Классный час "Судьбою не обласканные дети"
классный час (2, 3, 4 класс) по теме

Палченкова Виктория Вениаминовна

Классный час:  «Судьбою не обласканные дети» посвящён 70 летию Победы

Цель: воспитывать у школьников патриотизм, любовь к Родине, уважение к ветеранам  Великой  Отечественной войны; формировать представление о  жизни  детей в годы войны, закладывать основу для   сопереживания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon klassnyy_chas._sudboyu_ne_oblaskannye_deti.doc84 КБ

Предварительный просмотр:

Подготовила и провела:

                                                         В.В. Палченкова

                                                            учитель начальных классов

                                              МКОУБСОШ № 97

                                   

Классный час:  «Судьбою не обласканные дети»

         Цель: воспитывать у школьников патриотизм, любовь к Родине, уважение к ветеранам  Великой  Отечественной войны; формировать представление о  жизни  детей в годы войны, закладывать основу для   сопереживания.

        Оборудование:  презентация, аудиозаписи, звук метронома.

         

Ход мероприятия.

этапы

учитель

Учащиеся, слайды

1.Организационный момент. 

Вступительное слово

2. Ход беседы.

Минута молчания.

Слово предоставляется  гостям

Заключительное слова

Добрый день, уважаемые ребята и гости!

Мы рады  приветствовать  вас  на нашем мероприятии посвящённому 70-летию великой Победы. У нас сегодня в гостях  жена ветерана ВОв Мария Дмитриевна Минина, её муж Минин Александр Иванович кавалер трёх орденов  Славы, но, к сожалению не доживший до сегодняшнего дня.  (Орден Славы имеет три степени. Эти знаки отличия могли быть выданы за личный подвиг на поле боя, выдавались в порядке строгой последовательности — от низшей степени к высшей). 

И  «дитя»  страшной войны Лидия Дмитриевна Ищенко.

Уважаемые гости мы вручаем вам  символ  Победы Георгиевскую  ленточку.

(Звучит аудиозапись песня «Журавли» (сл. Р. Гамзатова, муз. Я. Френкеля).

Играют дети всей земли в войну,

Но разве о войне мечтают дети?

Пусть только смех взрывает тишину

На радостной безоблачной планете!

Над вьюгами и стужами седыми        

Вновь торжествует юная весна.

И как огонь с водой несовместимы,

Несовместимы дети и война!

Прочтите тему нашего классного часа на экране.

Что означают эти слова?

Сегодня мы будем вспоминать страшное время – Великую Отечественную войну.

Кто может назвать дату начала и конца Великой Отечественной войны?  

вучит аудиозапись «Священная война» Слова В. И. Лебедева-Кумача, музыка А. В. Александрова).

22 июня 1941 года в 3 часа 15 минут утра фашистская Германия без объявления войны вероломно напала на нашу страну.

На нашу Родину обрушились беды и страдания. Все – от мала до велика, встали на её защиту. Война – это тяжкое испытание для всех.  Гитлеровское руководство  ставило своей целью уничтожить наше государство.

Летние каникулы вмиг закончились, а начались долгие 4 года борьбы за Победу.

Эта песня звучала каждый день по радио, она поддерживала боевой дух солдат.

«Нет войне!» (стихи Тани Тюриной, школьницы из г. Свердловска)  Брянцева Арина

Очень страшно становится, если

Слышишь жуткое слово – война.

Над планетой, над целым миром

Тянет черные руки она.

Разве это нужно кому-то,

Чтоб горели огнем города,

Чтобы дети прятались в страхе

И забыли про свет навсегда.

Я хочу, чтоб сияло солнце,

Но не только над нашей страной,

Чтобы дети на всей планете

Улыбались вместе со мной,

Чтобы утром они просыпались

И увидели солнце в окне,

А не черный дым пожарищ,

Проползающий по земле.

Пусть во сне не приснится такое,

А приснится лишь мама моя

Или солнышко золотое,

День весенний, родные края.

- Дети, произнесите медленно слово В-О-Й-Н-А.

– Какие смысловые ассоциации у вас возникли?

Подберите к слову война прилагательные.

