Воспитательная система "Путешествие "Звёздочек"
методическая разработка (4 класс) на тему

Яковлева Любовь Васильевна

Материал содержит ключевые направления воспитательной ситемы и планирование  классных мероприятий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vospit_sistema.docx55.91 КБ

Предварительный просмотр:

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА

МБОУ «Первомайская средняя общеобразовательная школа»

Первомайского района Тамбовской области

Классный руководитель Яковлева Любовь Васильевна

Воспитательная система класса – это способ организации жизнедеятельности и воспитания членов классного сообщества, представляющий собой целостную и упорядоченную совокупность взаимодействующих компонентов и способствующий развитию личности и коллектива.

 Созданная модель помогает мне более целенаправленно и обоснованно строить воспитательную работу, сосредотачивать усилия на решении наиболее важных педагогических проблем, согласовывать устремления действий учителя, воспитателя, учащихся и родителей при планировании и организации жизнедеятельности в классе. А это, несомненно, должно способствовать повышению эффективности педагогической деятельности, достижению более существенных результатов в духовном и физическом развитии учащихся, формировании индивидуальности классного сообщества и его членов. Система воспитательной работы разработана с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. Использование в совместной работе с учащимися и родителями форм, приемов и методов моделирования воспитательной системы класса  позволило сформировать желаемый образ выпускника начальной школы и представления детей и взрослых о целях, основных направлениях и способах организации воспитательного процесса и жизнедеятельности в нашем классном сообществе.

 Цель воспитательной системы – формирование и раскрытие творческой индивидуальности личности каждого ребенка.

 Чтобы реализовать данную цель, необходимо решить следующие задачи:

- изучить потребности, интересы, склонности и другие личностные характеристики учащихся;

-воспитывать в детях уважение к себе и другим (взаимоотношения, взаимопомощь, доброе отношение друг к другу);

-воспитывать ребенка как члена общества, умение жить в коллективе, считаться с мнением коллектива;

-воспитывать бережное отношение к природе;

-создать условия для интеллектуального, коммуникативного, эстетического и физического самовыражения личности школьника;

-развивать творческую деятельность через КТД

Ключевыми понятиями, характеризующими сущность воспитательной системы класса, являются: индивидуальность, самостоятельность, доброта, творчество, активность, коллектив, которые одновременно исполняют роль принципов строящейся системы и жизнедеятельности классного сообщества.

 Приоритетным видом деятельности в воспитательной системе является коллективная творческая деятельность. Основу этой деятельности составляет коллективное (совместное) творческое дело. Что же является надежным результатом творческих дел? Это позитивная активность школьников, причем не зрительская, а деятельностная, сопровождающаяся в той или иной мере чувством коллективного авторства (мы решили, провели, сделали). Нельзя обойти вниманием тот факт, что одним из наиболее ярких проявлений системы является соуправление.

Станция «Соуправление». Младшие школьники очень любят выполнять в классе различные поручения. Они чувствуют себя значимыми, нужными, ждут возможности проявить себя. В начале учебного года проводим классные собрания, которые были посвящены: выбору актива класса (завуч, главный дежурный, главный редактор);

-созданию законов класса;

-распределению поручений (стилист, библиотекарь, цветовод, физорг, правовед)

-стилист  отвечает за внешний вид кабинета

-редактор отвечает за ведение классного дневника

-цветовод отвечает за уход и посадку цветов

-физорг отвечает за организацию участников классных и школьных спортивных соревнований

-главный дежурный отвечает за порядок и организацию игр на перемене.

 Основные направления воспитательной работы.

 Выбор направлений воспитательной работы в классе осуществляется на основе и в соответствии с результатами диагностики, определения уровня развития и интересов учащихся, выявления проблем в личном развитии и межличностных отношениях.

Станция «Интеллект»

Цель: оказание помощи ученикам в развитии в себе способности мыслить рационально, эффективно проявлять свои интеллектуальные умения в окружающей жизни.

