ЧТО ЗНАЧИТ – БЫТЬ НАСТОЯЩИМ ГРАЖДАНИНОМ
план-конспект урока (3 класс) по теме
Вводное занятие из тематического цикла бесед
«Воспитать гражданина».
Цели и задачи: помочь уяснить, какие основные признаки представляют содержание понятия «гражданственность»; формирование у школьников гражданских качеств, чувства ответственности и гражданского долга перед обществом; развитие сотрудничества, взаимопомощи (при работе в группах); выявление индивидуальных способностей и возможностей ребят; воспитание правильного отношения к закону, труду, дисциплине; создание мотивации на свое культурное совершенствование.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chto_znachit_byt_nastoyashchim_grazhdaninom.docx | 17.08 КБ |
Предварительный просмотр:
ЧТО ЗНАЧИТ – БЫТЬ НАСТОЯЩИМ ГРАЖДАНИНОМ
(вводное занятие из тематического цикла бесед
«Воспитать гражданина»)
Цели и задачи: помочь уяснить, какие основные признаки представляют содержание понятия «гражданственность»; формирование у школьников гражданских качеств, чувства ответственности и гражданского долга перед обществом; развитие сотрудничества, взаимопомощи (при работе в группах); выявление индивидуальных способностей и возможностей ребят; воспитание правильного отношения к закону, труду, дисциплине; создание мотивации на свое культурное совершенствование.
Ход занятия
I. Введение в тему.
Учитель. Мы часто слышим фразу: «Каждый человек должен быть настоящим гражданином своей Родины. Но, наверное, мало кто из вас серьезно задумывался над значением этих слов.
И цель нашего сегодняшнего занятия – постараться понять, кого же можно назвать гражданином, каким должен быть настоящий гражданин, то есть какими качествами он должен обладать.
Качеств, по которым можно приблизить личность к идеалу гражданина, много. И у каждого из вас есть свое представление
о том, каким должен быть настоящий гражданин.
О т ч е т о в ы п о л н е н и и опережающего задания.
Сейчас каждый сможет убедиться, насколько правильны его суждения. (10–15 качеств зачитываются из карточек, которые составили дети самостоятельно.) Затем в ходе обсуждения создадим обобщенный «портрет гражданина».
Н а д о с к е открывается таблица, где записаны эти качества.
Настоящий гражданин должен:
– Знать и соблюдать законы государства.
– Самостоятельно соблюдать нравственные нормы поведения в обществе.
– Быть добросовестным во всех делах.
– Охотно выполнять общественные поручения.
– Проявить готовность защищать Родину.
– Проявлять чувство ответственности и долга перед родителями.
– Показывать пример бережного отношения к природе и общественному достоянию.
– Хорошо учиться, трудиться, охотно помогать товарищам.
– Проявлять нетерпимость к злу и аморальности.
– Уметь встать на защиту слабых.
– Интересоваться политическими событиями в стране, историей и культурой Родины.
Учитель. Если ваше представление о том, каким должен быть настоящий гражданин, верно, то ваши записи должны совпадать с записью на доске. Но если они пока не совпадают, ничего страшного, просто давайте еще раз вместе разберемся в данной проблеме, подумаем.
II. Основная часть.
1. О б с у ж д е н и е понятия «нравственность».
Учитель. Более подробно сегодня остановимся на таких вопросах:
что такое нравственность и что такое закон?
Что общего в этих понятиях и в чем их разница? Почему настоящий гражданин должен быть высоконравственным и должен соблюдать закон?
Построим нашу работу по плану (записан на доске).
1. Что такое нравственность?
2. Каким должен быть культурный человек?
3. Что такое закон?
Мораль (нравственность) – это нормы поведения, принятые в обществе, которые помогают людям жить. (Определение на плакате.)
Давайте постараемся это понять. Вы только появились на свет: маленькие, неразумные, и с малых лет родители говорили вам, что такое хорошо, что такое плохо. Ведь родители уже знали эти правила, по которым живут люди, и старались передать их вам. Вы играли в песочнице с малышами, начинали плакать и отбирать у кого-нибудь понравившуюся игрушку, и мама тут же говорила: «Это чужое, брать нельзя!» Вы поднимали руку, хотели ударить девочку, а мама сразу: «Что ты, ведь драться некрасиво, тем более обижать девочку». Вы подрастали и уже начинали понимать, что можно делать, чего нельзя, и когда ехали в трамвае, уже не бежали занимать место, ведь мама не раз говорила: «Ты уже большой, постоишь, уступи место бабушке!»
Постепенно и у вас накапливался опыт морального поведения. Вы знали, что хорошо, что плохо, но тем не менее мы не всегда делаем то, что нужно, то есть нарушаем правила морали. В то же время вы хорошо понимаете, что за это вас накажут. И хорошо, если вы поймете, что поступать по справедливости лучше для вас и окружающих.
