Система воспитательной работы в группах продленного дня в МАОУ «МБЛ» г.Саратова
статья (3 класс) на тему
Воспитатель – это организатор воспитательного пространства для полноценного развития детей. Без правильно организованного воспитания не состоится достаточное развитие, эффективная социализация и индивидуализация, качественное взросление ребенка. Основные задачи работы педагога группы продленного дня :
- забота о здоровье детей;
- забота об их успешности в учебе;
- забота о развитии культуры общения;
- забота о нормальной социализации детей;
- забота о становлении индивидуальности каждого ребенка и его готовности к жизненному самоопределению.
Планирование работы в ГПД- это процесс моделирования воспитывающей среды группы, как комплекса социально-ценных обстоятельств, окружающих ребенка и способствующих его личностному росту. Планирование должно иметь следующие приоритетные позиции:
- создание условий для личностного развития воспитанников;
- создание условий для реализации основных форм деятельности учащихся в ГПД: бытовой, учебной, досуговой, физкультурно-оздоровительной;
- создание условий для формирования системы отношений к самому себе, другим людям, окружающему миру.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sistema.docx | 51.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Система воспитательной работы в группах продленного дня в МАОУ «МБЛ» г.Саратова
Маркушина Т.А.
Основными задачами в работе ГПД являются:
- оказание помощи ребенку младшего школьного возраста в формировании социального опыта;
- подготовка детей к восприятию важных, но сложных жизненных явлений, сглаживание проявлений социального и материального неравенств в детской среде;
- ограждение детей от асоциальных влияний, формирование навыков выживания и духовного противостояния злу.
Творческая деятельность воспитателей ГПД
- умение правильно воспринимать мир детей, каждого отдельного ребенка в различных педагогических ситуациях;
- умение анализировать соотношение «цель-средство-результат» применительно к выбору ситуации;
- умение организовывать жизнь детей;
- умение требовать и доверять;
- умение быстро ориентироваться и переключать внимание;
- умение играть с детьми;
- умение оценивать ситуацию с различных сторон;
- умение в случайном факте увидеть существенное;
- умение пользоваться разнообразными приемами воздействия;
- умение точно передавать свои настроения, чувства и мысли словом, мимикой, движением
Основные задачи работы педагога группы продленного дня :
- забота о здоровье детей;
- забота об их успешности в учебе;
- забота о развитии культуры общения;
- забота о нормальной социализации детей;
- забота о становлении индивидуальности каждого ребенка и его готовности к жизненному самоопределению.
Функции воспитателя
Многофункциональность деятельности воспитателя ставит его в постоянное ролевое общение.
Воспитатель – наблюдатель, утешитель, руководитель, наставник, советчик, контролер, опекун, оценщик, гувернер, организатор, старший друг, затейник, просветитель, критик, артист, оратор, нянька, судья, инструктор.
Без правильно организованного воспитания не состоится достаточное развитие, эффективная социализация и индивидуализация, качественное взросление ребенка. Воспитатель – это организатор воспитательного пространства для полноценного развития детей.
Обязанности воспитателя ГПД
1.Прием детей в группу
- Проверить санитарное состояние помещения (воздушно-санитарный режим).
- Побеседовать с учителями с целью выяснения их мнения о самочувствии, поведении и успеваемости детей в первой половине дня, особенностях домашнего задания.
- Заполнить журнал посещаемости ГПД.
- Познакомиться с просьбами детей и родителей.
- Сообщить детям план на день.
- Внести изменения в ежедневный план работы.
2. Организация питания
- Организовать дежурство в столовой.
- Проверить чистоту рук.
- Провести этическую беседу о культуре приема пищи.
- Следить за поведением детей в столовой.
- Следить за организованным уходом детей из столовой.
3. Отдых на воздухе
1. Организовать уборку и проветривание помещений.
2. Проследить за одеванием детей и их одеждой (сушка одежды).
3. Сообщить детям план отдыха.
4. Дать задание, распределить обязанности.
5. Наблюдать за самочувствием детей.
6. Проводить индивидуальные и групповые беседы по правилам общежития.
7. Подвести итоги отдыха на воздухе.
4. Проведение воспитательных мероприятий в помещении.
1.Ознакомить детей с планом.
2. Следить за участием детей в проведении мероприятий.
3. Дать оценку активности воспитанников.
4. Провести разбор мероприятия, анализ самооценок.
5.Подготовка к выполнению домашних заданий
- Обеспечить аэрацию и влажную проверку помещения.
- Проследить за подготовкой учащимися рабочего места
- Приготовить наглядные пособия и дидактический материал.
- Самоподготовка
- Подготовить на доске домашнее задание по классам.
- Сообщить порядок выполнения домашнего задания, напомнить правила выполнения письменных работ (четкое и аккуратное выполнение задания, самостоятельность и самоконтроль).
- Провести тренировочный опрос пройденного на уроке учебного материала.
- Обеспечить серьезное и деловое отношение учащихся к самостоятельному выполнению домашнего задания.
- Своевременно оказывать помощь учащимся, испытывающим затруднение.
- Организовать контроль за деятельностью учащихся, помощь и взаимопомощь.
- Использовать современные виды контроля за деятельностью учащихся: контроль воспитателей, взаимопроверку в парах, консультантов из «передовых» учащихся.
- Подвести итоги самоподготовки, оценить прилежание некоторых учащихся.
- Информировать учителей о ходе и результатах самоподготовки.
