Перспективное планирование "Наблюдение в природе"
календарно-тематическое планирование на тему

Голд Елена Александровна

Перспективное планирование "Наблюдение в природе". Средняя группа

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 7._nablyudenie_v_prirode_sr_gr.doc58 КБ

Предварительный просмотр:

Наблюдение в природе

Перспективное планирование

Средняя группа

наблюдение

экспериментирование

трудовая деятельность

сентябрь

- Наблюдение за состоянием природы, погоды, отражение увиденного в календаре наблюдений. Наблюдение за изменениями погоды в солнечные и пасмурные дни, за изменением цвета листьев на деревьях и кустарниках. Наблюдение листопада – отметить наиболее видимые изменения: листья пожелтели или покраснели, сухие листья опадают, ветви на деревьях становятся голые, листьев почти не осталось).  В ветреные дни – игры с вертушками.

-Наблюдение за красотой осенних пейзажей – ранняя золотая осень, развивать эстетическое восприятие окружающего.

- Наблюдение за птицами. Перелетные птицы.

- Изготовление поделок из собранного материала. Делаем гербарий.

- Обновление материалов для опытов. Определение того, с какой стороны листа в растение проникает воздух.

- Игры с ветром (вертушки)

- Уборка участка от листьев и опавших веток. Воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней – не ломать кусты, подкармливать птиц, не мусорить.

- Освоение действий самообслуживания.

- Дежурство в группе и уголке природы – воспитывать трудолюбие, желание помогать взрослым.

- Учить  самостоятельно раскладывать подготовленные  воспитателем материалы для занятий, убирать их.

октябрь

- Расширение и обобщение представлений об осени (состояние погоды и основные осенние явления), установление зависимости между явлениями.

- Наблюдение за состоянием природы, ведение календаря наблюдений.

- Наблюдение за лужами, дождем.

- Наблюдение за почвой.

- Рассматривание листьев клена, дуба, березы, тополя и т.д. Упражнять в умении узнавать разные породы деревьев по расположению веток, плодам.

- Украшение групповой комнаты осенними листьями.

- Народные приметы, поговорки, загадки, пословицы о различных явлениях природы.

- Игры с водой «тонет - не тонет».

Элементарное экспериментирование:

с микроскопом: «Дружи с водой», «Вода - друг и недруг».

- Украшение уголка природы красивыми растенииями, цветами, осенними листьями, овощами, фруктами.

- Устройство выставки «Дары природы»

- Сбор ягод и семян для подкормки птиц и работы в уголке природы.

ноябрь

- Наблюдение за состоянием растений после заморозков: побурела трава, цветы завяли и погибли.

- Наблюдение за небом, закатом.

- Продолжение цикла наблюдений за животными. Подготовка животных к зиме.

- Рассказ воспитателя о подготовке пчел к зиме. Учить устанавливать простейшие связи между природными явлениями.

- Загадки о состоянии воды.

- Наблюдение за трудом взрослых – формировать интерес к профессиям, расширять знания об их обязанностях.

- Итоговая беседа об осени.

- Испарение воды (на морозе, в чайнике, на блюдце), таяние и замерзание воды.

- Уход за комнатными растениями – дать представление о том, что растения живые, для их роста необходимы земля, вода, тепло, свет. Эти условия им обеспечивает человек.

- Уход за рыбками – замена воды в аквариуме (совместнос воспитателем), воспитывать интерес к наблюдению, понимание необходимости помощи живым существам.

декабрь

- Наблюдение явлений природы – снегопад, метель, вьюга, пурга, оттепель, расширение представлений о явлениях неживой природы зимой (морозы, дуют холодные ветры, идет снег, замерзли реки, озера, метут метели, день становится короче ночи, небо серое, облачно, солнце почти не показывается...) Определение состояния земли и воды. Наблюдение зимнего неба, звезд, зимнего пейзажа.

- Установление связей между живой и неживой природой (погода и состояние воды, снега; время года и состояние растений, животных, одежды людей).

- Наблюдение за повадками птиц, их поведением во время подкормки. Сравнение воробья, вороны, синицы, снегиря. Развешивание кормушек для птиц.

- Закрепить знания поговорок, пословиц, загадок о зиме.

- Экскурсия на водоем – после замерзания водоема.

- Опыты со снегом, льдом.  

- Превращение воды в лед и обратно.

- Рассматривание снежинок (в лупу).

- Уборка участка после снегопада – воспитывать положительное отношение к труду, желание трудиться.

- Уход за комнатными растениями. Закрепить умения узнавать и называть растения, сравнивать их по значимым признакам (характер поверхности листьев, их количество, расположение), установление связи между особенности листьев и способами удаления с них пыли. Формировать представления о том, что растения живые.

январь

- Наблюдение за деревьями и кустарниками под снежным покровом. Сравнение дуба, березы, тополя по толщине, виду веток, ствола, по коре, оставшимся плодам.  Различие хвойных и лиственных деревьев.

- Наблюдение за птицами на участке. Осмотр участка: «Кто обедал в птичьей столовой?» Подкормка птиц семенами растений.

- Наблюдение за пробегающими кошками, собаками. Определение, кому принадлежат следы на снегу.

-Защитные свойства снега.

- Цветные льдинки.

- «Как работает термометр». Сравнение температуры воды в нескольких емкостях.

- Замораживание цветных  льдинок для опытов.

- Стряхивание снега с веток и кустарников, окапывание стволов снегом – Воспитывать понимание необходимости помощи растениям.

февраль

- Расширение и обобщение представлений о зиме  (состояние погоды и основные зимние признаки)

- Наблюдение за погодой (ясно, пасмурно, снег, ветер...)

- Наблюдение за кочующими птицами. Расширение представлений о разнообразии птиц, об их  общих признаках на основе предметных моделей.  Угадай птиц по следам на снегу.

- Посадка луковиц с ведение календаря наблюдений.

- Наблюдение за работой дворника, снегоуборочной машины – привлечение внимания к труду, его общественному значению.

- Итоговая беседа о зиме. Вспомнить приметы ранней зимы, сравнить.

- Элементарное экспериментирование «Опасная свеча».

- Дежурство в группе и уголке природы, учить самостоятельности в выполнении обязанностей дежурного.

- Совершенствовать навыки самообслуживания, приучать поддерживать порядок.

- Подкормка птиц – воспитывать бережное отношение к живым существам, желание помочь в холодное время года.

- Сбор ягод для подкормки птиц и работы в уголке природы.

- Посадка лука.

март

- Наблюдение за неживой природой – капель, ручейки, солнечные блики. Познакомить с весенним явлением – град.

- Наблюдение за снегом. Что изменилось? Померить глубину снега, сравнить снег в начале зимы, середине и конце. Весенние проталины.

- Наблюдение за состоянием погоды и природы в течении недели с целью занесения записей в календарь наблюдений.

- Наблюдение за живой природой с приходом весны.

- Наблюдение за деревьями. Закрепить названия деревьев: береза, клен, дуб, рябина, тополь. Закрепить представление о строении дерева (ствол, ветки, листья, корень).

- «Вода не имеет формы». Пускание лодочек в ручейках.

- Уход за рыбками, помощь воспитателю в смене воды. Уточнить и закрепить представления об аквариуме, как о месте обитания рыбок.

- Приучать самостоятельно и добросовестно выполнять обязанности дежурного.

апрель

- Наблюдение за неживой природой (изменение погоды, днем дольше светит солнце, виды облаков (кучевые, перистые облака). Ледоход.

- Наблюдение за живой природой.  Беседа о перелетных птицах. Обратить внимание на изменения в поведении птиц.

- Набухание почек. Рассмотреть, определить цвет, форму, величину, расположение на ветке, запах, сравнить почки березы, тополя, сирени

- Наблюдение за насекомыми – дать возможность с помощью лупы рассмотреть строение тела. Воспитывать бережное отношение к насекомым.

- Наблюдение за трудом взрослых при выполнении весенних работ. Наблюдение за трудом дворника. Отметить его специфические действия и орудия труда. Закрепить знания о работе прачки и водителя. Учить уважать труд взрослых, побуждать включаться в совместную деятельность.

- Наблюдение за жизнью улицы. Наблюдение за работой машин. Пояснить – человек придумал машины для облегчения труда.

- Способы выращивания растений (из семени, листа, луковицы).

- Посадка лука в различную почву.

- Продолжать учить выполнять различные поручения, связанные с уходом за растениями уголка природы: поливка комнатных растений, рыхление почвы.

- Привлекать детей к посеву семян (овощей, цветов), высадка рассады.

- Привлекать детей к участию в ремонте книг, настольно-печатных игр и других пособий. Учить экономно и рационально расходовать материал.

май

- Наблюдение за грозой (по возможности).

- Наблюдение за изменениями в живой и неживой природе. Набухание почек, появление первых листочков, травы. Первоцветы. Рассматривание первых весенних цветов, умение различать и называть их. Обратить внимание на красоту цветущих деревьев. Экскурсия в фруктовый сад.

- Наблюдение за погодой, ведение календаря наблюдений.

- Расширение и уточнение представлений о перелетных птицах (грачи, скворцы, ласточки). По возможности, обратить внимание детей на летящих с юга журавлей, гусей. Учить различать по внешнему виду и повадкам грача, скворца, ласточку, зяблика.

- Организация игр с песком.

- Итоговая беседа о весне.

- Рассматривание и сравнение веток растений, цвет, форма, расположение почек.

- Формировать умение наводить порядок на участке детского сада, подметать, очищать дорожки от мусора.

- Учить с помощью взрослого оценивать результаты своего труда.

              Мазурина А.Ф. Наблюдение и труд детей в природе. Пособие для воспитателей детского сада. Изд-е 3, перераб. и испр.

              М., «Просвещение», 1976


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения во 2 классе Природа для поэта – любимая и живая Ю. Коваль «Три сойки» Поход в Музейный Дом А. Дюрер «Заяц» УМК «Перспективная начальная школа»

Урок литературного чтения во 2 классе Природа для поэта – любимая и живаяЮ. Коваль «Три сойки»Поход в Музейный Дом А. Дюрер «Заяц» УМК «Перспективная начальная школа»...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Природа и творчество» для 1 классов УМК «Перспективная начальная школа»

Рабочая программа внеурочной деятельности «Природа и творчество»для 1 классовУМК «Перспективная начальная школа»...

Конспект урока "Природа и мы". 1 класс. УМК "Перспективная начальная школа"

Предмет: ОКРУЖАЮЩИЙ МИР.Класс: 1 класс.Тема: Природа и мы.Тип урока: Комбинированный.Элементы содержания: Понимание связи неживой и живой природы с окружающей средой.Данная работа содержит консп...

Володько Г.Н.Урок окружающего мира во 2 классе на тему"Красная книга России.Правила поведения на природе",УМК "Перспективная начальная школа"

            Урок окружающего мира во 2 классе на тему " Красная книга России. Правила поведения на природе" ,УМК "Перспективная начальная школа"-это открытый ...

Технологическая карта урока Окружающий мир. 3 класс. Перспективная начальная школа. Тема урока: "Человек - защитник природы".

Духовно-нравственное воспитание учащихся, как средство формирования мировоззренческой культуры обучающихся в свете требований ФГОС второго поколения.Технологическая карта урока.Класс: 3 "Б".Учитель: К...