Если вы нарушаете правила, принятые в обществе, то вы совершаете аморальные поступки.
З а д а н и е п о г р у п п а м.
– Постарайтесь назвать несколько таких действий, которые можно отнести к аморальным поступкам. (Записать.)
Для более слабого класса предложить выбрать поступки из перечисленных ниже: сорить в общественном месте; ходить босиком по траве; распивать алкогольные напитки; зарабатывать много денег: смотреть видеофильмы; грубить; ловить рыбу; курить; сплетничать, жадничать; обманывать.
– Как вы поняли, что такое нравственность?
2. О б с у ж д е н и е понятия «культура человека».
Учитель. «В человеке должно быть все прекрасно: и тело, и душа, и мысли…». Эти слова принадлежат прекраснейшему человеку и замечательному писателю А. П. Чехову.
Когда мы говорим о культуре человека, то используем 2 понятия: внутренняя культура (то есть состояние души человека, его внутреннее содержание) и внешняя культура поведения. (Обсуждаем, в чем это проявляется.)
Р а б о т а с т е с т о м «Познай людей и самого себя» (см. учебник «Граждановедение», ч. III, с. 82).
Учитель. Я надеюсь, работа над темой помогла вам глубже понять, что такое культурный человек. Хочется также верить, что сегодняшнее занятие поможет вам стать более культурными.
3. О б с у ж д е н и е п о н я т и я «з а к о н».
Учитель. Если вы с детских лет привыкли не нарушать моральные нормы, принятые в обществе, тогда в дальнейшей взрослой жизни вы навряд ли будете нарушать закон.
Мы переходим рассмотрению вопроса, что такое закон.
Закон – это документ, принятый государством (определение по таблице). Он записан на бумаге, и все люди должны соблюдать его.
Законы появились не так давно, и все наиболее известные моральные нормы были взяты за основу. Давайте это рассмотрим на одном примере. Во все времена у всех народов было запрещено брать чужое, воровать. воровство считалось тяжелым грехом, за который жестоко наказывали, вплоть до лишения жизни или отрубания руки. Именно этот запрет и стал одним из законов, но сейчас за воровство не лишают жизни, не отрубают руки, но человека судят и лишают свободы (сажают в тюрьму).
Но размеры краж бывают разными.
Я приведу примеры, а вы постарайтесь определить, какие из перечисленных действий можно отнести:
– к крупным кражам;
– к мелким кражам;
– к аморальным поступкам.
И как бы вы доказали виновность.
1) Ученик попросил у одноклассника ручку и оставил ее себе.
2) Девочка взяла почитать книгу у подруги и забыла ее вернуть.
3) Мальчик, стоя в очереди в кассу, забрал сдачу, которую забыл стоявший впереди него мужчина.
4) Двое подростков утащили с лотка кассету с записью популярной музыки.
5) Группа молодых людей проникла на пустую дачу и унесла телевизор, картину, ковер.
Мы рассмотрели также условия и ситуации, в которых нарушены моральные нормы и законы. К какому выводу вы пришли? (За все поступки нужно нести ответственность.)
– Что же общего между понятиями мораль и закон? (Нельзя нарушать. Обязательно последует наказание.) А в чем разница? (Разная степень вины и наказания.)
III. Итог.
На сегодняшнем занятии мы попытались определить, какими качествами должен обладать настоящий гражданин, и более подробно остановились на двух наиболее значимых качествах.
На следующих занятиях мы продолжим наш разговор, а сейчас давайте еще раз посмотрим на таблицу и вспомним, о чем мы с вами говорили.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Настоящий гражданин-Отечества достойный сын
Данное мероприятие даёт детям понятие-кто такой настоящий гражданин своей страны...
Что значит быть настоящим другом.
Помочь детям разобраться в том, каким должен быть настоящий друг....
Классный час на тему "Что значит быть настоящим другом?". 4-й класс
Данный материал поможет разобраться в том, каким должен быть настоящий друг....
Методическая разработка по математике. Открытый урок по математике 2 класс. Урок-беседа "Что значит - быть гражданином"
(II четверть по УМК «Планета Знаний») Тип урока: повторение и закрепление ранее изученного. Дидактическая задача: создать условия для формирования универсальных учебных действий (УУД) в усло...
Что значит быть гражданином?
Данная статья раскрывает смысл таких понятий, как патриотизм и толерантность....
Выступление в детском саду "Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться"
Выступление в детском саду о подготовке к школе...
Классный час "Что значит быть гражданином своей страны"
Создание условий для воспитания у детей: чувства патриотизма, гражданственности, бережного отношения к истории России.Функциональное значение государственных символов России, права и обязанности...