Особенности домашнего воспитания
статья (4 класс) на тему

Семья, будучи первой воспитательной средой в жизни ребёнка, принимает на себя основной труд, обеспечивая тот или иной уровень развития. Исследования свидетельствуют, что в семье создаются наиболее благоприятные возможности для укрепления здоровья ребёнка, развития его физических качеств, нравственных чувств, привычек и мотивов поведения,  приобщения к культуре в самом широком понимании этого слова.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                       Даутова Эльмира Николаевна

                                                                    Учитель начальных классов

                                                                    МОУ «СОШ №82» г. Саратова

 Особенности домашнего воспитания

Семья, будучи первой воспитательной средой в жизни ребёнка, принимает на себя основной труд, обеспечивая тот или иной уровень развития. Исследования свидетельствуют, что в семье создаются наиболее благоприятные возможности для укрепления здоровья ребёнка, развития его физических качеств, нравственных чувств, привычек и мотивов поведения,  приобщения к культуре в самом широком понимании этого слова.

Воспитание здорового ребёнка – одна из важнейших задач семьи. Поскольку воспитание здорового ребёнка содержит много аспектов, напомним о наиболее важных для современной семьи. Особо следует отметить связь охраны здоровья ребёнка с гигиеническим воспитанием. Оно начинается  с создания соответствующих требованиям гигиены условий воспитания ребёнка (чистота и порядок в квартире, особенно на кухне, в детской комнате; детская мебель, приспособленная к его росту; индивидуальные постельные  и гигиенические принадлежности, посуда; одежда из натуральных материалов, подобранная по погоде, и пр.). Важной обязанностью родителей является воспитание у детей привычки мыть руки (перед едой, после прогулки, посещения туалета), тщательно чистить зубы утром и вечером; ежедневно принимать душ, подмываться; по мере надобности пользоваться носовым платком.

Подлинная забота родителей о полноценном физическом и психическом здоровье – залог рационального режима дня, в котором предусмотрено достаточное время для полноценного сна (ночного и дневного), прогулок на свежем воздухе (не менее 4 часов), часы приёма пищи и игр. Рост, развитие ребёнка, предупреждение многих заболеваний напрямую зависят от рационально питания: достаточного, доброкачественного, разнообразного, с необходимым количеством витаминов.

Одно из средств повышения защитных сил организма – закаливание. В условиях семьи  целесообразно использовать такие закаливающие процедуры как:  создание контрастных температур в быту , ходьба босиком (по коврику, паркетному полу, траве, песку), сон на свежем воздухе, обтирание, обливание, душ, купание в открытом водоёме, солнечные ванны.

Стержнем личности является нравственная позиция человека, в формировании которой решающая роль принадлежит семье. Семья обладает несомненными преимуществами перед общественными институтами воспитания (детским садом, школой) в формировании таких нравственных качеств, как гуманные отношения, коллективизм. Хорошая семья представляет собой коллектив, где все его члены спаяны отношениями любви, взаимопомощи, ответственности друг за друга. Уже в 3-4 года ребёнок может ощущать свой положительный или отрицательный вклад в семейные отношения, если его приучают элементарно заботиться об окружающих, чувствовать их настроение, «вписываться» в него. Как только он внутренне созреет, следует учить его давать и принимать, делиться с другими, отказываться от чего-либо ради других. В семье дети учатся разделять радости других людей, что представляет собой одну из величайших ценностей жизни. В кругу семьи у ребёнка возникает уникальная возможность радовать близких вниманием, добротой, выдумкой, плодами своего труда. Ребёнок начинает понимать, что во имя радости других иногда приходится жертвовать своими удовольствиями: разделив шоколадку на всех членов семьи, довольствуешься маленьким кусочком; чтобы поприветствовать папу, пришедшего с работы, отвлекаешься от игры, телевизора и т.д. Семья – это та первичная среда, где человек должен учиться творить добро (В.А.Сухомлинский, 1971). 

   Эмоциональное воспитание ребёнка - бесспорно прерогатива семьи. Следует учитывать, что чувства играют исключительную роль в жизни ребёнка. Они «окрашивают» его ощущения, восприятия, представления, мысли. В них выражается отношение ребёнка к окружающему миру и самому себе. В дошкольном возрасте у ребёнка появляется эмоциональная регуляция своих действий поведения. До 3 лет дети переживают последствия своих действий благодаря оценкам родителей: похвалили или наказали за содеянное. Позднее развивается механизм эмоционального предвосхищения. Эмоционально предвосхищая последствия своего поведения, ребёнок заранее представляет, хорошо или плохо он собирается поступать. Если предполагаемый поступок не отвечает принятым нормам и, вероятно, будет плохо оценен взрослыми, то у ребёнка возникает состояние эмоциональной тревожности, способное затормозить нежелательное действие.

