Неоконченный урок. Поисково-исследовательская работа.
учебно-методический материал на тему
Светлой памяти учителей Мещеринской школы, воевавших с фашистскими захватчиками, посвящена поисково-исследовательская работа «Неоконченный урок».
Скачать:
Предварительный просмотр:
МОУ «Мещеринская общеобразовательная средняя школа №1 с углубленным изучением отдельных предметов»
Ступинского муниципального района Московской области
VI районный конкурс исследовательских работ
Направление-краеведение
Реферативный вид
Поисково-исследовательская работа
"Неоконченный урок"
Руководитель: Нестеренко Елена Леонидовна,
учитель начальных классов,
краеведческий кружок «Истоки»
контактный телефон: 8-916-075-62-43
Мещерино-1
НЕОКОНЧЕННЫЙ УРОК
ОГЛАВЛЕНИЕ
I. Введение……………………………………………………………………….2-5
II. Основная часть. Неоконченный урок…………..…………………………5
- История довоенного снимка………………………..……………..……..5
- Жизнь и подвиг Александра Поспелова……………………………….6
- Учительская династия Поспеловых..……………………………..……8
- Судьба Валентина Парусникова ………………………………..………8
- Вековая династия Парусниковых-Левитских…..……………..…….12
III. Заключение. Урок продолжается!.....……………………………..………13
IV. Библиографический список……………………………………..….……...15
V. Приложения (№ 1-10)..…………………………………………………………
I. ВВЕДЕНИЕ
Жизнь была спокойной и прекрасной,
Но внезапно грянула война.
И сменив костюмы на шинели
В бой с врагом ушли учителя…
Воспитанники кружка «Истоки»
Светлой памяти учителей Мещеринской школы, воевавших с фашистскими захватчиками, посвящена поисково-исследовательская работа «Неоконченный урок».
Цель работы: исследовать судьбы педагогов Мещеринской школы -
участников Великой Отечественной войны.
В ходе достижения цели, предполагаем, решить следующие задачи:
- установить фамилии всех педагогов, работавших в Мещеринской школе в сороковые годы XX века;
- исследовать биографию педагогов А.С. Поспелова и В.С.Парусникова;
- описать семейные учительские династии героев;
- изучить материалы центральной районной библиотеки, Ступинского архивного отдела, Мещеринской сельской библиотеки, архива Ступинского военкомата и экспонаты школьных музеев;
- опубликовать материалы о героях-земляках в районной газете;
- Провести интервьюирование и анкетирование населения, составить диаграмму по результатам анкетирования.
- установить памятную мемориальную доску на здании бывшей Мещеринской школы в честь учителей, воевавших с фашистами;
Новизна исследования заключается в самостоятельном изучении и анализе военной темы через судьбы педагогов Мещеринской школы.
Проблемность работы заключается в том, что многие письменные и вещественные источники не дошли до наших дней.
Прогнозируемый результат: проведение 9 мая митинга в селе Мещерино, открытие памятной мемориальной доски к юбилею Победы.
Объектом данной исследовательской работы является Великая Отечественная война, предметом – учителя Мещеринской школы.
Методы проведения исследования:
- Накопление материала: анализ личных документов (письма, грамоты, награды); использование визуальных документов (фильмы, фотографии); интервьюирование; консультация работников архивов, библиотек;
- Осмысление собранного материала: сравнение и обобщение фактов биографии фронтовиков; анализ содержания военных писем;
- Проверка и уточнение фактов: публикация материала с целью установления подробностей биографии педагогов; работа с архивными материалами, материалами музеев и библиотек; анкетирование и опрос учеников 9-10 классов п. Мещерино-1.
Прежде чем выбрать тему исследования, нами проведено анкетирование среди учащихся 9-10 классов. В анкете были вопросы:
- Кто из твоих родственников участвовал в ВОВ?
2.Надо ли увековечить память учителям Мещеринской школы?
Проанализировав результаты анкет, мы пришли к выводу, что интерес молодежи к Великой Отечественной войне не ослабевает, а усиливается1. Большая часть подростков заинтересовалась военным временем в истории России и судьбами учителей Мещеринской школы. Поэтому мы посчитали нужным заняться более глубоким исследованием данной темы.
Структура работы
- Изучение и систематизация литературных источников, изучение соответствующих сайтов в Интернете по данной теме.
