Конспект урока с поисково - исследовательской деятельностью и проблемными ситуациями. "Природные зоны" 4 класс
методическая разработка по окружающему миру (4 класс) на тему

Предмет: Окружающий мир.

Тема: «Природные зоны». 1-ый урок по теме.Цель: научить способам получения информации и анализа природных объектов.

Задачи:

формировать и развивать универсальные учебные действия:

1)   способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

2)   умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации

3)   логические действия сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений;4)  способности к совместной деятельности и ведению диалога.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prirodnye_zony_4_kl.doc849.5 КБ

Предварительный просмотр:

Класс: 4.

Предмет: Окружающий мир.

Тема: «Природные зоны». 1-ый урок по теме.

Цель: научить способам получения информации и анализа природных объектов.

Задачи:

формировать и развивать универсальные учебные действия:

  1. способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

  1. умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации

  1. логические действия сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений;

  1. способности к совместной деятельности и ведению диалога.

Примерный конспект урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Доска и

оборудование

Создание

Учитель

демонстрирует

Дети

рассматривают

На

слайдах

проблемной

фотографии

различных

фотографии

и

выдвигают

появляются

ситуации

видов берез:

гипотезы:

что

могло

берёзы

карликовая береза,

повлиять  на  формирование

разных

зон

карельская береза,

и

рост

растений

(Приложение

береза средней полосы,

(количество   света,   тепла,

1).

береза даурская.

влаги, состав почвы и т.д.)

(Приложение 1)

Предлагает

учащимся

сравнить березы и ответить

на  вопросы

(записываются

на доске):

– Чем отличаются деревья?

– Какие природные явления

могли

сформировать  эти

отличия?

– Где каждая из этих берез

Дети

находят

на

карте

Физическая

могла бы

расти? Покажите

места,

где

карта России.

это место на карте.

предположительно

могут

расти   эти   виды   берез.

Выдвигается  гипотеза,  что

все  эти  березы  растут  в

разных

географических

областях (зонах).

Открытие

–   Как   вы   думаете,   чем

Дети  предполагают,  что  в

нового

отличаются эти области?

этих

областях

различные

знания

условия:

климат, почва, температура,

влажность,

количество

осадков, долгота дня и т.д.


–   На   что   влияют   такие

На

растительный,

условия?

животный

мир,

деятельность человека.

Учитель обобщает:

– Крупная территория суши,

которая

отличается

особенностями

неживой

природы,

растений,

животных  и

труда  людей

называется

природной

зоной.

Практическая

Учитель предлагает работу в

Учащиеся знакомятся с

Карточки с

работа

парах с карточками

названием природных зон и

названиями

природных зон.

пытаются расположить их

природных

– Познакомьтесь с

по порядку, обосновывая

зон России.

названием природных зон.

свой выбор.

– Определите порядок их

Проверяют по образцу

Карта

расположения с севера на

(Карта природных зон

природных

юг.

России).

зон России.

Учитель делит детей на

Дети подходят к столу,

группы.

каждый вынимает карточку

или цветную фишку,

обозначающую  природную

зону. Делятся на группы.

-На следующих уроках

Учащиеся по группам

каждой группе предстоит

обсуждают, какие данные о

исследовать одну из

природных зонах они могут

природных зон России и

получить в ходе

заполнить свой раздел

исследования и разместить

общей таблицы

в таблице, объясняют

«Природные зоны России».

критерии построения

- Подумайте, что будете

таблицы. Решают,

исследовать, какие данные

где они смогут найти

вы будете заносить в

данные о природных зонах.

таблицу. Запишите название

Обмениваются

основных разделов таблицы

результатами работы

в столбцах.

каждой группы  и вместе с

- Таблицу нужно создать в

учителем делается и

электронном виде.

дополняется общий вариант

таблицы в электронном

виде. (Приложение 2.)

Итог урока

Учитель организует

рефлексию деятельности

детей на уроке.


Приложение 1

Береза карликовая

Береза карельская

Береза средней полосы

Береза даурская


Приложение 2

Примерная таблица для описания природных зон России

Использов

Природная

Географич

Растительн

Животный

ание

Охрана

еское

Климат

Почвы

природной

природной

зона

ый мир

мир

положение

зоны

зоны

человеком


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация поисково - исследовательской деятельности младших школьников

Это выступление по обобщению работы с детьми в организации поисково - исследовательской деятельности....

Развитие личностного потенциала младшего школьника средствами поисково - исследовательской деятельности

    Учебно-исследовательская деятельность учащихся – одна из прогрессивных форм обучения в современной школе. Она позволяет наиболее полно выявлять и развивать как интеллектуальные, т...

План-конспект урока окружающего мира с использование технологии проблемного обучения в 1 классе

1.     Тема урока: «Откуда берутся снег и лед? (Состояние воды: снег и лед)».2.     Возраст обучающихся: 7 лет.3.     Название предмета: окр...

Поисково-исследовательская деятельность учителя и ученика как важное средство реализации развивающих идей ФГОС НОО

Говоря об эффективности использования поисково-иссследовательской деятельности, необходимо прежде всего сказать о том, что начальная школа - основа успешности всей школьной жизни. Там, где учитель, та...

Поисково-исследовательская деятельность дошкольников

Поисково-исследовательская деятельность дошкольников...

Поисково-исследовательская деятельность на уроках математики.

Требования ФГОС к результатам обучающихся, освоивших ООП НОО. Цели, задачи, основные позиции, этапы, уровни поисково-исследовательского метода обучения....

Поисково-исследовательская деятельность на уроках математики в начальной школе."

В данной презентации показаны этапы поисковой -исследовательской деятельности на уроках математики в начальной школе....