Роль социокультурной среды в духовно – нравственном развитии и воспитания младшего школьника.
статья
Ребенок, как субъект социализации, воспроизводит культуру путем усвоения социального опыта, через систему социальных связей, а также воспроизводит ее в социальную среду, через активную деятельность. В этом понимании социокультурная среда ребенка является пространством духовно – нравственного воспитания ребенка. Чем шире среда предоставляет человеку доступ к общекультурным достояниям, чем они многообразнее, и чем более она предоставляет возможностей для саморазвития человека, тем более эта среда удовлетворяет условиям, необходимым для воспитания.
Тема доклада: «Роль социокультурной среды в духовно – нравственном развитии и воспитания младшего школьника»
Цель: Создание условий для развития личности младшего школьника, готовой к активной, творческой и инициативной деятельности через организацию социокультурной среды.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_sotsiokulturnye_meropriyatiya_mlyu.docx | 41.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Роль социокультурной среды в духовно – нравственном развитии и воспитания младшего школьника.
Максимова Любовь Юрьевна,
учитель начальных классов МОБУ СОШ №25 г.Якутска
Преобразования в общественной жизни существенно меняют объективные условия социализации подрастающего поколения. Информационно цифровой скачок закладывает новые иные отпечатки в воспитании и развитии детей. По показателям исследования (по Г.В.Солдатовой, д.псих.н.) интенсивность использования интернета за последние 6 лет увеличивается. Интернет - не только технологии, он стал средой обитания современного ребенка. Тем самым ограничивает пространственную среду физического, интеллектуального, нравственного развития детей. Стал выступать источником развития и фактором социализации, порождая новые формы псевдообщественной социальной деятельности.
Актуальность
Ребенок, как субъект социализации, воспроизводит культуру путем усвоения социального опыта, через систему социальных связей, а также воспроизводит ее в социальную среду, через активную деятельность. В этом понимании социокультурная среда ребенка является пространством духовно – нравственного воспитания ребенка. Чем шире среда предоставляет человеку доступ к общекультурным достояниям, чем они многообразнее, и чем более она предоставляет возможностей для саморазвития человека, тем более эта среда удовлетворяет условиям, необходимым для воспитания.
Тема доклада: «Роль социокультурной среды в духовно – нравственном развитии и воспитания младшего школьника»
Цель: Создание условий для развития личности младшего школьника, готовой к активной, творческой и инициативной деятельности через организацию социокультурной среды.
Основные задачи:
- Использования ценностных возможностей социокультурной среды школьника как метод воспитания.
- Приобретение опыта социального взаимодействия;
3. Создать систему сотрудничества и социального партнерства с семьей и учреждениями дополнительного образования.
4. Создать условия для развития потребности в здоровом образе жизни.
5. Овладение способами саморазвития и самореализации в современном мире через раскрытие творческого потенциала детей.
Каждый регион России имеет свою социокультурную среду, воздействующую на процессы образования и воспитания.
В образовательной системе особым образом организованная в пространстве и времени совокупность материальных вещей, окружающих педагога и учащихся является предметно-пространственная среда воспитания. Предметно – пространственная среда создает хорошо оборудованные полузамкнутые микро-пространства для детей, которая стимулируют развитие самостоятельности, инициативности, помогают утвердиться поодиночке, небольшими группами или классным коллективом в рамках образовательных целей.
Семья, школа и учреждения дополнительного образования, детские и юношеские объединения, улица, средства массовой информации - это как социальная среда, которая оказывает формирующее влияние, в взаимодействии влияющих на личность компонентов, на развитие ребенка.
