Роль классного руководителя в повышении качества обучения школьников
статья (2 класс) по теме
Моё исследование направленно на поиск организационно-педагогических воспитательных условий, эффективно влияющих на повышение качества образования, в чём немалую роль играет и классный руководитель. Одним из основных направлений деятельности классного руководителя является помощь своим воспитанникам в учебной деятельности: в преодолении проблем, связанных с учебой, в организации взаимопомощи, в решении конфликтов с педагогами и сверстниками.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doc_2.docx | 30.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Роль классного руководителя в повышении качества обучения школьников»
Для образовательных учреждений в последние годы все актуальнее становится проблема качества обучения, так как школа стала иметь дело с различными группами субъектов, от взаимодействия которых зависит эффективность ее деятельности, престиж, конкурентоспособность.
С точки зрения Коджаспировой Г.М., понятие “качество обучения” определяется как «определённый уровень знаний и умений, умственного нравственного и физического развития, которого достигают обучаемые на определённом этапе в соответствии с планируемыми целями». Несмотря на изученность различных аспектов проблемы повышения качества образования, она на сегодняшний день остается открытой как в теоретическом, так и в практическом направлениях. Сохраняется противоречие между необходимостью повышать качество обучения и недостаточной разработанностью условий. Актуальность этого противоречия определила выбор темы моей работы“Роль классного руководителя в повышении качества обучения школьников”.
Моё исследование направленно на поиск организационно-педагогических воспитательных условий, эффективно влияющих на повышение качества образования, в чём немалую роль играет и классный руководитель. Одним из основных направлений деятельности классного руководителя является помощь своим воспитанникам в учебной деятельности: в преодолении проблем, связанных с учебой, в организации взаимопомощи, в решении конфликтов с педагогами и сверстниками.
I. Создание атмосферы эмоционального комфорта
Всем нам ясно, что мы хорошо работаем только в том случае, если чувствуем себя эмоционально комфортно. Всегда ли наши дети, входя в класс, чувствуют себя так же? Что сделать для того, чтобы в классе царила атмосфера эмоционального комфорта? Попытаюсь выделить составляющие элементы атмосферы эмоционального комфорта, над которыми обязан работать классный руководитель:
- “Делай с нами…” (работа с родителями) От эмоционального комфорта родителей, от их уверенности в правильности своего поведения и от ощущения заинтересованности в жизни своих детей, во многом зависит эмоциональное состояние ребенка выработка единой системы требований.
- “Я – слушаю, меня – слушают…” Ощущая свободу в выражении своих мыслей, желаний, стремлений, ребенок не боится быть услышанным, а значит и быть непонятым. Это придает уверенность в своих силах и делает ситуацию на уроке более комфортной.
- “Наша сила – в единстве” Воспринимая себя членом коллектива, объединенного общими целями и задачами, ощущая постоянную поддержку со стороны товарищей, ребенок чувствует себя защищенным, а значит комфортно.
- “Не ошибается тот, кто ничего не делает” Ошибка – это не факт уличения в незнании; ошибка – показатель необходимости доработки материала, дополнительной практики; терпеливое и доброжелательное исправление ошибок друг друга. Не испытывая страха перед возможностью ошибиться и получить плохую оценку, ребенок чувствует себя спокойно, а значит комфортно.
- “Что потопали, то и полопали” При оценивании учитывать вложенные ребенком усилия (что одному дается легко и просто, другим достигается с помощью больших усилий); не дать ребенку привыкнуть к плохим оценкам и смириться с ними.
- “Хочу, а значит – могу” Работа над мотивацией учебной деятельности, отсутствие стрессовых ситуаций, понимание того, где и как я могу применить свои знания.
- “Что делать, если я не хочу” Не чувствуя на себе постоянного давления, связанного с необходимостью делать то, что не хочется, дает ребенку ощущение свободы выбора своей деятельности. Приступая к выполнению того или иного задания, ребенок чувствует желание это сделать, а значит, ощущает эмоциональный комфорт и положительные эмоции.
- “Радость новых открытий” Поддержание постоянного интереса у детей к тому, что происходит на уроке, разнообразие в получении детьми новых знаний, разные формы работы на этапах отработки и закрепления материала, возможность использования полученных знаний в своей практической деятельности, способствую развитию познавательной активности. Ребенок активен, он постоянно вовлечен в процесс познания, а значит не чувствует себя отстраненным, а следовательно ощущает комфорт.
- “Меня видят таким, какой я есть” Если ребенок чувствует, что он принят “обществом” таким, какой он есть, он рад принять законы, цели и задачи этого “общества”.А значит, чувствует себя частью этого “общества”, не ощущая при этом чувства одиночества.
