Асоциальное поведение детей
статья по теме
Предварительный просмотр:
Родительское собрание на тему «Асоциальное поведение детей»
Детство — это подготовка к взрослой жизни. От того, как оно организовано зависит дальнейшая жизнь ребёнка. Будет оно правильно организованным, и тогда человек вырастет хорошим; плохо - обернется нелегкой судьбой. Тяжелое детство не всегда самое плохое. Плохое детство — может обернуться большой бедой.
Асоциальное (от англ. asocial — направленный против общества) поведение — нарушение норм и правил, принятых в обществе. Название не всегда правильно отражает смысл. Например, употребление алкоголя и курение — довольно распространенная норма поведения взрослых. А поведение детей с такими привычками мы относим к асоциальному. Поэтому правильнее будет назвать асоциальным такое поведение школьника, которое не соответствует его возрастным особенностям. Существуют различия между асоциальным и антисоциальным поведением.
- Человек с антисоциальным поведением вступает в активный конфликт с нормами общества.
- Асоциальные люди открыто не нарушают нормы, они никого не грабят, не убивают, но сознательно исключают себя из нормальной жизни общества, становятся тунеядцами, бомжами, алкоголиками, наркоманам.
Еще не так давно об асоциальном поведении младших школьников и школьников среднего звена не было и речи. Обычные шалости, школьные нарушения не представляли никакой социальной опасности. Но с тех пор, как в школы и даже детские сады стали вызывать милицию, стало понятно, что общество столкнулось с новой проблемой — асоциальным поведением детей. Детская преступность в последние годы очень помолодела. Асоциальное поведение школьников — закономерный результат деформированной социально-экономической системы, недостатков в воспитательной системе, а также, к сожалению, бездуховности и низкого культурного уровня семьи.
Какие отклонения в поведении детей относятся к асоциальным? Их много:
- грубость,
- нечестность,
- лень,
- сквернословие,
- неуважение к старшим, воровство,
- хулиганство,
- бродяжничество,
- курение,
- употребление алкоголя,
- наркотиков и др.
Чаще всего они проявляются в комплексе, и тогда ребенка называют трудным, а потом асоциальным. Асоциальный — значит, почти граничащий с антисоциальным. Схема падения от трудного к асоциальному примерно такая: сначала появляются отдельные искажения в поведении, затем —«шатающаяся» ориентация, которая может перейти в отрицательную, и, наконец, может сформироваться устойчивая антиобщественная направленность личности. Проявляется асоциальное поведение в широких пределах — от легких, незначительных нарушений правил поведения до противоправных действий, вызванных глубокой моральной запущенностью.
Трудный ребенок тот, кому трудно. Именно так надо понимать то, что с ним происходит. Трудный он не только для взрослых, но в первую очередь для себя. Трудный ребенок — страждущий, мечущийся в поисках тепла и ласки, обездоленный и почти обреченный. Он это чувствует. Все трудные дети, как правило, не имели доброжелательного, заботливого окружения ни в семье, ни в школе. Вначале трудности с адаптацией, недостаток способностей, а потом нежелание учиться привело этих детей к неорганизованности, нарушениям дисциплины.
Ребенок становится трудным, когда происходит совпадение, наложение отрицательных внешних влияний (аморальное поведение взрослых, дурное влияние улицы, компании правонарушителей), неудач в школе и педагогических ошибок учителей, отрицательного влияния семейного быта и внутрисемейных отношений. Иными словами, ребенок выпадает из сферы воспитания сразу во многих звеньях и находится в зоне активных отрицательных влияний.
Трудные дети, как правило, плохо учатся, редко и небрежно выполняют домашние задания, часто пропускают школу. Плохо ведут себя на уроках, дерутся. Их воспитанием в семье обычно занимаются мало. Растут они сами по себе. Агрессивны, озлоблены, практически знакомы с теневыми сторонами жизни. Рано начинают курить, употреблять спиртные напитки, приобщаются к наркотикам. Подрастая, сбиваются в организованные группы, совершают кражи, грабежи и даже убийства. Большую обеспокоенность вызывает тенденция роста трудных среди девочек. Хотя они менее, чем мальчики, склонны к насилию, грубым и резким проявлениям недисциплинированности, но им зачастую (так же как и мальчикам) свойственны аморальные поступки и проявления, а также лживость, истеричность, грубость и дерзость. Некоторые девочки обнаруживают склонность к хищениям мелких вещей, употреблению алкогольных напитков, курению.
