Использование игровых моментов на уроках технологии в начальных классах
статья по технологии ( класс) на тему

Варанкина Татьяна Владимировна

Нет необходимости убеждать вас в том, что игра для младших школьников – это частица их жизни и, причём очень значимая. Каждый учитель начальной школы имеет в своём арсенале набор игр по различным предметам. Хочу поделиться с вами играми, которые я включаю в уроки труда.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_igrovyh_momentov_na_uroke_truda.docx35.87 КБ

Предварительный просмотр:

 «Использование игровых моментов на уроках труда».

Нет необходимости убеждать вас в том, что игра для младших школьников – это частица их жизни и, причём очень значимая. Каждый учитель начальной школы имеет в своём арсенале набор игр по различным предметам. Хочу поделиться с вами играми, которые я включаю в уроки труда.

В первом классе ни один урок не обходится без игр. Чтобы первоклассник быстрее освоился со своей новой ролью, поможет игра «Минутка». В этой игре дети учатся быстро и аккуратно готовить свое рабочее место к уроку. Кукла Минутка ежеурочно напоминает ребятам: «Внимание! Проверь, дружок, готов ли ты начать урок?» У  Минутки в руках часы-циферблат. Пока стрелка пройдёт круг (10-15 с.), дети должны проверить состояние рабочего места и готовность к уроку. Подобная игра проводиться и в конце урока.

Элемент соревнования – «Какой ряд быстрее выполнит задание Минутки?» - активизирует детей. Они стараются за более короткий срок подготовиться к уроку.

Интересны игровые упражнения, в процессе которых дети учатся отбирать необходимые принадлежности и рационально располагать их на парте. «Есть у нас девиз такой: всё, что нужно, - под рукой», - говорят дети и по сигналу Минутки отбирают нужные для этой работы принадлежности, располагая их так, чтобы ими удобно было пользоваться.

Кукла Минутка помогает нам и в формировании умения ориентироваться во времени и беречь его. Это игры типа «Что можно сделать за одну минуту?» (Чтение текста, разметка детали, вырезание квадрата и т.д.)

Также все уроки в первом классе в первой четверти содержат либо дидактическую игру, либо ролевую игру. Например, на первых уроках, когда вводится понятие «геометрическая фигура» и «геометрическое тело» можно проводить игру «Фабрика», цель которой - формирование представлений о действии и о композиции действий.

Правила игры. На нашей «фабрике» имеются «машины», изменяющие цвет фигуры, форму или величину. В игре участвуют фигуры двух цветов и двух форм: например, желтые и красные круги и прямоугольники (большие и малые). Учитель кладёт какую-нибудь фигуру на стрелку, ведущую в машину. Учащийся должен положить на выходной стрелке преобразованную машиной фигуру.

На уроке по теме «Лепка геометрических тел и здания из них» учащимся предлагается представить, что они стали архитекторами и должны сконструировать из любых геометрических тел своё здание. Потом каждый ученик представляет полученное здание одноклассникам, называя его и рассказывая о его особенностях. Как правило, работы получаются творческие и необычные.

На уроках по темам «Тематические аппликации из засушенных листьев» я провожу ролевые игры: «Поросёнок – путешественник», «В подводном царстве», в ходе которых дети разыгрывают сценки по ролям. Также можно проводить в первом классе следующие ролевые игры: «Приключения фантика», «Снежинка»; во втором классе:  «Правила поведения в гостях», «Кактус идёт в школу», «Сказка «Репка»»; в третьем классе: «Путешествие весёлого человечка», «Однажды в Африке», «Приключения Колобка», «Весельчак на ярмарке»; в четвёртом классе: «Сказка о глупом мышонке», «А что у вас?», «Раз, два, три, четыре, пять» и другие.

Для развития мелкой моторики на каждом уроке я провожу пальчиковую гимнастику. Чтобы она всегда была интересна ребятам, стараюсь постоянно её обновлять. Работаю с каждой гимнастикой поэтапно. Сначала разучиваем движения построчно. Затем повторяем всё вместе средним темпом. Затем ученик-помощник у доски сам проводит эту гимнастику, увеличивая темп. И  позже учитель путает детей, показывая неправильные движения.

