Устный журнал "Планеты солнечной системы"
план-конспект на тему

Куранда Евгения Юрьевна

Устный журнал читают дети 4 класса для 2-го класса, с целью сформировать представление о планетах Солнечной системы в более интересной форме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ustnyy_zhurnal.docx38.18 КБ

Предварительный просмотр:

                              Устный журнал 4 класса для учащихся 2х классов

Тема: Наша прекрасная солнечная система

Цель: сформировать представление о планетах Солнечной системы, продолжить знакомство с основными типами небесных тел: звездами и планетами; развивать умение выделять главное в научно-популярном тексте; развивать пространственное воображение, абстрактное мышление;

Предметные УУД:

-формировать представление детей о разнообразии космических тел;

-расширить знания детей о планетах Солнечной системы;

-закрепить знания о птицах,  зимующих в наших краях и перелётных;

Личностные УУД:

- проявлять способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

Регулятивные УУД:

- определять и формулировать тему и цель урока с помощью учителя;

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей с помощью учителя;

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;

- воспитывать умение работать в группе и самостоятельно

Познавательные УУД:

- развивать память, логическое мышление и речь на языке предмета;

- устанавливать причинно-следственные связи;

- использовать различные способы обработки, анализа и представления информации;

- строить монологическую речь в устной форме

Коммуникативные УУД:

-слушать и понимать речь других;

-совместно договариваться о правилах поведения общения в группе и следовать им;

- формировать умения обобщать, делать выводы, находить закономерности;

- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве с учениками 2х классов.

                                                       Ход мероприятия

- Здравствуйте ребята, сегодня ученики 4 класса пришли к вам с устным журналом на тему « Наша прекрасная солнечная система». Мы отправляемся сегодня в космос!

Ученик 1

-Удивительный и загадочный мир звёзд, планет с древних времён притягивал к себе внимание людей. Но действительно близко человек познакомился с космосом в уже таком для нас далёком, но при этом таком важном и значимом первом полёте человека в космос.

Начало освоению космоса было положено 4 октября 1957 года, когда был запущен 1-ый советский искусственный спутник Земли. Над созданием искусственного спутника Земли, во главе с основоположником практической космонавтики С. П. Королёвым, работали учёные М. В. Келдыш, М. К. Тихонравов, Н. С. Лидоренко, Г. Ю. Максимов, В. И. Лапко, Б. С. Чекунов, А. В. Бухтияров и многие другие.

Ученик 2

 Серге́ю Па́вловичу Королёву 12 января исполнилось бы 110 лет, а он родился 12 января 1907 в Житомире -советский учёный, конструктор, главный организатор производства ракетно-космической техники и ракетного оружия СССР и основоположник практической космонавтики. Одна из крупнейших фигур XX века в области космического ракетостроения и кораблестроения. По его инициативе и под его руководством был осуществлён запуск первого искусственного спутника Земли и первого космонавта планеты Юрия Гагарина.

Дважды Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской премии, академик Академии наук СССР

Современные спутники широко используются в народном хозяйстве. Они позволяют уточнить прогноз погоды, помогают морским штурманам определять местонахождение кораблей в океане, обеспечивают косми- океане, обеспечивают космическую радио- и телевизионную чешскую радио- и телевизионную связь и многое другое. связь и многое другое.

Ученик 3

Ю́рий Алексе́евич Гага́рин , родился 9 марта 1934, Клушино, Гжатский (ныне Гагаринский) район.  — советский лётчик-космонавт, Герой Советского Союза, кавалер высших знаков отличия ряда государств, почётный гражданин многих российских и зарубежных городов.

12 апреля 1961 года Юрий Гагарин стал первым человеком в мировой истории, совершившим полёт в космическое пространство.  Он сказал : «Поехали!» и ракета стала подниматься вверх. Миллионы людей наблюдали с экранов телевизора за этим событием. Ракета-носитель «Восток» с кораблём «Восток-1», на борту которого находился Гагарин, была запущена с космодрома Байконур. После 108 минут полёта Гагарин успешно приземлился в Саратовской области, неподалёку от города Энгельса. Начиная с 12 апреля 1962 года, день полёта Гагарина в космос был объявлен праздником — Днём космонавтики.