 Задачи:

- определить круг реальных учебных возможностей ученика и зону его ближайшего развития;

-создать условия для продвижения учащихся в интеллектуальном развитии;

-формировать интеллектуальную культуру учащихся, развивать их кругозор и любознательность

Формы реализации:

 Тематические недели.

Экскурсии познавательного характера.

  Станция «Эксперимент»

 Работа по составлению и представлению презентаций для уроков, внеклассных мероприятий.

 Проект «Мы  и  наши соседи»:

 Моя малая Родина

Растительный  и животный мир нашего района.

Ветераны нашего района.

Памятные места  Первомайского района

История родного  посёлка Первомайский

 Проекты носят комплексный характер: включают в себя и практическую ориентированную, и творческую эстетического содержания деятельность. Нацелены на решение ряда педагогических задач:

 Развивать эмоционально-чувственную сферу личности как одного из компонентов экологической культуры.

Формировать позитивный опыт взаимодействия ребенка с окружающим миром, умений и навыков практической экологически ориентированной деятельности.

Формировать активную нравственно-экологическую позицию личности по отношению к окружающему.

Станция «Общение»

 Цель: передача учащимся знаний, умений и навыков социального общения людей.

 Задачи:

-формировать у учащихся культуру общения в системе «учитель-ученик», «ученик-ученик», «взрослый-ребенок»;

-создавать в детском коллективе одинаковые условия для общения всех учащихся класса;

-учить учащихся приемам преодоления проблем в общении

Формы реализации:

 Изучение способности к общению каждого ученика в детском коллективе:

 социометрия; диагностика

Тестирование учащихся по теме: «Какой я человек?», «Мои интересы», «Чем мне нравится заниматься?».

Уровень сформированности  качеств личности (определенных целью воспитания в классе) как критерий результативности воспитательного процесса

Беседа «Добро. Зло. Умение терпеть»

Система занятий и классных часов по теме «Азбука вежливого человека» Станция «Здоровье»

 Цель: использование педагогических технологий и методических приемов для демонстрации учащимся значимости физического и психического здоровья человека; воспитание понимания важности здоровья для будущего самоутверждения.

 Задачи:

- формировать у учащихся культуру сохранения и совершенствования собственного здоровья;

-знакомить учащихся с опытом и традициями предыдущих поколений по сохранению физического и психического здоровья.

Формы реализации:

 1. Классные часы на тему: «Правильное питание», «Можно ли прожить без чипсов и шоколада», «Наши зубы»

 2. Спортивные праздники и соревнования.

 3. Дни  здоровья.

 4.Родительские собрания «Мы выбираем здоровье» (презентации по анкетам детей, советы по питанию и закаливанию).

Станция «Нравственность»

 Цель: обучение учащихся пониманию смысла человеческого существования, ценности своего существования и ценности существования других людей.

 Задачи:

 -формировать у учащихся нравственную культуру миропонимания;

-формировать у учащихся осознание значимости нравственного опыта прошлого и будущего, и своей роли в нем;

-воспитание доброго отношения к родителям, к окружающим людям, сверстникам;

-воспитание добросовестного отношения к своим обязанностям, к самому себе, к общественным поручениям

Формы реализации:

 1. День памяти юного героя антифашиста.

 2. Проект «Они защищали Родину»:

3.Конкурс рисунков, газет, плакатов;

4.Встреча с ветеранами

 Беседы:

 «Школа вежливости»

«О доброте и отзывчивости»

«Ты не один на свете»

Эти занятия представляют собой соединение нравственной беседы с играми. Разнообразные подвижные игры, психологические игры и упражнения, музыкальные произведения помогают детям почувствовать и научиться понимать эмоции, выражать их мимикой, пантомимикой, интонацией. Полученные умения и навыки закрепляются во время разыгрывания сюжетов. Исполняя роли, дети передают настроение героев, отражают их поступки, анализируют ошибки, предлагают позитивные модели поведения.

Станция  «Дорога и ты»

 Цель: обучение правилам безопасного поведения учащихся на улице и дорогах.

