План-конспект занятия "Коррекция психомоторики и сенсорных процессов" для младших школьников специальной (коррекционной) школы VIII вида
план-конспект занятия по теме
Кто не делится своими знаниями
подобен свету в бочке (эфиопская пословица)
Несколько вступительных замечаний к занятию
Данное занятие состоит из следующих частей: разминки, основной части и заключительной. В содержание включены упражнения на моторику, сохранение зрения, игротренинг, ИЗО – деятельность. Оно может быть использовано не только для младших школьников специальной (коррекционной) школы VIII вида, но и для детей дошкольных образовательных учреждений, а также будет полезно родителям при подготовке детей к школе. В списке литературы вы можете найти интересные игры и задания, которые при их комбинировании помогут преодолеть трудности в обучении детей.
Успехов вам и вашим детям!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekty_zanyatiy.docx | 26.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятие по курсу "Коррекция психомоторики и сенсорных процессов"
для младших школьников специальной (коррекционной) школы VIII вида
по теме: "Справа-слева. Вверху-внизу. В центре. Выше-ниже. Движение в заданном направлении. Игротренинг".
Цель: упражнять детей в правильном обозначении предмета по отношению к себе, развивать ориентировку в пространстве.
Задачи:
Образовательные:
- Научить умению двигаться в заданном направлении.
- Научить адекватно выражать эмоциональные состояния.
Коррекционно-развивающие:
- Развивать устойчивые координаты ("право - лево", "вверх-вниз", "в центре", "выше - ниже").
- Развивать зрительно-пространственное восприятие.
- Развивать зрительно-моторную координацию.
Воспитательные:
- Воспитывать уважение друг к другу, вежливость.
Оборудование: альбом, тетради, простой и цветные карандаши, ластик, шаблон круга.
Педагог-психолог читает стихотворение А. Кондратьева "Здравствуйте":
- Здравствуйте! –
Ты скажешь человеку.
- Здравствуй! –
улыбнётся он в ответ.
И, наверное,
Не пойдёт в аптеку
и здоровым будет много лет.
- Когда люди говорят "Здравствуйте", они не только приветствуют друг друга, но и желают здоровья. Любая встреча начинается с приветствия. Давайте и мы с вами поприветствуем друг друга следующим образом.
Приветствие
Детей просят рассчитаться на первые и вторые номера. Потом стать первым номерам во внутренний круг, а вторым номерам во внешний круг лицом друг к другу и направляться, сделав шаг в противоположном направлении. При этом каждый участник должен поздороваться с тем, кто будет стоять напротив. То есть поприветствовал, шаг в сторону, измени приветствие.
Примеры:
- Пожать руку;
- Кивнуть головой;
- Помахать рукой;
- Поднятие руки или кисти;
- Потереться носами (по африкански);
- Поклониться (по японски);
- Сделать реверанс (по королевски);
- Ладони сложить как для молитвы (по индийски);
- Поздороваться глазами и.т.д.
После выполнения данного упражнения дети отвечают на вопросы:
- В каком направлении двигались?
- Как определили?
Стихотворение "Где право, где лево?"
Стоял ученик на развилке дорог,
Где право, где лево
Понять он не мог.
Но вдруг ученик в голове почесал
Той самой рукою, которой писал
И мячик кидал, и страницы листал,
И ложку держал, и полы подметал.
"Победа!" - раздался ликующий крик.
Где право, где лево, узнал ученик.
Обсуждение содержания стихотворения.
Педагог-психолог: «Давайте вспомним, где у нас правая рука. Поднимите её. Все предметы, которые вы видите на той стороне, где правая рука, находятся справа. Кто знает, где находятся предметы, которые вы видите в той стороне, где левая рука? Знаете ли вы, что обозначают слова вверху - внизу, в центре, выше – ниже? (Уточняет и эти понятия). А сейчас предлагаю сегодня поиграть в интересные игры».
Основная часть
Игротренинг.
Игра " Где предмет? "
Вариант I. Педагог-психолог называет предметы. Все остальные определяют его место расположения.
Слова для справок: справа - слева, вверху - внизу, в центе, выше - ниже.
Вариант II. Педагог-психолог называет предмет, если он находится слева от нас, то дети поднимают левую руку, если справа – правую, если сверху, поднимают обе руки, если внизу, приседают.
Игра " Стань наоборот!"
Каждому из детей следует стать не в заданном педагогом-психологом направлении, а наоборот. По хлопку направление следует поменять.
Пример. Педагог-психолог говорит: «Слева от меня Коля, а справа – Никита». Но дети должны стать наоборот, т.е. слева Никита, а справа Коля. Хлопок и меняются местами.
Игра «Буратино»
Дети стоят лицом к педагогу-психологу.
Правая рука вверх - прыжок на левой ноге.
Левая рука вверх - прыжок на правой ноге.
Правая рука вверх – прыжок на правой ноге
Левая рука вверх - прыжок на левой ноге.
Цикл прыжков повторяется несколько раз.
Физминутка
Дети выполняют движения по тексту стихотворения.
Широко расставим ноги,
Словно в пляске – руки в боки.
Наклонились влево, вправо,
Влево, вправо.
Получается на славу,
Молодцы!