Руководствуясь с определением Л.С.Выготского «Воспитание осуществляется через собственный опыт ученика, который всецело определяется средой, и роль учителя при этом сводится к организации и регулированию среды» с родителями разработали проект взаимодействия с социокультурной средой для развития обучающихся своего класса. А также, для создания развивающей среды разработали механизм взаимодействия, способное обеспечить социально - культурное становление младшего школьника, становление его способностей. К достигнутым в практике результатам использования социокультурного окружения можно отнести и развитие общего кругозора учащихся, расширение поля индивидуального развития, освоение различных форм коммуникации. Целью создания социокультурной среды стало развитие родной речи и знакомство с фольклором народа саха. Так, как, городская среда позволяет ребенку, классному коллективу посещение культурных учреждений круглый год, мы определили для взаимосвязи учреждения культуры:
- музеи: Государственный краеведческий музей им.Ем.Ярославского, Музей музыки и фольклора, Национальный художественный музей РС(Я);
- театры: Театр олонхо;
- библиотеки: школьная библиотека, библиотека «Школьный мир» (ул.Маяковского, 81);
- другие учреждения: кинотеатры, «Дом Арчы», «Чороон 21 века», озеро Сайсары, как культурно – ландшафтная зона, комплекс «Чочур Муран».
Для младшего школьника учреждение культуры является новым местом, где ученик соблюдает правила посещения учреждения, соблюдает нормы этикета и выполняет роль «зрителя – слушателя». Концепция же наших мероприятий состоит в повышении социальной значимости мероприятия, где ребенок становится не только объектом, но и субъектом взаимодействия. Основными подходами социокультурных мероприятий являются: культурно – исторический, деятельностный и личностный подход.
Условия, необходимые для создания социальной ситуации развития ребенка:
- Непосредственное общение с каждым ребенком.
- Обеспечение выбора – как средство развития деятельности
- Сотрудничество как способ социализации: планирование взаимодействия, инициативность, рациональное разрешение проблемных ситуаций
- Общение в быту – социокультурная практика: коммуникативные практики (ситуативная беседа, обмен новостями, обсуждение вопросов и тд)
Социальная роль ребенка задается тем, что, попадая в определенную систему отношений с другими людьми в том или ином качестве, он сталкивается с определенными требованиями, которые неизбежно и неминуемо предъявляются ему, и с системой ожиданий того, что в определенной ситуации, где он будет себя вести соответствующим образом. Систематическое проведение социокультурных мероприятий приводят к тому, что у ребенка появляется потребность в культурном самосовершенствовании, физической деятельности, подпитке нравственных норм в общественной среде.
Основные шаги взаимодействия детей:
1 шаг - проходят инструктаж по посещению учреждения;
2 шаг – экскурсия по учреждению, общение с сотрудниками;
3 шаг – ответный ход от учащихся и родителей (отзыв, рисунки, конкурсы и тп);
4 шаг – проведение совместного мероприятия;
5 шаг – рефлексия (творческий отчет).
Таким образом, при сотрудничестве с учреждениями младшие школьники, от изучения особенностей среды переходят во взаимодействие, которое наполняет внутреннее содержание развития личности. Здесь, внутренний мир - смысловая сфера личности, связывает ребенка с реальностью мира как целого и регулирует ее жизнедеятельность в социуме. С психологической точки зрения от деятельности «хочу» переходят к деятельности «могу» и через деятельность «сам» выходят к концепции «Я» самоутверждаются в реальном общественном мире.
Социокультурная среда является, с одной стороны, очень важным фактором, ускоряющим или сдерживающим процесс самореализации личности, с другой стороны, необходимым условием успешного развития этого процесса. Возможности самоактуализации предоставляются человеку только в деятельности, результаты которого повышают как самооценку субъекта деятельности, так и оценку его со стороны социального окружения, удовлетворяют и самого себя, и общество.
Уровень духовно – нравственного развития младших школьников:
В таблице показан уровень духовно – нравственного развития одного класса начиная с 1 класса (3 «в» класс в 2021г). Показатели: 0 – низкий, 1 – средний, 2 – выше среднего, 3 – высокий уровень.
