развиваем творческий потенциал ребенка
проект (1 класс) на тему
«Человек подобен виолончели: она не играет, если до нее не дотрагивается смычок артиста», - писал М. Горький.
Учитель должен стать таким смычком – чутким, тонким, одержимым.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvivaem_tvorcheskiy_potentsial_odarennogo_rebenka.docx | 99.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Развиваем творческий потенциал одаренного ребенка
Одаренный ребенок. Как часто его судьба зависит от того, встретится ли на его пути человек, способный подарить ему крылья!..
«Человек подобен виолончели: она не играет, если до нее не дотрагивается смычок артиста», - писал М. Горький. Учитель должен стать таким смычком – чутким, тонким, одержимым.
В работе с одаренными детьми одной из самых важных можно считать проблему реализации творческого начала личности. Я думаю, каждый учитель-практик на своих уроках решает задачу пробуждения творческих способностей учеников.
По словам В.Г. Маранцмана, «самое высокое духовное наслаждение человек получает в процессе творчества». Такое состояние требует особой ясности души и не терпит суеты, хаоса. Необходимо создавать условия, которые содействуют пробуждению творчества учеников, ведут к просветленности, душевному равновесию.
Я убеждена, что:
- ребенок не должен слышать в свой адрес негативной оценки;
- творчество возможно при доверии к миру и собственной личности;
- творчество вдохновляется сильным, неподдельным чувством.
Уроки словесности являются той благодатной почвой, которая способна разбудить индивидуальность каждого ребенка, научить радоваться творческой деятельности.
В учебном диалоге с одаренными детьми я отталкиваюсь от тех возможностей, которыми располагает ребенок, делаю акцент на лучшие качества личности, прогнозируя ее развитие.
Среди своих подопечных я сразу же выделяю детей с литературными способностями. Это те, кто
- любит придумывать рассказы, начиная с завязки сюжета и заканчивая разрешением какого-либо конфликта;
- любит читать художественные произведения, легко заучивает стихи;
- в повествовании о чем-то хорошо придерживается выбранного сюжета, не теряет основную мысль;
- придает что-то необычное рассказу о событии, хорошо известном слушателям или читателям;
- сочиняет стихи, рассказы, сказки.
Оценка творческой работы требует от педагога умения встать на точку зрения автора, проникнуть в его намерения, мечты; помочь ему понять, что удалось, а что не удалось с его точки зрения, что помешало ему более полно и убедительно осуществить собственный замысел.
Здесь раскрывается в полной мере диалогичность общения. В этом диалоге педагог будет ведущим, но и ребенок внесет в него нечто свое, что обогатит личность взрослого. Мы даем ребенку возможность выразить свое отношение к тому, что встречается ему в жизни. А, стремясь глубже понять его, мы будем открывать нечто новое и в самих себе, обогащать новыми гранями свое отношение к жизни, к миру. Например, я по достоинству оценила неординарность пятиклассника, нарисовавшего лампочку в скворечнике («Птицам должно быть светло»). Это детская мечта, возвышающая действительность.
Нельзя забывать и о том, что само литературное творчество позволяет увидеть ребенка с неожиданной стороны, выявить немало тонкостей в сочетании психологических свойств, присущих школьнику, сделать выводы о ценностных приоритетах ученика, о его восприятии мира, окружающих людей и самого себя. Для меня это очень важно. В какой-то мере возможна коррекция, направленная на решение проблем, волнующих ребенка, и организация деятельности и общения в соответствии с его духовными запросами.
Дайте детям задание написать сочинение на тему: « Что такое жизнь?», «Что такое старость?», «Что такое вопрос?», «Человек, с которым бы хотел идти по жизни рядом»; «Книга, единственная и неповторимая»; «Культурный человек. Каков он?», «Каким я представляю себя через 10 лет»… У вас будет счастливая возможность заглянуть в душу своего воспитанника, ведь без эмоционального заряда с такими темами не справиться, они обязательно требуют выражения личностного отношения.
Для развития творческих способностей нужна деятельность, затрагивающая ум, требующая находчивости, сообразительности. Развивать мышление школьников, одновременно пробуждая интерес, - задача учителя, формирующего личность.