 Задачи:

 -способствовать формированию навыков грамотного передвижения по улицам, через дорогу;

-познакомить учащихся с правилами поведения на улице, дороге, в транспорте;

-познакомить учащихся с дорожными знаками, сигналами светофора.

Формы реализации:

 1. Цикл бесед по ППД.

2. Настольные игры по правилам дорожного движения.

3. Просмотр презентаций с викторинами по правилам ППД.

4.Встреча с инспектором ЛОВД

Станция «Досуг»

 Цель: создание условий для проявления учащимися класса инициативы и самостоятельности, искренности и открытости в реальных жизненных ситуациях, развитие интереса к внеклассной деятельности.

 Задачи:

- создание условий для равного проявления учащимися класса своих индивидуальных способностей во внеурочной деятельности;

-использование активных и нестандартных форм внеклассной деятельности учащихся, отвечающих их интересам и возможностям;

-развитие способностей адекватно оценивать свои и чужие достижения, радоваться своим успехам и огорчаться за чужие неудачи.

Формы реализации:

 Посещение кружков, секций, студий.

Классные собрания : создание законов;  распределение поручений

Участие в делах школы.

Мероприятия  «Спешите делать добро».

Участие в акции «Устойчивый мир ради устойчивого будущего»

День матери.

Праздник Осени.

Новогодний праздник.

«А ну–ка, мальчики!».

Праздничный концерт для мам.

Я очень ответственно отношусь к работе с родителями данного класса.  Привлекаю  родителей в учебный процесс. Родители становятся "учителями", экспертами при сдаче зачетов, в общественных смотрах, "учениками" компьютерной грамотности. Ребята с родителями устраивают традиционные семейные праздники "Семейные обычаи", "Вечер семейных сюрпризов". Во время бесед, встреч, диспутов раскрываются проблемы, возникающие во взаимоотношении родителей с детьми, как избежать конфликтных ситуаций, как научиться видеть и уважать в ребенке личность, защита от стрессовых ситуаций.

Концепция работы с родителями:

- изучение семьи, условий, в которых воспитывается ребенок (анкетирование, тестирование, посещение на дому);

- наблюдение за изменением возрастных особенностей учащихся (ведение педагогического дневника);

- формирование нравственных основ на положительном примере родителей: «Будь как мы, будь лучше нас»;

- развитие познавательных интересов, повышение престижа образования (педагогический всеобуч для родителей);

- укрепление здоровья учащихся, воспитание в детях стремления к здоровому образу жизни.

 

Тема родительского собрания

сентябрь

Мой ребенок, его режим дня (презентация на тему «Режим дня»)

октябрь

Здоровый образ жизни (показ презентаций )

ноябрь

Причины школьной неуспеваемости

декабрь

«Трудовое воспитание в семье».

январь

Руководство чтением в семье (итоги посещаемости библиотек и анкетирования)

февраль

Что смотрят наши дети? (итоги анкетирования)

март

Застенчивые дети, пути преодоления застенчивости

апрель

Как мы готовимся к переходу в  четвёртый  класс

май

Отчеты по Портфолио

 Критерии эффективности воспитательной системы класса следующие:

 - сформированность нравственного, познавательного, коммуникативного, художественного и физического потенциалов личности младшего школьника;

- развитость креативных способностей учащихся;

- проявление индивидуальности каждого ученика и классного сообщества в целом;

- сформированность классного коллектива.


Основные направления и дела класса.

Сентябрь

Раздел

Сроки

Дела класса, мероприятия.

Работа по воспитательной программе.

Программа - семья.

Индивидуальная работа с учащимися.

Диагностика.

Развитие навыков самообслуживания

Путешествие по стране Знаний
«Здравствуй 3 класс».

Классный час .Распределение
обязанностей среди членов коллектива.

ПДД. Безопасный путь в школу. Движение пешеходов по улицам, тротуарам и обочине. Практическое занятие.

Помощь в подготовке ко дню Знаний.

Беседа о правилах поведения в школе.

Тест на выявление самооценки младшего школьника.

