Доклад" Профилактика асоциального поведения"
статья на тему

Никулина Ольга Николаевна

В докладе идет речь о профилактике асоциального поведения у детей с ОВЗ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon profilaktik_a_asotsialnogo_povedeniya.doc33 КБ

Предварительный просмотр:

 ПРОФИЛАКТИК А АСОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ

ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Личность ребёнка формируется и воспитывается под воздействием прежде всего родителей. Любой ребёнок, а особенно дети с ограниченными возможностями здоровья чутко реагируют на любовь и ласку. Дети с ОВЗ остро переживают дефицит родительских аффилиативных чувств. Живя в семье, каждый ребёнок должен быть уверен, что его любят и ценят. Любовь родителей и близких создаёт чувство защищённости, душевного комфорта. Ребёнок активнее развивается, у него успешнее формируются навыки и знания. Школа доброты, которую ребёнок постигает в детстве, общаясь с близкими, есть залог его будущего иммунитета против зла и насилия в этом мире. Недостаток любви, безразличие к интересам и деятельности ребёнка со стороны взрослых, ведёт в будущем к формированию потребностей, предрасполагающих к возникновению асоциальных интересов, связей и отношений.

          Асоциальное поведение рассматривается как отклоняющееся поведение, которое включает в себя систему поступков или отдельные поступки, противоречащие в обществе правовым или нравственным нормам. Наиболее ярко асоциальное поведение выражено в подростковом периоде, но у детей с ОВЗ оно начинает проявляться гораздо раньше.

          В случае появления асоциального поведения у ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, работа с родителями должна носить не эпизодический, а систематический характер. Необходимо комплексное решение возникающих проблем с привлечением широко круга специалистов - педагогов, психологов, врачей, сотрудников ПДН. Только в данном случае можно добиться положительного результата. В педагогической практике имеется большое разнообразие форм и методов работы по профилактике асоциального поведения: наблюдение, контроль посещаемости, успеваемости, своевременная информация родителей, посещение семей учащихся, индивидуальные консультации, беседы для родителей, контроль посещения детьми занятий по дополнительному образованию и т.п.

          Профилактическую работу следует начинать с ознакомления медицинской карты учащегося, в которой указывается степень его заболевания. В соответствии с этим определяется индивидуальный подход в работе с данным учащимся и его родителями. Полное взаимодействие с семёй невозможно без педагогического и психологического изучения семьи, поэтому следующим этапом станет посещение семьи учащегося на дому, которое совместно проводят классный руководитель, психолог и социальный педагог Изучение семьи позволит понять стиль жизни ребёнка, уклад жизни семьи, её традиции, духовные ценности, воспитательные возможности. После анализа проведённого посещения семьи, специалисты определяют цели и задачи в работе с семьёй на год. На основании выше перечисленного, определяется стадия асоциального поведения ребёнка.

          Невский И. А. (1990 г.) так описывает стадии развития асоциального поведения:

 Неодобряемое поведение - эпизодические шалости, озорство

 Порицаемое поведение - связано с более систематическим осуждением со стороны взрослых.

 Девиантное поведение - нравственно отрицательные проявления и проступки; проступки, противоречащие нормам морали.

 Делинквентное (предпреступное поведение) - проступки, противоречащие нормам права, кроме уголовного.

 Преступное поведение.

 Деструктивное поведение.

          При первой стадии используем психологическое просвещение родителей: лекции, семинары, беседы, подборка литературы. Родительский лекторий даёт необходимые знания о возрастных особенностях детей, психологическом состоянии ребёнка, о путях взаимодействия с ребёнком, учит родителей любить своих детей, вне зависимости от их поведения или состояния их учёбы, находить прекрасное и отталкивать все недоброжелательные явления. Обучение родителей носит несколько опережающий характер, так как даётся возможность заметить нарастающие проблемы, с которыми ребёнок не в состоянии справиться и как помочь ему. После лектория у родителей возникает желание подойти к специалистам на индивидуальные консультации.

          При второй стадии асоциального поведения приглашаем родителей на индивидуальное консультирование с объяснением, почему возникла необходимость работать с ребёнком. Учитывая особенности детей с ОВЗ, консультации проводятся социальным педагогом совместно с узкими специалистами.

          Большое внимание на данной стадии уделяется формированию у родителей понимания важности и значимости организации в семье интересного и содержательного досуга, как одного из средств профилактики асоциального поведения в семье. Примером могут являться внеклассные мероприятия, проводимые для родителей и их детей - олимпиады, спортивные соревнования, тематические праздники, экскурсии.

          На третьей стадии составляется индивидуальная программа работы с учащимся по профилактике асоциального поведения, где большое внимание уделяется работе с родителями: посещение родительского лектория, тренинги, встречи со специалистами и т.п.

          На четвертой, пятой, шестой стадии асоциального поведения к работе подключаются инспектора ПДН.

 В течение всей жизни семья воспитывает личность, а воспитательный процесс в школе происходит в короткий промежуток времени, и за этот период необходимо выработать у ребёнка устойчивое неприятие к асоциальным поступкам. Задача школы помочь родителям выработать у детей твёрдые жизненные устои.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление: « Коррекционная работа с обучающимися начальных классов как основа профилактики асоциального поведения»

Выступление по теме « Коррекционная работа с обучающимися начальных классов как основа профилактики асоциального поведения»...

Асоциальное поведение детей

Родительское собрание...

Психопрофилактика асоциального поведения у несовершеннолетних ГКУСО РМ "СРЦН "Радуга"

В статье анализируются  и подробно раскрываются виды и формы психопрофилактической работы, используемые педагогом-психологом в своей деятельности.Автор останавливается на участии воспитанников РЦ...

Профилактика асоциального поведения детей

Главным направлением моей воспитательной работы  является предупреждение асоциального поведения учащихся в школе и дома....

Профилактика асоциального поведения у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Причины, приемы и методы.

Асоциальное поведение в психологии рассматривается как отклоняющееся поведение, которое включает в себя систему поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе правовым или н...

Роль школы в формировании правильного поведения. Профилактика асоциального поведения у младших школьников.

Роль школы в формировании правильного поведения. Профилактика асоциального поведения у младших школьников....