РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННЫЙ КУРС ЗАНЯТИЙ: «РАЗВИТИЕ ПСИХОМОТОРИКИ И СЕНСОРНЫХ ПРОЦЕССОВ»
рабочая программа (1 класс)

Онтикова Ольга Сергеева

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 

КОРРЕКЦИОННЫЙ КУРС ЗАНЯТИЙ:

«РАЗВИТИЕ ПСИХОМОТОРИКИ И СЕНСОРНЫХ ПРОЦЕССОВ»

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 2 им. А.Г. Малышкина Мокшанского района Пензенской области

РАССМОТРЕНО

за заседание педагогического совета

31.08.2018 года Протокол №1

«УТВЕРЖДАЮ:»  

Директор МБОУ СОШ № 2

 им. А.Г.Малышкина

р.п.Мокшан

_____________Богомазов А.И.

«         »         2018 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

КОРРЕКЦИОННЫЙ КУРС ЗАНЯТИЙ:

«РАЗВИТИЕ ПСИХОМОТОРИКИ И СЕНСОРНЫХ ПРОЦЕССОВ»

Класс: 1доп  - 4

Учебный год: 2018-2019

Всего часов на учебный с год:

1 допкл

49,5

1

кл

34

2

кл.

34

3 кл.

34

4

кл.

34

Количество часов в неделю:

1доп-1,5 часа в неделю

1-4-1 час в неделю

Педагог – психолог: Онтикова О.С.

 

МОКШАН,2018

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Младший школьный возраст – важнейший период формирования жизненного ресурса ребенка, этап становления его социальности, освоения общественных отношений, обогащения мировосприятия и развития личностных качеств. Теоретической основой программы явились концептуальные положения теории Л.С. Выготского: об общих закономерностях развития аномального и нормально развивающегося ребенка; о структуре дефекта и возможностях его компенсации; о применении системного подхода к изучению ребенка с ОВЗ, об учете зон актуального и ближайшего развития при организации психологической помощи; об индивидуализированном и дифференцированном подходе к детям в процессе реализации коррекционной психолого – педагогической программы.

Искаженное развитие – это тип дизонтогенеза, при котором наблюдаются сложные сочетания общего психологического недоразвития, задержанного, поврежденного и ускоренного развития отдельных психических функций, что приводит к ряду качественно новых патологических образований. Одним из клинических вариантов этого дизонтогенеза является ранний детский аутизм (РДА) (И.И. Мамайчук, 1998.). Слово аутизм происходит от латинского слова autos – сам и означает отрыв от реальности, отгороженность от мира.

Основными признаками РДА при всех его клинических вариантах являются:

- недостаточное или полное отсутствие потребности в контактах с окружающими;

- отгороженность от внешнего мира;

- слабость эмоционального реагирования по отношению к близким, даже к матери, вплоть до полного безразличия к ним (аффективная блокада)

- неспособность дифференцировать людей и неодушевленные предметы. Нередко таких детей считают агрессивными;/

- недостаточная реакция на зрительные слуховые раздражители заставляет многих родителей обращаться к офтальмологу или сурдологу.

Но это ошибочное мнение, дети с аутизмом, наоборот, очень чувствительны к слабым раздражителям. Например, дети часто не переносят тиканье часов, шум бытовых приборов, капанье воды из водопроводного крана;

- приверженность к сохранению неизменности окружающего;

- неофобии (боязнь всего нового) проявляются у детей – аутистов очень рано. Дети не переносят смены места жительства, перестановки кровати, не любят новую одежду и обувь;

- однообразное поведение со склонностью к стереотипам, примитивным движениям;

- разнообразные речевые нарушения при РДА;

- у детей с РДА наблюдаются различные интеллектуальные нарушения. Чаще это умственная отсталость.

Цель: на основе создания оптимальных условий познания ребенком каждого объекта в совокупности сенсорных свойств, качеств, признаков дать правильное многогранное полифункциональное представление об окружающей действительности, способствующее оптимизации психического развития ребенка и более эффективной социализации в обществе.

