ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ МОМЕНТОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
статья по математике (1 класс)

Использование игровых моментов на уроках математики

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx27.18 КБ

Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ МОМЕНТОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

 Результатами обучения математики является не только знания, но и определённый стиль мышления детей в процессе их обучения.  Развивающий эффект установившийся методики недостаточно высок. Необходимо учитывать, что формирование развития логических структур мышления должно осуществляться своевременно. Психологии установлено, что основные логические структуры мышления формируется примерно в возрасте от пяти до 11 лет. Запоздалая формирование этих структур протекает с большими трудностями и часто остается незавершенным.                  

Занятия математикой, а тем более с малышами, Не должны быть строгими, сухими, скучными и сводиться только лишь к овладение вычислительными навыками. Для этого учитель должен использовать различные методы обучения.

Одним из ведущих методов обучения математике являются дидактические игры. В процессе игры решаются такие задачи, которые способствуют ускорению, формированию, развитию  у детей простейших логических структур мышления и математических представлений.

Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности детей, она активизирует психические процессы, вызывает у учащихся интерес к процессу познания. Она (игра) помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает глубокое  удовлетворение, создает радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний. В игре удается сконцентрировать внимание. Вначале дети проявляют интерес только к игре, а затем к тому учебному материалу, без которого игра невозможна. В ходе игры учащиеся незаметно для себя выполняют различные упражнения, где приходится сравнивать, выполнять арифметические действия, тренироваться в устном счёте, решать задачи. Игра ставить детей в условия поиска, побуждают интерес к победе, следовательно, дети стремятся быть быстрыми, находчивыми, чётко выполнять задания.

В играх, особенно коллективных, формируются нравственные качества ребёнка. В ходе игры дети учиться оказывать помощь товарищем, считаться с мнением  и интересами других, сдерживать свои желания. У детей развивается чувство ответственности, коллективизма, воспитывается дисциплина, воли, характер.

Дидактические игры направлены на развитие у детей логического мышления, внимание, наблюдательность, пространственных представлений, умение анализировать, дают возможность упражнять детей в счёте и вычислениях.

Игра должна служить средством развития интереса к предмету, поэтому следует придерживаться следующих требований:

      1. Правила игры должны быть простыми точно сформулированными. Материал игры должен быть посилен для всех детей.

  1. Дидактический материал должен быть прост по изготовлению и по использованию.
  2. Игра интересна в том случае, если в ней участвуют каждый ребёнок.
  3. Подведение результатов игры должно быть справедливым и чётким.

По структуре дидактические игры делится на сюжетно-ролевые и игры-упражнения, включающий только отдельные элементы игры. В сюжетно-ролевых играх дидактическая задача скрыта сюжетом, ролью, действием.В играх – упражнениях она выражена явно.

СЮЖЕТНО- РОЛЕВЫЕ ИГРЫ.

СНЕГОВИКИ.

Цель: Развитие внимания и наблюдательность у детей.

Содержание игры: ребёнок должен внимательно посмотреть на рисунок и указать, чем отличаются снеговики друг от друга.

Вот зайчишка у реки

Встал на задних лапках…

Перед ним снеговики

С метлами и в шапках.

Заяц смотрит, он притих, лишь морковку гложет, но что разного у них – он понять не может.

РАЗГОВОР ПО ТЕЛЕФОНУ.

Цель: развитие пространственных представлений.

Содержание игры: ребёнок, вооружившись указкой, должен определить, кто кому звонит по телефону.

САМЫЙ БЫСТРЫЙ ПОЧТАЛЬОН.

Цель: закрепление умения выполнять действия сложения и вычитания в пределах 10.

Содержание игры: учитель раздает пяти ученикам по одинаковому числу карточек (писем), на обратной стороне которых записаны примеры на сложение и вычитание. Дети, сидящие за партами, изображают дома с номерами (они держат в руке разрезные цифры, обозначающие числа 1 – 10). Почтальоны должны быстро определить на конверте номер дома, записанного примером (решить пример и принести письмо в соответствующие «дома») . Кто быстро и правильно разнесёт письма по назначению, тот – самый быстрый почтальон. Решение примеров проверяют сами ученики.

ИГРЫ-УПРАЖНЕНИЯ.

ИГРЫ ЦИФРОЕДА.

В городе Цифрограде в огородах у горожан росли на грядках примеры. Но однажды в городе появился страшный дед Цифроед, он съел самую вкусную часть у примеров- ответ. Помогите жителям Цифрограда, восстановите примеры.

КАКАЯ РАКЕТА ПОЛЕТИТ?

Учащиеся должны определить какая из ракет готова к полёту (найти ракету, на которой пример решен верно). Объясните почему две другие не могут лететь.

ЧИСЛОВОЙ РЯД

Из каких цифр состоят герои? Поставьте числа по порядку. Каких чисел не хватает? Где должны стоять недостающие числа в числовом ряду?

ЗАДАНИЯ НА РАЗВИТИЕ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ.

  1. ГРАФИЧЕСКИКИЕ  ДИКТАНТЫ
  2. ЛАБИРИНТ

Найди клад: Путь к нему лежит от побережья к высокой пальме, затем нужно свернуть к большому камню и искать клад недалеко от него рядом с кактусом.

При подборе игр необходимо помнить о том что они должны содействовать полноценному всестороннему развитию психики детей, их познавательных способностей, речи, прививать интерес к учебным занятиям, формировать умение и навыки учебной деятельности, помочь ребёнку владеть умением анализировать, сравнивать, абстрагировать, обобщать.

