"Нужно ли прощать обиду"
классный час на тему

Чурсина Марина Васильевна

Сценарий классного часа по формированию навыков жизнестойкости у учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nuzhno_li_proshchat_obidu.docx28.84 КБ

Предварительный просмотр:

Тема «Нужно ли прощать обиду?»

Цель: способствовать формированию навыков стрессоустойчивости и уверенности в себе.

Задачи:

  • Выяснить, что такое обида, к каким последствиям она приводит.
  • Развивать умение анализировать конкретные жизненные ситуации.
  • Способствовать воспитанию личной ответственности, терпимости, добросердечности и умения прощать.

Ход занятия

Деятельность педагога

Деятельность учащихся

Примечание

I Вводная часть

Упражнение «Цветные приветики»

Наше занятие мы начнем с того, что поздороваемся. Но поздороваемся мы не совсем обычно. На столах у вас лежат ладошки серого и оранжевого цвета. Если у вас хорошее настроение, вы поздороваетесь со мной оранжевой ладошкой. Если настроение не очень хорошее, плохое, то вы поздороваетесь со мной ладошкой серого цвета.

Но здороваться мы будем по-разному. Когда я скажу: «Здравствуйте!» - все мальчишки крикнут: «Салют!» - и помашут мне рукой. Давайте попробуем. Здравствуйте!
Учитель. Девочки, вам я предлагаю поздороваться по-французски, вот так: «Бонжур!» - и послать мне воздушный поцелуй. Итак, репетируем. Здравствуйте!
Учитель. Уважаемые взрослые, вас прошу поздороваться по-восточному. Для этого ладони нужно сложить перед грудью, сделать маленький поклон и сказать: «Салам алейкум!» Здравствуйте!
Учитель. Теперь поздороваемся все вместе, но каждый по-своему. Мальчишки – «Салют!», девочки – «Бонжур!», взрослые – «Салам алейкум!», Итак,… Здравст-вуй-те!

Выбирают ладошку нужного цвета

Приветствуют мальчишки.

Приветствуют девочки.


Приветствуют взрослые.

Приветствуют все вместе..

На столе у каждого ребенка лежат ладошки двух цветов: серый и оранжевый.

II Целеполагание

Сегодня большинство из вас пришло на занятие с хорошим настроением. Даже те, у кого оно было не очень хорошим улыбнулись, когда здоровались со мной. Значит их настроение тоже улучшилось.

-Когда у человека хорошее настроение, что он чувствует? Как себя ведёт?

-С каким предметом вы бы сравнили хорошее настроение, или человека с хорошим настроением? На что похоже хорошее настроение? Каким цветом вы бы изобразили хорошее настроение?

-Что может испортить настроение вам?

-Какие чувства вы испытываете, когда у вас плохое настроение?

-С каким предметом можно сравнить плохое настроение, на что оно похоже?

А плохое настроение вы бы изобразили каким цветом?

-Что вы чувствуете, если вам не купили игрушку, которую обещали?

-Что вы чувствуете, если вас наказали за то, что вы сделали нечаянно?

-Что вы чувствуете, если вас не отпустили в гости к другу?

-Что вы чувствуете, если вас не пригласил друг на день рождение?

-Во всех перечисленных случаях нам бывает обидно. Вы обижены, вы обиделись.

 -Сегодня я предлагаю вам еще раз поговорить про «Обиду».

-Мы уже говорили на эту тему на уроке чтения, окружающего мира. Сегодня нам предстоит кое-что вспомнить, кое-что уточнить, а самое главное ответить на вопрос: «Нужно ли прощать обиду»

Ему хорошо, он добрый, улыбается, ему весело, ему хочется общаться со всеми, он всех любит.

С улыбкой, солнцем

Плохая погода, плохая отметка, заругают, накажут, что-то не купят

Грустно, плохо, злюсь, не хочется ни с кем общаться, обижаюсь.

