Система воспитательной работы в группах продленного дня в МАОУ «МБЛ» г.Саратова
статья (3 класс) на тему

 

 

 

Воспитатель – это организатор воспитательного пространства для полноценного развития детей. Без правильно организованного воспитания не состоится достаточное развитие, эффективная социализация и индивидуализация, качественное взросление ребенка. Основные задачи  работы педагога группы продленного дня :

- забота о здоровье детей;

- забота об их успешности в учебе;

- забота о развитии культуры общения;

- забота о нормальной социализации детей;

- забота о становлении индивидуальности каждого ребенка и его  готовности к жизненному самоопределению.

Планирование работы в ГПД- это процесс моделирования воспитывающей среды группы, как комплекса социально-ценных обстоятельств, окружающих ребенка и способствующих его личностному росту. Планирование должно иметь следующие приоритетные позиции:

            - создание условий для личностного развития воспитанников;

            - создание условий для реализации основных форм деятельности учащихся в ГПД: бытовой, учебной, досуговой, физкультурно-оздоровительной;

            - создание условий для формирования системы отношений к самому себе, другим людям, окружающему миру.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sistema.docx51.69 КБ

Предварительный просмотр:

Система воспитательной работы в группах продленного дня в МАОУ «МБЛ» г.Саратова

Маркушина Т.А.

Основными задачами в работе ГПД являются:

- оказание помощи ребенку младшего школьного возраста в формировании социального опыта;

- подготовка детей к восприятию важных, но сложных жизненных явлений, сглаживание проявлений социального и материального неравенств в детской среде;

- ограждение детей от асоциальных влияний, формирование навыков выживания и духовного противостояния злу.

Творческая деятельность воспитателей ГПД

- умение правильно воспринимать мир детей, каждого отдельного ребенка в различных педагогических ситуациях;

- умение анализировать соотношение «цель-средство-результат» применительно к выбору ситуации;

- умение организовывать  жизнь детей;

- умение требовать и доверять;

- умение быстро ориентироваться и переключать  внимание;

- умение играть с детьми;

- умение оценивать ситуацию с различных сторон;

- умение в случайном факте  увидеть существенное;

- умение пользоваться разнообразными  приемами воздействия;

- умение точно передавать  свои настроения, чувства и мысли словом, мимикой, движением

Основные задачи  работы педагога группы продленного дня :

- забота о здоровье детей;

- забота об их успешности в учебе;

- забота о развитии культуры общения;

- забота о нормальной социализации детей;

- забота о становлении индивидуальности каждого ребенка и его  готовности к жизненному самоопределению.

Функции воспитателя

Многофункциональность деятельности воспитателя ставит его в постоянное ролевое общение.

Воспитатель – наблюдатель, утешитель, руководитель, наставник, советчик, контролер, опекун, оценщик, гувернер, организатор, старший друг, затейник, просветитель, критик, артист, оратор, нянька, судья, инструктор.        

Без правильно организованного воспитания не состоится достаточное развитие, эффективная социализация и индивидуализация, качественное взросление ребенка. Воспитатель – это организатор воспитательного пространства для полноценного развития детей.

Обязанности воспитателя ГПД

1.Прием детей в группу

  1. Проверить санитарное состояние помещения (воздушно-санитарный режим).
  2. Побеседовать с учителями с целью выяснения их мнения о самочувствии, поведении и успеваемости детей в первой половине дня, особенностях домашнего задания.
  3. Заполнить журнал посещаемости ГПД.
  4. Познакомиться с просьбами детей и родителей.
  5. Сообщить детям план на день.
  6. Внести изменения в ежедневный план работы.

2. Организация питания

  1. Организовать дежурство в столовой.
  2. Проверить чистоту рук.
  3. Провести этическую беседу о культуре приема пищи.
  4. Следить за поведением детей в столовой.
  5. Следить  за организованным  уходом детей из столовой.

3. Отдых на воздухе

1. Организовать уборку и проветривание помещений.

2. Проследить за одеванием детей и их одеждой (сушка одежды).

3. Сообщить  детям план отдыха.

4. Дать задание, распределить обязанности.

5. Наблюдать за самочувствием детей.

6. Проводить индивидуальные и групповые беседы по правилам общежития.

7. Подвести итоги отдыха на воздухе.

4. Проведение воспитательных мероприятий в помещении.

1.Ознакомить детей с планом.

2. Следить за участием детей в проведении мероприятий.

3. Дать оценку активности воспитанников.

4. Провести разбор мероприятия, анализ самооценок.

5.Подготовка к выполнению домашних заданий

  1. Обеспечить аэрацию и влажную проверку помещения.
  2. Проследить за подготовкой учащимися рабочего места
  3. Приготовить наглядные пособия и дидактический материал.
  1. Самоподготовка
  1. Подготовить на доске домашнее задание по классам.
  2. Сообщить порядок выполнения домашнего задания,  напомнить правила выполнения письменных работ (четкое и аккуратное выполнение задания, самостоятельность и самоконтроль).
  3. Провести тренировочный опрос пройденного на уроке учебного материала.
  4. Обеспечить серьезное и деловое отношение учащихся к самостоятельному выполнению домашнего задания.
  5. Своевременно оказывать помощь учащимся, испытывающим затруднение.
  6. Организовать контроль  за деятельностью учащихся, помощь и взаимопомощь.
  7. Использовать современные виды контроля за деятельностью  учащихся: контроль воспитателей, взаимопроверку в парах, консультантов из  «передовых» учащихся.
  8. Подвести итоги самоподготовки, оценить прилежание некоторых учащихся.
  9. Информировать учителей о ходе и результатах самоподготовки.
  10. Проводить беседы с родителями по навыкам самоподготовки.

