Программа воспитания "Расти здоровым"
рабочая программа на тему
Формирование у воспитанников ответственного позитивного отношения к себе, к своему здоровью и здоровью окружающих людей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_vospitaniya._rasti_zdorovym.docx | 47.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное учреждение социального обслуживания населения Тульской области
«Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних города Донского»
Программа воспитания
«Расти Здоровым»
по здоровому образу жизни.
ГУСОН ТО «СРЦН» города Донского
Программа разработана в 2013 году
срок реализации 1 год,
возраст 10 – 14 лет
Составитель программы: Сёмина Елена Александровна,
воспитатель первой квалификационной категории.
2013 год.
Проблемы сохранения здоровья детей и привития навыков здорового образа жизни очень актуальны сегодня. Необходимо создание условий, направленных на укрепление здоровья и привитие навыков здорового образа жизни, сохранение здоровья физического, психического и духовного. Следует обеспечить ребенку возможность сохранения здоровья за период реабилитации, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
К большому сожалению, первые уроки несоблюдения правил здорового образа жизни, дети получают в семье.
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни - это комплексная программа формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психического здоровья как одного из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной реабилитационной программы.
- Пояснительная записка
Государственное учреждение социального обслуживания населения Тульской области «Социально-Реабилитационный Центр для несовершеннолетних города Донского»
Категория и возраст обслуживаемых детей: несовершеннолетние в возрасте от 10 до 14 лет и их семьи.
На базе учреждения организованы 2 структурных подразделения:
- отделение диагностики и реабилитации несовершеннолетних (с круглосуточным пребыванием детей, 21 место, 3 реабилитационные группы);
- отделение социально-правовой помощи;
Год открытия: 2003.
Центр является специализированным учреждением для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, действующим в рамках государственной системы социального обслуживания населения Тульской области, оказывающим социальную помощь и поддержку несовершеннолетним, находящимся в социально-опасном положении или трудной жизненной ситуации.
Современные условия накладывают серьезный отпечаток на здоровье человека, особенно это сказывается в детском и подростковом возрасте.
Многие воспитанники являются сиротами или воспитывались в неблагополучных семьях. Неблагополучные социальные условия наряду с плохой наследственностью вызывают задержку физического развития, депривационные состояния, психоэмоциональную неустойчивость, хронические заболевания. Такое положение вызывает острую необходимость в разработке воспитательной программы по здоровьесбережению. В понятие «здоровый образ жизни» входят такие компоненты, как физическая активность, рациональное питание, отказ от вредных привычек, создание, укрепление и сохранение здоровья. Работая с нашими детьми, я должна уделять большое внимание не только здоровому образу жизни воспитанников, но и стремиться дать тепло, заботу и поддержку. Очень важно помочь детям научиться понимать такие понятия как добро, справедливость, зло, ненависть, порядочность, ответственность. Здоровье ребенка, его социально-психологическая адаптация, нормальный рост и развитие во многом определяются средой, в которой он живет. Каждый ребенок за время пребывания в нашем учреждении получает знания, которые будут востребованы им в дальнейшей жизни, включая знания о сохранении и укреплении собственного здоровья.
Для реализации реабилитационных задач мною разработана программа «Расти Здоровым». Она рассчитана на детей среднего возраста на год.
Цель программы:
- Формирование у воспитанников ответственного позитивного
отношения к себе, к своему здоровью и здоровью окружающих людей.
- Формирование здорового образа жизни детей, способствующего
познавательному и эмоциональному развитию, достижению
планируемых результатов.
Задачи программы:
- Научить осознанно выбирать поступки, поведение, позволяющие сохранять и укреплять здоровье.
- Сформировать представление о правильном (здоровом) питании, его режиме, структуре, полезных продуктах, витаминах.
- Сформировать представление об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни.
