"В лаборатории профессора почемучкина". Конспект занятия. (Развитие психомоторики и сенсорных процессов)
план-конспект занятия (1 класс) на тему
Конспект обобщающего занятия для учащихся 1-4 классов, по разделу коррекционной педагогике: "Развитие психомоторики и сенсорных процессов".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
v_laboratorii_professora_pochemuchkina.docx | 23.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «В лаборатории профессора Почемучкина».
Задачи:
1. Обратить внимание детей на особенности камней; познакомить с их свойствами; учить находить сходство и различия по цвету и форме; развивать внимание; классифицировать камни по признакам: размер (большой, средний, маленький); плавучесть – тонет в воде; поверхность (гладкая, шероховатая); закрепить навыки работы с увеличительными приборами (лупами). («Познавательное развитие»)
2. Расширять словарный запас у детей: «большой, средний, маленький», «лёгкий, тяжелый», «гладкая, шероховатая»; побуждать детей выражать словами свои тактильные ощущения. («Речевое развитие»)
3. Воспитывать уважительное отношение к неживой природе; развивать целенаправленность, самостоятельность собственных действий.
(«Социально - коммуникативное развитие»)
4.Развитие координации движений. («Физическое развитие»)
Методы и приемы:
- практические: элементарные опыты, физминутка, демонстрация иллюстраций с изображением камней.
- наглядные: наблюдения, рассматривание иллюстраций, обследование камней.
- словесные: обобщение детских исследований по данной теме, вопросы к детям, объяснения.
Материалы и оборудование:
Презентация, набор камней, картон, вода, баночки, салфетки, тарелки под камни, лупы, лоскутки бумаги.
Ход занятия.
Организационный момент.
Дети проходят в класс. Здороваются с учителем. Садятся на места.
Сообщение темы и цели.
Предварительная беседа.
- Ребята, давайте с вами внимательно взглянем на доску и скажем. Что же на ней изображено?
(изображения гор)
- Какие они? Опишите их. (Серые, большие, высокие)
- Подумайте и ответьте, из чего состоят горы? из чего они сделаны? (из камней)
Верно, из камней.
- А кто мне ответит, Что такое камни? из чего они состоят? Каким свойствами обладают?
Вот, ребята, какой трудный вопрос. И чтоб дать нам ответить на него, я предлагаю отправиться в лабораторию профессора Почемучкина.
Изучение нового.
- Взгляните дети на доску. Сегодня к нам в гости пришел профессор Почемучкин. Поздоровайтесь с ним.
Сегодня он в своей лаборатории, с помощью практических опытов, расскажет нам о свойствах камнях.
Он предлагает нам провести несколько опытов. Посмотрите на доску, вот список опытов, которые мы вместе с профессором Почемучкиным будем проводить. (на доске обозначены опыты и цель их проведения)
Практическое занятие
Опыт № 1. Определение цвета и формы.
- А сейчас мы все с вами станем учеными и начнем наши опыты. Подвиньте к себе поближе тарелки с камнями. Самыми первыми работают наши глаза. Внимательно осмотрите глазами каждый камешек.
- Какого они цвета? Дети делятся наблюдениями, какого цвета у них камни (серый, коричневый, белый, красный, синий и т. д.).
- Одинаковой ли они формы? (дети делают вывод: камни по форме бывают разные.)
М/В: Все верно ребята, с помощью первого опыта мы узнали, что камни по цвету и форме отличаются друг от друга.
Дидактическое упражнение на закрепление понятия цвета.
Сейчас поиграем с вами в небольшую игру.
1)- выберете у себя три самых светлых камня и положите их перед собой на лист картона.
Молодцы, убрали камни.
- выберете у себя три самых темных камня и положите их перед собой на лист картона.
Молодцы, убрали камни.
2)- выберете у себя темный камень. Положите его перед собой на лист картона.
- выберете у себя светлый камень. Положите его рядом с темным камнем.
- выберете у себя снова темный камень. Положите его рядом со светлым камнем.
- выберете у себя светлый камень. Положите его рядом с темным камнем.
Прокомментируйте получившеюся цепочку камней. (темный- светлый- темный- светлый)
А теперь самостоятельно продолжите цепочку.
Прокомментируйте получившеюся цепочку камней. (темный- светлый- темный- светлый- темный- светлый- темный- светлый …)
Молодцы, убрали камни.
Опыт № 2. Определение размера.