- “Я стремлюсь стать лучше” Тесная связь учебного процесса и воспитательного воздействия, диалог партнеров, каждое воспитательное воздействие – на эмоционально-положительном фоне. Учитель занимает позицию поддержки в стремлении ребенка стать лучше.
- “Жизнь после школы” Оказывается, что ребенка с его одноклассниками связывает гораздо больше, чем 4-х часовое просиживание в одной учебной аудитории. Во время проведения внеклассных мероприятий, дети находят друзей, близких себе по духу и интересам. А завтра, придя в класс, ребенок будет знать, что в этой учебной аудитории, его окружают не только одноклассники, но и его друзья. Что может быть комфортнее?
- “Что есть, чтобы отдать?” Если ребёнок видит перед собой творческую личность педагога с “горящими” глазами, способную не только чему-то научить, но и прийти на помощь, поддержать в нужную минуту, быть рядом в момент нового открытия, это дает ему возможность не думать ежеминутно о своей безопасности и своем комфорте, а позволяет полностью погрузиться в творческий процесс познания, сделать всё, что он может, а часто и гораздо больше.
II. Формирование познавательного интереса
При изучении методической литературы, в которой описывается опыт классных руководителей по формированию познавательного интереса, можно обратить внимание на статью Шустовой И. Ю. В данной работе описывается исследование деятельности классных руководителей 5 городских и 2 сельских школ. Один из блоков исследования был посвящен содержанию деятельности классных руководителей. На вопрос: «Какие цели и задачи были самыми важными для вас в прошедшем учебном году?» было указано 284 перспективные цели, которые в дальнейшем систематизировали в несколько групп. Цели, связанные с учебной деятельностью школьников занимали второе место (после целей, направленных на создание, развитие, формирование, сплочение коллектива), - 38%. Были приведены следующие варианты ответов: воспитание сознательного отношения к учебе; повышение уровня успеваемости школьников; развитие познавательных интересов и мотивов учения; активизация мотивов учения. Из всего сказанного выше можно сделать следующие выводы: классные руководители различных школ, как городских, так и сельских, уделяют достаточное внимание учебному блоку, хотя в исследовании он и стоит на втором месте. В рамках реализации Основных направлений развития воспитания в системе образования России на 2004 - 2010 годы в Москве на базе Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования состоялся Всероссийский семинар-совещание «Воспитательная деятельность классного руководителя в современных условиях»».Участники семинара сформулировали некоторые рекомендации классным руководителям:
- формировать мотивацию к учению каждого отдельного ребенка, изучая его возрастные и индивидуальные особенности для развития и стимулирования познавательных интересов с помощью разнообразных форм и методов индивидуальной работы;
- координировать выбор форм и методов индивидуальной и групповой внеклассной деятельности, организовывать участие класса в общешкольных мероприятиях во внеучебное и каникулярное время;
- привлекать школьников к работе в творческих объединениях по интересам (кружках, секциях, клубах), действующих в школах и в учреждениях дополнительного образования;
- координировать усилия по образованию и самообразованию ребенка, изучая информацию об интересах воспитанников, их материально-бытовых условиях, требования родителей, их видение перспектив развития ребенка.
То есть участники семинара направляют внимание и работу классных руководителей на изучение интересов школьников, на организацию их познавательной деятельности.
Изучение познавательных интересов и склонностей у отдельных учащихся должно осуществляться и учителями и классными руководителями. С этой целью рекомендуется:
- провести анкету, сочинение, интервью (предложить примерные вопросы); знакомиться с читательскими формулярами учеников, с их кругом чтения, анализировать собранный материал;
- для выявления познавательных и практических умений в течение II и III четвертей учебного года в процессе подготовки различных собраний, новогоднего вечера дать возможность каждому ученику проявить себя в определенном виде деятельности, организовать смотры-конкурсы;
- данные анкет, сочинений, бесед и других форм изучения интересов и склонностей учащихся проанализировать, сопоставить между собой.
Составить краткие характеристики на каждого ученика, предусмотрев в них: индивидуальные условия развития ученика, источники появления интереса и его содержание - характер, стойкость, глубину. Характеристику дополнить фактами, конкретным материалом наблюдений за учеником в процессе учебной и других видов деятельности. Формировать индивидуальные интересы по всем направлениям - в процессе обучения, внеклассной работы, индивидуальной работы с учеником. Перед индивидуальной работой классного руководителя с учащимися ставятся две взаимосвязанные задачи:
- Выявление познавательных интересов и склонностей у отдельных учащихся.
