РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННЫЙ КУРС ЗАНЯТИЙ: «РАЗВИТИЕ ПСИХОМОТОРИКИ И СЕНСОРНЫХ ПРОЦЕССОВ»
рабочая программа (1 класс)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КОРРЕКЦИОННЫЙ КУРС ЗАНЯТИЙ:
«РАЗВИТИЕ ПСИХОМОТОРИКИ И СЕНСОРНЫХ ПРОЦЕССОВ»
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 2 им. А.Г. Малышкина Мокшанского района Пензенской области
РАССМОТРЕНО за заседание педагогического совета |
31.08.2018 года Протокол №1 |
«УТВЕРЖДАЮ:»
Директор МБОУ СОШ № 2
им. А.Г.Малышкина
р.п.Мокшан
_____________Богомазов А.И.
« » 2018 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КОРРЕКЦИОННЫЙ КУРС ЗАНЯТИЙ:
«РАЗВИТИЕ ПСИХОМОТОРИКИ И СЕНСОРНЫХ ПРОЦЕССОВ»
Класс: 1доп - 4 | |||
Учебный год: 2018-2019 | |||
Всего часов на учебный с год: | 1 допкл | 49,5 | |
1 | кл | 34 | |
2 | кл. | 34 | |
3 кл. | 34 | ||
4 | кл. | 34 |
Количество часов в неделю:
1доп-1,5 часа в неделю
1-4-1 час в неделю
Педагог – психолог: Онтикова О.С.
МОКШАН,2018
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Младший школьный возраст – важнейший период формирования жизненного ресурса ребенка, этап становления его социальности, освоения общественных отношений, обогащения мировосприятия и развития личностных качеств. Теоретической основой программы явились концептуальные положения теории Л.С. Выготского: об общих закономерностях развития аномального и нормально развивающегося ребенка; о структуре дефекта и возможностях его компенсации; о применении системного подхода к изучению ребенка с ОВЗ, об учете зон актуального и ближайшего развития при организации психологической помощи; об индивидуализированном и дифференцированном подходе к детям в процессе реализации коррекционной психолого – педагогической программы.
Искаженное развитие – это тип дизонтогенеза, при котором наблюдаются сложные сочетания общего психологического недоразвития, задержанного, поврежденного и ускоренного развития отдельных психических функций, что приводит к ряду качественно новых патологических образований. Одним из клинических вариантов этого дизонтогенеза является ранний детский аутизм (РДА) (И.И. Мамайчук, 1998.). Слово аутизм происходит от латинского слова autos – сам и означает отрыв от реальности, отгороженность от мира.
Основными признаками РДА при всех его клинических вариантах являются:
- недостаточное или полное отсутствие потребности в контактах с окружающими;
- отгороженность от внешнего мира;
- слабость эмоционального реагирования по отношению к близким, даже к матери, вплоть до полного безразличия к ним (аффективная блокада)
- неспособность дифференцировать людей и неодушевленные предметы. Нередко таких детей считают агрессивными;/
- недостаточная реакция на зрительные слуховые раздражители заставляет многих родителей обращаться к офтальмологу или сурдологу.
Но это ошибочное мнение, дети с аутизмом, наоборот, очень чувствительны к слабым раздражителям. Например, дети часто не переносят тиканье часов, шум бытовых приборов, капанье воды из водопроводного крана;
- приверженность к сохранению неизменности окружающего;
- неофобии (боязнь всего нового) проявляются у детей – аутистов очень рано. Дети не переносят смены места жительства, перестановки кровати, не любят новую одежду и обувь;
- однообразное поведение со склонностью к стереотипам, примитивным движениям;
- разнообразные речевые нарушения при РДА;
- у детей с РДА наблюдаются различные интеллектуальные нарушения. Чаще это умственная отсталость.
Цель: на основе создания оптимальных условий познания ребенком каждого объекта в совокупности сенсорных свойств, качеств, признаков дать правильное многогранное полифункциональное представление об окружающей действительности, способствующее оптимизации психического развития ребенка и более эффективной социализации в обществе.
