кл.час-День Земли. Воды и Чистого воздуха.
классный час (3 класс) на тему
День Земли. Воды и Чистого воздуха.
Девиз: «Сохранить природу - сохранить жизнь»
Цели: воспитание чувства любви к природе, уважения ко всему живому; помочь учащимся осознать свою моральную ответственность за судьбу родной земли; формирование экологической культуры.
Эпиграф:
Нельзя допустить, чтобы люди
направляли на своё уничтожение
Те силы природы, которые они
Сумели открыть и покорить.
Ф. Жолио-Кюри(слайд)
План.
1. Значение природы для человека.
2. Существует ли в настоящее время угроза природе и жизни человека?
3. Какова экологическая обстановка в нашем городе?
4. Какое влияние окружающая среда оказывает на здоровье людей?
5. Что может сделать каждый из нас для сохранения природы?
В брифинге принимают участие:
-эколог,
-представитель комитета по охране природы,
-медицинский работник,
-экономист.
В роли специалистов выступают учащиеся класса, подготовившие свои сообщения заранее по рекомендованной учителем литературе.
.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klassnyy_chas_denzemlivody_i_chistogo_vozduha.doc | 67.5 КБ |
Предварительный просмотр:
День Земли. Воды и Чистого воздуха
методическая разработка классного часа
Разработал: Автаева Т.И.
День Земли. Воды и Чистого воздуха.
Девиз: «Сохранить природу - сохранить жизнь»
Цели: воспитание чувства любви к природе, уважения ко всему живому; помочь учащимся осознать свою моральную ответственность за судьбу родной земли; формирование экологической культуры.
Эпиграф:
Нельзя допустить, чтобы люди
направляли на своё уничтожение
Те силы природы, которые они
Сумели открыть и покорить.
Ф. Жолио-Кюри(слайд)
План.
- Значение природы для человека.
- Существует ли в настоящее время угроза природе и жизни человека?
- Какова экологическая обстановка в нашем городе?
- Какое влияние окружающая среда оказывает на здоровье людей?
- Что может сделать каждый из нас для сохранения природы?
В брифинге принимают участие:
-эколог,
-представитель комитета по охране природы,
-медицинский работник,
-экономист.
В роли специалистов выступают учащиеся 8 классов, подготовившие свои сообщения заранее по рекомендованной учителем литературе.
.
Ход брифинга
I. Вступительное слово учителя о значении природы для человека.
Ведущий (учитель). Мудрецы и мечтатели прошлого не один раз пытались перечислить «чудеса света» - чудеса, сотворенные природой и созданные руками человека. Твердили о семи чудесах, искали и находили восьмое, но, кажется, никто и никогда не упоминал о чуде из чудес - единственном известном нам во Вселенной. Это чудо есть сама наша планета вместе с атмосферой -вместилищем и хранителем жизни. И пока оно продолжает оставаться единственным, ни с чем не сравнимым, величайшим, таинственным и удивительным. Единственным, потому что остальные планеты нашей Солнечной системы, с большой долей вероятности, безжизненны, а обитаемых планет у других звезд мы пока еще не открыли. Величайшим, потому что сосредотачивает в себе все загадки, издавна волнующие человечество, - загадки рождения и истории самой планеты, загадки возникновения жизни, разума, грядущих судеб цивилизации.
Это чудо - Природа. Человек - ее частица. Природа дает человеку питание. Ветер и солнце, лес и вода доставляют нам общую радость, формируют характер, делают его мягче, поэтичнее. Люди неразрывно связаны с природой тысячами нитей. От состояния природы зависит жизнь человека. «Сохранить природу - сохранить жизнь» - тема брифинга.
В нашем брифинге принимают участие: экологи, медицинские работники, экономист
Кромсаем лед,
Меняем рек теченье,
Твердим о том, что дел невпроворот...
Но мы еще придем просить прощенье
У этих рек,
Барханов
И болот,
У самого гигантского восхода,
У самого мельчайшего малька...
