Объем и особенности домашнего задания для младших школьников.
статья (1, 2, 3, 4 класс) по теме
Объем и особенности домашнего задания для младших школьников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dom._zadaniya.doc | 44.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Объем и особенности домашнего задания для младших школьников.
Учитель: Лебедева Е. Н.
Объем домашнего задания должен соответствовать требованиям Санитарно-эпидемиологических правил к условиям обучения в общеобразовательном учреждении.
Домашние задания даются обучающимся начальной школы с учетом возможности их выполнения в следующих пределах:
- во 2-м - до 1,5 часа;
- в 3 - 4-м - до 2 часов.
Примерный объем домашних заданий
для учащихся 2 — 4 классов
Математика
2 класс Задача или 2 столбика примеров
3 класс Задача или 3 столбика примеров, но не более 16
4 класс Задача и 2 выражения, или 2 задачи, или задача и 4 примера
Русский язык
2 класс 15 — 17 слов упражнение для домашней работы может включать не более одного дополнительного грамматического задания
3 класс 25 — 28 слов упражнение для домашней работы может включать не более одного дополнительного грамматического задания
4 класс 35 — 37 слов упражнение для домашней работы может включать не более одного дополнительного грамматического задания
Литературное чтение
2 класс не более 1 – 1,5 страниц
3 класс не более 2 – 2,5 страниц
4 класс не более 3 – 3,5 страниц
Окружающий мир
2 класс не более 1 – 1,5 страниц
3 класс не более 2 – 2,5 страниц
4 класс не более 3,5 – 3 страниц
Особенности домашних заданий в начальной школе
Домашнее задание – типичный пример самостоятельной работы учащихся, без которой невозможно обеспечить единство преподавания и самостоятельного учения школьников. Без домашних заданий невозможно полноценное усвоение и запоминание изложенного на уроке материала. Не менее важное значение эти задания имеют также для воспитания учащихся, поскольку способствуют формированию у них прилежания, самостоятельности и организации своего внешкольного времени.
Выделяют шесть главных целей домашних заданий:
1. Усвоение фактического материала. В первую очередь здесь предлагается закрепление знаний и навыков, полученных на уроке. Это достигается различными письменными упражнениями, решением задач, работой над текстом учебника, наблюдениями за окружающими явлениями.
2. Усвоение знаний в системе. Имеются в виду такие задания, которые требуют установления причинно-следственных и других связей и отношений между изучаемыми явлениями или процессами. Учащиеся должны выделить в изучаемом материале наиболее существенные понятия или закономерности, определить последовательность событий, классифицировать фактические данные.
3. Формирование обобщения. Здесь речь идет о сложной мыслительной работе, предполагающей достаточно прочные навыки и умения, связанные с применением мыслительных операций, особенно сравнения, анализа, синтеза, обобщения. Ученик должен самостоятельно изучить материал, выделить из него существенное, установить имеющиеся связи между рассматриваемыми явлениями и сделать обобщающие выводы.
4. Применение знаний. Здесь речь идет о различных практических работах, позволяющих установить тесную связь между теорией и практикой. Обычно подобные задания завершают изучение теоретического материала и требуют от учащихся целого ряда практических умений и навыков, которые вырабатываются как в классной, так и во внеклассной работе.
5. Контроль знаний учащихся. Здесь предполагаются такие задания, которые специально предназначены для проверки знаний, умений и навыков. От учащихся требуется не только знание фактов и понятий, но и достаточно глубокое их осознание, умение применять знания в различных условиях, устанавливать необходимые связи и т.д.
6. Нравственное воспитание учащихся. Речь идет о заданиях; специально направленных на формирование научного мировоззрения учащихся и на нравственное воспитание их. Несомненно, что почти все виды заданий способствуют решению этой задачи, но в данном случае учитель подчеркивает специальную цель и при проверке задания акцентирует на ней внимание учащихся.
В школьной практике используют следующие виды домашней учебной работы:
индивидуальная;
групповая;
творческая;
дифференцированная;
одна на весь класс;
составление домашней работы для соседа по парте.
Индивидуальная учебная домашняя работа задаётся, как правило, отдельным учащимся класса. В этом случае учителю легко проверить уровень усвоенных знаний конкретного ученика. Такая работа может быть выполнена на карточках или с использованием тетрадей на печатной основе.