- Целенаправленное воздействие на их укрепление, развитие и углубление.
Решение этих задач может протекать и последовательно и одновременно.
В обучении и воспитании главное внимание классного руководителя обращается на постепенное усложнение и увеличение разнообразия самостоятельной работы учащихся с целью совершенствования их познавательных навыков и умений.
Особым направлением работы по формированию познавательных интересов учащихся является работа с родителями учащихся. Здесь также ставятся две взаимосвязанные задачи:
- Пополнение данных об интересах детей.
- Создание в семье условий для активного формирования этих интересов.
Для изучения интересов подростков в семье родителям рекомендуется:
- провести недельный хронометраж использования свободного от учебной работы времени;
- проводить беседы, выявляющие круг интересов (любимые книги, занятия, отношение к учебным предметам и др.);
- записывать в течение 3 месяцев книги, прочитанные детьми, и проводить с ними беседы по содержанию прочитанного.
Для развития познавательных интересов с помощью семьи рекомендуется:
- беседовать по интересующим учащихся вопросам;
- побуждать учащихся задавать вопросы из интересующей их области;
- проводить познавательные игры;
- рекомендовать книги с целью углубления познаний школьников в интересующей их области;
- беседовать с детьми о событиях дня (происшедших в школе, освещенных в газетах, журналах);
- помогать ставить опыты;
- побуждать подростков к творческой работе в семье, интересоваться их успехами в избранной области.
Для повышения качества образования школьников классный руководитель должен использовать разнообразные формы работы. Из форм внеклассной работы рекомендуются те, которые получили достаточную апробацию в опыте школ: вечера вопросов и ответов; конкурсы смекалистых; КВН; вечера-викторины; конференции и диспуты на темы о новом в науке, искусстве и жизни; предметные кружки и олимпиады; школьные издательства, «выпускающие» книги о новейших открытиях, изобретениях, которые появляются в периодической печати; стенные газеты, посвященные отдельным отраслям знаний; исследования, опыты, наблюдения по заданию учителя и по инициативе самих школьников; познавательные игры, игры-путешествия, заочные путешествия с элементами научной фантастики; творческие коллективы любителей искусства, техники.
В школе важно создать атмосферу интереса к знаниям, стремление искать, исследовать, творить, развивать техническую смекалку. Необходимо направить педагогический коллектив на поиски разнообразных путей и приемов поддержания познавательного интереса учащихся в их деятельности.
- Использовать различные формы освещения интересующих учащихся вопросов: обсуждение новой книги, чтение стихов современных поэтов и др.
- Систематически проводить информации, в которые включать раздел «О самом интересном», освещать вопросы экономики, политики, культуры, науки, литературы, искусства в зарубежных странах.
- Готовить выступления учащихся перед товарищами в классе, в творческом коллективе, перед учащимися младших классов по разнообразной тематике.
- Направить деятельность актива класса на сбор материала, связанного с историческими событиями.
Изложенные формы и приёмы по формированию познавательных интересов учащихся может служить ориентиром для учителей и быть использована полностью или частично.
Изучив опыт работы классных руководителей по формированию познавательного интереса, можно сделать следующие выводы:
- с помощью рассмотренных выше форм и методов организации деятельности детей формируются познавательные интересы учащихся;
- рассмотренный опыт работы классных руководителей дает возможность сказать, что действительно повышается уровень развития познавательного интереса;
- достигать поставленные цели, направленные на формирование и развитие познавательного интереса можно с помощью разнообразных форм внеклассной деятельности;
III. Контроль за учёбой учащихся
И тут часто возникает вопрос: а как контролировать главную деятельность ребенка в школе – его учебу? Что еще может делать для этого классный руководитель, кроме привычного просматривания классного журнала и бесед с учителями-предметниками по поводу успеваемости и дисциплины учеников и последующих за этим “серьезных разговоров” с учениками и их родителями?
Вопрос, который должен задать себе классный руководитель, – зачем, с какой целью нужен контроль учебы с его стороны? Об улучшении результата учебы, в первую очередь, должен заботиться учитель-предметник: классный руководитель не может быть репетитором по всем предметам. Но он может добиться того, чтобы ребенок сам стремился повысить успеваемость, осознавая необходимость получаемых знаний. Важно повлиять на ребенка с целью повышения его самооценки, формирования его веры в свою успешность, понимания необходимости личностного роста. Классный руководитель должен знать результаты исследований о том, какие факторы влияют на успешность и успеваемость школьника. К таким факторам, кроме заведомо негативных и требующих особого подхода (девиантное и асоциальное поведение, неблагополучная семья), можно отнести: толерантность и эмоциональную наполняемость среды, сложность учебного предмета и квалификацию учителя-предметника (методики определения уровней толерантности и эмоциональной наполненности представлены в приложении). Также целесообразно выяснить самооценку успешности каждого учащегося, его оценку своей значимости в коллективе и качество взаимоотношений с учителем и одноклассниками.