Задачи:

  • формирование на основе активации работы всех органов чувств адекватного восприятия явлений и объектов окружающей действительности в совокупности их свойств;

  • коррекция недостатков познавательной деятельности детей путем систематического и целенаправленного воспитания у них полноценного восприятия формы, конструкции, величины, цвета, особых свойств предметов, их положения в пространстве

  • формирование пространственно – временных ориентировок;

  • развитие слухоголосовых координаций;

  • формирование способности эстетически воспринимать окружающий мир во всем многообразии свойств и признаков его объектов (цветов, вкусов, запахов, ритмов);

  • совершенствование сенсорно – перцептивной деятельности;

  • обогащение словарного запаса детей на основе использования соответствующей терминологии;

  • исправление недостатков моторики, совершенствование зрительно – моторной координации;

  • формирование точности и целенаправленности движений и действий.

Основные направления работы:

  1. Формирование знаний сенсорных эталонов.

  1. Обучение использованию специальных (перцептивных) действий, необходимых для выявления свойств и качеств какого – либо предмета.

Содержание программы:

Структура программы включает следующие разделы:

  • Развитие моторики, графомоторных качеств.

  • Тактильно – двигательное восприятие.

  • Кинестетическое и кинестетическое развитие.

  • Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов.

  • Развитие зрительного восприятия.

  • Восприятие особых свойств предметов через развитие осязания, обоняния, барических ощущений, вкусовых качеств.

  • Развитие слухового восприятия.

  • Восприятия пространства.

  • Восприятие времени.

Коррекционные индивидуальные и групповые (до 4 человек) занятия проводят по расписанию продолжительностью 15 мин в 1 доп   классе и  25 мин в 1-4 классах , что соответствует 1 академическому часу.

Участники программы:

  • Дети с ОВЗ с расстройствами аутистического спектра

Критерии оценки достижения эффективности программы.

  • результате целенаправленной деятельности на занятиях по развитию психомоторики и сенсорных процессов школьники должны научиться:

  • Ориентироваться на сенсорные эталоны. Узнавать предметы по заданным  признакам.

  • Сравнивать предметы по внешним признакам.

  • Квалифицировать предметы по форме, величине, цвету, функциональному назначению.

        Составлять сериационные ряды предметов        и их изображений по разным признакам.

  • Практически выделять признаки и свойства  объектов и явлений.

  • Давать полное описание объектов и явлений.

  • Видеть временные рамки своей деятельности.

  • Определять последовательность событий.

  • Ориентироваться в пространстве. Целенаправленно выполнять действия по инструкции.

  • Самопроизвольно согласовывать свои движения и действия. Опосредовать свою деятельности речью.

Тематическое планирование по коррекционному курсу «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» 1доп класс.

Название раздела, тематика занятий

Кол-во

часов

1 допкласс

49,5

I четверть 12 ч.

Формирование эмоционального контакта с психологом

4,5

Формирование эмоционального контакта с психологом. Игры «Ручки», «Хоровод»

1,5

Развитие активности: игры «Поводырь», «Птички», «Догонялки»

1,5

Развитие контактности: игры «Погладь кошку», «Поиграй с куклой»

1,5

Развитие моторики, графомоторных навыков.

7,5

Развитие крупной моторики. Бросание в цель.

0,5

Развитие крупной моторики. Повороты, построения.

0,5

Формирование чувства равновесия.

0,5

Развитие согласованности действий и движений разных частей  тела.

0,5

Развитие мелкой моторики пальцев рук. Пальчиковая гимнастика.

1

Развитие навыков владения письменными принадлежностями.

1,5

Обводка по трафарету (внутреннему и внешнему), штриховка.

1,5

Сгибание бумаги. Вырезание ножницами прямых полос.

1,5

II четверть 12 ч.

Тактильно-двигательное восприятие (1,5ч.)

Определение на ощупь величины предмета

0,5

(большой – маленький – самый маленький).

Определение на ощупь плоскостных фигур и предметов.

0,5

Упражнения в раскатывании пластилина. Лепка «Угощение».