- Интервьюирование родственников и бывших учеников школы с целью воссоздания биографии педагогов с. Мещерино.
- Знакомство с архивными материалами; материалами музеев и библиотек;
- Исследование военных писем фронтовиков. Сбор и осмысление материала на основе изучения фотографий, грамот, похвальных листов и аттестатов бывших учеников школы.
- Проверка, уточнение и корректировка сделанных выводов.
- Написание исследовательской работы.
Практическая и теоретическая значимость определяется тем, что результаты могут быть использованы в структуре курсов по историческому краеведению в школах города и района. Собранный материал может представлять интерес для широкого круга читателей, интересующихся историей родного края. Цель исследования состоит в воспитании уважения к учителям, участникам Великой Отечественной войны.
Апробация работы: материал по данной теме исследования систематизирован и проанализирован на основе научных методов сбора и обработки информации. На его основе созданы презентация, буклет, проводятся классные часы, Уроки Мужества. Факты и даты, цифры и имена исследовательской работы используются в учебной и во внеклассной________
Приложение №1. Рисунок 1.1,1.2.
деятельности для написания рефератов, сообщений, статей в газеты и журналы. Наш краеведческий кружок, выступил с инициативой увековечить память об учителях школы, воевавших за Родину. В мае памятная мемориальная доска будет установлена на здании бывшей Мещеринской школы в честь всех педагогов, защищавших нашу Родину от фашистских захватчиков.
II. Основная часть. Неоконченный урок
Глава 1. История довоенного снимка
Когда два года назад в наших руках оказалась довоенная фотография учителей Мещеринской школы, мы даже не предполагали, что она станет поводом для длительного и сложного поиска.
Работу с детьми, которую педагоги воспринимали как счастливую судьбу, прервала война. Всем мужчинам, снятым на фотографии 1940 года, не суждено было вернуться с фронта, чтобы продолжить свой начатый урок1. С теплом говорят о своих педагогах бывшие ученицы школы. Из воспоминаний Мороз К.И.: «Грамотными специалистами были наши учителя, талантливыми людьми. В селе их все уважали и любили. Все свободное время мы находились в школе. Было интересно, часто проводились различные мероприятия: пионерские сборы, тематические вечера, физкультурные мероприятия, смотры художественной самодеятельности. Трудились на пришкольном участке, летом и осенью на колхозном поле выращивали капусту, копали картофель2».
Среди семейных реликвий Л.Н. Брагиной, 1926 г.р., проживающей в г. Коломне нашлась уникальная почетная грамота 1938 года, подписанная директором школы Парусниковым В.С3. Также в архиве Лидии Николаевны сохранились свидетельства об окончании Мещеринской школы ее братьев4. К сожалению, выпускники и учителя школы погибли на фронте, героически сражаясь с фашистами.________________________________________________
Приложение №2. Рисунок 2.1, 2.2.
2 Материалы интервью с Мороз К.И., 1930 г.р., жительницей г.Люберцы. – 18 августа, 2009.
3 Приложение №3. Рисунок 3.3.
4 Приложение №3. Рисунок 3.1, 3.2.
На пороге светлого праздника-дня Победы над фашистской Германией, мы расскажем о судьбе директора школы Валентина Сергеевича Парусникова и завуча Александра Сергеевича Поспелова.
Глава 2. Жизнь и подвиг Александра Поспелова
В далёком 1898 году в с.Бисерово Балашихинского района Московской области в семье Сергея Александровича и Ольги Степановны родился сын Александр. Отец до революции служил в церкви п. Малино, после революции работал в Загсе. Мать была домохозяйка, воспитывала 10 детей. И хоть сама Ольга Степановна не знала грамоты, она всегда мечтала, чтобы ее дети получили хорошее образование. Из десяти - шестеро детей, в том числе и Александр, окончили гимназию и работали учителями в разных школах Московской области.
Окончив Коломенский пединститут, Поспелов вместе с женой Варварой Даниловной в 1935 году приехали в с. Мещерино1. В школе Александр Сергеевич работал учителем естествознания, был завучем, его жена преподавала в младших классах2. Подробности биографии Александра Сергеевича поведала нам его дочь Эрна, проживающая ныне в городе Брянске3.
