Тема: «Использование игровых моментов при обучении математике в группе продленного дня.»
методическая разработка (1 класс) на тему
Методическая разработка использование загадок на уроках математики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_1.docx | 82.89 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ школа № 401 Колпинского района г. Санкт- Петербурга.
Методическая разработка.
Тема: «Использование игровых моментов при обучении математике в группе продленного дня.»
Выполнила: Воспитатель ГПД :Хвостова В.В.
Хвостова В.В. Введение
Воспитатели групп продленного дня в своей практике используют различный занимательный материал в обучении математике: задачи в стихах, задачи-шутки, загадки, ребусы, сюжетно-ролевые игры.
.
Цель:
- обеспечение более высокой интеллектуальной готовности к обучению в школе, через развитие интеллектуального и творческого потенциала учащихся;
- внедрение в процесс дополнительного образования развивающих форм и методов обучения;
- применение на практике получаемых теоретических знаний, умение находить причинно-следственные связи;
- воспитание интереса к математике, стремление использовать математические знания в повседневной жизни.
Задачи:
- расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;
- развивать логическое мышление, внимание, память, творческое воображение, наблюдательность, последовательность рассуждений и его доказательность;
- развитие краткости речи;
- правильное применение математической терминологии;
- умение делать доступные выводы и обобщения;
- обосновывать свои мысли.
1.Задачи в стихах.
5 котят песок копают,
3 на суше загорают,
2 копаются в золе,
Сколько всех, скажите мне? 5+3+2=10
Повезло опять Егорке,
У реки сидит не зря!
5 карасиков в ведерке
И 4 пескаря.
Посчитайте-ка улов,
У кого ответ готов? 5+4=9
Группа малышей-утят
Плавать и нырять хотят.
6 уплыли далеко,
2 нырнули глубоко.
Сколько же утят в пруду,
Сосчитать я не могу? 6+2=8
Ёж спросил ежа – соседа:
-Ты откуда, непоседа?
- Запасаюсь я к зиме,
Видишь яблоки на мне.
Собираю их в лесу
6 принес, да 3 несу.
Призадумался сосед:
- Это много или нет? 6+3=9
В гнезде у синичек
Лежат 7 яичек.
Мама – синичка
Положила еще два яичка.
Сколько яичек в гнезде у синичек? 7+2=9
5 мышат в траве шуршат,
3 забрались под ушат,
2 мышонка спят под ёлкой.
Сосчитать мышей недолго! 5+3+2=10
Тишка – кот такой глупышка,
Очень рыбу любит Тишка.
На рыбалке побывал -
6 пескариков поймал,
Щуки 2 и 2 ерша.
Жизнь у Тишки хороша!
Кто быстрее сосчитал,
Сколько рыбок кот поймал? 6+2+2=10
7 пуночек сели в одну кормушку,
8 - в другую: сытно их брюшкам.
Вот и спрошу я, ребята, у вас,
Сколько пуночек мы кормим сейчас? 7+8=15
- Задачи - шутки.
1. У семи братьев по одной сестрице.
Сколько всего детей в семье? (8)
- Летела стая гусей:
один гусь впереди, два позади;
один позади, два впереди;
один гусь между двумя и три в ряд. Сколько было гусей? (3)
3. Два сына и два отца съели три
яйца. Поскольку яиц съел каждый? (По одному.)
4. Четверо играли в домино 4 часа.
Сколько часов играл каждый? (4)
5. Мальчик нашел на дороге 5 копеек.
Сколько денег найдут два мальчика? (Нисколько.)
6. Шла бабка в Москву, а навстречу
ей 3 старика, у каждого по 2 мешка.
Сколько всего человек шло в Москву? (Одна старуха.)
7. На столе стояло 3 стакана с ягодами.
Вова съел ягоды из одного стакана
и поставил его на стол. Сколько стаканов на столе? (3)
8. Когда козе исполнится 7 лет, что
будет дальше? (Пойдет восьмой.)
9. Из леса нужно привезти 9 бревен.
На машину можно положить не больше 4 бревен.
Сколько раз придется съездить в лес,
чтобы привезти все бревна? (3 раза.)