Помимо традиционной гимнастики, которую можно найти в различных книгах, можно самому придумать новую гимнастику, соответствующую теме урока. Для этого нужно найти подходящее стихотворение или загадку и подобрать к ним движения. Иногда подобные задания я предлагаю детям.

Хочу предложить вам самые любимые наши пальчиковые гимнастики.

«Массаж – считалочка»

Дети соединяют поочерёдно мизинцы, потом безымянные пальцы и т.д. до больших пальцев под счёт:

« Раз, два, три, четыре, пять».

Затем хлопают в ладоши: «Вышли пальцы погулять».

А вслед за этим идёт поочерёдный массаж пальцев от основания к ногтю по внешней стороне.

Правого большого пальца:

Левого большого пальца:

Правого указательного пальца:

Левого указательного пальца:

Правого среднего пальца:

Левого среднего пальца:

Правого безымянного пальца:

Левого безымянного пальца:

Правого мизинца:

Левого мизинца:

«Этот пальчик самый        сильный»

«Самый толстый и большой»

«Этот пальчик для того…»

«Чтоб показывать его».

«Этот пальчик самый длинный».

«И стоит он в середине».

«Этот пальчик безымянный…»

«Он избалованный самый».

«А мизинчик хоть и мал…»

«Очень ловок и удал!»

«Капуста»

- Что за скрип?

- Что за хруст?

- Это что ещё за куст?

- Как же быть без хруста,

- Если я капуста?

- Мы капусту рубим, рубим,

- Мы морковку трём, трём.

- Мы капусту солим, солим,

- Мы капусту жмём, жмём.

( кулаки сжать и разжать),

( руки в замок, пальцы согнуть - разогнуть),

(две руки расположены рядом, пальцы направлены вверх, в стороны),

( повторить второе движение),

( руками показать кочан капусты),

( стучим рёбрами ладоней по парте),

( потереть кулачками друг о друга),

( перебирать подушечками пальцев, как бы соля капусту),

( сжимаем, разжимаем кулаки).

У следующих видов  зарядок предлагаю только стихотворный текст. Движения можно подобрать самим.

«Две сороконожки»

Две сороконожки бежали по дорожке

Бежали, бежали, друг друга повстречали.

Так друг друга обнимали,

Так друг друга обнимали.

Так друг друга обнимали,

Что едва мы их разняли.

«Ёжик»

«Ёж сердитый, серый ёж.

Ты скажи: « Куда идёшь?».

Ты колючий весь такой,

Что не взять тебя рукой».

«Бабочки»

Как же бабочки красивы,

Словно летнюю порой,

Вдруг цветочки – всем на диво,

Полетели над землёй.

«Шёл Саша по шоссе»

Шёл Саша по шоссе,

Нёс сушки в мешке.

Сушку – Грише, Сушку – Мише,

Есть сушки Проше, Васюше, Антоше,

Есть две сушки Нюше, и Петрушке,

Ещё три сушки Паше, Танюшке, Ванюшке.

«Лыжи»

Две новые, кленовые

Подошвы двухметровые.

На них поставишь две ноги –

И по большим снегам беги.

«Шла ворона через поле»

Шла ворона через поле

Шесть грибов несла в подоле:

Сыроежку, боровик, подосиновик,

Груздь, опёнок, шампиньон,

Кто не видел – выйди вон!

«Топ – топ»

Топ – топ, топотушки!

Пляшет зайка на опушке.

Пляшет ёжик на пеньке.

Пляшет чижик на сучке.

Пляшет пёсик на крылечке.

Пляшет котик возле печки.

Пляшет мышка возле норки.

Пляшет козочка на горке.

Пляшет утка на реке.

Черепаха на песке.

Топ – топ топотушки!

Пляшут лапки, Пляшут ушки,

Пляшут рожки и хвосты. Что стоишь? Пляши и ты!