Психологи и педагоги выделяют несколько типов трудных детей:
1) дети с нарушениями в сфере общения
2) дети с повышенной или пониженной эмоциональной реакцией (с повышенной возбудимостью, острой реакцией или, наоборот, пассивные, равнодушные)
3) дети с недостатками умственного развития
4) дети с неправильным развитием волевых качеств (упрямые, безвольные, капризные, своевольные, недисциплинированные, неорганизованные).
Вследствие этого могут сформироваться:
- циники; вожаки асоциальных групп со сложившейся аморальной системой взглядов и потребностей; нарушающие порядок и правила по собственному убеждению, считающие себя правыми; сознательно противопоставляющие себя обществу;
- неустойчивые, не имеющие твердых моральных убеждений и глубоких нравственных чувств люди; их поведение, взгляды, оценки целиком зависят от ситуации; они подвержены дурному влиянию, не способны ему противостоять;
- подростки и старшие школьники, которых толкают на асоциальные поступки сильные личные непосредственные потребности при наличии очень слабых тормозов; непосредственные потребности (в зрелищах, вкусной еде, нередко — табаке, вине и т. д.) оказываются у них сильнее, чем их нравственные чувства и намерения, и удовлетворяются недозволенным образом;
- аффективные дети, переживающие постоянное чувство обиды на основе мнения о том, что их недооценивают, ущемляют, не признают, что к ним несправедливы.
Никаких специальных причин возникновения у детей асоциального поведения искать не нужно, их просто нет. Они в нашей ежедневной жизни, в тысячах больших и малых примеров поведения взрослых. Причины неудовлетворенности детским поведением взрослые должны искать в себе, в своих поступках, которые преподносятся как образцы поведения.
Анкетирование по вопросам профилактики вредных привычек
№ п\п | Вопрос | |
Я:
| ||
В моей семье:
| ||
Первый раз я попробовал сигарету:
| ||
В первый раз я закурил:
| ||
Сейчас я курю:
| ||
Я курю:
| ||
Я скрываю свою привычку курить от родителей:
| ||
Мои родители:
| ||
Я:
| ||
В моей семье:
| ||
В моей семье:
| ||
В первый раз я попробовал алкогольный напиток:
| ||
Мой первый алкогольный напиток был:
| ||
Я уже пробовал:
| ||
В первый раз я попробовал алкоголь:
| ||
Я попробовал, потому что:
| ||
Сейчас я употребляю алкоголь:
| ||
Мои родители:
| ||
Мои родители знают, где, сколько, что и с кем я пью:
| ||
Какие виды наркотических веществ знаете? | ||
Пробовали ли вы наркотики или наркотикосодержащие вещества?
| ||
Почему да? Почему нет? | ||
Хотелось бы вам попробовать наркотическое вещество?
| ||
Есть ли у вас знакомые, друзья, которые употребляют наркотические вещества?
| ||
Изменилось ли поведение ваших друзей или знакомых после употребления наркотических веществ?
| ||
Есть ли среди ваших родственников те, кто употребляет наркотические вещества?
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление: « Коррекционная работа с обучающимися начальных классов как основа профилактики асоциального поведения»
Выступление по теме « Коррекционная работа с обучающимися начальных классов как основа профилактики асоциального поведения»...
Психопрофилактика асоциального поведения у несовершеннолетних ГКУСО РМ "СРЦН "Радуга"
В статье анализируются и подробно раскрываются виды и формы психопрофилактической работы, используемые педагогом-психологом в своей деятельности.Автор останавливается на участии воспитанников РЦ...
Родительское собрание "Профилактика асоциального поведения учащихся"
Сценарий родительского собрания...
Доклад" Профилактика асоциального поведения"
В докладе идет речь о профилактике асоциального поведения у детей с ОВЗ....
Профилактика асоциального поведения детей
Главным направлением моей воспитательной работы является предупреждение асоциального поведения учащихся в школе и дома....
Профилактика асоциального поведения у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Причины, приемы и методы.
Асоциальное поведение в психологии рассматривается как отклоняющееся поведение, которое включает в себя систему поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе правовым или н...
Роль школы в формировании правильного поведения. Профилактика асоциального поведения у младших школьников.
Роль школы в формировании правильного поведения. Профилактика асоциального поведения у младших школьников....