0,5

Кинестетическое и кинетическое развитие. (1,5ч.)

Движения и позы верхних и нижних конечностей.

0,5

Движения и позы головы по показу, вербализация собственных ощущений.

0,5

Выразительность движений. Имитация движений (оркестр, повадки зверей).

0,5

Восприятие формы, величины, цвета, конструирование предметов (9 ч.)

Формирование сенсорных эталонов плоскостных геометрических фигур.

1,5

Выделение формы предмета, обозначение формы предмета словом.

1,5

Группировка предметов и их изображений по форме.

1,5

Дидактическая игра «К каждой фигуре подбери предметы, похожие по форме».

1,5

Работа с геометрическим конструктором.

1,5

Дидактическая игра «Какой фигуры не стало?» (3-4 предмета).

0,5

Различение предметов по величине (большой  - маленький).

1

III четверть 13,5 ч.

Восприятие формы, величины, цвета, конструирование предметов (7,5 ч.)

Сравнение двух предметов по высоте и длине.

0,5

Сравнение двух предметов по ширине и толщине.

0,5

Моделирование геометрических фигур из составляющих по образцу.

0,5

Знакомство с основными цветами (красный, желтый, зеленый, синий, черный, белый).

1,5

Дидактическая игра «Назови цвет предмета»

0,5

Различение и обозначение основных цветов.

1

Конструирование объемных предметов из составных частей.

1,5

Составление целого из частей (2-3 детали) на разрезном наглядном материале.

1,5

Развитие зрительного восприятия (3 ч.)

Формирование навыков зрительного анализа и синтеза (обследование предметов, состоящих из 2-3 деталей,

0,5

по инструкции педагога).

Нахождение отличительных и общих признаков двух предметов.

1

Дидактическая игра «Какой детали не хватает?».

0,5

Дидактическая игра «Что изменилось» (3-4 предмета).

0,5

Упражнения для профилактики и коррекции зрения.

0,5

Восприятие особых свойств предметов (3 ч.)

Развитие осязания (контрастные температурные ощущения: холодный – горячий), обозначение словом.

0,5

Вкусовые ощущения (кислый, сладкий, горький, соленый).

1

Развитие обоняния (приятный запах – неприятный запах).

0,5

Барические ощущения (восприятие чувства тяжести: тяжелый – легкий).

1

IV четверть 12 ч.

Развитие слухового восприятия (3ч.)

Выделение и различение звуков окружающей среды (стон, звон, гудение, жужжание).

0,5

Различение музыкальных звуков и звуков окружающей среды (шелест листьев, скрип снега, шум шин).

1

Прослушивание музыкальных произведений.

Различение речевых и музыкальных звуков.

1

Дидактическая игра «Кто и как голос подает».

0,5

Восприятие пространства (4,5 ч.)

Ориентировка на собственном теле.

0,5

Движение в заданном направлении в пространстве.

0,5

Ориентировка в помещении (кабинет). Определение расположения предметов в помещение.

0.5

Ориентировка в линейном ряду.

0,5

Ориентировка на листе бумаги (центр, верх, низ, правая или левая сторона).

1

Составление на листе бумаги комбинаций из полосок, плоскостных геометрических фигур.

0,5

Расположение предметов на листе бумаги.

1

Восприятие времени (4,5 ч.)

Сутки. Части суток.

1

Последовательность событий (смена времени суток).

0,5

Понятия «сегодня», «завтра», «вчера».

1,5

Неделя. Семь суток. Порядок дней недели.

1

Дидактическая игра «Веселая неделя».

0,5

Тематическое планирование по коррекционному курсу «Развитие психомоторики и сенсорных процессов»

1 класс.

Название раздела, тематика занятий

Кол-во

часов

1 класс

I четверть (4 ч.)

17

Формирование эмоционального контакта с психологом

0,5

Формирование эмоционального контакта с психологом. Игры «Ручки», «Хоровод»

Развитие контактности: игры «Погладь кошку», «Поиграй с куклой»

0,5

Развитие моторики, графомоторных навыков (3,5 ч.)

