"Я гражданин.А это значит.."
методическая разработка (4 класс) на тему

Деловая игра по правам ребенка

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon delovaya_igra_ya-chelovek._1.doc54 КБ

Предварительный просмотр:

Деловая игра.

Тема: «Я – человек. А это значит…».

Цели: познакомить с понятиями «гражданин»; «права граждан»; «права детей»; «обязанности школьников»; учить применять права и обязанности в повседневной жизни;

развивать культуру речи; умение анализировать; развивать творческие способности;

воспитывать любовь к Родине; правовую грамотность; уважение к другим и к себе; чувство собственного достоинства.

Оборудование: словарь С. И. Ожегова (с.143); «Конституция РФ»; конверты с заданиями; клей; жетоны (флаг РФ); магнитофон; диск с песнями; «правовое» дерево; «правовые яблоки; мультимедийное оборудование.

Ход занятия:

  1. Вступление.

- То о чём мы сегодня будем говорить, относится ко всем нам, вашим родителям и нашим гостям.

Вам, ребята, предстоит очень интересная жизнь в обновляющейся России. От вас самих зависит, будет ли эта жизнь сложной или вы проживёте её радостно и счастливо.

Вы уже знаете, что жизнь – это не только развлечения и радости. Это и нелёгкий труд. Те люди, которые заранее готовятся к встрече с жизнью, как правило, проживают её интересно. Хуже бывает тем, кто привыкает жить за спинами родителей, других людей. Все препятствия им приходится брать с боем. Сегодня мы проведём деловую игру «Я – человек. А это значит…». Прежде чем начать игру, я предоставляю слово нашему гостю - правоведу.

(Слайд 1)

Правовед. Здравствуйте дети! Меня интересуют вопросы.

1. А кем является каждый из нас? (ответы детей)

( Каждый из нас – гражданин России.)

2. Кто такой «Гражданин»?

Ответ.

- В толковом словаре С. И. Ожегова понятие «гражданин» объясняется так:

(Слайд 2)

Гражданин – это лицо, принадлежащее  к постоянному населению данного государства, пользующееся его защитой и наделённое правами и обязанностями;

  1. Есть такие профессии, которые защищают права человека. Назовите их

(Это юрист , адвокат и другие)

  1. Кто такой адвокат?

 (адвокат –это юрист, которому поручается оказание юридической помощи гражданам, том числе и защита чьих-то интересов суде)

5. Что вы знаете о профессии юриста?

(Юрист – специалист по юридическим вопросам.)

Молодцы ребята, вы к игре готовы.

Учитель.

-Сегодня, на базе нашей школы выездное заседание работников юридической консультации. Позвольте мне представить наших уважаемых гостей.

Юрист по социальным вопросам

Юрист по образованию

Юрист по здравоохранению

Юрист по жилищным вопросам

Юрист по трудоустройству.

И директор МОУ СОШ №17

Уважаемые гости! Наши школьники вправе обратиться к вам с любым вопросом, а вы обязаны им оказать юридическую помощь.

Выступление юристов.

Дана нам возможность юристами быть.

Статьи правовые все изучить

И гражданам нашей страны помогать

Все-все про права и обязанности знать.

А если мы будем права свои знать

То сможем по жизни смело шагать.

 Беседа.

- Скажите, гражданами, какой страны мы являемся? (ответы детей)

- Наше государство предоставляет нам права. Кто из вас знает, как называется документ, в котором прописаны наши права?

(Слайд 4)

  •  Это Конституция РФ. Слово «конституция» в переводе с латинского обозначает «установление».
  •  А какие права мы имеем как граждане России?

Какие из них вы знаете?

 (Слайд 4 а)

(ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ)

  • Каждый человек имеет право на жизнь.
  • Каждый человек имеет право на свободный труд. Каждый может выбрать труд по своему усмотрению. Принудительный труд запрещён.
  • Каждый гражданин имеет право на образование. В зависимости от возраста он может посещать д/с, школу, колледж или университет.
  • Каждый гражданин имеет право получить помощь врача при заболевании.
  • Гражданин России имеет право на отдых.

Правовед

- Молодцы, ребята. А теперь, вспомнив некоторые права, мы поиграем. А игра называется «Путешествие в сказку»

5. Игра «Путешествие в сказку».

Вот вам и первое задание. Внимание на экран. Рассмотрите  иллюстрацию из сказки. Ваша задача: определить, каким правом воспользовались герои.  За каждый правильный ответ вам жетон. У кого окажется больше жетонов, тот и победитель нашей игры.

(Слайд 5)

1. «Айболит» К. И. Чуковский ( право на получение мед. помощи)

(Слайд 6)

2. «Золотой ключик» А. Толстой (право на образование)

(Слайд 7)

3. «Сказка о попе и работнике его Балде» А. Пушкин. (Право на труд)

Учитель.

- Молодцы! Вы хорошо запомнили права граждан России.

- Как вы думаете, существуют ли какие-либо документы, изучая которые мы могли бы узнать и о других правах? (ответы детей)

- Таких документов много. И мы попросим наших юристов познакомить нас с этими документами.

ЮРИСТЫ.

  • Декларация – документ, который защищает наши права.
  • Конвенция (договор, соглашение) – соглашение по специальному вопросу, обязательные для государств, которые к нему присоединились, то есть подписали договор.
  • Устав школы – документ, в котором прописаны права и обязанности школьников.

К вашему сведению: 10 декабря 1948 года многие страны приняли    «Декларацию о правах человека».

