Роль социокультурной среды в духовно – нравственном развитии и воспитания младшего школьника.
статья

Максимова Любовь Юрьевна

Ребенок, как субъект социализации, воспроизводит культуру путем усвоения социального опыта, через систему социальных связей, а также воспроизводит ее в социальную среду, через активную деятельность. В этом понимании социокультурная среда ребенка является пространством духовно – нравственного воспитания ребенка. Чем шире среда предоставляет человеку доступ к общекультурным достояниям, чем они многообразнее, и чем более она предоставляет возможностей для саморазвития человека, тем более эта среда удовлетворяет условиям, необходимым для воспитания.

Тема доклада: «Роль социокультурной среды в духовно – нравственном развитии и воспитания младшего школьника»

Цель: Создание условий для развития личности младшего школьника, готовой к активной, творческой и инициативной деятельности через организацию социокультурной среды.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_sotsiokulturnye_meropriyatiya_mlyu.docx41.85 КБ

Предварительный просмотр:

Роль социокультурной среды в духовно – нравственном развитии и воспитания младшего школьника.

Максимова Любовь Юрьевна,

учитель начальных классов МОБУ СОШ №25 г.Якутска

Преобразования в общественной жизни существенно меняют объективные условия социализации подрастающего поколения. Информационно цифровой скачок закладывает новые иные отпечатки в воспитании и развитии детей. По показателям исследования (по Г.В.Солдатовой, д.псих.н.) интенсивность использования интернета за последние 6 лет увеличивается. Интернет - не только технологии, он стал средой обитания современного ребенка. Тем самым ограничивает пространственную среду физического, интеллектуального, нравственного развития детей. Стал выступать источником развития и фактором социализации, порождая новые формы псевдообщественной социальной деятельности.

 Актуальность

Ребенок, как субъект социализации, воспроизводит культуру путем усвоения социального опыта, через систему социальных связей, а также воспроизводит ее в социальную среду, через активную деятельность. В этом понимании социокультурная среда ребенка является пространством духовно – нравственного воспитания ребенка. Чем шире среда предоставляет человеку доступ к общекультурным достояниям, чем они многообразнее, и чем более она предоставляет возможностей для саморазвития человека, тем более эта среда удовлетворяет условиям, необходимым для воспитания.

Тема доклада: «Роль социокультурной среды в духовно – нравственном развитии и воспитания младшего школьника»

Цель: Создание условий для развития личности младшего школьника, готовой к активной, творческой и инициативной деятельности через организацию социокультурной среды.

Основные задачи:

  1. Использования ценностных возможностей социокультурной среды школьника как метод воспитания.
  2. Приобретение опыта социального взаимодействия;

3. Создать систему сотрудничества и социального партнерства с семьей и учреждениями дополнительного образования.

4. Создать условия для развития потребности в здоровом образе жизни.

5. Овладение способами саморазвития и самореализации в современном мире через раскрытие творческого потенциала детей.

        Каждый регион России имеет свою социокультурную среду, воздействующую на процессы образования и воспитания.

В образовательной системе особым образом организованная в пространстве и времени совокупность материальных вещей, окружающих педагога и учащихся является предметно-пространственная среда воспитания. Предметно – пространственная среда создает хорошо оборудованные полузамкнутые микро-пространства для детей, которая стимулируют развитие самостоятельности, инициативности, помогают утвердиться поодиночке, небольшими группами или классным коллективом в рамках образовательных целей.

Семья, школа и учреждения дополнительного образования, детские и юношеские объединения, улица, средства массовой информации - это как социальная среда, которая оказывает формирующее влияние, в взаимодействии влияющих на личность компонентов, на развитие ребенка.