Задачи:
- формирование на основе активации работы всех органов чувств адекватного восприятия явлений и объектов окружающей действительности в совокупности их свойств;
- коррекция недостатков познавательной деятельности детей путем систематического и целенаправленного воспитания у них полноценного восприятия формы, конструкции, величины, цвета, особых свойств предметов, их положения в пространстве
- формирование пространственно – временных ориентировок;
- развитие слухоголосовых координаций;
- формирование способности эстетически воспринимать окружающий мир во всем многообразии свойств и признаков его объектов (цветов, вкусов, запахов, ритмов);
- совершенствование сенсорно – перцептивной деятельности;
- обогащение словарного запаса детей на основе использования соответствующей терминологии;
- исправление недостатков моторики, совершенствование зрительно – моторной координации;
- формирование точности и целенаправленности движений и действий.
Основные направления работы:
- Формирование знаний сенсорных эталонов.
- Обучение использованию специальных (перцептивных) действий, необходимых для выявления свойств и качеств какого – либо предмета.
Содержание программы:
Структура программы включает следующие разделы:
- Развитие моторики, графомоторных качеств.
- Тактильно – двигательное восприятие.
- Кинестетическое и кинестетическое развитие.
- Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов.
- Развитие зрительного восприятия.
- Восприятие особых свойств предметов через развитие осязания, обоняния, барических ощущений, вкусовых качеств.
- Развитие слухового восприятия.
- Восприятия пространства.
- Восприятие времени.
Коррекционные индивидуальные и групповые (до 4 человек) занятия проводят по расписанию продолжительностью 15 мин в 1 доп классе и 25 мин в 1-4 классах , что соответствует 1 академическому часу.
Участники программы:
- Дети с ОВЗ с расстройствами аутистического спектра
Критерии оценки достижения эффективности программы.
- результате целенаправленной деятельности на занятиях по развитию психомоторики и сенсорных процессов школьники должны научиться:
- Ориентироваться на сенсорные эталоны. Узнавать предметы по заданным признакам.
- Сравнивать предметы по внешним признакам.
- Квалифицировать предметы по форме, величине, цвету, функциональному назначению.
∙ Составлять сериационные ряды предметов и их изображений по разным признакам.
- Практически выделять признаки и свойства объектов и явлений.
- Давать полное описание объектов и явлений.
- Видеть временные рамки своей деятельности.
- Определять последовательность событий.
- Ориентироваться в пространстве. Целенаправленно выполнять действия по инструкции.
- Самопроизвольно согласовывать свои движения и действия. Опосредовать свою деятельности речью.
Тематическое планирование по коррекционному курсу «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» 1доп класс.
Название раздела, тематика занятий | Кол-во часов |
1 допкласс | 49,5 |
I четверть 12 ч. | |
Формирование эмоционального контакта с психологом | 4,5 |
Формирование эмоционального контакта с психологом. Игры «Ручки», «Хоровод» | 1,5 |
Развитие активности: игры «Поводырь», «Птички», «Догонялки» | 1,5 |
Развитие контактности: игры «Погладь кошку», «Поиграй с куклой» | 1,5 |
Развитие моторики, графомоторных навыков. | 7,5 |
Развитие крупной моторики. Бросание в цель. | 0,5 |
Развитие крупной моторики. Повороты, построения. | 0,5 |
Формирование чувства равновесия. | 0,5 |
Развитие согласованности действий и движений разных частей тела. | 0,5 |
Развитие мелкой моторики пальцев рук. Пальчиковая гимнастика. | 1 |
Развитие навыков владения письменными принадлежностями. | 1,5 |
Обводка по трафарету (внутреннему и внешнему), штриховка. | 1,5 |
Сгибание бумаги. Вырезание ножницами прямых полос. | 1,5 |
II четверть 12 ч. | |
Тактильно-двигательное восприятие (1,5ч.) | |
Определение на ощупь величины предмета | 0,5 |
(большой – маленький – самый маленький). | |
Определение на ощупь плоскостных фигур и предметов. | 0,5 |