В 1942 году Александр Сергеевич призван в армию, воевал под Сталинградом. Летом 1943 года находился на лечении московском госпитале. Жена с малолетними детьми – Эрной, Николаем и Львом ездила повидаться с ним, оказалось, что виделись они с ним последний раз. Сохранившиеся открытки-письма красноармейца пронизаны любовью, заботой и грустью. Вот строчки к матери, Ольге Степановне, написанные бойцом в сентябре 1943 г. «Мама, я отправляюсь в путь, чтобы гнать немцев на Запад с нашей Родины. Ничего, не бойся за меня, береги внучат своих и жди хороших вестей»4. В октябре 1943г. рядовой Поспелов А.С. принимал участие в освобождении Белоруссии._________________________________________________________
1-3 Приложение № 4. Рисунок 4.1, 4.2 и 4.3.
4 Приложение № 5. Рисунок 5.1, 5.2 и 5.3.
В книге «Память», выпущенной по документальным материалам военной хроники, читаем описание штурма высотки 707,02, в котором принимал участие наш земляк: «С 12 по 20 октября 1943 года наша армия, сформированная под Рязанью, вела жестокие бои в районе пос. Ленино Горецкого района Могилевской области. Была задача ликвидировать вражескую оборону, проходившую через поселок, выбить гитлеровцев с вражеской высотки, прорвать оборону противника и затем развернуть наступление и прорваться до Днепра для его форсирования. Гитлеровцы отчаянно сопротивлялись. Под перекрёстным огнём возле высотки 215,5 м с криком «За Родину!» наши бойцы пошли в атаку»1. При штурме высотки 19 октября 1943 г. геройски погиб Александр Сергеевич Поспелов. Теперь на месте высотки установлен мемориальный памятник погибшим. Построен музей советско-польского сотрудничества. Внешний вид музея имеет форму солдатской каски. В музее стоит огромная мраморная доска, где высечены фамилии и звания всех погибших, в том числе и нашего земляка, УЧИТЕЛЯ Александра Сергеевича Поспелова. Пронзительные строки посвятила отцу Эрна Александровна: Вы не привыкли преклоняться,
Себя хотя б чуть-чуть щадить,
Вы до конца готовы драться
И всех собою защитить.
Умирали Вы, снова вставали,
Вспоминая потом, как взята
Та, которую Вы штурмовали
Непокорная высота!3
Глава 3. Учительская династия Поспеловых
Учитель – непростая профессия. Много труда и терпения нужно, чтобы из маленьких озорников выросли серьёзные молодые люди! Учителя семьи Поспеловых выпустили «в жизнь» сотни юношей и девушек._______________
1 М.Ботвинник «Холокост в книгах «Память» Республики Беларусь».
2 Приложение № 5. Рисунок 5.4.
Много учеников прошло через руки и сердце учительницы младших классов Варвары Даниловны Поспеловой! В Малинской волости до революции работали сестры Поспеловы: Юлия, Анна и Серафима, окончившие епархиальное училище1. Серафима Сергеевна - заслуженный учитель, награждена орденом Ленина. Муж учительницы Евдокии Сергеевны Поспеловой, Александр Михайлович Шустин, в августе 1925 года был назначен преподавателем обществознания в Мещеринскую школу крестьянской молодежи Коломенского уезда, в которой проработал 3 года2. Затем Шустин учился в Академии коммунистического воспитания им. Н.К.Крупской, закончил аспирантуру. О педагоге много писалось в газетах, рассказывалось по телевидению. Одна из газет писала о нем под заголовком «Главное в жизни – профессия»3.
Главное в жизни – профессия относится ко всем педагогам династии Поспеловых! Продолжает дело родителей сын Поспеловых - Николай. Он окончил Коломенский педагогический институт и по настоящее время работает учителем физики в подмосковной школе.
Глава 4. Судьба Валентина Парусникова
Валентин родился 30 июля 1915 года в с.Березнецово Малинского района Московской области в семье русских интеллигентов. Мать, Ольга Александровна - учитель начальных классов, отец, Сергей Дмитриевич – священник. В семье было трое детей: Валентин, Серафима и Николай, двое стали учителями. Личная жизнь Парусникова сложилась удачно, он женился на русской красавице Юлии Сергеевне Вронской - Соколовой. В 1939 году в семье Парусниковых рождается дочь Инна, а двумя годами позднее Лилия.