Первый космический полёт вызвал большой интерес во всём мире, а сам Юрий Гагарин превратился в мировую знаменитость. Его подвигом восхищались во всём мире. Множество детей носят имя Юрий, кто родился в те годы.

 (Видео- фрагмент первого полёта Гагарина 1961год)

Первой женщиной космонавтом стала Валентина Терешкова. 16 июня 1963 года в 12 часов 30 минут  на орбиту спутника Земли был выведен космический корабль «Восток-6», впервые в мире пилотируемый женщиной — гражданкой Советского Союза Валентиной Терешковой. Она является единственной в мире женщиной, совершившей космический полёт в одиночку, фраза, которую она произнесла перед стартом: «Эй! Небо, сними шляпу!»

На Луне жил звездочёт,

Он планетам вёл подсчёт.

Звездочёт

Меркурий – раз, Венера – два-с,

Три - Земля, четыре - Марс,

Пять – Юпитер, шесть – Сатурн,

Семь - Уран, восьмой - Нептун.

Нет, стоп, я сбился где – то, и где – то снова очутился?!

-Ребята, а где я?

Раз — Меркурий,

Два — Венера,

Три — Земля – а как же я попал сюда?

Ученик 1 – Да мы ж тебя пригласили,  чтоб ты познакомил ребят с планетами солнечной системы!

Звездочёт.

Здравствуйте, ребята! Я – великий Звездочёт. Сегодня я со своими помощниками, учениками 4 – Б класса, расскажу вам о планетах.

Солнечная система – это планетная система, включающая в себя центральную звезду-Солнце, в которой все естественные космические объекты обращающиеся вокруг этой звезды. Солнечная система содержит 8 планет. Это планеты земной группы: Меркурий, Венера, Земля и Марс, и газовые гиганты: Юпитер, Сатурн, Уран и Нептун.

Многие планеты окружены естественными спутниками. Пять ближайших к Земле планет мы можем видеть невооруженным глазом. Это Меркурий, Венера, Марс, Юпитер и Сатурн. Солнечная система входит в состав галактики Млечный Путь.

III. Выступление детей о планетах Солнечной системы.

Звездочёт: Итак, давайте познакомимся с планетами поближе.

Выступление докладчиков

1. Знайте, дети, наше Солнце,

Что нам светит сквозь оконце –

Шаровидная звезда,

А не как сковорода.

А планеты-шалунишки,

Словно мячики-малышки,

Рядом с солнышком всегда,

Солнце – это их звезда.

  • Солнце – это единственная звезда Солнечной системы, вокруг которой обращается наша планета и все планеты Солнечной системы. Оно в миллион раз больше Земли. Среднее расстояние от Земли до Солнца – 149 млн. км. Один световой луч доходит до Земли за 8 минут.

На его поверхности температура 6000°С. Без солнечных лучей жизнь на нашей планете прекратилась бы. Погибли бы растения, животные, люди.

2.Самый первый к Солнцу мячик –

Очень шустрый мальчик-с-пальчик,

Он -  Меркурий, младший сын,

Самый быстрый из детин.

  • Меркурий – самая маленькая планета земной группы, которая двигается быстрее всех. Меркурий напоминает Луну. Поверхность его гористая, покрытая кратерами, но есть на нем и гладкие равнины.

Температура на планете от −180 до +430°C.

Меркурий не имеет спутников.

Планета названа в честь древнеримского бога торговли Меркурия.

3. Дальше девочка-Венера.

За вуалью-атмосферой

Прячет личико свое.

Полюбуйтесь на нее!

  • Венеру называют «сестрой Земли», потому что обе планеты похожи размерами, силой тяжести и составом. Однако условия на двух планетах разные.