Пока об этом
Думать неохота.
Сейчас нам не до этого
Пока
Аэродромы, пирсы и перроны,
Леса без птиц
И реки без воды...
Все меньше — окружающей природы...
Все больше - окружающей среды. (сдайд)
Всего несколько строк стихотворения Р. Рождественского, но в них самая суть серьезнейших изменений, происходящих в природе Земли. Мы, люди начала XXI века, почти незаметно для себя оказались и свидетелями, и виновниками этих изменений. Чем они могут обернуться для сегодняшнего и последующих поколений? Предоставим слово ведущим специалистам.
II. Выступления специалистов.
Ведущий называет вопросы, которые необходимо рассмотреть на брифинге, и приглашает к выступлению специалистов.
- Есть ли в настоящее время угроза природе и жизни человека?
С информацией по этому вопросу выступает эколог.
Эколог. Дальновидных, неравнодушных людей во все времена волновали экологические проблемы. Так, Ярослав Мудрый законом ограничил добычу лебедей, бобров и других ценных животных.
Указ Петра I от 1718 года предписывал «преслушников, которые дубовый лес рубили и впредь рубить будут, а также и тех, кто рубить прикажет, вырезав им ноздри и ушня, наказание батогами, посылать в каторжную работу». Этим же указом Петр I потребовал построить очистные сооружения в пределах Петербурга и обязал всех граждан обеспечить чистоту вокруг своих домов, на своих улицах.
Согласно Указу 1719 года об охране водоемов: «...если кто осквернит Неву отбросами или другими нечистотами, тот будет приговорен к избиению кнутом или к ссылке в Сибирь...».
Тысячелетиями расширялось вторжение человека в природу. Но особенно большие изменения в окружающей среде произошли в эпоху научно-технической революции. И не всегда они положительны.
Научно-технический прогресс принес и продолжает приносить людям многие удобства и комфорт. Он облегчил труд, позволил выйти в космос. Остановить и даже затормозить его невозможно, как невозможно заставить человека перестать думать, дерзать, творить... К сожалению, не все понимают важность охраны окружающей среды. Природа стала слать тревожные сигналы, изменяться. Виновники этих изменений•- люди и созданные ими заводы, электростанции, рудники, транспорт, а также города...
Еще несколько десятилетий назад академик В. И. Вернадский, создатель науки биогеохимии, предостерег от хищнического отношения к природе и ее богатствам: результат может быть только один - полное ее уничтожение.
Выражение «необходим как воздух» возникло не случайно.
Человек способен без пищи прожить недели, без воды - дни, а без
воздуха -минуты. .
За последние 25-30 лет транспорт и промышленность взяли из атмосферы больше кислорода, чем его потребило человечество за весь антропоген, то есть за 2-3 миллиона лет. В атмосферу выбрасываются сера, азот, цинк, калий, ядовитые вещества. Только углекислого газа ежегодно в мире выбрасывается 5 млрд. тонн, что может привести к потеплению, частичному таянию полярных льдов и повышению уровня Мирового океана. Возможные отрицательные последствия для человечества в этом случае трудно даже вообразить.
Более 50 городов России имеют уровень загрязненности окружающей среды, превышающий санитарные нормы.
Все острее становится проблема источников чистой пресной воды.
Леса - «легкие планеты», безотказные фильтры атмосферы, -вырубаются быстрее, чем вырастают. Каждый кубометр древесины - это почти полтонны поглощенной из воздуха углекислоты.
Биологи уже доказали, что генетическая информация, передаваемая последующим поколениям живой клеткой, может быть искажена и нарушена под воздействием так называемых «мутантов». К их числу относятся радиация, активные химические вещества, ядохимикаты, пестициды, некоторые металлы.
В моря и океаны в течение веков сбрасывалось все и без всякого ограничения, в том числе радиоактивные отходы. Многочисленные катастрофы танкеров с нефтью приводят к гибели рыбы, крабов, морских птиц.
