Путешествие в зимний лес
план-конспект занятия (2 класс) на тему
Внеклассное занятие по окружающему миру для учащихся 2 класса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
puteshestvie_v_zimniy_les.doc | 126 КБ |
Предварительный просмотр:
федеральное государственное казённое общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 178»
2 класс
Учитель: Лис Марина Владимировна
г. Иркутск -45
ЦЕЛИ: расширять интерес к изучению природы; развивать познавательную активность, кругозор детей, наглядно-образное мышление, воображение и творческие способности; воспитывать любовь и бережное отношение к родной природе; содействовать формированию культуры общения и поведения; совершенствовать навыки выразительной речи, творческие способности.
ОБОРУДОВАНИЕ: музыка для выхода, запись птичьих голосов и волчьего воя; элементы костюма почтальона; письмо от Зимы; ободки с надписью (Декабрь, Январь, Февраль); надписи: остановка «Птичья», остановка «Лесные жители»; магнитная доска; магниты; маски животных (воробей, синица, клёст, снегирь, заяц, лиса, тетерев, кабан, мышка); рисунки животных (снегирь, синица, воробей, сорока, ворона, дятел, клёст, поползень, лиса, волк, заяц, белка, лось); образцы кормушек, снежинки по количеству детей, рисунки детей и картины о зиме.
Дети под музыку входят в зал, садятся на свои места.
Ведущий:
Добрый день, дорогие ребята и уважаемые гости! Сегодня мы с вами собрались … (стук в дверь). Простите, наверное, кто-то опоздал…
Входит почтальон Печкин с письмом для ребят.
Почтальон: Здравствуйте! Я почтальон Печкин. Тут вам письмо пришло. Только я не знаю, отдавать ли его вам. На нём не написан обратный адрес. А написан какой-то стишок (читает).
Принесла с собою холода, метели, Нарядила снегом землю и дома, На прохожих шубы с шапками одела. Догадались, дети? Что это?.... (Зима.)
Ведущий: Да, выпал снег, и пришла зима. Зимой природа совершенно не такая как весной, летом и осенью. Всё становится белым, чистым, светлым, всё изменяется, как в сказке. Любит русский народ зимушку – зиму. И на санях кататься можно, и в снежки поиграть, и снежную бабу слепить. Сегодня наше развлечение и посвящено зиме.
Почтальон: А я что говорю? Так и есть – Зима.
Ведущий: Хотя давайте посмотрим, что предлагает нам сама Зима. Ну что, Печкин, отдашь нам письмо?
Почтальон: Отдам, но с одним условием: можно и я послушаю, что вам Зима написала? Много лет работаю почтальоном, а от Зимы писем видеть не доводилось.
Ведущий: Надо спросить у ребят. Ребята, вы не против?
Ведущий: (открывает письмо и читает его вслух)
“Здравствуйте, дорогие ребята! Я приглашаю вас в путешествие в мой зимний лес. А помогут вам в пути мои сыновья, если отгадаете их имена”.
Почтальон: (заглядывает в письмо и читает) Старший сын год кончает, зиму начинает. Интересно, кто это? Скажите вместе, хором.
Дети: (хором) Декабрь!
Ведущий: Декабрь – шляпа зимы, так говорят про этот зимний месяц. А ещё его называют: студень, стужайло, снежень, хмурень, ледостав, зимник.
Почтальон: (читает дальше) Средний сын – году начало, зиме середина.
Дети: (хором) Январь!
Ведущий: Январь – середина зимы, он рассекает, делит зиму на две половины. Вот и называют его в народе – сечень.
Почтальон: (читает дальше) А о младшем сыне говорится так: «Вьюги да метели с его приходом налетели».
Дети: (хором) Февраль!
Ведущий: Февраль – последний месяц зимы. Не хочется уступать ему свои права, поэтому он холодный, ветреный. Народное название – «лютый».
Почтальон: А давайте их к нам в гости позовём. Вместе дружно крикнем: Декабрь, Январь, Февраль!
Ведущий: Боюсь, они нас не услышат.
Печкин: А мы попробуем. Раз, два, три!
Дети кричат. Никто не появляется.
Ведущий: Я же говорила, что не услышат. Можно спеть песню о них. Песня звонко поётся, далеко по морозу слышна. Споём, про них, ребята?
Песня «Три белых коня». Входят зимние месяцы.