Туча

Обидно

На доску прикрепляется рисунок солнца

На доску прикрепляется рисунок солнца

На слайде тема «Нужно ли прощать обиду»

III Основная часть

1.Вспомните и скажите, что такое «Обида»? Что обозначает это слово?

Можно начать свой ответ

«Обида – это…:

Как вы думаете, мы правильное точное определение дали этому слову?

Где мы узнаем значение непонятного нам слова?

У      было домашнее задание, найти значение слова «обида» в словаре С.И.Ожегова.

Итак, мы с вами выяснили, что такое обида.

2.В начале занятия мы приводили примеры различных ситуаций,  в которых человек обижается, его обижают. Сейчас я предлагаю вам посмотреть несколько сценок и определиться с тем, как мы можем обидеть друг друга или обижаем друг друга в школе.

Сценка 1 «Обозвал»

-Какую ситуацию вы сейчас увидели?

-Кто кого здесь обидел?

-Как обидел?

-Что является причиной обиды в данном случае?

-В нашем классе есть такие ситуации?

-Когда человека обзывают, как он может поступить в ответ?

-Можем ли мы сказать, что между детьми возникает ссора.

Сценка 2 «Не  поделился»

-Какую ситуацию вы сейчас увидели?

-Кто кого здесь обидел?

-Как обидел?

-Что является причиной обиды в данном случае?

-В нашем классе есть такие ситуации?

-Когда с вами не захотели делиться, что вы чувствуете,  как поступите в ответ?

-Опять может возникнуть ссора.

Сценка 3 «Кричит, вмешивается в чужие дела»

-Какую ситуацию вы сейчас увидели?

-Кто кого здесь обидел?

-Как обидел?

-Что является причиной обиды в данном случае?

-В нашем классе есть такие ситуации?

-Когда с вами не захотели делиться, что вы чувствуете,  как поступите в ответ?

-Опять может возникнуть ссора.

 Сценка 4 «Все против одного»

Какую ситуацию вы сейчас увидели?

-Кто кого здесь обидел?

-Как обидел?

-Что является причиной обиды в данном случае?

-В нашем классе есть такие ситуации?

-Когда с вами не захотели играть, все от вас отвернулись, что вы чувствуете,  как поступите в ответ?

-Опять может возникнуть ссора.

Итог:

-Как мы можем обидеть друг друга в школе? Назовите причины наших школьных обид.

- К чему приводят такие ситуации?

3.

-Скажите, обижать человека – это хорошо или плохо. Сейчас нам важно услышать мнение каждого из нас. Проголосуйте при помощи ладошек.

-Если вы считаете, что обижать это хорошо – поднимите серую ладошку,

Если вы считаете, что обижать – это плохо - поднимите оранжевую ладошку.

-Почему вы считаете, что обижать других людей плохо?

-Можно ли обижаться на других? Нужно ли обижаться на других? Обижаться – это хорошо или плохо?

Проголосуйте с помощью ладошек.

Если вы считаете, что обижаться это хорошо, нужно обижаться – поднимите серую ладошку,

Если вы считаете, что обижать – это плохо, обижаться не нужно - поднимите оранжевую ладошку

-Почему вы считаете, что обижаться на других людей плохо?

-Помните, герой стихотворения Э Мошковской «Я ушел в свою обиду», сказал: «и в обиде я не видел ни цветочка, ни куста, и в обиде я обидел и щеночка и кота…». Когда мы обижаемся, мы становимся злее и обижаем в ответ.

-Почему вы считаете, что обижаться – это хорошо?

-Нельзя  сказать, что  обижаться - это хорошо, это больше отрицательная  эмоция, которая  вызывает переживание, беспокойство.

Но и нельзя  сказать, что обижаться -  совсем  плохо, т. к. ты показываешь обидчику своим видом, что  ты недоволен  его  поведением.

4. -Мы с вами выяснили причины наших школьных обид, мы также определились с тем, что обижать других очень плохо, что обижаться самому – это тоже не очень хорошо. Обижая других, и обижаясь на всех, мы ссоримся, портим свои отношения с одноклассниками, друзьями.