10. На груше росло 10 груш, а на
иве – на 2 меньше. Сколько груш росло
на иве? (На иве груши не растут.)
11. Назовите пять дней, не называя
чисел и названий дней. (Позавчера,
вчера, сегодня, завтра, послезавтра.)
12. Что легче – килограмм ваты или
килограмм железа? (Одинаково.)
13. Несла мать в корзинке 5 яблок.
С ней было пятеро ее детей.
Мать говорит детям: «Вас 5 человек. Разделите
эти яблоки между собой так, чтобы
каждый получил по целому яблоку и
одно яблоко осталось в корзине». Дети
оказались догадливыми. Они раздели
яблоки так, как потребовала мать.
Но как они это сделали? (Кто - то взял
яблоко с корзиной.)
- Ребусы.
Здесь необходимо отгадать ребусы и прочитать зашифрованные слова.
Р1а По2л Ви3на Про100р С3ж О5 Сви100к Те100 3тон С3жи Ре100ран |
1. Танцует крошка, а всего одна ножка. (Юла)
2. У кого одна нога, да и та без башмака? (У гриба)
3. У кого днем один глаз, а ночью много? (У неба)
4. Вот гора, а у горы –
Две глубокие норы.
В этих норах воздух бродит:
То заходит, то выходит. (Нос)
- Кто дважды родится, а один раз
умирает? (Рыбы, птицы)
Два близнеца – два братца, верхом на
нос садятся. (Очки)
6. Один льет, другой пьет, третий
зеленеет, да растет. (Дождь, земля, растение)
- Три брата: один впереди, два позади
бегут и догнать одного не могут.
(Трехколесный велосипед)
8. Живет между камнями голова с
четырьмя ногами. (Черепаха)
9. Кто в году четыре раза переодевается? (Земля)
10. Чтоб не мерзнуть, пять ребят
в печке вязаной сидят. (Пальцы в варежке)
11. Пять ступенек – лесенка, на ступеньках – песенка. (Ноты)
12. Шесть ног, две головы, один хвост.
Кто это? (Всадник на коне)
13. На дворе переполох:
С неба сыплется горох.
Съела шесть горошин Нина.
У нее теперь ангина. (Град)
14. Приказало солнце: «Стой,
Семицветный мост крутой!» (Радуга)
15. Ты со мною не знаком?
Я живу на дне морском.
Голова и восемь ног –
Вот и весь я ... (осьминог).
16. У двух матерей по пяти сыновей,
и всем одно имя. (Руки и пальцы)
17. Был ребенок – не знал пеленок,
стал стариком – сто пеленок на нем. (Капуста)
18. Восемь ног, как восемь рук,
вышивают шелком круг. (Паук)
- Занимательные задачи.
1. Магические квадраты.
В девяти клетках квадрата расставьте числа 2, 2, 2, 4, 4, 4, 6, 6 так, чтобы
сумма чисел в каждой строке (по горизонтали), в каждом столбце (по вертикали) и с угла на угол (по диагоналям) была равна 12.
2 | 6 | 4 |
6 | 4 | 2 |
4 | 2 | 6 |
В девяти клетках квадрата, в центре которого стоит число 4, расставьте числа 0, 1, 2, 3, 5, 6, 7, 8 так, чтобы сумма чисел в каждой строке, в каждом столбце и с угла на угол была равна 12.
3 | 8 | 1 |
2 | 4 | 6 |
7 | 0 | 5 |
2. Отгадывание задуманного числа.
Существует немало способов отгадать задуманное число. Некоторые из них передаются из поколения в поколение, как загадки. Отгадывание задуманного числа, как правило, основывается на доказательстве тождества, нахождении задуманного числа путем составления уравнений, особенно если число имеет свои особенности, и т.д. Рассмотрим один из способов отгадывания задуманного числа.
Диалог двух учеников:
А.: Запиши одно однозначное число.
В.: Записал (5).
А.: Прибавь к нему число 4.
В.: Прибавил (9).
А.: Вычти из полученного результата число 2.
В.: Вычел (7).
А.: Прибавь число 8. Скажи, сколько
получилось.
В.: 15.