Классный час «Личная безопасность Меры
безопасного поведения на территории
школы, во время подвижных игр.
Соблюдение правил ПДД. Разбор
конкретных случаев.

Организация помощи слабоуспевающим
учащимся.

 Составление графика дежурств.

Родительское собрание  «Мой ребёнок, его режим дня». Выбор родительского комитета

Беседа о взаимопомощи.

Откровенный разговор «Хорошо ли мне в
школе, и школе от меня»

Права и обязанности третьеклассника.

 Фоторепортаж «Как мы отдыхали летом»

Индивидуальная беседа «Режим дня - это важно» с родителями учащихся.

Беседа о правилах поведения в столовой.  

Классный час «Краткие сведения о пожарной охране. Виды травм ( переломы, ушибы, ожоги) и их предупреждение.

 Экскурсия в Тригуляевский   мужской монастырь.

 Природы неповторимая краса (конкурс рисунков)

Анкета для родителей «Что вы ждёте от нового учебного года?»

Основные направления и дела класса.

Октябрь

Раздел

Сроки

Дела класса, мероприятия.

Работа по воспитательной программе.

Программа - семья.

Индивидуальная работа с учащимися.

Диагностика.

Приобщение к гигиенической культуре

Классный час. «Мы в ответе за тех,  кого приучили»

Весёлые старты.

 Экскурсия  по техническим объектам.

ПДД. Правостороннее движение транспортных средств и пешеходов.

Посещение на дому

Беседа о культуре поведения в общественных местах.

Тест «Солнце, дождик, тучка»

Цель: определить самочувствие и настроение учащихся в классе

Классный час «В гостях у доктора Неболейки»

Праздник «Золотя волшебница осень»        

 Осенняя ярмарка.

ПДД. Перекрёстки и их виды.

 

Привлечение родителей к проведению праздника «Золотая волшебница осень»

Беседа о дружбе и товариществе

Классный час «  Природа в опасности»

Экологическая экспедиция в парк.

Викторина «Наши друзья птицы»

Индивидуальная беседа «О дружбе и товариществе »

Беседа о добросовестном отношении к учёбе

Классный час «Знакомство с красной книгой Тамбовской области»

Экскурсия в природу

 Выставка поделок из природного материала.

Родительское собрание «О здоровом образе жизни». Итоги  первой четверти.

 

Беседа «Поведение на уроке»

Основные направления и дела класса.

НОЯБРЬ.

Раздел.

Сроки

Дела класса, мероприятия. Работа по воспитательной программе.

Программа — семья.

Индивидуальная работа с учащимися.

Диагностика.

Приобщение к гигиенической культуре.

 Классный час «Зависть».

 Этическая грамматика «До дружбы надо вырасти».

ПДД. Пешеход на загородной дороге.

Рекомендации родителям по подготовке домашних заданий

Посещение на дому

Тест «Пьедестал» Цель: увидеть взаимоотношения учащихся.

Классный час «Кожа человека и её здоровье»

Беседа «Меры безопасного      
поведения на водоёмах покрытых
льдом. Способы самоспасения»

Организация помощи
слабоуспевающим учащимся.

Беседа с учащимися о выполнении поручений, оказание помощи в проведении трудовых десантов.

Праздник «День матери»

Проведение недели открытых
дверей.

Выставка «Вместе с мамой».

ПДД. Дорога её составные части: проезжая часть, обочина, кювет, пешеходная и велосипедная дорожка.

Беседа «Как помочь ребёнку правильно писать»

Основные направления и дела класса.

ДЕКАБРЬ

Раздел

Сроки

Дела класса, мероприятия. Работа по воспитательной программе.

Программа - семья.

Индивидуальная работа с учащимися.

Диагностика

Формирование культуры взаимоотношений.

Классный час «Самые дорогие для нас слова: мама, Родина, мир»

  Наука отдыхать. Тайны хорошей памяти.

ПДД. Дорожная разметка и дорожные знаки.

Беседы «Как добиться послушания ребёнка».

