Мир вокруг нас
классный час на тему

Алачева Анастасия Александровна

Обратить внимание обучающихся на ту угрозу, которая представляет воздействие человека на окружающую среду. Активизация имеющихся знаний по темам «Воздух и его охрана», «Вода», «Охрана растений», «Разнообразие животных».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mir_vokrug_nas.docx33.21 КБ
Файл mir.pptx2.63 МБ

Предварительный просмотр:

«Мир вокруг нас»

Форма: беседа

Цель:

  • Обобщить и углубить знания о природе.

Задачи:

  • Обратить внимание учащихся на ту угрозу, которую представляет воздействие человека на окружающую природу;
  • Формировать у учащихся познавательный интерес к экологическим проблемам;
  • Учится осознавать себя, как часть природы и бережно относится к своему здоровью;
  • Воспитывать нравственное и эстетическое отношение к природе.

Оборудование:

  • Компьютер;
  • Проектор;
  • Экран;
  • Карточки с изображением жидкого, твёрдого, газообразного вещества;
  • Выставка книг Красная книга России, ХМАО - Югры;
  • Цитаты «Я не знаю ничего более прекрасного, чем планета Земля» (К. Паустовский), «Счастье – это быть с природой, видеть её, говорить с ней» (Л. Толстой);
  • Памятка «Как вести себя в лесу».

Место проведения: МКОУ «Шеркальская СОШ» кабинет №11.

Дата проведения:   16 февраля 2015 год.

Участники: обучающие 4 класса.

Продолжительность  мероприятия: 40 минут.

Предварительная подготовка:

1. Заранее объявить детям о предстоящем мероприятие.

2. Подобрать материал для создания слайдов, сопровождающих ход устного журнала.

3. Подготовить оборудование для проведения мероприятия.

План мероприятия:

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация знаний.
  3. Постановка учебной проблемы.
  4. Поиск решения экологических проблем.
  5. Физминутка.
  6. Рефлексия.
  7. Итог.

Ход занятия

1.Организационный момент.

- Долгожданный дан звонок,

   Начинается урок

   Каждый день всегда, везде,

   На уроке и в игре

   Громко, чётко говорим

   И тихонечко сидим.

- Здравствуйте, ребята.

- Садитесь.

2. Актуализация знаний.

- Начинаем наше мероприятие с блиц – опроса.

- Какую форму имеет планета Земля?

(Земля имеет шарообразную форму.)

- Как по – научному называются окружающие нас предметы?

(Тела. Любой предмет, любое живое существо можно называются тела.)

- Закончите предложение. То из чего состоят тела – это…?

(Вещество.)

- Из чего состоят вещества?

(Из мельчайших частиц.)

- В каком состоянии могут находиться вещества?

(В жидком, твёрдом, газообразном.)

- Сейчас по определению догадаться, какое я загадала вещество и подобрать иллюстрацию. Не имеет своей формы и объём?

(Газообразное.)

- Почему ты так думаешь?

(Частицы расположены далеко друг от друга.)

- Имеет форму и объём?

(Твёрдое.)

- Не имеет свой формы, но имеет объём?

(Жидкое.)

- Как расположены частицы в жидком веществе?

(Рядом друг с другом.)

3. Постановка учебной проблемы.

- Отгадайте загадку. (Слайд 2)

  Лист бумаги по утрам

  На квартиру носят нам.

  На одном таком листе

  Много разных новостей. (Газета)

- Какие названия газет вы знаете? («Октябрьские вести», «Пульс Нягани», «Детская газета», «Незнайка» и т. д.)

- (Слайд 3) Наша газета необычная, называется «Мир вокруг нас». Что изображено в центре?

- Почему он грустный?

- О чём мы будем говорить?

 

4. Поиск решения экологических проблем.

- Мы будем говорить о том, что нас окружает, о природных богатствах и о проблемах, которые возникают в природе. Сейчас мы будем говорить об этом голубом поле (показывает.). Но сначала вы должны догадаться, о чём пойдёт речь. (Слайд 4)

Через нос проходит в грудь

И обратно держит путь.

Он невидимый, и всё же

Без него прожить не можем.

(Воздух.)

- Правильно, речь пойдёт о воздухе.

- Что такое воздух?

(Смесь газов.)

- Какими способами можно обнаружить воздух вокруг нас?

(Воздух нельзя увидеть, но его можно почувствовать, если резко взмахнуть рукой или наклониться; побежать; когда дует ветер.)

- Человек вдыхает воздух в покое за 1 минуту – 7 литров; за 1 час – 450 литров; за 1 сутки – 10800 литров.

- Отчего загрязняется воздух?

(Некоторые фабрики и заводы выбрасывают из своих труб ядовитые газы, сажу, пыль. Автомобили выделяют отработанные газы, в которых очень много вредных веществ.)

- Знаете ли вы, что в воздухе содержатся микробы – очень мелкие живые существа? Среди них есть такие, которые вызывают болезни, например, грипп. Когда в комнате много людей, а окна закрыты, микробов может накопиться очень много. На все предметы оседает пыль, и микробы в ней накапливается.

- Что мы можем сделать, чтобы воздух в комнате был чист?

(Проветривать класс, удаление пыли влажной тряпкой, сделать влажную уборку, посадить комнатные растения.)

- Чистый воздух - одно из главных богатств природы, которое необходимо охранять.

- Что надо делать для охраны чистоты воздуха?

(Установка очистительных сооружений на предприятиях. Проветривание комнат, классов, удаление пыли влажной тряпкой. Для борьбы с пылью улицы города должны поливаться водой.)

- Как можно защитить себя от загрязнённого воздуха?

(Никогда не останавливайся на улице возле автомобиля с работающим двигателем. Старайтесь не находиться в тех местах, где накурено. Дым сигарет - опасный загрязнитель воздуха.)

- Если бы ты был мэром города, какие меры по охране воздуха от загрязнения предпринял бы в первую очередь?

(Посадить много зелени. Растения собирают на листьях вредные вещества. Хорошо очищают воздух.)

- Молодцы! Вы справились с задачей. Вы знаете, как нужно очищать воздух от загрязнений. Мы очистили первое поле.

- Теперь следующая наша страничка – посмотрите, что же это такое: какие – то непонятные знаки. (Слайд 5)

- Ребята, кто из вас любит слушать песни и другую музыку?

- Почти у всех есть любимые певцы и группы, их слушать особенно приятно.

- Хотите послушать? (Включить громко рок – музыку.)

- Что такое…? Вам не нравиться? Почему?

- Шум тоже является загрязнителем окружающей среды, от сильных звуков люди могут заболеть. Какие шумовые загрязнители вы можете назвать?

(Современные машины – грузовики, самолёты и т. д. издают сильные звуки.)

- А очень громкая музыка вызывает шумовое опьянение и действует как наркотик. И поэтому очень вредно включать дома магнитофон надолго и на полную мощность. Вот ещё: некоторые ребята любят пошутить – громко хлопнуть или крикнуть на ухо своего приятеля. Это очень опасно – резкий, сильный звук может разрушить слуховой аппарат.

- Что мы можем сделать, чтобы создать звуковой комфорт не только дома, но и в школе?

(Не включать громко музыку, не кричать.)

- Очистим наше поле от резких звуков и создадим звуковой комфорт. (Слайд 6)

5. Физминутка. Релаксация под тихую спокойную музыку.

Мы с вами входим в лес.

Сколько здесь разных чудес!

Руки подняли и покачали –

Это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули –

Ветер сбивает росу.

В стороны руки, плавно помашем –

Это к нам птицы летят.

Как они тихо садятся, покажем –

Крылья сложили назад.

Наклонились и присели –

Заниматься тихо сели.

- (Слайд 7) Ну вот уже два поля чистые, а мы пойдём дальше, на синюю страничку. ( (Слайд 8) Отгадайте загадку.

Я и туча, и туман,

И ручей, и океан,

И стеклянной быть могу!

Что это?

(Вода.)

- Эта страничка о воде. Где больше всего воды на Земле?

(В океанах, реках, морях, озёрах.)

- Где в природе встречается вода?

(В ручьях, снег – это вода и облака – это вода.)

- Какую роль играет вода в жизни организмов?

(Вода входит в состав любого организма. Она содержится во всех частях организма. В телах животных вода обычно составляет больше половины массы. Много воды в теле человека. Организм постоянно расходует воду и нуждается в её пополнении. Для многих организмов вода – природный дом. Одни живут в солёной воде, другие в пресной.)

- Отчего загрязняется вода в реках, озерах, морях?

- Чем опасна загрязнение воды?

(В ней могут быть вредные вещества и болезнетворные бактерии).

- Как защититься от загрязнённой воды?

(В загрязненных водоёмах нельзя купаться, а тем более пить из них воду. В наши дома вода поступает очищенной. Но совсем чистой её не назовёшь. Её надо дополнительно очищать с помощью бытового фильтрами или покупать чистую воду в бутылках).

- Как люди охраняют воду от загрязнения?

(Строят очистные сооружения. В них загрязнённая вода проходит через различные фильтры.)

- Как каждый человек должен беречь воду?

(Воду нужно использовать бережно, не тратить её напрасно, не забывать вовремя закрывать кран. Не выбрасывать в реки и озёра мусор, не мыть в них машины.)

- Посмотрите, ребята, какое красивое, чистое поле – читая вода. (Слайд 9)

- Интересные факты о воде. Человек за свою жизнь выпивает в среднем 35 тонн воды.

Один из водянистых продуктов – это арбуз. Арбуз на 93% состоит из воды.

Несмотря на то, что наша планета почти на 80% покрыта водой, для питья пригоден лишь 1%.

Вода меняет структуру в зависимости от окружающей среды. Был проведён эксперимент. Две одинаковые ёмкости с одной и той же водой. Для одной ёмкости включили тяжёлую музыку, а для другой – классическую. У той воды, которая слушала тяжёлую музыку кристаллы стали некрасивыми и неровными,  а та вода, которая слушала классическую музыку, напротив, изменила свою структуру в лучшую сторону. Кристаллы стали ровнееи красивее.

Так же был проведён подобный эксперимент: на одну ёмкость накричали, а другая вода была из церкви (святая). Позже водой из этих ёмкостей полили семена. Семена, которые полили первой водой, дали лишь 48% всходов, а семена , политые святой водой,  дали 93%.

- А теперь зелёная страничка. Почему она зелёная?

(Она зелёная потому, что основу живой природы составляют растения. Они дают пищу, лекарства, одежду, кислород – всем живым организмам.)

- Почему животные и люди не могли бы жить на Земле без растений?

(В листьях растений образуются питательные вещества. Эти питательные вещества используют животные и люди.)

- Почему с каждым годом становиться меньше лесов?

(Строят города, дороги, возделывают поля. Всё это необходимо. Но для этого приходиться уничтожать леса.)

- Что произойдёт с деревьями, если в лесу станет мало птиц?

- Назовите несколько растений, нуждающихся в охране?

(Подснежник, ятрышник, водяной орех.)

- Что люди делают для охраны растений?

(Их охраняют в заповедниках, выращивают в ботанических садах.)

- Что такое Красная книга?

(Красной она называется потому, что красный цвет – сигнал опасности. Международную Красную книгу создали в 1966 году. Храниться она в Швейцарском городе Морже. В неё записаны животные и нашей страны. В 1974 году создана Красная книга и у нас в стране.

- Человек изучил 500 тысяч видов растений;

Использует – 250 тысяч видов;

Под угрозой – 25-30 тысяч видов растений. В Красную книгу внесено около 600 дикорастущих видов.

- (Слайд 10) Родиола розовая, ещё её называют малая розочка, напоминающая аромат розы. Высотой 10-60 сантиметров. На одном корневище бывает 10-15 стеблей.

Калипсо луковичная – изящный цветок, который называют орхидеей. Это низкое растение имеет всего один продолговатый лист.

- Какое правило поведения в природе нам надо знать, чтобы растений с красивыми цветами и деревьев было много кругом?

(Не рвать цветы, не собирать букеты в дикой природе, не плести венки, не ломать ветки деревьев и кустарников. В лесу ходить по тропинкам, чтобы растения не погибали от вытаптывания.)

- Красивыми растениями надо любоваться в природе, а не губить их. Мы запомним это правило.

- Какую роль в природе и жизни человека играют животные?

(Без них многие растения не могли бы размножаться и расселяться. Необходимы животные и людям.  Не только потому, что дают продукты питания, но и потому, что почти все животные очень красивы и интересны).

- Почему многие виды животных становятся редкими?

(Вырубая лес или загрязняя воду в реке, люди губят многих диких животных, для которых лес или река – дом. Из-за хозяйственной деятельности людей и неумеренной охоты одни животные навсегда исчезли, а другие стали редкими.)  

- А каких вы можете назвать животных, которые занесены в Красную книгу?

(Фламинго, морж, тигр, орёл – беркут, жук – красотел.)

- Как нужно вести себя в природе, чтобы не причинять животным вреда?

(Подкармливать птиц зимой, а весной с помощью взрослых делать кормушки. Не подходить близко к гнёздам птиц. Не ловить и уносить домой птенцов и детёнышей зверей.)

- Что люди делают для охраны животных?

(Создаются заповедники и национальные парки.)

- (Слайд 11)О большой панде знают, наверное, все. Этот большой чёрно – белый «медведь» стал символом Всемирного фонда охраны дикой природы. А вот его родственник – малая, или красная, панда – известен гораздо меньше. Размером красная панда немного больше домашней кошки. Питается красная панда, в основном, бамбуком, но и не откажется от ягод, грибов, птичьих яиц, а иногда полакомиться и мелкими грызунами. Красная панда – ночное животное. Она отлично ползает по деревьям и проводит много времени среди ветвей.

- Ещё одно интересное животное – птица гарпия  - обезьяноед. Само название уже подсказывает, чем питается эта птица. Любимое лакомство макаки, но эта птица большая сильная птица может напасть и на некрупных млекопитающих, домашних кур и гусей. По – другому, эту птицу называют орлом и даже Птицей – Королём.

- (Слайд 12)Какое красивое зелёное поле! Конечно, ребята, не о всех растениях и животных, которые нуждаются в охране, мы смогли поговорить. Но если мы будем знать правила поведения в природе, мы поможем всем. А сейчас, посмотрите, совсем другой вид у нашего человечка. Человечек улыбается – ему хорошо в чистом мире. Он здоров. Здоровье человека – это тоже богатство природы и его надо беречь.

6. Рефлексия.

- Понравилось ли вам мероприятие?

- Что нового вы узнали для себя?

7. Итог.

- Что такое природа?

(Природа – это то, что нас окружает, но не создано человеком.)

- Что даёт природа?

- Как люди охраняют природу?

(На месте вырубленных лесов люди сажают новые. Запрещено собирать редкие растения и охотиться на редких животных. Сведения о редких растениях и животных занесены в Красную книгу.)

- Спасибо за внимание. (Слайд 13)

Литература

  1. Досуг в школе. Газета для учителей и организаторов внеклассной работы начальных и средних классов. №5, 2002
  2. Окружающий мир. Учебник для общеобразовательных учреждений. А. А. Плешаков, 2 класс, 2 часть
  3. Окружающий мир. Учебник для общеобразовательных учреждений. А. А. Плешаков, 2 класс, 2 часть
  4. http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2014/07/24/vneklassnoe-meropriyatie-mir-vokrug-nas


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мир вокруг нас Презентацию выполнила воспитатель пришкольного интерната Алачева Анастасия Александровна 15.02.2015

Слайд 2

Лист бумаги по утрам На квартиру носят нам. На одном таком листе Много разных новостей. Газета 15.02.2015

Слайд 3

Мир вокруг нас 15.02.2015

Слайд 4

Через нос проходит в грудь И обратно держит путь. Он невидимый, и всё же Без него прожить не можем . Воздух 15.02.2015

Слайд 5

Мир вокруг нас 15.02.2015

Слайд 6

15.02.2015

Слайд 7

Мир вокруг нас 15.02.2015

Слайд 8

Я и туча, и туман, И ручей, и океан, И стеклянной быть могу! Что это? Вода 15.02.2015

Слайд 9

Мир вокруг нас 15.02.2015

Слайд 10

Калипсо луковичная Родиола розовая 15.02.2015

Слайд 11

Красная панда Гарпия-обезьяноед 15.02.2015

Слайд 12

Мир вокруг нас 15.02.2015

Слайд 13

Спасибо за внимание! 15.02.2015


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Планирование по учебнику Плешакова А.А.Мир вокруг нас 1 класс

Программа по окружающему миру для 1 класса соответствует ФГОС НОО. Программа по окружающему миру курс «Мир вокруг нас» для 1 класса составлена на основе типовой программы Плешакова А.А. «Зеленый дом»...

Живой и невидимый мир вокруг нас. Творческая работа учащегося Васильева Владислава

Презентация проекта "Мое летнее открытие: микроорганизмы"...

Внеклассное мероприятие «Вокруг смеха»

Внеклассное мероприятие разработано в виде конкурсной программы, посвященной 1 апреля – Дню смеха....

Брейн-ринг «Мир вокруг нас» для 4 классов. Опубликован в журнале "Управление начальной школой".

Брейн-ринг «Мир вокруг нас» для 4 классов.Цель игры: пробуждение  интереса  младших школьников к изучению природы,  к экологии;  расширение   кругозора  обучаю...

«Солнечная система. Вращение Земли вокруг своей оси и её движение вокруг Солнца»

Открытый урок по окружающему миру в 4 классе с презентацией...