- Проводить беседы с родителями по навыкам самоподготовки.
7.Завершение работы
- Проследить за уборкой класса, рабочих мест.
- Сообщить план работы на следующий день .
- Проследить за одеванием детей. Обеспечить бережное отношение к верхней одежде во время переодевания.
Взаимодействуя с учителем, воспитатель знает, кто на уроке не усвоил, кому из детей нужна помощь, какие трудности могут быть у детей при выполнении домашнего задания, какие правила, схемы надо повторить, чтобы домашнее задание выполнить правильно. Можно и нужно использовать взаимопомощь учащихся, но не допускать списывания.
Инструкция для воспитателей ГПД по требованиям безопасности
- Общие требования безопасности
Работать воспитателем в группе продленного дня может работник, имеющий педагогическое образование.
- Требования безопасности перед началом работы: прежде чем приступить к работе, нужно открыть классное помещение, включить свет, проветрить класс, опустить стулья.
3.Требования безопасности во время работы:
- встречать детей в помещении (классе) ГПД;
- проводить подвижные игры в спортзале или рекреации с соблюдением правил безопасности; находиться вместе с детьми;
- обеспечивать соблюдение санитарно-гигиенических норм, следить за культурой питания детей в столовой;
- проводить прогулки на свежем воздухе только на территории школы, не допуская игр и лазанья у мусоросборника, забора, ступенек, запасных выходов. Разрешается приближение детей к стенам здания не более чем на 2 метра;
- проверять количество детей до и после прогулки по списку;
- проверять перед прогулкой безопасность площадки;
- организуя подвижные и ролевые игры детей на воздухе, не допускать беспорядочного бега на площадке;
- в зимнее время воспитатель ГПД организует игры детей, исключающие травмы на льду, от сосулек, снежков, не допускает катания на санках и лыжах.
4. Требования безопасности в аварийных ситуациях:
- остановить занятия (мероприятия);
- сообщить дежурному администратору;
- если необходимо, оказать доврачебную помощь и вызвать «скорую помощь».
5. Требования безопасности по окончанию работы:
- за учениками, посещающими ГПД, приходят только родители;
- если ребенка забирают другие родственники, необходимо разрешение родителей (заявление);
- если ребенок уходит домой один, необходимо заявление, в котором указывается время ухода ребенка;
- воспитатель ГПД должен иметь список учащихся, которых забирают старшие братья, сестры или другие родственники (с указанием последних), а также списки детей, которые уходят сами ( с указанием времени ухода). Списки должны быть заверены подписью воспитателя и утверждены заместителем директора. Новые данные вносятся в дополнительные списки.
Режим ГПД должен обязательно включать:
- двухразовое питание детей;
- занятия на свежем воздухе не менее 3 часов (две прогулки);
- ежедневные организованные занятия физическими упражнениями и спортом ( за счет одной прогулки, поэтому на свежем воздухе).
Продолжительность всех видов развивающей деятельности детей в помещении (настольные игры, видеофильмы, занятия кружков) не должны превышать 2 часов и с перерывом через 25-30 минут для переключения детей на другой вид деятельности. Время развивающих занятий в помещении может быть увеличено до 3 часов за счет уменьшения на 1 час времени
Режим работы ГПД для учащихся 2 классов
№ п/п | Наименование занятий | Понедель- ник | Вторник | Среда | Четверг | Пятница |
1 | Прием детей; беседы с учителем | 12.00-12.15 | 12.00-12.15 | 12.00-12.15 | 12.00-12.15 | 12.00-12.15 |
2 | Час здоровья | 12.15-13.00 | 12.15-13.00 | 12.15-13.00 | 12.15-13.00 | 12.15-13.00 |
3 | Обед | 13.00-13.30 | 13.00-13.30 | 13.00-13.30 | 13.00-13.30 | 13.00-13.30 |
4 | Прогулка: -экскурсия -спортивные игры -подвижные игры -физический труд | 13.30-15.00 | 13.30-15.00 | 13.30-15.00 | 13.30-15.00 | 13.30-15.00 |
5 | Самоподготовка | 15.00-16.30 | ||||
6 | Прогулка | 16.30-17.30 | ||||
7 | Окончание работы. Беседы с родителями | 17.30-18.00 |
Режим работы ГПД для учащихся 3-4 классов
№ п/п | Наименование занятий | Понедель- ник | Вторник | Среда | Четверг | Пятница |
1 | Прием детей. Настольные игры | 12.00-13.30 | 12.00-13.30 | 12.00-13.30 | 12.00-13.30 | 12.00-13.30 |
2 | Обед | 13.30-14.00 | 13.30-14.00 | 13.30-14.00 | 13.30-14.00 | 13.30-14.00 |
3 | Пребывание на воздухе: -прогулка -экскурсия -спортивные игры -подвижные игры -общественно-полезный труд | 14.00-15.00 | 14.00-15.00 | 14.00-15.00 | 14.00-15.00 | 14.00-15.00 |
4 | Самоподготовка | 15.00-16.30 | 15.00-16.30 | 15.00-16.30 | 15.00-16.30 | 15.00-16.30 |
5 | Свободное время: работа кружков, занятия по интересам | 16.30-17.30 | 16.30-17.30 | 16.30-17.30 | 16.30-17.30 | 17.30-18.00 |
6 | Прогулка | 17.30-18.00 | 17.30-18.00 | 17.30-18.00 | 17.30-18.00 | 17.30-18.00 |
Временные ориентиры ГПД
№ п/п | Время пребывания ребенка в ГПД | Количество часов в неделю | ||
2 кл | 3 – 4 кл | |||
1 | Занятия на воздухе | |||
- | Экскурсия | 2 | 2 | |
- | Прогулка | 6 | 5 | |
- | Спортивный час | 5 | 5 | |