В процессе игры решаются такие задачи, которые способствуют ускорению формирования развития Школьников простейших логических структур мышления и математических представлений. В качестве игровых упражнений могут использоваться задачи, логические игры, ребусы, весёлые стихи, загадки, скороговорки, пословицы. Весь этот материал развивает речь ребёнка, обогащает словарный запас, тренирует внимание, память, закладывает основы творчества.

РАЗВИТИЕ РЕЧИ.

  1. Ребусы.
  2. Скороговорки. – Два щенка, щека щеке, щиплют щетку в уголке. – У опушке две старушки брали грузди и волнушки. – Три сороки– Тараторки тараторили на горке.– У четырёх черепах по четыре черепашонка. – Саша шустро сушит сушки. Саша высушил штук шесть. И смешно спешат старушки сушек сашиных поесть. – Сидели, свистели семь свиристелей.
  3. Пословицы, поговорки. – Два сапога – пара. – За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь. – Один в поле не воин. – Первый блин всегда комом. – Семеро одного не ждут. – Семь раз отмеришь, один отрежь. – Хороша верёвка длинная, да речь короткая.
  4. Логические концовки. – Если стол выше стула, то стул ... – Если два больше одного, то один… – Если река глубже ручейка, то ручеек… – Если сестра младше брата, то брат…
  5. Стихи–шутки.

Плачет Ира, не унять,

Очень грустно Ире                                                                                                                

Стульев было ровно пять,

А теперь четыре.

Начал младший брат считать:

– раз, два, три, четыре, пять.

                 – Не рёви! – Сказал малыш, –

ведь на пятом ты сидишь!

В деревушке семь избушек.

 Семь крылечек, семь старушек,

 семь щенков, семь дымков,

Семь дрочиливых Петухов

На семи плетнях сидят,

Друг на друга не глядят.

Распустили семь Хвостов,

 Каждый хвост семи цветов.

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ.

Особое место среди математических развлечений занимают игры на составление плоскостных изображений предметов, животных, птиц, домов, кораблей из специальных наборов геометрических фигур.

Детей увлекает результат – составить увиденное или задуманное. Они включаются в активную практическую деятельность.

Танграм

Колумбово яйцо.

Из многообразия математических игр и развлечений наиболее доступными и интересными являются загадки и задачи – шутки.

В загадках математического содержания предмета анализируется с количественной, пространственной, временной точки зрения, подмечены простейшие математические отношения.

 – Два конца, два кольца, а по середине гвоздик.

 – Четыре братца под одной крыше живут.

 – Пять братьев в одном доме живут.

 – В году у дедушки четыре имени. Кто это?

 – Кто в году четыре раза переодевается?

– Много рук, а нога одна.

– На семь братьев, летами все равные, а именем разные. Кто мы?

Задачи – шутки – это занимательные игровые задачи с математическим смыслом. Для решения их надо в большей мере проявить находчивость, смекалку, понимание юмора, нежели познания в математике. Построение, содержание и вопросы в этих задачах необычные. Они лишь косвенно напоминают математическую задачу.

– Ты да я, да мы с тобой. Сколько нас всего?

– Как с помощью только одной палочки образовать на столе треугольник?

– Тройка лошадей пробежала 5 км. Сколько километров пробежала каждая лошадь?

– Если курица стоит на одной ноге, то она весит 2 кг. Сколько будет весить курица, если будет стоять на двух ногах?

– У двух братьев по одной сестре. Сколько всего детей в семье?

РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ

  1. Найди отличия.
  2. Какая фигура лишняя . На основе зрительного анализа, сопоставления надо найти лишний предмет и обосновать свой выбор.
  3. Выяви закономерность и продолжи ряд. На основе сравнения выявить закономерность в расположении фигур, вместо знака вопроса поместить нужную фигуру.
  4. Поиск недостающих фигур.

Для успешного решения подобных задач необходимо развивать у детей умение обобщать ряд фигур по выделенным признакам, сопоставлять обобщенные признаки одного ряда с признаками другого. В процессе выполнения этих операций и осуществляется поиск решения задачи.

Обучая детей в процессе игры, надо стремиться к тому, чтобы радость от игровой деятельности постепенно перешла в радость учения. Учение должно быть радостным!

Пусть дети не видят, что их чему-то обучают. Пусть думают, что они только играют. Но незаметно для себя школьники складывают, вычитают, более того решают разного рода логические задачи, формирующие определённые логические операции. Это детям интересно, потому что они любят играть. Роль учителя в этом процессе – поддерживать интерес детей. Пусть уроки станут царством игры, смекалки, фантазии, творчества !


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровые моменты на уроках математики

В статье описываются мои личные наработки по элементам игры на уроке математики....

Тема: «Использование игровых моментов при обучении математике в группе продленного дня.»

Методическая разработка использование загадок на уроках математики....

Статья "Деятельность учителей начальных классов по использованию игровых технологий на уроках математики

В данной статье описывается деятельность учителей начальных классов по использованию игровых технологий на уроках математики....

Использование игровых моментов на уроках технологии в начальных классах

Нет необходимости убеждать вас в том, что игра для младших школьников – это частица их жизни и, причём очень значимая. Каждый учитель начальной школы имеет в своём арсенале набор игр по различным пред...

«Использование игровых моментов на уроках в начальной школе»

Игровой момент позволяет тесно связать изучение теоретического материала с практическими действиями. В процессе игры можно создавать такие условия, которые будут способствовать проявлению самостоятель...

игры и игровые моменты на уроках математики в начальных классах

Одним  из эффективных  средств активизации позновательной  деятельности смладших школьников  на уроках является дидактическая игра. Эффективность повышения  позновательной...