А.: Ты задумал число 5. (Чтобы отгадать задуманное число, надо из полученного вычесть 10).
- Математические кроссворды
При отгадывании слов нужно в каждую клетку ставить по одной букве. Каждое отгаданное слово должно содержать столько букв, сколько для него отведено клеток.
Кроссворд № 1
По горизонтали: 1. Число. 3. Мера массы.
По вертикали: 1. Название месяца. 2. Число, получаемое при сложении.
4. Знак сравнения.
Кроссворд № 2
По горизонтали: 1. Цифра, состоящая из двух крючков. 6. Число, которое состоит из одного десятка и трёх единиц.
По вертикали: 2. Два выражения, которые соединены знаком "равно". 3. Наибольшее однозначное число. 4. Название месяца. 5. Единица измерения длины.
Кроссворд № 3
По горизонтали: 3. Название знака действия. 4. Осенний месяц.
По вертикали: 1. Геометрическая фигура. 2. Мера для измерения жидкостей.
Кроссворд № 4
По горизонтали: 3. За сколько сольдо Буратино продал свою азбуку? 5. Инструмент для черчения отрезков.
По вертикали: 1. Число, которое вычитают. 2. Единица длины. 4. Денежная единица.
Ответы на кроссворды:
Кроссворд № 1. По горизонтали: 1. Два. 3. Килограмм. По вертикали: 1. Декабрь. 2. Сумма. 4. Равно.
Кроссворд № 2. По горизонтали: 1. Три. 6. Тринадцать. По вертикали: 2. Равенство. 3. Девять. 4. Март. 5. Дециметр.
Кроссворд № 3. По горизонтали: 3. Минус. 4. Сентябрь. По вертикали: 1. Отрезок. 2. Литр.
Кроссворд № 4. По горизонтали: 3. Четыре. 5. Линейка. По вертикали: 1. Вычитаемое. 2. Метр. 4. Рубль.
- Сюжетно - ролевые игры.
1. «Театр».
Учитель просит детей представить, что они пришли в театр. Перед ними
зрительный зал (наборное полотно, каждый карманчик на котором – это
стул). Нужно посчитать, сколько стульев в первом ряду. (10) Сколько
стульев во втором ряду? В третьем? (10) В каждом ряду по 10 мест. Требуется назвать номер каждого стула в первом ряду. Ученики хором называют: первый, второй... десятый. Кассир выдает каждому билет, на котором написаны, ряд и место. Рассмотрите числа на своих билетах. В каком ряду и на каком месте должен сидеть каждый из вас?
Несколько учеников называют свой ряд и место.
Контролер проверяет, правильно ли зрители занимают места. Первым он
предоставляет занять места девочкам.
2. «Почтальон».
Учитель читает:
– Кто стучится в дверь ко мне
С толстой сумкой на ремне?
Дети хором отвечают:
– Это он, это он –
Ленинградский почтальон.
Выбираем почтальона и вручаем ему почту: телеграммы, письма, открытки. В каждой корреспонденции, кроме нескольких добрых слов адресату, есть
задание – вычислить значение выражения, решить задачу. На партах разложены карточки с цифрами – номера домов. Почтальон берет одно письмо (или открытку), выполняет задание и доставляет почту в соответствующий дом (ответ решенного примера или задачи указывает номер дома, в который нужно доставить письмо). Получатель письма быстро проверяет правильность ответа. Если ответ неверный, ученики меняются ролями.
3. «Помоги птичке спрятаться».
Учитель читает стихотворение, а ученики хором произносят последнее
слово: Пой - ка, подпевай - ка!
10 птичек – стайка.
Это птичка – соловей,
Эта птичка – воробей,
Эта птичка – совушка –
Сонная головушка,
Эта птичка – свиристель,
Эта птичка – коростель,
Эта птичка – скворушка –
Серенькое перышко,
Это – зяблик,
Это – стриж,
Это – развеселый чиж,
Ну а это – злой орлан.
Птички, птички по домам!