Развитие точности движений.

Координация движений.

0,5

Обучение целенаправленным действиям по двухзвенной инструкции педагога.

Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением.

0,5

Упражнения на синхронность работы обеих рук.

Штриховка в различных направлениях и рисование по трафарету.

0,5

Обводка по трафарету орнамента из геометрических  фигур.

Развитие координации движений рук и глаз (по инструкции педагога).

0,5

Графический диктант (по показу).

0,5

Вырезание ножницами из бумаги по шаблону прямоугольных, квадратных, треугольных форм.

0,5

Работа в технике объемной аппликации.

0,5

II четверть (4 ч.)

Тактильно – двигательное восприятие (1,5ч.)

Определение на ощупь предметов с разными свойствами (мягкие, жесткие, холодные, теплые).

Определение на ощупь формы предмета.

0,5

Работа с пластилином и глиной (твердое и мягкое состояние).

0,5

Игры со средней мозаикой.

0,5

Кинестетическое и кинетическое развитие (1 ч.)

Движение и позы верхних и нижних конечностей (упражнения по инструкции педагога).

Движение и положения головы (по инструкции педагога), вербализация собственных ощущений.

0,5

Движения и позы всего тела.

Имитация движений и поз (повадки зверей, природных явлений).

0,5

Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов (1,5 ч.)

Формирование эталонов объемных геометрических фигур (шар, куб).

Группировка предметов по форме (объемные и плоскостные).

0,5

Сравнение 2-3 предметов по высоте и толщине.

Сравнение 2-3 предметов по длине и ширине.

0,5

Группировка предметов по форме и величине по инструкции педагога.

Группировка предметов по форме и цвету по инструкции педагога.

0,5

III четверть (5 ч)

Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов (1,5 ч.)

Составление сериационных рядов по величине из 3-4 предметов по заданному признаку.

Различение цветов и оттенков.

0,5

Подбор оттенков к основным цветам.

Конструирование предметов из геометрических фигур (2-4 детали).

0,5

Выделение и различение частей знакомых предметов.

Составление целого из частей (3-4 детали) на разрезном наглядном материале.

0,5

Развитие зрительного восприятия (2 ч.)

Формирование навыков зрительного анализа и синтеза предметов, состоящих из 3-4 деталей (по инструкции педагога).

Нахождение отличий на наглядном материале (сравнение двух картинок).

0,5

Развитие зрительной памяти. Дидактическая игра «Что изменилось?»  (4-5 предметов).

1

Различение наложенных изображений предметов (2-3 изображения).

1

Упражнения для профилактики и коррекции зрения.

Восприятие особых свойств предметов (1,5ч.)

0,5

Развития осязания (температурные ощущения).

Приборы измерения температуры (градусник).

0,5

Различие вкусовых качеств (сладкое – горькое, сырое – вареное).

Развитие обоняния (контрастные ароматы: резкий – мягкий; пищевые запахи), обозначение словом ощущений.

0,5

Восприятие чувства тяжести от разных предметов, словесное обозначение ощущений.

0,5

IVчетверть (4ч.)

Развитие слухового восприятия (1,5 ч.)

Дифференцировка звуков шумовых и  музыкальных инструментов (погремушка, барабан, колокольчик, ложки, гармошка).

Характеристика звуков по громкости и длительности (шумы, музыкальные и речевые звуки).

0,5

0,5

Различение мелодии по характеру (веселая, грустная). Прослушивание музыкальных произведений.

Звуковая имитация (подражания звукам окружающей среды).

0,5

0,5

Дидактическая игра «Кто позвал тебя, скажи».

0,5

Восприятие пространства (1 ч.)

Ориентировка в помещении, движение в заданном направлении, обозначение словом направления движения.

Ориентировка на листе бумаги (выделение всех углов).

0,5

Дидактическая игра «Определи положение предмета», вербализация пространственных отношений с использованием

0,5

предлогов.

Восприятие времени (1,5 ч.)

