Спешите делать добро.
план-конспект занятия (3 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Тема: «Спешите делать добро».
Цель:
- развивать представление учащихся о добре и зле,
- воспитывать внимательность, стремление делать добрые дела;
- развивать самооценку.
Оборудование:
компьютер, мультимедийный проектор, экран, магнитофон, магнитные записи, световой шар для релаксации, картина-основа для аппликаций, аптекарские весы;
у учащихся: листы бумаги с пословицами, игрушки, аппликации.
Ход занятия
I. Знакомство.
II. Вводная беседа.
Мой добрый товарищ, пожалуйста,
Добро совершать не бойся!
Помог человеку - и радуйся,
Награды не нужно большей.
- Сегодня мы узнаем о том, что дороже всего в человеке, – о доброте.
Доброта... Какое старое слово! Не века уже, а тысячелетия люди спорят о том, нужна она или нет, полезна она или вредна, достойна почтения или смешна. Споры идут, а люди страдают от того, что доброты в их жизни не хватает. Оглянитесь вокруг, присмотритесь, какими недружелюбными и равнодушными бывают порой люди по отношению друг к другу. Даже вежливость и то иногда не сближает, а разъединяет их.
- Учитель обращается к ученику: « Прочти, пожалуйста, эти строки».
Прикоснись ко мне добротой,
И болезни смоет волной,
И печаль обойдёт стороной,
Озарится душа красотой…
- Какие чудесные строки! Оказывается доброта – волшебство! Ведь она лечит от болезни, прогоняет печаль, озаряет душу красотой.
-«Делать людям хорошо – хорошеть самому».
- Как вы понимаете слова «Хорошеть самому»? (прослушать 2-3 ответа)
Значит, чтобы быть хорошим человеком, нужно делать то, что нравится людям, делать людям добро.
III. Игра «Улыбка доброты»
Сейчас мы с вами поиграем. Игра называется «Улыбка доброты».
Думаю, вы согласитесь со мной – если к человеку отнестись с добротой, то и ему в ответ захочется поделиться с другим человеком, своей добротой. К нам в гости пришла улыбка. Она такая добрая, ласковая, приветливая, поэтому я дружу с ней и хочу, чтобы и вы подружились с улыбкой.
Я сейчас подойду к одному из вас и передам ему свою улыбку. После этого он должен улыбнуться и передать улыбку соседу. И так далее. Последний должен передать улыбку мне.
Игра проходит под песню В. Шаинского «Улыбка».
IV. Книги мудрости. Что такое добро?
- Ребята, вы помните мультфильм про кота Леопольда? Он там поёт. Вспоминайте.
Слышно, как звенят в небе высоко
Солнечных лучей струны?
Если добрый ты, то всегда легко.
А когда наоборот – трудно.
Леопольд напоминает нам, о том, что доброму всегда легко.
- А что же такое добро? Наверное, что-то хорошее, доброе, красивое. Например, весна, солнце, улыбка, мама…(дети продолжают)
- Да, дети, добрый человек – это тот, кто любит людей и помогает им.
. Я слушала ваши ответы, вы говорили правильно, я видела ваши улыбки – это очень приятно!
Издавна люди с благодарностью воспевали всё, отчего человеку было хорошо, тепло, радостно. В народных сказаниях, легендах, песнях воспевалось всё доброе, сделанное во имя людей, их жизни, их счастья. В древней азбуке буква Д - обозначало «добро». Видите, какие глубокие корни у этого понятия. Поэтому и заглянем в книги мудрости, чтобы постигнуть значение слова «добро».
Давайте познакомимся с определениями доброты из этих книг.
Дети читают:
В.И. Даль: «Доброта – добродушие, доброжелательство, наклонность к добру, как качество человека. Не ищи красоты, ищи доброты».
В словаре Сергея Ивановича Ожегова:
«Доброта – отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим».
Учитель:
- Дети, вы согласны с этими определениями или хотите что – либо добавить?
V. Игра «Кто больше знает?»
Есть много слов, имён, фамилий с корнем – добр. Давайте проведём конкурс по рядам. Назовите слова с корнем – добр. Победит тот ряд, который последним назовёт слово.
VI. Путешествие на планету добра.
- Ребята, вы любите путешествовать? Далеко в Галактике есть планета, которая называется – планета Добра.
- Полетим?
Итак, отправляемся с вами на космическом корабле в гости на планету Добра.
( Появляется космический корабль.)
Спинка коснулась стульчика, ручки положили на колени. Расслабились.
По – ле – те – ли!
( Корабль отрывается от земли, звучит музыка.)
- Мы приземлились с вами на планету Добра.
- Какие все смешные и весёлые, потому что среди них нет злых людей.