- Сейчас мы с вами проведем второй опыт. И ответим на вопрос- Все ли камни одинакового размера?
- Найдите и покажите мне ваш самый большой камень. Положите его перед собой на лист картона.
- Найдите и покажите мне ваш самый маленький. Положите его перед собой на лист картона.
- Найдите и покажите мне средний камень. Положите его перед собой на лист картона.
- Кто сделает важный вывод о размерах камней? (камни могут быть большие, средние, маленькие).
Верно, камни отличаются по размеру, они могут быть большие, средние, маленькие.
Уберите камни в тарелку.
Дидактическое упражнение на закрепление понятия величина.
- А сейчас мы поиграем в игру. Для этого нам понадобятся камни, лист картона и наши внимательные глазки.
Лист картона лежит перед вами, камни лежат в тарелке рядом.
1)- выберете у себя три самых больших камня и положите их перед собой на лист картона.
Молодцы, убрали камни.
- выберете у себя три самых маленьких камня и положите их перед собой на лист картона.
Молодцы, убрали камни.
- выберете у себя три средних камня и положите их перед собой на лист картона.
Молодцы, убрали камни.
2)- выберете у себя самый большой камень. Положите его перед собой на лист картона.
- выберете у себя самый маленький камень. Положите его рядом с большим камнем.
- выберете у себя снова большой камень. Положите его рядом с маленьким камнем.
- выберете у себя маленький камень. Положите его рядом с большим камнем.
Прокомментируйте получившеюся цепочку камней. (большой- маленький-большой маленький)
А теперь самостоятельно продолжите цепочку.
Прокомментируйте получившеюся цепочку камней. (большой- маленький-большой маленький…)
Молодцы, убрали камни.
Итак, ребята, проделав данный опыт, какой важный вывод мы с вами можем сделать? (камни бывают разных размеров)
Опыт № 3. Определение характера поверхности.
- Ребята, чтобы провести данный опыт, нам необходимо подготовить к работе наши пальчики.
Подготовка рук - Физминутка.
Разотру ладошки сильно,
Каждый пальчик покручу,
Поздороваюсь с ними сильно
И вытягивать начну.
Руки я затем помою,
Пальчик в пальчик я вложу,
На замочек их закрою,
И тепло поберегу.
Выпущу я пальчики,
Пусть бегут, как зайчики.
Мы сейчас по очереди погладим каждый камушек.
- Поверхность у камней одинаковая или разная? Какая? (Дети делятся открытиями.)
- Покажите самый гладкий камень и самый шершавый.
- И какой же мы можем сделать вывод, проведя данный опыт? (камень может быть гладким и шероховатым)
Верно, поверхность камня может быть разной, гладкой и шероховатой.
Опыт № 4. Определение веса.
- Ребята, а сейчас давайте с вами попробуем определить вес камней. И профессор Почемучкин предлагает вам на минуту стать весами.
А что делают весами?
Да, взвешивают
- Возьмите самый большой камень и положите его себе на ладонь. Что вы ощущаете? (тяжесть, вес камня) Какой камень по весу? (тяжелый)
Верно, положите камень на место.
- Возьмите самый маленький камень и положите его на ладонь. Какой камень по весу? (легкий)
Верно, положите камень на место.
- Возьмите теперь самый большой камень в одну руку, а самый маленький в другую руку. Сравните камни по весу, что вы можете сказать о них? (большой камень- тяжелый, маленький камень- легкий)
Все верно, чем больше камень- тем он тяжелее, а чем меньше камень- тем он легче.
- Сейчас, попробуйте самостоятельно определить какой из камней у вас самый тяжелый и какой из камней у вас самый легкий. Показать их мне. (Дети по очереди держат камни в ладошках и определяют самый тяжелый и самый легкий камень.)
- Ребята, какой же вывод мы можем сделать с вами, проведя данный опыт? (камни по весу бывают разные: легкие, тяжелые)
Опыт № 5. Плавучесть.
- Ребята, вот у меня такой вопрос к вам - Плавают ли камни? (нет)
А чтоб удостовериться в этом, профессор Почемучкин предлагает нам провести очень интересный опыт.
- Подставьте себе поближе баночки с водой. Возьмите лоскуток бумаги и положите его в правую баночку. Что с ним случилось? Что вы наблюдаете? (он намок, но он плавает, не тонет)
- а сейчас возьмите камешек в руки и положите его в левую баночку. Что с ним случилось? (он намок, и утонул)
- И какой же мы можем сделать вывод с вами? почему камень утонул? (камни в воде тонут, потому что они тяжелые)
Опыт № 7. Рассматривание камней через лупу.