Упражнения в раскатывании пластилина. Лепка «Угощение». | 0,5 |
Кинестетическое и кинетическое развитие. (1,5ч.) | |
Движения и позы верхних и нижних конечностей. | 0,5 |
Движения и позы головы по показу, вербализация собственных ощущений. | 0,5 |
Выразительность движений. Имитация движений (оркестр, повадки зверей). | 0,5 |
Восприятие формы, величины, цвета, конструирование предметов (9 ч.) | |
Формирование сенсорных эталонов плоскостных геометрических фигур. | 1,5 |
Выделение формы предмета, обозначение формы предмета словом. | 1,5 |
Группировка предметов и их изображений по форме. | 1,5 |
Дидактическая игра «К каждой фигуре подбери предметы, похожие по форме». | 1,5 |
Работа с геометрическим конструктором. | 1,5 |
Дидактическая игра «Какой фигуры не стало?» (3-4 предмета). | 0,5 |
Различение предметов по величине (большой - маленький). | 1 |
III четверть 13,5 ч. | |
Восприятие формы, величины, цвета, конструирование предметов (7,5 ч.) | |
Сравнение двух предметов по высоте и длине. | 0,5 |
Сравнение двух предметов по ширине и толщине. | 0,5 |
Моделирование геометрических фигур из составляющих по образцу. | 0,5 |
Знакомство с основными цветами (красный, желтый, зеленый, синий, черный, белый). | 1,5 |
Дидактическая игра «Назови цвет предмета» | 0,5 |
Различение и обозначение основных цветов. | 1 |
Конструирование объемных предметов из составных частей. | 1,5 |
Составление целого из частей (2-3 детали) на разрезном наглядном материале. | 1,5 |
Развитие зрительного восприятия (3 ч.) | |
Формирование навыков зрительного анализа и синтеза (обследование предметов, состоящих из 2-3 деталей, | 0,5 |
по инструкции педагога). | |
Нахождение отличительных и общих признаков двух предметов. | 1 |
Дидактическая игра «Какой детали не хватает?». | 0,5 |
Дидактическая игра «Что изменилось» (3-4 предмета). | 0,5 |
Упражнения для профилактики и коррекции зрения. | 0,5 |
Восприятие особых свойств предметов (3 ч.) | |
Развитие осязания (контрастные температурные ощущения: холодный – горячий), обозначение словом. | 0,5 |
Вкусовые ощущения (кислый, сладкий, горький, соленый). | 1 |
Развитие обоняния (приятный запах – неприятный запах). | 0,5 |
Барические ощущения (восприятие чувства тяжести: тяжелый – легкий). | 1 |
IV четверть 12 ч. | |
Развитие слухового восприятия (3ч.) | |
Выделение и различение звуков окружающей среды (стон, звон, гудение, жужжание). | 0,5 |
Различение музыкальных звуков и звуков окружающей среды (шелест листьев, скрип снега, шум шин). | 1 |
Прослушивание музыкальных произведений. | |
Различение речевых и музыкальных звуков. | 1 |
Дидактическая игра «Кто и как голос подает». | 0,5 |
Восприятие пространства (4,5 ч.) | |
Ориентировка на собственном теле. | 0,5 |
Движение в заданном направлении в пространстве. | 0,5 | |
Ориентировка в помещении (кабинет). Определение расположения предметов в помещение. | 0.5 | |
Ориентировка в линейном ряду. | 0,5 | |
Ориентировка на листе бумаги (центр, верх, низ, правая или левая сторона). | 1 | |
Составление на листе бумаги комбинаций из полосок, плоскостных геометрических фигур. | 0,5 | |
Расположение предметов на листе бумаги. | 1 | |
Восприятие времени (4,5 ч.) | ||
Сутки. Части суток. | 1 | |
Последовательность событий (смена времени суток). | 0,5 | |
Понятия «сегодня», «завтра», «вчера». | 1,5 | |
Неделя. Семь суток. Порядок дней недели. | 1 | |
Дидактическая игра «Веселая неделя». | 0,5 |
Тематическое планирование по коррекционному курсу «Развитие психомоторики и сенсорных процессов»
1 класс.
Дидактическая игра «Определи положение предмета», вербализация пространственных отношений с использованием | 0,5 |
предлогов. | |
Восприятие времени (1,5 ч.) | |
Порядок месяцев в году Времена года. | 0,5 |
Знакомство с часами (циферблат, стрелки). | 0,5 |
Меры времени (секунда, минута, час, сутки). Определение времени по часам. Игра с моделью часов. | 0,5 |
Тематическое планирование по коррекционному курсу «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» 2 класс.
Восприятие пространства (2 ч.)
