Классный час "Что такое толерантность?"
классный час (4 класс) на тему
Толерантность. Что это такое? Попробуем сегодня это подробно выяснить. Узнаем как стать толерантным и надо ли нам это? Как проявлять свою толерантность по
отношению к другим. Поможет нам в этом разработка классного часа по теме "Что такое толерантность?"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Классный час "Что такое толерантность?" | 62.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Классный час "Что такое толерантность?"
16 ноября жители многих стран мира отмечают Международный день толерантности. Этот праздник был учрежден в 1996 году по решению Генеральной Ассамблеи ООН.
Слайд 1, 2.
Толерантность. Что это такое? Попробуем сегодня это подробно выяснить. Узнаем как стать толерантным и надо ли нам это? Как проявлять свою толерантность по отношению к другим.
Слайд 3. Слайд 4.
Б. Шоу.
Теперь, когда мы научились
Летать по воздуху, как птицы,
Плавать под водой, как рыбы,
Нам не хватает только одного:
Научиться жить на земле, как люди.
Что значит, жить, как люди? Мы с вами уже успели узнать, что мир, в котором мы с вами живем, многообразен и удивителен, как в природе нет двух одинаковых листочков на дереве так же и мы все очень разные, ведь не бывает двух абсолютно одинаковых людей. Будучи абсолютно не похожими, друг на друга каждый имеет свою точку зрения, и готов её отстаивать. Это хорошо. Но при этом мы должны уметь понять и другого человека рядом с нами, понять его и принять его мнение, ведь он тоже может быть прав. Надо учиться жить среди людей, жить не только по своим законам и правилам, как нам самим нравится, а учитывать мнение и интересы окружающих нас людей. Например, дома нам очень хочется послушать музыку, у нас хорошее настроение, хочется посмотреть интересную передачу по телевизору, но в это время бабушке не здоровится, подскочило давление и ей нужен покой и тишина в доме. Как вы поступите? Ведь вам то хорошо, весело, вам хочется продолжить это веселье... Да, в этой ситуации надо перетерпеть, уступить, заботясь о здоровье близкого вам человека. Надо проявить терпимость по отношению к другому человеку, чтобы сделать ему лучше.
Вот эту терпимость, умение понять другого человека, прислушаться к его мнению, пойти на какой то компромисс, т. е. уступку ради благополучия другого, и называют толерантностью.
В мире толерантность на разных языках формулируется по своему.
Слайд 5 Слайд 6.
Слово это не русского происхождения. Оно образовалось от фамилии французского деятеля Шарля Талейрана. Шарль Талейран - французский политический и государственный деятель конца 18 века, дипломат, министр иностранных дел Франции. Это был человек талантливый в умении учитывать настроения окружающих, уважительно к ним относился, искал решение проблем без ущемления интересов других людей. И при этом умел сохранять свои собственные принципы и взгляды. Вот почему ему всегда удавалось легко управлять любой ситуацией. Как вы думаете почему? (Потому что уважал интересы и мнения других, был вежлив и тактичен с ними, т е располагал к себе, а так легче договориться.)
Мир, в которм мы живем, наша планета - это тоже одна большая, огромная семья. Она состоит из людей разного цвета кожи, разных национальностей, разных языков и обычаев, разных культур и вероисповеданий, религий. Как вы думаете, для мирного сосуществования между всеми народами что необходимо? Какие человеческие качества?(миролюбие, терпимость, уважение, милосердие, сотрудничество, доброта, взаимопонимание...) Все эти качества людей можно назвать словом "толерантность".
Толерантность. Что это такое? -
Если спросит кто-нибудь меня,
Я отвечу: "Это все земное.
То, на чем стоит Планета вся".
Толерантность - это люди света
Разных наций, веры и судьбы
Открывают что-то, где-то,
Радуются вместе. Нет нужды
Опасаться, что тебя обидят
Люди цвета кожи не твоей.
Опасаться, что тебя унизят
Люди на родной Земле твоей.
Ведь Планета наша дорогая
Любит всех нас: белых и цветных!
Будем жить, друг друга уважая!
Толерантность - слово для живых!
Слайд 7, 8.
А сейчас выясним причины конфликтов между людьми. Что может вызвать конфликт, какие человеческие качества? (нетерпимость к другим, себялюбие, эгоизм, ненависть, злоба, зависть, агрессивность...жажда власти...непонимание, раздражительность...)
- В наши дни ситуация в мире очень не спокойная. Какие события, угрожающие миру, можно назвать?
