Зов тундры. Игровая программа для начальных классов
план-конспект на тему

Cевостьянова Надежда Ивановна

Цель мероприятия: обогатить знания о природных условиях и обитателях тундры, прививать интерес к предмету окружающий мир, воспиты­вать любовь к чукотскому,  русскому языкам, развивать внимание, речь, мышление, память, логику.

Оборудование: нагрудные различительные знаки животных;  кар­точки с заданиями, грибы и кости.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zov_tundry._igrovaya_programma_dlya_nachalnyh_klassov.doc90.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 «Основная общеобразовательная школа села Энмелен»

Игровая программа для начальных классов

 «Зов тундры»

Цель мероприятия: обогатить знания о природных условиях и обитателях тундры, прививать интерес к предмету окружающий мир, воспитывать любовь к чукотскому,  русскому языкам, развивать внимание, речь, мышление, память, логику.

Оборудование: нагрудные различительные знаки животных;  карточки с заданиями, грибы и кости.

Ход игры.

Ведущий. 

Здравствуйте, дорогие детишки!
Девчонки и мальчишки!

Я приглашаю вас на увлекательную игру. Сегодня у нас веселое познавательное развлечение, где вы узнаете много интересного о вещах, знакомых и незнакомых вам ранее.

Как много в мире неизвестного, ребята!
Это не беда!
Как много в мире интересного
Новое мы можем узнать всегда!

Ведущий:  

Ведущий: Для удобства мы пойдем двумя командами. Определим команды хищников и травоядных. За победу хищники будут получать кость, а травоядные – грибочек.

Ведущий.  Сегодня мы с вами отправляемся в тундру!   Мы понаблюдаем за животными, их повадками, вспомним, как они живут. Нам помогут знания по окружающему миру, а заодно повторим русский и чукотский языки. Итак, тундра зовёт!

1. Конкурс: «Тундра ли это?»

Ведущий.  А правда ли, что мы с вами попали в тундру? Вы знаете что такое тундра? Что и кого мы можем тут встретить? Ох, и трудная работа. На рассказ пошла охота. Как бы нам не прогадать, Все ошибки разгадать!

Вам предлагается текст, в котором есть фактические ошибки, их надо найти и исправить.

- Расскажите о климатических особенностях этой зоны.

/Лето короткое, холодное. Летом наступает - полярная ночь. Несколько месяцев круглые сутки светло. Но не тепло. Температура лишь на несколько градусов выше нуля. Зимой в тундре полярная ночь. Несколько месяцев подряд солнце совсем не показывается - темнота! Когда  небо ясное светит луна, мерцают звезды. Иногда возникают удивительной красоты полярные сияния - словно разноцветный, переливающийся занавес колышется в темном небе. Очень суровое это время года. Дуют сильные ветры, часто бушует пурга, температура нередко понижается до -60°./

2. Конкурс «Кто больше?» (Перечисли животных)

Ведущий.

Итак, продолжаем захватывающий поединок между «Хищниками» и «Травоядными». Вы живете на Севере, хорошо знаете животных и птиц нашего края, сейчас это и проверим. Капитаны получают по 10 карточек с названиями животных и птиц. Из них нужно выбрать только тех, которые обитают в тундре. Команда, выполнившая задание правильно, получает жетон — кость или грибочек.

3. Конкурс «Капкан» (ребусы про животных).

Ведущий.   

Ох, какой у нас изъян!

В  тундре зверь попал в капкан.

Как могло это случиться?

Надо бы из буквенного капкана освободиться!

Ответ: волк, заяц

4. Конкурс «Разгадай кроссворд»

                 4                                       11

                                   7

                       5                 8        10    

1         3                                                   12

     2                       6               9        

Вопросы по вертикали.

  1. Хищное животное, родственное собаке.

      (Волк)

  1. Хищное животное с пышным мехом и длинным пушистым хвостом.

     (Лиса)

  1. Хищное животное с густым серым мехом и длинным пушистым хвостом. (Песец)
  2. Так называют олениху. (Важенка)
  3. Жвачное парнокопытное млекопитающее с ветвистыми рогами.

     (Олень)

  1. Птица с чёрным оперением, которая живёт вблизи населённых пунктов. (Ворон)
  2. Дикая птица из семейства куриных. (Куропатка)
  3. Большое хищное млекопитающее с массивным телом, длинной густой шерстью и короткими когтистыми лапами.

      (Медведь)

  1. Хищная ночная птица с большими глазами и крючковатым клювом.

     (Сова)

  1. Крупное морское млекопитающее с рыбообразным телом.

     (Кит)

  1. Большая болотная птица с длинными ногами, длинной шеей и прямым острым клювом. (Журавль)
  2. Крупное ластоногое морское северное млекопитающее с длинными клыками и усатой мордой. (Морж)

Вопросы по горизонтали.

Основное занятие населения тундры. (Оленеводство.)

5. Конкурс «Переведи на чукотский язык»

Ребята, переведите на чукотский язык следующие слова:

Волк  — ... и,ны                                                  Ворон — ... вэтлы                      

Медведь — ...  кэйнын, умкы                           Утка — ... гатле

Нерпа — ... мэмыл                                             Сова— ... тыкыл

Росомаха — ...  кэпэр                                        Чайка — ...йъаяк

Олень — ... кораны                                                 Куропатка — ... рэвымрэв

Заяц — ... мэлёталгын                                       Гусь — ... и,тун

Мышка  — ... пипикылгын                              Журавль  — ... кэтчанро

Кит — ... ръэв                                                    Лебедь — ... нэркук

Морж — ... рыркы                                             Гагара — ... ёкваё

Лиса — ...  ятъёл, челгырэкокалгын                Кулик — ... тутлик, пэконнальгын

Песец — ... рэкокалгын, элгар  

Горный баран  — ... кытэп          

Собака — ... ы,ттъын

Лемминг — ...гувчелкалгын

Евражка— ... йильэйил

Горностай — ... эмчьачокалгын

Лахтак — ...унъэл

 

6. Физминутка

Ведущий.   

Мы оказались с вами в тундре, ещё ничего не видим, но звуки животных слышим и довольно странные звуки.

Какой-то зверь со свистом убегает,

Его другой зверь с криком догоняет.

Кто кого тут победит?

Смекалистый и будет впереди!

7. Конкурс «Чей голос лучше?»

Ведущий. Как много звуков мы слышим от животных, но понимать их мы не в состоянии. Может быть, вам это удастся, когда вырастете, а пока...

Слышны звуки тут и там.

Кто-то рыщет по кустам.

Тот поёт, а тот кричит,

Задание — написать, кто как издаёт звуки (поёт).

Волк  — ... (воет)                               Гусь — ... (гогочет)              

Медведь — ... (рычит)                   Ворон — ... (каркает)

Олень — ... (хоркает)                   Баран — ... (блеет)

Мышка  — ... (пищит)                    Журавль  — ... (курлычет)

Морж — ... (хоркает)                      Комар — ... (пищит)

Лиса — ... (тявкает)                              Сова— ... (ухает)

Собака — ... (лает)                         Шмель — ... (жужжит)

Песец — ... (тявкает)                      Утка — ... (крякает)

Росомаха — ... (рычит, лает)

Кит — ... (фыркает)                    

 8. Конкурс «Один прыжок» 

Ведущий. Мы продолжаем путешествие по тундре. В один прыжок, при помощи только одной буквы мы попытаемся разгадать загадки.

Ах, какая незадача!

В  тундре зверь сидит и плачет,

В слове ищет букву он.

А терзаний — миллион!

Следующий конкурс очень прост. Называется он «Один прыжок». Вам надо изменить в слове всего одну подчёркнутую букву, чтобы получилось название животного, птицы, рыбы, насекомого.

майка —... (зайка)                  варан — ... (баран)

кот —... (кит)                          раки —... (маки)

корж — ... (морж)                  лук —... (жук)

 

 9. Конкурс «Звери как люди»

Ведущий.  Знакомимся ближе с обитателями тундры. Вы, наверняка, замечали, что иногда человека сравнивают с каким-либо животным: надутый как индюк, упрямый как баран и т.д.

Индюк надутый всем знаком,

Но дружат с ним, едва ли,

Не важничай, чтоб индюком

Тебя не называли.

Если вы правильно напишете названия животных, то узнаете, как в русском языке называются слова, сравнивающие людей с животными.

1. Трусливый, как …(заяц)

2. Голодный, как …(волк)

3. Преданный, как …(собака)

4. Хитрый, как... (лиса);

5. Вольный, как... (птица);

6. Мудрый, как ... (ворон);

7. Верный, как... (лебедь);

8. Косолапый, как... (медведь);

9. Быстрый, как ... (олень, лань);

10. Тихий, как..(мышь)

 

10. Конкурс «Загадки»

Ведущий. 

Переходим к конкурсу десятому,

А сейчас узнаете, к какому.

У меня есть несколько загадок,

А вы скажите столько же отгадок.

(Каждая команда поочередно отгадывает загадки о животных тундры и леса.)

1

Всю ночь летает –

Леммингов добывает.

А станет светло –

Спать летит в гнездо. (Сова.)

2

Ночью очень чутко спит,

Оленье стадо сторожит,

Волков отгоняет

И на охоте помогает. (Собака.)

3

Птицы белоснежные,

Дружные, верные.

Осенью с нами прощаются,

Весною опять возвращаются. (Лебеди.)

4

Кто в жестокую пургу

Роет норку в снегу,

В снежок зарывается,

От холода спасается? (Куропатка.)

Белая курочка, ночующая под снегом. (Куропатка.)

5

На тоненьких ножках

Под ветром дрожит,

Как только обсохнет —

За мамой бежит. (Олененок.)

6

По мхам он ходит и траве,

Носит лес на голове.

Рогами защищается —

От врагов спасается. (Олень.)

7

Через море-океан

Плывёт чудо-великан,

Пряча ус во рту,

Растянулся на версту. (Кит)

 8

В рубашке пуховой густой и добротной
Рыщет неслышно белый _________________.
Лемминга ищет – всегда на охоте
Тундры открытой вечный жилец. (
Песец)
9                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                 Не в плавках,

Не в купальнике,

А в шубе он купается!

Он, между прочим, в шубе

На белый свет является,

Он в ней – почти не виден

На льдине, на снегу…

Ой, накупался, видимо,-

Ну, всё, я побегу! (Белый медведь)

10

Носит «бивни», а не слон;

Есть усищи, а не сом,

Морем плавает, ныряет,

Сушей – еле ковыляет. (Морж)

11. Конкурс «ГолоВоломка»

Каждой команде выдается разрезанная картинка с изображением животных (одной команде — волка, другой — песца). Задача каждой команды — как можно быстрее собрать картинку.

Ведущий. 

Капитаны, подойдите

И заданье получите.

 А задание такое —

Очень даже непростое.

Вам, ребята, вместе нужно

Выложить картинку дружно.

  1. Подведение итогов. 

Ведущий. 

Наш праздник к концу подходит,

Жюри итоги наши подводит,

Чтобы нам не горевать,

Надо песню запевать.

ПРИЛОЖЕНИЕ

№ 7

                                           

Волк  — ...  

Собака — ...                      

Морж — ...  

Олень — ...  

Лиса — ...  

Росомаха — ...  

Мышка  — ...                    

Медведь — ...  

Баран — ...                          

Песец — ...  

Ворон — ...  

Журавль  — ...  

Сова— ...  

Гусь — ...  

Шмель — ...  

Комар — ...  

Кит — ...  

Утка — ...  

                   

______________________________________________________________________                            

№ 8

варан — ...  

майка —...                        

лук —...  

кот —...                              

корж — ...  

раки —...                            

 

 

______________________________________________________________________

№9

Трусливый, как …

Преданный, как …

Вольный, как...  

Верный, как...  

Тихий, как..

№9

Голодный, как …

Хитрый, как...

Мудрый, как ...

Косолапый, как...

Быстрый, как ...

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проведение методической недели в начальной школе по теме «Современные педагогические информационные, компьютерные и игровые технологии в начальных классах, их роль в образовательном процессе»

Важнейшим средством повышения педагогического мастерства учителей, связующим в единое целое всю систему работы гимназии, является методическая работа. Роль методической работы значительно возрас...

Игровая программа для начальных классов "Здоровье - овощи плюс фрукты, плюс ягоды"

Цель - убедить детей, что зелень, овощи, ягоды, фрукты должны стать привычными на нашем столе, привить любовь к растительной пище. Дети рассказывают легенды об овощах....

Игровая программа для начальных классов «Я и мамочка моя»

Игровая программа «Я и мамочка моя» Цель: Сплочение коллектива детей и родителей. Задачи: 1. Воспитать в детях чувство любви и уважения к своей маме, чувство гордости за неё. 2. Учить детей работать в...

Сценарий познавательно-игровой программы для начальных классов, посвященный году театра

Данная разработка для детей 9-11лет. Написана с целью объединения детей в творческом процессе, раскрытия интересного мира искусства.Дети участвуют в конкурсах "Импровизация", "Сценическ...

Сценарий новогодней игровой программы для начальных классов «Зима в Простоквашино».

Новогодний сценарий игровой программы для начальной школы. Встреча двух миров. В Простоквашино случайно забрели миньоны. Поймут ли персонажи друг друга? ...

Тундра зовёт. Познавательная программа для начальных классов

Тундра зовёт. Познавательная программа для начальных классов...

Самоанализ внеклассного мероприятия в начальной школе. Конкурсно - игровая программа для 1 класса "В гостях у сказки"

Самоанализ внеклассного мероприятия поможет колегам в анализе их мероприятий.конкурсно- развлекательная программа - готовый суенарий мероприятия....