Социальное партнерство в экологическом образовании младших школьников
статья на тему

Социальное партнерство в образовании – одна из примет нового времени. Образовательная организация находится в таких условиях, когда без установления сотрудничества с различными социальными институтами невозможно выжить и развиваться. Школа должна стать открытой системой, расширяющей партнерские отношения с общественностью. Вовлекая обучающихся в социально-активную деятельность, создаются условия для адаптации, социализации и развития личности ребенка

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sotsialnoe_partnerstvo.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

Социальное партнерство в экологическом образовании младших школьников

Леденева Евгения Александровна,

учитель начальных классов

ГБОУ СОШ №527 Невского района

Социальное партнерство в образовании – одна из примет нового времени. Образовательная организация находится в таких условиях, когда без установления сотрудничества с различными социальными институтами невозможно выжить и развиваться. Школа должна стать открытой системой, расширяющей партнерские отношения с общественностью. Вовлекая обучающихся в социально-активную деятельность, создаются условия для адаптации, социализации и развития личности ребенка.

   В период обучения в начальной школе ребенок учится учиться. В это время для него становится наиболее актуальным формирование экологических знаний, умений, способов действий. Возрастает степень самостоятельности взаимодействия ребенка с окружающей средой. Наступает период формирования теоретических знаний об окружающем мире. Появляется возможность рассмотреть на теоретическом и практическом уровне существующие в природе экологические проблемы. В этом возрасте ребенок более впечатлителен, близок к природе, отмечается его повышенная любознательность и желание помочь. Опыт работы по формированию экологической грамотности, показал, что наиболее приемлемой и действенной формой в начальной школе, является включение младших школьников в проектную деятельность. Проекты не только стимулирует интерес ребят к экологическим проблемам и путям их решения, но и позволяют установить взаимовыгодное сотрудничество с социальными партнерами. Рассмотрим это на примере экологического проекта «Сдай батарейку – спаси планету».

На занятии по внеурочной деятельности в Международный день Земли – праздник чистой Воды, Земли и Воздуха, который отмечается 22 апреля – провели с второклассниками экологическую мастерскую «Сохраним зеленую планету». Индуктором стали фотографии природы и экологических катастроф. Во время групповой работы ребята предложили свои варианты спасения планеты от загрязнения, познакомились с опасными отходами и вредом, который они причиняют, попадая в окружающую среду. Особенно их взволновал пример с отработанными элементами питания. Ознакомившись  с материалами сайтов «Мусора больше нет» и «Сдай батарейку. рф», родилась идея проведения экологического проекта под названием «Сдай батарейку – спаси планету». Мы присоединились к одноименному общероссийскому добровольному общественному движению, обретя первых социальных партнеров.

Поскольку мы живем в такое время, когда нужно мыслить глобально, а действовать локально, то вооружились девизом: «Если не можешь сделать много, лучше начать с малого, чем не делать ничего». Для начала изготовили листовки и сделали контейнеры из пластиковых бутылок.

             Ребята посетили управляющую компанию «Евротракт», рассказав о вреде отработанных элементов питания и своем решении установить совместно с родителями контейнеры для сбора использованных батареек в подъездах своих домов. От новых социальных партнеров требовалось оставить наши контейнеры в сохранности.

             Согласовали с директором школы  возможность установки такого контейнера при входе в здание. Ежедневно подсчитывалось количество контейнеров. Всего за время проведения акции (один месяц) нами было установлено 29 контейнеров (в подъездах домов, магазинах, на рабочих местах родителей).

              Формирование ответственного отношения к природе – сложный и длительный процесс. Поэтому закладывать основы экологической культуры необходимо в раннем возрасте, т.е. «нужное дело надо делать вовремя». Мы решили приобщить к нашему проекту воспитанников детского сада №61. Рассказали детям о вреде батареек, оставили образцы объявлений. Таким образом, мы обрели новых социальных партнеров.

             За месяц собрали 577 отработанных элементов питания. Для утилизации батареек было решено пригласить в школу экомобиль. Для этого ребята обратились с письменной просьбой к директору школы передать наше письмо с приглашением экомобиля в Комитет по природопользованию и охране окружающей среды Санкт-Петербурга.

         В назначенный день он прибыл в нашу школу. Каждый ученик класса сдал собранные опасные отходы в контейнер. Для ребят это был очень ответственный и торжественный момент, их переполняло чувство гордости, ведь экомобиль посетили и наши партнеры – воспитанники  детского сада. Дети принесли свои собранные батарейки. Все участники проекта получили буклеты о местах стоянки экомобиля в городе, познакомили с другими опасными отходами, принимающимися в экомобиль.  

            На протяжении всего проекта нас сопровождала и консультировала полномочный представитель Общероссийского общественного движения «За сбережение народа», председатель правления региональной благотворительной общественной организации «Содействие сбережению народа» в Санкт-Петербурге Барейша Валентина Михайловна. В день окончания акции каждый учащийся нашего класса был награжден значком и благодарственным письмом. О нашем проекте написали на сайте и в газете ООД «За сбережение народа». Публикация вызвала большой интерес и отклик в регионах. Правление Общероссийского общественного движения «За сбережение народа» высоко оценило наше участие и подарило классу флаг движения. Ребята гордятся тем, что стали первыми петербуржцами, получившими значки и флаг как награду за своё участие в экологическом проекте.

          О нас написали на сайте добровольного общественного движения «Сдай батарейку» под заголовком «Пока взрослые только собираются, дети уже делают» и официальных группах движения в социальных сетях ВКонтакте и Фейсбуке. Все это дало мощный заряд для продолжения нашего проекта в 3 классе.

Благодаря публикациям, мы обрели новых социальных партнеров. Интернет-магазин по продаже гаджетов и роботехники ROBO.RU предоставил нам новые экобоксы, которые мы установили в школе и подарили своим партнерам в детских садах №61 и №75. Молодежная коллегия при Правительстве Санкт-Петербурга оказала информационную поддержку нашему проекту в средствах массовой информации. У нас в гостях побывал телеканал «100ТВ». Репортаж о проекте транслировался по городскому радиовещанию и телевидению, размещен на официальном сайте телеканала «100ТВ».

Информация опубликована в газете «Метро», на сайте и в газете ежедневного издания Правительства Санкт-Петербурга «Петербургский дневник», в районной газете «Славянка сегодня».

В декабре мы подвели итоги проекта, вместе со своими партнерами из детских садов сдали отработанные элементы питания в экомобиль. Благодаря нашей активности в реализации проекта, Комитет по природопользованию и охране окружающей среды Санкт-Петербурга и государственное унитарное предприятие «Экострой» установили у входа в школу большой красивый экобокс, ставший для нас подарком и триумфальным завершением Года экологии. С ГУП «Экострой» школа заключила договор, обретя нового социального партнера.

             Мы решили расширить границы нашего сотрудничества и привлечь к проекту сообщество «Глобальной школьной лаборатории», международного сетевого исследовательского образовательного проекта, опубликовав его на платформе «ГлобалЛаб». В нашем проекте предлагается провести исследование среди участников разных регионов, целью которого станет создание «Карты пункта приемов опасных отходов». К нам активно присоединились учащиеся из других регионов России. Очень интересно прошли акции по сбору использованных элементов питания в Казани, Калининграде, Новочеркасске. О нашем плодотворном сотрудничестве с третьеклассниками из МБОУ «Гимназия № 27 с татарским языком обучения»  г. Казани  писали в новостях на сайте «Глобальной школьной лаборатории».

С наступлением в России Года культуры проект получил новое развитие. В классе провели конкурс на лучшую сказку о батарейках. По сказке победителя «Гордая батарейка» была создана 3D книга. По сценарию сказки поставили театрализованное представление для детских садов.

Обретая новых единомышленников и социальных партнеров, распространяя опыт нашего проекта, ребята с гордостью выступали на городских, районных и школьных научно-практических конференциях. На телеканале «Ваше общественное телевидение» в прямом эфире программы «Форум» шел разговор о нашем проекте.

Таким образом, экологический проект «Сдай батарейку – спаси планету» не только вызвал интерес ребят к экологическим проблемам и путям их решения, но и позволил установить взаимовыгодное сотрудничество с социальными партнерами, объединив различные сферы деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологическое образование младших школьников на межпредметной основе.

Одна из важнейших задач современной школы  – повышение экологической грамотности учащихся, формирование активной гуманной позиции по отношению к природе, т.е. воспитание у школ...

ПОНЯТИЯ «ДУХОВНОСТЬ» И «НРАВСТВЕННОСТЬ» В КОНТЕКСТЕ РЕАЛИЗАЦИИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ПОТЕНЦИАЛА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

В статье рассматриваются взаимосвязи, генезис и сущность философских категорий «духовность» и «нравственность в контексте реализации духовно-нравственного потенциала экологического образования м...

Использование комнатных растений в экологическом образовании младших школьников.

Согласно отечественной традиции, преподавание экологии детям младшего и среднего возраста в значительной степени основано на приоритете  естественно-научных знаний, но, по мнению ученых, приорите...

Учебный проект как средство экологического образования младших школьников

Методическая разработка посвящена экологическому образованию младших школьников через проектную деятельность. Она раскрывает, как формировать и развивать экологиче...

Проблемы современного экологического образования младших школьников

 Мы вступили в третье тысячелетие, в эпоху новых взаимоотношений с окружающей средой. “Эпоху, когда людям, для того, чтобы выжить, приходится начинать думать по-иному, чем до сих пор.” (Н....

Национально-региональный компонент в экологическом образовании младших школьников (1-4 классы)

Чтобы сохранить и приумножить богатства нашего края нужно воспитывать у наших детей бережное отношение к окружающему миру с малых лет....