- ВОв самая величайшая война за всю историю человечества. Огромное количество людей погибло в этой войне. Страшно подумать, что в этой трагедии принимали участие дети.

Война затронула каждую семью, каждого человека.  Вместе с взрослыми сражались и  работали  дети. Тяжело было всем.

Совсем недавно мне в руки попала вот эта книга. Отпечатана она в городе Челябинске в 2005 году и рассказывает о земляках нашей области. В этой книге собраны письма, стихи и рассказы немолодых уже людей, чьи отцы (матери) погибли в годы войны, защищая Родину. Они рассказывают о своём сиротском и безрадостном детстве, о лишениях и испытаниях, что выпали на их долю и долю их матерей.

С некоторыми письмами из этой книги мы сегодня познакомимся и постараемся понять и почувствовать, что испытывали дети в военное время, как они жили, не требуя милости.

Отрывок из рассказа Свинцовой Альбины  Максимовны, г. Озёрск

«Я играла с тряпичной куклой в своём дворе, в укромном местечке, среди пышной картофельной ботвы. Мне было легко и весело. Я бегала и скакала, пряталась за кусты, а потом выглядывала, отыскивая яркие васильки, с радостью бежала, срывая их. Любуясь голубым букетом, я не очень-то заметила, как раньше обычного пришёл с работы папа с огромным свёртком в руках. Зашёл в дом, где мама готовила обед. Позвали и меня.

Они сидели у стола, на котором лежало то, что принёс отец, но уже в развёрнутом виде. Я чуть подпрыгнула, папа подхватил меня, посадил на колени. Он улыбался. Перед этой улыбкой мы устоять не могли – она была приветливая, но в, то, же время скрывающая от меня сейчас то, что уже знал весь мир.

- Кушайте, это вам мой гостинец, - просто сказал папа. Я отщипнула -  понравилось, а потом, войдя во вкус, и вовсе не могла оторваться от диковинной сладости. В моих глазах выражался восторг и вопрос, - что же это?

- Это халва, - продолжал папа, - мне её дали на работе, потому что завтра я ухожу на войну (при срочной мобилизации вместо денег – заработной платы – выдали продукты), - а когда вернусь, принесу ещё да побольше.

- Что же тут непонятно? – переваривала я своим детским умишком в наступившей тишине.

...Слова  «халва» и «война» я слышала впервые, но халву я попробовала, оставалась – войну.

Так с пяти лет я познала и сладость, которую ощущаю до сих пор, и горечь, оставшуюся самой болезненной раной на всю мою жизнь».

(обсуждение прочитанного вкус халвы и вкус войны)

О какой ране идёт речь?

А вот ещё один отрывок из рассказа Аминевой Луизы Каримовны, пос. Аргаяш

«У всех детей, чьи отцы погибли на войне, была одна судьба: голодное, холодное детство. Зимой собирали мёрзлую картошку, весной и осенью – оставшиеся колоски зерна, летом кормили лес и луга – питались травами. Кроме нас, четверых детей, на попечении мамы были её младшие братья и племянники. Чтобы всех прокормить, она работала почти круглосуточно. Я редко видела маму спящей. Мама отказывала себе во всём. Лет до 10 я не видела, чтобы мама ела хлеб. Помню, мы всегда хотели, есть хлеб. За обедом мама раздавала каждому по кусочку, а сама никогда не ела. И я часто мечтала стать мамой. Думала: всё время хочу хлеба, вот стану мамой, и тогда не захочу…

И вот уже после войны, как-то к нам приехал мамин старший брат и привёз целую буханку ржаного хлеба. Мама отрезала нам аж по два куска! А брат мамин увидел, что она пьёт чай без хлеба, взял с тарелки кусок и положил перед ней: «Ешь! Хватит себя голодом морить! Слава богу, жизнь налаживается». К моему ужасу, мама робко взяла хлеб и долго смотрела на него. Я хотела сказать дяде, что мамы хлеб не кушают, разве он не знает? Но тут мама откусила от куска и сказала, зажмурив глаза: «Ах, какой вкусный!» Я была разочарована. Оказывается, мамы тоже кушают хлеб!»  