Руководствуясь с определением Л.С.Выготского «Воспитание осуществляется через собственный опыт ученика, который всецело определяется средой, и роль учителя при этом сводится к организации и регулированию среды» с родителями разработали проект взаимодействия с социокультурной средой для развития обучающихся своего класса. А также, для создания развивающей среды разработали механизм взаимодействия, способное обеспечить социально - культурное становление младшего школьника, становление его способностей. К достигнутым в практике результатам использования социокультурного окружения можно отнести и развитие общего кругозора учащихся, расширение поля индивидуального развития, освоение различных форм коммуникации. Целью создания социокультурной среды стало развитие родной речи и знакомство с фольклором народа саха. Так, как, городская среда позволяет ребенку, классному коллективу посещение культурных учреждений круглый год, мы определили для взаимосвязи учреждения культуры:

- музеи: Государственный краеведческий музей им.Ем.Ярославского, Музей музыки и фольклора, Национальный художественный музей РС(Я);

- театры: Театр олонхо;

- библиотеки: школьная библиотека, библиотека «Школьный мир» (ул.Маяковского, 81);

- другие учреждения: кинотеатры, «Дом Арчы», «Чороон 21 века», озеро Сайсары, как культурно – ландшафтная зона, комплекс «Чочур Муран».

Для младшего школьника учреждение культуры является новым местом, где ученик соблюдает правила посещения учреждения, соблюдает нормы этикета и выполняет роль «зрителя – слушателя». Концепция же наших мероприятий состоит в повышении социальной значимости мероприятия, где ребенок становится не только объектом, но и субъектом взаимодействия. Основными подходами социокультурных мероприятий являются: культурно – исторический, деятельностный и личностный подход.

Условия, необходимые для создания социальной ситуации развития ребенка:

  • Непосредственное общение с каждым ребенком.
  • Обеспечение выбора – как средство развития деятельности
  • Сотрудничество как способ социализации: планирование взаимодействия, инициативность, рациональное разрешение проблемных ситуаций
  • Общение в быту – социокультурная практика: коммуникативные практики (ситуативная беседа, обмен новостями, обсуждение вопросов и тд)

Социальная роль ребенка задается тем, что, попадая в определенную систему отношений с другими людьми в том или ином качестве, он сталкивается с определенными требованиями, которые неизбежно и неминуемо предъявляются ему, и с системой ожиданий того, что в определенной ситуации, где он будет себя вести соответствующим образом. Систематическое проведение социокультурных мероприятий приводят к тому, что у ребенка появляется потребность в культурном самосовершенствовании, физической деятельности, подпитке нравственных норм в общественной среде.

Основные шаги взаимодействия детей:

1 шаг - проходят инструктаж по посещению учреждения;

2 шаг – экскурсия по учреждению, общение с сотрудниками;

3 шаг – ответный ход от учащихся и родителей (отзыв, рисунки, конкурсы и тп);

4 шаг – проведение совместного мероприятия;

5 шаг – рефлексия (творческий отчет).

Таким образом, при сотрудничестве с учреждениями младшие школьники, от изучения особенностей среды переходят во взаимодействие, которое наполняет внутреннее содержание развития личности. Здесь, внутренний мир - смысловая сфера личности, связывает ребенка с реальностью мира как целого и регулирует ее жизнедеятельность в социуме. С психологической точки зрения от деятельности «хочу» переходят к деятельности «могу» и через деятельность «сам»  выходят к концепции «Я» самоутверждаются в реальном общественном мире.

Социокультурная среда является, с одной стороны, очень важным фактором, ускоряющим или сдерживающим процесс самореализации личности, с другой стороны, необходимым условием успешного развития этого процесса. Возможности самоактуализации предоставляются человеку только в деятельности, результаты которого повышают как самооценку субъекта деятельности, так и оценку его со стороны социального окружения, удовлетворяют и самого себя, и общество.

Уровень духовно – нравственного развития младших школьников:

        В таблице показан уровень духовно – нравственного развития одного класса начиная с 1 класса (3 «в» класс в 2021г). Показатели: 0 – низкий, 1 – средний, 2 – выше среднего, 3 – высокий уровень.