Ориентировка в пространстве (в помещение, на улице), вербализация пространственных отношений с использованием предлогов. Развитие пространственного праксиса, словесный отчет о выполнении задания. | 0,5 |
Моделирование пространственного положения мебели в комнате. Деление листа на глаз, на две и четыре равные части. | 0,5 |
Расположение предметов в вертикальном и горизонтальном полях листа. Ориентировка на листе бумаги разного размера, прикрепленном к доске (вертикальное расположение листа). | 0,5 |
Расположение предметов и их перемещение по поверхности парты. | 0,5 |
Восприятие времени (1,5 ч.) | |
Определение времени по часам. Длительность временных интервалов (1с, 1 мин, 5 мин, 1ч). | 0,5 |
Дидактическая игра «Успей за 1,2,5 мин». | 0,5 |
Времена года, их закономерная смена. | 0,5 |
Тематическое планирование по коррекционному курсу «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» 3 класс.
матическое планирование по коррекционному курсу «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» 4 класс.
Название раздела, тематика занятий | Кол-во часов |
4 класс | 17 |
I четверть ( 4 ч.) | |
Обследование обучающегося (1ч.) | |
Развитие моторики, графомоторных навыков (4,5ч.) | |
Развитие согласованности движений на разные группы мышц (по инструкции педагога). | 0,5 |
Соотношение движений с поданным звуковым сигналом. | 0,5 |
Выполнение целенаправленных действий по трехзвенной инструкции педагога, словесный отчет о выполнении. | 0,5 |
Совершенствование точности мелких движений рук. | 0,5 |
Графический диктант с усложненными заданиями. | 1 |
Вычерчивание геометрических фигур (окружность, квадрат, треугольник). | 0,5 |
Дорисовывание симметричной половины изображения. | 0,5 |
Вырезание ножницами на глаз изображений предметов (елочка, снежинка, яблоко). | 0,5 |
Тактильно-двигательное восприятие (2,5 ч) | |
Точная дифференцировка предметов на ощупь по разным качествам и свойствам (выпуклый, вогнутый, колючий, | 1 |
деревянный, горячий). | |
Закрепление тактильных ощущений при работе с пластилином и глиной. | 0,5 |
Игра «Волшебный мешочек» (с мелкими предметами). | 0,5 |
Игры с мелкой мозаикой. | 0,5 |
II четверть (8 ч.) | |
Кинестетическое и кинетическое развитие (2ч) | |
Сочетание движений и поз различных частей тела (по инструкции педагога), вербализация поз и действий. | 0,5 |
Упражнения на расслабление и снятие мышечных зажимов. | 0,5 |
Воображаемые действия. | 1 |
Восприятие формы, величины, цвета, конструирование предметов (6ч.) | |
Группировка предметов по двум самостоятельно выделенным признакам, обозначение словом. | 0,5 |
Сравнение и группировка предметов по форме, величине и цвету. | 1 |
Составление сериационных рядов по самостоятельно выделенным признакам из 4-5 предметов. | 0,5 |
Использование простых мерок для измерения и сопоставления отдельных параметров предметов (по длине, ширине, | 1 |
высоте). |
Цветовой спектр. Смешение цветов (оттенки). | 0,5 |
Определение постоянных цветов. | 0,5 |
Конструирование сложных форм предметов (мелкие пазлы, конструктор). | 0,5 |
Узнавание предметов по одному элементу. | 0,5 |
Узнавание предмета по словесному описанию. | 1 |
III четверть (10 ч.) | |
Развитие зрительного восприятия (4ч.) | |
Нахождение отличительных и общих признаков на наглядном материале. | 1 |
Нахождение нелепиц на картинках. | 1 |
Дидактическая игра «Лабиринт». | 0,5 |
Тренировка зрительной памяти. | 1 |
Профилактика зрения. Гимнастика для глаз. | 0,5 |
Восприятие особых свойств предметов (6ч.) | |
Развитие дифференцированных осязательных ощущений (сухое-влажное-мокрое и т.д.), их словесное обозначение. | 0,5 |
Температура. Градусники для измерения температуры тела, воды, воздуха. | 1 |
Развитие дифференцированных вкусовых ощущений (сладкий-слаще, кислый – кислее и т.д.), словесное обозначение. | 0,5 |
Дифференцированное восприятие ароматов. | 1 |
Упражнения в измерении веса предметов на весах. | 1 |