На уроке труда большую часть времени дети работают руками: делают разметку, вырезают детали, склеивают их, сшивают, соединяют… У большинства из современных детей эти действия вызывают не только напряжение мышц рук, но и всего тела. Поэтому очень важно на любом уроке проводить упражнения на релаксацию.

«Дождь»

Приплыли тучи дождевые:

- Лей, дождь, лей!

Дождинки пляшут, как живые:

- Пей, рожь, пей!

И рожь, склоняясь к земле зелёной,

Пьёт, пьёт, пьёт.

А тёплый дождь неугомонный

Льёт, льёт, льёт!

Играющие стоят, вытянув руки вперёд ладонями вниз. На строки 1-2 дети свободно встряхивают кистями рук. На строки 3-4-5-6 продолжают встряхивание кистей ладонями вверх. На строки 7-8  - свободное встряхивание ладонями вниз. У следующих игровых упражнений привожу только стихотворный текст.

«Самокат»

Самокат! Самокат!

Самокату очень рад!

Сам качу, сам качу,

Самокат, куда хочу!

Дети стоят врассыпную. Опорная нога сгибается в колене и слегка пружинит, другая имитирует отталкивание, как при езде на самокате, при этом она как бы скользит, не достигая пола.

«Опёнок»

Влез опёнок на пенёк,

Простоял один денёк.

На ветру качался,

Низко наклонялся.

Тоненький, тоненький,

Ножка, что соломинка!

А потом склонился –

И совсем свалился!

«Плетень»

Тень, тень в ясный день

Пётр плетёт плетень.

Три прута переплетает,

А на третий расплетает.

Тень, тень в ясный день

Кто б доплёл плетень?

«Качели»

Всё лето качели

Качались и пели,

И мы на качелях

На небо летели!

Настали осенние дни,

Качели остались одни.

Лежат на качелях

Два жёлтых листка,

И ветер качели

Качает слегка.

Не буду подробно останавливаться на использовании на своих уроках загадок, шарад, игр – соревнований, кроссвордов. Эти виды игровой деятельности активно использует каждый учитель начальных классов на различных предметах. Хочу только отметить, что использование загадок и шарад делает урок ярче, насыщеннее, активизирует познавательную деятельность учащихся. Их можно использовать практически на каждом уроке, на различных его этапах: вступительная беседа, объяснение нового материала, закрепление, подведение итогов; подбирая материал к нужным темам.

Игры – соревнования и разгадывание кроссвордов также очень любимы учениками любых классов. Соревновательный момент между парами, группами, рядами всегда оживляет урок. Примеры таких соревнований:

Тема «Изготовление папочки для кулинарных рецептов» - соревнование между рядами: «Написать как можно больше блюд на указанную букву (п, к, м)».

Тема: «Работа с природными материалами. Изготовление объёмных композиций» - соревнование «Назови как можно больше природных материалов».

Тема: «Изготовление объёмной композиции на сказочную тему из пластилина» - соревнование «Вспомните сказки с волшебными предметами».

Тема: «Работа с синтепоном. Игрушка «Ванюша» - игра-соревнование между рядами «Нарисуйте поэтапно закрытыми глазами героя русских сказок Иванушку».

Примеры кроссвордов:

Тема: «Оконная подвеска – аквариум» - кроссворд «Подводный мир».

Тема: «Оригами. Катамаран» - кроссворд «Виды транспорта».

Тема: «Изготовление кармашка для мелочей» - кроссворд Помощники в нашем доме».

Тема: «Изготовление кормушки» - кроссворд «Птицы».

Хочется подробнее остановиться на использовании мною игровых моментов на этапе повторения теоретического материала.

Такие понятия как: материалы, инструменты, свойства материалов, виды швов, - можно повторять во время игр «Четвёртый лишний», «Продолжи ряд», «Угадай-ка».

Игра «Четвёртый лишний»

Задание детям: «Найдите одно лишнее слово и обоснуйте свой ответ». Например:

- картон, пластилин, ножницы, жёлуди  (ножницы – это инструмент, а не материал);

- игла, пластилин, нитки, ткань (игла – это инструмент, не материал);

- циркуль, бумага, ножик, линейка (бумага – это материал, а не инструмент);

- листья, семена, фольга, шишки (фольга – это не природный материал).

