Планирование воспитательного процесса класса
статья на тему
В данной статье рассматривается планирование воспитательной работы в классе, представлены основные направления деятельности классного руководителя
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
planirovanie_vospitatelnogo_protsessa_klassa.doc | 112.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Планирование воспитательного процесса школы, класса.
Воспитательная работа в школе, в классе осуществляется через содержание образование, но не менее важное значение имеет внеклассная и внешкольная педагогическая работа. Анализ педагогической практики свидетельствует о том, что во многих школах руководители и учителя испытывают трудности в планировании воспитательной работы.
Планирование воспитательного процесса может осуществляться примерно в следующем порядке:
- Анализ имеющихся воспитательных результатов школы и определение перспектив воспитательного процесса, выбор приоритетов на следующий учебный год. Анализ должен быть проведен в конце учебного года(май) в форме педсовета, организационно –деятельностной игры, «круглого стола» и т. д.
- Общественное педагогическое целепологание и планирование (август, сентябрь).
- .Коллективное педагогическое планирование в первичных коллективах и детских объединениях на учебный год
- Индивидуальное планирование работы классного руководителя, организатора, заместителя директора по ВР (сентябрь).
- Составление плана воспитательной работы школы на год (конец сентября).
Педагогическое (по четвертям) индивидуальное и коллективное планирование воспитательной работы и деятельности детских коллективов, где должны быть учтены следующие принципы:
- добровольность участия детей в соответствии с их интересами и способностями;
- систематичность в организации;
- личностно – ориентированный подход в развитии и формировании личности ребенка; создание условий для проявления творческих возможностей, взглядов, мнений, свободы мысли;
- сочетание массовых, групповых и индивидуальных форм работы;
- сочетание романтики и игры с опорой на духовные ценности: добро, истину, красоту; диагностика воспитанности личности, коллектива.
Примерные рабочие документы:
- Классного руководителя:
- программа воспитательной работы в классе на год;
- перспективный класс работы класса;
- план работы классного руководителя на четверть;
- план работы детского коллектива на четверть.
- Заместителя директора по ВР:
- план воспитательной работы школы на год;
- план работы заместителя директора по ВР на год;
- план работы заместителя директора на четверть;
- план работы служб детского объединения (годовые и по четвертям);
- план воспитательной работы школы на четверть.
Программа воспитательной работы в классе:
(примерная структура)
- Пояснительная записка:
- особенности класса и воспитанников;
- особенности ближайшего социального окружения каждого ребенка и его взаимодействия со средой; принципы отбора содержания и организация воспитательного процесса.
2. Воспитательные цели.
3. Содержание и организация воспитательного процесса:
1. Организация жизнедеятельности детского коллектива:
- задачи;
- содержание;
- способы реализации задач.
2. Организация деятельности органов ученического самоуправления:
- задачи;
- содержание и способы реализации задач.
3. Сотрудничество в достижении воспитательных результатов:
- задачи;
- содержание и формы сотрудничества.
План работы классного руководителя на четверть.
Направление деятельности | Дата | Место | Участники | Задачи | Предполагаемый результат | Достигнутый результат |
Работа с родителями. Родительское собрание на тему: «Развитие самостоятельности у детей» |
План работы детского коллектива на год.
Направления | 1 четверть | 2 четверть | 3 четверть | 4 четверть |
1.Общие дела класса. 2.Работа центров. 3.Работа советов штаба. 4.Общешкольные дела. |
План работы классного руководителя на год.
1 четверть 2 четверть
Направления | задачи | Содержание и организация | результаты | задачи | Содержание и организация | результаты |
1.Организация деятельности детского коллектива | ||||||
2. Организация деятельности ученического самоуправления | ||||||
3.Работа с родителями | ||||||
4. Диагностика | ||||||
5.Анализ результатов. | ||||||
6.Повышение квалификации. |
План работы детского коллектива на четверть.
Дело | Дата | Место проведения | Участники | Для кого | Отметка о выполнении |
План воспитательной работы школы на полугодие.
1 полугодие 2 полугодие
Направления | Задачи | Содержание и организация | Результаты | Задачи | Содержание и организация | Результаты |
1.Организация деятельности детского коллектива |
План работы классного руководителя.
Воспитательная работа - работа творческая. Успех ее во многом зависит от педагогического мастерства классного руководителя, от знания им индивидуальных особенностей своих воспитанников, наконец, от воспитательных и педагогических задач коллектива.