Портится при этом наше настроение или нет? Каким оно становится: как солнышко или тучка?

-Но мы с вами люди, мы все равно обижаемся, как бы нам этого не хотелось.

-Вопрос в другом: НУЖНО ЛИ ПРОЩАТЬ ОБИДУ? Или нужно с ней постоянно жить?

-Чтобы ответить на этот вопрос я предлагаю вам из предложенных чувств (Приложение 2) выбрать те, которые мы испытываем во время обиды, ссоры и прикрепить их на наше солнышко. Ведь обида портит наше настроение.

-Посмотрите, что случилось с нашим солнцем - хорошим настроением?

-Что же происходит с человеком, когда он на всех обижается? Каким он становится?

 -Хотелось ли вам быть такими людьми? Почему?

Хотелось бы вам общаться с такими людьми? Почему?

-НУЖНО ЛИ ПРОЩАТЬ ОБИДУ? Почему?

Ответы детей

В толковом словаре

Ребенок зачитывает значение слова обида

Дети просматривают сценки и анализируют их по предложенным вопросам: называют причины школьных обид

Обозвал

Может обозвать в ответ или даже ударить.

Не поделилась

Обидно, не дам в следующий раз ему ничего

Кричит, вмешивается в чужие дела

Тоже закричу, обзову.

Ребята обидели героя. Он остался один, они не захотели с ним дружить

Может обозвать, заплакать, подраться, что-то сломать, порвать, испортить.

Считывают информацию со слайда, добавляют сои причины.

Мы ссоримся в классе

Дети голосуют, определяются со своим мнением

Можно со всеми поссориться, и остаться одному, нельзя причинять боль другому.

Дети голосуют, определяются со своим мнением

Можно остаться одному, стать злым и самому обижать других

Если ты не будешь обижаться, то все будут думать, что тебе это нравится

Ответы детей

Выбирают названия чувств  и прикрепляют их на «солнышко»

Его закрыли тучи от обид

Он становится злым, сердитым….

Мнение детей

На слайде

«Обида – это…»

На слайде появляется лексическое значение слова «Обида»

На слайде по очереди появляются причины школьных обид.

Приложение 1

Слайд

Приложение 2

Слайд

Приложение 3

Слайд

Приложение 4

слайд

На доске 2 таблички: хорошо, плохо. Учитель подсчитывает голоса и записывает результаты голосования

На доске 2 таблички: хорошо, плохо. Учитель подсчитывает голоса и записывает результаты голосования

Отрывок из стихотворения Э Мошковской «Я ушел в свою обиду»

Слайд с темой с начала занятия

Чувства записаны на «тучках»

IV Заключительная часть

- Ребята, как вы думаете, а где все наши обиды хранятся, в какой части тела?

-Все это хранится в нашем сердце. И от этого негатива наше сердце страдает. Нам очень плохо. Мы перестаем верить в хорошее, мы разочаровываемся в людях. И от этого нужно срочно избавляться.

- Возьмите серую ладошку в свою левую ладонь. Положите руку с ладошкой на сердце, послушайте, как оно бьется. Теперь вспомните все свои обиды, представьте, что вы их просто забираете рукой. Затем внимательно посмотрите  на ладошку, улыбнитесь  и с силой скомкайте её и  выбросите в коробку гнева. 

Встаньте и бросьте свой мусор в коробку.

-Становится ваше настроение лучше, после того как вы простите обиду?

Давайте с нашего солнышка уберем все тучки  и тоже выбросим их в коробку гнева.

Теперь я её запечатываю скотчем. После занятий я  выкину эту коробку.

-Закончить наше занятие я бы хотела словами В Берестова.

«Гляжу с высоты

На обиду.

Теряю обиду из виду»

Ответы детей

Берут серую ладошку и прижимают её к сердцу, затем сминают её и выбрасывают в коробку. Туда же выбрасывают тучи, закрывающие солнце.

У учителя коробкаи скотч. Коробку запечатывают скотчем.

V Рефлексия

К какому выводу мы пришли с вами к концу нашего занятия? НУЖНО ЛИ ПРОЩАТЬ ОБИДУ? Кому бывает плохо от ссоры, обиды.

-Если вам занятие понравилось, было интересным и полезным, приклейте свою оранжевую ладошку  к этому дереву.

-А вам бы я хотела подарить на память вот эти солнышки. На их лучах написаны советы., как поступать, чтобы не обижать и не обижаться. 

 1. Каждый  может  совершить  ошибку.

2. Совершив  ошибку,  умей  её  признать.

3. Прости,  и  будешь  прощён.

4. Прощение  уничтожит  злобу  и  агрессию,  разъедает  ненависть,  спасает  от  одиночества.

5. Прости,  и  твоя  душа  будет  светлее.

-Спасибо всем за внимание и работу.

Ответы

Наклеивают ладошки те, кому занятие понравилось, было интересны и полезным.

Рисунок цветочного горшка и ветками, клей.

Вырезанные солнышки, на лучах записаны советы.

Приложение1

Сценка 1

Два друга играют в шахматы. Один другому говорит:

-Да ты, дурак! Ничего не понимаешь. Короля рубить нельзя!

Сценка 2

Сидят девочка и мальчик за одной партой.

Учитель: Возьмите красный пластилин и скатайте 5 шариков.

Мальчик: У меня нет красного пластилина.

Учитель: Наташа, поделись с Мишей, пожалуйста. Выручи его

Наташа посмотрела на Мишу и отодвинулась, закрыла пластилин.

Сценка 3

Двое сидят рисуют. Подходит третий. Начинает подсказывать:

-Здесь надо синим раскрасить, а здесь красным.

Дети продолжают раскрашивать.

Кричит: Совсем не понимаете что-ли?! Вы что не слышали?! Красным надо!

Сценка 4

2 человека раскрашивают за столом. Трое играют в настольную игру  на другом столе. Приходим еще один ребенок. Подходит к двум:

- Можно я с вами буду рисовать?

-Нет!

Закрываются и продолжают рисовать.

ОН подходит к троим ребятам:

-Я тоже буду играть с вами.

Берет фишку.

Ребята молча уходят от игры к первым двум ребятам.

Приложение 2

Доброта, любовь, злость, раздражение, ненависть, взаимопонимание, гнев, досада.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проводы детских обид. Материал для классного часа.

Сценарий "Проводы детских обид" можно использовать в работе с 4- 6 классами.  Это своего рода психологический тренинг, который помогает детям избавиться от негативных переживаний. Главное, чтобы ...

Тема: В. Берестов "Гляжу с высоты на обиду", Э. Мошковская "Я ушёл в свою обиду". 2 класс. Программа: Школа России.

Предмет: литературное чтениеКласс: 2еТема урока: В. Берестов «Гляжу с высоты на обиду», Э. Мошковская «Я ушёл в свою обиду».Цели урока:  ознакомить учащихся со стихами о друзьях, о друж­бе.Планир...

Внеурочное занятие 1 кл. «Учусь прощать обиду»

Цели: выявление содержания переживаний младших школьников; закрепление понятий, обозначающих различные эмоциональные состояния (радость, злость, грусть, страх).Планируемые результаты: создать поделку ...

Классный час для второго класса на тему: "Учусь прощать обиду"

Цели:1. Объяснить влияние обиды на отношения.2.Выявить причины не прощения.3. Побудить учеников прощать обиды и налаживать отношения друг с другом. Планируемые результаты:  Предметные:...

Внеурочное занятие Тема «Учусь прощать обиду»

Класс 2-1                      ...

Воспитательное занятие:«Умеем ли мы прощать обиды?»

- формировать убеждение, что человек несет персональную ответственность за свое поведение;- помочь понять происходящее возбудимым детям, которых легко спровоцировать на агрессивные поступки....