Одной из важных черт самоактуализации личности является творческое мышление. Проживание опыта и развитие духовно – нравственного содержания ребенка ведут к развитию творческого мышления. Таким образом, деятельность направленная на развитие творческого мышления становится полезным навыком современного человека.

На данной таблице отражены некоторые реализуемые проекты с учреждениями и их результаты.

Учреждения культуры

Реализуемые проекты

Направления деятельности

Результаты

Библиотека «Школьный мир»

Клуб «Куннэй Куо»

Знакомство с героями олонхо.

Занятия в школе и библиотеке

Мероприятия посв, к декаде олонхо

Конкурс «Боотур удьуора»

Конкурс «Суьуох суьума»

Шоу Гиннесс – Сотников Артем 2 место

Мини – мисс Весна – Абрамова Амелия – 1 место

Школьный конкурс «Королева и принцесса» семья Неустроевых - победители

Проект «Читаем все»

Периодическое посещение библиотеки,

Библиотечные уроки,

Участие в мероприятиях конкурсах

Городской конкурс рисунков «Неустроева Катя – победитель; городской конкурс чтецов семья Неустроевых – участие

Аман ес «А5ам уерэ5э»

Школьный «Аман ес» Андреев Женя 1 место, Устинов Эрнст – 3 место, Реев Эрсан – 3 место;

Городской «Аман ес» Андреев Женя – участие

Музей музыки и фольклора РС(Я)

Проект «Фольклор народа саха»

Утварь народа саха

Музыкальные инструменты народа саха,

Просмотр мультфильма «Ньургун Боотур стремительный»

Фотосессия «Боотур удьуора»

Выставка утвари «Олонхо дойдутун иьитэ – хомуоьа»

Школьная выставка «Ураанхай саха мала – сала» родком класса – 2 место

Национальный художественный музей РС(Я)

Проект «Музейный экфрасис»

Знакомство декоративно – художественными предметами искусства

Литературный отзыв на картины художников

Художественный отзыв на выставку

Чтение стихотворений поэтесс Якутии на фоне картин художников Якутии

Выставка «Весна. Женщины. Цветы.»

Мастер – классы по художественному искусству.

Музейные квест – игры.

Театр олонхо РС(Я)

Проект «Мир олонхо»

Посещение спектаклей

Участие в мероприятиях проводимых для детей.

Встреча с артистами театра

Выставки

Посещение спектакля – олонхо для детей «Эрбэхчэй Бэргэн»

Постановка инсценировки «Эрчимэн Бэргэн»

Республиканский конкурс рисунков «Вселенная героев олонхо» - участие 6 учащихся

Городская НПК «Театральная Якутия» Трофимова Динара – 1 место.

Государственный краеведческий музей имени Ем.Ярославского

Проект «История предков в моей жизни»

Экскурсия

Организация научно – исследовательской деятельности школьников

Экскурсия

Индивидуальные экскурсии по темам

Школьная НПК  - участие 17 учащихся, призеры 5 уч-ся.

Городская НПК «Планета знаний» – 2 участника, Абрамова Амелия -2 место.

Городская НПК «Кузьминские чтения» Северьянов Нюргун – 1 место.

«Дом Арчы»

Участие в мероприятиях

Участие в мероприятиях и конкурсах

Республиканский конкурс «Терут дор5оон» - 2 место

Организация «Чороон XXI века»

Проект для мам и девочек «Сандалы остуол иьиттэрэ»

Фотосессия

Экскурсия

Мастер – классы по керамике

Фотосессия «Сахам нарын намчы кыыьа»

Мастер – классы для детей и родителей по росписи фарфора и керамики

Озеро Сайсары

Эколого - краеведческий проект «Сайсарские зори»

Изучение родного края,

Экологическое воспитание школьников

Школьная НПК;

Олимпиада по окружающему миру Габышева Снежана – 1 место,

Дьячковская Аня – 2 место;

Городская олимпиада по орк.миру Габышева С. – участие

Комплекс «Чочур Муран»

Проект «Встреча лета»

Знакомство с церемонией встречи лета.

