"Нужно ли прощать обиду"
классный час на тему
Сценарий классного часа по формированию навыков жизнестойкости у учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nuzhno_li_proshchat_obidu.docx | 28.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема «Нужно ли прощать обиду?»
Цель: способствовать формированию навыков стрессоустойчивости и уверенности в себе.
Задачи:
- Выяснить, что такое обида, к каким последствиям она приводит.
- Развивать умение анализировать конкретные жизненные ситуации.
- Способствовать воспитанию личной ответственности, терпимости, добросердечности и умения прощать.
Ход занятия
Деятельность педагога | Деятельность учащихся | Примечание |
I Вводная часть | ||
Упражнение «Цветные приветики» Наше занятие мы начнем с того, что поздороваемся. Но поздороваемся мы не совсем обычно. На столах у вас лежат ладошки серого и оранжевого цвета. Если у вас хорошее настроение, вы поздороваетесь со мной оранжевой ладошкой. Если настроение не очень хорошее, плохое, то вы поздороваетесь со мной ладошкой серого цвета. Но здороваться мы будем по-разному. Когда я скажу: «Здравствуйте!» - все мальчишки крикнут: «Салют!» - и помашут мне рукой. Давайте попробуем. Здравствуйте! | Выбирают ладошку нужного цвета Приветствуют мальчишки. Приветствуют девочки. Приветствуют взрослые. Приветствуют все вместе.. | На столе у каждого ребенка лежат ладошки двух цветов: серый и оранжевый. |
II Целеполагание | ||
Сегодня большинство из вас пришло на занятие с хорошим настроением. Даже те, у кого оно было не очень хорошим улыбнулись, когда здоровались со мной. Значит их настроение тоже улучшилось. -Когда у человека хорошее настроение, что он чувствует? Как себя ведёт? -С каким предметом вы бы сравнили хорошее настроение, или человека с хорошим настроением? На что похоже хорошее настроение? Каким цветом вы бы изобразили хорошее настроение? -Что может испортить настроение вам? -Какие чувства вы испытываете, когда у вас плохое настроение? -С каким предметом можно сравнить плохое настроение, на что оно похоже? А плохое настроение вы бы изобразили каким цветом? -Что вы чувствуете, если вам не купили игрушку, которую обещали? -Что вы чувствуете, если вас наказали за то, что вы сделали нечаянно? -Что вы чувствуете, если вас не отпустили в гости к другу? -Что вы чувствуете, если вас не пригласил друг на день рождение? -Во всех перечисленных случаях нам бывает обидно. Вы обижены, вы обиделись. -Сегодня я предлагаю вам еще раз поговорить про «Обиду». -Мы уже говорили на эту тему на уроке чтения, окружающего мира. Сегодня нам предстоит кое-что вспомнить, кое-что уточнить, а самое главное ответить на вопрос: «Нужно ли прощать обиду» | Ему хорошо, он добрый, улыбается, ему весело, ему хочется общаться со всеми, он всех любит. С улыбкой, солнцем Плохая погода, плохая отметка, заругают, накажут, что-то не купят Грустно, плохо, злюсь, не хочется ни с кем общаться, обижаюсь. Туча Обидно | На доску прикрепляется рисунок солнца На доску прикрепляется рисунок солнца На слайде тема «Нужно ли прощать обиду» |
III Основная часть | ||
1.Вспомните и скажите, что такое «Обида»? Что обозначает это слово? Можно начать свой ответ «Обида – это…: Как вы думаете, мы правильное точное определение дали этому слову? Где мы узнаем значение непонятного нам слова? У было домашнее задание, найти значение слова «обида» в словаре С.И.Ожегова. Итак, мы с вами выяснили, что такое обида. 2.В начале занятия мы приводили примеры различных ситуаций, в которых человек обижается, его обижают. Сейчас я предлагаю вам посмотреть несколько сценок и определиться с тем, как мы можем обидеть друг друга или обижаем друг друга в школе. Сценка 1 «Обозвал» -Какую ситуацию вы сейчас увидели? -Кто кого здесь обидел? -Как обидел? -Что является причиной обиды в данном случае? -В нашем классе есть такие ситуации? -Когда человека обзывают, как он может поступить в ответ? -Можем ли мы сказать, что между детьми возникает ссора. Сценка 2 «Не поделился» -Какую ситуацию вы сейчас увидели? -Кто кого здесь обидел? -Как обидел? -Что является причиной обиды в данном случае? -В нашем классе есть такие ситуации? -Когда с вами не захотели делиться, что вы чувствуете, как поступите в ответ? -Опять может возникнуть ссора. Сценка 3 «Кричит, вмешивается в чужие дела» -Какую ситуацию вы сейчас увидели? -Кто кого здесь обидел? -Как обидел? -Что является причиной обиды в данном случае? -В нашем классе есть такие ситуации? -Когда с вами не захотели делиться, что вы чувствуете, как поступите в ответ? -Опять может возникнуть ссора. Сценка 4 «Все против одного» Какую ситуацию вы сейчас увидели? -Кто кого здесь обидел? -Как обидел? -Что является причиной обиды в данном случае? -В нашем классе есть такие ситуации? -Когда с вами не захотели играть, все от вас отвернулись, что вы чувствуете, как поступите в ответ? -Опять может возникнуть ссора. Итог: -Как мы можем обидеть друг друга в школе? Назовите причины наших школьных обид. - К чему приводят такие ситуации? 