- Дать представление с учётом принципа информационной безопасности о негативных факторах риска здоровью детей (сниженная двигательная активность, переутомления и т. п.), о существовании и причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ, их пагубном влиянии на здоровье.
- Освоение основ культуры здоровья.
Режим проведения занятий 1 раз в неделю.
В программе используются разнообразные игры и упражнения, тематические и интерактивные беседы, конкурсы, соревнования, викторины и презентации. С воспитанниками разыгрываются ситуации, требующие самостоятельного принятия решений, ориентации в сложных жизненных ситуациях.
Методический комплекс: рисунки детей, аудиозапись, раздаточные материалы, бумага, карандаши, фломастеры и пр.
2.Тематическое планирование
№ П/П | Тема | Кол-во часов |
1. | Занятие «Моё здоровье» | 1 |
2. | Занятие « Здоровый образ жизни» | 1 |
3. | Занятие « Путешествие в школу здоровья» | 1 |
4. | Занятие «Если хочешь быть здоров..» | 1 |
5. | Занятие- практикум «Крепкие – крепкие зубы» | 1 |
6. | Занятие « Дорога к доброму здоровью» | 1 |
7. | Занятие - конкурс «Путешествие на поезде «Здоровье» | 1 |
8. | Занятие – конкурс « Что я знаю о здоровье, здоровом образе жизни?» | 1 |
9. | Занятие « Режим дня – основа здоровья» | 1 |
10. | Соревнование « Я здоровье сберегу – сам себе я помогу» | 1 |
11. | Спортивная минутка « Кто больше…..» | 1 |
12. | «Викторина на все 100» | 1 |
13. | Викторина ПДД : «Умники и Умницы» | 1 |
14. | Интерактивная беседа «Курить или жить?» | 1 |
15. | Интерактивная беседа « Основные виды травм, средства помощи при травмах?» | 1 |
16. | Познавательная беседа: « Азбука здоровья» | 1 |
17. | КВН « Вредные привычки» | 1 |
18. | Познавательный час « Глаза, уши, язык, нос – наши умные помощники» | 1 |
19. | Познавательный час « Здоровая пища для всей семьи» | 1 |
20. | Информирование « Соблюдение правильной осанки при сидении, стоянии, ходьбе» | 1 |
21. | Презентация: «Все что бы ты хотел узнать о курении, алкоголе, наркомании» | 1 |
22. | Презентация: «Твое здоровье и личная гигиена» | 1 |
23. | Презентация : «Все о витаминах» | 1 |
Итого 23 занятия |
3. Календарно-тематическое планирование
Сроки | Тема занятий | Краткое содержание | Используемые методические материалы | |
Январь | Занятие «Моё здоровье» | Показать значимость полезных привычек для укрепления здоровья человека. С помощью пословиц сформировать понятие Здоровье. Развивать у детей потребность в соблюдении правил ЗОЖ. | Карточки. Вопросы кроссворда. Пословицы о здоровье | |
Презентация: «Все о витаминах» | Ознакомить детей о правильном питании, что еда должна быть не только вкусной, но и полезной. | История о витаминах группы А,В,С,D,Е. Картинки по теме, просмотр | ||
Февраль | Занятие: «Здоровый образ жизни» | Ознакомление детей с режимом дня, гигиеной тела, гигиеной зрения, правильным питанием, занятиями физкультурой и спортом. | Карточки с изображением человечков, список продуктов | |
Познавательный час: «Глаза, уши, язык, нос - наши умные помощники» | Информирование детей о четырех помощниках человека - органах чувств и их функциях. | Загадки, карточки, стихи, памятка. | ||
Март | Занятие: «Путешествие в школу здоровья» | Ознакомление детей с органами человека, полезными витаминами, режимом дня. Советы доктора Айболита Закрепление знаний. | Стихотворение, загадки. | |
Презентация: «Твое здоровье и личная гигиена» | Углубление знаний о том, как можно сохранить и укрепить свое здоровье, соблюдая личную гигиену- закаливание; гигиена кожи; гигиена зубов и полости рта; гигиена одежды и обуви; подвижный образ жизни. | Фото, правила гигиены, просмотр. | ||
Апрель | Интерактивная беседа: «Курить или жить?». | Воспитание у детей ответственности за свое здоровье, устойчивого негативного дела к курению. Опыт «Курящая кукла» | Обсуждение, вопросы, опыт. | |
Комплексное занятие «Путешествие на поезде Здоровье». | Формирование знаний о лекарственных растениях и деревьях, оказание первой помощи, из-за чего возникают болезни, вредные привычки, закаливание | Беседа, приветствие, загадки, аудио сопровождение. | ||