(обсуждение прочитанного) 

Ребята, как вы думаете, а почему мама не ела хлеб?

Какое терпение, какое мужество надо было иметь, чтобы отказывать себе во всём, лишь бы сохранить детей.

СЫТОЕ МЫ ПОКОЛЕНИЕ   Лариса Луканева.(Осипова Настя)

Отодвинула завтрак презрительно.
- Не умеешь готовить! Не вкусно!
Что за пища?! На вкус - отвратительно!
Кислый творог, сырая капуста…
Как-то сразу нахмурилась бабушка,
Задрожали предательски губы.
- Нас война, разносолом не балуя,
Приучила настойчиво, грубо…
Полуголые, полуголодные,
Ели всё мало-мальски съедобное.
То, что собрано с поля бесплодного
Слаще мёда и хлебушка сдобного.
 Только тюря, гнилая картошечка,
Да и то понемногу, не досыта,
Со стола собирали все крошечки.
И заплакала… Долго. Изношенно.

- Ребята, как вы думаете, почему заплакала бабушка?

И ещё один отрывок из рассказа Назарец Валентины Григорьевны, г. Челябинск

«Папа ушёл защищать Родину в первые дни войны. В письмах с фронта он писал: «Милые мои деточки! Желаю дождаться папу. Папа разгромит врага и снова вернётся к вам, милые и дорогие, с победой! И мы снова все заживём счастливой жизнью, радостно и весело!»

Ничего этого не случилось.

9 мая 1945 года Победа пришла, но без папы. Он заплатил за неё самой дорогой ценой – своей жизнью и нашим сиротством. Он защищал Родину».

Летела с фронта похоронка      Степан Кадашников    (Озерцова Ксения)

Летела с фронта похоронка
На молодого пацана,
А он живой лежал в воронке…
Ах, как безжалостна война!

И проходили мимо танки…
Чужая речь… а он лежал,
И вспоминал сестру и мамку,
Лежал и тихо умирал.
 
Пробита грудь была навылет,
И кровь стекала в черный снег,
А он глазами голубыми
Встречал последний свой рассвет.
 
Нет, он не плакал, улыбался,
И вспоминал родимый дом,
И пересилив боль поднялся,
И, автомат подняв с трудом,
 
Он в перекошенные лица
Горячий выплеснул свинец,
Приблизив этим на минуту
Войны, безжалостной, конец.
 
Летела с фронта похоронка,
Уже стучался почтальон,
Солдат, глаза закрыв в воронке,
На миг опередил её.

Война, война…

Кому-то очень больно,

Друзья мои, всех убиенных в войнах

Вспомним и минуту помолчим…

Вечная память всем погибшим (звучит метроном). 

- Сегодня мы опять вспоминаем ту войну. Для того  чтобы помнить всегда тех, кто сделал всё, чтобы мы, живущие сейчас, могли смеяться и плакать, радоваться и огорчаться, учиться, работать - да просто жить. Родина помнит своих героев.

(Дети исполняют песню)

- Герой, кто он?

-А какими качествами должен обладать герой?

-А зачем нужно говорить и помнить о героях Отечества?

В каждом городе, селе есть памятники героям Великой Отечественной войны.  

Есть такой памятник  и в нашем посёлке. В день Победы все жители нашего посёлка придут поклониться своим землякам за подаренную победу.                                                 Сл. 11

М. Исаковский            (Клементьева Наташа)

Мы здесь не потому, что дата,

Как злой осколок, память жжет в груди.

К могиле Неизвестного солдата

Ты в праздники и будни приходи.

Он защитил тебя на поле боя,

Упал, ни шагу не ступив назад.

И имя есть у этого героя –

Великой Армии простой солдат.

        

Тяжело было в годы войны, но рядом с горем была и радость долгожданной встречи, долгожданной Победы. 

Как же запомнили люди, пережившие войну, День Победы?  

- Мы предоставляем слово тем, кто прошёл через ужасы войны и кому есть, что рассказать.

