Внеклассное занятие во 2 классе " Конкурс грамотеев"
материал по русскому языку (2,3 класс) по теме

расширить словарный запас учащихся, , прививать интерес к предмету, воспитывать любовь к русскому языку, развивать внимание, речь, мышление, память, логику;

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konkurs_gramoteev.docx20.98 КБ
Файл zov_dzhungley_3_klass.docx28.46 КБ

Предварительный просмотр:

                      Конкурс грамотеев

                                                                         во 2 классе 

Цель мероприятия: расширить словарный запас учащихся, , прививать интерес к предмету, воспитывать любовь к русскому языку, развивать внимание, речь, мышление, память, логику;

  1. Оживи алфавит.

За 5 минут нужно подобрать по одному слову на каждую букву алфавита и записать их. Победителями считаются 3 человека, подобравшие слова к наибольшему числу букв алфавита.

  1. По порядку становись!

У каждого играющего карточка с начальной буквой его фамилии.

По команде дети выстраиваются в алфавитном порядке, держа буквы перед собой.

  1. Кто секреты отгадает, тот сюрпризы получает.

На доске записаны « заколдованные» слова, в каждое из которых вставлен лишний слог: сапохар, пераченье, хадулва, васуренье, сугрохари, грукрыши, кабрыкао, коранфеты, патустила, балиранки, пинорожки, оребрихи.

Нужно « расколдовать» слово, прочитав его правильно, без лишнего слога. Читает каждое слово тот, кто первым обнаружит лишний слог. Прочитав правильно, победитель получает « вкусное» слово, которое и является сюрпризом.

  1. Составь слова и сам придумай.

« Живые» буквы.

Кукла                                                       маяк

Лапка                                                       парк

Кот                                                            нос

Марка                                                      нора

Пила                                                        

  1. Узнай скороговорку.

Ре                                      а                      ве                        а

Дво                                                               тра

  1. Помоги собрать слова.

Слова рассыпались на слоги. Помогите их собрать.

У         школь            ве              цы ро

Зво       о       ка      книж                 го                  ли

Ка пти  ни ней     нок        ки              жай            шал  род                 ка

  1. Рыбак.  

Выловите только те слова, которые нельзя переносить.

Окунь                      карп

Язь                                 лещ

Карась

  1. Куда причалят лодки.

Выберите лодку с буквой. Приведите её к нужному слову.

Ж                      б                д              з

           С                 ш              т                           п

Бума..ка, ю..ка, шу..ка, кра..ка, обре..ки, пу..ка, кно..ка, гря..ка, берё..ка, до..ка, фла..ки, тру..ка, па..ка, бесе..ка, ку..ки, мы..ка, ша..ка, се..ка, ска..ка.

9. Какие сказки живут в этом теремке?

т

р

   


к

к

г

  л   

                       

л

и

в


           

к

        

       

м

м

и

м


        
           
10. Помощник.

Помогите вернуть предлоги на свои места.

                        Я   ….    утра    …     лесу гуляю,    

                             …   росы я весь промок.

11. Собери рассказ.

Футбольный матч.

1)                                                                                                     

        3)

2)

        4)

Следует ловкий удар.

                                      Игра началась.

Мяч стремительно летит в ворота.

                   Мяч носится по полю.

12.) Забей гол!

Д                                                              Т

Доблес..ный                    опа..ный                      звёз..ный

Вку..ный                             радо..ный                   интере..ный            

Прекра..ный                   капу..ный                     счас..ливый

13. Загадки.

                                                            День и ночь стучит оно,

                                                            словно бы заведено.

                                                           Будет плохо, если вдруг

                                                            Прекратится этот стук.

                                                                                                         сердце

Когда лежу я на спине,

Нет пользы никакой во мне,

но прислонили меня к стене-

найдётся сразу дело мне.