Май | Информирование: « Соблюдение правильной осанки при сидении, Стоянии, ходьбе» | Ознакомление с соблюдением правильной осанки дать понять, что осанка вырабатывается в детстве и юности; воспитывать бережное отношение к собственному здоровью. | Беседа, Правила для поддержания правильной осанки | |
Соревнование: «Я здоровье сберегу – сам себе я помогу» | формирование мотивации здорового образа жизни, участие в конкретных востребованных детьми, разнообразных видах деятельности. | Плакаты, рисунки, задания эстафеты, загадки. Аудио сопровождение | ||
Июнь | Занятие-конкурс: «Что я знаю о здоровье, здоровом образе жизни?» | Знакомство детей со знания по вопросам о организме человека, лекарственных растений,. способствовать развитию интереса к вопросам здоровья, здорового образа жизни, осознанию его серьезности. | Кроссворд, конкурс, беседа составление слов . | |
Интерактивная беседа: «Основные виды травм, средства помощи при травмах» | Познакомить с понятиями "травма", "специальные и подручные средства" и правилами оказания первой до врачебной помощи. | Загадки, беседа, вопросы. | ||
Июль | Викторина. «Безопасность на все 100». | Пополнение знаний о соблюдении правил пожарной безопасности, и чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера | Вопросы викторины. Беседа. | |
Спортивная минутка: «Кто больше..» | Развитие у детей сообразительности, ловкости, быстроты мышления, чувства товарищества, взаимопомощи. Приобщение к двигательной активности. | Приветствие, соревнования, конкурсы, аудио сопровождение. | ||
Август | Занятие – практикум: «Крепкие-крепкие зубы» | Познакомить детей со строением зубов; с мероприятиями по профилактике зубных заболеваний. Учить детей основным правилам ухода за зубами | Рассматривание. Практическая часть Рисование. Раскрашивание. | |
Познавательный час: « Здоровая пища для всей семьи» | Активизация знаний о правильном питании: умеренно и разнообразно. Задачи: познакомить с продуктами, особенно полезными для здоровья; воспитывать культуру питания. | Беседа, правила питания, чтение стихов, игра. | ||
Сентябрь | Викторина ПДД: «Умники и умницы» | Развитие интереса к знаниям правил дорожного движения Повторить и обобщить знания детей о видах транспорта, закрепить названия видов транспорта; | Вопросы викторины. Беседа. | |
Познавательная беседа: «Азбука здоровья» | Закрепить знания детей о правилах здорового образа жизни. Сформировать негативное отношение к курению. | Беседа, пословицы, поговорки, вопросы. | ||
Октябрь | Презентация: «Все что ты хотел бы узнать о курении, алкоголе, наркотиках» | Привлечь внимание подростков, к проблеме курения, алкоголизма, наркомании и повысить стремление к психическому и физическому совершенству. Научить жить без вредных привычек. | Просмотр, беседа, тест. | |
Занятие: «Дорога к доброму здоровью» | Формирование знаний о том, что такое здоровый образ жизни, обсуждение полезных и неполезных продуктов, влияние алкоголя и курения на организм. Сделать вывод, что способствует здоровью, а что приносит вред. | Викторина. Конкурс пословиц, правила. | ||
Ноябрь | КВН: «Вредные привычки» | формирование мотивации здорового образа жизни у детей, участие в конкретных, разнообразных видах деятельности. | Девиз, представление, песни, конкурсы, сценки. | |
Декабрь | Занятие «Режим дня – основа здоровья». | Развивать бережное отношение к своему здоровью, воспитание чувства ответственности, умения ценить время и рационально его использовать. | Стихи, загадки, аудио сопровождение, игра«продолжи» | |
Занятие: « Если хочешь быть здоров..» | Закрепление знаний правил личной гигиены; развитие общей культуры личности детей, расширение кругозора | Инсценирование героев, стихи, советы, песня. |
Формы реализации программы:
- индивидуальные и групповые беседы;
- тестирование, анкетирование;
- проведение дней здоровья, викторины, соревнования;
- мозговой штурм;
- просмотр презентаций.