Декабрь: Здравствуйте, дорогие ребятишки, девчонки и мальчишки!
Январь: Издавна на Руси ни один зимний праздник без нас не обходился.
Февраль: Мы – зимние месяцы!
Декабрь: В декабре, в декабре Все деревья в серебре. Нашу речку, словно в сказке, За ночь вымостил мороз, Обновил коньки, салазки, Ёлку из лесу привёз.
Январь: В январе, в январе Много снегу на дворе. Снег на крыше, на крылечке, Солнце в небе голубом. В нашем доме топят печки, В небе дым стоит столбом.
Февраль: Дуют ветры в феврале, Воют в трубах громко. Змейкой мчится по земле Лёгкая позёмка.
Декабрь: Зима прислала нас, чтобы мы провели вас по лесным полянкам, показали её владения.
Январь: Для начала давайте познакомимся. На счёт три, вы громко кричите своё имя. Раз, два, три! … Молодцы!
Февраль: Что, ребята, холодно зимой? Давайте согреемся! Встаньте! Ручками похлопали! Ножками потопали! Носики потёрли! Согрелись? Ну, а теперь мы можем отправляться в лес. А зимний лес полон чудес.
Ребёнок: Здравствуй, лес! Дремучий лес! Полный сказок и чудес! Что в глуши твоей таится? Всё открой, не утаи: Ты же видишь, мы свои!
Звучит мелодия. Ведущий под неё читает стихи.
Ведущий: Вместе с музыкой хорошей К нам приходит волшебство. Осторожней, осторожней - Не спугнуть бы нам его!
Запись птичьих голосов.
Ведущий: Мы с вами очутились на первой полянке – остановке «Птичья».
Декабрь: Ребята, жителей этой полянки вы узнаете, если правильно отгадаете загадки:
Зимой на ветках яблоки! Скорей их собери! И вдруг вспорхнули яблоки! Ведь это … (снегири).
Как лиса среди зверей, Эта птица всех хитрей. Прячется в зелёных кронах, а зовут её … (ворона).
Трещала с самого утра: «Пор-р-ра! Пор-р-ра!» А что пора? Такая с ней морока, Когда трещит … (сорока).
Что за птица Мороза не боится? Хоть снега лежат везде, У неё птенцы в гнезде? (Клёст)
Спинкою зеленовата, Животиком желтовата, Чёрненькая шапочка, И полоска шарфика. (Синица)
Чик-чирик! К зернышкам прыг
Клюй, не робей! Кто это? (Воробей)
Я по дереву стучу, Червячков добыть хочу. Хоть и скрылся под корой, Всё равно ты будешь мой. (Дятел)
Ведущий: Посмотрите на эту яркую полянку. Так кто её жители? А вы узнали, чьи голоса мы слышали вначале, перед загадками? (Чириканье воробьёв)
И ребята сейчас расскажут нам об этой полянке.
1. Зимний лес не спит, а дремлет Серебром унизан весь. Не покинув эту землю Много птиц осталось здесь.
2. В яркой шапке пёстрый дятел Барабанит в мёрзлый ствол.
3. Ловко, ловко по стволам, Вверх и вниз, и тут и там, Он мелькает целый день, Это птица … поползень.
4. Клёст клювом ветки потрошит, В еловых ветках всё шуршит.
5. У опушки в старых ёлках От зари и до зари Разговор ведут друг с другом С красной грудкой снегири.
6. Мы могли ещё так много Про лесных сказать певцов, Как средь стужи и морозов Вывел клёст своих птенцов.
7. Как рассвет, встречая новый, Будит лес своих гостей. Не опишешь даже словом Красоту земли моей!
Ведущий: Кто услышал название новой птицы? Поползень – размером с воробья. Это единственная птица, способная передвигаться по стволу дерева вниз головой. Да, непросто бывает птицам зимовать. Скажите, что для птиц страшнее – холод или голод? Птицы хорошо переносят холод, так как перья и пух – очень тёплое платье, а птичья кровь так горяча, что им мороз не страшен. Причина в другом – голод. Зимой исчезают насекомые, землю покрыл снег и птицам всё труднее добывать корм. И всё-таки некоторые птицы остаются зимовать. Наша задача помочь им. А как мы им можем помочь? (Сделать кормушки.) И ребята нам сейчас об этом расскажут.
1. Вышит снег Красивой строчкой, Словно белая сорочка. Папу я зову во двор: -Погляди, какой узор!