В педагогической биографии В.С. Парусникова было несколько школ. С 1933 по февраль 1934 года он преподавал в селе Кошелевка, затем был заведующим в Абдуловской средней школе4._____________________________
1. Кожемякин С. Из истории народного образования в селе Малино и его окрестностях. Архив Центральной районной библиотеки г. Ступино.
2 Приложение № 5. Рисунок 5.5.
3 Письмо Э.А.Поспеловой, январь 2009 г.
4 Приложение № 6. Рисунок 6.1, 6.2.
В 1936 году Валентин - студент физико-математического факультета Московского областного педагогического института1. В Мещеринской школе Валентин Сергеевич сначала преподавал математику, а с августа 1937 года был назначен директором2. Ученики усвоили, что новый директор просто так никого не накажет, не даст в обиду, обязательно защитит. Вот что говорит его ученица Е.Цыганкова: «Хороший человек был наш директор. Все дети его любили и немного боялись. Замечательный педагог, интеллигентный и строгий»3. Борисова А.В. вспоминает, что Валентин Сергеевич не ходил по коридорам школы, а бегал, и старшеклассницы были тайно в него влюблены4. С теплом отзывается о своем учителе отличница Л.Брагина: «Учитель был очень добрый. Оценки ставил хорошие». Лидия Николаевна помнит, как с Валентином Сергеевичем из обычных бутылок с помощью керосина дети делали ровненькие стаканчики для опытов по физике5.
Будучи на фронте директор не переставал интересоваться школьной жизнью: «Как идет работа, какие изменения? Ведь я уже 2 года оторван от школы». К сожалению, Валентину Сергеевичу не суждено было вернуться с войны, чтобы продолжить свой начатый урок. Основным свидетелем и помощником в поисковой работе стала дочь Валентина Сергеевича, Инна, передавшая нам 7 фронтовых писем отца6. Строки писем – это нить из прошлого в будущее, завещание погибших живым. Никто из бойцов не знал, будет ли завтра жив, наверное, поэтому спешил сказать сегодня, сейчас, что не сумел сделать раньше. За строчками писем видится внутренняя связь собственной жизни с жизнью народа: трудно мне, но трудно всем. Значит, я могу, мы можем. Наверное, это и есть настоящий патриотизм. «За меня слишком не беспокойтесь. Я жив и здоров и поступаю всегда, так как этого требует и выполнение моего служебного долга и личная безопасность, что является первейшей задачей каждого из нас. Выполнить отлично задание, нанести большой урон врагу, а самому целому быть, так вот мы теперь воюем»._______
1-2 Приложение № 6. Рисунок 6.3 и 6.4.
3Материалы интервью с Цыганковой Е.А., 1931 г.р., жительницей д.Городня.– 9декабря, 2009.
4 Материалы интервью с Борисовой А.В., 1930 г.р., жительницей д. Зевалово – 8 мая, 2009.
5 Материалы интервью с Брагиной Л.Н., 1930 г.р., жительницей г.Коломны. – 10 ноября, 2009.
6Приложение № 7. Рис.7.1. Фронтовые письма Парусникова В.С.
Военкомат призвал В.С.Парусникова в октябре 1941 года по требованию военного времени. В каменном здании Мещеринской школы разместился госпиталь для тяжелораненых солдат. Младший лейтенант воевал в 4-й штурмовой бригаде 778 саперного батальона. Бригада не случайно называлась штормовой: бойцы были вооружены автоматами и ручными пулеметами. Действия саперов-штурмовиков отличались дерзостью, смекалкой и стремительностью. Бойцы под огнем противника обезвреживали минные поля, организовывали переправу, строили мосты, обеспечивали форсирование рек. От прямого попадания снарядов разбивались отдельные пролеты мостов, инженерные части несли большие потери, но свою работу мужественно продолжали1. Саперы – великие труженики войны, много работы доставалось им мозолистым, но весьма чутким рукам. Читаешь строки писем Валентина Сергеевича, и, кажется, что не было у него ни страха, ни усталости. Была уверенность в правом деле, вера в победу: «Все время нахожусь в боевой обстановке, наступаем и бьем немцев. Живу в землянке вместе со своими товарищами. Землянка тесна, в глине ходим вымазанными, но благоустраивать ее нет времени, да и незачем, так как каждые 2-3 дня их менять приходится». Во время освобождения городов Духовщина и Ярцево оказалась взломанной сильно укрепленная оборонительная полоса немцев, запирающая так называемые Смоленские ворота. Между смертоносными рядами противотанковых и противопехотных мин специально для саперов фашисты ставили мины с «сюрпризами»2. Что ни мина, то загадка, каждую нужно обязательно разгадать. Не разгадаешь – смерть! В ходе наступательной операции только за период с 13 августа по 14 сентября 1943 г. 4 и 5-й штурмовыми инженерно-саперными бригадами при обеспечении прорыва обороны было обезврежено 36 000 противотанковых, 16 000 противопехотных мин и 385 фугасов и «сюрпризов». В ознаменование одержанной победы 4-й штурмовой бригаде было присвоено название 4 Духовщинской штурмовой инженерно-саперной бригады.