Обычаи, традиции народа саха.

Экскурсия на природе;

Детско – родительский отдых на природе

Фотосессия на природе

Уборка территории отдыха

В заключении, в основной образовательной программе начального общего образования важное место отводится программе духовно-нравственного развития и воспитания. Духовно-нравственное воспитание это целенаправленный процесс по формированию внутренних установок, понятий, принципов, определяющих поведение, духовные качества, интеллектуальную сферу личности, необходимые ей для осознания собственного места в мире, развития и самореализации. Младший школьный возраст – это начало осознанного восприятия мира, когда закладываются основные принципы гуманной жизни. Воспитательная среда как социально-педагогический объект моделирования - уникальное многомерное и многофакторное явление. Использование социокультурных мероприятий является одним из инновационных подходов в воспитании подрастающего поколения, которые обеспечивают у младших школьников потребность в физическом развитии, нравственной подпитке, культурном развитии и выборе общественно – значимых действий в саморазвитии, самоактуализации и саморазвитии личности.

Проходя этапы адаптации к социокультурным условиям, переходят на этап процесса включения социальных норм и ценностей во внутренний мир человека. Суть, которой состоит в необходимости самоидентификации для ребенка. Такая духовно развитая личность находится в состоянии своего непрерывного развития, самоусовершенствования и самореализации, постоянно открывая для себя новые горизонты на своем жизненном пути, испытывает «радость завтрашнего дня», изыскивает возможности актуализации своих способностей.

Использованная литература:

  1. Венгер, А. Л. Ребенок в обществе: исторический кризис детства
  2. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопр. психол. 1987 С. 62-76.
  3. Левин С.А. «Воспитание творчества». Томск: Пеленг, 1993-56с.
  4. Мануйлов Ю. С. Средовой подход в воспитании // Педагогика. -2000. -№ 7. -С, 23-28.
  5. Селиванова НЛ. Современные представления о воспитательном пространстве /7 Развитие личности школьника в воспитательном пространстве: проблемы управления. — М., 2001. -С. 5-18.
  6. История образования и педагогической мысли за рубежом и в России: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / И.Н.Андреева, Т.С.Буторина, З.И.Васильева и др.; Под ред. З.И.Васильевой. - М., 2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимосвязь семьи и школы в духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников.

Духовно - нравственное развитие и воспитание  младших школьников - первостепенная задача современной образовательной системы в условиях реализации ФГОС....

Духовно-нравственное развитие и воспитание младшего школьника через приобщение его к отечественной религиозно-культурной традиции

Выступление на I Епархиальных рождественских образовательных чтениях на тему "Нравственная ответственность церкви, государства и общества в деле просвещения"....

Программа духовно- нравственного развития и воспитания младших школьников.

Программа духовно- нравственного развития и воспитания младших школьников разработана с учётом требований ФГОС НОО. В программе представлены все направления воспитательной работы классного руководител...

Гражданско-патриотическое воспитание на уроках литературного чтения и во внеурочной деятельности как основное направление духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников

Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников составляет основу учебно-воспитательного процесса.  В формировании духовно-нравственного развития личности приоритетным направлением ...

Статья по чтению по теме: Гражданско-патриотическое воспитание на уроках литературного чтения и во внеурочной деятельности как основное направление духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников

Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников составляет основу учебно-воспитательного процесса.  В формировании духовно-нравственного развития личности приоритетным направлением ...

Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников (воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека)

Теоретический материал. План-сетка работы классного руководителя по воспитанию гражданственности и патриотизма....

Роль семьи и национальной культуры для духовно – нравственного развития и воспитания младших школьников. Программы, школьные проекты и игровые приёмы.

Первая ступень развития гражданина России, духовно – нравственное развитие и воспитание личности начинается в семье. Взаимоотношения в семье проецируются на отношения в обществе и составляют осн...