Посещение на дому

Тест для проверки знаний, требований пожарной безопасности

Классный час «День
Конституции. Декларация прав человека»

Викторина «Знаешь ли ты
Конституцию Российской
Федерации?»

Самодиагностика типичного
семейного состояния.

Беседа о добросовестном отношении к учёбе

Беседа по мотивам рассказа В.
Голявкина «Моё право»

Изготовление поделок
«Мастерская Деда Мороза».

Конкурс стихов «Здравствуй
праздник новогодний».

Родительское собрание «Трудовое воспитание в семье».

Итоги II четверти.

Беседа «Как бороться с ленью»

 

Классный час «Огонь друг и враг человека». Какие противопожарные меры мы должны знать и как действовать при пожаре.

 Праздник «Новогодний карнавал».

Привлечение родителей к проведению новогоднего карнавала.

Основные направления и дела класса.

Раздел

Сроки

Дела класса, мероприятия. Работа по воспитательной программе.

Программа - семья.

Индивидуальная работа с учащимися.

Диагностика

ЯНВАРЬ

Развитие навыков самообслуживания и творчества.

 

Классный час. Круговая
беседа «Я чувствую себя
счастливым, когда...

Подготовка к смотру талантов.

Трудовой десант «Наш класс
самый красивый».

Индивидуальная беседа «Как помочь ребёнку в подготовке домашних заданий»

Посещение на дому

Беседа «Здоровье - главное
богатство».

Вспоминаем забытые игры.
Игры на переменах.

ПДД. Пешеходы улиц и дорог. Практическое занятие.

Беседа с родителями

Беседа «Уважай труд старших»

Классный час «Защитники
земли Русской». День памяти и
скорби.

Беседа «Как одолеть болезнь?»

Зимняя экскурсия в парк.

ПДД. Одностороннее и двустороннее движение на дороге. Переход дороги.

Беседа о правилах поведения на переменах.


Основные направления и дела класса.

ФЕВРАЛЬ

Раздел

Сроки

Дела класса, мероприятия. Работа по воспитательной программе.

Программа - семья.

Индивидуальная работа с учащимися.

Диагностика

Развитие произвольности психических процессов.

 Часы откровенного разговора «Считаете ли вы себя культурным человеком?»

  Обсуждение ситуаций поведения людей в обществе.

  Анкетирование «Друг — это ...»

Посещение на дому

Тест-анкета для самооценки школьниками факторов риска ухудшения здоровья

Классный час «Культура
умственного труда в классе и
дома».

Рыцарский турнир

.Конкурс сочинений «Мой друг».

Изготовление семейных поделок.

Беседа о правилах поведения в гостях.

Классный час. «Мой друг – книга.»

.Старт поисковой операции
«Как образовалась моя семья».

ПДД. Правила перехода при высадке из общественного транспорта: автобуса, троллейбуса, трамвая.

Индивидуальная беседа «Родителям о предупреждении капризов».

Беседа «Лень мешает мне учиться».

 Кл. час. «Чтобы компьютер был другом»

 Спортивный праздник, посвященный Дню защитника Отечества.

 Анкета «Я» (отношение к себе).

«Поделись с товарищем»

Основные направления и дела класса.

Март

Раздел

Сроки

Дела класса, мероприятия. Работа по воспитательной программе.

Программа — семья.

Индивидуальная работа с учащимися.

Диагностика

Формирование культуры отношения к родной природе.

Классный час «Давайте друзья потолкуем о маме»

 Готовим подарок маме

Конкурс рисунков  «Моя мама»

Проведение утренника ко дню 8марта.

Индивидуальная беседа с родителями о режиме дня.

Беседа «не обижай животных»

Оценка наблюдательности.

1.Классный час «Знай правила движения, как таблицу умножения»

2. Выставка поделок «У моей мамы руки золотые»

3.        Практикум «Как поступить в
данной ситуации: ты оказался
в дурной компании».

ПДД. Тормозной путь транспорта.

Посещение на дому.