7.Завершение работы

  1. Проследить за уборкой класса, рабочих мест.
  2. Сообщить план работы на следующий день .
  3. Проследить за одеванием детей. Обеспечить бережное отношение к верхней одежде во время переодевания.

Взаимодействуя с учителем, воспитатель знает, кто на уроке не усвоил, кому из детей нужна помощь, какие трудности могут быть у детей при выполнении домашнего задания, какие правила, схемы надо повторить, чтобы домашнее задание выполнить правильно. Можно и нужно использовать взаимопомощь учащихся, но не допускать списывания.

Инструкция для воспитателей ГПД  по требованиям безопасности

  1. Общие требования безопасности

Работать воспитателем в группе продленного дня может работник, имеющий педагогическое образование.

  1. Требования безопасности перед началом работы: прежде чем приступить к работе, нужно открыть классное помещение, включить свет, проветрить класс, опустить стулья.

3.Требования безопасности во время работы:

- встречать детей в помещении (классе) ГПД;

- проводить подвижные игры в спортзале или рекреации с соблюдением правил безопасности; находиться вместе с детьми;

- обеспечивать соблюдение санитарно-гигиенических норм, следить за культурой питания детей в столовой;

- проводить прогулки на свежем воздухе  только на территории школы, не допуская игр и лазанья у мусоросборника, забора, ступенек, запасных выходов. Разрешается приближение детей к стенам здания не более чем на 2 метра;

- проверять количество детей до и после прогулки по списку;

- проверять перед прогулкой безопасность площадки;

- организуя подвижные и ролевые игры детей на воздухе, не допускать беспорядочного бега на площадке;

- в зимнее время воспитатель ГПД организует игры детей, исключающие травмы на льду, от сосулек, снежков, не допускает катания на санках и лыжах.

        

4. Требования безопасности в аварийных  ситуациях:

        - остановить занятия (мероприятия);

        - сообщить дежурному администратору;

        - если необходимо, оказать доврачебную помощь и вызвать «скорую помощь».

        

5. Требования безопасности по окончанию работы:

- за учениками, посещающими ГПД, приходят только родители;

- если ребенка забирают другие родственники, необходимо разрешение родителей (заявление);

- если ребенок уходит домой один, необходимо заявление, в котором указывается время ухода ребенка;

- воспитатель ГПД должен иметь список учащихся, которых  забирают старшие братья, сестры или другие  родственники (с указанием последних), а также списки детей, которые уходят сами ( с указанием времени ухода). Списки должны быть заверены  подписью воспитателя и утверждены заместителем директора. Новые данные вносятся в дополнительные списки.

Режим ГПД должен обязательно включать:

- двухразовое питание детей;

- занятия на свежем воздухе не менее 3 часов (две прогулки);

- ежедневные организованные занятия физическими упражнениями и спортом ( за счет одной прогулки, поэтому на свежем воздухе).

        Продолжительность всех видов развивающей деятельности детей в помещении (настольные игры, видеофильмы, занятия кружков) не должны превышать 2 часов и с перерывом через 25-30 минут для переключения детей на другой вид деятельности. Время развивающих занятий в помещении может быть увеличено до 3 часов  за счет уменьшения на 1 час времени

Режим работы ГПД для учащихся 2 классов

№ п/п

Наименование занятий

Понедель-

ник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

1

Прием детей; беседы с учителем

12.00-12.15

12.00-12.15

12.00-12.15

12.00-12.15

12.00-12.15

2

Час здоровья

12.15-13.00

12.15-13.00

12.15-13.00

12.15-13.00

12.15-13.00

3

Обед

13.00-13.30

13.00-13.30

13.00-13.30

13.00-13.30

13.00-13.30

4

Прогулка:

-экскурсия

-спортивные игры

-подвижные игры

-физический труд

13.30-15.00

13.30-15.00

13.30-15.00

13.30-15.00

13.30-15.00

5

Самоподготовка

15.00-16.30

6

Прогулка

16.30-17.30

7

Окончание работы. Беседы с родителями

17.30-18.00

Режим работы ГПД для учащихся 3-4 классов

№ п/п

Наименование  занятий

Понедель-

ник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

1

Прием детей. Настольные игры

12.00-13.30

12.00-13.30

12.00-13.30

12.00-13.30

12.00-13.30

2

Обед

13.30-14.00

13.30-14.00

13.30-14.00

13.30-14.00

13.30-14.00

3

Пребывание на воздухе:

-прогулка

-экскурсия

-спортивные игры

-подвижные игры

-общественно-полезный труд

14.00-15.00

14.00-15.00

14.00-15.00

14.00-15.00

14.00-15.00

4

Самоподготовка

15.00-16.30

15.00-16.30

15.00-16.30

15.00-16.30

15.00-16.30

5

Свободное время: работа кружков, занятия по интересам

16.30-17.30

16.30-17.30

16.30-17.30

16.30-17.30

17.30-18.00

6

Прогулка

17.30-18.00

17.30-18.00

17.30-18.00

17.30-18.00

17.30-18.00

Временные ориентиры ГПД

№ п/п

Время пребывания ребенка в ГПД

Количество часов в неделю

2 кл

3 – 4 кл

1

Занятия на воздухе

-

Экскурсия

2

2

-

Прогулка

6

5

-

Спортивный час

5

5

-

Физический труд на пришкольном дворе

1

1

Итого занятий на воздухе

14

13

2

Занятия в помещении

-

Детское чтение

1

1

-

Изучение правил поведения

0,5

0,5

-

Занятия с педагогами  дополнительного образования

2

2

-

Занятия искусством

1

1

-

Занятия в других кружках

-

Занятия по интересам

-

самоподготовка

6

9

-

Развивающие занятия

4

1

Итого занятий в помещении

11,5

17,5

Прием пищи

2,5

2,5

Итого занятий

30

30

Планирование работы в ГПД

Планирование работы в ГПД- это процесс моделирования воспитывающей среды группы, как комплекса социально-ценных обстоятельств, окружающих ребенка и способствующих его личностному росту. Планирование должно иметь следующие приоритетные позиции:

        - создание условий для личностного развития воспитанников;

        - создание условий для реализации основных форм деятельности учащихся в ГПД: бытовой, учебной, досуговой, физкультурно-оздоровительной;

        - создание условий для формирования системы отношений к самому себе, другим людям, окружающему миру. Планирование включает в себя 2 вида планов: календарный и перспективный.

        Календарный план работы может охватывать небольшой промежуток времени (неделя, месяц, триместр) и содержит информацию, отражающую содержание текущих дел и мероприятий. Оформляется в виде плана-сетки недельной циклограммы расписания занятий в ГПД.

Перспективный план работы ГПД на__________учебный год.

Разделы плана

  1. Цели и задачи на новый учебный год.
  2. Основные направления деятельности и ключевые дела ГПД.
  3. Индивидуальная работа с учащимися.
  4. Работа с родителями.
  5. Изучение эффективности работы.

Цель: создание условий для развития личностных качеств ребенка, формирование его общественной культуры, совокупности главных жизненных ценностей, навыков общения

        Реализация поставленной цели будет осуществлена посредством решения следующих задач:

- организации для ребенка во внеурочное время интересных занятий в кругу ровесников;

- защиты ребенка от прямых и агрессивных асоциальных влияний;

- формирования и использования собственного социального опыта ребенка ;

- осуществления индивидуальной работы с детьми разного уровня по восприятию и воспроизведению информации;

- организации досуга детей с учетом их интересов и склонностей, разнообразной развивающей деятельности ребенка;

- целенаправленной работы с родителями.

Основные направления в работе ГПД

  1. Временные ориентиры.

Временные ориентиры помогают воспитателю учитывать возможные совпадения отдельных видов занятий, запланированных в расписании уроков, и стараться избегать таковых. Так уроки физической культуры не должны совпадать с физкультурно-оздоровительными занятиями  в группе, уроки труда и музыки – с кружковыми занятиями, запланированные экскурсии – с экскурсиями в ГПД.

Основное содержание деятельности в ГПД представлено в виде недельной циклограммы, известной родителям и детям.

2. Решение проблем по укреплению здоровья.

Эта работа включает следующие мероприятия:

А) создание банка данных о здоровье воспитанников ГПД с целью индивидуального подхода к детям с хроническими заболеваниями, организации щадящих режимных моментов;

Б) разработка и проведение физкультминуток;

В) выполнение норм СанПин 2.4.2. 1178-02;

Г) хронометраж выполнения домашнего задания с целью устранения перегрузок обучающихся.

3.Развитие способностей.

Осуществляется в соответствии с разработанными целевыми программами и обеспечивает:

- взаимосвязь в работе учителя и воспитателя ГПД по формированию устойчивой учебной мотивации;

        - выполнение  рекомендаций учителя в работе со слабоуспевающими и одаренными детьми, детьми с ослабленным здоровьем;

        - активизацию форм и методов проведения самоподготовки;

        - взаимодействие с библиотекарем в совершенствовании качества чтения посредством выбора любимых книг;

        - разработку памяток для выполнения устных и письменных заданий, правил взаимопомощи;

        - организацию самостоятельной работы младших школьников;

        - организацию самоконтроля и взаимоконтроля при выполнении домашних заданий.

5.Создание условий для жизненного самоопределения.

Это направление реализуется в процессе таких видов:

- организация досуга;

- игровая деятельность учащихся (перечислить)

При планировании работы с использованием деятельностного подхода в воспитании воспитатель учитывает все виды деятельности: познавательную, ценностно-ориентировочную, трудовую , художественно-творческую, физкультурно-оздоровительную, коммуникативную, игровую.

План  воспитательной работы группы продленного дня

3-4 классов на _________________учебный год

Цель воспитательной работы: создать воспитательное пространство группы продленного дня, способствующее формированию духовных ценностей воспитанников, навыков доброжелательного общения между учащимися.

        Задачи воспитательной работы:

  1. Формирование  навыков и привычек культурного поведения.
  2. Формирование нравственных черт личности ребенка.
  3. Организация здорового образа жизни.