1Книга «Когда им было двадцать». Кн.1,2 – М.: Политиздат, 1981.
2 См. словарь, стр. 14.
За отличные боевые действия 430 бойцов инженерных войск были награждены правительственными наградами1.
14 сентября 1943 года с гордостью Парусников В.С. сообщает родным: «Вчерашний день был особенно радостным. Вчера я получил правительственную награду – медаль «За отвагу» За что получил награду конкретно, писать не буду, скажу только, что честно выполнял службу, как это требует мой воинский долг Родине. Я сейчас жив и здоров как прежде…. Исполняю должность парторга».
С окончанием Духовщинско-Смоленской и Велижско-Демидовской операций главный удар Калининского фронта обратится на запад. Свое последнее письмо Валентин написал маме, Ольге Александровне, 1 ноября 1943 года: «Здравствуйте мои дорогие родные! Поздравляю вас с наступающим праздником 26-летия Октября. Шлю вам наилучшие пожелания крепкого здоровья. Юле тоже послал поздравление. Ведь 7 ноября ей исполняется еще 30 лет. Это ее день рождения. Пишите! Крепко всех целую. Ваш Валя».
Короткой оказалась фронтовая жизнь младшего лейтенанта Парусникова.
По информации о безвозвратных потерях ЦАМО за № 1204 мы узнали, что
11 ноября 1943 года Валентин Сергеевич погиб2. Отважный парторг был похоронен с воинскими почестями на той земле, за которую отдал свою жизнь: у деревни Клецки Витебской области республики Белорусь3.
Глава 5. Вековая династия Парусниковых-Левитских
В Волоколамском районе Московской области в Буйгороде жил псаломщик Дмитрий Сергеевич Парусников. У него в семье было трое детей: Сергей, Иван и Екатерина. Екатерина Дмитриевна – основательница семейной учительской династии. Две ее дочери – Катя и Лиля, пошли по стопам матери.
1 Интернет–сайт «Неизвестная война», «Победители. Солдаты Великой войны», «Солдат.ru».
2 Интернет-сайт «Мемориал». ЦАМО. Дело источника информации № 1204
3Приложение № 8. Рис. 8.1, 8.2.
Екатерина была директором школы в Волоколамске, а Лилия работала учительницей в г.Красногорске.
Сергей Дмитриевич Парусников – священник церкви Рождества в 25 лет женился на Левицкой Ольге Александровне. Александр Петрович Левитский, отец Ольги, служил в Воскресенской церкви села Сапроново и Преображенской церкви села Спасское Коломенского уезда. В семье кроме дочерей Ольги и Серафимы, росли сыновья Николай и Василий. Дочь Серафима, 1900 г.р. жила в Москве на Земляном валу. Ее сын и внучка преподавали в университете. Сын Василий родившийся в с.Сапроново Малинского района Московской области в1897 г.р., служил дьяконом в церкви Всех святых в г.Москве. Василия арестовали и из тюрьмы он не вернулся. В семье Василия и Анастасии Раевской в 1923 году родился сын Геннадий. Впоследствии Гена закончит аспирантуру на историческом факультете МГУ и защитит кандидатскую диссертацию.
Ольга Александровна Левитская родилась 30 апреля 1895 года в д.Сапроново Малинского района Московской области. Ее дед (отец матери) – Постников, был священником в церкви Рождества в д. Березнецово Малинского района. Сама Ольга Александровна стала учителем начальных классов. 30 июля 1915 года в семье Парусниковых родился первенец – Валентин. Позже родились Нина, Митя, Серафима и Николай. Двое детей решили стать учителями: Валентин - преподавателем математики, Серафима – учителем русского языка и литературы.