                                         лестница



Предварительный просмотр:

Внеклассное занятие

по русскому языку «Зов джунглей»  в 3 классе

Цель мероприятия: расширить словарный запас учащихся, знания о природе, прививать интерес к предмету, воспитывать любовь к русскому языку, развивать внимание, речь, мышление, память, логику;

Оборудование: нагрудные различительные знаки животных,; картинка берёзы (с другой стороны пальмы) и сосна (с обратной стороны лиана); таблички разделов русского языка; карточки с заданиями, бананы и кости;

 

Ход игры:

      1. Активизация внимания    (Вступительное слово ведущего)

                     Что у нас тут приключилось?                    

                      Берёза в пальму превратилась! (переворачивает картинку)

                     Сосна в лиану с тот же час (переворачивает картинку)

                      И позвали в джунгли нас!

 

                      Есть крокодил тут, как ни странно,

                      Есть кенгуру, есть обезьяна,

                      Других зверей немало тут,

                          В общем, джунгли нас зовут.

        2. Деление на команды:    (дети отгадывают загадки; кто отгадал,

                                                      тот и   становится этим животным)

               

Хищники:                                                        

 *    В гости что-то зачастил, 

       К нам зелёный …      (крокодил)

 *    Веселится, как ребёнок,

      Царь зверей, задорный … (львёнок)

 *   В джунглях, братцы, знает толк,

      Злой, голодный серый … (волк)

 *    Где-то прячется в лесах,

      Очень хитрая … (лиса)

*   Готов для интеллектуальных игр

     Суровый, справедливый …(тигр)

*    Ей не скажешь: «Кошка, брысь!»

     Потому что это … (рысь)

*    Пришёл в гости, стал реветь

      Невоздержанный … (медведь)

 

                   Травоядные

* Сюда из джунглей по утру,

Прискакала … (кенгуру)

* Такая красивая, без изъяна,

 Шаловливая и весёлая …(обезьяна)

* Перенёс огромный шкаф

Замечательный … (жираф)

* К нам пришёл сегодня он –

       Большой и сильный, добрый (слон)

     *   В пустыне любит тяжкий труд

          Наш выносливый … (верблюд)

*   Кто всегда в тельняшке ходит,

В гости (зебра) к гам приходит.

     *   К нам пришёл, разинув рот,

          Большой, огромный… (бегемот)

    

         3. Объявление темы и цели занятия

   Сегодня мы с сами отправляемся в джунгли! Но это необычные джунгли, джунгли русского языка. Мы побываем в этих непроходимых лесах, понаблюдаем за животными, их повадками, подсмотрим. как они живут, а заодно и повторим русский язык и узнаем его разделы..    Итак,  

ДЖУНГЛИ   ЗОВУТ!

 

           4. Конкурсная программа

     ФОНЕТИКА

       Первый раздел русского языка – фонетика. Это наука о звуках – фонемах. В русском языке 42 фонемы: 6 гласных и 36 согласных.                

       Мы оказались с вами в джунглях, ещё ничего не видим, но звуки животных слышим и довольно странные звуки.

                      Какой-то зверь со свистом убегает,

                      Его другой зверь с криком догоняет.

                      Кто кого тут победит?

                     Смекалистый и будет впереди!

                                  1. Конкурс «Догонялки»   (аукцион звуков)

               По очереди команды, догоняя друг друга, называют звуки, которые произносят животные.

                В русском языке такие слова называют «звукоподражательными». Например, кар-кар,    гав-гав и т. д.

 

                                  2   Конкурс «Чей голос лучше?»  

            Как много звуков мы слышим от животных, но понимать их мы не в состоянии пока. Может быть вам это удастся, когда вырастете, а пока…

                   Слышны звуки тут и там.

                    Кто-то рыщет по кустам.

                   Тот поёт, а тот кричит,

                    В джунглях зверь. Он голосит!

            Ваше задание – написать, кто как поёт.