№ п/п

Содержание  работы

Целевая установка

Сроки

Исполнение

1-й блок

1

Комплектование ГПД 3-4 классов

Выполнение устава ОУ

2

Определение режима работы ГПД

Организационная работа

3

Знакомство с учениками и родителями

Выявление индивидуальных особенностей

4

Выявление малоимущих семей

Составление актов

5

Планирование работы и оформление журнала

Соблюдение единого режима

6

Праздник «Осень»

Формирование культуры общения

7

Игры на свежем воздухе (разучивание игр)

Здоровый образ жизни

8

Экскурсия по территории ОУ

 ( памятка по ТБ)

Забота  о безопасности жизни детей

9

Игра – знакомство «Мое любимое занятие в свободное время»

Формирование культуры общения

10

Клубный час

 « Путешествие в мир книг»

Развитие речевой деятельности

11

Прогулка на свежем воздухе

Выполнение оздоровительного режима

12

Отгадывание загадок, ребусов

Развитие логики, смекалки

13

Школа вежливых наук

«Добрые слова»

Воспитание культуры поведения

14

Игры, развлечения

Развитие двигательной активности

15

Музыкальный час

Поднятие эмоционального настроения

16

Беседа- размышление

«Добросовестное отношение к другу»

Воспитание уважения к любому труду

17

Беседа о правилах поведения при обнаружении взрывоопасных предметов

Знакомство с правилами поведения при обнаружении взрывоопасных предметов

18

Организация самоподготовки

Привитие навыков по организации рабочего места, бережного распределения и планирования времени

19

Экскурсия в природу

«Здравствуй, осень!»

Воспитание любви к природе

20

Праздник «В гостях у Мойдодыра»

Привитие навыков личной гигиены

21

Организация группы взаимопомощи

Знакомство с правилами коллективной работы, оказание взаимопомощи

22

Беседа «Вести из столовой»

Воспитание культуры поведения

2-й блок

1

Прогулки на свежем воздухе

Выполнение оздоровительного режима

2

Игра «Путешествие в мир книг»

Развитие речевой деятельности

3

Праздник «Мой друг Светофор»

Соблюдение правил дорожного движения

4

Беседа «Я – гражданин России»

Воспитание патриотических чувств

5

Советы врача «Берегите зубы»

Прививание санитарно-гигиенических навыков

6

Беседа о режиме дня

Выполнение оздоровительного режима

7

Игры, загадки

Развитие логики, смекалки

8

Экскурсия в природу

Воспитание любви к природе, к родному краю

9

Музыкальный час

Прослушивание в записи музыкальных произведений для положительного эмоционального настроя

10

Подвижные игры на свежем воздухе

Выполнение оздоровительного режима

11

Советы доктора «Как сохранить хорошее зрение»

Убежденность в необходимости бережного отношения к глазам

12

Знакомство с мерами противопожарной безопасности

Охрана безопасности жизни ребенка

13

Беседа «Режим  питания»

Рассуждения о разумной, рациональной и разнообразной пище. Убежденность в необходимости разнообразной пищи для полноценного развития  организма ребенка

14

Игра «Цена одной минуты»

Воспитание бережного отношения к использованию времени

15

Консультация с родителями

Собеседование, рекомендации

16

Диалог «Моя семья»

Воспитание уважительного отношения к семье

17

Организация групп взаимопомощи

Развитие умения распределять  поручения, оценивать свои возможности

18

Игры, развлечения  

Развитие памяти, речевой деятельности

19

Беседа «Что легче – ссориться или мириться?»

Обучение коммуникативным навыкам

20

Тематический час «Если хочешь быть здоров – закаляйся»

Знакомство с правилами закаливания организма

21

Беседа «Учись  контролировать себя»

Воспитание навыков самоконтроля

22

Экскурсия в природу

Воспитание любви к родному краю

3-й блок

1

Разучивание подвижных игр в закрытом помещении

Выполнение оздоровительного режима

2

Беседа «Мое любимое занятие в свободное время»

Знакомство с досугом воспитанников

3

Беседа – диалог «Зачем быть вежливым»

Воспитание нравственных норм поведений

4

Государственные символы (герб, флаг, гимн)

Воспитание гражданственности

5

Викторина «Русские народные сказки»

Развитие памяти, речевой деятельности

6

Клубный час «Покормите птиц зимой»

Воспитание бережного отношения к окружающей природе

7

Час веселых игр и конкурсов

Развитие логики, смекалки

8

Клубный час «Мой друг Светофор»

Соблюдение правил дорожного движения

9

Мастерская «Деда Мороза»

Воспитание  трудовых навыков

10

Подготовка к Новому году (разучивание стихотворений)

Сплочение коллектива

11

Новогодний праздник

Эмоциональный настрой

12

Прогулки на свежем воздухе

Выполнение оздоровительного режима

13

Беседа – диалог «Как я провел Новогодние каникулы»

Развитие речи учащихся

14

Беседа «Советы Айболита»

Привитие санитарно- гигиенических навыков

15

Игры, развлечения

Активизация двигательной деятельности

16

Тематический вечер «Делу  время- потехе час»

Воспитание организованности и самодисциплины

17

Беседа – диалог «О нормах поведения»

Соблюдение норм поведения

18

Читаем рассказы о защитниках Отечества

Патриотическое воспитание

19

Экскурсия. Зимующие птицы

Воспитание бережного отношения к окружающей среде

20

Клубный час «Слава тебе, Сталинград!»