Вот некоторые приемы, активизирующие формирование познавательных потребностей и творческого мышления школьников, используемые в моей практике и в практике коллег- учителей русского языка и литературы нашей школы:
- игра в вопросы и ответы (с отметкой или без нее);
- самостоятельное составление вопросов к урокам повторения и обобщения;
- конкурс вопросов, игра «Ты – мне, я – тебе» («Умный вопрос – это уже добрая половина знаний», - говорил Ф. Бэкон);
- составление плана: параграфа, произведения, лекции, темы, характеристики героя; иногда даю учащимся уже составленный план, но намеренно меняю местами его пункты – это вызывает оживление, азарт, дети торопятся придать плану правильный вид в соответствии с содержанием текста;
- составление сценария (самостоятельная экранизация произведения или отрывка);
- работа с незавершенными текстами: нет заголовка, нет конца у рассказа, пропущены в сюжете отдельные ситуации и т.д.;
- задачи на узнавание («Узнай героя», «Узнай автора предложенного отрывка»);
- сочинение о прошлом или будущем героя (дописать за автора);
- «Я начну, а ты продолжи…» (дописать четверостишие по двум заданным строчкам); стихи на заданные рифмы;
- «Задай вопросы автору»;
- задания типа: «Представь, что ты – свидетель того события, о котором рассказывает автор. Как ты будешь себя вести?»; «Определи приблизительно возраст рассказчика. Обоснуй свое предположение»; «О чем может быть произведение, которое так называется? Какова его тема?» (догадки затем проверяются);
- «Напишите, на месте кого (называются два героя) вам легче всего представить себя».
Такие задания развивают способность встать на точку зрения другого, увидеть мир его глазами и воплотить это видение в литературной форме;
- сочинение, рассказ от имени героя, какого-либо предмета:
«Воспоминания березового листка»,
«Воспоминания моих старых ботинок»,
«Монолог березки»,
«О чем думает сосулька на крыше»;
- письмо без текста (творческое письмо):
Все эти приемы помогают выявлять и развивать чувство слова, литературное воображение.
Есть множество развивающих заданий игрового характера, которые можно использовать и на уроках, и во внеклассной работе.
- «Что я загадал?» (по описанию узнать, о каком предмете идет речь).
- «Найти противоположное» (игра в антонимы).
- «Что на что похоже?» Например, на что похож снег (туман, апельсин, ветер…).
- «Что ты увидел сегодня утром по дороге в школу? Что изменится вечером? (разминка в начале урока).
- Вообрази себя роботом. Как бы это повлияло на окружающий мир?
- Игра «20 букв»: играющие записывают существительные, содержащие только одну какую-либо гласную (например, ворот, огород…); возле каждого слова отмечается количество гласных. Выигрывает тот, кто быстрее наберет 20 букв.
- Игра «Писатели»: каждый играющий пишет 10-12 слов, затем все меняются своими листочками; за 10 минут нужно написать по данным словам рассказ. Можно дать одинаковые слова, тогда легче сравнить придуманные рассказы.
- «На что это похоже?»
Один игрок задумывает что-то и записывает слово на листке. Никто его не видит. Все по очереди говорят, на что задуманное похоже. Затем ведущий показывает листок. И здесь начинается самое интересное: теперь каждый должен защитить свою гипотезу!
Основой творческого процесса психологи считают воображение. Им можно и нужно управлять с помощью различных упражнений. Например, «Елочка ассоциаций»: выбор стартового слова, подбор ассоциаций к нему; слова записываются в столбик; затем берется любое слово из столбика, и нему подбираются ассоциации; за 3-4 минуты делается 5-6 переключений (возникают новые столбики ассоциаций). Повторять слова в столбиках нельзя.
Этим упражнением расширяется зона ассоциативных полей.
Результаты оцениваются по общему количеству слов. Хорошей считается скорость, при которой за одну минуту записывается 8-10 слов (25-30 слов за 3 минуты).
Следующим этапом может стать составление фантастического рассказа по записанным словам.
Творчество начинается там, где человек выходит за рамки своих привычных подходов и возможностей. Если мы сами обладаем ярко выраженной потребностью в творчестве, обязательно сумеем заметить в каждом ребенке ростки таланта.
Откройте в каждом ребенке Маленького принца. От маленького художника - к большому Человеку – вот самое верное направление для нас. Ребенку нужно дать шанс выразить себя в творчестве.
Великолепный писатель Грэм Грин сказал: «В детстве всегда бывает минута, когда двери распахиваются настежь и впускают будущее». Вовремя «распахнуть двери» - наша сверхзадача. Творчество в этом смысле – сильное оружие. Нам только нужно научиться мастерски владеть этим оружием и приобщить к этому своих воспитанников.
А значит, педагогу просто предначертана дорога непрерывного самоусовершенствования. Учителю нельзя замыкаться в рамках только школьной жизни. Он непременно должен выходить в «большой мир». Для меня частью такого мира стала районная газета. Сколько лет работаю учителем, столько же лет пишу в газету и помогаю это делать ребятам. Не один год руководила кружком «Юный корреспондент». Особенностью такого кружка является его творческая направленность. Занятия развивают у ребят инициативу, самодеятельность, творческий подход к делу.
Кружок «Юный корреспондент» и сотрудничество с районной газетой – это не единственная «дверь в большой мир». Для меня есть и другие: учебно-исследовательская деятельность учащихся, участие во всевозможных творческих и интеллектуальных конкурсах. Подготовка к ним отнимает очень много личного времени, но труд педагога окупается сторицей, ибо он выводит своих воспитанников на новый, более высокий уровень духовного общения с окружающим миром.
Нет такого дела или урока, где был бы весь учитель во всем блеске его дарования. До конца раскрыться очень сложно (а может, и невозможно). Каждый из нас во много раз глубже, интереснее того, что делает, и в этом - резервы творчества. Нашего, педагогического, и детского. А значит, вместе с детьми мы обязательно сможем
«…в одном мгновенье видеть вечность, огромный мир - в зерне песка, в единой горсти - бесконечность и небо - в чашечке цветка…»
Нет волшебства, нет чуда никакого,
Искусство начинается с простого-
К душе ребенка ключик подобрать,
Чтоб смог он целый мир разрисовать...
Увидеть синеву в глазах небес,
Платком акриловым укутать зимний лес,
Смотреть на радугу-наследницу дождя
И в этой радуге увидеть вдруг…себя!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие творческого потенциала учащихся. Возможности обеспечения преемственности технологии развития творческого потенциала учащихся (система РО Л.В.Занкова).
Материал участника II Всероссийских Занковских педагогических чтений...
Психологические особенности работы на уроке как основа развития творческого потенциала ребенка.
Пожалуй, каждый из нас был в ситуации неудовлетворения от урока. Вроде бы и подготовка была на должном уровне, и наглядностью урок оснащён, и продумано было всё основательно, а вот нет удовлетворения ...
Мастер-класс «Развитие творческого потенциала ребенка на основе системно-деятельностного подхода к обучению»
XV юбилейные областные VIII Всероссийские Занковские чтения Мастер-класс:«Развитие творческого потенциала ребенка на основе системно-деятельностного подхода к обучению»Подготовила:Быч...
Ориентация педагога на овладением технологиями, раскрывающими творческий потенциал личности ребенка, сохраняющими его психическое и физическое здоровье
Ориентация педагога на овладением технологиями, раскрывающими творческий потенциал личности ребенка, сохраняющими его психическое и физическое здоровье...
Раскрытие и развитие творческого потенциала личности ребенка во внеурочное деятельности в рамках предмета «Музыка»
Раскрытие и развитие творческого потенциала личности ребенка происходит как в урочной, так и во внеурочной деятельности. Именно внеурочная деятельность даёт опыт тв...
Творческий потенциал ребенка, как составляющая воспитательной программы в кружке «Азбука общения»
Система дополнительного образования помимо обучения оказывает положительное влияние на развитие, помогает выстраивать межличностные отношения, улучшает состояние эмоциональной сферы, способствует разв...
Комментарии
Нехорошо чужую работу
Нехорошо чужую работу выдавать за свою!