Диагностика знаний, умений и навыков
Диагностика знаний, умений и навыков проводится 2-3 раза:
При поступлении воспитанника в учреждение проводится начальная диагностика, промежуточная, после срока реабилитации - заключительная. Для диагностирования используются следующие методики:
1. Анкета "Правила личной гигиены"
2. Тест " Твое отношение к курению?"
3. Анкета "ЗОЖИК и твое отношение к нему»
4. Диагностика «Сможешь ли ты устоять?»
Ожидаемые результаты.
- Увеличение числа воспитанников, соблюдающих нормы и требования здорового образа жизни.
- Получение знаний о правильном и здоровом питании и использование их в повседневной жизни.
- Развитие потребности достойного поведения, стремление к достижению жизненного успеха.
- Отказ от вредных привычек, их пагубного влияния на здоровье.
- Сознательное отношения к сохранению собственного здоровья. Демонстрация физических достижений воспитанников, активности участия.
- Арсенина Е.Н., Классные часы в школе. Тематические занятия, коллективные творческие дела, развлекательные мероприятия. Ярославль: Академия развития, 2008.
- Безруких, М.М. Здоровьесберегающая школа / методическое пособие / М. М. Безруких. // - М.: Московский психолог - социальный институт.2004г
- Безруких, М.М., Филлипова Т.А., Макеева А.Г. Разговор о правильном питании/ методическое пособие / М. М. Безруких, Т. А. Филлипова, А. Г. Макеева.// - М.: ОСМА-ПРЕСС Инвест, 2003,.
- Воронова Е.А. Клуб внеклассных дел. Интеллектуальные вечера и викторины. 2-е издание Ростов-на-Дону «Феникс» 2006г.
- Гальцова Е.А., История Российского государства. Сценарии внеклассных мероприятий. Волгоград: Учитель, 2007.
- Давыдова А.В. Классные часы. 7 Класс. Москва «Вако» 2008.
- Давыдова А.В. Классные часы. 8 Класс. Москва «Вако» 2008.
- Даль В.И. Толковый словарь русского языка. Москва. Эксмо, 2005.
- Ерёменко Н.И. Классные часы. 7 Класс. Волгоград: ИТД «Корифей» 2007.
- Жиренко О.Е., Яровая Л.Н., Барылкина Л.П., Цыбина Т.И., Резенова Е.Л., Внеклассные мероприятия. Москва «Вако» 2006.
- Загадки от А до Я. Под ред. Н.Б. Петрова. С.-Пб: издательство «Дидактика Плюс», 1997 г
- Зайцев Г.К., Зайцев А.Г Твое здоровье. Укрепление организма.. – С.-Пб.: 1998
- Кугач А.В., Турыгина С.В.. Праздничный марафон. Игровые и познавательные программы для школьников. Ярославль: Академия развития 2007.
- Кугач А.В., Турыгина С.В., Познавательные игры, конкурсы и развлечения для школьников. Ярославль: Академия развития2007.
- Комарова Т.С., Детское художественное творчество. Методическое пособие для воспитателей и педагогов. Москва. Мозаика-Синтез 2005.