2. Смотрит папа сверху вниз: -Тут письмо тебе, Денис! Пишут птицы и зверюшки: «Сделай нам, Денис, кормушки!»
Ведущий: Кто уже сделал кормушку и угощает птичек? Молодцы! Но оказывается, ребята, не всегда птички бывают довольны нашим угощением. Давайте послушаем один птичий разговор. Но сначала узнайте птичек. (Показ масок)
Сценка «Угощение».
Воробей: Безобразие! Прилетел перекусить, а корм снегом засыпало. Хоть бы на кормушку навес сделали, что ли!
Синица: Могли бы и сальца несоленого вывесить. У нас от солённого животы болят.
Клёст: Я вообще голодным остался! Обед ветром сдуло. Кто сделал кормушку без бортиков? Ветер у него в голове?
Снегирь: А где семена сорняков? Где рябина, калина, где арбузные и дынные семечки?
Ведущий: Успокойтесь, птицы! Всё будет в порядке! Видите, ребята, мало сделать кормушку, которая, кстати, должна быть удобной для птиц. Ещё надо хорошо знать, какой корм нужен птицам. Кто запомнил или знает, что любят птицы? (Несоленое сало, крошки хлеба, семена, семечки, ягоды.) А кормушки можно сделать такими. (Образцы разных кормушек на плакате.)
Дети читают стихи.
1. Сугробами засыпаны 2. Скорей на помощь, дети! Дома, дворы, дорожки. Вот в этот самый трудный час Не могут пташки отыскать Спасенья птицы ждут от нас. Ни зёрнышка, ни крошки. Кормите их! Согрейте! И вот летают всё слабей Ворона, голубь, воробей.
3. Повесьте домик на суку, Рассыпьте крошек на снегу, А то и манной кашки … И оживут, бедняжки.
4. По небу весело скользя, Взлетят пернатые друзья И пропоют, чирикая: «Спасибо вам великое!»
Декабрь: А я сейчас хочу проверить, как хорошо вы знаете птиц и умеете отличать их от других животных. Давайте сыграем в игру «Бал птиц». Если я называю птицу – вы машете руками, если другое животное – кружитесь на месте. Итак, начинаем: сорока ворона слон воробей муравей соловей стриж медведь бабочка синица олень ласточка ёж голубь
Ведущий: Молодцы, ребята, справились с заданием. А я хочу сказать только одно: подкармливайте птиц зимой. За эту доброту они порадуют нас весной щебетаньем и ликующей песней. И мы тоже сейчас исполним одну весёлую песню.
Песня «Не дразните собак»
Ведущий: Пока мы пели Зимушка – зима приготовила нам следующую полянку. Послушайте.
Запись голосов диких животных.
Ведущий: А остановка эта называется «Лесные жители».
Январь: Ребята, отгадав загадки, вы узнаете, кто нас встретит на этой полянке.
Кто на дереве дуплистом Хитрая плутовка, Замахал хвостом пушистым, Рыжая головка, Ловкий, маленький и рыжий Хвост пушистый – краса! По стволу спустился ниже? А зовут её … (Белка) (Лиса)
Сбросил серенькую шубку, Кто в лесу разбойник серый Белую к зиме надел. Кто зубами щёлк да щёлк? Прыг – и позади лужайка - Вы, конечно, догадались: Спрятался от волка … Это злющий, страшный … (Зайка) (Волк)
Отступать врагам пришлось - Их рогами встретил … (Лось)
Ведущий: Кто же встретил нас на полянке? Почему именно эти лесные жители? На этой остановке мы проверим, какие вы любознательные, сообразительные и внимательные.
Февраль: Я буду задавать вопросы, а вы отвечаете. Только, чур, уговор: поднимаем руку. - Как белочки готовятся к зиме? (Утепляют гнёзда, сушат грибы, заготавливают орехи, меняют рыженькую шубку на серебристо-серенькую.) - Чем питается зимой лось? (Ветками деревьев, раскапывает из-под снега траву.) - Что ест зимой жаба? (Ничего, она спит.) - Какие звери зимой тоже впадают в спячку? (Медведи, барсуки, ежи.) - А как приходится зимой зайчику? (Тоже сменил свою серенькую шубку на беленькую; маскируется, чтобы хищники его не видели.) - Какие враги у зайца?
Ведущий: Давайте послушаем, о чём говорят при встрече Заяц и Лиса.