3. -Скажите, обижать человека – это хорошо или плохо. Сейчас нам важно услышать мнение каждого из нас. Проголосуйте при помощи ладошек. -Если вы считаете, что обижать это хорошо – поднимите серую ладошку, Если вы считаете, что обижать – это плохо - поднимите оранжевую ладошку. -Почему вы считаете, что обижать других людей плохо? -Можно ли обижаться на других? Нужно ли обижаться на других? Обижаться – это хорошо или плохо? Проголосуйте с помощью ладошек. Если вы считаете, что обижаться это хорошо, нужно обижаться – поднимите серую ладошку, Если вы считаете, что обижать – это плохо, обижаться не нужно - поднимите оранжевую ладошку -Почему вы считаете, что обижаться на других людей плохо? -Помните, герой стихотворения Э Мошковской «Я ушел в свою обиду», сказал: «и в обиде я не видел ни цветочка, ни куста, и в обиде я обидел и щеночка и кота…». Когда мы обижаемся, мы становимся злее и обижаем в ответ. -Почему вы считаете, что обижаться – это хорошо? -Нельзя сказать, что обижаться - это хорошо, это больше отрицательная эмоция, которая вызывает переживание, беспокойство. Но и нельзя сказать, что обижаться - совсем плохо, т. к. ты показываешь обидчику своим видом, что ты недоволен его поведением. 4. -Мы с вами выяснили причины наших школьных обид, мы также определились с тем, что обижать других очень плохо, что обижаться самому – это тоже не очень хорошо. Обижая других, и обижаясь на всех, мы ссоримся, портим свои отношения с одноклассниками, друзьями. Портится при этом наше настроение или нет? Каким оно становится: как солнышко или тучка? -Но мы с вами люди, мы все равно обижаемся, как бы нам этого не хотелось. -Вопрос в другом: НУЖНО ЛИ ПРОЩАТЬ ОБИДУ? Или нужно с ней постоянно жить? -Чтобы ответить на этот вопрос я предлагаю вам из предложенных чувств (Приложение 2) выбрать те, которые мы испытываем во время обиды, ссоры и прикрепить их на наше солнышко. Ведь обида портит наше настроение. -Посмотрите, что случилось с нашим солнцем - хорошим настроением? -Что же происходит с человеком, когда он на всех обижается? Каким он становится? -Хотелось ли вам быть такими людьми? Почему? Хотелось бы вам общаться с такими людьми? Почему? -НУЖНО ЛИ ПРОЩАТЬ ОБИДУ? Почему? | Ответы детей В толковом словаре Ребенок зачитывает значение слова обида Дети просматривают сценки и анализируют их по предложенным вопросам: называют причины школьных обид Обозвал Может обозвать в ответ или даже ударить. Не поделилась Обидно, не дам в следующий раз ему ничего Кричит, вмешивается в чужие дела Тоже закричу, обзову. Ребята обидели героя. Он остался один, они не захотели с ним дружить Может обозвать, заплакать, подраться, что-то сломать, порвать, испортить. Считывают информацию со слайда, добавляют сои причины. Мы ссоримся в классе Дети голосуют, определяются со своим мнением Можно со всеми поссориться, и остаться одному, нельзя причинять боль другому. Дети голосуют, определяются со своим мнением Можно остаться одному, стать злым и самому обижать других Если ты не будешь обижаться, то все будут думать, что тебе это нравится Ответы детей Выбирают названия чувств и прикрепляют их на «солнышко» Его закрыли тучи от обид Он становится злым, сердитым…. Мнение детей | На слайде «Обида – это…» На слайде появляется лексическое значение слова «Обида» На слайде по очереди появляются причины школьных обид. Приложение 1 Слайд Приложение 2 Слайд Приложение 3 Слайд Приложение 4 слайд На доске 2 таблички: хорошо, плохо. Учитель подсчитывает голоса и записывает результаты голосования На доске 2 таблички: хорошо, плохо. Учитель подсчитывает голоса и записывает результаты голосования Отрывок из стихотворения Э Мошковской «Я ушел в свою обиду» Слайд с темой с начала занятия Чувства записаны на «тучках» |
IV Заключительная часть | ||