Для развития у ребёнка позитивного образа «Я» значимыми являются чувства  собственного достоинства, гордости, становление которых зависит от условий жизни и воспитания, прежде всего в семье. Поддерживать достоинство ребёнка, укреплять его хорошее мнение о себе – задача семьи. Это удаётся сделать в тех семьях, где ребёнка включают в различные виды деятельности, помогают «расти» в них, видеть свои достижения и ощущать, что они не безразличны родителям. В условиях семьи трудовые обязанности дошкольников могут быть очень разнообразны (по сравнению с детским садом). Родители имеют возможность вводить детей в обычные домашние дела как в исполненную смысла, глубокую и содержательную реальность. Дети охотно ухаживают за посевами, посадками, животными, собирают урожай, учатся вязать, шить, ремонтировать свою одежду, бытовые приборы, готовить еду, наводить и поддерживать порядок в окружающей обстановке и пр. Ценно то, что ребёнок очень рано начинает понимать, что он трудится для других, делает нечто приятное близким и любимым людям. В этом состоит особенность мотивации детского труда в семье. Начиная с 3-4 лет у ребёнка дома должны быть постоянные, ценимые другими членами семьи обязанности: поддерживать порядок в игрушечном «хозяйстве», поливать комнатные растения, помогать накрывать на стол и т.д. Обязанности детей 5-6 лет расширяются: они могут ухаживать за своей одеждой, обувью, убирать постель, следить за наличием мыла, зубной пасты, которыми пользуется вся семья, участвовать в приготовлении пищи, насыпать корм в кормушку для птиц и т.д. Всё это, с одной стороны, является реальной основой для укрепления чувства собственного достоинства, гордости, с другой – будет закладывать первые «кирпичики» трудолюбия. Наряду с трудолюбием необходимо воспитывать в ребёнке такие нравственные качества как дисциплинированность и честность, а так же формировать положительные привычки поведения. Эти привычки, затрагивающие основные, важные для нравственного развития детей области  социальных отношений, помогают им правильно ориентироваться в окружающем мире и свидетельствуют о нравственной направленности их поведения. К ним относятся привычки соблюдения чистоты, порядка, вежливости, приветливости, уважения к старшим, готовности прийти на помощь, трудолюбия и др.

В настоящее время в ряду важнейших задач семейного воспитания всё отчётливее заявляет о себе забота о развитии интеллекта ребёнка. Интеллектуальное развитие дошкольника отличается своеобразием, которое в наибольшей степени проявляется в условиях семейного воспитания. Отсюда задача семьи – повышать образовательную, развивающую нагрузку повседневной жизни, прогулок, различных занятий ребёнка, его видов деятельности и т.д. Это не значит, что из всего следует устраивать традиционный урок с вопросами и ответами. Но каждый миг общения родителей с ребёнком расширяет его представление об окружающем мире, воспитывает отношение к тем или иным явлениям, событиям, людям, оказывает влияние на развитие мышления, речи. Вот, например, прогулка с ребёнком в сквер (парк, лес) представляет богатейшие возможности для развития познавательной активности, речи ребёнка. Ему предлагается вспомнить названия деревьев, описать или придумать загадку об одном из них, вспомнить подходящие строчки из ранее выученных стихотворений. Очень ценен приём сравнения, к которому целесообразно прибегать как можно чаще. Благодаря сравнению предметов, явлений действительности ребёнок глубже познаёт их, выделяет в них новые качества, свойства, что даёт возможность по-иному взглянуть на то, что казалось ему хорошо знакомым. Так, на улице города ребёнку можно предложить сравнить разные виды транспорта (автобус и троллейбус, трамвай и троллейбус, легковую и грузовую машины и пр.). Дети 5-6 лет могут сравнивать непосредственно наблюдаемый объект с другим объектом, запечатлённым в памяти. Например, вечером, возвращаясь из детского сада, ребёнку предлагается вспомнить, каким было небо утром, отметить изменения, подумать, почему растаял лёд на лужах, а деревья и кусты потеряли свой серебряный наряд из инея.

Своеобразие интеллектуального развития дошкольников заключается и в преобладании образных форм познания – восприятия, образного мышления, воображения. Именно для их образования и формирования дошкольный возраст создаёт оптимальные возможности, и в этом состоит его основной вклад в общий процесс развития познавательной деятельности человека. А это значит, важнейшая задача интеллектуального развития дошкольника – всемерное стимулирование и обогащение образных форм познавательной деятельности. Здесь незаменимы игры, художественные средства познания окружающего мира, знакомство с природой во всём её многообразии форм, красок, звуков, запахов, постоянном движении и изменении. Необходимо чаще вовлекать детей в игру, которая помогает решить многие образовательные задачи: развития речи, памяти, внимания, наблюдательности, формирование представлений об окружающем мире, и в том числе и математических, первоначальных исторических, географических и т.д. Вот, например, сервируя с ребёнком стол к завтраку, можно решать математические задачи: поставили всем членам семьи чашки, а к ним разложили чайные ложки: чего больше чашек или ложек? Поровну? Как же ты догадался? К тарелкам надо разложить ножи и вилки. Сколько ты возьмёшь вилок, чтобы всем хватило? А сколько ножей? Положим ещё один нож для масла: чего стало больше ножей или вилок? Насколько стало больше ножей, чем вилок? И так – от одной игровой ситуации к другой!