Сценка «Разговор Зайца и Лисы».
Лиса: Зайка-косой, погоди, постой! Надо мне, косой, побеседовать с тобой!
Заяц: Не могу, лиса, стоять. Надо мне себя спасать!
Лиса: От кого себя спасать? Здесь в лесу густом, Мы с тобой стоим вдвоём.
Заяц: От твоих, лиса, зубов, От твоих, лиса, усов, От хвоста и лисьих глаз, Веры нет к лисе у нас!
Февраль: (продолжает) - Скажите, а что принесла с собой зима? (Метели, снег, снежинки, морозы и т.д.) - А вот много снега это хорошо или плохо?
Ведущий: А теперь послушайте, как разрешился спор между Зайцем и Тетеревом.
Сценка «Спор Зайца и Тетерева».
Автор: Навалило снегу в лесу – ни пройти, ни проехать. Бежал по лесу Заяц и ворчал:
Заяц: Ишь, сколько намело! Провались он пропадом, этот снег!
Автор: Услыхал Зайца старый Тетерев.
Тетерев: Чиш-ш-ш! Куда, косой, спешишь? Кого это ты честишь, кого ругаешь?
Заяц: Кого, кого! Да снег! Куда ни побегу – следы выдают: всюду за мной по лесу тянутся. Того и гляди, собака или лиса выследят. И кто этот окаянный снег выдумал?
Тетерев: Не прав ты, косой. Снег – это очень даже хорошо. К ночи мороз ударит, а я с березы – кувырк в сугроб! Всю ночь под снегом, как в теплой спаленке. И рябчик так, и куропатка!
Заяц: Все равно плох твой снег! Спроси хоть у лося. Уж какой великан – и то по грудь проваливается, еле бредет. Что ни говори, а снег все равно штука вредная.
Тетерев: Очень даже полезная.
Заяц: Нет, вредная!
Тетерев: Полезная!
Заяц: Вредная! Давай спорить!
Тетерев: Давай! А на что?
Заяц: А на хвосты (почесал ухо). Кто кому проспорит, тот отдаст свой хвост. И будет весь лесной народ над тобой, Терентий, над бесхвостым, смеяться.
Тетерев: Ну, это мы еще поглядим. (Надулся.)
Автор: Отправились Тетерев и Заяц искать, кто бы их спор разрешил. Искали, искали, глядь – Кабан.
Заяц: Здравствуй, Кабан! Рассуди нас с Терентием. Он говорит – снег в лесу на пользу, а я говорю – во вред.
Кабан: Уи-уи-уи! Косой, беда от этого снега! Пока до земли докопаешься, совсем из сил выбьешься. Найдешь корешок или желудь, заморишь червячка и опять – хрю-хрю-хрю! – сугробы раскапывай. Я – пятачком, Олень – копытом. И так от зари до зари. А не было бы снега – без труда до отвала наелись бы.
Заяц: Слыхал, Терентий? Отдавай хвост, ты проиграл.
Терентий: Э, нет, косой! Давай еще у кого-нибудь спросим.
Заяц: Что там спрашивать – и так ясно! Все снег похоронил. И траву загубил, и землю застудил, и птиц прогнал.
Тетерев: Чушь, чушь, чушь! Давай лучше у Мышки спросим.
Заяц: Эй, Мышка-норушка, рассуди наш спор! Скажи, как тебе под снегом живется?
Мышка: Хорошо живется, Заяц, просто замечательно! У нас тут и тепло, и уютно, и спокойно. Снежное одеяло не только от мороза – оно и от лисы да от совы нас прячет. Под снежною крышей и зеленая травка, и осенняя ягодка попадается, и семян разных полно.
Тетерев: Слыхал, лопоухий? (Обрадовался.) Так кто из нас проиграл? А ну, отдавай свой хвост!
Заяц: Ишь, какой хитренький! Мы еще у других спросим.
Автор: И отправились они дальше. Пошли было к Медведю, а тот спит, да так сладко, что не добудишься. Видно, хорошо ему под снегом. Стали у Соек спрашивать, а тем не до них. У них под снегом кладовки с запасом желудей. Не своя, так чужая попадается.
Так всю зиму и спорили Заяц с Тетеревом. А тут и весна пришла, ручьи зажурчали. "Как хорошо, что было много снега!" – шепчут на поле росточки пшеницы. Все живое добрым словом снег поминает.