Определение противоположных качеств предметов (чистый – грязный, темный – светлый, вредный - полезный). | 1 |
Определение противоположных действий, совершаемых с предметами. | 1 |
IVчетверть (8 ч.) | |
Развитие слухового восприятия (3ч.) | |
Различение звуков по длительности и громкости (неречевых, речевых, музыкальных). | 0,5 |
Дифференцировка звуков по громкости и по высоте тона (неречевых, речевых, музыкальных). | 0,5 |
Развитие слухомоторной координации. | 0,5 |
Определение на слух звучание различных музыкальных инструментов. | 0,5 |
Формирование чувства ритма. Игровые упражнения. | 0,5 |
Дидактическая игра «Угадай по голосу». | 0,5 |
Восприятие пространства (3ч.) | |
Ориентировка в помещение и на улице по словесной инструкции | 1 |
Определение расположения предметов в ближнем и дальнем пространстве. | 0,5 |
Моделирование расположения предметов в пространстве, вербализация пространственных отношений. | 0,5 |
Моделирование пространственных ситуаций по инструкции педагога (расстановка мебели в кукольной комнате). | 0,5 |
Ориентировка на листе бумаги разного формата (тетрадный, альбомный, ватман) и по – разному расположенного | 0,5 |
(горизонтально, вертикально, под углом). | 0,5 |
Определение времени по часам. | 0,5 |
Дидактическая игра «Когда это бывает?». | 0,5 |
Последовательность основных жизненных событий. | 0,5 |
Возраст людей. | 0,5 |
Используемый учебно-методический комплекс (указывается название, автор, издательство, год издания):
- Метиева Л.А. Развитие сенсорной сферы детей: пособие для учителей спец.(коррекц.) образоват.учреждений VIII вида/Л.А. Метиева,
Э.Я. Удалова. – М.: Просвещение, 2009.
- Практикум по детской психокоррекции: игры, упражнения, техники /О.Н. Истратова. – Ростов н/Д: Феникс, 2007г.
- Чистякова М.И. Психогимнастика /Под ред. М. И. Буянова. – 2 – е изд. – М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. – 160 с.: ил.
- дидактические игры, пособия; плакаты, игрушки; сенсорное оборудование.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекционные занятия "Развитие психомоторики и сенсорных процессов" для 2 класса
В 1-4 классах специальной (коррекционной) школы VIII вида учебным планом предусмотрено проведение коррекционных занятий, направленных на преодоление недостатков психомоторной и сенсорной деятель...
Внеурочную (факультативную) деятельность по предмету развитие психомоторики и сенсорных процессов. 4 класс. Развитие психомоторики и сенсорных процессов
Внеурочную (факультативную) деятельность по предмету развитие психомоторики и сенсорных процессов. 4 класс.Развитие психомоторики и сенсорных процессов...
"В лаборатории профессора почемучкина". Конспект занятия. (Развитие психомоторики и сенсорных процессов)
Конспект обобщающего занятия для учащихся 1-4 классов, по разделу коррекционной педагогике: "Развитие психомоторики и сенсорных процессов"....
"Помощники Весны ". Конспект занятия. (Развитие психомоторики и сенсорных процессов)
Конспект обобщающего занятия для обучающихся 1-4 классов, по разделу коррекционной педагогике: "Развитие психомоторики и сенсорных процессов"....
Рабочая учебная программа по развитию психомоторики и сенсорных процессов для 1-4 классов
Пояснительная запискаНастоящая программа разработана и составлена на основании авторской программы курса коррекционных занятий по «Развитию психомоторики и сенсорных процессов» для обучающ...
Рабочая программа по кружку "Развитие психомоторики и сенсорных процессов"
в программе указано содержание разделов, изучаемых во 2 классе. Дана таблица, в которой можно отследить динамику развития психомоторики и сенсорных процессов....
Рабочая программа курса коррекционно-развивающих занятий «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» для учащихся 1-4 классов
Данная программа является адаптированным вариантом для детей имеющих сложную структуру дефекта программы курса коррекционных занятий «Развитие психомоторных и сенсорных процессов» для учащ...