Показатель успеваемости хуже в тех классах, где:
- дети не чувствуют свою значимость;
- с мнением детей, с их стремлением к уважению со стороны учителя не считаются;
- детей не устраивают отношения с учителем и/или с одноклассниками.
Уровни социализации ребенка и толерантности (класса и учителя) напрямую влияют на успешность учебы. Успех обучения во многом зависит от личностных взаимоотношений учителя и ученика: учатся с желанием у того, кого любят. В свою очередь классный руководитель может выяснить, каковы взаимоотношения учителей-предметников и учеников, при помощи различных анкет, тестов и (или) проверки уровня самоактуализации (см. Приложение 3).
Современный педагог – это психолог, стремящийся строить воспитание и обучение на основе объективных сведений о личности ребенка. Контролировать качество взаимоотношений ученика и ученика, ученика и учителя-предметника необходимо при планировании действий, при появлении проблем с учебой. Также нельзя забывать о поощрении детского стремления и интереса к учебе, т. к. от успешности ребенка зависит его авторитет среди педагогов и сверстников и, соответственно, отношение к себе, к своему “Я”. Стремление к успешной учебе и веру учащегося в себя можно поддерживать, используя популярную сегодня рейтинговую систему, при этом результаты рейтинга можно наглядно оформлять различными способами, это могут быть:
- графики;
- диаграммы;
- таблицы;
- цветовые табло;
- знаки поощрения для победителей рейтинга.
Рейтинговать надо желание быть успешным, достижения в учебе, в преодолении ребенком своих комплексов.
Классный руководитель может применять следующую методику: считается средний балл полученных учеником за неделю оценок (кроме неудовлетворительных), которые складываются независимо от предмета. Перечень включаемых в оценку предметов может быть различен, его можно обсудить вместе с ребятами и родителями, например: только основные предметы или наиболее сложные предметы для конкретного класса, ученика. По каждому предмету (уровню) можно определять лидеров. Возможно выделение лидеров по различным номинациям, но только позитивным, например: “открытие недели”, “стремительный взлет”, “стабильность”, “великая сила воли” и т. д. Целесообразно для определения рейтинга выбирать те предметы, которые являются наиболее значимыми для конкретного учебного заведения. Количество их не должно быть большим, например, русский язык, алгебра, история и физика. Таким образом, в этом списке могут быть предметы гуманитарного, естественного и математического циклов.
Также целесообразно отслеживать рост усилий ребенка в постижении учебных дисциплин, динамику его успехов.
Будучи классным руководителем, можно использовать простую методику: в конце года, оформляя в таблички итоговые оценки по всем предметам, рядом с оценкой за “отчетный” год ставить оценки за предыдущие периоды обучения, начиная с 5-го класса, чтобы наглядно продемонстрировать прогресс (или регресс) по каждому предмету. Такие таблички раздать и ребятам на итоговом классном часе, и родителям на родительском собрании для размышлений о результативности и темпах учебы. Данная форма работы наглядна и достаточно эффективна.
Анализ проведения исследований и данных личного опыта позволяет сделать следующие выводы:
- понятие “контроль учебы” гораздо шире, чем понятие “контроль успеваемости”, поскольку предполагает необходимость отслеживания и поддержания на должном уровне факторов, влияющих на успешность обучаемого;
- хорошая учеба – это не только высокие оценки, это и ощущение учеником своей успешности, значимости, это уверенность в том, что не решаемых задач нет;
- наиболее целесообразным способом контроля учебы является отслеживание стабильности отношения к учебе и усилий ребенка в постижении учебных дисциплин, а также динамики его успехов. Ведь наибольшего внимания заслуживают не “стабильные” ученики, а стремящиеся “к взятию вершин”, упорные и “взлетевшие”;
- уровни социализации ребенка и толерантности (класса и учителя) напрямую влияют на успешность учебы;
- если в школе успехи детей в учебе станут контролировать все члены педагогического коллектива, прежде всего учителя-предметники, которые могут рейтинговать их по своему предмету, то у классного руководителя не будет особой проблемы с таким контролем.