- Война в Украине. Множество людей – мирных жителей этой страны – оказались беженцами. Эти люди были вынуждены покинуть свою страну. Эти люди – мирные жители, и они не виноваты в проведении той политики, которая приводит к национальным войнам.
- Почему происходят войны?
- Нетерпимость друг к другу, ссоры, предрассудки, злость, зависть, деньги – желание обогащаться и устанавливать мировое господство, подчинять более слабые страны и народы и эксплуатировать зависимых.
- Так всегда было в истории. Одни в целях обогащения развязывают войну, а страдает простой, ни в чем неповинный народ. Сегодня беда коснулась этих людей. Завтра беда может коснуться и нас. С какими трудностями сталкиваются сегодня беженцы?
- Негде жить, негде работать, нет денег, лекарств, одежды, национальная нетерпимость, равнодушие окружающих людей и унижение. Многие беженцы оказываются волей судьбы в России. Как мы должны к ним относиться? Чем помочь? Понятно, что многие у нас небогато живут, многого самим нам не хватает, но представьте себя на их месте, как вам плохо в чужой стране, где к вам относятся с презрением, ненавистью... Вам хотелось бы оказаться в такой ситуации? Вот поэтому мы должны поделиться с ними тем, что мы можем дать. Проявить к ним свое милосердие, терпимость, сострадание, сочувствие.
Мы должны проявлять милосердие!
(Слайд 9)
Милосердие – это сочувствие, любовь на деле, готовность делать добро каждому, мягкосердечность.
Разделимся на 2 команды. Каждая получит конверт, в котором перечислены качества, ведущие к миру между людьми и качества, которые ведут к ссорам и конфликтам. Выберите из конвертов те качества, которые способствуют миру и дружбе.
Конверт 1: добросердечность, злорадство, эгоизм, нетерпимость, уважение, понимание, миролюбие, бессердечность, сострадание, великодушие, бестактность, сердечность, хвастовство, равноправие, грубость, милосердие, зазнайство, благодарность, уважение, доброжелательность, раздражительность, жестокость, взаимопомощь, компромисс, забота, угрозы, оскорбления.
Конверт 2: миролюбие, бессердечность, прощение, равенство, уважение, милосердие, вспыльчивость, диалог, раздражение, сердечность, конфликтность, великодушие, поддержка, миролюбие, сотрудничество, равенство, сострадание, скупость, ложь, согласие, зависть, доброта, ненависть, недоброжелательность, хамство, любовь, взаимовыручка, себялюбие, запугивание.
Команды наклеивают на плакат – цветок толерантности (овал и лепестки с качествами толерантной личности) Зачитаем. Обсудим.
Слайд 11
Определения толерантности:
Сотрудничество, дух партнёрства.
2.Готовность мириться с чужим мнением.
3.Уважение человеческого достоинства.
4.Уважение прав других.
5.Принятие другого таким, какой он есть.
6.Способность поставить себя на место другого.
7.Уважение прав быть иным.
8.Признание многообразия.
9.Признание равенства других.
10. Терпимость к чужим мнениям, верованиям и поведению.
11. Отказ от доминирования, причинения вреда и насилия.
Слайд 12.
Как нам стать толерантными?
Оставаться самим собой, видеть свои ошибки.
Принимать людей таковыми, каковы они есть.
Уважать чувства и интересы других людей.
Быть добрым, милосердным, отзывчивым; помогать в беде; проявлять сострадание.
- Подумайте, а все ли мы обладаем этими качествами? Все ли мы можем спокойно выслушать друг друга? Поддержать в трудную минуту, понять непохожих на нас людей, разрешить конфликты мирным путем? Задумайтесь над этим каждый мысленно.
- А можем ли мы изменить себя? Можем ли мы воспитать в себе те качества, о которых сегодня говорим? Да, можем, и будем.
Класс – это маленькая семья. И хотелось бы, чтобы в нашей семье всегда царила доброта, уважение, взаимопонимание, не было бы ни ссор, ни ругани. А что же для этого нужно? Давайте послушаем китайскую притчу «Ладная семья».
Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая – мир и лад царили в той семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров. Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи, расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать, писал долго – видно, не очень силен был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге: любовь; прощение; терпение. И в конце листа: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение. Прочел владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил: - И все? - Да, - ответил старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи. И, подумав, добавил: - И мира тоже.
- Как вы поняли эту притчу?