Изучение истории города

21

Беседа «Что такое дружба?»

Налаживание взаимоотношений между девочками и мальчиками

22

Консультация с родителями

Советы, рекомендации

4-й блок

1

Прогулка на свежем воздухе

Выполнение оздоровительного режима

2

Конкурс рисунков

Развитие творческих способностей

3

Клубный час «Мой друг Светофор»

Соблюдение правил дорожного движения

4

Клубный час «Наша армия родная»

Воспитание патриотических чувств

5

Музыкальный час: прослушивание музыкальных произведений

Эстетическое воспитание

6

Разучивание подвижных игр

Выполнение оздоровительного режима

7

Советы доктора Айболита

Выполнение санитарно-гигиенических навыков

8

По страницам любимых книг

Развитие познавательных интересов

9

Профилактика детского травматизма

Предупреждение детского травматизма

10

Клубный час «Все начинается с мамы»

Развитие стремления делать добрые дела

11

Разучивание подвижных игр

Выполнение оздоровительного режима

12

Беседа «Лес – наше богатство»

Экологическое воспитание

13

Праздник «День смеха»

Развитие чувства юмора

14

Беседа «Вредные привычки»

Воспитание здорового образа жизни

15

Клубный час «Мой друг – Светофор»

Повторение правил дорожного движения

16

Экскурсия в библиотеку

Привитие интереса к чтению

17

Праздник «12 апреля – День космонавтики»

Расширение кругозора

18

Экскурсия в природу «Весна , весна»

Воспитание любви к природе

19

Операция «Чистюлька»

Воспитание трудолюбия

20

Прогулки на свежем воздухе

Выполнение оздоровительного режима

21

Логические игры

Развитие мыслительной деятельности

22

Беседа «Нет наркотикам»

Профилактика здорового образа жизни

23

Клубный час «Все работы хороши»

Воспитание трудовых навыков

24

Консультации с родителями

Беседы, рекомендации

5-й блок

1

Клубный час « Мой друг Светофор»

Выполнение правил дорожного движения

2

Музыкальный час: слушаем музыку

Развитие художественного вкуса, любви к музыке

3

Конкурс  рисунков на тему «Весна»

Развитие творческих способностей

4

Праздник «День улыбки»

Улучшение эмоционального настроя

5

Беседа «Всемирный день здоровья»

Профилактика здорового образа жизни

6

Конкурс пословиц

Речевое развитие

7

Прогулка на свежем  воздухе

Забота о здоровье

8

Беседа «Права и обязанности»

Правовое воспитание

9

Советы доктора «Если хочешь быть здоровым – закаляйся»

Знакомство с правилами закаливания своего организма

10

Устный журнал «Эхо Великой войны»

Воспитание патриотизма

11

Игра «Веселые старты»

Развитие ловкости

12

Чтение книг о защитниках  Родины

Воспитание патриотизма на примерах героических подвигах народа

13

Беседа «Отдых на воде»

Профилактика  детского травматизма

14

Конкурсы загадок

Речевое развитие

15

Операция «Живи, книга»

Воспитание бережного отношения к книге

16

Музыкальный час: прослушивание музыки

Развитие художественного вкуса

17

Операция «Чистюлька»

Воспитание трудолюбия

18

Беседа по профилактике

Предупреждение травматизма

19

Операция «Ветеран живет рядом»

Воспитание внимательного отношения к людям, прошедшим войну

20

Уроки мужества

Воспитание патриотизма

21

Подвижные игры на свежем воздухе

Выполнение оздоровительного режима

22

Экскурсия

Воспитание бережного отношения к окружающей природе

23

«Праздник успеха»

Подведение итогов

Основные направления деятельности и ключевые дела группы (1 полугодие)

Направление деятельности

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Голубая планета Земля

Экскурсия «Как все начиналось»

Интеллектуальная игра «Растет в Саратове березка, растешь в Саратове и ты»

Конкурс «Дорожная безопасность»

Конкурс эрудитов «Загадки природы»

Экологическая неделя

Изготовление кормушек

Выставка-совет «Целебное лукошко»

Конкурс рисунков «Природа вокруг нас»

Конкурс поделок «Чудеса из лесных материалов»

Выставка – поиск «Растения вокруг нас»

Спорт-час «Судьба Волги – судьба России»

Праздник «Мы твои друзья, природа

Я, мои друзья, моя семья

Сообщение воспитателя «Имя и здоровье»

27.09 – день туризма (выпуск информационного листка»

Дискуссия «Зачем я хожу в школу»

Школа вежливых наук.

Занятия по темам:

«Хозяин и гости»,

«Разговор о разговоре»,

«Чувство времени»

Откровенный разговор «Хорошо ли мне в группе»

Праздник  имени «Как вас звать – величать»

Школа вежливых наук

«Наука отдыхать»,

«Остановись, подумай»,

«Тест-бюро «Познай себя»

Акция «День пожилого человека»

Тренинг «Учусь быть терпеливым»

Сбор пословиц о нравственных качествах человека

Диспут «Что такое честь фамилии»

День матери

Школа вежливых наук.