- | Физический труд на пришкольном дворе | 1 | 1 | |
Итого занятий на воздухе | 14 | 13 | ||
2 | Занятия в помещении | |||
- | Детское чтение | 1 | 1 | |
- | Изучение правил поведения | 0,5 | 0,5 | |
- | Занятия с педагогами дополнительного образования | 2 | 2 | |
- | Занятия искусством | 1 | 1 | |
- | Занятия в других кружках | |||
- | Занятия по интересам | |||
- | самоподготовка | 6 | 9 | |
- | Развивающие занятия | 4 | 1 | |
Итого занятий в помещении | 11,5 | 17,5 | ||
Прием пищи | 2,5 | 2,5 | ||
Итого занятий | 30 | 30 | ||
Планирование работы в ГПД
Планирование работы в ГПД- это процесс моделирования воспитывающей среды группы, как комплекса социально-ценных обстоятельств, окружающих ребенка и способствующих его личностному росту. Планирование должно иметь следующие приоритетные позиции:
- создание условий для личностного развития воспитанников;
- создание условий для реализации основных форм деятельности учащихся в ГПД: бытовой, учебной, досуговой, физкультурно-оздоровительной;
- создание условий для формирования системы отношений к самому себе, другим людям, окружающему миру. Планирование включает в себя 2 вида планов: календарный и перспективный.
Календарный план работы может охватывать небольшой промежуток времени (неделя, месяц, триместр) и содержит информацию, отражающую содержание текущих дел и мероприятий. Оформляется в виде плана-сетки недельной циклограммы расписания занятий в ГПД.
Перспективный план работы ГПД на__________учебный год.
Разделы плана
- Цели и задачи на новый учебный год.
- Основные направления деятельности и ключевые дела ГПД.
- Индивидуальная работа с учащимися.
- Работа с родителями.
- Изучение эффективности работы.
Цель: создание условий для развития личностных качеств ребенка, формирование его общественной культуры, совокупности главных жизненных ценностей, навыков общения
Реализация поставленной цели будет осуществлена посредством решения следующих задач:
- организации для ребенка во внеурочное время интересных занятий в кругу ровесников;
- защиты ребенка от прямых и агрессивных асоциальных влияний;
- формирования и использования собственного социального опыта ребенка ;
- осуществления индивидуальной работы с детьми разного уровня по восприятию и воспроизведению информации;
- организации досуга детей с учетом их интересов и склонностей, разнообразной развивающей деятельности ребенка;
- целенаправленной работы с родителями.
Основные направления в работе ГПД
- Временные ориентиры.
Временные ориентиры помогают воспитателю учитывать возможные совпадения отдельных видов занятий, запланированных в расписании уроков, и стараться избегать таковых. Так уроки физической культуры не должны совпадать с физкультурно-оздоровительными занятиями в группе, уроки труда и музыки – с кружковыми занятиями, запланированные экскурсии – с экскурсиями в ГПД.
Основное содержание деятельности в ГПД представлено в виде недельной циклограммы, известной родителям и детям.
2. Решение проблем по укреплению здоровья.
Эта работа включает следующие мероприятия:
А) создание банка данных о здоровье воспитанников ГПД с целью индивидуального подхода к детям с хроническими заболеваниями, организации щадящих режимных моментов;
Б) разработка и проведение физкультминуток;
В) выполнение норм СанПин 2.4.2. 1178-02;
Г) хронометраж выполнения домашнего задания с целью устранения перегрузок обучающихся.
3.Развитие способностей.
Осуществляется в соответствии с разработанными целевыми программами и обеспечивает:
- взаимосвязь в работе учителя и воспитателя ГПД по формированию устойчивой учебной мотивации;
- выполнение рекомендаций учителя в работе со слабоуспевающими и одаренными детьми, детьми с ослабленным здоровьем;
- активизацию форм и методов проведения самоподготовки;
- взаимодействие с библиотекарем в совершенствовании качества чтения посредством выбора любимых книг;
- разработку памяток для выполнения устных и письменных заданий, правил взаимопомощи;
- организацию самостоятельной работы младших школьников;
- организацию самоконтроля и взаимоконтроля при выполнении домашних заданий.
5.Создание условий для жизненного самоопределения.
Это направление реализуется в процессе таких видов:
- организация досуга;
- игровая деятельность учащихся (перечислить)
При планировании работы с использованием деятельностного подхода в воспитании воспитатель учитывает все виды деятельности: познавательную, ценностно-ориентировочную, трудовую , художественно-творческую, физкультурно-оздоровительную, коммуникативную, игровую.
План воспитательной работы группы продленного дня
3-4 классов на _________________учебный год
Цель воспитательной работы: создать воспитательное пространство группы продленного дня, способствующее формированию духовных ценностей воспитанников, навыков доброжелательного общения между учащимися.
Задачи воспитательной работы:
- Формирование навыков и привычек культурного поведения.
- Формирование нравственных черт личности ребенка.
- Организация здорового образа жизни.