Учитель по одной достает из конверта карточки, на лицевой стороне которых нарисованы перечисленные птички, а на оборотной стороне записаны задания, и прикрепляет карточки к магнитной доске. Выходят несколько
учеников (5–10, по усмотрению учителя), выполняют вычисления и прячут
птичек в их домики.
4. «Спрячемся от лисы».
Учитель читает:
Лиса близко притаилась,
Лиса кустиком прикрылась,
Лиса носом повела –
Разбегайтесь кто куда!
Ребята стараются быстрее выполнить задания и спрятать птиц и животных от лисы (задания записаны на карточках с рисунками: утка с утятами, курица с цыплятами, зайчик, козленок и т.п.).
- Дидактические игры.
- «В гостях у Красной Шапочки».
Учитель просит детей помочь Красной Шапочке накрыть стол, так как к
ней придут в гости зайчик, мишка и лисичка. Дети отвечают на вопросы:
сколько всего придет гостей? Сколько надо поставить стульчиков? Сколько надо поставить чашек? Один ученик выполняет задания у доски, используя кукольную мебель, посуду и игрушки: мишку, зайчика, лисичку, куклу – Красную Шапочку; остальные, используя счетный материал, выполняют задания на своих рабочих местах. В результате игры дети узнают, что стульчиков и чашек надо поставить столько же, сколько будет гостей.
2. «Геометрическая мозаика».
Учитель предлагает детям составить комбинацию из геометрических фигур, следуя его указаниям: – Положите зеленый кружок, справа от него – желтый треугольник, слева от зеленого кружка – желтый квадрат, а выше – красный треугольник, ниже – красный квадрат. За желтым
треугольником положите зеленый квадрат, а рядом – красный круг.
- «Составим поезд».
Эта игра наглядно показывает, что каждое следующее число образуется
путем прибавления единицы к предыдущему числу, а каждое предыдущее
получается путем вычитания единицы из последующего. Составляя поезд, мы можем считать вагоны слева направо и справа налево. Учащиеся делают вывод, что считать можно в любом направлении, но при этом важно не пропустить ни одного вагона и не сосчитать его дважды.
Список используемой литературы:
- Волкова С.И., Пчелкина О.Л., «Математика и конструирование. Пособие для учащихся. 1 класс. – М.: Просвещение, 2010.
- Волина В.В., « Праздник числа (Занимательная математика для детей): Книга для учителей и родителей», – М.: Знание, 2004.
- Агафонова И. «Учимся думать. Занимательные логические задачи, тесты и упражнения для детей 8 – 11 лет», - С. – Пб,1996.
- Лавриненко Т. А. «Задания развивающего характера по математике», - Саратов: «Лицей», 2002.
- Симановский А. Э., «Развитие творческого мышления детей», - М.: Академкнига/Учебник, 2002.
- Сухин И. Г. «Занимательные материалы», - М.: «Вако», 2004.
- Шкляров Т. В. «Как научить вашего ребёнка решать задачи», - М.: «Грамотей», 2004.
- Сахаров И. П., Аменицын Н. Н., «Забавная арифметика», - С.- Пб.: «Лань», 1995.
- Волина В.В., « Праздник числа» занимательная математика для детей», - М.: «Знание», 2008.
- Казанцева Я.Э. «Математика с улыбкой: Игры, ребусы, кроссворды для младших школьников», – Ярославль: Академия развития, 1998.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игровые моменты на уроках математики
В статье описываются мои личные наработки по элементам игры на уроке математики....
Использование игровых моментов в обучении детей начальной школы
Использование игровых моментов в обучении детей начальной школы...
Использование игровых моментов на уроках технологии в начальных классах
Нет необходимости убеждать вас в том, что игра для младших школьников – это частица их жизни и, причём очень значимая. Каждый учитель начальной школы имеет в своём арсенале набор игр по различным пред...
«Использование игровых моментов на уроках в начальной школе»
Игровой момент позволяет тесно связать изучение теоретического материала с практическими действиями. В процессе игры можно создавать такие условия, которые будут способствовать проявлению самостоятель...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ МОМЕНТОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
Использование игровых моментов на уроках математики...
Проект на тему: «Организация игровой деятельности младших школьников в режиме группы продленного дня»
Создание оптимальных условий для организации ГПД....