Атмосфера Венеры состоит в основном из углекислого газа и азота. Температура на поверхности около 500 °C, из-за этого на планете нет жидкой воды.

Поверхность Венеры скрывается под густыми облаками серной кислоты. Венера не имеет естественных спутников.

А ещё планета получила своё название в честь Венеры, древнеримской богини любви.

4. Третьей мчит планета наша.

В целом мире нету краше!

Это милая Земля,

У нее своя семья.

Всюду водит за собою

Дочку, что зовут Луною.

  • Земля – третья от Солнца планета Солнечной системы, населенная живыми существами. Приблизительно 70 поверхности планеты занимает Мировой океан, остальную часть поверхности занимают континенты и острова. Земля – единственная планета, которая благоприятна для жизни живых организмов. Земля имеет единственный спутник — Луну. Луна удалена от Земли на расстояние 384 400 км. Путешествие на Луну пешком заняло бы девять лет! Атмосфера отсутствует, поэтому люди не могут на Луне дышать.

Луна

- А вы знаете, ведь сама Луна худеет?! Уже давно астрономы пытаются объяснить появление на поверхности Луны странных разломов, тянущихся, порой, на сотни и тысячи километров. Причем это не ямы или овраги. По мнению учёных, Луна все еще проявляет признаки геологической активности. Внутри спутника Земли последние 100 миллионов лет идет процесс остывания ядра. Это приводит к уменьшению размеров ядра и мантии. За миллиард лет Луна «похудела» на 100 метров. Интересно, что Земля за это же время, по наблюдениям некоторых геологов, «прибавила» в объеме до 50 метров.

5. А за ними – красный Марс,

Грозный, как могучий барс.

Он спешит с двумя сынами

Злой, коварнейший старик,

Не планета, а цунами.

Хоть и ростом невелик.

 Марс – четвёртая планета Солнечной системы. Его называют «красной планетой» из-за красноватого оттенка поверхности, придаваемого ей ржавчиной. Атмосфера состоит в основном из углекислого газа. Температура на планете от −153 до +20 °C.

Поверхность Марса покрыта ударными кратерами, а также вулканами, долинами, пустынями и полярными ледниковыми шапками.

У Марса есть два естественных спутника — Фобос и Деймос , что означает Страх и Ужас . Названа планета в честь Марса — древнеримского бога войны.

6. Следом катится Юпитер –

Самый рослый небожитель.

А за ним Сатурн, Уран.

Каждый – тоже великан.

И у каждого излишек

Очень маленьких детишек.

Скачут пред своим отцом,

Окружая их кольцом.

  • Юпитер – пятая планета от Солнца, крупнейшая в Солнечной системе. Ее объем в 1300 раз больше объема Земли. Принадлежит к газовым гигантам.

Юпитер – это желтоватый шар с цветными полосами облаков, и блуждающим гигантским пятном.

Штормы, молнии, полярные сияния на Юпитере имеют масштабы, превосходящие земные. Юпитер имеет 67 спутников. Название Юпитера происходит от имени древнеримского верховного бога-громовержца.

  • Сатурн – шестая планета в Солнечной системе. Относится к газовым гигантам.

Атмосфера Сатурна состоит из различных газов. Температура на поверхности низкая от−150 °C до -120 °C.

Вокруг планеты обращается 62 спутника. Сатурн обладает заметной системой колец, состоящей из частичек льда, тяжёлых элементов и пыли.

Планета названа в честь римского бога земледелия Сатурна.

  • Уран – седьмая по удалённости от Солнца планета Солнечной системы. Относится к «ледяным гигантам . Уран и не имеет твёрдой поверхности. Это самая холодная планета Солнечной системы с минимальной температурой −224 °C. Вокруг планеты обращаются 27 спутников.

Планета названа в честь греческого бога неба Урана

8. За планетою Ураном

Мчит Нептун орбитой странной.

Он такой же исполин,

Много деток рядом с ним!

  • Нептун – восьмая планета Солнечной системы зеленоватого оттенка, принадлежащая к «ледяным гигантам».