План - это средство повышения качества воспитательной работы классного руководителя. Этот документ должен быть глубоким по смыслу, кратким и конкретным по содержанию. Необходимо помнить, что деятельность классного руководителя не должна сводиться к работе «ради плана». Главная цель деятельности – в соответствии с планом оказать «оперативную помощь детям в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, социальным и экономическим положением, успешным продвижением в обучении, в принятии школьных правил; с жизненным, профессиональным этическим выбором (самоопределением)»
Работа над планом начинается с определения основных задач воспитательного процесса. Он составляется с учетом возраста учащихся и отражает различные направления деятельности классного руководителя.
Примерные требования к плану воспитательной работы классного руководителя
1.Аналитическая часть.
Аналитическая часть данного документа включает анализ воспитательной работы за прошедший учебный год и характеристику класса.
План анализа воспитательной работы за прошедший учебный год;
- задачи, поставленные в начале прошлого учебного года;
- какие результаты получены по итогам учебного года
(по каждой из поставленных задач)?
- что помогло достичь позитивных результатов?
- какие задачи не были выполнены и почему?
- какие новые проблемы были выявлены, и каковы пути их решения?
Характеристика класса:
- социальный состав учащихся;
- общий и качественный процент успеваемости в классе;
- дисциплина в классе, посещаемость учебных занятий;
- имеются ли учащиеся с «проблемным» поведением; ослабленным здоровьем; с «трудными» взаимоотношениями с одноклассниками и т.д.
2.Постановка целей на новый учебный год.
В содержании целей имеет смысл указать, как соотносится воспитательная работа с социальным заказом, потребностями общества, интересами и потребностями обучающихся и их родителей.
3. Направления деятельности классного руководителя.
В содержании деятельности классного руководителя по каждому из направлений необходимо отразить:
- работу с учителями, преподающими в классе;
- работу с родителями,
- индивидуальную работу с учениками;
- массовые дела класса, классные часы, собрания;
- традиции класса;
- участие в делах школы.
Основные направления деятельности классного руководителя.
Здоровье (спортивно-оздоровительное, охрана жизни и здоровья)
Цель работы классного руководителя в этом направлении – использование педагогических технологий и методических приемов для демонстрации учащимся значимости их физического и психического здоровья, для будущего самоутверждения.
Задачи:
- знакомить учащихся с опытом и традициями предыдущих поколений по сохранению здоровья нации;
- формировать у учащихся культуру сохранения и совершенствования собственного здоровья.
Виды деятельности:
- сотрудничество с медицинскими работниками школы и районной больницы;
- сотрудничество с родителями учащихся и учителями-предметниками;
- сотрудничество с психологической службой школы;
- сотрудничество с внешкольными организациями, с помощью которых необходимо вести просветительскую и коррекционную работу с учащимися;
- формирование у учащихся деятельного отношения к проблеме сохранения и защиты своего здоровья.
Формы работы:
- спортивные конкурсы, соревнования в классе и между классами, спартакиады, олимпиады;
- встречи с выдающимися спортсменами-старшеклассниками, победителями спортивных соревнований, со студентами физкультурных вузов;
- спортивные викторины, классные часы по спортивной тематике, фестивали спортивной песни;
- беседы на спортивную тему: «Спорт в моей жизни», «Великие спортсмены моей страны и мира», «Спорт в нашей семье» и др.;
- туристические походы, дни здоровья.
Интеллект (художественно-эстетическое воспитание)
Цель работы классного руководителя в этом направлении – оказание помощи ученикам в развитии способности действовать целесообразно, мыслить рационально и эффективно, проявлять свои интеллектуальные умения в окружающей среде.
Задачи:
- определить круг реальных учебных возможностей ученика;
- создать условия для продвижения учащихся в интеллектуальном развитии;
- формировать культуру интеллектуального развития и совершенствования.
Виды деятельности:
- изучение результативности учебной деятельности учащихся класса за каждую четверть и каждый год для организации коррекционной работы;
- сотрудничество с учителями предметниками по изучению индивидуальных возможностей каждого учащегося;
- интеллектуальное просвещение учащихся класса, формирование культуры умственного труда;
- организация и проведение внеклассных мероприятий, позитивно влияющих на интеллектуальное развитие учащихся;
- сотрудничество с психологической службой для организации коррекции интеллектуальных умений учащихся;
- сотрудничество с внешкольными учреждениями для совместного развития интеллектуальных возможностей учащихся.
Формы работы:
- внутриклассные конкурсы по развитию внимания, памяти, мышления;
- интеллектуальные марафоны в классе и параллели;
- интеллектуальные ринги, бои, дебаты;
- участие в научно-исследовательской работе.