Ведущий. Приведенные экологом факты тревожны.
И ТОЛЬКО АХАЕТ ПРИРОДА...(картинки)
Весна! Ручьи не умолкают:
Потоки в буйстве - там и тут.
И в наше озеро стекают
И удобренья, и мазут.
Весь берег стал похож на свалку –
Чего, чего тут только нет:
Объедки, старые мочалки,
Обрывки книжек и газет...
Растут те свалки год от года
По берегам озер и рек,
И сокрушается Природа:
- Зачем все это, Человек?!
Иду таежною долиной...
И снова - горькие слова:
У сосен высохли вершины,
С берез осыпалась листва,
На травах - черные болячки –
Беда, куда ни погляди...
И разъяснил мне егерь мрачно:
- А что? Кислотные дожди...
... Лес плакал, точно в непогоду,
Скрипучей жалобой калек,
И я услышал стон Природы:
- Что натворил ты, Человек?!
Раз в туристическом вояже
Я искупаться захотел.
Но прогулялся возле пляжа
И, верь, раздеться не посмел.
Тянуло от воды отравой –
Шибали запахи волной.
Не море - сточная канава
Плескалась тихо предо мной.
Дымили вдалеке заводы,
Шумел космический наш век.
Но грустным был венец Природы -
Ее созданье - Человек.
Наш разум стал Природе игом!
А не случится ли вдруг так,
Что нам самим до Красной книги
Останется всего лишь шаг?
От термоядерных реакций
И от химических новаций
Не раз рвалась потомства нить.
Волна чудовищных мутаций
Грозит планету затопить.
Все может быть, все может статься...
Вопрос ребром: быть иль не быть?
Никто за нас того вопроса
И не подумает решить.
А между тем все час за часом
Мы продолжаем зло вершить.
И вот уж нет лесных запасов,
Уже в реке нельзя попить.
Ракеты бьют по небосводу,
Тревожа мирный наш ночлег,
И только ахает Природа:
- Да сын ли ты мне, Человек?
В. Глебов
Ведущий. Экологическая ситуация в нашем городе тоже не радует и заставляет задуматься каждого.
- Какое влияние окружающая среда оказывает на здоровье людей?
С информацией выступает медицинский работник.(картинки)
Медицинский работник. Загрязнение воздуха на 43-45 % повинно в ухудшении здоровья населения. На состояние здоровья оказывает влияние и качество питьевой воды. В Амурской, Курганской, Кемеровской, Новгородской областях и Мордовской республике установлено прямое влияние химического загрязнения на возникновение заболеваний центральной нервной системы, гепатитов, токсикозов при беременности, на увеличение мертворожденных детей и врожденных аномалий.
Бактериальное и вирусное загрязнение рек России создает постоянную опасность эпидемиологических вспышек кишечных инфекций. Во многих регионах нашей страны наблюдается превышение допустимого уровня пестицидов в почве, что ведет к заболеваемости детей анемией, туберкулезом.
На территориях, подверженных радиоактивному загрязнению в результате аварий в Челябинске, Чернобыле, увеличилось количество заболевших лейкозами, страдающих эндокринными заболеваниями. Учеными зарегистрирован рост общей смертности на 17-24 %.
Многие растения и животные организмы становятся накопителями металлов и стойких химических соединений, их употребление опасно для здоровья.
Ведущий. Изменение среды самым непосредственным образом затрагивает здоровье человека, его биологию, все живое. Безрассудная деятельность человека по отношению к природе поставила на грань вымирания 1000 видов позвоночных. В Красную книгу включено: 115 видов животных, 25 % птиц и 44 % зверей, находящихся на грани исчезновения. С лица Земли уже исчезли 118 видов млекопитающих, 127 видов птиц. В зоне экологического бедствия в России проживает 35 млн. человек. Огромный ущерб природе приносят аварии, природные катастрофы (засуха, наводнения, землетрясения ...).