Одной из важных черт самоактуализации личности является творческое мышление. Проживание опыта и развитие духовно – нравственного содержания ребенка ведут к развитию творческого мышления. Таким образом, деятельность направленная на развитие творческого мышления становится полезным навыком современного человека.
На данной таблице отражены некоторые реализуемые проекты с учреждениями и их результаты.
Учреждения культуры | Реализуемые проекты | Направления деятельности | Результаты |
Библиотека «Школьный мир» | Клуб «Куннэй Куо» | Знакомство с героями олонхо. Занятия в школе и библиотеке Мероприятия посв, к декаде олонхо | Конкурс «Боотур удьуора» Конкурс «Суьуох суьума» Шоу Гиннесс – Сотников Артем 2 место Мини – мисс Весна – Абрамова Амелия – 1 место Школьный конкурс «Королева и принцесса» семья Неустроевых - победители |
Проект «Читаем все» | Периодическое посещение библиотеки, Библиотечные уроки, Участие в мероприятиях конкурсах | Городской конкурс рисунков «Неустроева Катя – победитель; городской конкурс чтецов семья Неустроевых – участие Аман ес «А5ам уерэ5э» Школьный «Аман ес» Андреев Женя 1 место, Устинов Эрнст – 3 место, Реев Эрсан – 3 место; Городской «Аман ес» Андреев Женя – участие | |
Музей музыки и фольклора РС(Я) | Проект «Фольклор народа саха» | Утварь народа саха Музыкальные инструменты народа саха, Просмотр мультфильма «Ньургун Боотур стремительный» | Фотосессия «Боотур удьуора» Выставка утвари «Олонхо дойдутун иьитэ – хомуоьа» Школьная выставка «Ураанхай саха мала – сала» родком класса – 2 место |
Национальный художественный музей РС(Я) | Проект «Музейный экфрасис» | Знакомство декоративно – художественными предметами искусства Литературный отзыв на картины художников Художественный отзыв на выставку | Чтение стихотворений поэтесс Якутии на фоне картин художников Якутии Выставка «Весна. Женщины. Цветы.» Мастер – классы по художественному искусству. Музейные квест – игры. |
Театр олонхо РС(Я) | Проект «Мир олонхо» | Посещение спектаклей Участие в мероприятиях проводимых для детей. Встреча с артистами театра Выставки | Посещение спектакля – олонхо для детей «Эрбэхчэй Бэргэн» Постановка инсценировки «Эрчимэн Бэргэн» Республиканский конкурс рисунков «Вселенная героев олонхо» - участие 6 учащихся Городская НПК «Театральная Якутия» Трофимова Динара – 1 место. |
Государственный краеведческий музей имени Ем.Ярославского | Проект «История предков в моей жизни» | Экскурсия Организация научно – исследовательской деятельности школьников | Экскурсия Индивидуальные экскурсии по темам Школьная НПК - участие 17 учащихся, призеры 5 уч-ся. Городская НПК «Планета знаний» – 2 участника, Абрамова Амелия -2 место. Городская НПК «Кузьминские чтения» Северьянов Нюргун – 1 место. |
«Дом Арчы» | Участие в мероприятиях | Участие в мероприятиях и конкурсах | Республиканский конкурс «Терут дор5оон» - 2 место |
Организация «Чороон XXI века» | Проект для мам и девочек «Сандалы остуол иьиттэрэ» | Фотосессия Экскурсия Мастер – классы по керамике | Фотосессия «Сахам нарын намчы кыыьа» Мастер – классы для детей и родителей по росписи фарфора и керамики |
Озеро Сайсары | Эколого - краеведческий проект «Сайсарские зори» | Изучение родного края, Экологическое воспитание школьников | Школьная НПК; Олимпиада по окружающему миру Габышева Снежана – 1 место, Дьячковская Аня – 2 место; Городская олимпиада по орк.миру Габышева С. – участие |
Комплекс «Чочур Муран» | Проект «Встреча лета» | Знакомство с церемонией встречи лета. Обычаи, традиции народа саха. Экскурсия на природе; | Детско – родительский отдых на природе Фотосессия на природе Уборка территории отдыха |
В заключении, в основной образовательной программе начального общего образования важное место отводится программе духовно-нравственного развития и воспитания. Духовно-нравственное воспитание это целенаправленный процесс по формированию внутренних установок, понятий, принципов, определяющих поведение, духовные качества, интеллектуальную сферу личности, необходимые ей для осознания собственного места в мире, развития и самореализации. Младший школьный возраст – это начало осознанного восприятия мира, когда закладываются основные принципы гуманной жизни. Воспитательная среда как социально-педагогический объект моделирования - уникальное многомерное и многофакторное явление. Использование социокультурных мероприятий является одним из инновационных подходов в воспитании подрастающего поколения, которые обеспечивают у младших школьников потребность в физическом развитии, нравственной подпитке, культурном развитии и выборе общественно – значимых действий в саморазвитии, самоактуализации и саморазвитии личности.