В атмосфере Нептуна бушуют самые сильные ветры среди планет Солнечной системы. Температура в верхних слоях атмосферы близка к −220 °C.

У Нептуна на данный момент известно 13 спутников. Есть и кольцевая система. Кольца состоят из ледяных частиц. Планета была названа в честь римского бога морей.

  • С 2006 года, планета Плутон перестала быть девятой планетой, т.к. учёные доказали, что он карликовая планета, таких в солнечной системе очень много

ФИЗКУЛЬМИНУТКА

НЕВЕСОМОСТЬ – это отсутствие веса. На земле каждый предмет имеет вес и за счёт притяжения Земли.  Предметы стоят, падают и движутся за счёт веса. Ощутить невесомость на Земле можно лишь во время падения, но и это происходит очень быстро.  В космосе нет притяжения как на земле, именно поэтому, космонавты, находясь на орбите Земли, испытывают невесомость, так как постоянно пребывают в состоянии свободного падения.

1) В невесомости можно легко перемещать тяжёлые предметы и перемещаться самому, приложив лишь небольшое усилие. Правда, по этой же причине любые предметы нужно специально закреплять, чтобы они не летали по орбитальной станции, а на время сна космонавты забираются в специальные мешки, прикреплённые к стене.

Для того, чтобы научиться двигаться в невесомости, нужно время, и у новичков это получается не сразу. «Они толкаются со всей силы и ударяются головой, путаются в проводах и прочее, так что это источник бесконечного веселья» — сказал на эту тему один из американских астронавтов.

2) Жидкости в невесомости принимают шарообразную форму. Воду не получится, как мы привыкли на Земле, хранить в открытой посуде, вылить из чайника и налить в чашку, даже вымыть руки не получится привычным для нас способом. (Видео)

3) Пламя в условиях невесомости очень слабое и со временем затухает. Если в обычных условиях зажечь свечу, она будет гореть ярко, пока не сгорит. Но происходит это потому, что нагретый воздух становится легче и поднимается вверх, освобождая место для свежего воздуха, насыщенного кислородом. В невесомости конвекции воздуха не наблюдается и со временем кислород вокруг пламени выгорает и горение прекращается.

Но постоянный приток кислорода нужен не только для горения, но и для дыхания. Поэтому если космонавт неподвижен (например, спит), то в отсеке должен работать вентилятор, чтобы перемешивать воздух.

4) В невесомости можно получать уникальные материалы, которые трудно или вообще невозможно получить в земных условиях. Например, сверхчистые вещества, новые композиционные материалы, большие правильные кристаллы и даже лекарства. Если бы удалось снизить стоимость доставки грузов на орбиту и обратно, это решило бы многие технологические проблемы.

5) Невесомость оказывает существенное влияние на человека и живые организмы. Хотя к жизни в невесомости можно приспособиться, сделать это не так просто. Оказавшись в состоянии невесомости впервые, человек теряет ориентацию в пространстве, возникает головокружение, т. к. вестибулярный аппарат перестаёт нормально работать. Другие изменения в организме включают перераспределение жидкости в организме, из-за чего отекает лицо и закладывает нос, из-за пропадания нагрузки на позвоночник увеличивается рост, а при длительном пребывании в невесомости атрофируются мышцы и теряют прочность кости. Чтобы уменьшить негативные изменения, космонавтам приходится регулярно выполнять специальные упражнения.

После возвращения на Землю космонавтам приходится вновь приспосабливаться к прежним условиям не только физически, но и психологически. Они могут, например, по привычке оставить стакан в воздухе, забыв, что он упадёт.

Три космонавта

Мы Звёздный Путь проложим
Вдоль Млечных берегов,
Открыв земным прохожим
Созвездия миров.

Там жизнь необычайна,
Во всём – иной уклад,
Нас радость ждёт и тайна,
Там каждый дух – как брат.

Так устремись, землянин,
И сердцем торжествуй!
Желай, дерзай и действуй –
Мечты реализуй!