                 Голубь - … (воркует)                  Собака - … (лает)

                 курица - … (квохчет)                  корова - … (мычит)

                 Глухарь - … (токует)                  баран - … (блеет)

                     Утка - … (крякает)                       Свинья - … (хрюкает)

                 Гусь - … (гогочет)                         Конь - … (ржёт)

                 кошка - … (мурчит)                     Медведь - … (ревёт)                

 

 

 

ГРАФИКА

              Очень тесно с фонетикой дружит графика - второй раздел нашего языка. (вешается табличка). Это наука о буквах русского языка. Букв в нашем алфавите 33:    10 гласных, 21 согласная и 2 буквы, которые не обозначают звуков.

                     Ох, какой у нас изъян!

                      В джунглях зверь попал в капкан

                      Как могло это случиться?

                      Надо бы из буквенного капкана освободиться!

                                              3 Конкурс «Капкан»    (головоломки. Плетёнка «Животные»)

В этой плетёнке спрятались 11 домашних животных. Если сумеете угадать закрытые буквы, то по вертикальным линиям прочитаете названия 6 животных, а по горизонтали-5.

( Ответ:петух, индюк, баран, кошка, козёл, щенок. Курица, корова, лошадь, собака, кролик)

 

4        Конкурс «Один прыжок»

             Мы продолжаем путешествовать по джунглям. В один прыжок, при помощи только одной буквы мы попытаемся с вами разгадать загадки тропиков.

                       Ах, какая незадача!

                           В джунглях зверь сидит и плачет

                       В слове ищет букву он.

                       А терзаний – миллион!

             Следующий конкурс очень прост. Называется он «Один прыжок» Вам надо изменить всего одну подчёркнутую букву в слове, чтобы получилось название животного, птицы, рыбы, насекомого.

             корж - … (морж)                 майка - … (зайка)             дом - … (сом)

             палка -… (галка)                  крыша - … (крыса)           лук - … (жук)

             булка - … (белка)                баран - … (варан)             сам - … (сом)

             коса - … (коза)                     маки - … (раки)                 кит - …(кот)

            клон - … (слон)                     мушка - … (мышка)           лес - … (лев)

 

 

       ЛЕКСИКА

            Третий раздел русского языка – лексика. ( вешается табличка). Это все слова, которые есть в русском языке. Толковый словарь Ожегова насчитывает более 85 тысяч слов, а «Толковый словарь живого великорусского языка» Владимира Даля около 50 тысяч слов. По исследованиям учёных мы знаем и употребляем в речи всего только несколько тысяч слов. Как много слов ещё нам с вами предстоит узнать, запомнить и начать употреблять их в своей речи.

5 Конкурс: «Джунгли ли это?»

           А правда ли, что мы с вами попали в джунгли? Что такое джунгли? Это тот же лес, но только в Африке, в Индии, в Америке, только непроходимый. Что и кого мы можем тут встретить?

                      Ох, и трудная работа.

                       На рассказ пошла охота.

                       Как бы нам не прогадать,

                       Все ошибки разгадать!

        Вам предлагается текст, в котором есть фактические ошибки, их надо найти и исправить.

                 Джунгли – это бескрайний вечнозелёный океан России. Здесь много тепла, воды и снега. Растения здесь цветут, плодоносят только зимой (круглый год). Нередко на одном дереве можно увидеть сразу бутоны, цветы и спелые плоды. Джунгли поражают своей бедностью (богатством) растительности. В траве можно не увидеть друг друга, так как трава достигает 10 метров. Здесь же растёт трава – банан, карликовая берёзка и саксаул.   В джунглях можно встретить стаи термитов, зайцев, львов, гепардов, леопардов, обезьян,  соболей и белок. Из шкурок этих животных местные жители шьют шубы и шапки. В глухих труднодоступных лесах обитают огромные звери с ветвистыми рогами – северные олени и лоси. Их шкура ценится из-за превосходного меха. Там, где есть вода, можно встретить стада огромных бегемотов и кровожадных крокодилов.

 

6 Конкурс «Звери как люди»

              Знакомимся ближе с обитателями джунглей. Вы, наверняка, замечали, что иногда называют человека животным: надутый как индюк, упрямый как баран и т.д.

                           Индюк надутый всем знаком,

                           Но дружат c ним, едва ли,

                           Не важничай, чтоб индюком

                           Тебя не называли.