(Слайд 8)

- Поскольку «Декларация о правах человека» – это международный документ, предлагаю вам встать и, взявшись за руки, изобразить земной шар. Давайте немного отдохнём и поиграем.

Игра «Музыкальная минутка».

 Под музыку мы будем выполнять различные движения, но, отдыхая, вы должны будете внимательно слушать отрывки из песен. После нашей «минутки» вы ответите на такой вопрос: «На какие права указывает каждая из песен?». Каждый, кто правильно ответит, получит жетон и таким образом пополнит их количество жетонов.

1. «Учат в школе» (право на образование)

2. «Тяп – ляп» (право на труд)

3. «Песенка о лете» (право на отдых)

Игра «Волшебный сундучок»

У меня в руках волшебный сундучок. Давайте его откроем и посмотрим, что там внутри.

  • Конверт – в нем находится документ. Что это за документ? (объясняет юрист по соц. вопросам)

       Свидетельство о рождении закрепляет ваше право на имя с момента   вашего рождения.

А еще у меня есть «волшебный мешочек» что же в нем находится, прокомментируйте, пожалуйста, уважаемый юрист.(Сердечко)

  • Этот предмет дает право на любовь и заботу родителей.

В сундучке еще один предмет. Почему здесь домик? Уважаемый специалист объясните нам, при чем здесь домик?

  • Этот домик напоминает, что каждый из вас имеет право на жилище, на уютный и теплый дом

Учитель

А теперь, ребята, представьте, что вы имеете право защищать других людей. К вам обратились герои из детских книг. Какие права были нарушены?

(«Три поресенка», «Дикие лебеди», «Колобок»)

 (Слайд 10)

Учитель.

- Молодцы! А теперь давайте поговорим немного о ваших обязанностях, как школьников. Напомните, как называется документ, в котором прописаны права и обязанности школьников? Слово нашему уважаемому директору школы.

(Слайд 11)

Директор.

В уставе нашей школы сказано:

обучающиеся Школы обязаны:

  • соблюдать Устав Школы;
  • добросовестно учиться;
  • бережно относится к имуществу Школы;
  • уважать честь и достоинство других ребят;
  • выполнять правила внутреннего распорядка;
  • соблюдать Правила поведения учащихся.

Запомните ребята: Права  предоставляются, а обязанности выполняются!

Учитель

 А теперь проанализируем поведение наших ребят. Чьи права они нарушают. А прокомментируют  это юристы.

СИТУАЦИИ. (Сценки)

1. Уч. Оля, ты сегодня дежурная, приготовь, пожалуйста, к уроку доску.

Оля. Вы не имеете право заставлять меня дежурить.

Учитель. Обсудите ситуацию.

Юрист. Оля в школе получает образование – это право, но у  учеников есть обязанность выполнять требования по соблюдению правил внутреннего распорядка.

2. Учитель. Денис, ты, почему рисуешь на столе?

Денис. А я занимаюсь своим любимым делом. Не имеете право мне запретить.

В чем не прав Денис?

 Юрист. Мальчик нарушает обязанность бережно относиться к имуществу школы.

3. Учитель. Коля, отключи и убери, пожалуйста,  свой телефон. На уроке мы работаем.

Коля. Ну и что? Я имею право общаться.

Правильно рассуждает Коля.

Юрист. Одноклассники Коли имеют право на образование. А коля мешал учиться, а значит нарушал дисциплину на уроке, не уважая учителя и других ребят.

8. Рефлексия.

- Спасибо, ребята, что обсудили данную тему. Сейчас предлагаю вам сыграть ещё в одну игру. Называется она «Выбери нужное слово…». На правовое дерево вам нужно будет повесить правовое яблоко, на котором написано слово, которое встречалось сегодня на уроке и больше всех понравилось. Объясните, почему вы выбрали именно это слово.

А теперь подведём итог занятия. Поднимите жетоны, которые вы заработали. Молодцы, трудились вы на славу.

В современном обществе у каждого человека с рождения очень много прав. Но не стоит забывать, что кроме прав у каждого есть и обязанности перед обществом. Отстаивая свои права, не стоит забывать, что у других людей есть тоже такие же права, как и твои.

Товарищи взрослые и дети!

За свое будущее мы все в ответе

Права и обязанности свои знайте,

И хорошими людьми вырастайте.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЧТО ЗНАЧИТ – БЫТЬ НАСТОЯЩИМ ГРАЖДАНИНОМ

Вводное занятие из тематического цикла бесед  «Воспитать гражданина». Цели и задачи: помочь уяснить, какие основные признаки представляют содержание понятия «гражданственность»; формир...

Методическая разработка по математике. Открытый урок по математике 2 класс. Урок-беседа "Что значит - быть гражданином"

(II четверть по УМК «Планета Знаний») Тип урока: повторение и закрепление ранее изученного. Дидактическая задача: создать условия для формирования универсальных учебных действий (УУД) в усло...

Что значит быть гражданином?

Данная статья раскрывает смысл таких понятий, как патриотизм и толерантность....

ЭОР "Быть гражданином-это значит..." для учащихся 3 класса

ЭОР для учащихся 3 класса позволяет узнать  и понять значение слов "гражданин " и "патриот"...

Открытое мероприятие Учусь быть гражданином!!! «Я гражданин России»

Цели: формирование у воспитанников патриотизма и гражданственности; популяризация государственных символов РФ – Герба, Флага, Гимна; расширение исторических знаний и представлений...

Классный час "Что значит быть гражданином своей страны"

Создание условий для воспитания у детей: чувства патриотизма, гражданственности, бережного отношения к истории России.Функциональное значение государственных символов России,  права и обязанности...