Занятия по темам:

«Тест для себя»,

«Твой внешний вид»,

«Я – надежда семьи»

Сбор пословиц о мамах

Экслибрис «Портрет друга»

Я – гражданин России

Конкурс рисунков «Мой город»

Беседа «Российская символика»

Час интересных сообщений «Традиционные праздники вчера и сегодня»

Информационный час «День города»

Праздник «День рождения вашего района»

Библиотечный час «А.Невский»

«Иван Федоров»

Час интересных сообщений «О чем расскажет народный костюм»

Библиотечный час «Ваши права, дети»

Поэтический час «Только доблесть вечно живет»

Брейн-ринг «Язык наш есть еще тайна»

«День согласия и примирения» (посещение библиотеки)

Конкурс рисунков

Аукцион мудрости

Конкурс чтецов по творчеству С.Есенина

Викторина «Сталинградская битва»

Информационный час «День прав человека»

Я здоровье сберегу – сам себе я помогу

Игротерапия «Вспомним забытые игры»,

«Игры на переменках»,

«Веселые старты»

Откровенный разговор «Твоя душа – единственная в мире»

Тест «Сколько у тебя фантазии»

День здоровья

Тест «Как ты к себе относишься»

Откровенный разговор по темам: « Не будь равнодушным»,

«Признаки болезни»,

«Всего одна рюмка»

Конкурс рисунков «Дурные привычки – враги твоей судьбы»

Конкурс полезных советов

Диспут «Что может человек»

Суд над сигаретой

Тест «Твой характер»

Откровенный разговор по темам:

«Опасная сладость злых чувств»,

Анкета «Я»

2 полугодие

Направле

ние деятельно

сти

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

Голубая планета Земля

Турнир знатоков природы  области

Конкурс «Полна чудес могучая природа»

Сюжетно-ролевая игра «Лесное путешествие»

Акция «День экологической безопасности»

Экологический проект «Красная книга нашего края – сигнал опасности»

Праздник «День Земли»

Конкурс рисунков на асфальте «В защиту природы»

Праздник Берендея

Викторина «Наши любимые животные»

Участие в акции «В защиту тюленей»

Заочное путешествие в весеннее царство

Конкурс плакатов на  экологическую тему

Дискуссия «Природа и я»

Я, мои друзья, моя семья

Беседа «Мои права и обязанности»

Час откровенного разговора «О, счастливчик!»

Школа вежливых наук. Занятия по темам:

«Научись владеть собой»,

«Как я выгляжу»

Инсценирование сказки А.Пушкина «Золотая рыбка на новый лад»

Час игры

Школа вежливых наук. Занятия по темам: «Доброе слово, что ясный день»,

«Я познаю  себя и других»

Заочное путешествие «Здесь живет моя семья»

Музыкальная игра «Угадай мелодию»

Анкетирование «Воспитанный ли я человек»

Школа вежливых наук. Занятия по теме «Этикетка»,

Диспут «Добро и зло»

Посещение кинотеатра «Фильм, фильм»

Выставка книг «Мои любимые произведения»

Рисунки на тему «Мой воспитатель»

Час игры

Диспут «О красоте, моде и хорошем вкусе»

Клубный час «От вершины к корням (из истории появления законов)

Конкурс «Школьная символика»

Игры с психологом «Игры в самих себя»

Час игры

Школа вежливых наук. Занятия по темам:

«Умение общаться»;

«Библиотека – хранительница знаний»

Конкурс фотогазеты «Моя семья –моя радость»

Лото пословиц и поговорок о дружбе

Мастерская «Книжкина мастерская» (игра-беседа)

Экскурсия в музей изобразительных искусств

Я – гражданин России

Беседа «Права несовершеннолетних»

Час интересных сообщений «Только доблесть живет вечно»

Диспут «Наше право и наш интерес»

Час интересных сообщений «Традиции народного костюма. Рождение одежды»

День Победы под Сталинградом

Игра-конкурс «Имею право»

Инсценировка русских народных сказок

Викторина по ПДД «Не попади в ловушку»

Конкурс рисунков «Моя Родина»

КВН «Про великих и знаменитых»

Анкетирование «Что бы я сделал, если бы был директором школы, президентом страны

Оформление фотоальбома «Города-герои»

Экскурсия на Мамаев курган (к памятным и историческим местам города)

«Славянский базар»- развлекательная программа

Я здоровье сберегу – сам себе я помогу

Подвижные и развивающие игры «Веселый светофор»

Беседа «Как одолеть болезнь», скажи вредным привычкам НЕТ», игры «Богатырские потешки»

Эстетическаябеседа «Ты против лжи и нечестности»

Операция «Забота»

Подвижные и развивающие игры «Два Мороза», «Салки»

Подбор пословиц, поговорок и стихотворений о здоровом образе жизни

Тест «Сколько у тебя фантазии»,

«Ты и твоя память»

Беседа врача по профилактике различных заболеваний, о закаливании

Спортивный час «Веселые старты»

Игротерапия «Малая Спортландия», Ученическая скорая помощь»

Откровенный разговор «Станция ценностей»

Устный журнал «Почему мы здоровы», конкурс рисунков «Секреты здоровья»

Подвижные игры «Гуси-лебеди», «Пустое место», «Охотники и утки»

Практикум «Как  поступить»,

«Что может человек»

Музыкальная шкатулка. Всемирный день здоровья (беседа-игра)

Игровая программа «За обе щеки»

День космонавтики (заочное путешествие, посещение планетария)

Спортивный час «Вспомним забытые игры»

Проект «Полезные и вредные привычки»

Взаимодействие с родителями

Взаимодействие по формированию культуры общения:

  1. Создание банка данных об образовании и занятости родителей.
  2. Проведение родительских собраний с определенной тематикой.
  3. Организация бесед о культуре поведения ребенка и взрослого в быту и домашней обстановке.