- Кулинич Г.Г., Вредные привычки: профилактика зависимостей: 5-7 классы. Москва «Вако» 2009.
- Кумицкая Т.М., Жиренко О.Е., Уроки мужества. Методы организации, сценарии проведения. 5-11класс. Москва «5 за знания», 2008.
- Курганский С.М. Путешествие на планету знаний 1-4классы» Классному руководителю «5за знания» 2006г
- ЛобачеваС.И., Великородная В.А., Фирстова Е.В.. Загородный летний лагерь. 1-11 классы. Москва «Вако» 2006.
- Морозова Л.П., Классные часы. 5 класс. Волгоград: ИТД «Корифей» 2008.
- Мудрость здоровой жизни: Афориз¬мы, пословицы, поговорки о здоро¬вье. — М.: Медицина, 1986
- Осипенко И.Л. «Классные» праздники, или как научить школьников велело жить. Ярославль:Академия развития: Академия Холдинг, 2003.
- Савченко Е.В., Жиренко О.Е.. Классные часы. 5-9 класс. Москва «Вако» 2008.
- Савченко Е.В., Жиренко О.Е., Лобачева С.И., Гончарова Е.И.. Летний лагерь на базе школы. 1-5 классы. Москва «Вако» 2007.
- Тарабарина Т.И., Елкина Н.В.. Пословицы, поговорки, потешки, скороговорки. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: Академия развития, 1996.
- Фалькович Т.А., Толстоухова Н.С., Высоцкая Н.В.. Подростки 21 века. Москва «Вако», 2008.
- Худенко, Е. Д. Организация и планирование воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе-интернате, детском доме / Е. Д. Худенко// метод, пособие / - АРКТИ, 2005.
- Хаткина Н.В., Зовет звонок на праздник. Лучшие сценарии для школьников. Москва. ООО «Издательство АСТ»; Донецк: «Сталкер», 2004.
- Черных О.Г., Дмитриева А.А., Внеклассные мероприятия: 5 класс. Москва «Вако» 2008.
- Чудакова Н.В., Праздники для детей и взрослых. Советы, традиции, этикет, кухня, игры, викторины. Москва: ООО «Издательство АСТ», 2001.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа формирования здорового образа жизни «Здоровый Я – здоровая Россия!»
В начальной школе МОУ СОШ с.П-Березовка разработана система спортивного оздоровления учащихся. Она включает в себя программу «Здоровый Я – здоровая Россиия!», диагностику и мониторинг заболеваем...
Конкурсно-игровая программа "В здоровом теле-здоровый дух"
Здоровый образ жизни, бережное отношение к своему здоровью, соревнование команд...
Авторская программа формирования здоровья учащихся начальной школы "Путешествие в страну здоровья".
Программа формирования здоровья учащихся начальной школы «Путешествие в страну Здоровья» направлена на расширение границ осознания себя и других людей, развитие у младших школ...
Внеурочная деятельность Программа профилактики здорового образа жизни "Уроки здоровья
Программа профилактики здорового образа жизни, включает в себя внеурочную деятельность, расчитааную на 3 года. Для учащихся 2-4 классов. И приложение, к котором представлены разоаботки некоторых занят...
Презентация для конкурсно-игровой программы "В здоровом теле - здоровый дух"
Пропаганда здорового образа жизни. Путешествие по станциям....
Программа культуры здорового и безопасного образа жизни "Школа №1 - Территория здоровья"
Цель данной программы - создание здоровьесберегающей среды посредством формирования условий, способствующих саморазвитию и самовыражению ребенка, использования интерактивных методов обучения культуре ...
Программа по здоровье сбережению "Быть здоровым - здорово"
В современных условиях сложилась новая педагогическая ситуация, связанная с качественным изменением психофизиологического состояния детей, что требует нового решения. Поэтому проблему коррекции и...