Борис Новиков       (Яковенко Вика)

Давно ушла от вас война.
Седыми стали ветераны.
И сорок пятая весна
Доныне лечит ваши раны.
Вы отстояли мир в боях
С врагом жестоким и коварным.
И навсегда в людских сердцах
Ваш подвиг будет легендарным.
И сколько весен не пройдет –
Одну мы помнить будем свято.
Весну, которую народ
Великой сделал в сорок пятом.

- Через несколько дней наступит великий праздник всего нашего народа – годовщина Великой Победы. Дорогие ребята, я думаю, что в этот день вы постараетесь поздравить и окружить вниманием и заботой не только живущих среди нас ветеранов войны и тыла, но и людей, чье детство пришлось на суровые годы войны. Ведь сегодня вы узнали, через какие испытания пришлось пройти им, какие жертвы они принесли во имя этого светлого дня – Дня Победы! Нам подарили МИР!

Красоту, что дарит нам природа...   Алексей Сурков         (Дворницына Настя)

Красоту, что дарит нам природа,
Отстояли солдаты в огне,
Майский день сорок пятого года
Стал последнею точкой в войне.
За всё, что есть сейчас у нас,
За каждый наш счастливый час,
За то, что солнце светит нам,
Спасибо доблестным солдатам –
Нашим дедам и отцам.
Недаром сегодня салюты звучат
В честь нашей Отчизны,
В честь наших солдат!

Я предлагаю сегодня и вам внести свой вклад в дело борьбы за мир. Все вместе мы можем создать картину о мире.

(дети выходят к доске по одному прикрепляют к доске белых, бумажных голубей и говорят слова)

Пусть все дети растут в мире!

Пусть все дети будут счастливы!

Пусть все дети ходят в школу!

Пусть все дети будут всегда сытыми, обутыми и одетыми!

Пусть у каждого будут свои книжки и игрушки!

Пусть у всех детей всегда будет крыша над головой!

Пусть каждому ребенку вовремя будет оказана медицинская помощь!

Пусть у всех будут друзья на всей планете!

Пусть всегда будет солнце!

Пусть всегда будет небо!

Пусть всегда будет мама!

Пусть всегда будем мы!

Наш классный час подошел к концу. Всего вам доброго.

 (И. Герасимова) (Звучит песня «Солнечный круг» сл.Л.Ошанина, муз. А.Островского)

Сл. 1

Сл. 2

Сл. 3

Сл. 4

Сл. 5 гип.с.

Сл. 6 гип.с.

Судьбою не обласканные дети

22 июня 1941 -  9 мая 1945

Сл. 7

Смерть, разруха, страх, горе, голод, слезы, плач…

Жестокая, бессердечная, безжалостная, кровавая, страшная, зверская…

Сл. 8

О ране, которую оставляет война

Она всё отдавала детям.

Её внучка обидела  своими словами.

Сл. 9 гип.с.

Сл. 10 гип.с.

Герой - человек, совершающий подвиги.

Герой должен быть добрым, храбрым, смелым, самоотвержен-ным

Нужно помнить героев и их подвиги, чтобы

не было войны, чтобы все жили в мире.

Сл. 12

Сл. 13

Сл. 14

         

Сл. 15

     

 

Сл. 16 гип.с.

Песня в исполнении детей «Солнечный круг»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Соколова В. П. Классный час "Ваши права, дети"

Классный час "Ваши права, дети". Знакомство учащихся на отрывках сказок с правами детей....

Классный час "Война и дети".

Классный час посвящён детяым, которые жили в годы Великой Отече6ственной Войны и вместе со взрослыми принимали активное участие в боевых действиях....

Классный час "Интернет и дети"

Интернет безопасность учащихся младших классов.Правила которые должен знать школьник находясь в сети интернет....

классный час "Герои войны-дети"

классный час "Герои войны-дети"...

Классный час по теме: "Дети и Великая Отечественная война"

Классный час по теме: "Дети и Великая Отечественная война"...

Сценарий классного часа "Семья без детей, как день без солнца " + анализ. На конкурс "Самый классный классный"

Классный час на конкурс "Самый классный классный".Тема "Семья без детей, как день без солнца"Э п и г р а ф: Семья без детей, как день без солнца (античный афоризм)  (на правой половине доски)Ход ...