КВН по сказкам Г.Х.Андерсена
методическая разработка на тему
Воспитывать познавательный интерес к русской литературе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kvn_po_skazkam_g.h.andersena.doc | 60 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа села Энмелен»
Внеклассное занятие по русской литературе.
КВН по сказкам Г.Х.Андерсена.
Цель мероприятия:
расширять кругозор учащихся;
развивать речь, память и внимание уч-ся;
воспитывать познавательный интерес к русской литературе.
Дети заранее разбиваются на две команды, выбирают названия команд, капитанов. В конкурсах команды за каждый правильный ответ получают по одному баллу.
1. Из биографии
- Перед вами портрет великого сказочника.
Ганс Христиан Андерсен родился в Дании, в маленьком городке Оденсе.
Это была страна лесов, гор, водного мира.
Жил он в семье прачки и сапожника. Первые сказки он услышал от отца. Мальчик переделывал сказки по-своему, украшая их, и в неузнаваемом виде снова рассказывал их. Андерсен был единственным ребенком в семье и, несмотря на бедность родителей, жил вольно и беззаботно. Его никогда не наказывали. Он занимался только тем, о чем всегда мечтал. А мечтал он обо всем, что только могло придти в его голову. У Ганса были самодельные игрушки, картонный кукольный театр. Он забивался в уголок и сам сочинял и разыгрывал для себя спектакли. Чего он только на переделал в юные годы — и башмаки чинил, и был певцом, и ходил в школу танцев. В 1819 году, когда ему было 14 лет, он отправился в Копенгаген, чтобы стать актером. Но дирекцию театра привлёк не актерский талант, а писательский дар Андерсена.
В 1835 году ( в 30 лет) издает три сборника своих произведений «Сказки, рассказанные для детей». Постепенно сказки занимают основное место в его творчестве. Потом выходят самые чудесные сказки: «Стойкий оловянный солдатик», «Соловей», «Гадкий утенок», «Дюймовочка», «Свинопас».
Всего Андерсен написал 170 сказок.
В настоящее время без его сказок немыслимо детство любого человека. Его имя стало символом всего настоящего, чистого, высокого. Не случайно Высшая международная премия за лучшую детскую книгу носит его имя — это Золотая медаль Ганса-Христиана Андерсена, которую присуждают раз в два года самым талантливым писателям и художникам.
2. Конкурс «Сказка начинается… А как она называется?»
Вопросы 1 команде:
1) «Далеко-далеко, в той стране, куда улетают от нас на зиму ласточки, жил король. Было у него 11 сыновей и одна дочь»
(«Дикие лебеди»)
2) «Шёл солдат по дороге. Раз-два! Раз-два! Ранец за спиной, сабля на боку. Он шёл домой с войны. На дороге встретилась ему старая ведьма»
(«Огниво»)
Вопросы 2 команде:
1) Ну, начнём! Дойдя до конца нашей истории, мы будем знать больше, чем сейчас. Так вот, жил-был тролль, злой-презлой, сущий дьявол. Раз был он в особенно хорошем расположении духа: смастерил такое зеркало, в котором всё доброе и прекрасное уменьшалось дальше некуда, а всё дурное так и выпирало, делалось ещё гаже»
(«Снежная королева»)
2) Жил-был принц, и хотелось ему взять, за себя принцессу, но только настоящую…»
(«Принцесса на горошине»)
3. Конкурс «Угадай героя сказки!»
Вопросы 1 команде:
1) «Боже мой, на что она была похожа! Вода бежала с ее волос и платья прямо в носки башмаков и вытекала из пяток, а она все-таки уверяла, что она настоящая …»
(Принцесса. «Принцесса на горошине»)
2) Они вынуждены были жить на чужбине, лишь раз в год им позволено было возвращаться и проводить на родине всего одиннадцать дней; колдовскими чарами были лишены человеческого облика; освободились от злого заклятья с помощью одежды, изготовленной из стеблей жгучего растения руками близкого им человека.
(Братья Элизы; «Дикие лебеди»)
3) «Он некрасив, но у него доброе сердце, и плавает он не хуже, смею даже сказать – лучше других. Я думаю, что он вырастет, похорошеет или станет со временем поменьше».
(Гадкий утенок. «Гадкий утенок»)
4) Эта героиня:
а) хороша собой (все, кто видел её, утверждали, что никогда не встречали такой прелестной девушки), “стала первой красавицей при дворе, но оставалась... немой...”;
б) обладала “плавной, скользящей походкой” – ни одна танцовщица не могла сравниться с ней, но никто не знал, что ступала она “как по лезвию ножа”, каждый шаг причинял ей невыносимую боль;
в) мечтала обрести бессмертную душу, как у людей, но обратилась в морскую пену.
(Русалочка, главная героиня одноимённой сказки.)
5) «Сын был тоже мокрый и безобразный – точь-в-точь, как и его мать, старая…»
(Сын жабы, «Дюймовочка»)
Вопросы 2 команде:
1) а) инвалид с рождения; не повезло ему и впоследствии: он выпал с третьего этажа дома;
б) совершил, вопреки собственному желанию, небывалый круиз, включающий в себя пребывание в желудке у рыбы;
в) во всех жизненных испытаниях “держался стойко, как и полагается настоящему солдату: ружьё на плече, голова прямо, грудь вперёд”.
(Стойкий оловянный солдатик, герой одноимённой сказки.)
2) «У него огромные залы, а ходит он в чудесной бархатной шубке. Беда только, что он слеп».
(Крот. «Дюймовочка»)
3) «Она была старая и страшная. Нижняя губа у нее отвисла до самой груди»
(Ведьма, «Огниво»)
4) Эта героиня была так упряма и избалована, что могла укусить свою мать за ухо. Но и её тронула история девочки, которая ищет своего названного брата. Кто она, из какой сказки?
(Маленькая разбойница из сказки «Снежная королева».)
5) Эта героиня
а) хороша собой (все, кто видел её, утверждали, что никогда не встречали такой прелестной девушки), “стала первой красавицей при дворе, но оставалась... немой...”;
б) обладала “плавной, скользящей походкой” – ни одна танцовщица не могла сравниться с ней, но никто не знал, что ступала она “как по лезвию ножа”, каждый шаг причинял ей невыносимую боль;
в) мечтала обрести бессмертную душу, как у людей, но обратилась в морскую пену.
(Русалочка, главная героиня одноимённой сказки.)
4. Конкурс «Самые-самые - сказки и герои»
( задавать вопросы по очереди каждой команде)
- Самая короткая сказка. («Принцесса на горошине»)
- Самая грустная сказка. («Русалочка»)
- Самая зимняя сказка. («Снежная королева»)
- Самая смешная сказка. («Новый наряд короля»)
- Самая крошечная девочка. (Дюймовочка)
- Самый богатый жених. (Крот)
- Самый красивый наряд короля. (Воображаемый)
- Самая настоящая принцесса. (Принцесса на горошине)
- Самая злая королева. (В сказке «Дикие лебеди»)
- Самая знатная утка. (В сказке «Гадкий утенок»)
- На долю какого героя выпали самые большие беды и несчастья?
(Гадкий утенок. Допускается:Стойкий оловянный солдатик)
- Самый бедный принц. (В сказке «Свинопас»).
- Самая старая и уродливая ведьма. (В сказке «Огниво»)
- Самый бравый, добрый и находчивый солдат. (В сказке «Огниво»)
- Самый гадкий и страшный жених. (Жаба из сказки «Дюймовочка»)
- Самый молчаливый герой. (Стойкий оловянный солдатик)
- Самая молчаливая героиня. (Танцовщица из сказки «Стойкий оловянный солдатик»)
- Ваша самая любимая сказка Г.-Х. Андерсена. (Дети называют).
5. Конкурс «К какой сказке относятся подборки слов?»
1) Солнце, снег, лампа, стекло, зеркало, утро, роза, олень, дружба, ворона («Снежная королева»)
2) Трава, жаба, кольцо, крапива, карусель, терпение. («Дикие лебеди»)
3) Море, ветер, колдовской напиток, боль, принц. («Русалочка»)
4) Лебедь, яйцо, мечта, утка, мороз, вода, курица. («Гадкий утёнок»)
5) Тюфяк, карета, ливень, калоши, принцесса. («Принцесса на горошине»).
6) Нора, мышь, крыло, цветок, эльф. («Дюймовочка»).
6. Конкурс «Расшифруй героев сказки и назови из какой сказки эти герои.
1 команда
Сказка «Дюймовочка»
ТОКР, ШЬМЫ, ЖКУ,АБАЖ,СТОЧКАЛА, ФЭЛЬ
Ответ: крот, мышь, жук, жаба, ласточка, эльф
2 команда
Сказка «Гадкий утёнок»
КАТУ,НОКУТЕ, ТОК, ЦАРИКУ, ХАСТАРУ, ТЕПХУ
Ответ: утка, утёнок, кот, курица, старуха, петух.
7. Конкурс «Знакомые предметы»
В сказках волшебными бывают не только герои, но и вещи. Сейчас мы оправимся в музей «Вещи героев Андерсена». В старину музей, где хранились всякие диковинные вещи, называли «кунсткамерой»:
Кунсткамера наша полна экспонатов.
Все эти предметы служили когда-то
Принцессам, и принцам, и людям незнатным,
И бравым солдатам, и дамам богатым.
Об этих предметах историй забавных
Мы множество знаем - и грустных, и славных.
На нашем столе лежат предметы, принадлежащие героям сказок Андерсена. Вы должны отгадать, кому они принадлежат, и из какой они сказки:
- Горошина – «Принцесса на горошине»
- Роза – «Снежная королева», «Свинопас»
- Ворон – «Снежная королева»
- Грецкий орех – «Дюймовочка»
- Зеркало – «Снежная королева»
- Зонтик – «Оле-Лукойе»
- Собака – «Огниво»
- Вешалка – «Новое платье короля»
- Ложка – «Стойкий оловянный солдатик»
- Брошка – «Стойкий оловянный солдатик»
- Спички – «Девочка со спичками»
- Бумажный кораблик («Стойкий оловянный солдатик»)
- Верёвка – ею нужно обвязываться, чтобы спускаться в дупло. («Огниво»)
- Бусы из ракушек («Русалочка»)
- Крапива («Дикие лебеди»)
- Волшебный напиток («Русалочка»)
8. Конкурс «Гонка за лидером»
1. Для чего ведьме надо было, чтобы солдат спустился в дупло?
(Сказка “Огниво”. Чтобы забрать волшебное огниво)
2. Для чего ведьме нужно было огниво?
(Сказка “Огниво”. Если ударить по кремню, появлялась собака и выполняла желания)
3. Кто это и из какой сказки?
“Боже мой! На что она была похожа! Вода бежала с её волос и платья прямо в носки башмаков и вытекала из пяток”.
(“Принцесса на горошине”)
4. Во сколько лет Русалочкам разрешалось всплывать на поверхность моря?
(Сказка “Русалочка”. В 15 лет)
5. Что отдали сёстры Русалочки ведьме за то, чтобы ведьма избавила Русалочку от смерти?
(Сказка “Русалочка”. Волосы)
6. Кто посмел сказать королю, что он голый?
(Сказка “Новое платье короля”. Ребёнок)
7. Сколько было братьев оловянных солдатиков?
(Сказка “Стойкий оловянный солдатик”. 25)
8. Из чего были сделаны солдатики?
(Сказка “Стойкий оловянный солдатик”. Из оловянной ложки)
9. Почему король не узнал свою дочь?
(Сказка “Дикие лебеди”. Злая королева натёрла Элизу соком грецкого ореха, вымазала лицо вонючей мазью, спутала волосы)
10. Где Элиза впервые увидела своих братьев-лебедей?
(Сказка “Дикие лебеди”. На берегу моря)
11. Как братья перенесли Элизу через море?
(Сказка “Дикие лебеди”. Сплели сеть, посадили в неё Элизу и, взяв сеть в клюв, полетели)
12. Что помогло определить в вымокшей незнакомке принцессу?
(Сказка “Принцесса на горошине”. Горошина.)
13. Как звали друга Герды?
(Сказка “Снежная королева”. Кай.)
14. Какие приключения пережила Дюймовочка?
(Её украла жаба для того, чтобы женить на своём сыне. Рыбки помогли уплыть от жабы, но её похитил майский жук. Потом всё лето она прожила одна в лесу, попала к мышке, которая хотела выдать её замуж за крота. Спасла ласточку и с ласточкой улетела в дальние края, где познакомилась с эльфом.)
15. За что же на птичьем дворе все обижали гадкого утёнка?
(Сказка “Гадкий утёнок”. Он был не похож на других)
16. Почему, когда крестьянин принёс гадкого утёнка домой, и дети решили с ним поиграть, утёнок испугался?
(Сказка “Гадкий утёнок”. Он привык, что его все обижают, и ни от кого не ждал добра)
17. Какое слово складывал Кай из льдинок?
(Сказка “Снежная королева” Вечность.)
18. Куда унесла снежная королева Кая?
(Сказка “Снежная королева”. В Лапландию и дальше в Финляндию)
19. Как Герде удалось отогреть Кая?
(Горячие слёзы Герды упали Каю на грудь, проникли в сердце и растопили осколок зеркала. Поцеловала Кая в обе щеки и они зарделись , поцеловала руки и ноги и он опять стал бодрым и здоровым)
20. Кто так говорил: «Ко-акс, ко-акс, брехке-ке-кекс!»
9. Подведение итогов.
- Какой теме было посвящено занятие?
- Что запомнилось?
- Какое задание понравилось больше всего?
Приложение.
1 команда
ТОКР, ШЬМЫ, ЖКУ, АБАЖ, СТОЧКАЛА, ФЭЛЬ
2 команда
КАТУ, НОКУТЕ, ТОК, ЦАРИКУ, ХАСТАРУ, ТЕПХУ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект логопедического занятия "Развитие фонетико-фонематических процессов на материале слов различной звукослоговой структуры.Путешествие в сказку Г.Х. Андерсена «Снежная королева»".
Игра-презентация по коррекции дисграфии на почве нарушений языкового анализа и синтеза....
Викторина по сказкам Г.Х.Андерсена
Презентация. Можно использовать как на уроках литературного чтения, так и во внеклассной работе по предмету....
Урок внеклассного чтения «О дружбе, верности, любви по сказке Г. Х. Андерсена «Снежная королева»."
• Класс: 4 • УМК: Школа России • Учебный предмет: внеклассное чтение ...
Урок -путешествие по сказкам Х.К. Андерсена.
Данный урок ставит своей целью - познакомить учащихся с жизнью великого сказочника, его творчеством. Урок построен в форме путешествия, в котором принимают участие "сам сказочник", герои его сказок. У...
Тесты по литературному чтению Сказка Г.Х. Андерсена "Дюймовочка"
Данный проверочный материал поможет активизировать работу на уроке литературного чтения....
Викторина по сказкам Г-Х Андерсена
Вопросы и занимательные задания по творчеству Андерсена...