Конкурс Грамотеев Игровая программа
методическая разработка на тему

Cевостьянова Надежда Ивановна

Расширить словарный запас учащихся, прививать интерес к предмету, воспитывать любовь к русскому языку, развивать внимание, речь, мышление, память, логику.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konkurs_gramoteev_igrovaya_programma.doc59.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 «Основная общеобразовательная школа села Энмелен»

Внеклассное занятие по русскому языку.

Конкурс грамотеев.

Цель мероприятия:

Расширить словарный запас учащихся, прививать интерес к предмету, воспитывать любовь к русскому языку, развивать внимание, речь, мышление, память, логику.

Дети заранее разбиваются на две команды, выбирают названия команд, капитанов.

1. Конкурс «Угадай букву»

Ведущий читает стихотворение, игроки должны на слух определить, какая буква (звук) встречается в стихотворении чаще других.

Дятел дерево долбил,

Деда стуком разбудил.

Дятел, дятел

Дуб долбит,

В щепки дерево дробит.

- Дятел, в дереве – дыра,

Перестать давно пора! (Буква Д.)

- Кра! – кричит ворона. Кража!

Караул! Грабёж! Пропажа!

Вор подкрался очень рано!

Брошь украл он из кармана!

Карандаш!

Картонку!

Пробку!

И красивую коробку!

- Стой, ворона, не кричи!

Не кричи ты, помолчи

Жить не можешь без обмана!

У тебя ведь нет кармана!

- Как! –

Подпрыгнула ворона

И моргнула удивлённо.

Что ж вы раньше не сказали?

Кар-раул!

Кар-рман украли! (В.Орлов)

(Буква А. Обычно дети попадаются в «ловушку», слыша: «Кар-раул!

Кар-рман украли!» и называют Р.)

2. Конкурс «Волшебная буква»

Каждая команда получает по карточке с одинаковым текстом:

– Возьмите букву и прибавьте к ней часть лица, чтобы получилось животное.

– Прибавьте к той же букве травянистое растение, и перед вами окажется дерево.

– Если прибавите к той же букве морское животное – оно тут же превратиться в насекомое.

– С помощью этой буквы можно кожаный пояс сделать камнем, а рыб – кузнечным или столярным инструментом. Догадались, какая это буква?

(Буква К. К-рот, к-лен, к-омар, к-ремень, к-лещи. )

Выигрывает команда, первой справившаяся с заданием.

3. Конкурс «Грибной кузовок»

Каждая команда получает корзиночку для «сбора грибов», в которой находится 1 карточка со слогами: «КА-РО-МАС-ЛЕ…» (см. в конце стихотворения) и 8 чистых листочков.

По тропинке во весь дух

Мчится по лесу петух.

Он кричит: Ку-ка-ре-ку!

Честь и слава грибнику!

Я наполнил кузов мой

И бегу скорей домой.

Из-под ёлки фыркнул ёж:

– Все грибы ты растрясёшь!

Ёжик прав: у петуха

В кузовке одна труха:

Ка-ро-мас-ле-сы-еж-вик,

Нок-под-оси-вик-ры-ка-жик,

Ка-сич-ли-под-ре-бе-зо-но,

Нуш-ик-ка-ин-пе-мок-вол-ов-о.

Соедините ножки и шляпки грибов вместе. Не удивляйтесь, если не найдёте их рядом: они могут быть на дне корзинки или лежать сверху. Кто быстрее наполнит свой кузовок грибами? «Грибы» - карточки со словами. Каждая команда складывает грибы в свой кузовок в течение двух минут и вручает его жюри.

(Маслёнок, подосиновик, волнушка, сыроежка, подберёзовик, рыжик. Опёнок, лисичка.)

4. Конкурс «Сколько слов»

На доске чертится круг с шестью буквами. Сколько различных слов – имён существительных – вы здесь прочтёте? Можно читать по ходу часовой стрелки и в обратном направлении, слова можно складывать из любого количества букв, только читайте их обязательно подряд.

Осадок: оса, док, коса, садок, сад, сок, ода, ад, око, код – 11 слов.

Когда время истечёт (1 мин), та команда, у которой получилось больше слов, читает их.

5. Конкурс «Лесенка»

Игроки записывают на листах одну и ту же букву «Д». Под этой буквой надо написать слово из двух букв, начинающееся на «д», ниже – из трёх, четырёх и так далее.

Д

ДО

ДОМ

ДВОР

ДВЕРЬ

Выигрывает тот, кто за определённое время выстроит самую высокую лесенку.

6. Игра «Кто быстрее»

Все рифмы соединить по смыслу так, чтобы получилось стихотворение.

№1

солнце……..глядится

струится …..синица

птица ……...садится

в воду …….. водица

солнце…….. садится

струится ….. водица

птица ……... синица

в воду …….. глядится

№2

чистой…   поётся

синица…   сегодня

славно…   водицы

звенится…напьётся

чистой… водицы

синица… напьётся 

славно… сегодня

звенится… поётся

7. Анаграммы.

Придумайте новые слова, состоящие из этих же букв, но расположенных в другом порядке.

 

В океане он живет

И мала ему река.

Буквы вставь наоборот –

Будет дергаться щека.

(Кит-тик)

Меня найдешь на корабле,

Я – слово издавна знакомое.

Но буквы переставь во мне

И ты получишь насекомое.

(Корма-комар)

Задачу ты решишь свободно:

Я – небольшая часть лица,

Но, если ты прочтешь меня с конца,

Тогда увидеть можно, что угодно.

(Нос-сон)

Меня разыскивают все,

Когда дефект есть в колесе,

Шоферу каждому в дороге

Могу я пользу принести,

Но поменяй местами слоги –

И буду я в лесу расти.