№ п/п | Содержание работы | Целевая установка | Сроки | Исполнение |
1-й блок | ||||
1 | Комплектование ГПД 3-4 классов | Выполнение устава ОУ | ||
2 | Определение режима работы ГПД | Организационная работа | ||
3 | Знакомство с учениками и родителями | Выявление индивидуальных особенностей | ||
4 | Выявление малоимущих семей | Составление актов | ||
5 | Планирование работы и оформление журнала | Соблюдение единого режима | ||
6 | Праздник «Осень» | Формирование культуры общения | ||
7 | Игры на свежем воздухе (разучивание игр) | Здоровый образ жизни | ||
8 | Экскурсия по территории ОУ ( памятка по ТБ) | Забота о безопасности жизни детей | ||
9 | Игра – знакомство «Мое любимое занятие в свободное время» | Формирование культуры общения | ||
10 | Клубный час « Путешествие в мир книг» | Развитие речевой деятельности | ||
11 | Прогулка на свежем воздухе | Выполнение оздоровительного режима | ||
12 | Отгадывание загадок, ребусов | Развитие логики, смекалки | ||
13 | Школа вежливых наук «Добрые слова» | Воспитание культуры поведения | ||
14 | Игры, развлечения | Развитие двигательной активности | ||
15 | Музыкальный час | Поднятие эмоционального настроения | ||
16 | Беседа- размышление «Добросовестное отношение к другу» | Воспитание уважения к любому труду | ||
17 | Беседа о правилах поведения при обнаружении взрывоопасных предметов | Знакомство с правилами поведения при обнаружении взрывоопасных предметов | ||
18 | Организация самоподготовки | Привитие навыков по организации рабочего места, бережного распределения и планирования времени | ||
19 | Экскурсия в природу «Здравствуй, осень!» | Воспитание любви к природе | ||
20 | Праздник «В гостях у Мойдодыра» | Привитие навыков личной гигиены | ||
21 | Организация группы взаимопомощи | Знакомство с правилами коллективной работы, оказание взаимопомощи | ||
22 | Беседа «Вести из столовой» | Воспитание культуры поведения | ||
2-й блок | ||||
1 | Прогулки на свежем воздухе | Выполнение оздоровительного режима | ||
2 | Игра «Путешествие в мир книг» | Развитие речевой деятельности | ||
3 | Праздник «Мой друг Светофор» | Соблюдение правил дорожного движения | ||
4 | Беседа «Я – гражданин России» | Воспитание патриотических чувств | ||
5 | Советы врача «Берегите зубы» | Прививание санитарно-гигиенических навыков | ||
6 | Беседа о режиме дня | Выполнение оздоровительного режима | ||
7 | Игры, загадки | Развитие логики, смекалки | ||
8 | Экскурсия в природу | Воспитание любви к природе, к родному краю | ||
9 | Музыкальный час | Прослушивание в записи музыкальных произведений для положительного эмоционального настроя | ||
10 | Подвижные игры на свежем воздухе | Выполнение оздоровительного режима | ||
11 | Советы доктора «Как сохранить хорошее зрение» | Убежденность в необходимости бережного отношения к глазам | ||
12 | Знакомство с мерами противопожарной безопасности | Охрана безопасности жизни ребенка | ||
13 | Беседа «Режим питания» | Рассуждения о разумной, рациональной и разнообразной пище. Убежденность в необходимости разнообразной пищи для полноценного развития организма ребенка | ||
14 | Игра «Цена одной минуты» | Воспитание бережного отношения к использованию времени | ||
15 | Консультация с родителями | Собеседование, рекомендации | ||
16 | Диалог «Моя семья» | Воспитание уважительного отношения к семье | ||
17 | Организация групп взаимопомощи | Развитие умения распределять поручения, оценивать свои возможности | ||
18 | Игры, развлечения | Развитие памяти, речевой деятельности | ||
19 | Беседа «Что легче – ссориться или мириться?» | Обучение коммуникативным навыкам | ||
20 | Тематический час «Если хочешь быть здоров – закаляйся» | Знакомство с правилами закаливания организма | ||
21 | Беседа «Учись контролировать себя» | Воспитание навыков самоконтроля | ||
22 | Экскурсия в природу | Воспитание любви к родному краю | ||
3-й блок | ||||
1 | Разучивание подвижных игр в закрытом помещении | Выполнение оздоровительного режима | ||
2 | Беседа «Мое любимое занятие в свободное время» | Знакомство с досугом воспитанников | ||
3 | Беседа – диалог «Зачем быть вежливым» | Воспитание нравственных норм поведений | ||
4 | Государственные символы (герб, флаг, гимн) | Воспитание гражданственности | ||
5 | Викторина «Русские народные сказки» | Развитие памяти, речевой деятельности | ||
6 | Клубный час «Покормите птиц зимой» | Воспитание бережного отношения к окружающей природе | ||
7 | Час веселых игр и конкурсов | Развитие логики, смекалки | ||
8 | Клубный час «Мой друг Светофор» | Соблюдение правил дорожного движения | ||
9 | Мастерская «Деда Мороза» | Воспитание трудовых навыков | ||
10 | Подготовка к Новому году (разучивание стихотворений) | Сплочение коллектива | ||
11 | Новогодний праздник | Эмоциональный настрой | ||
12 | Прогулки на свежем воздухе | Выполнение оздоровительного режима | ||
13 | Беседа – диалог «Как я провел Новогодние каникулы» | Развитие речи учащихся | ||
14 | Беседа «Советы Айболита» | Привитие санитарно- гигиенических навыков | ||
15 | Игры, развлечения | Активизация двигательной деятельности | ||