Игра «Продолжи ряд»

- ножницы, макетный нож, пинцет… (инструменты: игла, карандаш, линейка, угольник, циркуль, кисть и т.д.);

 -жёлуди, веточки… (природные материалы: цветы, листья, шишки, семена, мох, пух, коренья, почки, зёрна, ракушки и т.д.);

- «вперёд иголку», тамбурный (виды швов: «назад иголку, стебельчатый, «через край», петельный, «шов – строчка» и т.д.).

Игра «Угадай-ка»

Ребятам предлагается по предложенным свойствам отгадать, какой материал учитель имел в виду. Пример:

  1. Этот материал плотный, может быть разного цвета, хорошо режется, чтобы его согнуть, нужно приложить усилие. (Картон).
  2. Этот природный материал при высыхание увеличивается в своём объёме, а при намокании – уменьшается (шишка).

На уроках труда, также как и на других уроках, можно использовать игровые моменты, тренирующие внимании е, память младших школьников. Игра «Что общего» предполагает сравнение двух – трёх предметов, внешне кажущимися различными, для того, чтобы найти у них общий признак.

Примеры:

  1. Карандашный клей и бинокль (клей и части цилиндра имеют цилиндрическую форму).
  2. Полотенце и разделочная доска (в их украшении используются орнаменты).
  3. Закладка и корзиночка (при изготовлении используется техника плетения).
  4. Подставка под горячее (текстильная) и коробочка-сувенир (сшитая из открыток) (детали той и другой поделки соединены петельным швом).

Младшие школьники очень любят играть роль «наглядного пособия». Так мы рассматриваем на их одежде различные орнаменты и швы, находим общие признаки. При этом они становятся внимательнее друг к другу и бережливее к своим вещам.

Игры – задачки можно использовать, чтобы заинтересовать учеников новым материалом. Так, например, было предложено ребятам объяснить, чтобы это значило:

П  Х  Г  И  N  Z   ∟┼  ◊  Δ‌‌‌ .

Учениками предлагались самые необычные пояснения этой загадочной ‌строке, и каково же было их удивление, когда они узнали, что все эти знаки – лишь некоторые возможные варианты пришивания пуговиц с четырьмя дырочками.

На уроке, тема которого – изготовление папочки для кулинарных рецептов, чтобы настроить ребят, в начале урока я предлагаю им отгадать перевёртыши пословиц, поговорок, названий сказок, строчек из стихов. Например:

  1. Борщ соусом поправишь. (Кашу маслом не испортишь.)
  2. Скрыл, что водоросль – выходи из аквариума. (Назвался груздем – полезай в кузов.)
  3. Квадратик. (Колобок.)
  4. Коробка спичек. (Мешок яблок.)
  5. У орла один раз чёрт украл кусочек колбасы. (Вороне как-то Бог послал кусочек сыра).

Также в середине урока, в качестве отдыха, предлагаю ребятам отгадать весёлые задачки. Например, эту: «Курочка Ряба снесла яичко, а мышка взяла и разбила его. Ряба снесла ещё три яичка. Мышка эти тоже разбила. Ряба постаралась и снесла ещё пять, но бессовестная мышка расколола и эти. Из скольких яиц могли бы приготовить себе яичницу дед и баба, если бы не разбаловали свою мышку? (9).»

Или загадки – шутки. Вот некоторые из них:

Что это? Самый простой из овощей. (Особенно после обработки паром). (Репа.)

Абрикос, объявивший сухую голодовку. (Курага.)

На что более всего похожа половина праздничного торта? (На вторую половину).

Варёные в воде фрукты. (Компот.)

‌‌‌Такие весёлые игры помогают ребятам на некоторое время физически расслабиться.

Следующие же задания имеют иную цель. А именно – тренировать мышление, внимание и память учеников, настроить детей на работу.