              Если вы правильно напишете названия животных, то узнаете, как в русском языке называются слова, сравнивающие людей с животными.                                                                                              

                                                         Трусливый, как

*

 

 

 

 

                                                    Голодный, как

                                                  Преданный, как

 

*

 

 

 

 

*

 

 

 

 

 

                 Грязный, как

                Зубастый, как

 

 

 

 

 

 

*

 

 

 

 

 

 

 

 

 

*

 

 

                                                      Трудолюбивый, как

*

 

 

 

 

 

 

                                                         Тихий, как

 

*

 

 

 

Задание болельщикам:

хитрый, как … (лиса)                                        хищный, как … (акула)

беспечный, как … (стрекоза)                           болтливый, как … (сорока)

вольный, как …(птица)                                     выносливый, как … (лошадь)

мудрый, как… (ворон)                                      холодный, как … (лягушка)

верный, как … (лебедь)                                    гримасничающий, как … (обезьяна)

пёстрый, как … (павлин)                                  колючий, как … (ёж)

тощий, как … (глиста)                                      толстощёкий, как … (хомяк)

косолапый, как … (медведь)                            желторотый, как … (цыплёнок)

быстрый, как … (олень, лань)                          прилипающий, как … (пиявка)

            Как называются такие слова в русском языке?   (Зоонимы)

 

Ответы:    заяц, волк, собака, поросёнок, крокодил, муравей, мышь –

                                                              зоонимы

 

 

        

МОРФОЛОГИЯ

                 Мы переходи к следующему, четвёртому, разделу русского языка – морфологии (вешается табличка).  Этот раздел изучает части речи: существительные, прилагательные, глаголы, местоимения, предлоги и т.д.

7 Конкурс «Заросли лиан»

                    В джунглях, знает и профан,

                    Всюду заросли лиан.

                    Так что с духом соберись,

                        Сквозь лианы проберись!

              Много лиан в джунглях, а в джунглях русского языка их тоже хватает. На первый взгляд вроде одинаковые слова по звучанию и написанию, но если к ним внимательней присмотреться, они неодинаковые. Такие слова в русском языке называют омонимами. Это разные части речи. Подпишите их в выделенных словах

 

1. Рой пчёл кружится над липой. Рой яму поглубже.

                                        

2. Вода перестала течь. В лодке открылась течь.

3.. Не плачь из-за пустяков. Послышался плачь.

4. Мы стали работать лучше. Коньки сделаны из стали.

5. Кошка пила молоко. Пила хорошо наточена.

    

                        

 1.Варя шила платье. У Серёжки нет шила.

  

2. Скользнув с небесного стекла,

     Дочь грома на цветок стекла.

3. Кто без кисти и белил крыши города белил?

   

4 . В доме топится печь. Мы будем пироги печь.

 

5.. На полке лежит кусок мыла. Лена мыла посуду.

                

ОРФОГРАФИЯ

                 Мы переходим к последнему, пятому, разделу русского языка – орфографии (вешается табличка).  Этот раздел самый большой и самый трудный. Он связан со всеми разделами русского языка. Орфография изучает правописание слов в нашем языке.

8   Конкурс «Узнай по описанию»

                                    Зверюшка хитрая сидит,

                                    Ничего не говорит.

                                    Но мы себя ещё покажем,

                                    На листке её укажем.

              По описанию узнайте существо, которое обитает в джунглях. Если не можете, впишите недостающие слова из текста: каждой точке соответствует буква.

(задание первой команде)

           Сколько чудес в природе! Одно из таких – самая маленькая птичка на земле и самая красивая Её пёрышки похожи на драгоценные камни. На солнце они переливаются и меняют свою окраску. Ни одна птица в мире так не умеет летать: и на боку, и на спине, и хвостиком вперёд. Они, как бабочки могут зависать над цветком и собирать нектар. Это их пища.