16 | Тематический вечер «Делу время- потехе час» | Воспитание организованности и самодисциплины | ||
17 | Беседа – диалог «О нормах поведения» | Соблюдение норм поведения | ||
18 | Читаем рассказы о защитниках Отечества | Патриотическое воспитание | ||
19 | Экскурсия. Зимующие птицы | Воспитание бережного отношения к окружающей среде | ||
20 | Клубный час «Слава тебе, Сталинград!» | Изучение истории города | ||
21 | Беседа «Что такое дружба?» | Налаживание взаимоотношений между девочками и мальчиками | ||
22 | Консультация с родителями | Советы, рекомендации | ||
4-й блок | ||||
1 | Прогулка на свежем воздухе | Выполнение оздоровительного режима | ||
2 | Конкурс рисунков | Развитие творческих способностей | ||
3 | Клубный час «Мой друг Светофор» | Соблюдение правил дорожного движения | ||
4 | Клубный час «Наша армия родная» | Воспитание патриотических чувств | ||
5 | Музыкальный час: прослушивание музыкальных произведений | Эстетическое воспитание | ||
6 | Разучивание подвижных игр | Выполнение оздоровительного режима | ||
7 | Советы доктора Айболита | Выполнение санитарно-гигиенических навыков | ||
8 | По страницам любимых книг | Развитие познавательных интересов | ||
9 | Профилактика детского травматизма | Предупреждение детского травматизма | ||
10 | Клубный час «Все начинается с мамы» | Развитие стремления делать добрые дела | ||
11 | Разучивание подвижных игр | Выполнение оздоровительного режима | ||
12 | Беседа «Лес – наше богатство» | Экологическое воспитание | ||
13 | Праздник «День смеха» | Развитие чувства юмора | ||
14 | Беседа «Вредные привычки» | Воспитание здорового образа жизни | ||
15 | Клубный час «Мой друг – Светофор» | Повторение правил дорожного движения | ||
16 | Экскурсия в библиотеку | Привитие интереса к чтению | ||
17 | Праздник «12 апреля – День космонавтики» | Расширение кругозора | ||
18 | Экскурсия в природу «Весна , весна» | Воспитание любви к природе | ||
19 | Операция «Чистюлька» | Воспитание трудолюбия | ||
20 | Прогулки на свежем воздухе | Выполнение оздоровительного режима | ||
21 | Логические игры | Развитие мыслительной деятельности | ||
22 | Беседа «Нет наркотикам» | Профилактика здорового образа жизни | ||
23 | Клубный час «Все работы хороши» | Воспитание трудовых навыков | ||
24 | Консультации с родителями | Беседы, рекомендации | ||
5-й блок | ||||
1 | Клубный час « Мой друг Светофор» | Выполнение правил дорожного движения | ||
2 | Музыкальный час: слушаем музыку | Развитие художественного вкуса, любви к музыке | ||
3 | Конкурс рисунков на тему «Весна» | Развитие творческих способностей | ||
4 | Праздник «День улыбки» | Улучшение эмоционального настроя | ||
5 | Беседа «Всемирный день здоровья» | Профилактика здорового образа жизни | ||
6 | Конкурс пословиц | Речевое развитие | ||
7 | Прогулка на свежем воздухе | Забота о здоровье | ||
8 | Беседа «Права и обязанности» | Правовое воспитание | ||
9 | Советы доктора «Если хочешь быть здоровым – закаляйся» | Знакомство с правилами закаливания своего организма | ||
10 | Устный журнал «Эхо Великой войны» | Воспитание патриотизма | ||
11 | Игра «Веселые старты» | Развитие ловкости | ||
12 | Чтение книг о защитниках Родины | Воспитание патриотизма на примерах героических подвигах народа | ||
13 | Беседа «Отдых на воде» | Профилактика детского травматизма | ||
14 | Конкурсы загадок | Речевое развитие | ||
15 | Операция «Живи, книга» | Воспитание бережного отношения к книге | ||
16 | Музыкальный час: прослушивание музыки | Развитие художественного вкуса | ||
17 | Операция «Чистюлька» | Воспитание трудолюбия | ||
18 | Беседа по профилактике | Предупреждение травматизма | ||
19 | Операция «Ветеран живет рядом» | Воспитание внимательного отношения к людям, прошедшим войну | ||
20 | Уроки мужества | Воспитание патриотизма | ||
21 | Подвижные игры на свежем воздухе | Выполнение оздоровительного режима | ||
22 | Экскурсия | Воспитание бережного отношения к окружающей природе | ||
23 | «Праздник успеха» | Подведение итогов |
Основные направления деятельности и ключевые дела группы (1 полугодие)
Направление деятельности | Сентябрь | Октябрь | Ноябрь | Декабрь |
Голубая планета Земля | Экскурсия «Как все начиналось» Интеллектуальная игра «Растет в Саратове березка, растешь в Саратове и ты» Конкурс «Дорожная безопасность» | Конкурс эрудитов «Загадки природы» Экологическая неделя Изготовление кормушек | Выставка-совет «Целебное лукошко» Конкурс рисунков «Природа вокруг нас» Конкурс поделок «Чудеса из лесных материалов» | Выставка – поиск «Растения вокруг нас» Спорт-час «Судьба Волги – судьба России» Праздник «Мы твои друзья, природа |
Я, мои друзья, моя семья | Сообщение воспитателя «Имя и здоровье» 27.09 – день туризма (выпуск информационного листка» Дискуссия «Зачем я хожу в школу» Школа вежливых наук. Занятия по темам: «Хозяин и гости», «Разговор о разговоре», «Чувство времени» | Откровенный разговор «Хорошо ли мне в группе» Праздник имени «Как вас звать – величать» Школа вежливых наук «Наука отдыхать», «Остановись, подумай», «Тест-бюро «Познай себя» Акция «День пожилого человека» | Тренинг «Учусь быть терпеливым» Сбор пословиц о нравственных качествах человека Диспут «Что такое честь фамилии» День матери | Школа вежливых наук. Занятия по темам: «Тест для себя», «Твой внешний вид», «Я – надежда семьи» Сбор пословиц о мамах Экслибрис «Портрет друга» |