При выполнении групповой учебной домашней работы группа учащихся выполняет какое – то задание, являющееся частью общего классного задания. Например, при изучении темы «Цена. Количество. Стоимость» школьникам предлагается собрать материал о ценах на различные товары: одна группа узнаёт цены на учебные принадлежности, другая – цены на продукты, третья – на игрушки. Домашние задания в этом случае подготавливают учащихся к работе, которая будет проводиться на предстоящем уроке. Такие задания целесообразнее задавать заранее.
Дифференцированная домашняя работа – такая, которая может быть рассчитана как на «сильного», так и на «слабого» ученика. Основой дифференцированного подхода на этом этапе является организация самостоятельной работы младших школьников, которая реализуется посредством следующих типичных приёмов и видов дифференцированных заданий.
Задания одинаковы для всех по содержанию, но различны по способам выполнения, например: «Вырежи из клетчатой бумаги прямоугольники одинаковой площади, равной 36 см2, но с разными сторонами». Получив такое задание, каждый ребёнок индивидуально подходит к выполнению: одни могут вырезать один прямоугольник, другие – два-три или большее число вариантов. При этом деятельность учащихся носит поисковый характер.
Задания, включающие несколько вариантов с правом самостоятельного выбора любого из них.
Одна на весь класс – самый распространённый вид домашней работы. Постоянное применение таких заданий не ведёт к развитию творческих способностей учащихся, однако исключать их не стоит , так как в ходе их выполнения у учащихся отрабатываются различные навыки, формируются умения.
Составление домашней работы для соседа по парте – новаторский вид домашней работы. Например: «Составь для своего соседа два задания аналогично тем, что рассматривались на уроке».
Творческую домашнюю работу необходимо задавать не на следующий день, а на несколько дней вперёд. Так как ребенок должен поработать с различной литературой, с разными источниками, обработать найденный материал. Например: приготовить сообщение или придумать сказку и т.д.
Нельзя:
– завышать объем предлагаемой домашней работы;
– давать задания на выходные, праздничные и каникулярные дни;
– перекладывать на учащихся изучение нового материала (под предлоговм развития их самостоятельности);
– предлагать для выполнения дома задания на неотработанный материал, который не был еще объяснен на уроке и который заведомо является непосильным для учащихся (в этом случае вся тяжесть усвоения переносится с урока на домашнюю работу);
– задавать домашнее задание «под звонок», без необходимых разъяснений сущности предлагаемых задач и упражнений;
– предлагать для домашней работы задачи и упражнения, подобные которым еще ни разу не выполнялись на уроке;
– давать задачи и упражнения, чрезвычайно насыщенные заданиями, так как это приводит к ослаблению внимания учащихся к основному заданию, допускать перегрузку такими заданиями, которые значительно увеличивают время приготовления уроков (составление схем, таблиц, подготовка докладов, домашние сочинения);
– отсылать к другим источникам информации, помимо учебников, без указания на то, какие это именно источники и где их можно найти;
– не учитывать индивидуальных особенностей учеников, уровень их работоспособности.
Дозируя домашнее задание, учитель должен спланировать работу такого объема и содержания, чтобы учащиеся не испытывали перегрузки, для чего необходимо учитывать и то, как заняты учащиеся по другим предметам в этот день.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности развития творческих способностей младших школьников средствами творческих заданий в учебном процессе
Зачем нужно развивать творческие способности у младших школьников? Счего начать? Творческие задания для младших школьников в учебном процессе....
Объем и особенности домашнего учебного задания
Материал содержит рекомендации для учителей начальных классов по планированию такой домашней работы, которая не допустит перегрузки детей, будет интересна и разнообразна. Приведен примерный объем по к...
Объем и особенности домашнего задания для школьников
Объем и особенности домашнего задания для младших школьников...
Конкурсная работа "Особенности развития креативных способностей младших школьников средствами творческих заданий в учебном процессе"
В работе проведено исследование о развитии творческих способностей младших школьников. Представлены различные тематические серии групп творческих заданий, фрагменты уроков, рассмотрена система критери...
Объем и особенности домашнего задания для учащихся начальной школы по ФГОС.
Нормативы, лежащие в основе организации домашнего задания. Цели и виды домашней работы, формы проверки....
Домашнее задание для младших школьников
Домашнее задание - цели, нормы и виды...
Рекомендации. Как выполнять домашние задания с младшим школьником
Очень важно правильно организовать выполнение домашних заданий....