Проходя этапы адаптации к социокультурным условиям, переходят на этап процесса включения социальных норм и ценностей во внутренний мир человека. Суть, которой состоит в необходимости самоидентификации для ребенка. Такая духовно развитая личность находится в состоянии своего непрерывного развития, самоусовершенствования и самореализации, постоянно открывая для себя новые горизонты на своем жизненном пути, испытывает «радость завтрашнего дня», изыскивает возможности актуализации своих способностей.
Использованная литература:
- Венгер, А. Л. Ребенок в обществе: исторический кризис детства
- Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопр. психол. 1987 С. 62-76.
- Левин С.А. «Воспитание творчества». Томск: Пеленг, 1993-56с.
- Мануйлов Ю. С. Средовой подход в воспитании // Педагогика. -2000. -№ 7. -С, 23-28.
- Селиванова НЛ. Современные представления о воспитательном пространстве /7 Развитие личности школьника в воспитательном пространстве: проблемы управления. — М., 2001. -С. 5-18.
- История образования и педагогической мысли за рубежом и в России: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / И.Н.Андреева, Т.С.Буторина, З.И.Васильева и др.; Под ред. З.И.Васильевой. - М., 2002.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Взаимосвязь семьи и школы в духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников.
Духовно - нравственное развитие и воспитание младших школьников - первостепенная задача современной образовательной системы в условиях реализации ФГОС....
Духовно-нравственное развитие и воспитание младшего школьника через приобщение его к отечественной религиозно-культурной традиции
Выступление на I Епархиальных рождественских образовательных чтениях на тему "Нравственная ответственность церкви, государства и общества в деле просвещения"....
Программа духовно- нравственного развития и воспитания младших школьников.
Программа духовно- нравственного развития и воспитания младших школьников разработана с учётом требований ФГОС НОО. В программе представлены все направления воспитательной работы классного руководител...
Гражданско-патриотическое воспитание на уроках литературного чтения и во внеурочной деятельности как основное направление духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников
Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников составляет основу учебно-воспитательного процесса. В формировании духовно-нравственного развития личности приоритетным направлением ...
Статья по чтению по теме: Гражданско-патриотическое воспитание на уроках литературного чтения и во внеурочной деятельности как основное направление духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников
Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников составляет основу учебно-воспитательного процесса. В формировании духовно-нравственного развития личности приоритетным направлением ...
Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников (воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека)
Теоретический материал. План-сетка работы классного руководителя по воспитанию гражданственности и патриотизма....
Роль семьи и национальной культуры для духовно – нравственного развития и воспитания младших школьников. Программы, школьные проекты и игровые приёмы.
Первая ступень развития гражданина России, духовно – нравственное развитие и воспитание личности начинается в семье. Взаимоотношения в семье проецируются на отношения в обществе и составляют осн...