Я – гражданин России | Конкурс рисунков «Мой город» Беседа «Российская символика» Час интересных сообщений «Традиционные праздники вчера и сегодня» Информационный час «День города» | Праздник «День рождения вашего района» Библиотечный час «А.Невский» «Иван Федоров» Час интересных сообщений «О чем расскажет народный костюм» | Библиотечный час «Ваши права, дети» Поэтический час «Только доблесть вечно живет» Брейн-ринг «Язык наш есть еще тайна» «День согласия и примирения» (посещение библиотеки) Конкурс рисунков | Аукцион мудрости Конкурс чтецов по творчеству С.Есенина Викторина «Сталинградская битва» Информационный час «День прав человека» |
Я здоровье сберегу – сам себе я помогу | Игротерапия «Вспомним забытые игры», «Игры на переменках», «Веселые старты» Откровенный разговор «Твоя душа – единственная в мире» Тест «Сколько у тебя фантазии» | День здоровья Тест «Как ты к себе относишься» Откровенный разговор по темам: « Не будь равнодушным», «Признаки болезни», «Всего одна рюмка» | Конкурс рисунков «Дурные привычки – враги твоей судьбы» Конкурс полезных советов Диспут «Что может человек» | Суд над сигаретой Тест «Твой характер» Откровенный разговор по темам: «Опасная сладость злых чувств», Анкета «Я» |
2 полугодие
Направле ние деятельно сти | Январь | Февраль | Март | Апрель | Май |
Голубая планета Земля | Турнир знатоков природы области Конкурс «Полна чудес могучая природа» Сюжетно-ролевая игра «Лесное путешествие» | Акция «День экологической безопасности» Экологический проект «Красная книга нашего края – сигнал опасности» | Праздник «День Земли» Конкурс рисунков на асфальте «В защиту природы» Праздник Берендея | Викторина «Наши любимые животные» Участие в акции «В защиту тюленей» Заочное путешествие в весеннее царство | Конкурс плакатов на экологическую тему Дискуссия «Природа и я» |
Я, мои друзья, моя семья | Беседа «Мои права и обязанности» Час откровенного разговора «О, счастливчик!» Школа вежливых наук. Занятия по темам: «Научись владеть собой», «Как я выгляжу» Инсценирование сказки А.Пушкина «Золотая рыбка на новый лад» Час игры | Школа вежливых наук. Занятия по темам: «Доброе слово, что ясный день», «Я познаю себя и других» Заочное путешествие «Здесь живет моя семья» Музыкальная игра «Угадай мелодию» Анкетирование «Воспитанный ли я человек» | Школа вежливых наук. Занятия по теме «Этикетка», Диспут «Добро и зло» Посещение кинотеатра «Фильм, фильм» Выставка книг «Мои любимые произведения» Рисунки на тему «Мой воспитатель» Час игры | Диспут «О красоте, моде и хорошем вкусе» Клубный час «От вершины к корням (из истории появления законов) Конкурс «Школьная символика» Игры с психологом «Игры в самих себя» Час игры | Школа вежливых наук. Занятия по темам: «Умение общаться»; «Библиотека – хранительница знаний» Конкурс фотогазеты «Моя семья –моя радость» Лото пословиц и поговорок о дружбе Мастерская «Книжкина мастерская» (игра-беседа) Экскурсия в музей изобразительных искусств |
Я – гражданин России | Беседа «Права несовершеннолетних» Час интересных сообщений «Только доблесть живет вечно» | Диспут «Наше право и наш интерес» Час интересных сообщений «Традиции народного костюма. Рождение одежды» День Победы под Сталинградом | Игра-конкурс «Имею право» Инсценировка русских народных сказок Викторина по ПДД «Не попади в ловушку» | Конкурс рисунков «Моя Родина» КВН «Про великих и знаменитых» Анкетирование «Что бы я сделал, если бы был директором школы, президентом страны | Оформление фотоальбома «Города-герои» Экскурсия на Мамаев курган (к памятным и историческим местам города) «Славянский базар»- развлекательная программа |
Я здоровье сберегу – сам себе я помогу | Подвижные и развивающие игры «Веселый светофор» Беседа «Как одолеть болезнь», скажи вредным привычкам НЕТ», игры «Богатырские потешки» Эстетическаябеседа «Ты против лжи и нечестности» Операция «Забота» | Подвижные и развивающие игры «Два Мороза», «Салки» Подбор пословиц, поговорок и стихотворений о здоровом образе жизни Тест «Сколько у тебя фантазии», «Ты и твоя память» Беседа врача по профилактике различных заболеваний, о закаливании | Спортивный час «Веселые старты» Игротерапия «Малая Спортландия», Ученическая скорая помощь» Откровенный разговор «Станция ценностей» Устный журнал «Почему мы здоровы», конкурс рисунков «Секреты здоровья» | Подвижные игры «Гуси-лебеди», «Пустое место», «Охотники и утки» Практикум «Как поступить», «Что может человек» Музыкальная шкатулка. Всемирный день здоровья (беседа-игра) Игровая программа «За обе щеки» День космонавтики (заочное путешествие, посещение планетария) | Спортивный час «Вспомним забытые игры» Проект «Полезные и вредные привычки» |
Взаимодействие с родителями
Взаимодействие по формированию культуры общения:
- Создание банка данных об образовании и занятости родителей.