Беседа о правилах поведения на переменах

Классный час «Любить всё живое»

 Экологическая экспедиция в парк

ПДД. Нерегулируемый перекрёсток. Правила поведения пешехода на нём.

Родительское собрание «Поощрение и наказание в воспитании ребёнка» Итоги 3четверти.

«Осторожно опасный переход»

Основные направления и дела класса.

АПРЕЛЬ

Раздел

Сроки

Дела класса, мероприятия. Работа по воспитательной программе.

Программа - семья.

Индивидуальная работа с учащимися.

Диагностика

Формирование культуры взаимоотношений.

 

Классный час « Мы  выбираем -  спорт!»

День здоровья «Если хочешь быть
здоров - постарайся».

 « Весёлые старты» на
спортивной площадке.

Привлечение родителей к проведению «Весёлых стартов»

Беседа о пользе чтения.

Классный ч час «Покорители космоса»

Конкурс рисунков «Как я представляю космос»

 «Я хочу быть космонавтом» игровая программа.

ПДД. Практический урок: «Пассажиры и дорога»

Посещение на дому.

Беседа о правилах поведения на спортивной площадке.

Тест «Ты и твой
характер».

Экскурсия в природу.

Конкурс плакатов на
экологическую тему.

Викторина «Цветы»

Беседа «Не обижай животных»

Экскурсия в краеведческий музей

Книжная выставка «Ни шагу назад»

ПДД. Нерегулируемый перекресток вашего района. Практическая работа.

Индивидуальная беседа о контроле над выполнением домашнего задания.

Беседа о правилах поведения на уроках.

Основные направления и дела класса.

Май

Раздел

Сроки

Дела класса, мероприятия. Работа по воспитательной программе.

Программа — семья.

Индивидуальная работа с учащимися.

Диагностика

Развитие производительности психических процессов.

Классный час «Этих дней не смолкнет слава»

Посещение музея боевой славы

Конкурс чтецов «Нам не
помнить об этом нельзя»

Индивидуальная беседа о трудовом воспитании.

Беседа о выполнении поручений

Анкетирование с целью выявления характера.

Классный час «О заботливом отношении к людям»

Практикум «Как поступить в
данной ситуации: ты оказался
в дурной компании».

Посещение на дому.

Беседа о правилах поведения на спортивной площадке

Классный час «Умей отстоять своё мнение»

Домашняя аптечка. Правила хранения лекарственных препаратов и обращение с ними.

Урок-тест «Правила дорожного движения»

Индивидуальная беседа с родителями о культуре поведения учащихся.

1.   Классный час: «Экстремальные ситуации для человека в природе».

2. Экскурсия «В гости к зелёной аптеке»

ПДД. Профилактическая беседа.

«У светофора каникул нет»

Родительское собрание «Отворите ключи добра, красоты, любви». Итоги за прошедший год.

Беседа «Как уберечь себя летом от несчастных случаев»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитательная работа План воспитательной работы 3 класс

План воспитательной работы в 3 классе на  20011-2012 учебный год ...

Программа воспитательной деятельности и план воспитательной работы в 4 классе

Программа воспитательной деятельности составлена на 4 года, и в данном случае завершает реализащию.  Соответственно план воспитательной работы разработан для 4 класса....

Педагогический анализ воспитательного мероприятия. Воспитательный анализ урока.

Одним из важнейших средств повышения эффективности каждого воспитательного мероприятия является педагогический анализ. Помогая выявить причины различных недостатков, он служит основой для дальнейшего ...

Качество воспитательного образования Анализ воспитательной работы в 1 «в» классе

Младший школьный возраст- это период, наиболее благоприятный в нравственном становлении личности. Именно, в этот период ребенок осознает отношения между собой и окружающими, осваивает новые социальные...

Использование нетрадиционных форм и методов в воспитательной работе – одно из средств оптимизации воспитательного процесса учащихся начальной школы

Воспитать человека интеллектуально, не воспитав его нравственно, — значит вырастить угрозу для общества.Рузвельт Т.Главная цель  моей работы:  всестороннее  развитие каждого ученика....