Порядок месяцев в году

Времена года.

0,5

Знакомство с часами (циферблат, стрелки).

0,5

Меры времени (секунда, минута, час, сутки).

Определение времени по часам. Игра с моделью часов.

0,5

Тематическое планирование по коррекционному курсу «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» 2 класс.

Название раздела, тематика занятий

Кол-во

часов

2 класс

17

I четверть (4 ч)

Обследование обучающегося.

0,5

Развитие моторики, графомоторных навыков. (3 ч.)

Упражнения на развитие меткости.

Развитие согласованности движений на разные группы мышц (по инструкции педагога).

0,5

Обучение целенаправленным действиям по 2-3 звенной инструкции педагога.

Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением.

0,5

Совершенствование точности мелких движений рук (завязывание, развязывание, шнуровка, застегивание).

Обводка контуров предметных изображений, штриховка в разных направлениях.

0,5

Рисование бордюров по образцу.

Графический диктант (зрительный и на слух).

0,5

Вырезание ножницами из бумаги по контуру предметных изображений.

Работа в технике объемной и рваной аппликации.

1

Тактильно – двигательное восприятие. (0,5ч)

Определение предметов на ощупь, выделение разных свойств и качеств.

Восприятие поверхности на ощупь (гладкая, шершавая, колючая, пушистая).

0,5

II четверть (4 ч)

Тактильно – двигательное восприятие. (0,5 ч.)

Работа с пластилином (раскатывание, скатывание, вдавливание).  Лепка «Овощи».

0,5

Кинестетическое и кинетическое развитие. (0,5ч.)

Формирование ощущений от  статических и динамических поз различных частей тела (глаза, рот, пальцы), вербализация

собственных ощущений. Выразительность движений (имитация повадок животных, инсценирование школьных событий).

0,5

Восприятие формы, величины, цвета, конструирование предметов (3 ч.)

Сравнение и обозначение словом формы предметов (3-4 предмета)

Понятие «овал». Упражнения в сравнение круга и овала.

0,5

Комбинирование разных форм из геометрического конструктора по инструкции

0,5

Дидактическая игра «Часть и целое».

0,5

Составление сериационных рядов по величине из 4-5 предметов.

0,5

Группировка предметов по самостоятельно выделенному признаку.

0,5

Цветовой спектр. Цвета теплые и холодные.

0,5

III четверть (10ч)

Восприятие формы, величины, цвета, конструирование предметов (1,5 ч.)

Составление сериационного ряда из 4-5 кругов разной насыщенности одного цвета.

0,5

Дидактическая игра «Цветик – семицветик».

Узнавание предмета по отдельным частям. Дорисовывание незаконченных изображений знакомых предметов.

0,5

Составление предмета или целостной конструкции из мелких деталей (пазлы).

0,5

Развитие зрительного восприятия (1.5 ч.)

Совершенствование зрительно-двигательной координации рук и глаз. Рисование бордюров по наглядному образцу

Нахождение отличительных и общих признаков на наглядном материале (сравнение двух картинок).

0,5

Сравнение трех предметов, отличающихся незначительными качествами или свойствами.

Тренировка зрительной памяти.

0,5

Дидактическая игра «Повтори узор»

Упражнения для профилактики и коррекции зрения.

0,5

Восприятие особых свойств предметов (1,5 ч.)

Развитие осязания (теплее-холоднее), словесное обозначение.  Определение контрастных температур предметов (грелка,

утюг, чайник).

0,5

Определение различных свойств веществ (твердость, сыпучесть, вязкость, растворимость).

0,5

Развитие дифференцированных ощущений чувства тяжести (тяжелее – легче). Взвешивание на ладони, определение веса на

глаз.

0,5

Развитие слухового восприятия (0,5ч.)

Определение направления звука в пространстве (справа - слева- спереди – сзади).

Выполнение действий по звуковому сигналу (поворот головы на определенный звук).

0,5

IVчетверть (4 ч.)

Развитие слухового восприятия (0,5 ч.)

Различение музыкальных и речевых звуков по высоте тона.