Вот и решился спор. Как Заяц ни выкручивался, ничего не поделаешь – проспорил.
Пришлось проститься со своим роскошным хвостом. С тех пор у косого и осталось ни то ни сё, так себе, не хвост – культяшка.
Ведущий: Ребята, так много снега - это хорошо или плохо? (И животных спасает – им под снегом тепло; и укрывает корни растений – не даёт им погибнуть от холода; много снега – много воды, а много воды – много травы.) Так пусть зимой будет много снега!
Печкин: И чтобы вы об этом не забывали, Зима отправила вам в подарок: С неба звёзды падают,
Лягут на поля.
Пусть под ними скроется
Чёрная земля.
Много-много звёздочек
Тонких, как стекло;
Звёздочки холодные,
А земле тепло! (Снежинки)
Печкин и месяцы раздают детям снежинки.
Ведущий: Посмотрите, какие они красивые, резные. Мы с вами на следующем занятии будем учиться вырезать такие снежинки и украшать ими зал. И вам задание: рассмотрите снежинки и подумайте, в чём их сходство и различие.
Ребята, понравилось вам наше путешествие в зимний лес? Но пришло время заканчивать путешествие и прощаться! Спасибо вам, зимние месяцы, за интересное путешествие. Поблагодарите от нас Зиму за приглашение. Вам, почтальон Печкин, отдельное спасибо за вовремя доставленное письмо.
Месяцы и почтальон уходят, говоря: - До свидания, ребята! - До новых встреч! - Всего хорошего! - Доброго Вам здоровья!
Ведущий: А у меня для вас, ребята, ещё один вопрос: кто из вас любит зиму? А за что вы её любите? Ведь она холодная, морозная, лютая, долгая?
Дети: - Я люблю зиму за то, что много снега, можно кататься на лыжах, санках и коньках. - Я люблю зиму за то, что можно играть в хоккей. - Я люблю зиму за то, что зимой есть весёлые праздники – Новый год и Рождество. - Я люблю зиму за то, что зимой очень красиво. - Я люблю зиму за то, что зимой бывают весёлые каникулы – с ёлкой, подарками. - Я люблю зиму за то, что зимой у меня день рождения.
Ведущий: Каждый любит зимушку-зиму по-своему, и вы это показали ещё и своими замечательными рисунками. Посмотрите на нашу выставку: здесь нарисовано всё то, о чём вы только что сказали: и зимние развлечения, и весёлый Новый год – о нём мы будем продолжать говорить, и красивая зимняя природа. И давайте поблагодарим зиму за всё это весёлой песней.
Песня «Здравствуй, гостья-зима!»
Ведущий: Ребята, вы должны научиться видеть и любить природу. Наша природа богата, красива и разнообразна в любое время года.
1. Мы любим лес в любое время года! 2. Мы слышим речек медленную речь! 3. Всё это называется природа! 4. Давайте же всегда её беречь!
Под музыку дети покидают зал.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Путешествие в зимний лес
внеклассное меоприятие на тему "Путешествие в зимний лес"...
Конспект занятия по развитию речи «Путешествие в зимнюю сказку».
Занятие разработано в форме «игры – путешествия». Дети вместе с педагогом, выполняя задания, освобождают Снегурочку из ледяной пещеры. В процессе занятия закрепляются знания о зиме, активизир...
Путешествие в зимнюю сказку. Чтение слов с изученными буквами
Конспект урока обучения грамоте...
Конспект занятия по развитию речи « Путешествие в зимний лес» Лексическая тема: "Зимующие птицы" для детей с ОНР (подготовительная группа)
• расширение и активизация словаря детей по теме, закрепление в речи названий зимующих птиц; закрепление обобщающего понятия "Зимующие птицы" • развитие мышления д...
Открытое мероприятие на тему: «Путешествие в зимний лес»
Цель: способствовать закреплению и расширению знаний учащихся о лесе и лесных животных Задачи: - обобщение представлений учащихся о зимней природе; - учить помогать животным и птицам пережить зи...
Внеклассное занятие "Путешествие в зимний лес"
Открытое внеклассное занятие в 4 классе на повторение изучения темы "Имя существительное"...
Логопедическое занятие на лексическую тему "Путешествие в зимнем лесу".
Конспект открытого подгруппового логопедического занятия комбинированного типа с учащимися 4 класса (VI и VII вид)....