- Ребята, взгляните внимательно на свои камни. Рассмотрите их, что вы видите? (дети рассматривают камни, делятся впечатлениями)
- Молодцы, а чтобы еще лучше увидеть поверхность камней мы воспользуемся лупами.
(Дети рассматривают все свои камни.)
Что интересного вы увидели ребята? (Крапинки, дорожки, углубления, ямочки, узоры и т.д.). Молодцы, очень внимательные дети…
Обобщение полученных знаний.
Рефлексия занятия
- Ребята, Вот мы и закончили наши опыты в лаборатории.
Давайте сейчас расскажем профессору Почемучкину, что мы узнали в его лаборатории.
(на доске список опытов)
Взгляните на доску.
- Какой первый опыт мы проводили? (Опыт № 1. Определение цвета и формы.)
Какой важный вывод мы сделали? (камни по цвету и форме отличаются друг от друга)
- Какой опыт мы проводили вторым? (Опыт № 2. Определение размера.)
Какой важный вывод мы сделали? (камни отличаются по размеру, они могут быть большие, средние, маленькие)
- Какой опыт мы проводили третьим? (Опыт № 3. Определение характера поверхности.)
Какой важный вывод мы сделали? (поверхность камня может быть разной, гладкой и шероховатой)
- Какой опыт мы проводили четвертым? (Опыт № 4. Определение веса.)
Какой важный вывод мы сделали? (камни по весу бывают разные: легкие, тяжелые)
- Какой опыт мы проводили пятым? (Опыт № 5. Плавучесть.)
Какой важный вывод мы сделали? (камни в воде тонут, потому что они тяжелые)
- Какой опыт мы проводили шестым? (Опыт № 6: Определение температуры.)
Какой важный вывод мы сделали? (температура камней различна, они могут быть теплые и холодные)
- Какой опыт мы проводили седьмым? (Опыт № 7. Рассматривание камней через лупу.)
Какой важный вывод мы сделали? ()
Молодцы, ребята. Давайте с вами скажем спасибо профессору Почемучкину и попрощаемся с ним.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект занятия "Коррекция психомоторики и сенсорных процессов" для младших школьников специальной (коррекционной) школы VIII вида
Кто не делится своими знаниями подобен свету в бочке (эфиопская пословица) Несколько вступительных замечаний к занятию Данное занятие состоит из следующи...
Коррекционные занятия "Развитие психомоторики и сенсорных процессов" для 2 класса
В 1-4 классах специальной (коррекционной) школы VIII вида учебным планом предусмотрено проведение коррекционных занятий, направленных на преодоление недостатков психомоторной и сенсорной деятель...
План-конспект занятия для учащихся 2 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида в рамках программы «Развитие психомоторики и сенсорных процессов». Тема: Развитие зрительного восприятия формы предмета.
План-конспект занятия во 2 классе по теме "Развитие зрительного восприятия формы предмета ( круг, овал)....
Внеурочную (факультативную) деятельность по предмету развитие психомоторики и сенсорных процессов. 4 класс. Развитие психомоторики и сенсорных процессов
Внеурочную (факультативную) деятельность по предмету развитие психомоторики и сенсорных процессов. 4 класс.Развитие психомоторики и сенсорных процессов...
"Помощники Весны ". Конспект занятия. (Развитие психомоторики и сенсорных процессов)
Конспект обобщающего занятия для обучающихся 1-4 классов, по разделу коррекционной педагогике: "Развитие психомоторики и сенсорных процессов"....
Рабочая программа курса коррекционно-развивающих занятий «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» для учащихся 1-4 классов
Данная программа является адаптированным вариантом для детей имеющих сложную структуру дефекта программы курса коррекционных занятий «Развитие психомоторных и сенсорных процессов» для учащ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННЫЙ КУРС ЗАНЯТИЙ: «РАЗВИТИЕ ПСИХОМОТОРИКИ И СЕНСОРНЫХ ПРОЦЕССОВ»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННЫЙ КУРС ЗАНЯТИЙ:«РАЗВИТИЕ ПСИХОМОТОРИКИ И СЕНСОРНЫХ ПРОЦЕССОВ»...