Различение мелодий по темпу, прослушивание музыкальных отрывков.

0,5

0,5

Восприятие пространства (2  ч.)

Ориентировка в пространстве (в помещение, на улице), вербализация пространственных отношений с использованием

предлогов.

Развитие пространственного праксиса, словесный отчет о выполнении задания.

0,5

Моделирование пространственного положения мебели в комнате.

Деление листа на глаз, на две и четыре равные части.

0,5

Расположение предметов в вертикальном и горизонтальном полях листа.

Ориентировка на листе бумаги разного размера, прикрепленном к доске (вертикальное расположение листа).

0,5

Расположение предметов и их перемещение по поверхности парты.

0,5

Восприятие времени (1,5 ч.)

Определение времени по часам.

Длительность временных интервалов (1с, 1 мин, 5 мин, 1ч).

0,5

Дидактическая игра «Успей за 1,2,5 мин».

0,5

Времена года, их закономерная смена.

0,5

Тематическое планирование по коррекционному курсу «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» 3 класс.

Название раздела, тематика занятий

Кол-во

часов

3 класс

17

I четверть ( 4 ч.)

Обследование обучающегося  (0,5ч.)

0,5

Развитие моторики, графомоторных навыков (2,5ч.)

Выполнение целенаправленных действий по трехзвенной инструкции педагога, словесный отчет о выполнении.

Совершенствование точности мелких движений рук.

0,5

Графический диктант с усложненными заданиями.

0,5

Вычерчивание геометрических фигур (окружность, квадрат, треугольник).

0,5

Дорисовывание симметричной половины изображения.

0,5

Вырезание ножницами на глаз изображений предметов (елочка, снежинка, яблоко).

0,5

Тактильно-двигательное восприятие (1 ч)

Закрепление тактильных ощущений при работе с пластилином и глиной.

0,5

Игра «Волшебный мешочек» (с мелкими предметами).

0,5

II четверть (4ч.)

Кинестетическое и кинетическое развитие (1 ч)

Сочетание движений и поз различных частей тела (по инструкции педагога), вербализация поз и действий.

Упражнения на расслабление и снятие мышечных зажимов.

0,5

Воображаемые действия.

0,5

Восприятие формы, величины, цвета, конструирование предметов (3 ч.)

Группировка предметов по двум самостоятельно выделенным признакам, обозначение словом.

Сравнение и группировка предметов по форме, величине и цвету.

0,5

Составление сериационных рядов по самостоятельно выделенным признакам из 4-5 предметов.

Использование простых мерок для измерения и сопоставления отдельных параметров предметов (по длине, ширине,

высоте).

0,5

Цветовой спектр. Смешение цветов (оттенки).

Определение постоянных цветов.

0,5

Конструирование сложных форм предметов (мелкие пазлы, конструктор).

0,5

Узнавание предметов по одному элементу.

0,5

Узнавание предмета по словесному описанию.

0,5

III четверть (5 ч.)

Развитие зрительного восприятия (2ч.)

Нахождение отличительных и общих признаков на наглядном материале.

0,5

Нахождение нелепиц на картинках.

Дидактическая игра «Лабиринт».

0,5

Тренировка зрительной памяти.

0,5

Профилактика зрения. Гимнастика для глаз.

0,5

Восприятие особых свойств предметов (3ч.)

Развитие дифференцированных осязательных ощущений (сухое-влажное-мокрое и т.д.), их словесное обозначение.

0,5

Температура. Градусники для измерения температуры тела, воды, воздуха.

0,5

Развитие дифференцированных вкусовых ощущений (сладкий-слаще, кислый – кислее и т.д.), словесное обозначение.

0,5

Дифференцированное восприятие ароматов.

0,5

Упражнения в измерении веса предметов на весах.

0,5

Определение противоположных качеств предметов (чистый – грязный, темный – светлый, вредный  - полезный).

Определение противоположных действий, совершаемых  с предметами.

0,5

IVчетверть (4 ч.)

Развитие слухового восприятия (1,5ч.)