После объяснения мною плана изготовления поделки, даётся возможность ученикам повторить его. Повторение идёт либо устно, либо письменно, фиксируя этапы работы на доске. Это можно делать обычной записью предложений или зарисовкой условных обозначений каждого этапа. Можно предложить детям прочитать уже готовый план, написанный на доске, и найти в нём ошибки. Ошибки, которые я включаю, могут быть разными. Например:

  • Перестановка местами этапов работы. (1 со 2, 4 с 8 и т.д.)
  • Замена в тексте того или иного действия. (Вместо приклеить – пришить, вместо разметить – вырезать и т.д.)
  • Замена в тексте названия материала. (Например: вырезать из цветной ткани (бумаги) размеченную деталь; приклеить полоски фольги (гофрокартона) к краю прямоугольника.)
  • Изменить размеры деталей.
  • Какие-либо орфографические ошибки в названиях инструментов, материалов.

Точно также можно повторять правила безопасной работы с тем или иным инструментом, допуская в некоторых пунктах правил ошибки, Важно только, чтобы ребята обязательно нашли эти ошибки и объяснили правильный вариант.

На своих уроках я использую некоторые игры, тренирующие память (зрительную или слуховую). Так в 1-2 классах, когда мы изучаем тему «Орнамент, предлагаю ученикам запомнить простой орнамент, нарисованный на доске, и воспроизвести его. Например, такой:

Интересна игра «Вспомни не глядя». Каждый ли из нас хорошо представляет то, что у него почти всегда перед глазами в классе, в котором учится? Неожиданно можно провести соревнование «Кто точнее назовёт» - сколько картин на стене, какой рисунок на обоях, кто выше – Коля или Саша и т.д.

Либо можно усложнить задание: «Вспомни, не глядя,  и запиши, какие предметы прямоугольной формы есть в кабинете».

Также можно показать на 15 секунд рисунок, который состоит из тех или иных геометрических фигур (петух из прямоугольников, черепаха из кругов, лес из треугольников и т.д.) Затем рисунок убрать и предложить: «Напишите, сколько геометрических фигур использовались в рисунке.

На развитие слуховой памяти направлена игра «На ком оборвётся?». Первый  играющий называет тот или иной материал, второй ученик повторяет слово,  названное первым,  и добавляет своё. Третий повторяет два предыдущих слова и говорит третье. Например: бумага; бумага – ткань; бумага – ткань – картон; бумага – ткань – картон – салфетки; бумага – ткань – картон – салфетки – семена и т. д.

Можно провести соревнование между рядами, какой ряд не оборвёт свою цепочку.

Мне кажется, очень важно использовать и на уроках труда игры, направленные на развитие мышления, внимания, памяти. Без развития этих процессов не может обойтись ни один урок в начальных классах. Психологи предлагают множество таких заданий, учителю нужно только пофантазировать и изменить их так, чтобы они были связаны с предметом.

Я предложила лишь несколько из них. Возможно, некоторым моим коллегам они помогут сделать свой урок более разнообразным и интересным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровая деятельность на уроках математики в начальных классах

Здесь даются наиболее часто употребляемые игры на уроках...

Использование витражной техники на уроках технологии в начальной и средней школе

Использование витражной техники на уроках технологии в начальной и средней школеЛяпина И.А., учитель  начальных классов школы 255 СПб На уроках технологии предлагаю такую форму работы с...

Методическая разработка «Использование проектного метода на уроках технологии в начальных классах»

Данная методическая разработка содержит методическое обоснование использования проектного метода на уроках технологии в начальных классах....

«Использование игровых моментов на уроках в начальной школе»

Игровой момент позволяет тесно связать изучение теоретического материала с практическими действиями. В процессе игры можно создавать такие условия, которые будут способствовать проявлению самостоятель...

игры и игровые моменты на уроках математики в начальных классах

Одним  из эффективных  средств активизации позновательной  деятельности смладших школьников  на уроках является дидактическая игра. Эффективность повышения  позновательной...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ МОМЕНТОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

Использование игровых моментов на уроках математики...