Валентин Сергеевич Парусников женился на Юлии Александровне Вронской-Соколовой1. Ее мама, после окончания гимназии, работала учителем начальных классов. Свекор Анны Ивановны - директор Ситне-Щелкановской школы, знаменитого учебного заведения, открывать которое в 1892 г. приезжал сам А.П.Чехов1. Валентин Парусников не вернулся с войны, чтобы продолжить свой урок. Но главное дело его жизни подхватили дети и внуки, по стопам Валентина Сергеевича пошла вся его семья: дочери, внуки._______
1Приложение № 9. Рис. 9.2.
1 Материалы интервью с Парусниковой И.В., жительницей г.Ступино. – 18 октября, 2009.
Парусникова И.В. - заслуженный учитель и настоящая дочь своего отца, ведь всю свою жизнь она посвятила детям1. Инна Валентиновна преподает во 2А классе Ступинской школы №8. Она награждена многочисленными почетными грамотами за профессионализм и преданность профессии.
Лилия Валентиновна Делицына (Парусникова) - кандидат геохимических наук, преподавала в МГУ им. Ломоносова. Ее сын Леонид - кандидат технических наук, в 1988г. окончил геологический факультет МГУ. А Делицын Андрей - доктор физико-математических наук. В 1994г. он закончил кафедру математики физического факультета МГУ и в настоящее время Андрей Леонидович - профессор кафедры математики физического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова2.
III. Заключение. Урок продолжается!
Где-то в далеких просторах мироздания умирают звезды, но их живой и яркий свет еще долго посылает нам свои прямые и сильные лучи. Люди похожи на звезды. Человека уже нет, но его горевшее при жизни сердце продолжает излучать тепло, свой чистый, немеркнущий свет.
В Книге Памяти Московской области совсем рядом стоят фамилии участников Великой Отечественной войны – Парусникова Валентина Сергеевича и Поспелова Александра Сергеевича. За два года исследовательской работы нам удалось проследить жизненный путь учителей Мещеринской школы. Мы выяснили, что семейные учительские династии наших земляков имеют столетнюю историю.
Похоронены герои на той земле, за которую они отдали свою жизнь – в Белоруссии3. Красноармеец А.С.Поспелов геройски погиб 19 октября 1943 г., а 11 ноября этого же года не стало младшего лейтенанта В.С. Парусникова.
Сравнивая результаты исследования, мы поняли, что наших героев роднит не только профессия, но и то, над чем время не властно, - верность Родине!______ 1Приложение № 9. Рис. 9.1.
2 Письмо Делицыной Л.В., жительницы г.Москвы. декабрь 2009 год.
Учителя погибли, защищая Родину, но они и сейчас продолжают свой урок, воспитывая подрастающее поколение своим славным подвигом. Наш поиск продолжается!
В ступинском районном архиве пос. Михнево найдена платежная ведомость учителей с. Мещерино, по которой мы восстановили поименно весь список педагогов школы. Нами отправлены запросы в Центральный архив Министерства Обороны (ЦАМО РФ), где по учетным карточкам воинов установят их полный наградной список.
Исследовательская работа имеет практическую значимость. Мы рады, что воспоминания, записанные нами, не лежат «мертвым» грузом в фондах музея, а используются при написании статей в районной газете «Ступинская панорама» для рубрики «65-летие Великой Победы»1.
По инициативе нашего краеведческого кружка «Истоки», память об учителях школы будет увековечена. В мае 2010 года будет установлена памятная мемориальная доска на здании бывшей Мещеринской школы всем педагогам, защищавшим нашу Родину от фашистских захватчиков. Рады, что нашу инициативу поддержали жители села Мещерино, Аксиньинская администрация, редакция Ступинской панорамы.
Это будет хорошим подарком к 65-летию Великой Победы!
______________________________________________________________
Словарь:
- Осколочно-фугасный снаряд (ОФС) — артиллерийский боеприпас основного назначения, совмещающий осколочное и фугасное действие, и предназначенный для поражения большого количества типов целей.
- Мина противопехотная (осколочная) направленного поражения - предназначена для выведения из строя личного состава противника.