Взаимодействие (самоуправление)
Цель работы – передача учащимся знаний, умений и навыков социального общения людей.
Задачи:
- формировать у учащихся культуру общения в системе «учитель-ученик», «ученик-ученик», «взрослый-ребенок»,
- знакомить учащихся с традициями и обычаями общения различных поколений.
Виды деятельности:
- изучение способностей к общению каждого ученика в коллективе;
- изучение с учащимися исторического опыта организации общения людей в человеческих сообществах, их роли для последующих поколений;
- обучение учащихся конструированию и моделированию в сфере общения с помощью организации активных форм деятельности.
Нравственность (духовно-нравственное воспитание)
Цель работы – помочь учащимся осознать нравственные нормы и правила.
Задачи:
- формировать у учащихся нравственное отношение к окружающим;
- формировать у учащихся осознание ценности человеческой жизни;
Виды деятельности:
- развитие волевых качеств ученика способности к критическому осмыслению своих сильных и слабых сторон;
- воспитание умения бороться и выживать в экстремальных ситуациях;
- знакомство учащихся с примерами нравственной позиции других людей, их умением выживать в трудных ситуациях;
- воспитание интереса учащихся к самим себе, желание самосовершенствования;
- формирование позитивного отношения к обычаям и традициям своей семьи, своего народа, умения слушать и слышать, смотреть и видеть, осознавать и делать выводы.
Формы работы:
- тематические классные часы по этике и этикету;
- театральные и кинопросмотры;
- экскурсии, знакомство с историческими и памятными местами поселка, области;
- дискуссии по нравственной тематике;
- поисковая работы по пополнению исторических материалов музея;
- шефская работа в детских домах, домах престарелых;
- изучение нравственного наследия писателей и поэтов страны;
- организация цикла нравственных бесед;
- праздничные поздравления одноклассников, педагогов, конкурсы;
- школа вежливых наук.
Досуг
Цель работы классного руководителя – создание условий для проявления учащимися класса инициативы и самостоятельности, ответственности, искренности и открытости, развитие интереса к внеклассной деятельности.
Задачи:
- создание условий для равного проявления учащимися своей индивидуальности во внеурочной деятельности;
- использование нестандартных творческих форм внеклассной работы с учетов возрастных особенностей учащихся;
- просвещение и консультация учащихся в выборе кружков, клубов, секций;
- демонстрация достижений, результатов, способностей учащихся в досуговой деятельности родителям, педагогам, сверстникам;
- развитие способностей адекватно оценивать свои результаты и быть справедливым к своим достижениям.
Виды деятельности:
- изучение потребностей, интересов и желаний ребят в организации и проведении внеклассных мероприятий;
- предоставление учащимся возможности самостоятельного и совместного планирования жизни класса во внеурочной деятельности и ответственности за его выполнение;
- изучение отношения учащихся к деятельности внеклассных учреждений и результативности участия в них;
- предоставление родителям информации об участии ребенка в жизни класса, демонстрация достижений учащихся;
- стимулирование инициативы и активности учащихся в жизни класса.
Формы работы:
- празднование памятных дат в жизни учащихся;
- празднование памятных дат календаря;
- посещение театров, музеев, выставок, библиотек;
- театрализованные представления;
- школьные вечера;
- конкурсы, марафоны.
Гражданин (гражданско-патриотическое воспитание)
Цель работы кл. рук. – формирование у учащихся знаний о праве, правовых нормах поведения человека в обществе и отношений между личностью и государством, требующих осознанного выбора поведения и ответственности за него.
Задачи:
- формирование у учащихся правовой культуры, свободного и ответственного самоопределения в сфере правовых отношений с обществом;
- формирование гуманистического мировоззрения, осознание своих прав и прав других людей;
- обучение решению задач правового воспитания, связанных с проблемой морального саморазвития и самосовершенствования.
Виды деятельности:
- изучение правовых норм государства, законов и формирование у учащихся ответственного отношения к ним;
- организация внеклассных мероприятий, направленных на формирование умений и навыков правового поведения;
- сотрудничество с правовыми организациями в целях правового просвещения учащихся;
- формирование способности руководствоваться в ситуациях нравственно-правового выбора мотивами долга, совести, справедливости.
Формы работы:
- тематические классные часы;
- встречи с представителями правовых структур, органов правопорядка;
- конкурсы, викторины по правовой тематики;
- праздники получения паспорта, дня Конституции;
- игры, дебаты, дискуссии на тему «Я имею право на …».