- Что может сделать каждый из нас для сохранения природы?
Слово предоставляется экономисту.
Экономист. Прежде всего, необходимо создавать безопасные технологии, очистные сооружения, нужны также больницы с современным оборудованием... На это требуются огромные средства. Их пока недостаточно. Необходимо научиться бережному отношению к природным ресурсам и сообществам.
Для образования в природе слоя почвы толщиной в 5 см требуется, по подсчетам ученых, 2000 лет. (слайд)
Веками, тысячелетиями создавалось это величайшее богатство. Мы обязаны дорожить им, оберегать от разрушительных последствий.
Что конкретно для сохранения природы может сделать каждый школьник? (Обращает внимание всех на плакат.)
«Будьте активными защитниками природной среды!»
- Соблюдайте правила поведения в лесу, на берегу водоемов...
- Соблюдайте правила сбора даров леса (грибов, лекарственных растений...).
- Заботьтесь о братьях наших меньших (муравьях, птицах, ежиках ...).
- Украшайте в зеленый наряд города и села. (на слайды с иллюстрациями)
III. Заключительная часть
Ведущий. Итак, защита природы касается всех нас. Все мы дышим одним и тем же воздухом Земли, пьем воду и едим хлеб, молекулы которых непрерывно участвуют в бесконечном круговороте веществ. И мы сами - мыслящие частицы Природы. Это налагает огромную ответственность за её сохранность на каждого из нас, на каждого без исключения. Каждый из нас может и должен вносить свой вклад в борьбу за сохранение Природы, а следовательно, жизни на Земле.
Послушайте стихотворение:
Берегите Землю! (слайд)
БерегитеЖаворонка в голубом зените,
Бабочку на листьях повилики,
На тропинке солнечные блики...
Берегите молодые всходы
На зеленом празднике природы,
Небо в звездах, океан и сушу
И в бессмертье верящую душу,
-Всех судеб связующие нити. Берегите Землю! Берегите...М. Дудин
Литература
- Никитин Д.П., Новиков Ю.В. Окружающая Среда и человек. – М.: 1986.
- Новиков Ю.В. Природа и человек.- М.: Просвещение, 1991
- Одум Ю. Основы экологии. – М.: Мир, 1975.
- Радзевич Н.Н., Пашканг К.В. Охрана и преобразование природы. – М.: Просвещение, 1986.
- Фадеева Г.А. , Попова В.А.- Химия и экология. - Волгоград: Учитель,2004.
- www.navini.by
7.http://www.ecology-portal.ru/photo
8.http://images.yandex.ru/yandsearch?text=картинки по экологии&img_url
9.http://www.facepla.net/index.php/content-info/photo-mnu
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока: "Спор трёх стихий-Земли, Воды и Воздуха"
Урок-праздник "Спор трёх стихий " позволит закрепить и обобщить изученный материал в игровой форме. Система Л.В. Занкова...
экологическая викторина "День Земли и воды"
викторина разработана для учащихся 3-4 классов...
Внеклассное занятие в 3 "В" классе по теме:«Чистый воздух-это здоровье. Режим и правила дыхания» (с применением здоровьесберегающих технологий)
Внеклассное занятие в 3 «В» классе по теме:«Чистый воздух-это здоровье. Режим и правила дыхания» (с применением здоровьесберегающих технологий)Цели:первоначальное ознакомление с понятием «дыхание...
Воды Земли. Вода – растворитель (Начальная школа 21 века)
Цели урока: создать условия для определения учащимися свойства воды - растворитель; Планируемые результаты:Предметные:...
Чистый воздух.
Представлен конспект урока для кружка "Нашбезопасный окружающий мир"...
Конспект урока окружающего мира в 3 классе на тему "Чистый воздух. Проблемы экологии и здоровья»
Современный урок окружающего мира когнитивного типа. Урок учит детей технологии исследования. В процессе исследовательской работы дети знакомятся с составом, свойствами воздуха, рассматривают причины ...