Различение звуков по длительности и громкости (неречевых, речевых, музыкальных).

Дифференцировка звуков по громкости и по высоте тона (неречевых, речевых, музыкальных).

0,5

Развитие слухомоторной координации.

Определение на слух звучание различных музыкальных инструментов.

0,5

Дидактическая игра «Угадай по голосу».

0,5

Восприятие пространства (1,5ч.)

Ориентировка в помещение и на улице по словесной инструкции

0,5

Моделирование расположения предметов в пространстве, вербализация пространственных отношений.

Моделирование пространственных ситуаций по инструкции педагога (расстановка мебели в кукольной комнате).

0,5

Ориентировка на листе бумаги разного формата (тетрадный, альбомный, ватман) и по – разному расположенного

(горизонтально, вертикально, под углом).

0,5

Восприятие времени (1ч.)

Определение времени по часам.

0,5

Последовательность основных жизненных событий.

0,5

матическое планирование по коррекционному курсу «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» 4 класс.

Название раздела, тематика занятий

Кол-во

часов

4 класс

17

I четверть ( 4 ч.)

Обследование обучающегося  (1ч.)

Развитие моторики, графомоторных навыков (4,5ч.)

Развитие согласованности движений на разные группы мышц (по инструкции педагога).

0,5

Соотношение движений с поданным звуковым сигналом.

0,5

Выполнение целенаправленных действий по трехзвенной инструкции педагога, словесный отчет о выполнении.

0,5

Совершенствование точности мелких движений рук.

0,5

Графический диктант с усложненными заданиями.

1

Вычерчивание геометрических фигур (окружность, квадрат, треугольник).

0,5

Дорисовывание симметричной половины изображения.

0,5

Вырезание ножницами на глаз изображений предметов (елочка, снежинка, яблоко).

0,5

Тактильно-двигательное восприятие (2,5 ч)

Точная дифференцировка предметов на ощупь по разным качествам и свойствам (выпуклый, вогнутый, колючий,

1

деревянный, горячий).

Закрепление тактильных ощущений при работе с пластилином и глиной.

0,5

Игра «Волшебный мешочек» (с мелкими предметами).

0,5

Игры с мелкой мозаикой.

0,5

II четверть (8 ч.)

Кинестетическое и кинетическое развитие (2ч)

Сочетание движений и поз различных частей тела (по инструкции педагога), вербализация поз и действий.

0,5

Упражнения на расслабление и снятие мышечных зажимов.

0,5

Воображаемые действия.

1

Восприятие формы, величины, цвета, конструирование предметов (6ч.)

Группировка предметов по двум самостоятельно выделенным признакам, обозначение словом.

0,5

Сравнение и группировка предметов по форме, величине и цвету.

1

Составление сериационных рядов по самостоятельно выделенным признакам из 4-5 предметов.

0,5

Использование простых мерок для измерения и сопоставления отдельных параметров предметов (по длине, ширине,

1

высоте).

Цветовой спектр. Смешение цветов (оттенки).

0,5

Определение постоянных цветов.

0,5

Конструирование сложных форм предметов (мелкие пазлы, конструктор).

0,5

Узнавание предметов по одному элементу.

0,5

Узнавание предмета по словесному описанию.

1

III четверть (10 ч.)

Развитие зрительного восприятия (4ч.)

Нахождение отличительных и общих признаков на наглядном материале.

1

Нахождение нелепиц на картинках.

1

Дидактическая игра «Лабиринт».

0,5

Тренировка зрительной памяти.

1

Профилактика зрения. Гимнастика для глаз.

0,5

Восприятие особых свойств предметов (6ч.)

Развитие дифференцированных осязательных ощущений (сухое-влажное-мокрое и т.д.), их словесное обозначение.

0,5

Температура. Градусники для измерения температуры тела, воды, воздуха.

1

Развитие дифференцированных вкусовых ощущений (сладкий-слаще, кислый – кислее и т.д.), словесное обозначение.

0,5

Дифференцированное восприятие ароматов.

1

Упражнения в измерении веса предметов на весах.