Взаимодействие по формированию нравственных качеств:

  1. Создание банка данных о социальном положении семьи.
  2. Организация бесед о здоровом образе жизни, о психологических особенностях детей начальной школы.

Организация питания:

  1. Знакомство с режимом группы продленного дня.
  2. Организация двухразового горячего питания за счет родителей.

Взаимодействие в учебной деятельности:

  1. Знакомство с нормативными документами по выполнению домашнего задания ребенка; памятками по выполнению домашних заданий.
  2. Организация бесед на тему: интерес родителей к учебе ребенка- залог его успеха.

ОРГАНИЗАЦИЯ САМОПОДГОТОВКИ В УСЛОВИЯХ

 ГРУППЫ ПРОДЛЕННОГО ДНЯ

Одним из видов познавательной деятельности в условиях работы в ГПД является самоподготовка. Это одна из форм организации учебного процесса в ГПД.

        Самоподготовка – обязательное ежедневное занятие, на котором школьники самостоятельно выполняют учебные задания в строго отведенное время под руководством воспитателя.

Цель самоподготовки: привитие учащимся навыков самообразовательной работы, самовоспитания, формирование положительного отношения к учебе, устойчивого интереса и навыков для дальнейшей самообразовательной работы, которым в жизни придается большое значение. При этом учитывается  возраст детей, их самообразовательные возможности, полученные на уроках, нормы затраты времени в соответствии с СанПиН 2.4.2. 1178-02 и методические рекомендации по организации самоподготовки.

        Перед самоподготовкой воспитатель ставит ряд конкретных задач:

- расширение границ учебной работы;

- углубление содержания учебных предметов;

- получение доступных для самостоятельного усвоения знаний, умений, навыков;

- закрепление и повторение изученного на уроках материала;

- упражнение в применении ЗУН для их прочного усвоения;

- развитие интереса к учению;

- приобретение учениками навыков самостоятельной работы;

- формирование исполнительских навыков.

        Самоподготовка – это не урок, она содержит в себе самообразовательные начала и характеризуется выполнением образовательных и воспитательных функций.

Образовательные функции:

  1. Информационная функция заключается в организации качественного закрепления и повторения системы знаний, полученных на уроках. Она осуществляется через различные  упражнения, требующие от ученика самостоятельной индивидуальной работы.
  2. Развивающая функция служит задачам развития познавательных интересов учащихся. В процессе самоподготовки развивается внимание, память, мышление, речь детей, совершенствуются все психические процессы.
  3. Конструктивная функция   способствует появлению у школьников навыков планирования своей учебной работы, распределение сил и соразмерения возможностей.
  4. Коммуникативная функция заключается в  формировании у учеников правильного  отношения к знаниям как опыту предыдущих поколений.
  5. Творческая функция раскрывается в таком подходе к переработке полученных знаний, когда с их помощью у учащихся  пробуждается потребность в творческом самовыражении.

Воспитательные функции:

  1. Гигиеническая функция способствует прочному усвоению гигиены умственного труда.
  2. Мотивационная функция формирует  у учащихся в процессе систематической самоподготовки потребность в учебной деятельности, стремление применять полученные знания на практике.
  3. Формирующая функция способствует формированию положительных черт характера, жизненно важных качеств личности. Трудолюбие, активность, упорство в достижении цели формируются в процессе самоподготовки и становятся достоянием ученика.
  4. Организационная функция проявляется в создании обстановки, необходимой для возникновения побуждений к выполнению домашних заданий.

Степень самостоятельной активности школьников в выполнении домашних заданий на самоподготовке можно охарактеризовать следующим образом.

Состояние учащегося на самоподготовке

Характеристика состояния

Активно-самостоятельное

Не требует внимания воспитателя. Дети хорошо понимают поставленные перед ними задачи, видят пути их решения, все делают без помощи воспитателя

Зависимо-самостоятельное

Возникает тогда , когда ребенок действует самостоятельно. Он ставит свою работу в зависимость от мнения, оценки воспитателя.

Ученик действует самостоятельно, но с оглядкой на воспитателя, так как присутствует элемент неуверенности. Работать может с увлечением

Принудительно-исполнительское

Появляется в группе школьников, которые действуют под руководством и контролем воспитателя. Он указывает и пути и средства решения задачи. Учащиеся не проявляют особой заинтересованности в работе, всячески привлекают внимание воспитателя или более сильных учеников Укореняется привычка действовать по принуждению извне

Бесконтрольно-исполнительское

Наблюдается у тех учеников, которые стремятся формальной исполнительностью скрыть свое нежелание трудиться. Это состояние временное и преходящее. Требовательность воспитателя и постоянный контроль должны разрушить это  стремление, иначе в отношении к учебе появится формализм

Самопроизвольное

Проявляется в учебе у некоторых учащихся: «хочу-учу»,  «не хочу-не учу», «легко-сделаю, трудно- не буду». Это трудно поддающиеся убеждению дети. Потребуется длительная кропотливая работа воспитателя по искоренению склонности заниматься делом лишь в соответствии с собственными желаниями.

