениях между родителями и детьми. Чем недовольны подростки? Подростки не понимают… Родители не понимают….. Учимся договариваться. Работа с притчей
Тема 2 Уверенность в себе и ёё роль в развитии человека
Зачем человеку нужна уверенность в себе? Работа со сказкой. Источники уверенности в себе. Копилка источников уверенности. Мои ресурсы. Какого человека мы называем неуверенным в себе? Работа с рассказом. Я становлюсь увереннее. Уверенность и самоуважение. Волшебное зеркало. Уверенность к другим. Уверенность в себе и милосердие. Качество милосердного человека. Золотые фразы. Уверенность в себе и непокорность. Корзинка непослушания.
Тема 3. Конфликты и их роль в усилении Я
Что такое конфликт? Конфликты в школе, доме, на улице. Стиль входа в конфликт. Способы поведения в конфликте: наступление, обсуждение, отступление, уход от конфликта. Основные стили поведения в конфликте. Конфликтные ситуации. Конструктивное разрешение конфликтов. Как оставаться спокойным. Конфликт как возможность развития. Попробуем договориться. Готовность к разрешению конфликта.
Тема 4. Ценности и их роль в жизни человека
Что такое ценности? Я в будущем . Ценности и жизненный путь человека. ПереоценкаБ
ценностей. Мои ценности. Спор ценностей. Герб моих ценностей. Общий герб класса.бю
Четверть | Сроки | № п/п | Тема урока | Количество часов | Теория | Практика | Характеристика учебной деятельности (УУД) |
Тема 1. Агрессия и ее роль в развитии человека. | 11 | Регулятивные УУД: осознавать свои телесные ощущения, связанные с напряжением и расслаблением извлекать необходимую информацию из текста определять и формулировать цель в совместной работе учиться делать осознанный выбор в сложных ситуациях осознавать свою долю ответственности за всё, что с ним происходит реалистично строить свои взаимоотношения друг с другом и взрослыми планировать цели и пути самоизменения с помощью взрослого соотносить результат с целью и оценивать его. Познавательные УУД: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей наблюдать, сравнивать по признакам, сопоставлять обогатить представление о собственных возможностях и способностях учиться наблюдать и осознавать происходящие в самом себе изменения оценивать правильность выполнения действий и корректировать при необходимости учиться моделировать новый образ на основе личного жизненного опыта находить ответы на вопросы в тексте, перерабатывать информацию адекватно воспринимать оценку учителя КоммуникативныеУУД: ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии учиться контролировать свою речь и поступки учиться толерантному отношению к другому мнению учиться самостоятельно решать проблемы в общении осознавать необходимость признания и уважения прав других людей формулировать своё собственное мнение и позицию учиться грамотно задавать вопросы и участвовать в диалоге. | |||||
1 | Я повзрослел | 1 | |||||
2 | Я повзролел | 1 | |||||
3 | У меня появилась агрессия. | 1 | |||||
4 | Как выглядит агрессивный человек? | 1 | |||||
5 | Как звучит агрессия? | 1 | |||||
6 | Конструктивное реагирование на агрессию. | 1 | |||||
7 | Конструктивное реагирование на агрессию. | 1 | |||||
8 | Агрессия во взаимоотношениях между родителями и детьми. | 1 | |||||
9 | Агрессия во взаимоотношениях между родителями и детьми. | 1 | |||||
10 | Учимся договариваться | 1 | |||||
11 | Учимся договариваться | 1 | |||||
Тема 2. Уверенность в себе и ее роль в развитии человека. | 11 | ||||||
12 | Зачем человеку нужна уверенность в себе | 1 | |||||
13 | Источники уверенности в себе | 1 | |||||
14 | Источники уверенности в себе | 1 | |||||
15 | Какого человека мы называем неуверенным в себе | 1 | |||||
16 | Какого человека мы называем неуверенным в себе | 1 | |||||
17 | Я становлюсь увереннее. | 1 | |||||
18 | Уверенность и самоуважение. | 1 | |||||
19 | Уверенность и самоуважение. | 1 | |||||
20 | Уверенность и уважение к другим. | 1 | |||||
21 | Уверенность в себе и милосердие. | 1 | |||||
22 | Уверенность в себе и непокорность. | 1 | |||||
Тема 3. Конфликты и их роль в усилении Я. | 9 | ||||||
23 | Что такое конфликт? | 1 | |||||
24 | Конфликты в школе, дома, на улице | 1 | |||||
25 | Способы поведения в конфликте: наступление, обсуждение, отступление, уход от конфликта. | 1 | |||||
26 | Способы поведения в конфликте: наступление, обсуждение, отступление, уход от конфликта. | 1 | |||||
27 | Конструктивное разрешение конфликтов | 1 | |||||
28 | Конструктивное разрешение конфликтов | 1 | |||||
29 | Конфликт как возможность развития. | 1 | |||||
30 | Конфликт как возможность развития. | 1 | |||||
31 | Готовность к разрешению конфликта. | 1 | |||||
Тема 4. Ценность и их роль в жизни человека. | 3 | ||||||
32 | Что такое ценности? | 1 | |||||
33 | Ценности и жизненный путь человека. | 1 | |||||
34 | Мои ценности | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности "Путь к Здоровью"
Рабочая программа внеурочной деятельности...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Путь к грамотности"
Данная программа составлена но основе авторской программы внеурочной деятельности по русскому языку О.В. Олейник, Л.П.Кабанюк «Путь к грамотности». Адресована учащимся начальной школы и рассчитана на...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Музей в твоём классе" 1 класс
Данная рабочая программа по внеурочной деятельности общекультурного направления «Музей в твоем классе» » для 1 класса общеобразовательного учреждения разработана на основе концептуал...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Путь к грамотности" для 3 класса
пояснительная записка и календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности для учеников 3 класса...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Путь к грамотности"
Рабочая программа внеурочной деятельности "Путь к грамотности"...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Путь к успеху!"
Рабочая программа "Путь к успеху!" направлена на дополнительные занятия для детей, испытывающих трудности в обучении по математике и литературному чтению.Программа данного курса представляет...