Семья – первая школа овладения ребёнком родным языком. Родной язык, являясь одновременно и средством и источником интеллектуального, нравственного, эстетического воспитания, формирует ребёнка как личность. Пользуясь языком как средством общения, ребёнок впитывает в себя культуру поколений, познаёт окружающий его мир и самого себя, усваивает нормы социального взаимодействия. Речь ребёнка во многом зависит от родителей, их культуры, образования, социального положения, от понимания ими важности правильного речевого развития малыша. Родители должны осознавать особую ответственность за развитие речи ребёнка в силу необыкновенно высокой детской чувствительности к языковой информации, которая «падает» на первые годы жизни. Внимание родителей должно быть обращено на становление и развитие всех сторон речи – фонематической, лексической, грамматической. Чем раньше начато обучение родному языку, тем свободнее ребёнок будет им пользоваться в дальнейшем. При этом надо учитывать уникальность, своеобразие и неповторимость речи каждого ребёнка. Которые и проявляются и в способах выражения  своих мыслей, умении использовать имеющие у него в запасе речевые средства, а также в особенностях оформления высказывания (мимика, жесты, реплики). Однако родители не должны умиляться речевыми ошибками детей, дефектами звукопроизношения: следует своевременно консультироваться со специалистами и исправлять недочёты в речевом развитии, пока они не стали привычными для ребёнка.

Первые шаги в мире искусства, культуры ребёнок делает в семье, поэтому важны ценностные ориентиры родителей. В этом отношении незаменимы произведения народной культуры, классического искусства которые используются как действенное средство воспитания детей с первых лет жизни. С раннего возраста ребёнок впитывает в себя мелодии и ритмы народных песен и стихов, фольклорные образы, знакомится с формами красками орнаментов на игрушках, одежде, предметов интерьера. В произведениях устного народного творчества, которые сопровождают ребёнка с первых дней жизни, для него открывается вся прелесть родного языка. Это важно помнить современным родителям, часто пренебрегающим такими важнейшими средствами народной педагогики, как колыбельные песни, потешки, пестушки, потягушки, прибаутки, приговорки, заклички, скороговорки, считалки. Это всё приобщает детей к искусству.

Традиционно прочное место в воспитании ребёнка, его духовном обогащении занимает литература. Детские книги – обязательное средство воспитания современного ребёнка. Родителям важно привить ребёнку любовь к книге, чтобы он с интересом и охотой слушал её, мыслил на основе словесных представлений, переживал вместе с героями повествования. Для развития мышления, воображения, чувств ребёнка чтение книги даёт значительно более богатую пищу, чем просмотр телевизионных передач. Ребёнок должен знать, кто написал книгу, и кто её иллюстрировал. Любимая книга сопровождает ребёнка всё его детство. Важно привлекать ребёнка к размышлению над прочитанным, подводить к осознанию общечеловеческих ценностей. Учить различать добро и зло, ценить трудолюбие, верность, формировать представления о справедливости, мужестве, упорстве.

Детей надо беречь от пагубного воздействия массовой культуры, а точнее – антикультуры, апеллирующей к низменным инстинктам человека, ведущей к разрушению личности. Хрупкой психике ребёнка – дошкольника противопоказаны различные современные зрелищные мероприятия – шоу с громким музыкальным сопровождением, яркими световыми и пиротехническими эффектами, с многолюдьем присутствующих.

Итак, домашнее воспитание – это деятельность, органично вплетённая в целостную ткань проживания детьми своей индивидуальной жизни среди самых близких и значимых людей. А для родителей и других членов семьи – это повседневный кропотливый труд по созиданию растущего человека, имеющий глубокий гуманистический смысл (Т.А. Куликова, 2000).

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по теме: "Виды и особенности домашней птицы".

Тема: Виды и особенности домашней птицы.Цель: Познакомить учащихся с видами и особенностями домашней птицы. Способствовать развитию логического мышления, памяти, внимания, речи. Воспитывать в учащихся...

Объем и особенности домашнего учебного задания

Материал содержит рекомендации для учителей начальных классов по планированию такой домашней работы, которая не допустит перегрузки детей, будет интересна и разнообразна. Приведен примерный объем по к...

Объем и особенности домашнего задания для младших школьников.

Объем и особенности домашнего задания для младших школьников....

Особенности домашнего обучения по русскому языку в 3 класске

Данный материал представляет индивидуальную программу по русскому языку для ученика 3 класса, находящегося на домашнем обучении...

Особенности домашнего обучения по русскому языку в 3 классе

Данный материал представляет индивидуальную программу по русскому языку для ученика 3 класса, находящегося на домашнем обучении...

Объем и особенности домашнего задания для школьников

Объем и особенности домашнего задания для младших школьников...

Доклад на родительском собрании. Тема: "Особенности семейного воспитания, воспитание любовью".

Данный материал будет полезен учителям начальных классов при подготовке к родительскому собранию....