Ориентируясь в проявлении этих состояний,  можно лучше продумывать виды деятельности  во время самоподготовки,  превращая ее в эффективное средство  формирования    личности обучающихся.

        Этапы самоподготовки:

- подготовка детей к работе;

- самостоятельное изучение материала;

- самоконтроль и самооценка;

- заключительный педагогический контроль.

Требования к организации самоподготовки:

  1. Гигиенические:

- равномерное освещение помещения;

- чистота оконных стекол;

- наличие  просвечивающих штор на окнах для защиты от солнечных лучей в весеннее время;

- регулярное проветривание классных комнат;

- влажная уборка перед самоподготовкой;

- поддержание чистоты и порядка в классе;

- соблюдение школьниками личной гигиены;

- сохранение у детей правильной позы во время работы;

- проведение физкультминуток;

- особое отношение к ослабленным болезнью детям;

- наличие перерывов в  работе для отдыха детей.

  1. Дидактические:
  1. занятия по самоподготовке проводятся регулярно , в одно и тоже время, имеют определенную продолжительность.
  2. задания ученики выполняют самостоятельно.
  3. проверка проводится поэтапно ( самопроверка, взаимопроверка, проверка воспитателем).
  4. проводится первичная поэтапная оценка выполненной работы ( самооценка, взаимооценка, оценка воспитателя).
  5. планируется индивидуальная работа со слабоуспевающими.
  6. объем и характер заданий регулируется взаимодействием учителей и воспитателей.
  7. обеспечивается дифференциация как по содержанию и времени самостоятельной учебной  работы, так и по характеру контактов учащихся и воспитателя.
  1. Воспитательные:
  1. отказ от каких-либо мер наказания.
  2. использование стимулирующих одобрений при выполнении домашней работы.
  3. содействие прилежному отношению учащихся к самостоятельной работе.
  4. недопустимость во время самоподготовки назидательных бесед с детьми,  замечаний, принуждений, отвлекающих от работы.
  5. терпимое отношение к промахам учащихся во время работы.
  6. привлечение учащихся к посильной помощи товарищам при условии выполнения ими своих уроков.

Выполнение данных требований поможет использовать самоподготовку как эффективное средство повышения успеваемости школьников.

Структура самоподготовки

  1. Организационный момент (подготовка детьми рабочего места к занятию: размещение необходимых книг, тетрадей и т.д.).

Главные условия приучения детей к порядку:

        - систематичность,

        - добровольность,

        - самостоятельность.

  1. Постановка цели и мотивация деятельности детей (воспитатель знакомит с содержанием задания, объясняет рациональную последовательность его выполнения)
  2. Отработка последовательности внутренних теоретических действий (использование системы алгоритмов познавательной деятельности).

Эффективная организация умственной деятельности предполагает: постановку цели, активацию мотивов, учебные действия, точное выполнение мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения и др.), сопоставление цели работы и ее результатов, осмысление итогов.

  1. Самостоятельная работа младших школьников (основной структурный элемент самоподготовки).
  2.  Организация самопроверки, взаимопроверки, взаимопомощи.
  3. Общий вывод о результатах выполнения поставленных познавательных и воспитательных задач.

Методы работы в ГПД

Метод убеждения – способ воздействия словом и делом на сознание и поведение ребенка.

Приемы: объяснение, разъяснение, совет, пожелания, пример.

Метод упражнения – осознание учениками действительности.

Приемы: просьба, приучение испытание.

Метод внушения, попечения – способ влияния на жизнь ребенка участливым отношением.

Приемы: наблюдение, защита, помощь, присмотр, утешение и др.

Метод управления – активизация ученического  самоуправления.

Приемы: установление порядка, планирование, поручение, подведение итогов, инструктаж.

Метод поощрения – способ воздействия  стимулирующими средствами.

Приемы: доверие, одобрение, похвала, награда.

Метод наказания – способ воздействия средствами торможения.

Приемы: замечание, порицание, осуждение, недоверие и др.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План воспитательной работы в группе продленного дня (3 класс)

План воспитательной работы в группе продленного дня.В плане отражены воспитательные мероприятия, которые проводятся в течение учебного года с учащимися 3 класса....

Новые подходы к планированию воспитательной работы в группе продленного дня

Здесь вы можете найти структуру плана воспитательной работы ГПД, использование личностно-ориентированного подхода...

Планирование воспитательной работы в группе продленного дня

Тема: "Игровая деятельность – как средство реализации здоровьесберегающих технологий».Цели: развитие мелкой моторики рук при работе с бумагой, пластилином, солёным тестом и с другим подручным ма...

Планирование воспитательной работы в группе продленного дня

Тема: "Игровая деятельность – как средство реализации здоровьесберегающих технологий».Цели: развитие мелкой моторики рук при работе с бумагой, пластилином, солёным тестом и с другим подручным ма...

Рабочая программа воспитательной работы в группе продленного дня (ФГОС НОО)

Одним из ведущих видов познавательной деятельности в условиях работы группы продленного дня является самоподго­товка.Самоподготовка — одна из форм организации учебного процесса в группе продленн...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ГРУППЕ ПРОДЛЕННОГО ДНЯ

Гла Цели и задачи  режимных моментов в группе продленного дня.Примерный план работы воспитателя ГПД.КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ...