Создание духовно-нравственной воспитательной среды
методическая разработка на тему
Обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания является ключевой задачей современной государственной политики РФ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sozdanie_duhovno_nravstvennoy_sredy.doc | 49.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №76
Выборгского района Санкт-Петербурга
Педагогический проект
Создание духовно-нравственной воспитательной среды
Участники
Скопцова Ирина Владимировна
воспитатель ГПД I категории
Казинова Любовь Юрьевна
воспитатель ГПД I категории
Санкт-Петербург 2010-2011гг.
СОЗДАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ
"Все дети пользуются равными правами независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, национального происхождения, имущественного положения, состояния здоровья"
("Конвенция о правах ребёнка", принятая Генеральной Ассамблеей ООН, ноябрь 1989г.)
Обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания является ключевой задачей современной государственной политики РФ.
Актуальность этой проблемы обусловлена тем, что современный период в российской истории и образовании- время смены ценностных ориентиров. В 90-ые годы прошлого столетия в России произошли как важные позитивные перемены, так и негативные явления, которые оказали отрицательное влияние на общественную нравственность, на отношение людей к обществу, государству, на отношение человека к человеку.
В 2007 и 2008 годах в послании Президента России Федеральному собранию РФ было подчёркнуто: "Духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности- это такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность..."
Сфера общего образования призвана обеспечивать духовно-нравственное развитие и воспитание личности обучающегося для становления и развития его гражданственности, принятие гражданином России национальных и общечеловеческих ценностей и следование им в личной и общественной жизни. Именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь обучающегося. Отношение к школе как к единственному социальному институту, через который проходят все граждане России, является индикатором ценностного и морально-нравственного состояния общества и государства. Ребёнок школьного возраста, а особенно младшего школьного возраста, наиболее восприимчив к духовно-нравственному развитию, гражданскому воспитанию.
Мы представляем творческую группу ГОУ школы №124, которая в этом году начала работу по проекту "Создание духовно-нравственной воспитательной среды". Этот проект реализует одно из направлений программы развития нашей школы, которая рассчитана на 2010-2015г.г.
Целью проекта "Создание духовно-нравственной воспитательной среды", реализуемой педагогическим коллективом нашей школы, является создание условий для воспитания высоконравственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.
Задачами проекта "Создание духовно-нравственной воспитательной среды" являются:
- формирование гуманистических отношений и взаимоотношений детей.
- создание условий, когда социально-необходимые требования общества превращаются у ребёнка в личные потребности.
Ожидаемые результаты проекта "Создание духовно-нравственной воспитательной среды"
- нравственное развитие ребёнка, существенные изменения в его духовно-нравственном мире;
- способность к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора; принятию ответственности за их результат;
- осознание детьми ценности других людей, ценности человеческой жизни, нетерпимость к действиям и влияниям представляющим угрозу жизни, физическому и нравственному здоровью;
- осознание себя гражданином России на основе принятия общих национальных нравственных ценностей;
- осознание безусловной ценности семьи как первоосновы нашей принадлежности к многонациональному народу Российской Федерации.
Основу духовно-нравственной воспитательной среды составляет система духовно-нравственного воспитания, в которую входят практически все направления человеческой деятельности.
Являясь воспитателями ГПД, мы проводим работу по наиболее значимым направлениям проекта в начальной школе.
Базовые направления
Патриотизм - любовь к России, к своему народу, к своей малой родине, служение Отечеству.
Мы беседовали с учителями начальных классов о проводимых мероприятиях, связанных с этим направлением, исследовали активность и желание детей участвовать в них.
Работа по этому направлению формирует у учащихся чувство гордости за свою страну, за свой город и его историю. Способствует расширению представлений об истории города, о его традициях. Пробуждает интерес к самостоятельному изучению истории своей страны и Санкт-Петербурга.
Средствами реализации являются
- цикл бесед "Я и моё Отечество"(государственные символы, символы родного края. великие спортсмены, художники. композиторы, архитекторы, которые принесли славу России.)
- участие в концертах, посвящённых Дню снятия Блокады, Дню победы, участие в конкурсе Патриотической песни, где учащиеся нашей школы заняли призовые места.
- организация в нашей школе регулярных фотовыставок к знаменательным датам.
- любовь к малой родине, к Санкт-Петербургу реализуется через тематические беседы, устные путешествия по родному городу, интерактивные экскурсии, посещение музеев и т.д. Так же ребята с интересом изучают историю нашего микрорайона. Много об этом дети узнают из книги "Лесное", выпущенной Краеведческим центром ДДТ "Союз", где каждая глава является своего рода экскурсией по истории улиц, парков, домов, находящихся на территории нашего микрорайона.
Анализ достижений по этому направлению мы проводим через интервьюирование, устные опросы, наблюдаем повышение активности учащихся в общественных мероприятиях, по результатам участия в конкурсах.
Социальная солидарность - свобода личная и национальная, доверие к людям, справедливость, толерантность, милосердие.
Проводились исследования по составу учащихся в классах, анкетирование.
Работа по этому направлению должна формировать толерантность в межличностных отношениях, прививать отказ от агрессивности, формировать культуру взаимоотношений в детском коллективе.
Средствами реализации являются
- цикл тематических бесед: "Уважая себя, уважай других", "как мы разрешаем конфликты", "все люди разные", и т.д. с присутствием игровых форм.
- Участие в совместных мероприятиях, работа над стенгазетой, спортивные соревнования, классный праздник "Давайте жить дружно".
В последние годы в нашу страну увеличился поток мигрантов, многие приезжают с семьями. Дети мигрантов из ближнего и дальнего зарубежья поступают учиться в наши школы. Мы
стремимся, чтобы этот процесс происходил спокойно. Учащиеся нашей школы принимают ребят разных национальностей без всяких различий. Для них имеет значение только общечеловеческие качества: "хороший", "злой", "добрый", "воспитанный", "невоспитанный".
Руководствуясь Методическими рекомендациями по выполнению мероприятий программы "Толерантность" 2011 года основная часть мероприятий акцентирована на приобщение "новых петербуржцев" к культурным ценностям, правилам и нормам поведения, принятым в Санкт-Петербурге.
Анализ достижений по этому направлению осуществляется через поведенческие игры, интервьюирование по тому или иному поводу,
В процессе которых мы наблюдаем, как они понимают и принимают нравственные ценности.
В какой мере ребенок способен формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль,
Требовать от себя выполнение моральных норм. Давать нравственную оценку своим и чужим поступкам.
Гражданственность - служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и порядок.
Исследование по этому направлению проводилось через письменные опросы учащихся, собеседование с учителями по определению уровня правовых знаний учащихся.
Работа по этому направлению формирует правовую "грамотность" учащихся, законопослушность, сознательное поддержание правопорядка, воспитывает ответственного гражданина, принимающего и понимающего нравственные установки и моральные нормы общества.
Реализация через:
- цикл тематических бесед о правах человека, о правах ребенка: "Я и мое право", "Я и мои обязанности";
- театрализованные постановки с участием сказочных героев, где в легкой, занимательной форме дети младшего школьного возраста знакомятся с некоторыми статьями "Всеобщей декларации прав человека","Конвенция о правах человека", "Декларация прав ребенка";
- Занятие по изучению, с последующим обсуждением, литературных произведений детских писателей и поэтов, а также фольклора.
- Ролевые игры по заданной теме.
Анализ достижений осуществляется через ролевые игры, устные беседы, анкетирование.
Семья - любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о стариках и младших.
Исследование проводились по составу семей учащихся, исследовался тест "рисунок семьи" совместно со школьным психологом.
Работа по этому направлению формирует чувство лучшего взаимопонимания детей и родителей, уважение к родителям, заботу о старших и младших.
Реализуется через:
- семейные праздники "Наша дружная семья", "Тепло родного дома", в которых принимают участие дети, родители и учителя.
- участие в концертах ко "Дню пожилого человека", "День матери", "8 марта".
- классные семейные праздники, которые регулярно проходят в начальной школе
- цикл тематических бесед "Я и моя семья"
- самостоятельные работы по изучению истории своей семьи, созданию "генеалогического древа".
- поведенческие игры
- совместные выезды родителей, детей и классных учителей "на природу" с элементами спортивных соревнований, веселых представлений.
Анализ достижений по этому направлению осуществляется через ролевые игры по заданной ситуации, активность детей и родителей при участии в различных мероприятиях.
Представленный проект «Создание духовно-нравственной среды» мы постарались приблизить к соответствию стандартам концепции духовно-нравственного воспитания личности гражданина России.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья. Духовно – нравственное воспитание на основе формирования событийной среды
Задачей любого классного руководителя является организовать совместное творчество детей, родителей и педагога, которое помогало бы каждому осознать духовно-нравственноевоспитание как самоценность.Соде...
Использование воспитательного потенциала метода проектов для создания условий формирования духовно-нравственной, личности.
Здесь представлен мой опыт использования метода проектов во внеурочной работе....
Объяснительная записка к методическому семинару"Духовно -нравственное воспитание и развитие младших школьников в межнациональной среде"
В данной работе представлена система воспитательно-образовательной деятельности, реализация которой способствует духовно - нравственному воспитанию и развитию младших школьников....
Использование воспитательного потенциала образовательной среды в духовно-нравственном развитии школьника
В данном докладе описана воспитательная работа на занятиях ОДНКНР по учебнику Н.Ф.Виноградовой....
Духовно-нравственное развитие обучающихся в условиях поликультурной образовательной среды (программа сохранения духовно-нравственного здоровья детей)
Настоящая программа создает условия для социального и культурного самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка, её интеграции в системе мировой и отечественной культур.Программа особенн...
«Тропинка в профессию» общеразвивающая программа воспитательной деятельности духовно – нравственно (духовно-нравственной направленности)
21 век поставили перед человеком и цивилизованным обществом множество сложных и ответственных вопросов. Речь идёт о проблеме профессиональной ориентации младших школьников в учебно – воспитатель...
«Тропинка в профессию» общеразвивающая программа воспитательной деятельности духовно – нравственно (духовно-нравственной направленности)
Программа профессиональной работы для начальной школы «Тропинки в профессию»...