- Проведение родительских собраний с определенной тематикой.
- Организация бесед о культуре поведения ребенка и взрослого в быту и домашней обстановке.
Взаимодействие по формированию нравственных качеств:
- Создание банка данных о социальном положении семьи.
- Организация бесед о здоровом образе жизни, о психологических особенностях детей начальной школы.
Организация питания:
- Знакомство с режимом группы продленного дня.
- Организация двухразового горячего питания за счет родителей.
Взаимодействие в учебной деятельности:
- Знакомство с нормативными документами по выполнению домашнего задания ребенка; памятками по выполнению домашних заданий.
- Организация бесед на тему: интерес родителей к учебе ребенка- залог его успеха.
ОРГАНИЗАЦИЯ САМОПОДГОТОВКИ В УСЛОВИЯХ
ГРУППЫ ПРОДЛЕННОГО ДНЯ
Одним из видов познавательной деятельности в условиях работы в ГПД является самоподготовка. Это одна из форм организации учебного процесса в ГПД.
Самоподготовка – обязательное ежедневное занятие, на котором школьники самостоятельно выполняют учебные задания в строго отведенное время под руководством воспитателя.
Цель самоподготовки: привитие учащимся навыков самообразовательной работы, самовоспитания, формирование положительного отношения к учебе, устойчивого интереса и навыков для дальнейшей самообразовательной работы, которым в жизни придается большое значение. При этом учитывается возраст детей, их самообразовательные возможности, полученные на уроках, нормы затраты времени в соответствии с СанПиН 2.4.2. 1178-02 и методические рекомендации по организации самоподготовки.
Перед самоподготовкой воспитатель ставит ряд конкретных задач:
- расширение границ учебной работы;
- углубление содержания учебных предметов;
- получение доступных для самостоятельного усвоения знаний, умений, навыков;
- закрепление и повторение изученного на уроках материала;
- упражнение в применении ЗУН для их прочного усвоения;
- развитие интереса к учению;
- приобретение учениками навыков самостоятельной работы;
- формирование исполнительских навыков.
Самоподготовка – это не урок, она содержит в себе самообразовательные начала и характеризуется выполнением образовательных и воспитательных функций.
Образовательные функции:
- Информационная функция заключается в организации качественного закрепления и повторения системы знаний, полученных на уроках. Она осуществляется через различные упражнения, требующие от ученика самостоятельной индивидуальной работы.
- Развивающая функция служит задачам развития познавательных интересов учащихся. В процессе самоподготовки развивается внимание, память, мышление, речь детей, совершенствуются все психические процессы.
- Конструктивная функция способствует появлению у школьников навыков планирования своей учебной работы, распределение сил и соразмерения возможностей.
- Коммуникативная функция заключается в формировании у учеников правильного отношения к знаниям как опыту предыдущих поколений.
- Творческая функция раскрывается в таком подходе к переработке полученных знаний, когда с их помощью у учащихся пробуждается потребность в творческом самовыражении.
Воспитательные функции:
- Гигиеническая функция способствует прочному усвоению гигиены умственного труда.
- Мотивационная функция формирует у учащихся в процессе систематической самоподготовки потребность в учебной деятельности, стремление применять полученные знания на практике.
- Формирующая функция способствует формированию положительных черт характера, жизненно важных качеств личности. Трудолюбие, активность, упорство в достижении цели формируются в процессе самоподготовки и становятся достоянием ученика.
- Организационная функция проявляется в создании обстановки, необходимой для возникновения побуждений к выполнению домашних заданий.
Степень самостоятельной активности школьников в выполнении домашних заданий на самоподготовке можно охарактеризовать следующим образом.
Состояние учащегося на самоподготовке | Характеристика состояния |
Активно-самостоятельное | Не требует внимания воспитателя. Дети хорошо понимают поставленные перед ними задачи, видят пути их решения, все делают без помощи воспитателя |
Зависимо-самостоятельное | Возникает тогда , когда ребенок действует самостоятельно. Он ставит свою работу в зависимость от мнения, оценки воспитателя. Ученик действует самостоятельно, но с оглядкой на воспитателя, так как присутствует элемент неуверенности. Работать может с увлечением |
Принудительно-исполнительское | Появляется в группе школьников, которые действуют под руководством и контролем воспитателя. Он указывает и пути и средства решения задачи. Учащиеся не проявляют особой заинтересованности в работе, всячески привлекают внимание воспитателя или более сильных учеников Укореняется привычка действовать по принуждению извне |
Бесконтрольно-исполнительское | Наблюдается у тех учеников, которые стремятся формальной исполнительностью скрыть свое нежелание трудиться. Это состояние временное и преходящее. Требовательность воспитателя и постоянный контроль должны разрушить это стремление, иначе в отношении к учебе появится формализм |
Самопроизвольное | Проявляется в учебе у некоторых учащихся: «хочу-учу», «не хочу-не учу», «легко-сделаю, трудно- не буду». Это трудно поддающиеся убеждению дети. Потребуется длительная кропотливая работа воспитателя по искоренению склонности заниматься делом лишь в соответствии с собственными желаниями. |
Ориентируясь в проявлении этих состояний, можно лучше продумывать виды деятельности во время самоподготовки, превращая ее в эффективное средство формирования личности обучающихся.