1

Определение противоположных качеств предметов (чистый – грязный, темный – светлый, вредный  - полезный).

1

Определение противоположных действий, совершаемых  с предметами.

1

IVчетверть (8 ч.)

Развитие слухового восприятия (3ч.)

Различение звуков по длительности и громкости (неречевых, речевых, музыкальных).

0,5

Дифференцировка звуков по громкости и по высоте тона (неречевых, речевых, музыкальных).

0,5

Развитие слухомоторной координации.

0,5

Определение на слух звучание различных музыкальных инструментов.

0,5

Формирование чувства ритма. Игровые упражнения.

0,5

Дидактическая игра «Угадай по голосу».

0,5

Восприятие пространства (3ч.)

Ориентировка в помещение и на улице по словесной инструкции

1

Определение расположения предметов в ближнем и дальнем пространстве.

0,5

Моделирование расположения предметов в пространстве, вербализация пространственных отношений.

0,5

Моделирование пространственных ситуаций по инструкции педагога (расстановка мебели в кукольной комнате).

0,5

Ориентировка на листе бумаги разного формата (тетрадный, альбомный, ватман) и по – разному расположенного

0,5

(горизонтально, вертикально, под углом).

0,5

Определение времени по часам.

0,5

Дидактическая игра «Когда это бывает?».

0,5

Последовательность основных жизненных событий.

0,5

Возраст людей.

0,5

Используемый учебно-методический комплекс (указывается название, автор, издательство, год издания):

  • Метиева  Л.А.  Развитие  сенсорной  сферы  детей:  пособие  для  учителей  спец.(коррекц.)  образоват.учреждений  VIII  вида/Л.А.  Метиева,

Э.Я. Удалова. – М.: Просвещение, 2009.

  • Практикум по детской психокоррекции: игры, упражнения, техники /О.Н. Истратова. – Ростов н/Д: Феникс, 2007г.

  • Чистякова М.И. Психогимнастика /Под ред. М. И. Буянова. – 2 – е изд. – М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. – 160 с.: ил.

  • дидактические игры, пособия; плакаты, игрушки; сенсорное оборудование.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционные занятия "Развитие психомоторики и сенсорных процессов" для 2 класса

В 1-4 классах специальной (коррекционной) школы VIII вида учебным планом предусмотрено проведение коррекционных занятий, направленных на преодоление недостатков  психомоторной и сенсорной деятель...

Внеурочную (факультативную) деятельность по предмету развитие психомоторики и сенсорных процессов. 4 класс. Развитие психомоторики и сенсорных процессов

Внеурочную (факультативную) деятельность по предмету развитие психомоторики и сенсорных процессов. 4 класс.Развитие психомоторики и сенсорных процессов...

"В лаборатории профессора почемучкина". Конспект занятия. (Развитие психомоторики и сенсорных процессов)

Конспект обобщающего занятия для учащихся 1-4 классов, по разделу коррекционной педагогике: "Развитие психомоторики и сенсорных процессов"....

"Помощники Весны ". Конспект занятия. (Развитие психомоторики и сенсорных процессов)

Конспект обобщающего занятия для обучающихся 1-4 классов, по разделу коррекционной педагогике: "Развитие психомоторики и сенсорных процессов"....

Рабочая учебная программа по развитию психомоторики и сенсорных процессов для 1-4 классов

Пояснительная запискаНастоящая программа разработана и составлена на основании авторской программы курса коррекционных занятий по «Развитию психомоторики и сенсорных процессов» для обучающ...

Рабочая программа по кружку "Развитие психомоторики и сенсорных процессов"

в программе указано содержание разделов, изучаемых во 2 классе. Дана таблица, в которой можно отследить динамику развития психомоторики и сенсорных процессов....

Рабочая программа курса коррекционно-развивающих занятий «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» для учащихся 1-4 классов

Данная программа является адаптированным вариантом для детей имеющих сложную структуру дефекта программы курса коррекционных занятий «Развитие психомоторных и сенсорных процессов» для учащ...