(Насос-сосна)

Лежу я на земле,

Прибитая к железу,

Но буквы переставь –

В кастрюлю я полезу.

(Шпала-лапша)

Эта птица в небе вьется.

А буквы поменяй местами,

Полный зёрен к земле гнется.

(Сокол-колос)

Я прежде обувью служил,

Крестьянин мною дорожил.

Но если буквы переставишь,

Меня одеждой быть заставишь.

(Лапоть-пальто)

8. Шарады

Слог первый мой – предлог.

Второй слог – летний дом.

А целое порой

Решается с трудом.

(За-дача)

Часть первая простая – это нота,

А со второй встречаться неохота,

Корова может ею нас боднуть!

А слово в целом означает «путь».

(До-рога)

Часть первая – предлог, он всем знаком.

Вторая часть – густой сосновый лес.

А словом в целом окружают лес,

Чтобы коварный вор в него не влез.

(За-бор)

Вот ворона закричала -

Мы услышали начало.

На болоте — завершенье.

В целом — мастера творенье.

(Кар-тина)

Слог первый в числах поищите,

В нем букву слева замените,

Второй — военное сраженье,

Все — моря сильное волненье.

(При-бой)

Мой первый слог в линейках нотных,

Два остальных — защита у животных.

А целое соединит всегда

Деревни, села, города.

(До-рога)

 

Мой первый слог – предлог,

Второй – сигнал беды.

А весь я иногда

Так нужен для воды.

(На-сос)

 

9. Подведение итогов.

- Какой теме было посвящено занятие?

- Что запомнилось?

- Какое задание понравилось больше всего?

Приложение.

Ка-ро-мас-ле-сы-еж-вик,

Нок-под-оси-вик-ры-ка-жик,

Ка-сич-ли-под-ре-бе-зо-но,

Нуш-ик-ка-ин-пе-мок-вол-ов-о.

 Ка-ро-мас-ле-сы-еж-вик,

Нок-под-оси-вик-ры-ка-жик,

Ка-сич-ли-под-ре-бе-зо-но,

Нуш-ик-ка-ин-пе-мок-вол-ов-о.

 

Д                                           Д                                    

Д _                                        Д _                                    

Д _ _                                     Д _ _

Д _ _ _                                  Д _ _ _

Д _ _ _ _                               Д _ _ _ _

 

№1

солнце……..глядится

струится …..синица

птица ……...садится

в воду …….. водица

 

№2

чистой…   поётся

синица…   сегодня

славно…   водицы

звенится…напьёт

 Анаграммы.

В океане он живет

И мала ему река.

Буквы вставь наоборот –

Будет дергаться щека.

 

Меня найдешь на корабле,

Я – слово издавна знакомое.

Но буквы переставь во мне

И ты получишь насекомое.

 

Задачу ты решишь свободно:

Я – небольшая часть лица,

Но, если ты прочтешь меня с конца,

Тогда увидеть можно, что угодно.

 

Меня разыскивают все,

Когда дефект есть в колесе,

Шоферу каждому в дороге

Могу я пользу принести,

Но поменяй местами слоги –

И буду я в лесу расти.

 

Лежу я на земле,

Прибитая к железу,

Но буквы переставь –

В кастрюлю я полезу.

 

Эта птица в небе вьется.

А буквы поменяй местами,

Полный зёрен к земле гнется.

 

 Шарады

Слог первый мой – предлог.

Второй слог – летний дом.

А целое порой

Решается с трудом.

 

Часть первая простая – это нота,

А со второй встречаться неохота,

Корова может ею нас боднуть!

А слово в целом означает «путь».

 

Часть первая – предлог, он всем знаком.

Вторая часть – густой сосновый лес.

А словом в целом окружают лес,

Чтобы коварный вор в него не влез.

 

Вот ворона закричала -

Мы услышали начало.

На болоте — завершенье.

В целом — мастера творенье.

 

Слог первый в числах поищите,

В нем букву слева замените,

Второй — военное сраженье,

Все — моря сильное волненье.

 

Мой первый слог в линейках нотных,

Два остальных — защита у животных.

А целое соединит всегда

Деревни, села, города.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное занятие во 2 классе " Конкурс грамотеев"

расширить словарный запас учащихся, , прививать интерес к предмету, воспитывать любовь к русскому языку, развивать внимание, речь, мышление, память, логику...

Конкурс грамотеев

Внеклассное мероприятие по руссому языку для учащихся 4 классов....

"Конкурс грамотеев"

Внеклассное мероприятие по русскому языкуВнеклассное мероприятие по русскому языку "Конкурс грамотеев"  Внеклассное мероприятие по русскому языку в 4 классе "Конкурс грамотеев" Цель: расширен...

"Конкурс грамотеев" внеклассное занятие по русскому языку

В конкурсе применяются нетрадиционные задания по русскому языку. расчитанные на проявление смекалки, находчивости, дружную работу микроколлективов....

Внеклассное занятие по русскому языку "Конкурс грамотеев"

Данное занятие проводится с учащимися 1 - х классов. Цели: в игровой и соревновательной форме способствовать расширению и  углублению знаний по русскому языку,  прививать любовь к русскому я...

Конкурс грамотеев

Этот материал может быть использован на уроках русского языка и во внеклассной работе по предмету...

Внеклассное занятие по русскому языку в 4 классе (VII вида) «Конкурс грамотеев»

Внеклассное занятие по русскому языку в 4 классе (VII вида) «Конкурс грамотеев» направлено на формирование у обучающихся с задержкой психического развития положительной мотивации к изучению...