Семья
Цель работы кл. рук. – максимальное сближение интересов родителей и педагогов по формированию развитой личности.
Задачи:
- организация и совместное проведение досуга детей и родителей;
- организация психолого-педагогического просвещения родителей через родительские собрания, тематические и индивидуальные консультации, беседы;
- создание условий для благоприятного взаимодействия всех участников учебно-воспитательного процесса – педагогов детей и родителей;
- организация просвещения родителей по вопросам воспитания детей;
- создание благоприятной атмосферы общения, направленной на преодоление конфликтных ситуаций в процессе воспитания учащихся в системе «учитель-ученик-родитель».
Виды деятельности:
- сотрудничество с психологической службой школы, организующей консультативную индивидуальную и групповую работу с родителями;
- изучение семей учащихся, системы нравственных ценностей и традиций семьи, влияющих на нравственное и личностное становление ребенка;
- поощрение родителей, участвующих в жизни класса.
Формы работы:
- тематические классные часы, посвященные семейным корням: «История создания моей семьи», «Моя семья в фотографиях и воспоминаниях», «Памятные даты моей семьи» и др.;
- классные праздники с участием родителей, дедушек, бабушек;
- праздники, посвященные красным датам календаря, школы;
- индивидуальные и групповые беседы с детьми и родителями;
- походы выходного дня, экскурсии совместно с родителями;
- дня творчества, дня открытых дверей.
Формы взаимодействия классных руководителей с родителями
- классное собрание;
- классные часы с приглашением родителей;
- приглашение родителей на открытые уроки;
- праздники знаний и творчества;
- привлечение родителей к оформлению классной комнаты;
- совместный трудовой десант по благоустройству и озеленению школы и пришкольной территории;
- совместные праздники, походы, экскурсионные поездки, просмотр и обсуждение фильмов и спектаклей, соревнования.
4. Планируемые итоги воспитательной работы.
Содержание тетради (папки) классного руководителя.
- Список учащихся класса с адресами и фамилиями, телефонами для срочного оповешения.
- Краткая характеристика семей учащихся:
а) морально-психологическая обстановка;
б) материальное положение;
в) наличие многодетных и малообеспеченных семей, семей, в которых проживают дети, находящиеся на попечении, сироты;
г) сведения о том, чем могут помочь семьи классу, школе.
- Сведения о занятости учащихся во внеурочное время.
- Сведения о питании учащихся.
- Сведения об участии учеников в дежурствах по классу и школе, в
- генеральных уборках, в других делах класса.
- Тетрадь по работе с «трудными» учащимися (если таковые есть).
- Ведомости успеваемости учащихся за четверть, полугодие.
- Карта развития личности.
- Результаты наблюдений классного руководителя.
- Информация о работе с ученическими дневниками.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Повышение воспитательного потенциала урока - важнейшее условие организации эффективного воспитательного процесса".
О необходимости реализации воспитательного потенциала содержания урока....
«Учебно - воспитательный процесс как система взаимодействия всех участников образовательного процесса»
Дааная работа использовалась на педагогическом совете....
Использование нетрадиционных форм и методов в воспитательной работе – одно из средств оптимизации воспитательного процесса учащихся начальной школы
Воспитать человека интеллектуально, не воспитав его нравственно, — значит вырастить угрозу для общества.Рузвельт Т.Главная цель моей работы: всестороннее развитие каждого ученика....
Диагностико-аналитическая деятельность в воспитательном процессе как возможность анализировать учебно-воспитательный процесс.
Анкеты для детей и для родителей...
Современные подходу к планированию воспитательного процесса в коррекционной школе
Воспитать человека с современным мышлением, способного самореализоваться в жизни, могут только педагоги, обладающие высоким профессионализмом. При этом в понятие «профессионализм» включаются не только...
Циклограмма календарного планирования воспитательно-образовательного процесса вне занятий с детьми средней группы № 5 «Дружные ребята» (12 ч пребывание детей в ДОУ)
Циклограмма планирования образовательного процесса с детьми дошкольного возраста поможет воспитателям правильно распределить виды детской деятельности в течение дня по всем образовательным областям...
Выступление на педагогическом совете "Задачи процесса социализации. Проблемы в развитии умственно отсталого ребенка и их преодоление в условиях организации учебно-воспитательного процесса с целью их социальной адаптации и интеграции в общество"
В материале предоставлено выступление на педагогическом совете с опытом работы педагога-психолога на занятиях по "Развитию психомоторики и сенсорных процессов" обучающихся с нарушением интел...