Этапы самоподготовки:
- подготовка детей к работе;
- самостоятельное изучение материала;
- самоконтроль и самооценка;
- заключительный педагогический контроль.
Требования к организации самоподготовки:
- Гигиенические:
- равномерное освещение помещения;
- чистота оконных стекол;
- наличие просвечивающих штор на окнах для защиты от солнечных лучей в весеннее время;
- регулярное проветривание классных комнат;
- влажная уборка перед самоподготовкой;
- поддержание чистоты и порядка в классе;
- соблюдение школьниками личной гигиены;
- сохранение у детей правильной позы во время работы;
- проведение физкультминуток;
- особое отношение к ослабленным болезнью детям;
- наличие перерывов в работе для отдыха детей.
- Дидактические:
- занятия по самоподготовке проводятся регулярно , в одно и тоже время, имеют определенную продолжительность.
- задания ученики выполняют самостоятельно.
- проверка проводится поэтапно ( самопроверка, взаимопроверка, проверка воспитателем).
- проводится первичная поэтапная оценка выполненной работы ( самооценка, взаимооценка, оценка воспитателя).
- планируется индивидуальная работа со слабоуспевающими.
- объем и характер заданий регулируется взаимодействием учителей и воспитателей.
- обеспечивается дифференциация как по содержанию и времени самостоятельной учебной работы, так и по характеру контактов учащихся и воспитателя.
- Воспитательные:
- отказ от каких-либо мер наказания.
- использование стимулирующих одобрений при выполнении домашней работы.
- содействие прилежному отношению учащихся к самостоятельной работе.
- недопустимость во время самоподготовки назидательных бесед с детьми, замечаний, принуждений, отвлекающих от работы.
- терпимое отношение к промахам учащихся во время работы.
- привлечение учащихся к посильной помощи товарищам при условии выполнения ими своих уроков.
Выполнение данных требований поможет использовать самоподготовку как эффективное средство повышения успеваемости школьников.
Структура самоподготовки
- Организационный момент (подготовка детьми рабочего места к занятию: размещение необходимых книг, тетрадей и т.д.).
Главные условия приучения детей к порядку:
- систематичность,
- добровольность,
- самостоятельность.
- Постановка цели и мотивация деятельности детей (воспитатель знакомит с содержанием задания, объясняет рациональную последовательность его выполнения)
- Отработка последовательности внутренних теоретических действий (использование системы алгоритмов познавательной деятельности).
Эффективная организация умственной деятельности предполагает: постановку цели, активацию мотивов, учебные действия, точное выполнение мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения и др.), сопоставление цели работы и ее результатов, осмысление итогов.
- Самостоятельная работа младших школьников (основной структурный элемент самоподготовки).
- Организация самопроверки, взаимопроверки, взаимопомощи.
- Общий вывод о результатах выполнения поставленных познавательных и воспитательных задач.
Методы работы в ГПД
Метод убеждения – способ воздействия словом и делом на сознание и поведение ребенка.
Приемы: объяснение, разъяснение, совет, пожелания, пример.
Метод упражнения – осознание учениками действительности.
Приемы: просьба, приучение испытание.
Метод внушения, попечения – способ влияния на жизнь ребенка участливым отношением.
Приемы: наблюдение, защита, помощь, присмотр, утешение и др.
Метод управления – активизация ученического самоуправления.
Приемы: установление порядка, планирование, поручение, подведение итогов, инструктаж.
Метод поощрения – способ воздействия стимулирующими средствами.
Приемы: доверие, одобрение, похвала, награда.
Метод наказания – способ воздействия средствами торможения.
Приемы: замечание, порицание, осуждение, недоверие и др.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План воспитательной работы в группе продленного дня (3 класс)
План воспитательной работы в группе продленного дня.В плане отражены воспитательные мероприятия, которые проводятся в течение учебного года с учащимися 3 класса....
Новые подходы к планированию воспитательной работы в группе продленного дня
Здесь вы можете найти структуру плана воспитательной работы ГПД, использование личностно-ориентированного подхода...
Планирование воспитательной работы в группе продленного дня
Тема: "Игровая деятельность – как средство реализации здоровьесберегающих технологий».Цели: развитие мелкой моторики рук при работе с бумагой, пластилином, солёным тестом и с другим подручным ма...
Планирование воспитательной работы в группе продленного дня
Тема: "Игровая деятельность – как средство реализации здоровьесберегающих технологий».Цели: развитие мелкой моторики рук при работе с бумагой, пластилином, солёным тестом и с другим подручным ма...
Рабочая программа воспитательной работы в группе продленного дня (ФГОС НОО)
Одним из ведущих видов познавательной деятельности в условиях работы группы продленного дня является самоподготовка.Самоподготовка — одна из форм организации учебного процесса в группе продленн...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ГРУППЕ ПРОДЛЕННОГО ДНЯ
Гла Цели и задачи режимных моментов в группе продленного дня.Примерный план работы воспитателя ГПД.КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ...