Урок -путешествие по сказкам Х.К. Андерсена.
материал по чтению (4 класс) на тему
Данный урок ставит своей целью - познакомить учащихся с жизнью великого сказочника, его творчеством. Урок построен в форме путешествия, в котором принимают участие "сам сказочник", герои его сказок. Учащиеся на уроке не только знакомят нас с фрагментами сказок, но и знакомят с письмами, которые они написали Андерсену, рисунками. Ребята инсценируют отдельные эпизоды сказок.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok-_puteshestvie_po_skazkam_h.k._andersena.docx | 21.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Урок-путешествие по сказкам Х.К. Андерсена
Цели: продолжить знакомство с творчеством великого сказочника,
развивать устную речь учащихся,
продолжить работу по развитию творческих способностей учащихся
Оформление:
- Портрет Х.К. Андерсена
- Грамзапись Грига «Сказки»
- Книжная выставка.
- Слово учителя (на фоне музыки)
Есть на свете страна, которую мы узнаём и начинаем любить с самого раннего возраста.
Это Дания. Маленькая северная страна, с трёх сторон окружённая морем, пленяет нас с детства, потому что в ней жил и писал величайший сказочник мира Х.К. Андерсен.
Сказочник любил путешествовать.
Получил он как-то много денег, мог бы купить дом, чтоб свой был. С садом даже. А он взял да и купил на эти деньги билет на пароход, потому что в Англии – писатель Диккенс, который написал много прекрасных и добрых романов. И встретиться с Диккенсом было для Андерсена важнее, чем купить дом.
А однажды он проезжал в дилижансе в Италии.
Была весна, ночь, полная крупных звёзд. В дилижанс село несколько деревенских девушек. Было так темно, что пассажиры не могли рассмотреть друг друга. И между ними начался шутливый разговор. Андерсен стал рассказывать девушкам о них самих. Он говорил, как о сказочных принцессах. Он увлёкся: восхвалял их зелёные сказочные глаза, пушистые косы, рдеющие губы, тяжёлые ресницы. Каждая была прелестна в описании сказочника. И по-своему счастлива. Девушки смущённо смеялись, но, несмотря на темноту, писатель заметил, как у некоторых из них блестели в глазах слёзы. Одна из попутчиц попросила, чтобы он описал им себя.
2 Работа с портретом:
- Каким предстал Андерсен перед девушками?
- Что поражает в его лице?
-Может ли этот человек быть жестоким?
Да, Г.Х, Андерсен был некрасив, и он это знал, но знал он и другое: главное в человеке –его душа . Душа, открытая навстречу добру ,искренности ,любви.
А другая девушка попросила попутчика рассказать о своей жизни.
3Что рассказал Андерсен девушкам? (рассказ учащегося)
Андерсен родился в маленьком датском городке Оденсе в семье сапожника. В детстве он был не такой, как другие мальчики. Не бегал, не строил игрушечные мельницы и корабли. Родители хотели научить сына какому-нибудь ремеслу, но у него ничего не получалось. Всё валилось из рук: и молоток, и гвозди, и иголка. Думали, что он лентяй и тупица. А он вовсе и не был лентяем и тупицей .Просто он всё время мечтал и фантазировал .Сами по себе приходили к нему в гости причудливые сказки. Из-за этого он и грамоте выучился позже других детей. Подростком уехал Г.Х.Андерсен в столицу Дании. Кем только не работал он, чтобы прокормиться! Но сказки не оставляли его. И постепенно он стал известным писателем - сказочником. Сказки не считались тогда настоящей литературой. За них платили очень мало, над их автором часто насмехались. Андерсен был очень беден. Он был плохо одет, у него не было собственного дома, но это не огорчало его. Раз он шёл по улице, а навстречу ему один богатый литератор. Узнал сказочника и говорит: «Господин Андерсен, неужели то,что у Вас на голове, Вы считаете шляпой?» Андерсен не растерялся и ответил: «Господин такой-то, а неужели то, что у Вас под шляпой, Вы считаете головой?» Вот таким был великий сказочник.
Учитель:
- Да, нелегко пришлось писателю, много испытал он. И всё же он счастливый человек. Его любили, любят и взрослые , и дети.
Итак, мы представили, о чём мог бы произойти разговор в дилижансе.
4 Первая остановка на станции «Копенгаген»
- краткий рассказ о Копенгагене.
Учитель:
-А наше путешествие продолжается по улочкам Копенгагена.
Кругом приветливые лица, простые люди узнают Андерсена, нежно улыбаются ему, машут вслед рукой. Да это и понятно. Он был певцом бедняков, хотя и короли считали за честь пожать его сухощавую руку.
Разве можно быть равнодушным, слушая его забавные истории, видя вот эти предметы?
5 Следующая остановка на станции «Угадай»
- Из каких сказок пришли к нам вот эти предметы? Краткий пересказ понравившегося эпизода.
1.Ранец («Огниво»)
Шёл солдат по дороге: раз-два, раз-два! Ранец за спиной, сабля на боку, он шел с войны.