- Нас с вами приглашают в театр.
Это не просто театр, а театр – школа. Здесь зрители не просто смотрят представление, но и учатся добрым делам и поступкам.
- Учитель:
Посмотрите, инсценировку сказки Василия Александровича Сухомлинского «Семь дочерей» и подумайте, что труднее: говорить красиво или поступать красиво?
(видео –фильм)
Сказка «Семь дочерей» В. Сухомлинский.
Было у матери 7 дочек. Однажды поехала мать к сыну и вернулась домой только через неделю. Когда мать вошла в хату, дочки одна за другой стали говорить, как они соскучились по матери.
- Я скучала по тебе, как маковка по солнечному лугу, - сказала первая дочь.
- Я ждала тебя, как сухая земля ждет каплю воды, - проговорила вторая.
- Я плакала по тебе, как маленький птенчик плачет по птичке,- сказала третья.
- Мне тяжело было без тебя, как пчелке без цветка,- щебетала четвертая.
- Ты снилась мне, как розе снится капля росы,- промолвила пятая.
- Я высматривала тебя, как вишневый сад высматривает соловья,- сказала шестая.
А седьмая дочка ничего не сказала. Она сняла с мамы ботинки и принесла ей воды в тазу – помыть ноги.
Учитель:
- Чем седьмая дочка отличалась от своих сестёр?
- Как вы думаете, что труднее: говорить красиво или поступать красиво?
- Что вы делаете для мамы, когда она устаёт?
Вместе: Доброта – она от века
Украшенье человека!
Учитель:
- Да, Доброта – она от века, украшенье человека!
Хорошо в гостях, а дома лучше. Нам пора возвращаться на родную планету, чтобы делать добрые дела.
- Сели поудобнее, ладошки на колени, расслабились. По –ле – те – ли!
(Корабль возвращается, звучит музыка)
- Наш корабль совершил успешную посадку. Мы дома.
VII. Работа с пословицами.
Наша планета Земля тоже очень красивая. С древних времён наш народ ценил добро. Народная мудрость воплощена во многих пословицах и поговорках.
-Доскажите пословицы.
Добро помни, а пожнёшь.
Что посеешь, то и зло забывай.
За добро добра не делает никому.
Худо тому, кто добром платим.
Молодцы! Справились с моим заданием.
VIII. Беседа по теме.
Издавна на Руси существовал такой мудрый и добрый обычай, который существует и по сей день: в последний день масленичной недели, в «прощёное воскресенье», прощать всем свои обиды и просить прощение у тех, кого вольно или невольно обидел. Считалось, что этими действиями человек как бы сбрасывает с себя тяжёлый груз обид, горестей, бед, очищая тем самым свою душу, наполняя её добротой и любовью.
- Каким делает человека доброта? Как он выглядит?
( Обаятельным, красивым. Человек, в душе которого доброта, приятно выглядит, у него выражение радости и покоя на лице, милая улыбка играет на его губах.)
- Какой человек может быть добрым?
(Добрым может быть только тот, кто всегда доброжелателен к людям, кто думает не только о себе, но и о других. Добрый человек всегда учитывает интересы других людей.)
IX. Отдых – релаксация.
Этюд для души « Сотвори в себе солнце».
Дети, у каждого из нас есть маленькое солнце – доброта. Оно такое яркое, тёплое, оно стремится людям дать добро.
Пусть вот это небольшое солнышко добра, дарит нам лучики, чтобы наше солнце, солнце добра стало больше.
Закройте глазки, дотроньтесь до своего солнца, оно у вас рядом с вашим сердечком . К вам направляется лучик, который несёт любовь. ( журчание ручейка) И ваше солнышко увеличивается. Направлю лучик, который несёт мир. Солнышко опять увеличилось. Направляю лучик с добром, солнышко стало ещё больше.(пение птиц) Я направляю лучики, которые несут здоровье, радость, тепло, свет, нежность, ласку. Теперь ваше солнце становится большое. Открыли глазки. Ваше солнышко несёт тепло всем, всем, всем (руки в стороны)
X. Игра «Сказочный герой – добрый или злой
- Все вы любите сказки. Одной из главных тем русских народных сказок была тема добра и зла. В сказках встречаются добрые и злые герои. Сейчас мы с вами поиграем в игру. Я буду называть сказочного героя. А вы будете отвечать добрый он или злой. Если добрый, вы поднимаете картинку с солнышком, если злой –с чертиком. ( Иван – царевич, Кощей Бессмертный, Золотая рыбка, Дюймовочка, Карабас – Барабас, Красная Шапочка, гуси – лебеди, водяной, Баба Яга, Золушка, Морозко, Мальвина.)
