Доклад" Профилактика асоциального поведения"
статья на тему
В докладе идет речь о профилактике асоциального поведения у детей с ОВЗ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
profilaktik_a_asotsialnogo_povedeniya.doc | 33 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОФИЛАКТИК А АСОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ
ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Личность ребёнка формируется и воспитывается под воздействием прежде всего родителей. Любой ребёнок, а особенно дети с ограниченными возможностями здоровья чутко реагируют на любовь и ласку. Дети с ОВЗ остро переживают дефицит родительских аффилиативных чувств. Живя в семье, каждый ребёнок должен быть уверен, что его любят и ценят. Любовь родителей и близких создаёт чувство защищённости, душевного комфорта. Ребёнок активнее развивается, у него успешнее формируются навыки и знания. Школа доброты, которую ребёнок постигает в детстве, общаясь с близкими, есть залог его будущего иммунитета против зла и насилия в этом мире. Недостаток любви, безразличие к интересам и деятельности ребёнка со стороны взрослых, ведёт в будущем к формированию потребностей, предрасполагающих к возникновению асоциальных интересов, связей и отношений.
Асоциальное поведение рассматривается как отклоняющееся поведение, которое включает в себя систему поступков или отдельные поступки, противоречащие в обществе правовым или нравственным нормам. Наиболее ярко асоциальное поведение выражено в подростковом периоде, но у детей с ОВЗ оно начинает проявляться гораздо раньше.
В случае появления асоциального поведения у ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, работа с родителями должна носить не эпизодический, а систематический характер. Необходимо комплексное решение возникающих проблем с привлечением широко круга специалистов - педагогов, психологов, врачей, сотрудников ПДН. Только в данном случае можно добиться положительного результата. В педагогической практике имеется большое разнообразие форм и методов работы по профилактике асоциального поведения: наблюдение, контроль посещаемости, успеваемости, своевременная информация родителей, посещение семей учащихся, индивидуальные консультации, беседы для родителей, контроль посещения детьми занятий по дополнительному образованию и т.п.
Профилактическую работу следует начинать с ознакомления медицинской карты учащегося, в которой указывается степень его заболевания. В соответствии с этим определяется индивидуальный подход в работе с данным учащимся и его родителями. Полное взаимодействие с семёй невозможно без педагогического и психологического изучения семьи, поэтому следующим этапом станет посещение семьи учащегося на дому, которое совместно проводят классный руководитель, психолог и социальный педагог Изучение семьи позволит понять стиль жизни ребёнка, уклад жизни семьи, её традиции, духовные ценности, воспитательные возможности. После анализа проведённого посещения семьи, специалисты определяют цели и задачи в работе с семьёй на год. На основании выше перечисленного, определяется стадия асоциального поведения ребёнка.
Невский И. А. (1990 г.) так описывает стадии развития асоциального поведения:
Неодобряемое поведение - эпизодические шалости, озорство
Порицаемое поведение - связано с более систематическим осуждением со стороны взрослых.
Девиантное поведение - нравственно отрицательные проявления и проступки; проступки, противоречащие нормам морали.
Делинквентное (предпреступное поведение) - проступки, противоречащие нормам права, кроме уголовного.
Преступное поведение.
Деструктивное поведение.
При первой стадии используем психологическое просвещение родителей: лекции, семинары, беседы, подборка литературы. Родительский лекторий даёт необходимые знания о возрастных особенностях детей, психологическом состоянии ребёнка, о путях взаимодействия с ребёнком, учит родителей любить своих детей, вне зависимости от их поведения или состояния их учёбы, находить прекрасное и отталкивать все недоброжелательные явления. Обучение родителей носит несколько опережающий характер, так как даётся возможность заметить нарастающие проблемы, с которыми ребёнок не в состоянии справиться и как помочь ему. После лектория у родителей возникает желание подойти к специалистам на индивидуальные консультации.
При второй стадии асоциального поведения приглашаем родителей на индивидуальное консультирование с объяснением, почему возникла необходимость работать с ребёнком. Учитывая особенности детей с ОВЗ, консультации проводятся социальным педагогом совместно с узкими специалистами.
Большое внимание на данной стадии уделяется формированию у родителей понимания важности и значимости организации в семье интересного и содержательного досуга, как одного из средств профилактики асоциального поведения в семье. Примером могут являться внеклассные мероприятия, проводимые для родителей и их детей - олимпиады, спортивные соревнования, тематические праздники, экскурсии.
На третьей стадии составляется индивидуальная программа работы с учащимся по профилактике асоциального поведения, где большое внимание уделяется работе с родителями: посещение родительского лектория, тренинги, встречи со специалистами и т.п.
На четвертой, пятой, шестой стадии асоциального поведения к работе подключаются инспектора ПДН.
В течение всей жизни семья воспитывает личность, а воспитательный процесс в школе происходит в короткий промежуток времени, и за этот период необходимо выработать у ребёнка устойчивое неприятие к асоциальным поступкам. Задача школы помочь родителям выработать у детей твёрдые жизненные устои.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление: « Коррекционная работа с обучающимися начальных классов как основа профилактики асоциального поведения»
Выступление по теме « Коррекционная работа с обучающимися начальных классов как основа профилактики асоциального поведения»...
Асоциальное поведение детей
Родительское собрание...
Психопрофилактика асоциального поведения у несовершеннолетних ГКУСО РМ "СРЦН "Радуга"
В статье анализируются и подробно раскрываются виды и формы психопрофилактической работы, используемые педагогом-психологом в своей деятельности.Автор останавливается на участии воспитанников РЦ...
Родительское собрание "Профилактика асоциального поведения учащихся"
Сценарий родительского собрания...
Профилактика асоциального поведения детей
Главным направлением моей воспитательной работы является предупреждение асоциального поведения учащихся в школе и дома....
Профилактика асоциального поведения у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Причины, приемы и методы.
Асоциальное поведение в психологии рассматривается как отклоняющееся поведение, которое включает в себя систему поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе правовым или н...
Роль школы в формировании правильного поведения. Профилактика асоциального поведения у младших школьников.
Роль школы в формировании правильного поведения. Профилактика асоциального поведения у младших школьников....