Влево – вправо, влево – вправо…
Упражнение для глаз
И.П. - сидя. Голова фиксирована. Глаза смотрят прямо перед собой. Начинается отработка движений глаз по 4 основным направлениям (вверх, вниз, вправо, влево), сведение глаз к центру. Движения совершаются в медленном темпе (от 3 до 7 секунд) с фиксацией в крайних положениях; причём удержание должно быть равным по длительности предшествующему положению.
Работа в тетради, ИЗО деятельность
Упражнение «Попади в центр!»
Детям предлагается нарисовать круг диаметром 5 см. с использованием шаблона. Затем держа руку с карандашом на столе поставив на локоть, по команде быстро поставить в центре пять точек. Локти не отрывать. Выигрывает тот, кто точнее всех поставит точку в центре.
Задание "Внимательно слушай и рисуй! "
Педагог-психолог называет геометрические фигуры с указанием их места. Просит детей изобразить их в тетради согласно инструкции. Ребята зарисовывают их на указанном месте. Пример: вверху слева треугольник, справа от него квадрат, в центе круг и т д.
Задание "Нарисуй на салфетке!"
Предлагается на салфетке слева нарисовать орнамент из кругов и треугольников, а на салфетке справа – из кругов и квадратов. В центре каждой изобразить круг.
Заключительная часть
Педагог-психолог: "При помощи цвета человек может выразить своё настроение. Если настроение хорошее, то его обычно "рисуют" яркими, светлыми цветами: жёлтым, оранжевым, красным, светло-зелёным, голубым… Плохое настроение – тёмные цвета: чёрный, коричневый. Если трудно определить настроение, показать можно при помощи синего, зелёного, серого цветов. У вас в альбомах нарисован цветок. В цветке пять лепестков. У нас сегодня на занятии было пять основных дел. Вам нужно будет выразить своё отношение к каждому из них, т.е. раскрасить лепестки в цвета вашего настроения.
Первый лепесток у нас будет "Приветствие". Вспомните, как мы друг с другом разными способами здоровались. Вы должны раскрасить один лепесток в тот цвет, который выражает ваше отношение к приветствию.
Второй лепесток – "Игры". Понравились ли вам игры? Раскрасьте.
Аналогично педагог-психолог вспоминает фрагменты занятия, и дети раскрашивают соответствующие лепестки.
Третий лепесток – "Физминутка. "
Четвёртый лепесток – "Задания в тетрадях".
Пятый лепесток означает, довольны ли вы собой.
Примечание: детям можно предложить и самостоятельно нарисовать цветок с пятью лепестками.
Подведение итогов
Педагог-психолог: "Посмотрите на цветы в своём альбоме и по очереди скажите, какое у вас настроение: хорошее, плохое или непонятное. (Обсуждение). Спасибо всем за работу. Желаю хорошее настроение сохранить надолго!".
Используемая литература:
- Антонова С. Движение тела – движение мысли: Нейропсихологическая коррекционно-развивающая программа / Стелла Антонова. – М.: Чистые пруды, 2010. – 32.
- Гин С.И., Прокопенко И.Е. Первые дни в школе: Пособие для учителей первых классов. – 4-е изд. – М: Вита-Пресс, 2004. – 80 с.
- Колесникова Е.В. Математика для детей 6 -7 лет: методическое пособие к рабочей тетради (изд. 2-е., доп. и перераб.). – М.: ТЦ Сфера, 2007. – 88 с.
- Соколова Е.И. Готовимся к школе «Форма, цвет, величина». Для детей 5-7 лет. Развивающая раскраска. – М.: ООО «Диларкон», 2005. – 23 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И ИГРОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ НА УРОКАХ РУЧНОГО ТРУДА В МЛАДШИХ КЛАССАХ СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЫ VIII ВИДА
Использование дидактических игр и игровых упражнений на уроках ручного труда может служить средством, организующим и стимулирующим мыслительную деятельность учащихся с нарушением интеллекта и играть с...
Модифицированная программа "Психологическая коррекция эмоционального и сенсомоторного развития учащихся младших классов" (специальной коррекционной школы VIII вида)
Программа ориетирована на решение следующих задач:- снятие мышечного и психо-эмоционального напряжения, достижения состояния релаксации и душевного равновесия;- активация различных функций ЦНС за счет...
План-конспект занятия для учащихся 2 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида в рамках программы «Развитие психомоторики и сенсорных процессов». Тема: Развитие зрительного восприятия формы предмета.
План-конспект занятия во 2 классе по теме "Развитие зрительного восприятия формы предмета ( круг, овал)....
Дифференцированный подход к обучению младших школьников в коррекционной школе VIII вида.
Как отмечается в Законе «Об образовании», «государство создаёт гражданам с отклонениями в развитии условия для получения ими образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе ...
«Организация коррекционной работы с учащимися младших классов специальной (коррекционной) школы VIII вида, испытывающими трудности при усвоении учебного материала по письму и чтению»
«Организация коррекционной работы с учащимися младших классов специальной (коррекционной) школы VIII вида, испытывающими трудности при усвоении учебного материала по письму и чтению»...
Методика работы над предложением в младших классах специальной (коррекционной) школы VIII вида.
Опыт работы...
Мониторинг результатов образования младших школьников в коррекционной школе VIII вида»
Наиболее точным измерительным инструментов для отслеживания и оценки процесса развития универсальных учебных действиях является мониторинг.Мониторинг- это прежде всего инструмент, помогающий сам...
Комментарии
Ирина Александровна! Спасибо
Ирина Александровна! Спасибо за интересный подбор материала!