_____________________________________________________________________________________________
Приложение №10. Рис. 10.1, 10.2 и 10.3.
Источники и литература:
Источники:
- Архивный отдел Ступинского муниципального района.
- Интервью с бывшими ученицами Мещеринской школы Мороз К.И, 1930 г.р., Цыганковой Е.А., 1923 г.р. и Брагиной Л.Н., 1926 г.р.
- Интернет–сайт «Неизвестная война», «Мемориал», «Победители. Солдаты Великой войны», «Солдат.ru».
4. Консультация работников Ступинского краеведческого музея, Мещеринской сельской библиотеки, методистов ИМЦ.
5. Личный архив Парусниковой Инны Валентиновны, Делициной Лилии Валентиновны и Брагиной Лидии Николаевны.
Литература:
1. Архив газеты «Ступинская панорама» 1972-1984 годы. Центральная библиотека г.Ступино.
2. Марат Ботвинник «Холокост в книгах «Память» Республики Беларусь». Минское издательстве «Ковчег», г.Минск.
3. Книга Памяти. Военный комиссариат Московской области: - М. «Мысль», 2003г.
4. Кожемякин С. Из истории народного образования в селе Малино и его окрестностях.
5. А.Т. Шаповалова. Когда им было двадцать. Кн.1,2 – М.: Политиздат, 1981.
Список приложений
- Диаграмма результатов анкетирования. 2010 год.
- Мещеринская средняя школа, фотография, 1940г. Педагоги школы.
- Почетная грамота, 1938 г. Свидетельство и аттестат об окончании Мещеринской школы, 1936г., 1938г.
- Фотография А.С.Поспелова, 1940 г. Учителя школы, 1942г., фотография. Э.А.Поспеловой, фотография, 1964 г.
- А.С.Поспелов. Рисунок с фотографии, 1945 г. Фронтовые письма А.С. Поспелова, 1942-1943г.
- Фотография В.С.Парусникова, 1938 г., учитель с воспитанниками школы с.Кошелевка, 1934г. Зачетная и трудовые книжки, 1938г.
- Фронтовые письма В.Парусникова, 1941-1943г.
- Извещение о гибели В.С.Парусникова. 1943г. Справка военкомата о гибели бойца, 1943г.
- Ю.А.Парусникова, 1951г., И.В.Парусникова, 2009г.
- Статья «Небо на всю жизнь» в «Ступинской панораме», 23.06.2009г. Статья «Это нужно живым» в газете «Ступинская панорама». 23.11.2009, статья «Неоконченный урок Парусникова В.С.», 02.02.2010г.
- Довоенная платежная ведомость учителей Мещеринской школы из архивного отдела Ступинского района.
К работе «Неоконченный урок» прилагается презентация.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Поисково-исследовательская и конкурсная деятельность учителя через различные формы работы ШМО"
"Учитель должен сознательно идти в ногу с современностью, проникаться и вдохновляться пробудившимися в ней силами". ...
Поисково исследовательская работа на тему: "Легенды, устные предания и сказки родного края""
"Легенды,устные предания и сказки родного края"...
Поисково- исследовательский метод в работе с детьми младшего школьного возраста
Данная работа показывает поисково- исследовательскую деятельность моих учеников, которая вылилась в коллективный прект "Медведи"...
Конспект урока с поисково - исследовательской деятельностью и проблемными ситуациями. "Природные зоны" 4 класс
Предмет: Окружающий мир.Тема: «Природные зоны». 1-ый урок по теме.Цель: научить способам получения информации и анализа природных объектов.Задачи:формировать и развивать универсальные учебные действия...
Урок - исследование слова «Мороз» по русскому языку по теме "Обобщение знаний об имени существительном" ( с использованием поисково-исследовательских и групповых технологий)
Данная методическая разработка урока по русскому языку в 4 классе может быть полезна преподавателям при подготовке к уроку, а также тем, кто работает по программе "Перспектива"...
Поисково-исследовательская деятельность на уроках математики.
Требования ФГОС к результатам обучающихся, освоивших ООП НОО. Цели, задачи, основные позиции, этапы, уровни поисково-исследовательского метода обучения....
"Организация поисково-исследовательской деятельности младших школьников по краеведению в условиях реализации ФГОС" (из опыта работы)
В помощь молодым педагогам об организации проектной деятельности обучающихся начальной школы...