- А на какого героя вы хотели бы быть похожим? Почему? (ответы детей)
Учитель:
- Как здорово, что у вас есть маленькое солнышко – доброта. Она нужна и вам самим, и близким вам людям, вашим друзьям, и просто тем, кто вас окружает. Ведь любовь и помощь согревает как солнце.
XI. Добро и зло на чашах весов.
Но, к сожалению ,на нашей планете встречается не только добро, но и зло. Значит, люди могут творить и добрые, и злые дела.
Есть такая притча о Добре и Зле.
- Однажды Добро пришло в гости к Злу. Зло стало угощать Добро чаем, но вместо сахара в чашку положило соль.
Добро попробовало солёный чай, но ни слова худого не сказало Злу, только поблагодарило его за угощение. А когда добро уходило от Зла, оно сказало: «Что – то сахар у вас не очень сладкий. Нате вам деньги, купите себе конфет к чаю». Зло всё перекосилось, но делать нечего, пришлось взять деньги.
Так Добро отплатило Злу добром за зло.
Добро всегда сильнее зла. Люди ценят и долго помнят добрых людей, помогают им в трудную минуту. А злые люди всегда одиноки.
- Как вы думаете, ребята, чего на земле больше: добра или зла? Может быть, нам помогут это узнать старинные часы?
Учитель показывает самодельные чашечные весы.
- На одну чашу весов мы будем класть «зло» (таблички с надписями: Зависть, Жадность, Грубость, Предательство, Война, Ложь.)
- Чтобы победить зло, надо постараться, чтобы перевесила чаша весов с «добром». Давайте вспомним, какие добрые дела вы совершили, совершают люди вокруг вас и по капельке положим их на чашу весов с добром.
Дети подходят по одному к весам, говорят о своём добром деле и кладут на чашу свою «капельку» (приготовленные заранее мелкие игрушки). Вскоре чаша весов «добра» перевешивает чашу «зла».
- Вот видите, ребята, как можно победить зло. Так и в жизни: капельки добра, сливаясь, превращаются в ручеёк, ручейки - в реку, реки – в море добра. Хорошо, когда человек оставляет после себя добрый след. Один мудрец заметил: человек прожил жизнь не зря, если построил дом, вырастил сад и воспитал ребёнка. Давайте и мы с вами сейчас тоже сделаем одно общее доброе дело.
- В нашем районе есть Центр социальной помощи населению , где проживают те пожилые люди, которые оказались в тяжёлой жизненной ситуации. И мы для них сейчас приготовим подарок.
- На этот чистый лист наклеим аппликации, которые лежат у вас на парте. (Дом, деревья, фигурки детей, облака, солнце, цветы, фигурки птиц и зверей.)
- У нас получится прекрасная картина «Добро победило зло»
- А пока вы создаёте картину, послушайте песню, которую вам в подарок приготовили ваши ровесники. Песня называется « Добро».
( видео – фильм)
XII. Итог.
Давным - давно жил в Москве добрый доктор Фёдор Петрович Гааз. Он лечил бедных людей, кормил их, помогал им. Он все свои деньги раздал тем, кто очень нуждался в помощи. Зато и любовь к нему бедных людей была велика. Когда Фёдор Петрович умер, его хоронила вся Москва. И на собранные горожанами средства ему поставили памятник. На этом памятнике выбиты слова, которые любил повторять доктор: «Спешите делать добро!»
- Спасибо вам, ребята, за сегодняшнюю встречу. До свидания!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час "Спешите делать добрые дела"
Я создала этот классный час для того чтобы учащиеся были добрее и умели совершатьдобрые поступки....
Классный час "Спешите делать добрые дела"
Классный час "Спешите делать добрые дела" для 4 класса...
Долгосрочный проект "Спешите делать добрые дела"
Цель:создание условий для воспитания бережного отношения к природе как необходимого условия нравственного воспитания; вызвать желание совершать добрые поступки....
урок развития речи "Спешите делать добрые дела" во 2 классе школы II вида
урок развития речи "Спешите делать добрые дела" во 2 классе школы II вида...
Родительское собрание "Спешите делать добрые дела"
Цель: воспитывать чувства доброты, вежливости, внимания, дружбы; вызывать желание совершать добрые поступки. 1. Анкетирование учащихся.2. Вступительное слово классного руководителя.3. Выск...
Классный час " Спешите делать добрые дела!"
"Классный час по духовно - нравственному воспитанию "Спешите делать добрые дела!"...
Социальный проект «Спешите делать добрые дела. Воспитываем лидера»
Цель проекта: Ориентирование возможных лидеров класса на позитивные ценности.Задачи:Воспитание социально-активной, образованной, нравственно и физически здоровой личности в изменяющихся ...