Объем и особенности домашнего учебного задания
статья по теме
Материал содержит рекомендации для учителей начальных классов по планированию такой домашней работы, которая не допустит перегрузки детей, будет интересна и разнообразна. Приведен примерный объем по каждому предмету и классу, который может быть изменен в зависимости от уровня способностей обучающихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obem_i_osobennosti_domashnego_uchebnogo_zadaniya.docx | 18.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Объем и особенности домашнего учебного задания
для младших школьников.
Домашнее учебное задание – типичный пример самостоятельной работы учащихся, без которой невозможно обеспечить единство преподавания и самостоятельного учения школьников. Без домашних заданий невозможно полноценное усвоение и запоминание изложенного на уроке материала. Не менее важное значение эти задания имеют также для воспитания учащихся, поскольку способствуют формированию у них прилежания, самостоятельности и организации своего внешкольного времени.
При этом домашние задания не должны вызывать перегрузки учащихся. Дозируя домашнее задание, учитель должен спланировать работу такого объема и содержания, чтобы учащиеся не испытывали перегрузки, для чего необходимо учитывать и то, как заняты учащиеся по другим предметам в этот день.
Объем и степень сложности домашних заданий должны строго соответствовать СанПиНу по каждому классу. В санПиНе сказано, что «…Объём домашних заданий по всем предметам в совокупности даётся учащимся с учётом возможностей их выполнения в установленных пределах: не должен превышать 50% объема аудиторской нагрузки и по содержанию не должен быть сложнее классно-урочного материала».
Необходимо учесть, что в максимальные нормы входят все задания устного и письменного характера. Также данные нормы рассчитаны на всех учащихся с различным потенциалом. Отсюда следует, что нормы домашних заданий предполагают дифференцированный подход к каждому школьнику (объем, характер и степень сложности домашних заданий, включая иностранный язык).
Нельзя по требованию СанПиНа и рекомендациям психологов:
– завышать объем предлагаемой домашней работы;
– давать задания на выходные, праздничные и каникулярные дни;
– перекладывать на учащихся изучение нового материала (под предлогом развития их самостоятельности);
– предлагать для выполнения дома задания на неотработанный материал, который не был еще объяснен на уроке и заведомо является непосильным для учащихся (в этом случае вся тяжесть усвоения переносится с урока на домашнюю работу);
– задавать домашнее задание «под звонок», без необходимых разъяснений сущности предлагаемых задач и упражнений;
– предлагать для домашней работы задачи и упражнения, подобные которым еще ни разу не выполнялись на уроке;
– давать задачи и упражнения, чрезвычайно насыщенные заданиями, так как это приводит к ослаблению внимания учащихся к основному заданию;
- допускать перегрузку заданиями, которые значительно увеличивают время приготовления уроков (составление схем, таблиц, подготовка докладов, домашние сочинения);
– отсылать к другим источникам информации, помимо учебников, без указания на то, какие это именно источники и где их можно найти.
Рекомендации по объему и содержанию домашней работы.
Домашние задания даются обучающимся начальной школы с учетом возможности их выполнения в следующих пределах:
- в 1-м классе нет домашних заданий;
- во 2-м - до 1,5 часа;
- в 3 - 4-м - до 2 часов.
Примерный объем домашних заданий
для учащихся 2 — 4 классов
№ п/п | Учебный предмет | 2 класс | 3 класс | 4 класс |
1 | Математика | Задача или 2 столбика примеров | Задача или 3 столбика примеров, но не более 16 | Задача и 2 выражения, или 2 задачи, или задача и 4 примера |
2 | Русский язык
| 15 — 17 слов упражнение для домашней работы может включать не более одного дополнительного грамматического задания | 25 — 28 слов упражнение для домашней работы может включать не более одного дополнительного грамматического задания | 35 — 37 слов упражнение для домашней работы может включать не более одного дополнительного грамматического задания |
3 | Литературное чтение | не более 1 – 1,5 страниц | не более 2 – 2,5 страниц | не более 3 – 3,5 страниц |
4 | Окружающий мир | не более 1 – 1,5 страниц | не более 2 – 2,5 страниц | не более 3,5 – 3 страниц |
Для повышения результативности домашней работы и уменьшения нагрузки психологи рекомендуют использовать различные виды домашней учебной работы:
- одна на весь класс;
- индивидуальная;
- групповая;
- творческая;
- дифференцированная;
- составление домашней работы для соседа по парте.
Одна на весь класс – самый распространённый вид домашней работы. Постоянное применение таких заданий не ведёт к развитию творческих способностей учащихся, однако исключать их не стоит, так как в ходе их выполнения у учащихся отрабатываются различные навыки, формируются умения.
Индивидуальная учебная домашняя работа задаётся, как правило, отдельным учащимся класса. В этом случае учителю легко проверить уровень усвоенных знаний конкретного ученика. Такая работа может быть выполнена на карточках или с использованием тетрадей на печатной основе.
При выполнении групповой учебной домашней работы группа учащихся выполняет какое – то задание, являющееся частью общего классного задания. Например, при изучении темы «Цена. Количество. Стоимость» школьникам предлагается собрать материал о ценах на различные товары: одна группа узнаёт цены на учебные принадлежности, другая – цены на продукты, третья – на игрушки. Домашние задания в этом случае подготавливают учащихся к работе, которая будет проводиться на предстоящем уроке. Такие задания целесообразнее задавать заранее.
Дифференцированная домашняя работа – такая, которая может быть рассчитана как на «сильного», так и на «слабого» ученика. Задания могут быть одинаковы для всех по содержанию, но различны по способам выполнения, например: «Вырежи из клетчатой бумаги прямоугольники одинаковой площади, равной 36 см2, но с разными сторонами». Получив такое задание, каждый ребёнок индивидуально подходит к выполнению: одни могут вырезать один прямоугольник, другие – два-три или большее число вариантов. При этом деятельность учащихся носит поисковый характер. Либо задания включают несколько вариантов с правом самостоятельного выбора любого из них.
Составление домашней работы для соседа по парте –относительно новый вид домашней работы. Например: «Составь для своего соседа два задания аналогично тем, что рассматривались на уроке».
Творческую домашнюю работу необходимо задавать не на следующий день, а на несколько дней вперёд. Так как ребенок должен поработать с различной литературой, с разными источниками, обработать найденный материал. Например: приготовить сообщение или придумать сказку и т.д.
Соблюдение рекомендаций психологов и требований СанПиНа поможет сделать процесс обучения легким, интересным, доступным каждому ребенку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Объем и особенности домашнего задания для младших школьников.
Объем и особенности домашнего задания для младших школьников....
Объем и особенности домашнего задания для школьников
Объем и особенности домашнего задания для младших школьников...
Выступление на педагогическом совете: "Виды домашней учебной работы. Дифференциация домашнего задания как ключевое требование ФГОС"
quot;Виды домашней учебной работы. Дифференциация домашнего задания как ключевое требование ФГОС"...
Объем и особенности домашнего задания для учащихся начальной школы по ФГОС.
Нормативы, лежащие в основе организации домашнего задания. Цели и виды домашней работы, формы проверки....
Виды домашней учебной работы. Дифференциация домашнего задания как ключевое требование ФГОС
Виды домашних заданий (по дидактическим целям). Рекомендации по объему и содержанию домашней работы. Дифференцированные домашние задания. Нетрадиционные формы домашнего задания....
Анализ учебных заданий (методического аппарата УМК) и распределение учебных заданий по видам формируемых метапредметных результатов
Разбор учебных заданий УМК Ладыженской...