           Гнездо маленькой птички сплетено из травинок, в нём два яичка величиной с горошину. Но смелости этой птицы можно позавидовать: она бесстрашно нападает даже на змей, вонзая свой длинный острый клюв в нос или глаз противника,   если враг подберётся к гнезду.                                       

 

*

 

её пёрышки *             

*

* * * *      на драгоценныё камни

так не умеет

*

* * * * * 

 

*

 

если враг * * *

*

* * * * * *   к гнезду

в нос или глаз * 

*

* * * * * * * *

 

*

 

                                                                                                          Ответ: колибри

(задание второй команде)

                          Современники динозавров, они не любят солёной морской воды, а водятся только на берегах тёплых рек, прудов и озёр. Свой водоём это животное держит в чистоте, убирая со дна ил или грязь. А если пруд обмелел, то он его углубляет В воде они подстерегают свою добычу: птиц, рыб, животных, пришедших на водопой. А на берегу нежатся на солнце, дремлют и выводят потомство Заботливая мамаша делает холмик из травы, выкладывает туда яйца и два месяца лежит возле своего гнезда. малыши рождаются 20-30 сантиметров. Сразу после рождения мать уводит их на мелководье и зорко следит за ними. Живёт это животное 60-80 лет, тело достигает длиной 5-7 метров, а во рту у него много острых зубов, которые постоянно обновляются.    

                                                                       

 

*

 

             

*

 

сразу после   *

*

* * * * * *    мать уводит …

 

*

 

у него много 

*

* * * * *     зубов 

 

*

 

 

*

 

заботливая мамаша делает *

*

* * * *   из травы

                                                                                                          Ответ: крокодил

 

9   Конкурс «Чудесное превращение»

               Бывает так, что мы думаем одно, а получается совсем другое. Так и у нас в джунглях, мы думаем, это один зверь, а глядь, это совсем и другой.

                               Что случилось? Что случилось?

                                Коза вдруг в волка превратилась!

                                Разве может это быть?

                                Да, если букву заменить.                               

                        И заканчивает наше путешествие по джунглям чудесное превращение одного животного в другое путём смены одной буквы на другую

 

1).Как превратить козу в лису?

Коза-поза-лоза-луза-лупа-липа-лиса.

2).Как превратить козу в барса?

Коза-кора-кара-фара-фарс-барс. 

 

10.      Подведение итогов игры, награждение победителей

                   Вот и закончилось наше путешествие по джунглям. Хочется верить, что оно принесло вам что-то новое, неожиданное и радостное. До новых встреч в удивительном мире природы и русского языка!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное занятие 1 класс " Толерантность - путь к миру"

Для начальной школы проблема воспитания толерантности актуальна сама по себе. На этом жизненном этапе начинает складываться взаимодействие между детьми, пришедшими из разных микросоциумов,...

"Занимательная математика" внеклассное занятие, 2 класс

Форма проведения:  игра – путешествие. Цели и задачи: - повысить уровень учащихся в устном счёте;           - развивать логическое мыш...

Внеклассное занятие. 2 класс Тема: Учимся понимать настроение.

Внеклассное занятие для2 класса  Тема: Учимся понимать настроение. Цели занятия:научить детей тонкой дифференцировке внутренних психических состояний;дать понятие о настроении и его вл...

Внеклассное занятие 4 класс.

Тема: Человек как звезда рождается – чтоб светлее стала Вселенная.Цель:1.показать ценность духовного богатства человека, мотивировать обучающихся на приветственное самосовершенствование.2.способ...

Внеклассное занятие 2 класс. Планета Земля (презентация)

Открытый урок по окружающему миру во 2 классе по теме :"Планета Зелля" с разработанной презентацией....

Внеклассное занятие 4 класс. Игра "Литературная угадайка"

Это занятие можно провести на классном часу, раделив ребят на две команды. Цель занятия: прививать интерес к чтению,развивать речь, мышление, память"...

Внеклассное мероприятие для 1 класса "Конкурс грамотеев"

Это интегрированное мероприятие проводилось в рамках предметной недели по русскому языку в 1 классе. Целью является закрепление, расширение и углубление знаний учащихся по русскому языку и литературно...