Стремись в простор Вселенной –
В созвездия миров,
В порыве вдохновенном,
Вдоль Млечных берегов.

Мы вместе Путь проложим,
Светил постигнем суть.
Довольно быть прохожим –
Первопроходцем будь!

2В детстве многие мечтали
В звёздный космос полететь.
Чтоб из этой звёздной дали
Нашу землю осмотреть.

Повидать её просторы,
Реки, горы и поля,
Глянуть в умные приборы,
Доказать – живу не зря.

Полетать по звёздной черни,
Осмотреть леса, моря.
Не наврал ли нам Коперник,
Что вращается земля?

Космонавты, вон, летают,
Возвращаются назад.
Все «героя» получают,
Ходят звёздами блестят.

А, вот, я не понимаю,
Почему я не герой.
Так же, как они летаю,
Я, ведь, парень боевой.

Круглый год, весной, зимою
В космосе летаю я.
А космический корабль мой
Называется - ЗЕМЛЯ!

3Я хотел бы слетать на луну,
В неразгаданный мир окунуться.
И подобно красивому сну
К самой яркой звезде прикоснуться.
Долететь до далёких орбит,
Неизвестных всем нам измерений,
Где загадочный космос хранит
Много тайн необъятной вселенной.
На планетах других побывать,
О которых наука не знает.
И существ неземных повидать, -
Что на странных тарелках летают.
Расспросить, как живётся им там,
Есть ли осень, зима или лето,
С какой целью всегда летят к нам –
На забытую Богом планету…
Все о чём-то мечтают всегда,
И стремятся чего-то добиться.
Только космос, увы, никогда
Не захочет наверно открыться…

Звездочёт.

- Ну а сейчас проведём викторину, где мы и посмотрим, есть ли у нас настоящие космонавты и звездочёты!

Если очень захотеть,
Можно в космос полететь.
Чтоб отправиться в полет,
Нужен нам не самолет.
К звездам улетим легко
Не в трамвае, не в метро,
Не в такси, не на мопеде,
А в космической ракете.

Вопросы 1 отсека

- Что обозначает слово КОСМОС ?

(Вселенная)

-Какие объекты во Вселенной вы знаете? (Звёзды, планеты, кометы и т.д.)

-Как называется ближайшая к нам звезда? (Солнце)

Вопросы 2 отсека

- Сколько планет в Солнечной системе? (8)

- Перечислите все известные вам планеты Солнечной системы?

(Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун)

-Как называется самая большая планета Солнечной системы? (Юпитер)

Вопросы 3 отсека

- Почему 4 октября 1957 года считается началом космической эры человечества?

 (Был запущен первый спутник Земли)

 «Докажи словечко»

Итог. Рефлексия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Планеты солнечной системы". Презентация - ознакомление. 1 класс.

Данная презентация для многих ребят - первое знакомство с планетами солнечной системы....

Планеты Солнечной системы

Презентация подготовлена к уроку окружающего мира в 4 классе по учебнику А.А.Плешакова...

Интегрированный урок по математике "Приёмы устного сложения и вычитания в пределах 1000" и окружающему миру "Солнечная система"

Совершенствовать устные вычислительные навыки сложения и вычитания в пределах 1000. Умение решать задачи, преобразовывать величины, решать уравнения и закрепить знания по теме "Солнечная система"...

тест по теме "Планеты Солнечной системы" 2 класс система Занкова

Данный тест поможет учителю оценить знания учащихся  по теме "Планеты Солнечной системы"...

«Земля – планета Солнечной системы. «Соседи» Земли по Солнечной системе».

Цель: Познакомить с формой и движением Земли, с глобусом; познакомить с планетами солнечной системы....

Проверочная работа по окружающему миру на тему: "Солнечная система. Земля – живая планета Солнечной системы"

Данную работу можно использвать для проверки знаний во 2 классе  по теме: "Солнечная система.Земля - живая планета Солнечной системы"....