2. Горошина (« Принцесса на горошине»,
3.Ложка («Стойкий оловянный солдатик»,
Было когда-то 25 оловянных солдатиков, родных братьев по матери – старой оловянной ложки.
4.Сеть («Дикие лебеди»
Всю ночь провели они за плетением сетки из гибкого лозняка и тростника; сетка вышла большая и прочная
- «Жаба»
Сядь Элизе на голову, когда она войдёт в купальню, пусть она сделается такой же тупой и ленивой, как ты.
- Серные спички «Сундук –самолёт»
Жила-была пачка серных спичек, очень гордых своим высоким происхождением; глава их семьи, то есть сосна, была одним из самых крупных и старейших деревьев в лесу.
- Зонтик «Оле-лукойе»
Под мышками у него по зонтику: один с картинками, который он раскрывает над хорошими детьми, и тогда им всю ночь снятся чудеснейшие сны.
Учитель:
- Молодцы, я вижу вы читали сказки, знаете героев, а теперь…
- попробуйте отгадать, из каких сказок пришли к нам эти герои? (инсценировки сказок)
1. «Свинопас»,
2. «Принцесса на горошине»,
3. «Дюймовочка»,
4. «Голый король».
Учитель:
А наш дилижанс движется дальше.
6 И вот он подъехал к почтовому отделению. Здесь Андерсену вручили много писем. Некоторые мы прочитаем вместе с ним.
- Чтение писем Андерсену.
- Ребята, на секунду представим, что тролль сделал своё злое дело, и вот кусочек волшебного зеркала попал в наш класс, в наши сердца.
7 Следующая станция «Какие мы? Какими же мы будем?»
- Кто хочет воспроизвести эту картину?
Учитель:
-Хватит, хватит. Мне страшно стало. Вот видите, ребята, что может произойти, если восторжествуют тролли. И поэтому мы все должны сделать, чтобы было больше добрых фей, а не троллей.
- Ребята, я несколько раз произнесла слово тролль.
8Словарная работа.
- Что означает слово тролль? (злой волшебник)
- И можно ли, не читая сказки сказать, что она нерусская?
9 Наше путешествие заканчивается. Мы остановились у последней станции «Художественной». Ребята проиллюстрировали свои любимые сказки. Оцените их рисунки.
Заключительное слово учителя:
Наше путешествие на сегодняшний день закончилось.Мы познакомились с замечательным человеком,писателем,мы встретились со сказочными героями, которые очень похожи на нас,потому что они,как и мы, мечтали о счастье,о победе добра ,они ненавидели зло и несправедливость. А сейчас мы должны немного отдохнуть, поразмыслить, пофантазировать, а дома
1 ряд:составить кроссворд по прочитанным сказкам Г.Х.Андерсена
2 ряд: придумать сказку «Что было бы,если б Дюймовочка вышла замуж за крота?»
3 ряд: написать сказку из жизни заколдованного друга.
И закончить урок-путешествие я хочу следующими словами Андерсена, которые говорят о народной основе произведений сказочника.
В цветущей Дании, где свет увидел я,
Берёт мой мир своё начало.
На датском языке мать песни мне певала,
Шептала сказки мне родимая моя
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект логопедического занятия "Развитие фонетико-фонематических процессов на материале слов различной звукослоговой структуры.Путешествие в сказку Г.Х. Андерсена «Снежная королева»".
Игра-презентация по коррекции дисграфии на почве нарушений языкового анализа и синтеза....
ПУТЕШЕСТВИЕ ПО СКАЗКАМ Г- Х АНДЕРСЕНА.
ЦЕЛЬ: закрепить материал, изученный на уроках литературного чтения; развивать интерес к творчеству Андерсена; воспитывать чувство коллективизма, сплочённости, умение работать в команде....
Театрализованный урок по литературному чтению.«Путешествие в СКАЗКИ Г.-Х. Андерсена»
Имя Г.-Х. Андерсена знает каждый с самого раннего детства, а если кто-то и не помнит его имени, то уж сказки, написанные им, слышали и читали все. Это «Гадкий утёнок», «Оле-Лукойе», «Огниво», «П...
Игра -путешествие по сказкам Г.Х. Андерсена 3 кл
урок внеклассного чтения в 3 классе по сказкам Г.Х. Андерсена...
Урок внеклассного чтения во 2 классе " Путешествие по сказкам Г.Х. Андерсена"
Тема: Внеклассное чтение. Андерсен «Пятеро из одного стручка». Цель урока: расширять знания детей о жизни и творчестве датского сказочника Г. Х. Андерсена; познакомить со сказкой « Пяте...
Занятие внеурочной деятельности "Эрудит" на тему "Путешествие по сказкам Г.Х.Андерсена" (2 класс)
Тип занятия - занятие построения системы знаний. Построено в соответствии с дидактическими и общепедагогическими принципами: принцип непрерывности, принцип доступности, принцип активности (поддерживал...
Внеклассное мероприятие «Путешествие по сказкам Г.Х.Андерсена» для начальных классов.
Презентация для 1-4 классов...