Для мира в семье, в коллективе, в стране, на планете людям нужны любовь ко всем, прощение и терпение. Все эти понятия определяют смысл слова толерантность.
Какая была семья в только что прочитанной вам притче? Дружная.
Давайте вспомним пословицы и поговорки о дружбе.
Пословицы и поговорки:
Не имей сто рублей, .................................а имей сто друзей.
Дружно не грузно, а врозь .......................хоть брось.
Один за всех ...............................................и все за одного.
В согласном стаде и волк .........................не страшен.
Предлагаю спеть песню:
1. Ты да я, да мы с тобой, ты да я, да мы с тобой,
Здорово, когда на свете есть друзья.
Если б жили все в одиночку, то давно уже на кусочки
Разлетелась бы, наверное, Земля.
2. Ты да я, да мы с тобой, ты да я, да мы с тобой,
Землю обойдем, потом махнем на Марс.
Может у Оранжевой речки, там уже грустят человечки
От того, что очень долго нету нас.
3. Ты да я, да мы с тобой, ты да я, да мы с тобой,
Нас не разлучит ничто и никогда.
Даже если мы расстаемся, дружба все равно остается,
Дружба остается с нами навсегда.
А теперь вместе станцевать.
Игра "Комплимент".
Словарик:
Доброта – отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро.
⦿ Сострадание – жалость, сочувствие
⦿ Великодушие – владение высокими душевными качествами, снисхождение к другим, готовность бескорыстно помогать.
А каким быть легче – добрым или злым?
Стихотворение (читает ребенок)
Быть легче добрым или злым?
Наверно легче злым.
Быть добрым – значит отдавать
Свое тепло другим.
Быть добрым – значит понимать
И близких, и чужих,
И радости порой не знать
Заботясь о других.
Конечно доброму трудней
Но все же посмотри:
Как много у него друзей,
А злой всегда один.
А какой по-вашему должен быть друг?
Искренний – правдивый, чистосердечный, откровенный, выражающий подлинные качества.
✓ Заботливый – проявляющий заботу по отношению к кому- либо.
✓ Верный – надежный, преданный.
✓ Вежливый – соблюдающий правила приличия.
✓ Особенный – непохожий на других.
✓ Отзывчивый – быстро отзывающийся на чужие просьбы. Всегда готовый помочь.
✓ Правдивый – честный, говорящий правду.
✓ Решительный – твердый, уверенный, непреклонный.
✓ Сердечный – добрый, чуткий.
✓ Смелый – не боящийся опасности.
✓ Чуткий – внимательный к людям.
Если люди будут обладать такими качествами, как доброта, милосердие, отзывчивость, чуткость, сострадание, то на Земле исчезнут войны, ссоры. Люди не будут страдать и ненавидеть друг друга. Ради чего людям, живущим на одной планете, ненавидеть друг друга, воевать и ссориться? Все люди хотят быть счастливы, иметь детей, спокойно работать, весело отдыхать, иметь друзей. Надо очень любить этот мир, любить его таким, каков он есть. И очень важно, чтобы рядом были ваши друзья. Нужно уметь дружить и соблюдать законы дружбы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
классный час для 2 класса "Что такое хорошо, и что такое плохо"
формирование у учащихся ценностную ориентацию, способность формулировать нравственные суждения;Предполагаемый результат:-расширение понимания значения слова «хорошо» и «плохо», развитие умения отличат...
Нравственный классный час: «Что такое «хорошо» и что такое «плохо»?
Данный материал расширит понимание значения слов "хорошо" и "плохо", поможет развивить умение отличать плохое от хорошего....
Классный час "Мы такие похожие и такие разные"
Классный час для проведения в начальной школе. Классный час направлен на формирование у детей умения общаться, понимать ценность каждого человека,воспитывать самоуважение и уважение к окружающим людям...
Сценарий классного часа в первом классе «Что такое «хорошо» и что такое «плохо»
Сценарий классного часа в первом классе«Что такое «хорошо» и что такое «плохо»Классный час проходит в форме устного журнала. На доске «журнал» иллюстрированный картинками из книги В....
Классный час "Такие разные профессии"
Классный час "Такие разные профессии"...
Классный час " Такие разные профессии"
Данная подборка материала поможет учителю интересно провести классный час в рамках профориентационной работы среди младших школьников....
Классный час "Такие разные эмоции"
Развитие эмоционального интеллекта - важный аспект педагогической деятельности учителя начальных классов. Надеюсь, что этот материал поможет коллегам сделать первый шаг в работе с младшими школьниками...