Организация в классе образовательного процесса, оптимального для развития положительного потенциала личности обучающегося в рамках деятельности общешкольного коллектива, входит в функционал классного руководителя. Классный руководитель выбирает различные формы работы для контролирования учебной деятельности учащихся, но прежде всего он должен учитывать все факторы, влияющие на достижение успехов в учебе детей, как то: уровень толерантности учителя-предметника и учеников, эмоциональную наполняемость учебной среды, самооценку учащегося.
Заключение
Классный руководитель для достижения стоящих перед ним целей и задач (образовательных, воспитательных, развивающих) должен уметь организовать разнообразную внеклассную деятельность детей, а для детей она является их естественной жизнью. Самая первая необходимость, которая возникает у классного руководителя, желающего повысить качество обучения - создание материальных условий для успешного обучения и воспитания. Параллельно должна идти подготовка «нравственной почвы», т. е. создание у учащихся положительного отношения к учению и школе.
При правильной организации работы с классом достигаются следующие результаты:
- активность учащихся;
- “слабые” ученики чувствуют уверенность в своих силах;
- “сильные” ученики ощущают необходимость и пользу в помощи товарищу;
- умение взять ответственность на себя,
- умение детей самостоятельно решать небольшие, но все же проблемы, самостоятельно исследовать их,
- стремление аргументировать свои решения;
- более легкое и прочное усвоение программного материала;
- доброжелательное отношение друг к другу;
- тщательность и добросовестность в выполнении работы;
- умение работать с разными источниками информации;
- умение организовать не только свою работу, но и работу других. Данная работа показала, что выдвинутая гипотеза подтвердилась, т.е. очень важную роль играет классный руководитель в повышении качества обучения школьников.
Литература
- Аникеев, А.С. Положение о классном руководстве. [Текст] / А.С. Аникеев // Классный руководитель, №6, 2004 с. 47.
- Воронов, В. Разнообразие форм воспитательной работы. [Текст] / В.Воронов // Воспитание школьников, №7, 2001 с. 21-26.
- Григорьев, Д.В.; Кулешова, И.В.; Степанов, П.В. Личностный рост ребенка: методика диагностирования. [Текст] / Д.В. Григорьев, И.В. Кулешова, П.В. Степанов // Классный руководитель, №6, 2003 с. 65-86.
- Информация о проведении Всероссийского семинара-совещания «Воспитательная деятельность классного руководителя в современных условиях». [Текст] // Народное образование, №8, 2003. С. 271-273.
- Колесник, В.А. Положение о классном руководителе и МО классных руководителей. [Текст] В.А. Колесник // Классный руководитель, №6, 2004 с. 40-46.
- Черноусова, Ф.П. Стимулирование познавательной деятельности как средство саморазвития и самореализации личности. [Текст] / Ф.П. Черноусова, И.Н. Круть // Завуч, №8, 2003 с. 107-117.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Роль классного руководителя по повышению уровня воспитанности обучающихся".
Выступление на ШМО классных руководителей....
Роль классного руководителя в повышении качества образования
Это выступление я готовила к педсовету. Создала презентацию....
Роль домашнего задания в повышении качества обучения.
Материал к родительскому собранию. Презентация подготовлена на основе СанПиН 2.4.2.1178-02 "Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях". Родителям будет интересен ...
Выступление на ШМО классных руководителей. Тема: «Работа классных руководителей по повышению правового воспитания школьников».
Главным во все времена считалась идеология общества, формирование и развитие личности будущего человека. Самым важным было и остается, каким будет человек, как сформировать, воспитать, настоящего граж...
Презентация "Роль классного руководителя в повышении качества обучения"
Для образовательных учреждений в последние годы все актуальнее становится проблема качества обучения. Понятие “качество обучения” определяется как «определённый уро...
Роль классного руководителя по повышению качества знаний в работе с родителями
Только в тандеме учитель-ученик-родитель можно добиться высоких результатов в обучении. автор на примере своего опыта раскрывает роль родителей в повышении качества знаний....
Роль классного руководителя в повышении качества образования
Доклад учителя начальных классов (выступление на РМО учителей начальных классов)...
Комментарии
Моё исследование направленно
Моё исследование направленно на поиск организационно-педагогических воспитательных условий, эффективно влияющих на повышение качества образования, в чём немалую роль играет и классный руководитель. Одним из основных направлений деятельности классного руководителя является помощь своим воспитанникам в учебной деятельности: в преодолении проблем, связанных с учебой, в организации взаимопомощи, в решении конф¬ликтов с педагогами и сверстниками.