- Ребята, как вы думаете, а где все наши обиды хранятся, в какой части тела? -Все это хранится в нашем сердце. И от этого негатива наше сердце страдает. Нам очень плохо. Мы перестаем верить в хорошее, мы разочаровываемся в людях. И от этого нужно срочно избавляться. - Возьмите серую ладошку в свою левую ладонь. Положите руку с ладошкой на сердце, послушайте, как оно бьется. Теперь вспомните все свои обиды, представьте, что вы их просто забираете рукой. Затем внимательно посмотрите на ладошку, улыбнитесь и с силой скомкайте её и выбросите в коробку гнева. Встаньте и бросьте свой мусор в коробку. -Становится ваше настроение лучше, после того как вы простите обиду? Давайте с нашего солнышка уберем все тучки и тоже выбросим их в коробку гнева. Теперь я её запечатываю скотчем. После занятий я выкину эту коробку. -Закончить наше занятие я бы хотела словами В Берестова. «Гляжу с высоты На обиду. Теряю обиду из виду» | Ответы детей Берут серую ладошку и прижимают её к сердцу, затем сминают её и выбрасывают в коробку. Туда же выбрасывают тучи, закрывающие солнце. | У учителя коробкаи скотч. Коробку запечатывают скотчем. |
V Рефлексия | ||
К какому выводу мы пришли с вами к концу нашего занятия? НУЖНО ЛИ ПРОЩАТЬ ОБИДУ? Кому бывает плохо от ссоры, обиды. -Если вам занятие понравилось, было интересным и полезным, приклейте свою оранжевую ладошку к этому дереву. -А вам бы я хотела подарить на память вот эти солнышки. На их лучах написаны советы., как поступать, чтобы не обижать и не обижаться. 1. Каждый может совершить ошибку. 2. Совершив ошибку, умей её признать. 3. Прости, и будешь прощён. 4. Прощение уничтожит злобу и агрессию, разъедает ненависть, спасает от одиночества. 5. Прости, и твоя душа будет светлее. -Спасибо всем за внимание и работу. | Ответы Наклеивают ладошки те, кому занятие понравилось, было интересны и полезным. | Рисунок цветочного горшка и ветками, клей. Вырезанные солнышки, на лучах записаны советы. |
Приложение1
Сценка 1
Два друга играют в шахматы. Один другому говорит:
-Да ты, дурак! Ничего не понимаешь. Короля рубить нельзя!
Сценка 2
Сидят девочка и мальчик за одной партой.
Учитель: Возьмите красный пластилин и скатайте 5 шариков.
Мальчик: У меня нет красного пластилина.
Учитель: Наташа, поделись с Мишей, пожалуйста. Выручи его
Наташа посмотрела на Мишу и отодвинулась, закрыла пластилин.
Сценка 3
Двое сидят рисуют. Подходит третий. Начинает подсказывать:
-Здесь надо синим раскрасить, а здесь красным.
Дети продолжают раскрашивать.
Кричит: Совсем не понимаете что-ли?! Вы что не слышали?! Красным надо!
Сценка 4
2 человека раскрашивают за столом. Трое играют в настольную игру на другом столе. Приходим еще один ребенок. Подходит к двум:
- Можно я с вами буду рисовать?
-Нет!
Закрываются и продолжают рисовать.
ОН подходит к троим ребятам:
-Я тоже буду играть с вами.
Берет фишку.
Ребята молча уходят от игры к первым двум ребятам.
Приложение 2
Доброта, любовь, злость, раздражение, ненависть, взаимопонимание, гнев, досада.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проводы детских обид. Материал для классного часа.
Сценарий "Проводы детских обид" можно использовать в работе с 4- 6 классами. Это своего рода психологический тренинг, который помогает детям избавиться от негативных переживаний. Главное, чтобы ...
Тема: В. Берестов "Гляжу с высоты на обиду", Э. Мошковская "Я ушёл в свою обиду". 2 класс. Программа: Школа России.
Предмет: литературное чтениеКласс: 2еТема урока: В. Берестов «Гляжу с высоты на обиду», Э. Мошковская «Я ушёл в свою обиду».Цели урока: ознакомить учащихся со стихами о друзьях, о дружбе.Планир...
Конспект классного часа. Тема : "Умеем ли мы прощать обиды"
Конспект классного часа....
Внеурочное занятие 1 кл. «Учусь прощать обиду»
Цели: выявление содержания переживаний младших школьников; закрепление понятий, обозначающих различные эмоциональные состояния (радость, злость, грусть, страх).Планируемые результаты: создать поделку ...
Классный час для второго класса на тему: "Учусь прощать обиду"
Цели:1. Объяснить влияние обиды на отношения.2.Выявить причины не прощения.3. Побудить учеников прощать обиды и налаживать отношения друг с другом. Планируемые результаты: Предметные:...
Внеурочное занятие Тема «Учусь прощать обиду»
Класс 2-1 ...
Воспитательное занятие:«Умеем ли мы прощать обиды?»
- формировать убеждение, что человек несет персональную ответственность за свое поведение;- помочь понять происходящее возбудимым детям, которых легко спровоцировать на агрессивные поступки....